88 Димитрий Солунский (?–306 г.), святой великомученик. Жил в городе Солуни (ныне Салоники), Греция. За исповедание веры Христовой был заключен в темницу и убит копьями. 92 Речь идет о второй жене князя Юрия Даниловича – сестре хана Узбека, в замужестве принявшей христианство и получившей имя Агафья. В Никоновской и некоторых других летописях упоминается под именем Кончаки. Борзаковский цитирует Воскресенскую, Никоновскую и некоторые другие летописи, где о жене князя Юрия говорится, что она «в Твери была зельем уморена». – Борзаковский, с. 327. Этот же вариант по Троицкой летописи цитирует Карамзин, который, однако, тут же оговаривается: «Кн. Щербатов благоразумно замечает, что Михаил не мог ожидать никакой пользы от такого злодейства, и что оно совсем невероятно». – Карамзин, т. IV, прим. 229. Смерть жены князя Юрия (сестры хана Узбека) наряду с сопротивлением послу хана Кавгадыю была одной из главных причин гибели Михаила Тверского. Это подтверждается тем, что тело Михаила долго не отдавали его семье и отдали только в обмен на тело жены князя Юрия (Софийская I, Троицкая, Воскресенская и другие летописи). 103 По мнению современного исследователя В.Б. Виноградова, «Михаил Тверской был убит в татарском кочевище, располагавшемся на участке левобережья Сунжи в окрестностях современных селений Плиево и Карабулак, недалеко от мавзолея Борга-каш, у дороги к Ачалукам...» «Славный город Ясский Дедяков» – ближайший к кочевищу крупный город – может быть, скорее всего, отождествлен с Верхним Джулатом (Татартупом)». – Виноградов В. «Ещё раз о месте убийства Михаила Тверского, речке «Горесть» и «Славном граде ясском Дедякове». – Тверская старина, 1996, 14–15, с. 21. Другой исследователь, В.А. Кузнецов, пишет, что в 14 км северо-восточнее развалин Татартупа, у осетинского селения Заманкул, на развилке дорог стоит древний каменный крест, который, как можно полагать, был поставлен на месте гибели Михаила Тверского. – Кузнецов В.А. Путешествие в древний Иристон. –М., 1974, с. 60. 114

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Г. отрицал свое участие в избиении активистов в 1918 г. и не признал себя виновным в антисоветской и антиколхозной деятельности. 23 марта 1930 г. осужден Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ в Нижегородском крае на 3 года ИТЛ и отправлен в Вишерский лагерь. Освобожден в 1932 г. С 1933 г. служил псаломщиком в церкви с. Скоробогатова Ковернинского р-на Горьковского края. 31 дек. 1934 г. арестован по обвинению в том, что, «будучи антисоветски настроенным, вел антисоветскую работу по развалу колхозов». 3 янв. 1935 г. направлен в УНКВД по Горьковскому краю, 15 янв. возвращен обратно для дополнительного следствия в распоряжение Ковернинского райотдела НКВД и вновь помещен в районную КПЗ. 21 янв. вторично отослан в Горький и помещен в городскую тюрьму. 17 марта особым совещанием при НКВД СССР приговорен к 5 годам ссылки в Казахскую АССР. В мае 1935 г. прибыл по этапу в с. Щербакты Восточно-Казахстанской обл. 20 нояб. 1937 г. арестован по делу архиеп. Агапита (Борзаковского) , обвинен в том, что состоял членом «церковно-сектантской контрреволюционной группы под руководством Борзаковского» и вел «контрреволюционную пропаганду». Виновным себя не признал, заявил, что как верующий общался со священнослужителями и участвовал в богослужениях, но ни в какой контрреволюционной группе не состоял. 25 нояб. 1937 г. Особой тройкой УНКВД по Восточно-Казахстанской обл. приговорен к расстрелу. Место захоронения неизвестно. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. (Из-за ошибок в следственном деле в подготовленных к канонизации материалах значилось, что Г. имел сан диакона.) Арх.: ЦА Нижегородской обл. Ф. 2209. Оп. 3. Ед. хр. 7879; Д. П-17617; П-8704; Архив ДКНБ Респ. Казахстан по г. Павлодару и Павлодарской обл. Д. 01657. В. В. Королёва, игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ Григорьевич Горбачёв (1892 - 1937), псаломщик, мч. (пам. 10 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) БОРИС Сергеевич Заварин (1910- 1938), мч. (пам. 25 янв., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), псаломщик

http://pravenc.ru/text/166597.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – июль 2012 17 мин., 01.07.2012 1 страница обложки – Юрий Борзаковский, олимпийский чемпион в беге на 800 метров (2004) ( фото «РИА Новости»). См. в рубрике «Интервью номера»: Юрий Борзаковский. Бегущий под Богом (С.10-15). Пролог : (на заставке – «Сеятель». Фрагмент. Рисунок Елены Черкасовой. 2011) Владислав Ходасевич. Путем зерна. Стихотворение. 23 декабря 1917//Фома. - – июль 2012. – С.2. – (рубрика « Пролог »). Содержание : С.3. Письма :   Письма … о женитьбе . Подборка писем и цитат. Фото//Фома. - – июль 2012. – С.4-6. – (рубрика « Письма »). Послание к Ефесянам святого апостола Павла (5:25,33). Цитата: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь…». – С.4; В загс без невесты / Валя , Москва. – С.4; Митрополит Анастасий ( Грибановский ) (1873-1965). Цитата: «Существует общее убеждение, что только бедствия приводят людей к Богу, а счастье скорее привязывает их к земле и заставляет забывать о небе…». – С.4; Романтика кончилась …/Иван, г. Томск. – С.4-5; Архимандрит Иоанн ( Крестьянкин ) (1910-2006). Цитата: «Время раздумий и выбора закончилось, когда вы решили сочетать ваши жизни…». – С.5;   Мое несостоявшееся монашество / Геннадий , г. Самара. – С.5-6; Русская пословица : «Идучи на войну, молись; идучи в море, молись вдвое; хочешь жениться, молись втрое». – С.6; Рябая невеста / Из воспоминаний митрополита Вениамина ( Федченкова ) (1880-1961). – С.6; Михаил Пришвин (1873-1954). Цитата: «Всякое раздумье о какой-то личной «свободе» надо отбросить как нелепость, потому что нет свободы большей, чем та, что дается любовью…». – С.6; Просто искушение / Александр , г. Москва. – С.6;   Послание к Ефесянам святого апостола Павла (5:31-32). Цитата: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей…». – С.6. См. также: Андрей Золотов , заместитель руководителя Редакции иновещания РИА «Новости», главный редактор журнала Russia Profile. Трудности проектирования. //Фома. - – июль 2012. – С.98. – (рубрика « Эпилог »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-111-...

Найлович Кузьма Иосифович. Родился в 1904 г. в Санкт-Петербурге. Белорус. Униатский священник и директор униатского лицея в Харбине. В 1946 г. перешел в православие. Чин перехода совершил митрополит Нестор (Анисимов) . Принят как мирянин. С 1947 г. возглавлял православный лицей им. святого Александра Невского в Харбине. В середине 1955 г. вернулся в СССР на целину (Алтай). Через некоторое время переехал на жительство в г. Челябинск. Преподавал латинский язык в челябинском медицинском институте, работал в научно-исследовательском институте сельского хозяйства. Пел в церковном хоре Свято-Симеоновского собора г. Челябинска. Скончался 28.03.1986 г. от инсульта. Похоронен на городском кладбище близ Градского прииска. Р. Б. Косьма Щербаков Кузьма Александрович. Родился в 1866 г. в г. Симферополе в купеческой семье. В Харбин приехал в 1899 г. Домовладелец и коммерсант. Занимал должность помощника старосты Свято-Софийской церкви Харбина. Скончался 05.03.1938 г. Похоронен на Успенском кладбище. Р. Б. Ксенофонт Причетник полковой походной церкви во время Русско-Японской войны 1904–1905 гг., служивший вместе с протоиереем Митрофаном Серебрянским, будущим преподобноисповедником Сергием. Р. Б. Лариса Борзаковская Лариса Михайловна. В девичестве – Макарова. Преподавательница географии и литературы в Харбинской духовной семинарии. Р. Б. Леонид Аполлонов Леонид Семенович. Закончил гимназию ХСМЛ (Христианский союз молодых людей). Один из руководителей скаутского движения в Харбине. В 1956 г. эмигрировал в Австралию, где продолжил свою работу в скаутском движении. Со своим отрядом лично принимал участие в постройке епархиального храма в Кройдоне и затем женского монастыря в Кентлине. Скончался в 1987 г. Р. Б. Леонид Герасимов Леонид Львович. Родился в 1872 г. в Томской губернии в семье священника. Брат митрополита Мефодия (Герасимова). В 1889 г. окончил Бийское катехизаторское училище. Работал учителем в начальной церковно-приходской школе, затем надзирателем катехизаторского училища до 1899 г. В 1903 г. закончил курс при Придворной певческой капелле в Петербурге. Работал в Чите, Томске и Оренбурге учителем пения при местных духовных семинариях и состоял псаломщиком при Архиерейской церкви. В конце Гражданской войны эмигрировал в Китай. В Харбине с 1920 г. Псаломщик и регент Свято-Николаевского собора (1923–1950 гг.), духовный композитор. Скончался в Харбине в приюте имени митрополита Мефодия в 1952–1953 гг. Р. Б. Леонид

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несколько мелких старинных тверских городков и местечек трудно отыскать. К югу тверские владения заходили в нынешнюю Смоленскую губернию 187 . Город Ржев (ныне уездный Тверской губернии) находился на границе с литовскими владениями и долгое время был спорным сначала между Тверью и Литвой, потом между Москвой и Тверью. Город Ржевка-Ржева (Ржев Володимиров, Ржева Володимирова), по-видимому, долго не знал определенной государственной зависимости. В 1446 г. ржевцы не хотели подчиниться тверскому князю, задумав соединиться с Москвой 188 . Хотя ни откуда не видно, чтобы тверские князья потеряли что-либо из ржевских волостей, однако в духовной грамоте, писанной в 1462 г., московский вел. кн. Василий II Ржев с Волоком и Рузой отказывает своему четвертому сыну Борису 189 ,– знак, что Ржев с волостями находился в преимущественном владении Москвы еще прежде потери Тверью своей политической самостоятельности. После Бориса Васильевича Ржевом владели сыновья его Феодор, Иван и Димитрий. Они передали Ржевскую десятину, разделявшуюся на две половины, в ведение московского митрополита, закрепив ее за ним навсегда. Нужно думать, и в церковном отношении Ржев занимал неопределенное положение. Долгая история закрепления Ржева за митрополичьей кафедрой рассказана в царской жалованной грамоте п. Филарету 1619 г., помещенной в Акт. Археогр. Экспедиции, т. III, 109. После уступки Ржева Москве к концу XVI в. значительными городами в области бывшего Тверского княжества остались Тверь, Кашин, Новый городок (Старица), Зубцов, Клин, Никулин, Дорогобуж и Холм. Три последних, кажется, скоро утратили свое городовое положение. В конце XVI в. Никулинский или Микулинский уезд значится в Тверском уезде 190 . Дорогобуж, находившийся на р. Шоше – выше по течению, ныне село Дорожаево. В. С. Борзаковский указывает его в Зубцовском уезде в 50 вер. от уездного города, близ границы Волоколамского уезда, Московской губернии. В том же уезде указывают и третий исчезнувший удельный город Холм 191 . Эти города с уездами и составляли территорию древней Тверской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В мае 1921 г. монастырская община зарегистрировала трудовые артели: пчеловодческую и по производству кустарных и художественных изделий. Сестры изготавливали головные уборы, скатерти, постельное белье, сумки, обувь и т. д., изделия были высокого качества и предназначались на экспорт. В мае 1922 г. в ходе кампании по изъятию церковных ценностей из храмов О. В. м. были вывезены предметы общим весом 7 пудов 88 фунтов (150 кг), в т. ч. серебряные позолоченная дарохранительница (7 фунтов), позолоченная чаша с эмалью (3 фунта), 3 напрестольных креста (более 4 фунтов), ризы с чтимых Казанской, Тихвинской и Балыкинской икон Божией Матери, ризы с др. образов, 12 серебряных лампад (4 фунта), серебряное кадило (более 4 фунтов), а также 40 предметов с бриллиантами и др. драгоценными камнями. В нач. 20-х гг. XX в. в О. В. м. служили свящ. Всеволод Ковригин (1893 - после 1934), выпускник физико-математического фак-та С.-Петербургского ун-та, сменивший свящ. Григория Архангельского, умершего в 1920 г. от тифа, а также свящ. Павел Святитский, уездный наблюдатель церковноприходских школ, благочинный церквей Правобережного округа Орла. В 1922 г. монастырские священники отказались примкнуть к раскольнической «Живой церкви» , о. Всеволод призвал правосл. общины города «не принимать никаких новшеств». Сестры также оставались верными временно управлявшим Орловской епархией Даниилу (Троицкому) и Агапиту (Борзаковскому) . В февр.-марте 1923 г. О. В. м. был закрыт, игум. Алексия, священники П. Святитский и В. Ковригин неоднократно подвергались арестам. Большинство насельниц проживали в Орле, в основном в окрестностях мон-ря, посещали богослужения в Успенской «Новоблагословенной» ц. и в обращенной в приходскую Воскресенской ц. на Афанасьевском кладбище. В нач. 30-х гг. по большим праздникам в Воскресенском храме молились до 70 монахинь, сестры пели на клиросе. Нек-рое время общиной руководил духовник иером. Ипполит (Носик), совершавший тайные постриги. В 1932 г. игум. Алексия была выслана в г. Алма-Ату, затем проживала в Вологде, там, вероятно в 1938 г., приняла схиму с именем Евгения; в 1940 г. вновь арестована и 3 окт. 1941 г. скончалась в вологодской тюремной больнице. После 1932 г. общину возглавляла избранная сестрами мон. Кира (Нарышкина; 1882-1937), бывш. ктитор и зав. монастырской школой. В 1936-1937 гг. арестам и репрессиям подверглись более 100 бывш. насельниц, проживавших в Орле. В нояб. 1937 г. мон. Кира и прот. П. Святитский были расстреляны (см. подробнее: Мищенко. 2017. C. 619-627). С проживавшей в Орле насельницей О. В. м. старицей Верой (Логвиновой) общался И. М. Крестьянкин (впосл. архим. Иоанн ).

http://pravenc.ru/text/2581557.html

Багалей Д.И. Очерки из истории колонизации и быта степной окраины Московского государства. Т. 1. – М., 1878. Барсов Е.В. Из истории колонизации и культуры Ростовского края. – М., 1902. Барсов E.B. Причитанья северного края. – Ч. 1. – М., 1872; – Ч. 2. – М., 1882. Барсов Е.В. Северные народные сказания о древнерусских князьях и царях//Древняя и Новая Россия. – 1879. – Т. 2, 9. – Грозный царь Иван Васильевич. – С. 405–409; Царица Мария Нагих. – С. 410–411. Бартенев П. Рецензия о первом издании книги Н. Оловянишникова «История колоколов... [Ярославль, 1906/7]»//Русский архив. – 1907. – Кн. 3, 10. – С. 2–3 облож. Белокуров С.А. Материалы для русской истории. – М., 1888. – С. 1–80. – Библиотека и архив Соловецкого монастыря после осады (1676 год). Берхгольц Ф.В. Дневник камер-юнкера Ф.В. Берхгольца. 1721–1725/Пер. с нем. И.Ф. Аммон. –Ч. 1–2. – М., 1902; Ч. 3–4. – М.,1903. Библиотека для чтения. – СПб., 1840. – Т. 38–43. Благовещенский А.А. Остров Эзель и его древности//Сборник археологического института под редакцией Н.В. Калачова. – СПб., 1881. – Кн. 5,1-я половина. – С. 57–234. Богданович Е.В. Исаакиевский собор. 1853–1883. – СПб., 1883. Боголюбов монастырь и приписанные к нему монастыри Покровский и Николаевский Волосов: [Описание]. – Вязники, 1891. Богоявленский В.В. Надписи на двух колоколах в церкви Елгомского прихода//Олонецкие губернские ведомости. – 1873. – 75, 26 сентября, ч. неофиц. – С. 875. Болховитинов Е. Описание Киево-Печерской лавры, с присовокуплением разных грамот и выписок. – Киев, 1826. Борзаковский В.С. История Тверского княжества. – СПб., 1876. Борисов В А. Описание города Шуи и его окрестностей. – М., 1851. Ваучский А. Иоанна Предтеченская церковь , что на Опоках в г. Новгороде. – Новгород, 1900 (Прилож. к «Памятной книжке Новгородской губернии на 1901 г.»). Ведомость, учиненная в Московской синодального правления канцелярии, обретающимся в Москве архиерейским домам и монастырским подворьям и разных сороков церквам, в которых местах мая 20 дня во время пожара горело . – О Успенском большом колоколе: [Из донесения ее императорскому величеству Государыне императрице Анне Иоанновне о московском большом пожаре мая 20-го 1737 года]/Публикация П. И.Иванова //Чтения в обществе истории и древностей российских. – 1858. – Кн. 3, разд. «Смесь». – С. 40–45,45–50.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Замечательна древняя икона Воздвижения Честного Креста; внизу сей иконы написаны коленопреклонёнными царь Алексей Михайлович, его супруга Наталия Кирилловна, с левой стороны; а с другой патриарх Никон . – Весьма интересна (хотя и не старинная) икона, на которой в нескольких рядах изображена осада и взятие Никулина великим князем Димитрием Донским, который два раза овладевал этим городом (в 1370 и в 1376 г.). Интересен Синодик (написанный на пергаменте, хотя и не древний, в форме древних диптихов). В нём весьма тщательно перечислены Тверские, Микулинские и др. князья, с поименованием их супруг, (но насколько достоверно написанное в нём – неизвестно, потому что составлен он в недавнее время г. Головиным, бывшим владельцем Никулина). Борзаковский в «Истории Тверского княжества выражал недоверие составителям Синодика. Микулинское княжество существовало 146 лет (с 1339 по 1485 г.). В недавнее время по случаю трёхсотлетия, по ходатайству и заботам известного в Твери любителя Археологии, Основателя Тверского Археологического Музея Августа Каз. Жизневского, Микулинский храм с помощью казны был значительно ремонтирован и вновь освящён (см. Автобиографию архиепископа Тверского Саввы). Ныне в нём один престол в честь Архистратига Михаила, а в прежнее время было три: Арх. Михаила, св. великомученика Димитрия и св. Апостолов Петра и Павла. К сожалению, при возобновлении храма уничтожены были стенные священные изображения.  Что касается до многоимённости этой святой: – Анастасия, Васса, Василиса, Феодора – (Васса и Василиса должны быть различаемы между собой, как имена отдельно празднуемых святых. Память св. Вассы в православной церкви 28 марта, есть – ещё 21 августа, а св. Василисы 4 сентября) то нужно заметить, что в России в первые века христианства оставляли языческие имена при христианских, как то: Ольга (равноапостольная), великая княгиня – в крещении Елена (11 июля), её внук равноапостольный Владимир до крещения, а в св. крещении Василий (15 июля), – его сын Ярослав Мудрый – Георгий или Юрий (19 февраля) и др. – Затем – в России, особенно князья и люди знатные, называли детей своих при рождении любимыми языческими именами, в которых звучало слово «слава» – Мстислав, Ростислав, Святослав, Изяслав, хотя все эти князья в св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

В дореволюционной историографии стоит еще обратить внимание на ряд работ, которые так или иначе касались интересующей нас темы. В области церковного права можно назвать монографии А. С. Павлова , Н. Ильинского, В. А. Нарбеко-ва, В. Сергеевича, М. Е. Красножена 22 ; две монографии А. И. Никитского, исследующего историю церковного института в Новгороде и Пскове 23 . Дореволюционные исследования немало касались внешнеполитической деятельности митрополитов, особенно их отношений с Литвой, которой были подчинены западные земли русской митрополии. Непосредственно данной проблеме посвящены работы И. П. Чистовича, А. С. Павлова , Н. Д. Тихомирова и В. А. Беднова 24 . А в работах В. Б. Антоновича, И. Дашкевича, А. М. Андрияшева, П. Д. Брянцева, И. П. Филевича, П. Г. Клепатского и М. К. Любав-ского исследуется общеполитическая ситуация в западнорусских землях 25 . По вопросу о взаимоотношениях митрополитов с Ордой очень ценным является труд М. Д. Приселкова «Ханские ярлыки русским митрополитам». В данной работе автор на материале дошедшего до нас собрания ярлыков рассматривает иммунитет, который получила русская церковь от татар. М. Д. Приселков обращает внимание на изменениеэтого иммунитета с течением времени. Так, при митрополите Феогносте церковные льготы были значительно ограничены, а при митрополите Алексии снова восстановлены 26 . Столь же важное значение имеет и исследование, посвященное отдельным княжествам, в политической жизни которых участвовали русские митрополиты. Это работы В. С. Борзаковского и А. В. Экземплярского по истории тверского княжества 27 и исследование Н. Храмцовского по истории нижегородского княжества 28 , где собран богатый фактический материал об изучаемом периоде. В послереволюционной историографии анализируемые сюжеты по идеологическим соображениям или вообще не рассматривались, или упоминались лишь вскользь 29 . Пожалуй, единственной до конца 1970-х годов работой по истории русской церкви является коллективная монография под редакцией Н. А. Смирнова « Церковь в истории России». Труд представляет собой серию кратких очерков, цель которых показать реакционную деятельность церкви в истории России 30 . Первоначальная заданность концепции и фрагментарность изложения делают эту книгу по жанру скорее атеистически-пропагандистским изданием, нежели научно-историческим исследованием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

361 ПСРЛ. Т. 18. С. 98. Очевидно, и в Троицкой летописи (см.: fpucejiKoe М. Д. Троицкая летопись. С. 373–374). 364 Борзаковский В. С. История Тверского княжества. С. 135. За-ладные историки – Д. Феннелл, а за ним М. Хеллман – считают, что уже с 30-х гг. XIV в. наметился тесный союз между Тверью и Литвой – см.: Fennell J. The Emergency of Moscow. 1304–1359. Los Angeles, 1968. P. 103–123; Hellmann M. Das GroBfurstentum Litauen bis 1569//HGR. Stuttgart, 1981. Bd I/II. Lfg. 10. S. 717–780; 1982. Lfg. U.S. 781–851). Э. Кпюге справедливо возражает, что эта оценка правомерна лишь только по отношению к Александровичам (см.: Клюге Э. Княжество Тверское. С. 170–171). 368 Там же. С. 66. Это сообщение Рогожского летописца не читается ни в какой другой летописи. Поэтому трудно определить его происхождение. С одинаковой долей вероятности оно может быть причислено как к Троицкой летописи, так и к Тверскому своду 1375 года. 370 ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. С. 66. Незадолго до смуты в Орде побывал митрополит Алексий. Ему удалось восстановить потерянные митрополитом Феогностом церковные льготы (см.: Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. 4. Примеч. 384; Памятники русского права. Вып. 3. Прил. 5). 375 Во втором каноне второго Вселенского собора говорится: «Не должно переходить за пределы своей области для рукоположений или какого-либо другого церковного распоряжения» (см.: Деяния Вселенских соборов. Т. 1. С. 109). 379 РИБ. Т. 6. Прил. 30. В соборном определении Нила не указан год, в котором произошло пленение митрополита Ольгер-дом. Макарий и Е. Е. Голубинский относят пленение к 1358– 1359 гг., т. к. именно в это время в летописях указано, что митрополит Алексий обозревал западные земли своей митрополии (см.: Макарий, митрополит Московский. История русской церкви. Т. 4. С. 46; Голубинский Е. Е. История русской церкви. Т. 2, 1-я пол. С. 192). П. П. Соколов же необоснованно, с нашей точки зрения, относит факт к 1355 г., когда митрополит Алексий возвращался из Константинополя с поставления, ведь путь между ним и Русью шел преимущественно через Орду, а не через Литву (см.: Соколов П. П. Русский архиерей из Византии... С. 364–365).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010