При епископах Симеоне (Линькове; 1883-1889), Мисаиле (Крылове; 1889-1896) и Митрофане (Невском; 1896-1899) в архиерейском доме действовала детская ремесленная школа. В 1900 г. еп. Никанор (Каменский) основал историко-археологический комитет и организовал в архиерейском доме Орловский церковно-исторический музей. В основу собрания музея, первоначально размещавшегося в 2 комнатах бывш. Петропавловской ц., легли коллекции, собранные епископом, а также предметы из монастырской ризницы. В 1904 г., при еп. Иринее (Орде), музей был переведен в 3 верхние комнаты архиерейского дома и в малую Троицкую ц. 27 авг. 1905 г. комитет был преобразован в Орловское церковное историко-археологическое об-во. Архиерейский дом посещали представители имп. фамилии, в т. ч. неоднократно - вел. кн. Михаил Александрович Романов, брат имп. св. Николая II Александровича. 27 авг. 1913 г., во время празднования 800-летия преставления сщмч. Кукши Киево-Печерского, здесь побывала вел. кнг. Елисавета Феодоровна . Архиерейский дом описан в произведениях Н. С. Лескова («Соборяне», «Мелочи архиерейской жизни») и И. А. Бунина («Жизнь Арсеньева»). 1918-2018 гг. 6 июля 1918 г. был арестован проживавший в архиерейском доме еп. сщмч. Серафим (Остроумов) . 1 сент. того же года духовная консистория была реквизирована, в ее помещениях размещен Особый батальон караульной службы. В акте, составленном в 1919 г. сотрудником Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины В. П. Панаевым, отмечено, что консисторский архив «в более чем ужасном состоянии». В 1918 г. местная власть реквизировала почти все жилые и хозяйственные постройки архиерейского дома. По декрету ВЦИК (от февр. 1922) 24 апр. 1922 г. из храмов архиерейского дома были изъяты церковные ценности (ГА Орловской обл. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 542. Л. 24). Во время начавшейся кампании по изъятию церковных ценностей епископы Серафим (Остроумов), Агапит (Борзаковский) , Николай (Никольский) и Даниил (Троицкий) подверглись аресту. По воспоминаниям орловского старожила М.

http://pravenc.ru/text/2581559.html

После удаления с должности строителя в 1702 г. иером. Маркелла эту должность занимали: иером. Питирим (1702-1703), иером. Игнатий (1703-1704), казначей иером. Пахомий (1704-1705). В 10-70-х гг. XVIII в. большинство настоятелей О. Н. м. имели сан игумена, с 1845 г. все настоятели получили этот сан либо сразу, когда занимали должность настоятеля, либо во время ее исполнения. Преемником игум. Варнавы стал игум. Макарий (1721-1728 или 1729). В 1729 г. наместником О. Н. м. значился иером. Иоасаф (с 1734 игумен), переведенный в 1738 г. в калужский Лаврентиев монастырь. В 1744 г. упоминается наместник обители иером. Питирим. Затем ею управлял игум. Иакинф (? - 17 июля 1748), более чем через 2 года был поставлен игум. Гавриил (22 нояб. 1750-1762), его сменили архим. Пахомий (1762 - 3 сент. 1763) и игум. Ювеналий (Воейков; 21 дек. 1763-1767), много сделавший для сохранения обители во время введения монастырских штатов ( Пясецкий. 1894. 24. С. 753-762). Известны нек-рые из строителей О. Н. м. 2-й пол. XVIII - нач. XIX в., в т. ч. иеромонахи Арсений (упом. в 1770), Гаий (упом. в 1773), Вассиан (?-1777), Арсакий (1777 или 1777-1778), Иоанн (? - 1783), Иринарх (1783), Лаврентий (1783 - ?), Гедеон (исправляющий должность в 1801-1804), Дионисий (Цветаев; 1804), Амвросий (1805-1807), Иоанникий (1807-1810), Вассиан (1815-1819), Петр (1819-1821), Филарет (Ефесский; 1821-1834) ( Строев. Списки. С. 918; Красовский. 1872. С. 28-34). Примерно с 1787 г. и до смерти в 1791 г. в О. Н. м. проживал на покое игум. Анастасий (Потёмкин), родной брат архиеп. Иова (Потёмкина) и родственник светлейшего кн. Г. А. Потёмкина-Таврического. В 1-й пол. XIX в. в обители подвизались иеромонахи Иринарх и Гавриил, а также юродивый Феодор Николаевич Бобарыкин (Боборыкин). Важную роль в развитии мон-ря в XIX в. сыграл строитель (с 1845 игумен) Серапион (Пирожков; 1834-1857). Он был переведен в обитель из Белобережской брянской мужской пустыни , откуда привнес в О. Н. м. элементы Иерусалимского устава . В 1858-1860 гг. мон-рем управлял игум. Израиль, в 1861-1865 гг.- игум. Нифонт, в 1865-1871 гг.- иером. Антоний (с 1868 игумен). Большую роль в украшении О. Н. м. сыграл настоятель обители в 1871-1880 гг. иером. Иоасаф (Ульянов; с 1872 игумен, впосл. архимандрит). В 1880-1886 гг. мон-рем управлял игум. Макарий. Длительное время настоятелем был игум. Феодосий (Костюков; 1886 - не ранее 1917; с 1896 архимандрит), занимавшийся экономическим развитием мон-ря. В 1918-1921 гг. настоятелем обители был архим. Агапит (Борзаковский; впосл. архиепископ).

http://pravenc.ru/text/2578223.html

Агапит (Борзаковский), архп. Новоторжский Год и место рождения неизвестны. Окончил Медицинский факультет Московского университета. Много лет состоял в числе братии Яблочинского Св. – Онуфриева монастыря (до 1917 г.), где и рукоположен во иеромонаха. Затем был настоятелем Одринского монастыря. 12.ΧII.1921 хиротонисан во епископа Дмитровского, вик.Московской епархии. С 15.XI.1923 временно управлял Брянской епархией. С 25.Х.1924 – епископ Брянский. 20.XII.1929 – выехал в гор. Орел. С 4.VI.1930 – епископ Стародубский. 20.XI.1933 – епископ Новоторжский., вик.Калининской епархии. В 1934 возведен в сан архиепископа с оставлением на Новоторжском викариатстве. В августе 1936 года уволен на покой. Скончался в мае месяце 1938 года. Литература: ФПС I, 132, стр.5. ФПС II, стр.3. ФПС IV, cmp.I. ФПС V, 5. ФАМ I, 5, cmp.I. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 1. Аввакум (Боровков) – Афанасий (Сахаров). 1979. – 431 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @9298@ Подпись к иллюстрации: Архиеп. Агапит (Борзаковский) Размер файла: 37.99 Кб Кто разместил: Александр Иванов Дата размещения 29.06.2013 11:44:01 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/9298.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГАПИТ (Борзаковский Александр Корнилович; 1860, с. Остаповка Миргородского у. Полтавской губ.- май 1938), архиеп. Новоторжский, вик. Калининской епархии. Окончил медицинский фак-т Московского ун-та, работал врачом в Муромском у. Владимирской губ. В 1909-1917 гг. иеромонах, насельник Яблочинского Онуфриева мон-ря в Седлецкой губ. В 1914-1917 гг. военный священник Сев. фронта (близ Риги). В 1918 г. назначен настоятелем Одрина Николаевского мон-ря Орловской губ. 12 дек. 1921 г. А. хиротонисан во епископа Карачевского, викария Орловской и Севской епархии; назначен временно управляющим Дмитровским вик-ством Орловской епархии. С 15 нояб. 1923 г. временно управлял Орловской епархией. С 25 мая 1924 г. епископ Брянский. В 1924-1926 гг. находился в ссылке в Тверской губ., с 1927 г. жил в Брянске. 21 дек. 1929 г. выехал в Орел. 4 июня 1930 г. назначен епископом Стародубским, но 5 авг. 1930 г. был арестован в Стародубе. 15 дек. 1930 г. осужден тройкой ОГПУ СССР по Зап. обл., обвинен в «организации в г. Брянске и г. Карачеве монашеских ячеек антисоветского характера с целью подрыва советской власти». Приговорен к 10 годам ИТЛ. Заключение отбывал в Коми (Зырян) АО. После освобождения 22 нояб. 1933 г. был назначен епископом Новоторжским, викарием Калининской и Кашинской епархии. В 1934 г. возведен в сан архиепископа с оставлением управляющим Новоторжским вик-ством. В авг. 1936 г. уволен на покой. Арх.: ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. Л. 74. Лит.: Страницы истории Карачева. Брянск, 1996. С. 47; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 31. П. Ю. Ермаков Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/63138.html

Разделы портала «Азбука веры» Матушка Анна Борзаковская " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 23  голоса:  4.6 из  5) Матушка Анна Борзаковская для «Азбуки супружества» С матушкой, женой диакона Всеволода, Анной Борзаковской познакомилась в 2000 году в Свято-Николаевском соборе в Вашингтоне. Уже тогда у неё было трое детей. Анна разбивает надоевшие стереотипы о матушках, которые во всём чёрном, всегда уставшие, с недовольно поджатыми губами. Знакомая – яркая, эффектная, со вкусом одетая. Матушка в совершенстве знает английский, итальянский, французский, конечно, родной русский язык не забывает. С ней можно обсудить правильное детское питание, упражнения для укрепления пресса, современные книги, религиозные вопросы. Сейчас Анна с семьёй живёт в Риме, у них шестеро замечательных детей. Анна экскурсовод. Проводит интересные и насыщенные экскурсии по Риму. Она согласилась поговорить о семье, о реализации женщины. Я знаю, вы с мужем романтически познакомились. Не поделишься? Мы познакомились с Всеволодом в храме. Это было в конце 1989 года, моя семья только эмигрировала из СССР. Мы приехали в Рим, ожидая визу и документы для переезда в США. То есть находились в процессе эмиграции между Москвой-Римом-США. Нам друзья подсказали, что в итальянской столице есть православный храм, и мы отправились на Рождественскую службу. Всеволод прислуживал в алтаре, я обратила на него внимание, встала поближе, чтобы он меня тоже заметил. Он обратил внимание на меня во время проповеди, мне тогда было 17 лет, а будущему мужу – вообще 16. Приход в те годы был маленьким, русские люди все наперечёт. Священник сразу заметил новеньких, то есть нас, подошёл, познакомился и любезно пригласил после Рождественской службы остаться на праздничную трапезу. Всеволод тоже там был. Сам подошёл, заговорил, причём тогда он ещё не говорил по-русски, а я – по-итальянски, немножко изъяснялась по-английски. Дело в том, что Всеволод – наполовину русский, но его отец общался с ним преимущественно по-английски из-за уважения к маме-итальянке. Правда, какие-то русские слова он знал, но они имели отношения, в основном, к Церкви, поскольку он в храме прислуживал, читал на церковно-славянском. Ещё его знания русского языка были связаны с кулинарными традициями – бабушка и дедушка по папе – русские. А я что-то могла сказать по-английски. Как-то на такой сложной смеси слов из русского и английского мы и объяснились.

http://azbyka.ru/semya/dolzhno-byt-berez...

650), выражение в Божиим заступлением» мог употребить только Тверитявин. 308 Ник., IV, 158–184. Впрочем, на основании того списка Хождения, который помещен в Никоновском своде, нельзя приписать его Игнатию, так как выражение, на котором основывается мнение о принадлежности Хождения, читается так: «отпусти.... епископ смоленский мене и Игнатия»» (стр. 166). Преосвященный Филарет читает: «мене Игнагия» (Обз. р. дух. лит., стр. 98). 316 Ник., V, 29, 34, 35. Известие о смерти князя Владимира Андреевича есть и в других Московских сводах (Воскр., Соф. 1 -й), но краткое; в Никоновском прибавлено о назначении по духовному завещанию духовенству села Кудрина с деревнями. 333 Там же, 42–44; Тв. 486. Впрочем, в последней нет известий о вступлении на царство Зелени-салтана и о выезде Нижегородских князей из Орды. При одном из тверских известий Ник. свода – о бегстве князя Василия Кашинского – замечено: «а зде много искавше и не обретоша»; по замечанию г. Борзаковского (Ист. Тверск. княж., прим. 887), слово зде указывает на тверское происхождение этого известия. 335 Ник., IV, 195–198, 239, 241, 270–277; ср. Тверск., XV, 445, 416, 457. По свидетельству одной записи (Карамзин, Ист. Гос. Росс., V, прим. 232), Арсений был поставлен во епископа 24-го июля, а по Ник. 15-го августа. «Кажется, замечает Борзаковский (Ист. Тв. кн., прим. 816), – «что от 24-го июля до 15-го августа срок очень короткий для того, чтобы Киприану из Твери поспеть в Москву, потом вернуться в Тверь». Мы полагаем, что Тверь была посещена митрополитом только однажды; другие летописные своды, в том числе Тверской, подробно говорящие о пребывании Киприана в Твери, упоминают только об одной его поездке туда (XI, 445; Воскрес., VIII, 61). 336 Ник., IV, 203–239. Сходство начинается со стр. 32 Жития, напечатанного в «Памятниках», со слов: «Господи, приимя мя». В Никоновском своде Житие несколько сокращено; против «Памятников» есть следующие пропуски: от слов: «приидоста на едино место.... оставляет пустыню» (38–41), «вседоблии же блаженныи юноша...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Северо-восточную часть тверской епархиальной территории в конце первой половины ХИШ в. составлял обширный Кашинский уезд, граничивший с несколькими тогдашними епархиями. Между 1740 – 1750 гг. в пределах Кашинского уезда в ведении Кашинского Дух. Правления было – 177 сел, разделенным на 11 станов. 657 С учреждением г. Калязина с уездом (1776 г.) для него из Кашинского уезда выделено 52 села, а с образованием г. Корчева с уездом в него выделено 36 сел; в Кашинском уезде оставалось 89 старых сел, из которых ныне 21 храм закрыт, 6 храмов приписаны к другим храмам, так что существует в Кашинском уезде 62 старинных самостоятельных прихода, кроме причисленных из Угличского и Краснохолмского уездов. При изменении границ, по случаю учреждения городов Калязина и Корчевы, к Калязинскому уезду присоединены два села – Кой и Васьянское от Угличского уезда из ведомства Ростовского Дух. Правления. В это же время из Кашинского и Переяславского уезда отошло 15 сел к Калязинскому уезду. Таким образом, по границам Кашинского уезда Тверская епархия во второй половине XVIII в. граничила с епархиями Новгородской, Ростовской и Переяславль-Залесской. Восстанавливая границы духовно-административного деления между Кашинским Дух. Правлением с одной стороны и Бежецким (Новгородской епархии), Угличским и Ростовским (Ростовской) и Переяславским (Переяславль-Залесской) Духовными Правлениями с другой по документам половины XVIII в., исследователь Кашинской старины, ныне покойный, И. Я. Кункин приходит к заключению, что они сойдутся с вероятными границами Тверского княжества, намеченными у г. Борзаковского в «Истории Тверского княжества» (стр. 51–56). 658 Ростовская епархия, лежавшая к северу и северо- востоку от Тверской епархии, в половине XVIII в. оставалась с старыми городами – Ростовом, Ярославлем, Романово-Борисоглебском, Угличем и Пошехоньем. Ее не коснулся раздел городов Синодальной области. Территория её с 768 церквами, 31 муж. и 5 женск. монастырями, 659 расположенная по бассейну излучины Волги с нижним и средним течением впадающих в нее рек Мологи, Шексны и частью Костромы, осталась прежней. На севере, как раньше, она граничила с Вологодской епархией, на востоке по левобережью Кострома с вновь образованной Костромской епархией, к юго-востоку с Суздальской, а на юге с Переяславль-Залесской. Тут на границах Переяславского и Кашинского уездов её граница сходилась с Тверской епархией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Депутат III Гос. Думы от Киевской губ., прав. В 1884 г. окончил Киевскую духовную семинарию и был рукоположен во иерея. В 1888 г. был избран противосектантским миссионером. С 1907 г. член Главного Совета «Союза русского народа». Автор многочисленных статей и брошюр о борьбе с сектантством, католичеством и иудейством. – 319, 322, 323, 324, 352 Боголюбов, член миссионерского съезда. – 80 Богомолов Иван Иванович (1860–?) – священник. Депутат IV Гос. Думы от Пермской губ., прав. По окончании городского училища в течение 10 лет был учителем народного училища. В 1894 г. переведен в духовное ведомство. С 1894 г. священник с. Буткинского Шадринского уезда Пермской губ. и противораскольнический миссионер по Шадринско-Камышловскому округу. До избрания в Думу 15 лет священствовал в с. Беляковском. – 345, 349, 352 Борзаковский Иван Варфоломеевич (1850–?) – протоиерей. Депутат IV Гос. Думы от Черниговской губ., нац. В 1875 г. окончил Черниговскую духовную семинарию. Служил учителем и надзирателем в Черниговском духовном училище. В 1879 г. рукоположен во иерея к церкви с. Крехаева Остерецкого уезда. В 1883–1912 гг. – благочинный Остерецкого уезда. Был наблюдателем церковно-приходских школ. – 345, 349, 352 Боткины – семья купцов-старообрядцев. – 26 Бразоль Сергей Евгеньевич (27.09.1851–?) – помещик. Член Гос. Совета. Предводитель харьковского уездного дворянства. Участник всех съездов объединенного дворянства, член 4-х его комиссий. – 223 Браше Оскар Рудольфович (1865–?) – немец, фармацевт. Депутат IV Гос. Думы от Эстлянской губ., окт. Окончил Юрьевский университет со званием магистра фармацеи. Содержал аптеку. – 350 фон Бреверн Карл Юльевич (1880–?) – барон, немец. Депутат IV Гос. Думы от Эстлянской губ., окт. Окончил училище правоведения. Уездный предводитель дворянства. Сельский хозяин. – 349–351 Бриллиантов Александр Иванович (1869–?) – священник. Депутат II Гос. Думы от Енисейской губ., с.-р., член крестьянского союза. Окончил Томскую духовную семинарию. В 1892 г. рукоположен во иерея.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

А в 1999 году появилась семья Борзаковских – диакон (теперь уже архидиакон ) Всеволод и его матушка Анна. Многодетная яркая интеллигентная семья начала сплачивать людей, создавать приходскую жизнь. Благодаря им я познакомилась со многими верующими храма. Борзаковские сыграли большую роль в укреплении прихода и укреплении моей любви к Церкви, вере. Отец Всеволод прекрасно пел, читал Апостола и Евангелие . Все обращали внимание на его замечательный раскатистый голос. А матушка Анна стала нашим постоянным регентом – и это был, наверно, лучший период нашего церковного хора. Видно было, как диакон и его жена любили службу, как они относились к людям – открыто, радостно, не зря к ним все тянулись. В 2003 году они вернулись в Италию, жалко было расставаться с ними, но эти четыре года прошли насыщенно. Я в базарах участвовала (это традиционные ежегодные фестивали национальной кухни, танцев, песен и так далее, в США популярное событие, так как позволяет познакомить со своей культурой и религией – прим. авт. ). Приходила готовить в трапезную вместе с другими верующими печь, варить, продавать. Базар – всегда яркое событие, даёт радость, помогает сплочению. Это не только заработок денег, хотя и важная деталь, так как храмы полностью на самофинансировании, но и радость, что делимся своей верой. Вела воскресную школу на русском языке, что помогало мне самой узнать больше. С мужем Полом вели занятия для подростков при храме. Считаешь ли ты, что после прихода к вере, потеряла критическое мышление? Не думаю, что я потеряла критическое мышление. Его всё время применяю в своей научной деятельности, пусть это гуманитарная область, но всё равно. Как без критического мышления сделать анализ текстов, новостей, литературы. Работа со студентами без критического мышления разве возможна? Я интересуюсь политикой, экономикой, мне нужно критическое мышление, чтобы понимать, что пишут, что за каким-то проектом, идеей стоит. Я понимаю, что какие-то вещи принимаются на веру. Наш человеческий разум не может постичь Бога, который находится в другом измерении реальности. Я принимаю это и не пытаюсь с помощью «критического мышления» понять догматы веры. Вся вера в целом воспринимается сердцем, понимается через любовь и подтверждается жизненным опытом. Приняв ее как основу, можно критически мыслить обо всем вокруг. Может, исходя из этого, кто-то скажет, что я потеряла способность критически мыслить. Но я с этим не согласна.

http://azbyka.ru/way/put-filologa-k-vere...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010