Представители Патриарха и Всероссийского Собора провели в Киеве серию встреч с членами ВПЦР, в ходе к-рых последние заняли жесткую позицию в плане достижения церковной независимости Украины, в результате чего переговоры вскоре были прекращены. 21 дек. 1917 г. ВПЦР, признанная Центральной радой законным представителем правосл. Церкви на Украине, в грубой форме попыталась отстранить митр. Владимира от управления Киевской митрополией. Активисты ВПЦР потребовали от митр. Владимира и его викария, Чигиринского еп. Никодима (Кроткова) , покинуть Киев, передав управление викарному епископу укр. происхождения Уманскому еп. Димитрию (Вербицкому) или Каневскому еп. Василию (Богдашевскому) . Члены ВПЦР надеялись таким способом не допустить работы Собора в русле, намеченном канонической церковной властью. Все архиереи ответили отказом на эти требования. Митр. Владимир направил в Центральную раду запрос о причинах, побудивших правительство признать эту самозваную орг-цию в качестве законной церковной власти. Опасаясь влияния на церковную жизнь Украины, поддержанной властью ВПЦР, ряд иерархов решили пойти на компромисс. Волынский архиеп. Евлогий (Георгиевский) и Черниговский еп. Пахомий (Кедров) продолжили переговоры с ВПЦР. В обращении киевского Союза приходских советов в Киевскую митрополию от 26 дек. 1917 г. утверждалось, что Всеукраинский Собор может послужить умиротворению. В кон. дек. 1917 - нач. янв. 1918 г. в укр. епархиях проходили выборы делегатов на Собор. Во мн. местах к идее Всеукраинского Собора отнеслись с недоверием. Представители епархий нередко обращались к митр. Владимиру, прося его подтвердить, что Собор действительно будет проходить на канонических основаниях. В нек-рых местах выборы не удалось провести. В Киевской ДА лишь 6 янв. были избраны делегаты: профессора прот. Николай Гроссу , И. Четвериков и П. П. Кудрявцев . Архиеп. Евлогий сумел добиться компромисса с ВПЦР. Было решено: раду возглавят правосл. епископы укр. епархий, а сама она станет законным органом церковной власти, к-рый и созовет Всеукраинский Собор; выборы делегатов на него будут организованы по образцу выборов на Всероссийский Собор; епископы Украины образуют Соборную раду, автоматически войдут в состав президиума Собора и изберут из своего числа его председателя; члены ВПЦР станут делегатами Собора, однако Собор может исключить их по своему усмотрению (поправка внесена по инициативе митр. Платона). ВПЦР получила согласие церковных властей на проведение Собора и гарантии участия в нем своих членов и легитимизировала свою деятельность, а епископат избежал опасности проведения неканонического Собора и обеспечил себе главенство на Соборе. Открыть Собор было постановлено 12 янв. 1918 г. Председателем созданной для его подготовки Предсоборной рады стал Екатеринославский и Мариупольский еп. Агапит (Вишневский) , товарищем председателя - представитель ВПЦР свящ. А. Марычев.

http://pravenc.ru/text/155554.html

На Украине В. каноническому митрополиту – противостоял архиеп. Алексий (Дородницын) – председатель Всеукраинской церковной рады. Епископы укр. епархий признали раду правомочной созвать Всеукраинский церковный Собор, открытие которого было назначено на 7 янв. 1918 г. В этот день после литургии и молебна на Софийской пл. в Киеве В. обратился к участникам Собора с приветственным словом. Собор отверг кандидатуру митрополита в качестве председателя Собора и избрал его почетным председателем. В. участвовал во всех соборных заседаниях. 19 янв. 1918 г. 1-я сессия Собора была прервана из-за приближения к Киеву Красной Армии. В дни боев под Киевом В. находился в Киево-Печерской лавре, не раз оказывавшейся под обстрелом, вместе с братией служил молебны, читал акафисты. Вечером 23 янв. большевики овладели лаврой, солдаты грабили помещения, глумились над монастырскими святынями и насельниками. Вечером 25 янв. (7 февр.) 5 солдат вывели В. на лаврский двор и посадили в автомобиль. На поляне в 1 км от лавры священномученик был расстрелян, перед казнью он благословил палачей. Утром следующего дня тело В. нашли прохожие, сообщившие об этом в лавру. Получив разрешение от властей, архим. Анфим после совершения литии приказал перенести останки священномученика в Михайловскую ц. Наместник лавры архим. Климент отслужил вместе со старшей братией панихиду по убиенному архипастырю. На месте расстрела почти сразу же был поставлен крест. Тогда же и в последние дни служились панихиды как в лавре, так и в приходских храмах Киева. 29 янв. (11 февр.) тело В. перенесли в Успенский собор лавры. Чин отпевания совершили митр. Тифлисский Платон (Рождественский), Екатеринославский еп. Агапит (Вишневский), Черниговский еп. исп. Пахомий (Кедров), Чигиринский еп. сщмч. Никодим (Кротков) и Балтский еп. Пимен (Пегов). Гроб с телом В. был перенесен в Ближние пещеры лавры и погребен в Крестовоздвиженской ц. Большевики не взяли на себя ответственность за убийство иерарха. Была создана комиссия по расследованию обстоятельств трагедии, ничего не выяснившая.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

В истории собора есть еще один замечательный факт - возвращаясь из Севастополя в 1915 году, Екатеринослав с однодневным визитом (31 января) посетил последний император великой Российской империи царь-страстотерпец Николай II. Своим присутствием он почтил и Преображенский кафедральный собор. На личном автомобиле самодержец всероссийский проследовал на молебное пение в соборный храм, которому в 1903 году от его имени презентовали набор колоколов. Там император прослушал верноподданническое слово епископа Екатеринославского и Мариупольского Агапита (Вишневского). После богослужения и благословения Преосвященный Агапит преподнес государю от духовенства 25 тысяч рублей на нужды войны в распоряжение государыни императрицы Александры Федоровны. В итоге, сорок восемь лет прошло от дня закладки собора до завершения его строительства. Богослужения же под его сводами проходили меньше века. До революционного переворота в нашей губернии собор являлся главным - кафедральным. Революционные события в России затронули все стороны жизни, повлекли за собой и коренной переворот в отношениях между государством и Церковью. Советское правительство видело в ней своего основного врага и стремилось уничтожить всякие внешние проявления религиозности. Уже после захвата власти большевиками началась подготовка законодательства об отделении Церкви от государства. Жертвами революционных преобразований становились не только помещики и зажиточные люди, но и священнослужители, миряне и интеллектуальная элита. Закрывались и разрушались православные храмы и монастыри. Эти события со всей силой обрушились и на кафедральный собор Екатеринослава. Часть 3 До 1930 года собор оставался действующим. В начале 1920-х годов он находился в руках самосвятов - представителей Украинской автокефальной православной церкви, которые и совершали в нем богослужения. Но как оказалось, все самое худшее было впереди... В 1930 году здание собора передают историческому музею. Будучи уже закрытым, как говорилось тогда, «по просьбам трудящихся», Преображенский собор попал в черный список генерального плана развития города. Не придавая ему значения памятника архитектуры, тем более, общенационального значения, он должен был быть попросту уничтожен. На его месте планировалось поставить грандиозный памятник вождю мирового пролетариата. Конечно, эта информация в прессе не афишировалась и до широкого круга не доходила. Однако она распространялась в среде людей творческих, в среде людей науки. И днепропетровский историк Дмитрий Иванович Яворницкий, на тот момент директор исторического музея, конечно, знал об этом. Благодаря ему Преображенский собор не исчез навсегда. Им был придуман гениальный план спасения - просто сделать помещение собора соответствующим времени и власти. И Дмитрий Яворницкий организовал в Преображенском соборе первый в стране научно-атеистический музей с маятником Фуко. Это был 1932 год.

http://sobory.ru/article/?object=05280

получивший степень доктора богословия. Другой иерарх – епископ Алексий (Дородницын) в 1905 г. стал ректором Казанской духовной академии. Ему же, к слову, принадлежит первая попытка отделить Украинскую церковь от Москвы в 1917 г. Упомянем митрополита Михаила (Ермакова), закончившего Киевскую духовную академию и являвшегося в разные годы ректором Волынской и Могилевской духовных семинарий. Архиепископ Агапит (Вишневский), еще один сторонник украинской автокефалии, также являлся выпускником Киевской духовной академии. Почему все они выступили против «имяславцев»? Едва ли это можно объяснить одним словом. Некоторые, безусловно, руководствовались корпоративными соображениями, другие поддались авторитету Храповицкого и Рождественского, третьих возмутил сам по себе факт «непослушания» исихастов епископам, но многие, безусловно, просто искренне не понимали, какой смысл вкладывают «имяславцы» в «Иисусову молитву» и почему так отстаивают Божественность Имени Божьего. Кажется невероятным, но именно значение «Иисусовой молитвы» для духовного состояния человека оказалось недоступным для сознания подавляющего числа критиков исихазма из числа архиереев и их помощников из лагеря «имяборцев». Так, Григорович смело утверждал, что «молитва есть смена субъективных состояний человека, обусловленных теми или иными психологическими факторами». Тезис о «психологизме» молитвы отстаивали и многие другие противники «имяславия», включая архиепископа Антония (Храповицкого), который понимал молитву как преодоление духовного одиночества . Архиепископ Сергий (Страгородский), вполне разделяя эти взгляды, также утверждал (по крайней мере, публично), будто молитва есть субъективное переживание молящегося лица. Рядом с указанными рецензентами стоит известный публицист (пусть и не богослов) и архиепископ Никон (Рождественский), который привычно учил, будто молитва – суть совокупность субъективных переживаний, не более того. Потому, согласно его «учению», и Имя Божие есть условное слово, «почти тоже, что в математике идеальная точка, круг, в географии – экватор, меридиан и подобное», т.е. суть продукт человеческого мышления . Бледность такого понимания молитвы вступала в резкий диссонанс с учением исихастов, согласно которому «молитва во Имя Христа Спасителя, действуемая во смирении, покаянии, сердечном сокрушении и чистом помысле, соединяет с Ним нашу душу и, находясь в центре, или, что то же, составляя корень и основание духовной жизни, дает человеку возможность не только видеть, но и содержать, как бы в объятиях духовную жизнь во всей ее полноте и необъятных пространствах, в ее таинственных глубинах и неисследованных пучинах, потому что здесь от единения с Господом подаются человеку все Божественные силы, непосредственно черпаемые из Самого Источника» .

http://ruskline.ru/analitika/2023/10/17/...

Протоиерей Владимир Сорокин обратил внимание на то, что иногда сведения о количестве репрессированных берутся " с потолка " , и призвал пользоваться только проверенными источниками. Напомнил он и о важной для церковной жизни нашего города дате: в ночь с 17 на 18 февраля 1932 года в Ленинграде арестовали всех монашествующих и отправили в Казахстан.  Возвращаясь к теме встречи, отец Владимир сказал: " Я считаю, что запятую нужно поставить после слова " простить " . Если мы не будем прощать, зачем мы празднуем Светлое Христово Воскресение? А не забывать - это значит не мстить, а молиться " . Историк Сергей Фирсов тоже попытался ответить на вопрос, как стали в России возможны события 1917 года. По его мнению, решительным образом повлияли на настроение масс события 1905 года: " Те, кто в 1905 году взяли в руки оружие, продолжили в 1917-м " , - сказал он. Сергей Фирсов привел классификацию верующих, сформулированную в начале ХХ века правящим архиереем Екатеринославской епархии епископом Агапитом (Вишневским). Владыка Агапит подразделял верующих на " сильных " (глубоко верующие люди, готовые отстаивать свои убеждения; их меньшинство), " людей земли " (инертное большинство, которое верует больше по привычке и легко поддается манипуляциям) и " хулиганов " (стихийных анархистов). Разумеется, суть проблемы заключалась в том, за кем пойдут " люди земли " .  Сергей Фирсов подчеркнул, что опасения многих людей за будущее России подтвердились, взять хотя бы знаменитую " Записку Дурново " от февраля 1914 года, в которой бывший министр внутренних дел Петр Дурново (1845-1915) предостерегал императора Николая II от ведения войны с Германией, подробно рассказав, к каким последствиям это может привести. " Но знание симптомов болезни еще не означает умения лечить " , - сказал историк. Легковесными, на взгляд историка, выглядят обвинения в адрес церковных иерархов начала ХХ века, с восторгом встретивших Февральскую революцию: " Обвинять очень просто, но надо учитывать при этом исторические реалии. В конце концов, опыт людей, переживших эту смуту и не отказавшихся от своих убеждений даже ценою жизни, поможет нам правильно " расставить запятые " .

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

42 По-видимому, речь идет о Феофилакте (Климентьеве), еп. Прилукском (викарии Полтавской епархии), который был на этой кафедре с 1919 г., но в конце 1922 г. уклонился в обновленческий раскол (скончался в 1923 г.); сведений о том, что он управлял Царицынской епархией, мы нигде не нашли. 43 Дата и слова «письмо о. Петру Коханику» приписаны другим лицом. Здесь же сопроводительное письмо представителя АРА из Лондона в Нью-Йорк, где в том числе сказано: «письмо написано Патриархом Тихоном и его содержание неизвестно». 44 Вероятно, Феодосий (Феодосиев), архиеп. Виленский и Лидский, бывший до революции еп. Смоленским и Дорогобужским; в 1918 г. стал архиепископом, а в 1919 г., опасаясь преследований, бежал в Киев; в 1923 г. выехал в Польшу, где примкнул к польским автокефалистам; скончался в 1942 г. в Вильнюсе (сведений о том, что он управлял Херсонской епархией, обнаружить не удалось). 45 Арсений (Смоленец), архиеп. Семипалатинский; в 1918–1922 гг. управлял Ростовской епархией; скончался в 1937 г. на покое. 46 Иоанн (Левицкий), еп. Кубанский и Краснодарский (с 1916 г.); в конце 1922 г. (уже архиепископом) уклонился в обновленческий раскол; год смерти неизвестен. 47 Священномученик Димитрий (Добросердов), архиеп. Можайский; в 1921–1923 гг. – еп. Ставропольский; расстрелян в 1937 г. на Бутовском полигоне. 48 Поссе Владимир Александрович (1864–1940) – общественный и политический деятель, публицист; один из организаторов кооперативного движения в России; издатель-редактор журнала «Жизнь»; в 1918 г. в Наркомземе, разработал примерные уставы с.-х. артели и коммуны; в дальнейшем на педагогической работе. 49 Поссе В. А. НЭП и голод Подг. текста Н. А. Поссе, В. Ю. Черняева; коммент. В. Ю. Черняева//Русское прошлое. Кн. 4. СПб., 1993. С. 294–295. 50 Об этом свидетельствуют донесения агентов ГПУ с мест, недавно опубликованные в сборнике: Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. Документы и материалы в 4 томах. Т. 1. 1918–1922. М., 2000. 52 Агапит (Вишневский), с 1911 г. – еп. (с 1918 г. – архиеп.) Екатеринославский и Мариупольский; в 1919 г. уклонился в раскол украинских автокефалистов; принес покаяние, был лишен сана и отправлен настоятелем в Свято-Георгиевский монастырь в Крыму; в конце 1922 г. арестован и умер в тюрьме (в 1924 или 1926 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АГАПИТ (ВИШНЕВСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиеп. Агапит (Вишневский) Редакция текста от: 08.10.2016 06:19:48 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13675385.h...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @14267@ Подпись к иллюстрации: Архиеп. Агапит (Вишневский) Размер файла: 84.37 Кб Кто разместил: Губин Андрей Владимирович Дата размещения 06.10.2016 22:24:49 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/14267.html

1786 - 13 мая 1792); митр. Гавриил (Банулеску-Бодони ; 10 мая 1793 - 29 сент. 1799); архиеп. Афанасий (Иванов ; 1 окт. 1799 - 18 авг. 1805); архиеп. Платон (Любарский ; 18 авг. 1805 - 20 окт. 1811); архиеп. Иов (Потёмкин ; 7 февр. 1812 - 28 марта 1823); архиеп. Феофил (Татарский; 19 мая 1823 - 15 окт. 1827); архиеп. Онисифор (Боровик ; 28 нояб. 1827 - 20 апр. 1828); архиеп. Гавриил (Розанов; 22 мая 1828 - 9 мая 1837); еп. Анастасий (Ключарёв ; 22 мая 1837 - 16 апр. 1838); еп. Иннокентий (Александров ; 23 апр. 1838 - 19 авг. 1853); еп. Леонид (Зарецкий ; 19 авг. 1853 - 14 нояб. 1864); еп. Платон (Троепольский; 13 дек. 1864 - 21 авг. 1868); еп. Алексий (Новосёлов; 21 авг. 1868 - 23 июня 1871); еп. Феодосий (Макаревский; 23 июня 1871 - 5 февр. 1885); еп. Серапион (Маевский ; 16 февр. 1885 - 5 дек. 1891); еп. Августин (Гуляницкий ; 14 дек. 1891 - 30 нояб. 1892); еп. Владимир (Шимкович ; 5 дек. 1892 - 12 июня 1896); еп. Симеон (Покровский; 12 июня 1896 - 4 окт. 1911); архиеп. Агапит (Вишневский; 4 окт. 1911 - нач. 1919, возможно, в 1921-1922); еп. Уманский, вик. Киевской епархии, Димитрий (Вербицкий; 1919, в. у.); еп. Ермоген (Максимов; осень 1919-1920); архиеп. Владимир (Соколовский-Автономов; 1921 - янв. 1926); сщмч. еп. Макарий (Кармазин; кон. 1925 - 3 дек. 1937); еп. Александровский, вик. Днепропетровской епархии, Стефан (Адриашенко; 1926, в. у.); архиеп. Полтавский и Переяславский Дамиан (Воскресенский ; 1927-1928, в. у.); еп. Георгий (Делиев; 1928 - 8 дек. 1937, с 1932 в сане архиепископа); архиеп. Харьковский и Ахтырский Константин (Дьяков ; 1929, в. у.); архиеп. Полтавский и Кременчугский Сергий (Гришин ; 1931 - 21 марта 1932, в. у.); еп. Димитрий (Маган; 11 июня - дек. 1942); архиеп. Андрей (Комаров; 28 янв. 1944 - 17 июля 1955); архиеп. Симон (Ивановский ; 20 июля - 17 окт. 1955); архиеп. Гурий (Егоров; 19 окт. 1955 - 21 мая 1959; митр. Симферопольский и Крымский, в. у. Днепропетровской епархией 14 нояб. 1961 - 12 июля 1965); еп. Иоасаф (Лелюхин ; 21 мая 1959 - 14 авг.

http://pravenc.ru/text/178625.html

1827); архиеп. Онисифор (Боровик ; 28 нояб. 1827 - 20 апр. 1828); архиеп. Гавриил (Розанов; 22 мая 1828 - 9 мая 1837); еп. Анастасий (Ключарёв ; 22 мая 1837 - 16 апр. 1838); еп. Иннокентий (Александров ; 23 апр. 1838 - 19 авг. 1853); еп. Леонид (Зарецкий ; 19 авг. 1853 - 14 нояб. 1864); еп. Платон (Троепольский; 13 дек. 1864 - 21 авг. 1868); еп. Алексий (Новосёлов; 21 авг. 1868 - 23 июня 1871); еп. Феодосий (Макаревский; 23 июня 1871 - 5 февр. 1885); еп. Серапион (Маевский ; 16 февр. 1885 - 5 дек. 1891); еп. Августин (Гуляницкий ; 14 дек. 1891 - 30 нояб. 1892); еп. Владимир (Шимкович ; 5 дек. 1892 - 12 июня 1896); еп. Симеон (Покровский; 12 июня 1896 - 4 окт. 1911); архиеп. Агапит (Вишневский; 4 окт. 1911 - нач. 1919, возможно, в 1921-1922); еп. Уманский, вик. Киевской епархии, Димитрий (Вербицкий; 1919, в. у.); еп. Ермоген (Максимов; осень 1919-1920); архиеп. Владимир (Соколовский-Автономов; 1921 - янв. 1926); сщмч. еп. Макарий (Кармазин; кон. 1925 - 3 дек. 1937); еп. Александровский, вик. Днепропетровской епархии, Стефан (Адриашенко; 1926, в. у.); архиеп. Полтавский и Переяславский Дамиан (Воскресенский ; 1927-1928, в. у.); еп. Георгий (Делиев; 1928 - 8 дек. 1937, с 1932 в сане архиепископа); архиеп. Харьковский и Ахтырский Константин (Дьяков ; 1929, в. у.); архиеп. Полтавский и Кременчугский Сергий (Гришин ; 1931 - 21 марта 1932, в. у.); еп. Димитрий (Маган; 11 июня - дек. 1942); архиеп. Андрей (Комаров; 28 янв. 1944 - 17 июля 1955); архиеп. Симон (Ивановский ; 20 июля - 17 окт. 1955); архиеп. Гурий (Егоров; 19 окт. 1955 - 21 мая 1959; митр. Симферопольский и Крымский, в. у. Днепропетровской епархией 14 нояб. 1961 - 12 июля 1965); еп. Иоасаф (Лелюхин ; 21 мая 1959 - 14 авг. 1961); еп. Алипий (Хотовицкий; 14 авг.- 14 нояб. 1961); еп. Полтавский и Кременчугский Феодосий (Процюк ; 19 июля - 8 окт. 1965, в. у.); еп., затем архиеп., позднее митр. Симферопольский Леонтий (Гудимов ; 8 окт. 1965 - 7 окт. 1967; 31 мая 1973 - 19 февр. 1990, в. у.); еп. Симферопольский и Крымский Антоний (Вакарик ; 7 окт.

http://pravenc.ru/text/Днепропетровская ...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010