Тарнавский В. В., нежинский уездный предводитель дворянства. Толстой Ив. Ив., граф. Троцкий И. А., протоиерей, законоучитель Киевского Кадетского Корпуса. Тумасов И. С., учитель второй Киевск. Гимназии. Филимонов Г. Д. , помощник директора Московской Оружейной Палаты. Хорошунов Ф. Д., священник, законоучитель Киевского Института благородных девиц. Христофор Архимандрит, ректор Вифанской дух. Семинарии. Царевский А С., доцент Киевской дух. Академии. Чернев Н. П., магистрант университета. Штрогофер А. Л., лектор французского языка в Киевской дух. Академии. Щеглов Н. Н , учитель Киевск. дух. Семинарии. Щербан А. Н., бывший редактор Львовской газеты «Новости». Яновский Ф., священник с. Вышенок, Остерского у., Черниг. губернии. Фоменко Кл., священник Киево-Спасской на Берестове церкви. 4 Члены корреспонденты Абрамович И. Г., инспектор Плоцкой Гимназии. Артемий игумен, начальник больничного Николаевского монастыря Киево-Печерской лавры. Вернадский Вл., священник с. Глуховец, Бердичевского у., Киевской губ. Борзаковский Г., священник с. Михайловки, Гайсинского у., Подольск. губ. Боцяновский Ф., священник сел Писок и Скоморох, Житомирск. уезда. Васютинский Ф., священник, благочинный Нежинских церквей. Воскресенский И., священник в г. Николаеве, Херсонской губернии. Ганицкий М., протоиерей, ректор Кишиневской духовной Семинарии. Гапанович П., священник, законоучитель Холмского Мариинского женского Училища. Громачевский А. О., учитель Рижского дух. Училища. Желтоножский И., протоиерей, настоятель Киево – Рожденственской церкви. Иваницкий В., священник с. Кагарлыгской Слободы, Киевского уезда. Иосаф, Архимандрит (в мире священник Н. Соколов), ректор Литовской духовной Семинарии. Кириллов Н., священник, законоучитель Новочеркасской Гимназии. Ковальницкий И., священник с. Баглай, Староконстантиновского уезда, Волынской губернии. Конский А., протоиерей, ректор Минской духовной Семинарии. Крылов А. Л., директор Молодеченской учительской Семинарии 27 – Кунелакис А. Г., бывший ктитор храма Нежинского греческого Михайловского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Бегущий под Богом Бог помогает, когда ты сам все сделал правильно, нигде не сачканул, не слукавил, не наделал ошибок. Бывает, я чувствую, что силы есть, и хотя тренер меня тормозит, говорит: «Не надо, не стоит больше сейчас делать», и сам понимаю, что не надо, но не послушаю, пробегу отрезок на тренировке быстрее — и это скажется потом на соревнованиях. 26 июля, 2012 Бог помогает, когда ты сам все сделал правильно, нигде не сачканул, не слукавил, не наделал ошибок. Бывает, я чувствую, что силы есть, и хотя тренер меня тормозит, говорит: «Не надо, не стоит больше сейчас делать», и сам понимаю, что не надо, но не послушаю, пробегу отрезок на тренировке быстрее — и это скажется потом на соревнованиях. Юрий Борзаковский — единственный за всю историю России олимпийский чемпион в мужских беговых дисциплинах. Один из немногих легкоатлетов, способных сегодня поспорить на дорожке с кенийцами. Триумфатор 2004 года, в 2008 он был списан со счетов многими из-за неудачного выступления на Олимпиаде в Пекине. В эти годы пережил череду жизненных испытаний, не связанных со спортом… Сегодня на него снова смотрят с надеждой. Не поговорить с Юрием накануне лондонской Олимпиады-2012 мы не могли. Тем более, что это человек, который не скрывает своей веры. Бабушка — Юрий, обычно в жизни наступает момент, когда с детства верующий человек уже более сознательно приходит к вере. У Вас такой момент выбора был? — Такой момент был, когда скончалась моя бабушка, Ольга Ивановна. Причем это случилось за три дня до чемпионата мира по легкой атлетике. У меня было ощущение, как будто я один остался. Когда бабушка была жива, она всегда выслушивала меня, давала совет, как поступить лучше. Если у меня случалось какое-то горе, неприятность, я мог поехать и поговорить с ней. Я помню ее чуть ли не с самого рождения. До двух лет я жил с родным отцом, потом мама ушла от него и мы жили уже с отчимом, а бабушка постоянно забирала меня к себе, в поселок. Помню — мне было еще 4-5 лет, — как она постоянно ездила в церковь и брала меня с собой. И в школьном возрасте я с ней ездил, а когда начал серьезно заниматься спортом — и дома-то редко бывал, не то что у бабушки. Но она дала мне веру, я понял, что Всевышний помогает мне всегда, направляет, и не только в спорте. Когда я обращался к Нему, всегда получал ответ.

http://pravmir.ru/begushhij-pod-bogom/

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Журнал ФОМА - Журнал - (111) июль 2012 В ЗАГС без невесты Уехал в свой город, а через пару дней прислал телеграмму: «Анна, выходи за меня замуж. Если не пришлешь согласия в ближайшие дни, я больше не напишу и не приеду». 31.07.2022 Бегущий под Богом Юрий Борзаковский — единственный за всю историю России олимпийский чемпион в мужских беговых дисциплинах. Один из немногих легкоатлетов, способных сегодня поспорить на дорожке с кенийцами. Триумфатор 2004 года, в 2008 он был списан со счетов многими из-за неудачного выступления на Олимпиаде в Пекине. В эти годы пережил череду жизненных испытаний, не связанных со спортом…Сегодня на него снова смотрят с надеждой. Не поговорить с Юрием накануне лондонской Олимпиады-2012 мы не могли. Тем более, что это человек, который не скрывает своей веры. 26.07.2012 Храм, оплаканный Шукшиным и люди, которым он все еще нужен Василий Шукшин собирался снимать «Калину красную» у себя на родине — на Алтае. Но, как водится, средства поджимали, сроки изменились, и выбор пал на Белозерск и окрестности: и недалеко от Москвы (Вологодская область), и тюрьма есть, откуда Егор Прокудин освобождался, и старинный город, и деревня неподалеку, где, по сценарию, жила «заочница» Любовь Байкалова. 25.07.2012 «Я жизнь люблю, мечтая умереть...»,  — стихи поэта, ушедшего в 22 года Михаил Нодель заразительно кипел работой, был готов свернуть горы, обаятельно убеждал, делился планами. И вдруг — замолкал, всматриваясь в собеседника с неведомой радостью и, поднимая глаза к потолку, слушая что-то в себе самом, улыбался и хмурился, как дитя. Он казался замысленным на долгие земные годы, а в стихах часто писал о смерти и вечной жизни, о неизбежности Промысла… 16.07.2022 Преданный Богу. Преданный своими Священномученик Димитрий родился в 1884 году в селе Полтево Ярославской губернии в семье диакона Григория Казанского. По окончании Ярославской духовной семинарии он был рукоположен во священника и направлен служить в Преображенский Севастиановский монастырь в Пошехонском уезде Ярославской губернии. С монахинями у него сложились прекрасные отношения, многие оценили его как высокодуховного пастыря и впоследствии, когда монастырь был закрыт, перебрались жить к нему на приход.

http://foma.ru/journal/7-111-ijul-2012

Лит .: Макарий (Петрович), архим. Житие и страдание св. блгв. кн. Михаила Ярославича, Тверскаго чудотворца, сочиненное в Твери в 1765 г. М., 1798; СИСПРЦ. 1836. С. 190-196; Филарет (Гумилевский). Обзор. 1859. Кн. 1. С. 98; он же. РСв. 2008. С. 635-641; Ключевский. Древнерус. жития. С. 71-74, 170-171; Борзаковский В. С. История Тверского княжества. СПб., 1876; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 371-372; Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период, с 1238 по 1505 г. СПб., 1891. Т. 2; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 118-119; Димитрий (Самбикин), архиеп. Месяцеслов. Нояб. С. 105-111; он же. Тверской патерик. Каз., 1907. Тверь, 1991р. С. 5, 11-12; Верный месяцеслов всех рус. святых. М., 1903. С. 44; Голубинский. Канонизация святых. С. 67, 104, 541; Пресняков А. Е. Образование Великорус. гос-ва. Пг., 1918; Кучкин В. А. «Сказание о смерти митрополита Петра»//ТОДРЛ. 1962. Т. 18. С. 59-79; он же. Источники «Написания» монаха Акиндина//АЕ за 1962. М., 1963. С. 60-68; он же. Повести о Михаиле Тверском. М., 1974; он же. Формирование гос. территории Сев.-Вост. Руси в X-XIV вв. М., 1984; он же. О принятии Михаилом Ярославичем Тверским и владимирскими князьями титула «великий князь всея Руси»//Михаил Ярославич Тверской - вел. князь всея Руси. Тверь, 2008. С. 8-21; он же. Права и власть великих и удельных князей в Тверском княжестве 2-й пол. XIII-XV вв.//Там же. С. 216-226; Конявская Е. Л. Житие Михаила Ярославича Тверского//СККДР. Вып. 1. С. 166-168; она же. Очерки по истории тверской литературы XIV-XV в. М., 2007 (по указ.); она же. Тверь в литературных памятниках периода независимости княжества: власть и народ//Славянский мир: общность и многообразие. Тверь, 2009. С. 227-236; она же. Политика тверских Рюриковичей в период становления Тверского княжества//У истоков Российского государства. Тверь, 2015. С. 9-23; Клюг Э. Княжество Тверское (1247-1485 гг.): Пер. с нем. Тверь, 1994 (по указ.); Кучкин В. А., Флоря Б. Н. Княжеская власть в представлениях тверских книжников XIV-XV вв.//Римско-константинопольское наследие на Руси: идея власти и политическая практика. М., 1995. С. 186-201; Михаил Тверской: Личность. Эпоха. Наследие: Мат-лы междунар. науч. конф., посвящ. 725-летию со дня рожд. Михаила Ярославича - вел. кн. Тверского и Владимирского (г. Тверь, 27-29 нояб. 1996 г.). Тверь, 1997; Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у русских князей в X-XVI вв.: Династическая история сквозь призму антропонимики. М., 2006 (по указ.); Михаил Ярославич Тверской - вел. кн. всея Руси: Мат-лы Всерос. науч. конф.: К 700-летию принятия титула «великий князь всея Руси»: роль Тверского княжества и Михаила Ярославича Тверского в становлении рос. государственности. Тверь, 21-22 дек. 2005 г. Тверь, 2008; Св. блгв. вел. кн. Михаил Тверской: 690 лет в нар. памяти: Сб. докладов науч. конф. Тверь, 2009; Св. блгв. вел. кн. Михаил Тверской/Сост.: Г. С. Гадалова и др. Тверь, 2015; Борисов Н. С. Михаил Тверской. М., 2017. (ЖЗЛ).

http://pravenc.ru/text/2563780.html

Необычны и апсиды храма. Они очень велики, что нередко для древних соборов, но кроме того, средняя апсида окружена несильно выступающими контрфорсами, пристроенными к ней в XVIII-XIX вв. для укрепления стены. Тогда же собор был обтянут металлическим «поясом». В 1886-1887 гг. древнее здание пережило еще одну реставрацию. Под руководством архитектора и реставратора Н.В. Султанова собору было возвращено позакомарное покрытие, ранее замененное на простое и гораздо менее эффектное четырехскатное, заново переложен алтарный свод, отреставрирован юго-восточный барабан. До конца XX века купола собора оставались луковичными; только недавно, после возвращения храма верующим, им вернули исконную шлемовидную форму. В советское время храм простоял закрытым с 1922 года. Росписей внутри собора не сохранилось, за исключением некоторых фрагментов позднейших фресок начала XX века. Огромный каменный собор протопить для богослужений в холодное время практически невозможно, поэтому совсем недавно рядом с ним построили маленькую деревянную церковь на месте снесенной в 1954 г. церкви Успения Богородицы (1871г.) с колокольней. Вместо колокольни между двумя храмами – летним и зимним – стоит временная звонница. По материалам изданий: Духовенство и приходы города Старицы и Старицкого уезда. 1828 год: Клировые ведомости. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009. Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901 год. Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914 и материалам сайта Храмы России - иллюстрированный путеводитель по православным храмам России Село Микулино (ранее Микулино Городище) более 600 лет назад находилось на Границе Московского и Тверского и княжеств. Входило в состав Тверской губернии, а после революции, с 1929 г. – в состав Московской области. В давние времена в Микулине стояли 12 церквей, а историк Владимир Степанович Борзаковский предполагал, что здесь их было 18. Из старинных храмов сохранился до наших дней лишь пятиглавый каменный собор, являющийся сегодня доминантой живописного пейзажа вблизи реки Шоши.

http://sobory.ru/article/?object=00391

Тяжелее было для него вести борьбу с Москвой, дружной с татарами и сильной денежными средствами для подкупа союзников. Михаил Александрович вынужден был дружить с Литвой и для закрепления с нею союза женил двух своих сыновей на литовских княжнах (Иоанна на Марии, дочери Кейстута, Василия на дочери Владимира Ольгердовича). Излишне в кратком очерке жизни Михаила Александровича излагать военные его подвиги, о коих подробно изложено у Борзаковского (Княжество Тверское, гл. IV, стр. 142–176, – Экземплярского. Удельные князья т. II, стр. 484–497, – В. Колосова. Благоверный князь Михаил Александрович и др.), Михаил Александрович, несмотря на почти беспрерывные походы против врагов, по своему благочестию, особенно в последние годы, когда владел Тверью, занимался постройкой храмов; так, в 1398 г. он построил в Микулине Михайло-Архангельский собор; в том же году в честь своего небесного патрона – Архангела Михаила – построил каменный храм в новом городе (Старице) и этот храм, как и Микулинский, был освящён св. Арсением, епископом Тверским; в 1399 г. вновь построил в Твери кафедральный Спасо-Преображенский собор. «Верх (этого храма), – по замечанию летописца, – чудно позлати, и сотвориша каменосечцы от плиты жжены и убелиша». (У Карамзина, т. IV. К. Чередеев, стр. 40); на своём великокняжеском дворе в Твери построил храм в честь того же Архангела Михаила. У этой церкви он, уже престарелый и сильно больной, воодушевлённый радостной вестью о принесении протоиереем Даниилом Цареградских святынь, присланных ему от Константинопольского патриарха, как-то: Страсти Христовы (изображения страшного суда и др.) за посланные богатые дары и значительные денежные пожертвования Греческому Императору Мануилу, решил сам встретить оные и, поддерживаемый под руки, он вышел из дворца, земно поклонился и, облобызав оные, поставил в храме. А затем в тот же день князь устроил «знатный пир для духовенства и бояр, причём на трапезу были приглашены нищие (хромые и слепые). Летописи сохранили трогательный рассказ о кончине этого князя. – «По отпуске с вышеупомянутого пира гостей, Михаил Александрович призвал детей своих и бояр и всех придворных и поучал (своих детей), чтобы сохраняли хорошие обычаи, наблюдали правду, целомудрие и братолюбие, внушал им быть мужественными, братьями, жить согласно и слушать большого брата (Ивана), а боярам приказывал, чтобы они его детям, а своим князьям, повиновались и следили за тем, чтобы они (его дети) друг другу обид не делали и довольны были бы своими уделами, которые были им распределены (Ивану Михайловичу с детьми – Тверь Ржев, Зубцов, Ново-Городская Старица, Радзивилов и др.; Василию Михаиловичу и Ивану, сыну умершего сына Бориса – Кашин и Скнятин, Феодору Михаиловичу – Микулин с волостями).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Того же лета в Ярославле и в иных городах тамошних не родилося никакое жито, ни обилие, ни сено». Кроме того, под 7030 г. В Софийском 2-м своде находится известие о нападении Ногайских Татар на Крым, опущенное в Воскресенском и Никоновском сводах. В последних есть некоторые слова, дополняющие Софийский 2-й; под 7031: «пан Петр Станиславов... Горностаев»; «и посланника великого князя... уби»; подробнее описан под 7032 г. поход под Казань (в Софийском 2-м пропущены имена всех воевод и остальные подробности); под 7038 г. пропущены слова: «да диака своего... сына Курицына» (VIII, 269–271; VI, 264–265). На 7034 год прекращается общий источник для Воскресенского и Софийского 2-го сводов; далее в Воскресенском, Никоновском и Софийском 2-м находится только одно известие из общего источника – о рождении у великого князя сына Юрия (VI, 266; VIII, 280). Буквальное сходство Воскресенского свода с Никоновским продолжается до конца Воскресенского свода, то есть, до 7041 г.) с следующими отличиями: под 7036 г. Великий князь вышел против Татар по Воскресенскому своду «не со многими людми»; по Никоновскому «со многими» (VIII) 272; Ник., VI, 283); в числе крестивших князя Иоанна назван в Воскресенском своде троицкий старец Иов Курцов (VIII, 274); прибытие королевских воевод к Стародубу приурочено к июлю (VIII, 290). 243 Там же, стр. 214, 215, сходно с Арх. списком XIX) Пск. 1-й летописи; также, как и в последней, в Никоновском своде после слов: «Новгородцы нам не помогают» находятся прямо слова: «он же (Ольгерд) прият челобитье их»; между тем как в других списках той же летописи сказано: «а сами Псковичи ... приведоша. и ссекоша» (Пск. 1-я лет., IV, 187:188) 244 П. С. Р. Л., Х, 213. Тишинов волость смоленская (Соловьев, Ист. Росс., Т, 179, прим.) Крошенских князей 281 Там же, 15–17; при одном из этих известий – о нападении Дмитрия Донского на Тверь – сказано: «Божиим же заступлением град не вземше возвратишася вспять»; по справедливому замечанию г. Борзаковского (Ист. Тверск. княж., прим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К моменту встречи в 1223 году Киевской Руси с монгольским корпусом на Калке, уже было в ней духовное Православное единство, уже было и осознание этого единства всеми народами Русской земли, НО не было государственного единства. Князья, как сказано в летописях, «несли розно», русскую землю . Каждый князь стремился взойти на престол Великого Киевского княжества, а потому все они были временщиками в своих уделах, в пылу междоусобной борьбы грабили и разоряли русские земли, города и села, иногда хуже монгольских орд. Этот урок хорошо усвоил Александр Невский. Мы, военные профессионалы, недопустимо мало о нём знаем. Мы знаем, что 15 июля 1240 Александр проявил чудеса храбрости, ранил копьем в лицо зятя шведского короля, Биргера, командовавшего захватчиками. Нас учили , что благодаря использованию фактора внезапности Александр с малой дружиной разбил многочисленное войско шведов. Нам известно , что боевые походы молодого князя были стремительны, а его действия отличали решительность и смелость, соединённые с продуманностью и расчетливостью. Но в наших учебниках не говорилось ни слова о главных причинах его побед. Это можно понять, лишь изучив житие святого благоверного князя. С раннего детства его жизнь определялась кругом церковных служб. Читать и писать Александр учился по Библии и Псалтыри. Он постоянно слышал и читал жития святых. Цельность Православия воспринималась им органично. Именно это оказало решающее влияние на его мировоззрение и формирование чувства долга князя перед его людьми. Предстоящее ему княжеского служение он воспринимал как служение Православной вере, служение русской земле, русскому народу и был убежден, что призван Богом на защиту единого для всех русских людей Отечества. Летопись свидетельствует, что перед выступлением на шведов князь Александр пришел в храм Святой Софии, где коленопреклоненно молился: «… Суди, Господи, обидящем мя и возбрани борющимся со мною, приими оружие и щит, возстани в помощь мне». А выйдя из храма, князь обратился к своей малой дружине и небольшому ополчению со словами : «Не в силах Бог, но в правде; помянем песнопевца Давида, глаголюща: сии во оружии, а сии на конех, мы же во имя Господа Бога призовем, ти спяти быша и подоша» (Историко-Литературная Хрестоматия В. Соколова и П. Борзаковского. Одесса, 1887 г., стр. 181. Полное собрание Летописей. T.VII. С.147; T.XV. С. 377).

http://ruskline.ru/news_rl/2019/04/02/my...

В 1216 году, впрочем, мы встречаем ещё один путь – с Кънстнтиня (Скнятиня), тоесть, с устья реки Нерли, – шедший на Городище на р. Сарре, где была церковь св. Марины, но путь этот ближайшим образом вел на Переяславль; кроме того, сам Кнстянтинь был основан только в 1134 году (Kap.II, пр. 261). Таким образом с юга ближайшим путём на Ростов был путь на Медведицу, и потому места остановки Мономаха на Волге надо искать от Медведицкого устья до Углича. По словам Новгородской I летописи, в 1149 г. новгородцы с Изяславом II « по волз възша городъкъ, оли до рославл, попоустиша». По другим известиям эти 6 городков были от Кнстянтиня до Углича, что вполне вероятно, так как здесь именно граница Ростовской области более приближалась к Новгородской, тогда как за Угличем она уже уходила далеко к западу. Так как городами в древности назывались укрепления, то мы вправе ожидать, что расположение укреплений будет подчинено известной правильности. Между Кнстянтинем и Угличем расстояние равно 70 верстам. Если на этом расстоянии было 6 городов, то очевидно, что каждый город стоял друг от друга на 14 вёрст. Действительно, если отсчитывать по 14 верст вниз от Кнстянтиня (Скнятиня), то мы найдём следующие пункты, из которых многие до сих пор сохранили свое значение или же носят названия, обличающия их древность: Устье-Кашинское (укрепление устьев рек было одним из правил древней фортификации: срв.Шоша, Дубна, Медведицкое устье, Скнятинь, на юге Киев, Устье Трубежа и др.), Городище (самое название свидетельствует о бывшем укреплении), Прилуки (название перенесено с юга, что изобличает дело Юрия Долгорукого, устроителя и Скнятина в соответствие южному Скнятину). Ченцы (форма слова, вм. чьрньци, распространённая в старину для северного наречия, выбрасывавшего ь и гласные л и р; срв. Псков [из Пльсковъ], Цна из дьсьна, но южная Десна, ченцы=чернецы). Не Ченцы ли или местность на левом берегу против них называлась прежде Святославлим полем. (Срв. Борзаковский Ист. Твер. кн., стр. 56)? Тогда этот город, получив первое своё название отимени сына Юрия Святослава (†11-го января 1174 г.), впоследствии, будучи во владении митрополита, мог быть переименован по своим владетелям.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Monom...

Д. М. не оставил прямых потомков, к-рые сохраняли бы память о нем. Кроме того, убийство им Георгия Даниловича не нашло оправдания у современников. Имя Д. М. в отличие от имен его родных братьев не было внесено в митрополичий синодик Успенского собора Московского Кремля (ДРВ. Ч. 6. С. 445, 494). Ситуация неск. изменилась после присоединения в 1485 г. Тверского княжества к Русскому гос-ву. Благодаря браку вел. кн. Иоанна III Васильевича с тверской кнж. Марией Борисовной Иоанн III и его сын вел. кн. Иоанн Иоаннович Молодой, считая себя преемниками тверских князей, включили их имена, в т. ч. Д. М., в великокняжеский помянник (РГАДА. Ф. 375. 89. Л. 1 об.). Д. М. назван в царском синодике, отправленном в нач. 1557 г. К-польскому патриарху Иоасафу II для внесения в Патриарший синодик (Россия и греч. мир в XVI в. М., 2004. Т. 1. С. 219, 400, 421). По-видимому, местное почитание Д. М. сохранялось в Твери. До нач. XX в. общее поминовение тверских князей в кафедральном тверском соборе совершалось 16 сент.- в день кончины 1-го самостоятельного тверского кн. Ярослава (Афанасия) Ярославича († 1271) или 15 сент.- в день казни Д. М. ( Димитрий (Самбикин) . С. 178-179). Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 484-486; Т. 3. С. 94, 96-97, 163, 335, 338-340, 457-458, 471, 579; Т. 10. С. 172, 174, 177, 179, 186-190, 192; Т. 15. Вып. 1. Стб. 40-42, 48; Т. 18. С. 84-88; АСЭИ. Т. 3. 86. С. 117-118; Дмитриева Р. П. Сказание о князьях Владимирских. М.; Л., 1955 (по указ.); Кучкин В. А. Пространная редакция Повести о Михаиле Тверском//Средневековая Русь. М., 1999. Вып. 2. С. 139-141; Житие митр. Петра// Клосс Б. М. Избр. труды. М., 2001. Т. 2. С. 29 ; Сиренов А. В. Описи древних гробниц в рукописных сборниках XVII в.//История в рукописях и рукописи в истории: Сб. науч. тр. к 200-летию ОР РНБ. СПб., 2006. С. 410-411. Лит.: Борзаковский В. С. История Тверского княжества. Тверь, 19942. С. 121-123; Экземплярский А. В. Вел. и удельные князья Сев. Руси в татарский период с 1238 г. по 1505 г.: Биогр. очерки. СПб., 1891. Т. 2. С. 468-471; Димитрий (Самбикин), архиеп. Тверской патерик: Кр. сведения о Тверских местночтимых святых. Каз., 1908. С. 178-179; Пресняков А. Е. Образование Великорус. гос-ва. Пг., 1918. С. 124-125, 132-135; Кучкин В. А. Формирование гос. территории Сев.-Вост. Руси в X-XIV вв. М., 1984 (по указ.); Клюг Э. Княжество Тверское (1247-1485 гг.). Тверь, 1994. С. 114-115, 125-130; Горский А. А. Москва и Орда. М., 2001. С. 46-48, 53-55; Конявская Е. Л. Дмитрий Михайлович Тверской в оценке современников и потомков//ДРВМ. 2005. 1(19). С. 16-22; она же. Дмитрий Михайлович Грозные Очи//Зап. тверских краеведов. Тверь, 2005. Вып. 5. С. 72-83.

http://pravenc.ru/text/178221.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010