77 В Никоновской, Воскресенской, Тверской летописях это место названо Брод. По Борзаковскому, речь идет о деревне Брод (ныне Броды) на Волге между Тверью и Старицей. 78 Сохранился древнейший документ, связанный с Михаилом Тверским: договорная грамота между ним и Юрием Московским, написанная, как считает В.А. Кучкин, в феврале 1318 г., в результате переговоров у Синеевского. Грамота интересна также тем, что в ней упоминается княгиня Василиса – вдова князя Андрея и родная сестра жены Михаила Тверского Анны. В. А. Кучкин полагает, что многое в грамоте свидетельствует о поддержке Михаила Тверского целым рядом удельных князей. – Кучкин В.А. Последний договор Михаила Ярославича. В сборнике «Михаил Тверской: личность, эпоха, наследие». – Тверь, 1997, с. 29–73. 79 Константин (1306–1346 гг.), третий сын Михаила Ярославича. В то время Константину было 11–12 лет. 80 Варсонофий, епископ тверской с 1315 по 1328 гг. Не путать со святым Варсонофием II, епископом тверским в 1567–1571 гг. До назначения в Тверь был епископом Сарским. 81 Игумен Иван, духовник Михаила Ярославича. Возможно, автор переработки Повести о Михаиле Тверском в Житие. – См. Повесть о святом благоверном великом князе Михаиле Ярославиче Тверском. – Тверь, 1997, с. 12. 82 Река Нерль впадает в Волгу между Кимрами и Калязином. В древности у устья Нерли, на пути из Твери во Владимир, стоял город Кснятин (ныне село Скнятино). 83 Святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская (1278?–1368 гг.). Венчалась с Михаилом Тверским 8 ноября 1294 г. После гибели в Орде мужа, старших сыновей Дмитрия, Александра и внука Федора в 1339 г. постриглась в монахини Софийского монастыря в Твери. Последние годы жизни, приняв схиму, провела в Воскресенском монастыре г. Кашина, за что и прозвана Кашинской. 84 Василий (1309–1368 гг.), четвертый сын Михаила Ярославича. В описываемое время Василию было 8–9 лет. 85 Дмитрий Михайлович Грозные Очи (1298–1326 гг.), старший сын Михаила Ярославича, князь тверской с 1318 по 1326 гг. и великий князь владимирский с 1322 по 1326 гг. Убит в Орде.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

(Тогда Торжок был ещё Новгородский). ↓ В 1398г. в Тверском Новом городке (Старице, ибо на Волге и Старице. В L’art russe Строганова, лист XI, фасад Старицкого собора 1558г.) церковь архистратига Михаила, – Никоновская летопись IV, 278 начало. Во 2 Софийской под 1396 годом. В 1403г. в Тверском городке церковь Николы, – Никоновская летопись IV, 307. См. у Борзаковского стр. 32 sub fin.. 3 . В 1404г. в Твери заложена церковь Успения, – Никоновская летопись IV, 312, 316 начало. В 1403г. в Опоках церковь св. Николая, – Борзаковский, История Тверского княжества, стр. 39. 4 . и 5. Церкви в Твери: св. Димитрия и Введения, на которых в 1352г. поставлены золочёные кресты, – Никоновская летопись III, 203, были каменные? Ростов – Вологда – Суздаль – Нижний-Новгород – Рязань. В Ростове перестраиван собор, см. I т. 2 половину. Изображение нынешнего Ростовского собора в L’art russe Строганова, лист VII. В Борисоглебском монастыре на Устье, близь Ростова, построены церкви (и весь он – каменный) между 1522 и 1542 годами, см. в Вестнике Общества древнерусского искусства 1874г. книги 1–3, Смесь начало, с рисунками. В 1351г. совершена в Нижнем Новгороде каменная церковь (не сказано – какая), – Никоновская летопись III, 198 (пред духовной Магнуша). Преображенский собор, см. Макария Нижегородские древности стр. 2, 67. (Тут же и об Архангельском соборе. Снимок с построенной митрополитом Алексеем церкви в Благовещенском Нижегородском монастыре ibid. между стр. 168 и 169, особенной, замечательной, архитектуры). Покровская (Сергия Радонежского) церковь в Балахне XVI в. см. Макария Нижегородские древности, стр. 283. В селе Пальце Нижегородского уезда Кузмодемьянская церковь конца XVI в. (замечательная, от самого основания представляет один шатровый свод, вышина 3 сажени), – Макария ibid. стр. 307 fin.. В селе Красном Костромского уезда, 1592г., см. протоиерея Беляева Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии, СПБ., 1863г., Древние, без обозначения года: 1. холодный кафедральный собор в Костроме, построенный в XIII в., но после переделыванный; 2. в бывшем Заозерном Аврамиевом монастыре Галичского уезда 3. в Кинешме Сретения кладбищенский 4. в селе Лаврентьевском Чухломского уезда 5. в селе Высоко Солигаличского уезда 6. в селе Воскресения на Воче Солигаличского уезда 7. в селе Нейском Кологривского уезда Неизвестного года: а. Костромского уезда 21, 25, 27, 38, 66, 70, 72, 74–77, 82); б. в Галиче и 8); в. Галичского уезда г. Кинешемского уезда 46, 55, 71, 72); д. в Нерехте 7); е. Нерехтского уезда 48, 55, 61, 123, 136); ж. Юрьевецкого уезда з. Буйского уезда и. в Чухломе i. Coлuraлuчckoro уезда 18, 39); к. Кологривского уезда л. Макарьевского уезда 26, 44, 61).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Кудромонтовский Василий, в 1741–2 году преподававший грамматику 234 ). Софонович Мефодий, киевлянин, иеродиакон, а впоследствии иеромонах; в 1741–2 году преподавал инфиму, в 1742–3 году грамматику 235 ). Миткевич Иоанн, в монашестве Иоасаф, 20 октября 1741 года выбывший из богословского класса Киевской Академии к преосвященному Новгородскому 236 ) Амвросию Юшкевичу, в 1743–4 году преподавал синтаксиму, в 1744–5 году пиитику 237 ); до 1748 года – реторику; в 1748–50 г.г. был префектом, в 1750–56 г.г. ректором семинарии 238 ). По поручению Св. Синода, исправлял Четь-Минеи Св. Димитрия Ростовского для третьего издания 1754 года и Печерский Патерик для Киевского издания 1759 года. Скончался в 1763 году в сане епископа Белоградского и Курского 239 ). Ямницкий Иоанн, в монашестве Иосиф, изд, Киевских воспитанников, вызванный из Киева вместе с Миткевичем 240 ). В 1743–4 году преподавал в Новгородской семинарии грамматику, в 1744–5 году был учителем реторики и префектом 241 ); в 1748 году, начав читать богословие, скончался в сане ректора семинарии и архимандрита Новгородского Антониева монастыря 242 ). Борзаковский Василий, учитель, упоминаемый в письме Новгородского митрополита Амвросия Юшкевича от 2 октября 1742 года 243 ). Скибинский Стефан, из воспитанников Киевской Академии, в 1743 году преподававший инфиму 244 ). Данилиевич Максим, из Киевских воспитанников, в 1743–4 году преподававший инфиму и фару 245 ). Сопковский Павел Иванов, в монашестве Парфений, воспитанник Киевской Академии; в 1744–5 году преподавал синтаксиму 246 ); в 1750–56 г. г. был префектом, в 1756–58 г.г. ректором Новгородской семинарии 247 ). Кроме проповедей, известно его сочинение о должностях пресвитеров приходских, с 1776 года имевшее несколько изданий. Скончался он в 1795 году в сане Смоленского епископа 248 ). Чишкевич Иван Иванов, светский, в 1744 году выбывший из богословского класса Киевской Академии в Новгород. Здесь он три года последовательно был учителем грамматики и синтаксимы, после чего возвратился в Киев и подал прошение о пострижении в монашество 249 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Путеводитель. На правах рекламы: С.88,90-92. Реклама : С.89,93-95. Отклики:   Когда исповедуешь умирающего… Письмо в редакцию/Автор – иерей Николай Спамбетов , г. Губкинский, Ямало-Ненецкий автономный округ. Фото автора//Фома. - – июль 2012. –С.96-97. – (рубрика « Отклики »). Коротко: . Редакция благодарит издательство «Никея» за помощь в подготовке рубрики//Фома. - – июль 2012. – С.97. – (рубрика « Коротко »). Сергеевич Аксаков . Цитата: «Прогресс, отрицающий нравственность и Христа, в конце концов становится регрессом…». О происшествии на соревнованиях для спортсменов с ограниченными возможностями. Притча о богаче в роскошной карете, запряженной шестеркой породистых лошадей, застрявшем в трясине, и крестьянине на телеге с парой лошадок, легко проехавшем ту же самую трясину. Эпилог: Андрей Золотов , заместитель руководителя Редакции иновещания РИА «Новости», главный редактор журнала Russia Profile. Трудности проектирования. Фото из архива автора//Фома. - – июль 2012. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). О материалах номера, из которых выделены: интервью с протоиереем Владимиром Воробьевым (с.17); статья Ивана Забаева « Женился - значит помер?» (с.23); рубрика « Письма о женитьбе » (С.4). Отмечены: интервью олимпийского чемпиона, бегуна Юрия Борзаковского (с.10), репортаж Оксаны Головко из Сергеево-Посадского детского дома для умственно-отсталых детей (с.62), беседа со священником Игорем Фоминым о реинкарнации (с.28). Самым захватывающим материалом номера для автора стали « Записки психиатра » Бориса Херсонского (с.74). Заинтересовала поднятая в номере тема казачества (с.66), а также колонка игумена Дамаскина ( Орловского ) «Новомученики», посвященная простому сельскому священнику из Ярославской епархии Димитрию Казанскому (с.38), который боролся с обновленцами. 3-я страница обложки: Фото Юрия Курбатова – Инок Алексий звонит к обедне . Космо-Дамианском монастырь, расположенный у подножия горы Роман-кош – высшей точки Крыма. Репортаж об этом монастыре будет напечатан в следующем номере журнала.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-111-...

Приложение к 649 Алфавитный список духовенства, членов IV Государственной Думы 845 По состоянию на 28 ноября 1912 г. Имярек, церковный сан От какой губернии (города) избран Пермская 2. Альбицкий о. Александр Нижегородская Воронежская 4. Анатолий (Каменский), епископ Елисаветградский Г. Одесса Пермская 6. Борзаковский о. Иоанн Черниговская 7. Вельский о. Александр Нижегородская Бессарабская 9. Будилович о. Александр Седлецкая и Люблинская Пермская 11. Гвоздев о. Иоанн Вологодская 12.Гепецкий о. Николай Бессарабская Гродненская 14.Дроздовский Иоанн, священник. Полтавская 15.Евладов о Венедикт Оренбургская 16.Зверев о. Петр Орловская 17. Знаменский о. Михаил Тульская 18.Караваев о. Иоанн Вятская 19. Карпинский о. Иоанн Волынская 20. Крылов о. Симеон Самарская 21. Лаукайтис о. Иосиф Сувалкская 22. Лачинов о. Михаил Тамбовская 23. Лентовский о. Владимир Пензенская 24. Лотоцкий о. Анания Волынская Орловская 26. Маньковский о. Григорий Подольская 27. Мацеевич о. Станислав Виленская 28. Медведков о. Сергий Симбирская 29. Мешковский о. Алексий Курская 30. Митроцкий о. Михаил Киевская 31. Населенко Памфил, священник Киевская 32. Немерцалов Вениамин, священник Самарская Волынская 34. Околович о. Константин Минская 35. Ольховский Федор, священник Витебская 36. Остроумов о. Стефан Рязанская 37. Покровский о. Павел Орловская 38. Попов Владимир, протоиерей Подольская 39. Попов о. Димитрий Вологодская Вятская 41. Попов о. Тихон Воронежская 42. Рудич о. Калинник Подольская 43. Смирнов о. Александр Казанская 44. Спасский о. Владимир Курская 45. Станиславский о. Алексий Харьковская 46. Сырнев о. Сергий Вятская 47. Трегубов о. Александр Киевская 48. Филоненко Феодор, протоиерей Подольская 49. Юзьвюк о. Владимир Виленская 50. Якубович о. Вячеслав Минская ГАРФ. Ф. 1467. Оп. 1. Д. 572. Л. 125, 5758. Машинопись. Подлинник; Справочный листок Государственной думы. СПб., 1912. 7. С. 26; 8. С. 413. 650. Обращение Петроградского, столичного духовенства к народу 48 марта 1917 г. Православное петроградское духовенство обращается с призывом: в эти великие дни желанного и выстраданного народом политического обновления всем гражданам Российского государства следует объединиться с новым правительством, избранным Государственной Думой, и всеми силами и средствами ему содействовать. В этом быстром и всеобщем объединении единственный путь, с Божией помощью, к прочному умиротворению взволнованной страны и верный залог победы над внешним врагом. Православные русские люди, не медлите исполнить ваш священный долг перед Родиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Боголюбов Феодор Васильевич (иерей Феодор) Богославский Андрей Александрович (протоиерей Андрей) Богословский Андрей Александрович (протоиерей Андрей) Богуславский Андрей (протоиерей Андрей) Бойко (иеромонах Феодосий) Бологов Григорий Кириллович (р. Б. Григорий) Болотова Ольга (игуменья Олимпиада) Бондаренко Анатолий (р. Б. Анатолий) Борзаковская (Макарова) Лариса Михайловна (р. Б. Лариса) Борзов Николай Васильевич (р. Б. Николай) Борисоглебский Василий Ильич (протоиерей Василий) Бородин Сергей (протоиерей Сергий) Бородин Сергей Матвеевич (р. Б. Сергий) Бородина Анна (послушница Анна) Брадович Борис Николаевич (р. Б. Борис) Брадучан Сергий Димитриевич (протоиерей Сергий) Бридди Елизавета Петровна (монахиня Зинаида) Бродяной Николай Александрович (протоиерей Николай) Брутко Иван Яковлевич (р. Б. Иоанн) Брызгалова Мария Макаровна (р. Б. Мария) Брынских Иоанн Андреевич (протоиерей Иоанн) Буйлов Нила Сергеевич (р. Б. Нила) Булынгин Адриан Алексеевич (р. Б. Адриан) Бурдин Василий Иванович (р. Б. Василий) Бусыгин Владимир Васильевич (р. Б. Владимир) Бутаков Александр Иванович (р. Б. Александр) Бушуев Сергей Петрович (игумен Серафим) Быстров Василий Васильевич (архимандрит Иннокентий) В Ваганов Петр Димитриевич (р. Б. Петр) Валентина, монахиня (фамилия не установлена, Варвара Григорьевна) Ван (монах Софроний) Ван Павел (святой мученик Павел) Варвара, игуменья (Эпова Евгения) Варвара, монахиня (фамилия не установлена) Варсонофий, преподобный (Плиханков Павел) Варсонофий, архимандрит (Суханов Прокопий) Вартминский Николай Петрович (протодиакон Николай) Варминский Петр Николаевич (диакон Петр) Василий, епископ (Павловский Владимир Михайлович) Василий, епископ (Шуан Игнатий) Ватанабэ Сергий (р. Б. Сергий) Вениамин, архимандрит (Гаршин Виталий Петрович) Вероника, игуменья (фамилия не установлена) Виктор, митрополит (Святин Леонид Викторович) Викторов Леонид Николаевич (архиепископ Никандр) Вимпфен фон Владимир Николаевич (епископ Леонтий) Виноградов (иеромонах Алексий) Виноградов Иннокентий Васильевич (иерей Иннокентий)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

164 В 1689 г. м. Корнилий получил патриаршую грамоту с подтверждением ведать принадлежавшие к его епархии Пусторжевский уезд с г. Заволочьем и Сомерскую волость, находившуюся в Шелонской пятине. При этом замечено, что г. Заволочье исстари Новгородской епархии (Акт. Ист. V, 187.). 165 Акт. Юрид. I, 386. Собр. Госуд. Гр. и Догов. III, 71, Арх. Мин. Юст. Патр. Каз. Прик. прих. кн. 30 (1652) и др. 166 К юго-востоку остается г. Ржев (Тверской). В Новгородской епархии в 1577 г. была Ржевская десятина. (Прих. Кн. Новгор. влад. за 1577 г., у Макария Ист. Церк. VIII, 204). Соловьев Ржеву называет в числе новгородских областей (I, IV, 1037, 1144). Но это Ржева Новгородская в бассейне р. Льсты, притока р. Великой, ныне село Подржевка. Ржев-Тверской тогда был в смесном владении с Москвой, но не с Новгородом. С Новгородом у Твери были смесные владения около Холма. (Ист. Тверск. княжества В. Борзаковского, стр. 40–46). 167 В 1422 г. по случаю вдовства Новгородской епархии м. Фотий писал к тверскому епископу Илье, чтоб он ставил ставленников в Бежецкий Верх и Волок, принадлежавшие новгородскому митрополиту. (Рус. Истор. Библиот. VI, 50). Чечулин.... Города... 69 стр. Соловьев, Истор. Рос. I, III, 969; II, VII, 417–418. 168 Собр. Госуд. Грам. и Договор. III, 71. Арх. М. Юст. Каз. Патр. Пр. прих. кн. 89, 40, 42, 46. 170 Акт. Эксп. II, 73, 74. Акт. до Юр. Б. II, 183. Арх. Св. Синода, дело 1742 г. 115 л. 97 об. Вологод. Епарх. Вед. 1895 г. стр. 167–168. Вологодская Старина. Историко-археологический сборник. Вологда 1890 г. стр. 35–36. 171 В Моск. Гл. Арх. Мин. Юст. по архиву Патр. дворц. приказа сохранилась далеко не полная прих.-расх. кн. новгородского митр. Никона за 1651 г. 10). Из нея, между прочим, видно, что тогда в Новгородской епархии были – Заонежская десятина и Холмогорская (52 церкви), Каргопольская (75 церквей и 5 монастырей), Важская десятина – Кокшенской четверти (15 церк.), Подвинской четверти (14 церквей) и Шенкурской (17 церквей) (написано платежей.... вероятно потому, что каждая церковь была платежной единицей), Устюжская и Городецкая десятина (98 платежей), обе десятины состояли в одном Бежецком уезде (Доп. Акт. Ист. XII, 23), Новоторжеская десятина (40 церк. и 5 монастырей). В числе рукоп. Кириллобелооз. монастыря (в Библиот. С. Петерб. Дух. Акад. 1548, л. 50–157, 158–244) сохранилась приход. книга новгород. владыки за ранний период – 1577 г. Тут названо 14 десятин – Бежецкая, Деревская, Курская, Шелонская, Залесская, Тесовская, Вотская, Ореховская, Корельская, Ладожская, Поволховская, Нагорская, Коловья Заонежская, Русская, Ржевская, Устюжская, Новоторжская и Городецкая (Макарий, Ист. Рус. ц. VIII, стр. 201). Не названы Двинские области; но они, как известно, в это время приналдлежали Вологодской кафедре; Псковской области, вероятно, велись особые книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Калязин. 188 В. С. Борзаковской – Ист. Тверск. кн., стр. 41–48. Тут подробнее о государственной зависимости Ржева и границах ржевской области. 190 Писц. книги XVI в., изд. Рус. Географ. Общ., ч. I, отд. II, стр. 291. Более полные сведения о составе Тверского уезда можно находить в исследовании И. И. Лаппо «Тверской уезд в XVI в., его население и виды земельного владения». Чт. Моск. Общ. Ист. и Др. Рос. 1894 г., кн. IV. По словам почтенного исследователя весьма трудно определить точное значение термина уезд в XVI в. Рядом с новым понятием уезда – в смысле района земель, тянущих к городу, составляющему административно-финансовый центр (напр. Тверской уезд), жило старое историческое, когда уездом назывались земли, лежащие близ каждого города. Поэтому Никулинские земли долго оставались с именем Никулинского уезда, хотя по новому делению они были объединены в одном Тверском уезде. В иных случаях станы назывались уездами – наприм., Шессский стан Тверского у. назывался и Шесским уездом; Дорогобужский и Холмский уезд тоже скоро слились с другими соседними уездами. По крайней мере не видно, чтобы они существовали отдельно в числе других уездов Тверского края в XVI–XVII в. Тверской Холм нужно отличать от новгородского; думается, они стояли далеко друг от друга. По завещанию Ивана III новгородский Холм достался старшему сыну Василию, а тверской самому младшему Андрею (Соловьев, Ист. России, I, V, 1498–1500). 197 Собрание Государст. Грам. и Догов. III, 71. Если тогдашние епархиальные границы приближались к уездам, то в некоторых пунктах можно довольно точно указать, где Тверская епархия соприкасалась с Ростовской – с двумя уездами Ростовским и Углицким, отчасти с патриаршей областью. В данной вел. кн. Ивана III сыну Юрию на г. Кашин (1504 г.) так обозначен его рубеж с городами Ростовом и Угличем. «А рубеж его от Ростова и Углеча р. Ростовца до устья к Жабну и Жабной до р. Суболки и Суболкой до верховьев вплоть до Углицкаго рубежа до Русаковскаго мху». На правой стороне была земля Ростовская с черным лесом деревень Староцимлинского-Васильевского села, направо земля кашинская – волости Жабны деревень, принадлежавших к сельцу Семиндявскому Калязинского монастыря (Собр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Церковь, в 1761 г. были зачислены в клир Переяславской епархии рукоположенные в Валахии священники Григорий Синячевский из с. Пархомовка Белоцерковского староства, Дионисий Григоревич из мест. Кальниболото (ныне пос. Катеринополь). В 1762-1766 гг. движение за воссоединение охватило униат. приходы Смелянского, Черкасского, Чигиринского и Жаботинского староств. В нояб. 1765 г. к Православию присоединился униат. мошенский декан, настоятель собора в мест. Мошны Роман Клиницкий. Иногда к вере предков возвращались целые села. Так было, напр., в с. Телепин Смелянского староства, где в 1763 г. в правосл. Церковь перешел свящ. Василий Карпенко, а в следующем году грамоту о присоединении к Православию подписали все жители села. 29 дек. 1765 г. униат. митр. Ф. Володкович жаловался, что правосл. движение охватило 80 церквей и распространяется на Киевский повет. Правосл. возрождение активизировалось, после того как в нач. 1766 г. кор. Станислав Август издал привилей, которым подтвердил все «права и вольности» правосл. Церкви в Речи Посполитой. В 1766 г. переходы в Православие были особенно частыми в Смелянском, Мошенском, Корсунском, Белоцерковском, Лысянском, Звенигородском, Каневском староствах. В 1766 г. православными стали настоятели храмов в Черкассах: Николаевской ц.- Евстафий Карака и Троицкой ц.- Максим Борзаковский. Православные не только отнимали храмы у униатов, но и строили новые. В 1761 г. игум. Мелхиседек заложил церковь в мест. Жаботин, в 1762 г.- храм в с. Вороновка близ Чигирина. В 1764 г. им же был построен правосл. храм в мест. Медведовка, где с 40-х гг. XVIII в. все храмы находились в унии. В 1765 г. был сооружен храм в мест. Каменка Смелянского староства. В авг. 1765 г. еп. Гервасий посетил Матронинский мон-рь и ряд новоприсоединенных приходов, что вызвало новый подъем православного движения в крае. Противодействуя этому движению, греко-католики предпринимали новые захваты православных храмов. В 1763 г. был обращен в унию Успенский храм в мест. Липовец. 28 февр.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Но что Фотий пове­левает троить, а не двоить, песнь, это с совершенно несомнительной ясно­стью открывается из посланий неизвестного псковича к защитнику дво­ения песни монаху Афанасию, – Правосл. Собеседн. 1866 г., II, 162. 945 Иеромонаха Афанасия мы считаем, вслед за другими, тверичем на том основании, что в 1436 г. он пожертвовал одну рукопись, куплен­ную на Афоне, в один из тверских монастырей, – Строева Библиолог. Словарь, стр. 27 (монастырь, называвшийся Перемерой, находился близ Твери, см. о нем и об его местности у В. Борзаковского в Истории Тверского княжества, стр. 40 sub fiu., 210 и прим. 173). Но весьма возможно, что он был и не тверич, а пскович, а к монастырю твер­скому имел отношения не как к монастырю своей родины, а какие-либо иные. 946 В надписании одного послания неизвестного псковича к Афанасию монастырь называется великой лаврой святого Николы; этим как будто дается знать, что монастырь был довольно видный. Но, несмотря на все поиски, мы не могли найти никаких о нем указаний. 947 Послания напечатаны в Православном Собеседнике 1867 г., кн. II, стр. 140–165. К сожалению, они дошли до нас в весьма неисправ­ных списках. 948 См. сейчас указанные послания. Как говорили мы выше (январск. книжка Б-го В-ка, стр. 53) Афанасий мог стать сторонником дво­ения песни аллилуия не только потому, что видел его господствую­щим на Афоне, но и потому, что он мог встретить там таких гре­ческих монахов, которые, держась взгляда на обычаи церковные оди­накового с нашими предками, прямо втолковали ему, что двоение аллилуйи есть единственно правильный и православный способ возглашения песни. Ссылка Афанасия на Константинопольского патриарха Иосифа и на всех вселенских патриархов, в виду того несомненного факта, что троение было тогда у греков в одинаковом употреблении с двоением, конечно, должна быть признана за несомненную ложь, которую он поз­волил себе, желая отстоять себя с двоением песни от нападений пско­вичей (частнейшие и прямые доказательства: митр. Фотий был именно современником патр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010