Грешники не будут иметь покоя ни днем, ни ночью. Как писал святитель Андрей Кесарийский , это не значит, что у них не будет ни дня, ни ночи, а это означает, что они не будут причастны к покою святых, которые находятся в вечном дне, у грешников же никогда не закончится вечная ночь. Если Бог говорит, то нужно слушаться Его, попытка же «подстроить» Бога под себя прямо осуждается в Книге Псалмов: «Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы – Его» ( Пс. 99:3 ). Поэтому нельзя составлять представление о Боге по своему образу и подобию – каков Он есть, таков и есть. В Его слове вечное наказание грешников уживается с любовью и милосердием к кающимся – и тут нет противоречия. Как согласовать правосудие с любовью Божией? Злодей, не желая раскаяться, недостоин прощения. Как можно простить того, кто не кается? Это невозможно. Как говорил святитель Феофан Затворник , «если бы и бесы покаялись, и те были бы помилованы. Но как они закоснели в упорном противлении Богу, то нет им помилования» (О вечности мучений. Часть 2). Древние всегда подчеркивали, что Бог абсолютно справедлив – если Он не будет справедлив, то это уже не Бог . Бог Творец не смотрит безразлично на беззакония людей, Он совершенно недвусмысленно, жестко отторгает зло. Ненависть ко злу и любовь к правде – такова природа Бога. По правде Божией Господь воздает грешникам так, как считает должным, по правосудию. Некоторые люди недоумевают: как за временное преступление можно наказывать вечными муками? Но за убийство, которое происходит в течение нескольких секунд, наказывали или длительным тюремным заключением, или расстрелом – и никто не говорил, что это несправедливо. Это справедливо, потому что мера наказания не зависит от длительности преступления, а зависит от его тяжести. «И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» ( Откр. 14:13 ). Здесь Господь говорит теперь уже Иоанну: напиши, это очень важно – теперь блаженны мертвые, умирающие в Господе.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Далее: Ап. Павел пишет, что как у всякой твари, и даже у неживых объектов есть свой вид, своя форма, так и воскресшие приобретут уникальное тело, которое будет напоено славой и силой Божией. Выражение сеется тело душевное, восстает тело духовное не нужно понимать в том смысле, что у нас будет не материальное, а «духовное» тело. Здесь душевное (прежнее) и духовное (новое) употреблены в смысле того, какая сила будет торжествовать в теле. Ап. Павел говорит, что нынешнее тело приводит в движение обычная человеческая psyche (греч. душа ), та жизненная сила, которой все мы обладаем, что ведет нас по нынешней жизни, но в конечном счете бессильна противостоять болезни, травме, тлению и смерти. Будущее же тело движимо pneuma (греч. дух ) Бога, Его дыханием новой жизни, силой Божьего нового творения. Образ мертвого тела как посеянного семени лично у меня очень отзывается в душе. Каждый, наверное, был на поле с посевами? и каждый был на кладбище. Не замечали, как они похожи? То же молчаливое широкое пространство, как бы затаившееся, находящееся в состоянии ожидания. То же немое наше почтение перед невидимой работой, которая здесь совершается. Зреют колосья – каждую секунду в них происходят невидимые процессы. Нечто происходит и на кладбище. Это не свалка для останков, это посевы для будущего воскресения. А вот иной образ, который использует Ап. Павел, чтобы объяснить нам тайну нашего нового воскрешенного тела: Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, [которою] Он действует и покоряет Себе все ( Флп. 3:20-21 ). Когда Ап. Павел говорит: «Наше гражданство, – так правильно перевести – на небесах», он вовсе не имеет в виду, что, окончив эту жизнь, мы сменим подданство и переселимся на Небеса. Здесь смысл в другом: наш Спаситель, Господь, как Царь, придет с небес на землю, чтобы изменить нынешнюю ситуацию и положение своих подданных. Он принесет Небо на землю.

http://azbyka.ru/parkhomenko/zhizn-za-po...

Два больших заблуждения вносят смущение в ряды современных христиан. Носители первого утверждают, что Христос за девятнадцать столетий так и не смог создать на земле царство мира и счастья. Поэтому они считают, что необходимо оставить Христа и обратиться к кому-то другому. Другое заблуждения представляют некоторые секты от христианства, которые как бы согласны с первыми, что, действительно, Христос доныне не сотворил мирного и счастливого земного царства, но еще сотворит его, как и обещал. «Потерпите, люди, – говорят они, – только терпите, ждите и увидите!» Оба заблуждения исходят из предположения, что Христос хотел сотворить царство мира и счастья именно на земле. Первые со вторыми расходятся в том, что первые считают: «Он не смог этого сделать», а вторые: «Он не хотел сотворить тогда, но близится время царства Его ». Они не имеют основания ни в Евангелии, ни в апостольских посланиях, ни церковном Предании, ни в учении Православной Церкви от ее создания и поныне. Человеческая фантазия и страсть к обладанию и власти , взрастили оба заблуждения. Первое заблуждение, согласно которому, отрицая Христа, следует искать другого мессию и вождя, Господь предвидел из глубины времен и сказал: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» ( Ин. 5, 43 ). Предвидел Он и второе заблуждение и исправил его, не уставая повторять, что Царство Его – «не от мира сего» ( Ин. 18, 36 ), и «не придет Царствие Божие приметным образом» ( Лк. 17, 20 ). Не дал ли Господь утешение всем, страждущим на Него, в первой проповеди Горе, сказав: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» ( Мф. 5, 12 ). Видите, не на земле, но на Небесах. Господь пришел не из пустынной и малолюдной страны, а из бескрайнего мира, населенного бесчисленными легионами святых ангелов, которые стояли на службе у Него от Воплощения до Вознесения, и будут служить до окончания драмы мира и вовеки веков. Как Хозяин и Сеятель, Он сказал: «во время жатвы Я скажу жнецам» (ангелам): … «пшеницу уберите в житницу мою» ( Мф. 13, 30 ). Жатва Хозяина, началась с покаявшегося разбойника и спасенных из ада, и продолжается ежедневно и ежечасно, непрекращаясь на секунду, на каждом из пяти континентов. В назначенный день и час Он посылает каждому Своих жнецов, ангелов святых. И жнецы непрестанно в трудах: по домам, больницам, темницам и застенкам, где томятся узники, по пустыням и пещерам, по царским дворцам и нищим лачугам, на улицах и дорогах, в шахтах и заводах, на берегу, в море и в воздухе – всюду не покладая рук. Полнятся Его житницы, и говорит Он: «в доме Отца Моего обителей много» ( Ин. 14, 2 ), и они населяются спасенными душами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Два три неуспеха, непредвиденные какие-нибудь затруднения, или внезапно нагрянувшая опасность – могут быстро охладить такой искусственный пыл, и обратить в совершенно противоположное настроение. Но трудно сломить и поразить человека, умеющего прямо и бестрепетно смотреть в глаза смерти и в каждую секунду помнящего, что он исполняет долг святой религии, и что ему нужно исполнить свой долг чтобы там ни было, и что за это мзда его многа на небеси. Да, истинным героем может быть только искренно-религиозный человек! И оставит-ли Господь на поругание врагам таких людей и откажет ли им в своей помощи? А при помощи Божией нет ничего страшного и невозможного. Аще Бог по нас, кто на ны. Невольно припоминаются здесь отрадные и великие обетования помощи небесной, которыми обнадеживал Господь народ свой, в случае его нравственной чистоты и преданности своей воле и своему закону. Если ты, Израиль, будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять заповеди Его: то Господь, Бог твой, поставит тебя выше всех народов земли... Поразит пред тобою… врагов твоих, возстающих на тебя; одним путем они выступят против тебя, а семью путями побегут от тебя. И увидят все народы земли, что имя Господа, Бога твоего, нарицается на тебе, и убоятся тебя... и будешь давать взаймы многим народим, а сам не будет брить взаймы, и будешь господствовать над многими народами, а они над тобою не будут господствовать. Сделает тебя Господь, Бот твой, главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу, если будешь повиноваться заповедям Господа, Бога твоего, которые заповедую тебе сегодня хранить и исполнять! ( Втор. 28:1, 7, 10, 12, 13 ). Боже наш, призри на смирение наше! Если не можем мы похвалиться делами благочестия нашего пред тобою; то все же имя твое святое нарицается на нас, а в сердце нашем горит святая искра любви к тебе и веры в твой всеблагий промысл. Сам поддержи и воспламени сию искру и пробави милость твою ведущим тя! Умножились, Господи, умножились, стужающии нам; мнози восстают на нас, многие глаголют об нас, «нет спасения им в бозе их». Спаси же Господи своею всесильною десницею православную Россию, и возвеличи ее для славы имени твоего! И спаси Господи раба твоего, благочестивейшего государя нашего, – Александра Николаевича. Укрепи его царство, и умножи славу его новыми и новыми победами над врагами, да под скипетром его тихое и безмолвное поживем житие во всяком благочестии и чистоте! Аминь. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Дивный образ Церкви Христовой рисуется нам здесь. Ладья, как бы изображает Церковь, ее борты – это все правила и каноны церковные, ученики – это все мы, христиане, а море бушующее – это наше море житейское. Христос и теперь “взошел на гору,” т.е. воссел одесную Отца. Он видит наш корабль церковный и направляет его. Ведь Евангелие говорит, что ученики не сами по своей воле отправились на другую сторону, а “Христос тотчас понудил их войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону.” Значит они делали это из послушания Христу. А когда они оказались в опасности, Он пошел к ним по воде. “И ученики, увидевши Его идущего по морю, встревожились и говорили: Это призрак, и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: “Это Я, не бойтесь.” Петр сказал Ему в ответ: “Господи, если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде.” Он же сказал: “Иди.” И выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу.” Заметьте этот момент: Христос не позвал Петра, а только разрешил Петру. Тут послушание перешло в дерзновение, это исходило от самого Петра. Он почувствовал такой прилив веры, такой подъем, что все казалось ему возможным. Но тут произошло что-то. Волна, высокая волна заслонила на секунду Христа от Петра. Он очутился один. Сразу заработал холодный рассудок. Он как бы пришел в себя и сразу подумал, что же он делает? Безумие… Разум отнял у него легкость веры в которой он шел, и он начал тонуть. Раздался отчаянный крик: “Господи, спаси меня.” И тотчас Христос простер ему руку. Что же случилось с Петром? А случилось то, что с каждым из нас может случиться: он испугался, его вера поколебалась. А случилось это потому что он переступил за борт ладьи. Какой здесь таится глубокий урок для нас: в христианской жизни должна быть равномерность, должна быть тихость. А чтобы это было, никогда не надо переступать за борт корабля Церковного. Надо хранить уставы Церкви, надо жить жизнью Церкви. И тогда, если нам даже и придется очутиться в бушующем море жизни, мы сможем вскрикнуть: Господи спаси меня… И Он, Милостивый, прострет и нам, как Петру, Свою спасающую руку, и мы очутимся опять в корабле церковном, и наступит великая тишина. 10я Неделя по Пятидесятнице

http://azbyka.ru/propovedi/edinoe-na-pot...

Для царя Птолемея II святой Симеон переводил книгу пророка Исаии. В ней он натолкнулся на фразу, которая привела его в замешательство, буквально обескуражила. В еврейском подлиннике эта фраза звучала как: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис 7, 14). Ученый был уверен — слово «Дева» явная ошибка! Как дева (то есть девственница) может родить ребенка? Симеон хотел исправить нелепицу, рука его уже потянулась к бумаге. Но в ту же секунду перед ним предстал Ангел. Он удержал перо книжника и молвил: «Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы». Эти слова Ангела стали пророческими — шли десятилетия, а Симеон все жил и жил. И каждый день ждал, когда же явится миру Мессия, рожденный от Девы. В год, когда святому исполнилось 360 лет, Святой Дух привел его в Иерусалимский храм. И случилось это в тот же день, когда Иосиф Обручник и Дева Мария со Спасителем, которому исполнилось 40 дней, пришли в храм, чтобы представить своего первенца пред Господом и принести положенную иудейским законом жертву. Именно тут, в сердце Святой Земли, состоялась встреча праведного старца и Святого Семейства. Симеону вновь было откровение от Господа — он понял, что Младенец на руках Марии — тот самый долгожданный Мессия, о котором в течение сотен лет писали пророки. Святой Симеон благоговейно взял на руки Младенца Христа и сказал: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех людей. Свет к просвещению язычников и славу людей Твоих Израиля (Лк 2, 29—32). Благословив Марию и Иосифа, он добавил пророческое: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - И Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец (Лк 2, 22—35). Из описания, которое нам дает евангелист Лука, мы узнаем также об Анне Пророчице. Лука пишет о ней немного, но даже по этим скудным сведениям мы можем увидеть весь жизненный путь этой женщине во всей его чистоте и любви к Богу: Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк 2, 36—38). Мощи праведного Симеона Богоприимца

http://foma.ru/simeon-bogopriimecz-i-ann...

До Страшного суда проповедь священническая есть звучащая серебряная труба. Ей же сопутствует архангельский голос, поскольку бесплотным духам привычно учить нас молитве. «Свят, свят, свят Господь Саваоф!» мы переняли благодаря Исаие у серафимов. Трисвятую песнь поем вместе с ангелами. А «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою» повторяем вслед за Гавриилом. Итак, звук трубы духовной и архангельский голос пусть раздадутся вновь и вновь, и придет на этот звук Сам Христос, чтобы прежде окончательного Суда совершить очередной предваряющий суд и разрушить крепко сложенные стены привычного греховного образа жизни. Люди умножились в количестве и обмельчали в качестве. Не ухудшились даже, а именно – обмельчали. Но все равно они остались людьми и реагируют на слово, проникающее, как меч обоюдоострый, до разделения души и духа, составов и мозгов. Поэтому служение слова должно выйти на первое место в иерархии ценностей церковной жизни. Оно выше раздачи хлеба голодающим в неурожайное время. И священник, который должен быть служителем слова по преимуществу, должен принять к собственному сердцу слова Имеющего семь духов Божиих и семь звезд: «Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны перед Богом Моим» (Откр. 3: 2). И не надо стремиться к мгновенному превращению из безногого калеки в Илью Муромца. Есть место в наших трудах и усталости, и сомнению, и боли в костях оттого, что плод минимален. Но эти состояния не имеют права превращаться в господствующие. Их нужно терпеть, как терпим все мы вообще в жизни очень многое безрадостное и отвратное. Но потерпев, нужно опять браться за дело, поминая тщетную ловлю Петра. «Наставник! – сказал однажды Симон. – Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть» (Лк. 5: 5). И вот когда бесплодность длительных трудов уже была очевидна, а доверие к повелению Спасителя превозмогало чувство усталости и маловерия, Бог явил силу Свою. Сети наполнились рыбой, причем – в считанные секунды!

http://pravoslavie.ru/54368.html

Дорогие друзья, особенно я обращаюсь к друзьям тех людей, которые здесь мученически погибли при террористическом акте. Множество людей оказалось рядом. Вот стоит наша прихожанка, секунда какая-то задержала ее, чтобы она вошла сюда (кто-то ее отвлек, что-то спросил…), спустилась на несколько ступенек, и взрывной волной ее откинуло назад. Я должен вам сказать, что я очень вам признателен за то, что вы обратились к нам с просьбой послужить здесь панихиду. Это говорит о том, что в ваших сердцах есть вера, есть любовь, которая продолжается и тогда, когда те, кого вы знали, с кем дружили, кого вы любили, — насильственно перешли грань между жизнью и смертью. Но для любви даже смерть не является преградой. И наша любовь простирается к нашим усопшим именно в молитве. Именно в молитве мы утверждаемся в том, что мир состоит не только из видимого, материального. Самое главное — невидимое: любовь — она невидима, вера — невидима, но именно эти человеческие качества создают жизнь, делают ее наполненной смыслом, содержанием, делают ее важной, драгоценной. И вот эти молитвы, которые вы просили нас произнести вместе с вами на этом страшном месте, они будут продолжаться в нашем храме. Мы вас приглашаем на девять дней и на сорок дней прийти в храм, когда душа проходит какие-то нам непостижимые пути и после сорокового дня душа уже отходит в мир Божий, в мир, невидимый для нас. Здесь, сейчас мы особенно должны помнить об этом. Мы должны в своей жизни служить всеми силами добру, увеличивать сумму добра в мире и всячески противостоять злу. А что такое добро, что такое истина, нам Господь открывает в Своем Евангелии. От нас зависит, чтобы мы открыли не только Книгу, а чтобы мы открыли сердце для правды, для истины, для того пути, который Господь предлагает каждому из нас. Господь говорит: «Вот стою у двери и стучу, и кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». Пусть даже трагическая гибель наших близких и друзей станет для нас призывом, чтобы наша жизнь, сколько бы ее ни осталось, была служением добру, служением ближнему, служением Богу. Пошли утешение, Господи, сердцам вашим, чтобы вы могли перенести это страшное вторжение зла в вашу жизнь. Но Бог — сильней. Его правда сильней. Спасибо всем, кто с нами молился. 4. Бог говорит нам, что он есть, что Он ждет каждого из нас

http://azbyka.ru/propovedi/dobro-i-zlo-v...

«Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» ( Мф. 26:38 ), – обращается Господь к апостолам. Настала минута испить чашу немощи и мук. Отойдя еще немного, Спаситель «пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» ( Мф. 26:39 ). В саду Гефсиманском стоял Он один, Предсмертною мукой томимый. Отцу всеблагому в тоске нестерпимой Молился страдающий Сын. А. Апухтин Молитва эта была столь напряженной, что на лице Христа обильно выступил кровавый пот. Согласно свидетельству врачей, такое бывает при чрезвычайных душевных страданиях, когда капилляры, находящиеся ближе к коже, рвутся, и кровь проступает наружу вместе с потом. В таком состоянии человек теряет много сил. Божественная сила Христа словно отступает, скрывает Свое присутствие. Поэтому «явился Ему Ангел с небес и укреплял Его» ( Лк. 22:43 ). Кто осмелится сказать, что знает все происходившее в душе Христа в час предания Его на Крестный подвиг? О чем так тяжко скорбел в Гефсиманском саду воплотившийся Сын Божий? Нет сомнений, Спаситель знал, что Он идет на смерть ради жизни людей. Но смерть вступила в свои права над людьми по причине греха. Мы потому и умираем, что причастны падшему естеству прародителей. А Христос безгрешен, чист, как первозданный Адам, поэтому не должен был умереть по необходимости. Смерть для святой, соединенной с Божеством человеческой природы Христа – явление противоестественное. Да и всему живому свойственна боязнь смерти. Поэтому душа Спасителя волнуется, предчувствуя смерть. Господь шел принять не просто смерть, а страдания за грехи человечества. Чашу адских мук, полагавшихся падшим людям, должен был до дна выпить Спаситель. Душа Безгрешного содрогалась, предощущая вкус этой чащи. Скорбь Господа усиливалась от осознания ожесточения людей, их неразумия и неблагодарности. Христос предвидел, что, хотя Он страдает за грехи всех, однако не все решатся оставить собственные грехи и обратиться к Нему. Но в этом подвиге человеческая воля Христа не колеблется ни секунды. Она следует воле Бога Отца: «Не как Я хочу, но как Ты». Молясь во второй и третий раз, Христос говорит: «Отче Мой! Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» ( Мф. 26:42, 44 ). Предательский поцелуй

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

Евангелие описывает немало встреч с Господом. С Ним сталкиваются совершенно разные люди: и святые апостолы, и Иуда из Кариота, и понтийский Пилат, и несметное количество книжников и фарисеев. Встретиться с Господом – еще не значит принять Его сердцем, как, например, сделала это самаритянка, которую Церковь почитает как мученицу Фотину 22 . Встреча может оказаться и формальной, причем исключительно по нашей вине. Мы можем пройти мимо Христа, потому что Он нам окажется неинтересен. Самое же горькое то, что приходим мы в этот мир именно для этой Встречи. Никакого другого смысла рождения человека на земле не существует! Встреча с Господом вполне может оказаться и подспудной, прикровенной. Человек встречается со Христом и тогда, когда вопреки религиозной или национальной традиции вдруг по зову сердца поступает по-евангельски. Например, мы читаем: Кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей ( Мф. 10: 42 ). С другой стороны, Ирод мог за секунду радикально измениться, если бы не принял решения об отсечении главы Иоанна Крестителя. Совесть твердила ему об одном, но он уступил зову похоти и потом до конца своих дней мучился из-за этого и боялся, слушая рассказы о Христе, что это Иоанн восстал из мертвых ( Лк. 9: 7 ). Пилат тоже встретился с Господом, и что же произошло? Иисус открывает ему глубочайшие смыслы бытия, а тот, выслушав, как ни в чем не бывало вопрошает: Что есть истина? ( Ин. 18: 38 ) – и, умыв руки, разворачивается и уходит. Что и говорить, страшно следовать призыву Господню, куда проще сделать вид, что в душе нашей ничего не прозвучало. Мог бы остаться глухим к гласу Божию и Авраам, когда Господь повелел ему: Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе ( Быт. 2: 22 ). Вот только «глухота» Авраама обернулась бы тем, что не стал бы он одним из прообразов страданий Христовых, не произошла бы его встреча с Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010