В комнате повисла тишина. Я посмотрела на Тоони, которая ждала, пока я скажу, что я нашла в книге. Но я не могла произнести эти слова вслух. Что-то в них имело такую глубину, что я не могла их прочесть как развлечение. «Ну, что ты нашла, мама?» — спросила Тоони, и ее живые глаза вопросительно остановились на мне. Я закрыла книгу, пробормотала что-то о том, что это уже не игра, и перевела разговор на другую тему. Но слова стучали в моем сердце. Они оказались подготовкой к самым необычным снам, которые когда-либо мне приходилось видеть. 3. Сны Только на следующий день я снова взяла маленькое серое Слово Бога. Ни Тоони, ни я больше не обращали на него внимания после того, как я перевела разговор на другую тему. Но в течение всего дня слова из того отрывка все время звучали в моем подсознании. На следующий день я рано ушла к себе. Мне хотелось немного отдохнуть и подумать в будуаре. Я взяла с собой Слово Бога и устроилась поудобнее среди мягких подушек на диване. И снова я пролистала тонкие страницы и прочла еще одну странную фразу: «А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности» ( Рим.9:31 ). «Ах, — подумала я. — Все, как в Коране; иудеи дискредитировали себя. Автор этих строк, наверное, был мусульманином, — думала я, — потому что он упрекал народ израильский в незнании праведности Божьей». Но от следующего отрывка у меня перехватило дыхание: «Потому что конец закона — Иса, к праведности всякого верующего» ( Рим.10:4 ). На секунду я отложила книгу. Иса? Он конец закона? Я стала читать дальше: «Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем… Ибо, если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» ( Рим.10:8-9 ). Я отложила книгу и покачала головой. Это прямо противоречило Корану, Мусульмане знали, что пророк Иса был просто человеком, что этот человек не умирал на кресте, но был взят на небо Богом, а вместо Него на кресте умер похожий на Него. Иса, который сейчас находился на небесах, когда-нибудь должен вернуться на землю, чтобы править на ней сорок лет, жениться, завести детей, а затем умереть. Я даже слышала, что для Него отведена специальная гробница в Медине, в городе, где был похоронен Мухаммед. В день воскресения Иса воскреснет и предстанет вместе с другими людьми на суд Божий перед Всемогущим Богом. Но в этом Слове Бога сказано, что Иса уже воскрес из мертвых. Это либо богохульство, либо…

http://azbyka.ru/ya-osmelilas-nazvat-ego...

В Послании апостола Павла к ефесянам говорится о том, что «муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее…» ( Еф. 5:23-25 ). Главным в этом единении является принцип жертвенной любви и отдания себя другому. Христос возлюбил Церковь, так как Собою пожертвовал ради спасения всех тех, кто ее составляет. Принцип жертвенной любви есть главный постулат устроения подлинной семьи, именно об этом говорит апостол. Но он говорит еще и о той мере глубины, которая достижима в семейном союзе. О том, что не случайно в семье это стеснение себя ради другого и постоянное принесение в жертву своего «я» могут достичь наибольшей глубины и значимости для совместной жизни мужа и жены, так что именно это становится основой для продолжения их бытия в вечности. И ничто иное, кроме как подлинно христианские брачные узы, не имеет основания быть в ней нерасторжимо связано. Муж и жена 6. Сказано, что для жены муж — господин, но как ей вести себя, когда не только его мнения, а и его указания расходятся с евангельскими заповедями? Апостол Павел не говорит о том, что муж жене господин и что она должна быть его рабой, он говорит, что жена должна слушаться своего мужа по образу того, как это происходит между Христом и Его Церковью. Так что если муж и жена будут стараться следовать этому принципу, когда в семье есть начальствующий и есть тот, кто при частных (материальных или каких-то иных) несогласиях должен смиряться, то в главном — в их отношениях — это даст колоссальное приобретение. И даже если на секунду оставить за скобками то, что применимо к вечности, такое смирение в этой земной жизни даст ту мирность отношений, которая с точки зрения здравого элементарного рассудка стоит куда больше, чем все иные конкретные тактические выигрыши. Так что уступающий на самом деле всегда побеждает. 14. Прав ли муж, ограничивающий социальную свободу жены или ее религиозно-общественную занятость?

http://azbyka.ru/semya/besedy-o-semejnoj...

В ту часть секунды, когда мы замолчали, а к миру еще не обратились, Он дает нам больше милостей, чем в другие долгие часы (кроме, разве, Таинств). Иов как-то раз сказал своим разговорчивым друзьям: «Будет ли конец ветреным словам?» Но ведь он сам такой же, только – с Богом! Друзья не слушают его, они сами говорят, а он не слушает Бога по той же причине. И кается он не в том, что он хуже их, а в том, что он – не лучше. Все они, вместе, похожи на четырех дзенских монахов, которые дали обет молчания. Однажды кто-то из них произнес какое-то слово. Другой сказал: «Ты нарушил обет». Третий сказал второму: «Сам хорош!» А четвертый улыбнулся и заметил: «Только я удержался». Молчали вы когда-нибудь полчаса? Отдыхали не только от слов, но и от мыслей? Если нет, научитесь, иначе вам не выдержать рая, там ведь будет полчаса молчания «И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса.» ( Отк. 8:1 ). Только в молчании опыт и вера сходятся, ибо вера говорит, что Бог – «Я есмь», а опыт дает нам ощутить оба слова – и то, что Он главный, и то, что Он есть. Всякая речь немного Его искажает. Лао Цзы выразил это так: «Кто говорит, не знает; кто знает, не говорит». Это – о нас, Бог – говорит и знает. «В начале было Слово», не молчание. Молчание нужно нам не потому, что Бог молчит, а потому, что Он говорит с нами. Иначе мы Его не услышим. Да, именно в молчании полностью и совершенно сходятся вера и опыт. Третья проблема – смысл жизни Самый главный вопрос, «вопрос вопросов», Иов задает Богу так: «И зачем Ты вывел меня из чрева? Пусть бы я умер, когда еще ничей глаз не видел меня» ( Иов. 10:18 ). Другими словами, куда я попал? Какая это пьеса? Зачем я в ней играю? Зачем я родился? Зачем живу? Вопрос – для Екклесиаста, но Иов получил ответ. Паскаль назвал их двумя величайшими философами, и я с ним совершенно согласен. Но почему один ответ получил, другой – нет? По той же самой причине, по какой Моисей узнал от Бога то, над чем тщетно бились веками сотни философов: Кто такой Бог? Как Его имя? Какой Он? У Моисея хватило ума Бога спросить ( Исх. 3:14 ). Екклесиаст – вроде «друзей», он бесконечно размышляет о Боге. Иов – как Моисей, он Бога спрашивает, ищет. А ищущие – находят. Но не сразу. Почему? Что это значит? Жизнь Иова, о которой он и спрашивает, состоит из поисков и обретения. Конечно, на вопрос об её цели, смысле, сути, свершении ответить легко: «обрести Бога». А как же другая часть, сами поиски? Зачем попустил Бог столько искать и мучиться? Что Он хотел этим доказать? Разве Иов – в пробирке злого экспериментатора? Неужели Бог убавил под ней огонь, чтобы выиграть пари? Без всяких сомнений, Бог ничего не делает ради сатаны, ради зла. Ясно и то, что самому Богу это не нужно, Он и так все знает. Он знал, что вера Иова устоит. А вот Иов – не знал. Значит, страдания эти – ради него, для его блага. Даже крест, как сказал один святой, «Бог дарит своим друзьям». Нет – особенно крест.

http://azbyka.ru/fiction/tri-tolkovaniya...

Великий дар у человека от Бога свободная воля, она играет важнейшее значение в его жизни! Ее можно никому и ничему не подчинять, и получить множество ран на жизненном пути. Можно, отчаявшись, расслабиться, поплыть по течению, начать подчиняться демоническим людям и их играм и оказаться в абсолютно нелепых и страшных ситуациях, погубляя свою душу для вечной жизни. И можно, когда откроются духовные очи, увидеть свою собственную греховность, несовершенство и ничтожество, покаяться, и начать сознательно подчинять свою волю всеблагой воле Бога, Который Путь, Истина и Жизнь для человеков. И только Господь Бог - истинный Пастырь Добрый, Который полагает даже жизнь Свою за овец, за нас. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей " . (Ин. 10,27) И еще раз хотелось бы вернуться к тому моменту, что в некоторых школах и учениях (трансцендентальная медитация и проч.) предлагается очень быстрое научение вхождению в паранормальное состояние - всего за несколько сеансов. Это один из самых печальных случаев обмана современных людей. От человека не требуется никаких волевых усилий и изнурительных упражнений, нужно только одно: окажи внимание, прояви хоть на секунду интерес и дай свое согласие попробовать, поучаствовать. И поклонись, положи " в подарок " вон перед той фотографией или перед портретом яблоко, платок или что-нибудь еще (это жертвенное приношение " учителю " или " божеству " , о чем пожелавший поучаствовать, как правило, даже и не подозревает). Давшему согласие все это сделать дальше кардинально помогает бес, которому так или иначе поклонились. Это то самое добровольное согласие, которое когда-то всеми способами выуживал Мефистофель у Фауста: поклонись мне, а потом получишь от меня нечто такое!... В Библии же сказано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. (Мф. 4,11). В наши же дни, в какой-то ошалело-ускоренно-рыночной ситуации во всем, в том числе и с медитациями, экстрасенсами, колдовством и магией (когда нет и секунды на размышление перед сотнями этикеток, а купить вроде чего-нибудь надо), - все до примитивности печальней и хуже. Зазевавшуюся душу покупают в две минуты за грош!

http://pravoslavie.ru/196.html

Вновь напомню, что храмовые изображения херувимов присутствовали при молитве людей. Но обращали ли люди внимание на херувимов при совершении своих молитв? Учитывали ли древние израильтяне наличие изображений при своих богослужениях? Пока лишь заметим, что херувимы находились прямо перед глазами молящихся во время их поклонения Богу. Херувимы на ковчеге были скрыты от взоров завесой. Но на самой завесе были также вышиты херувимы! «Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и херувимов сделай на них искусною работою» ( Исх. 26:1 ). Изображения напоминают о Боге и тем самым побуждают к молитве. VII Вселенский собор, объясняя иконопочитание, определил, что изображения должны быть везде — дабы чаще человек вспоминал о Спасителе и чаще мог молитвенно воздыхать. Так и сегодня человек, проходя мимо храма, хоть и не зайдет в него, но хоть секундно, издалека молвит: «Господи, помоги!»… Чем больше будет поводов к таким молитовкам — тем лучше. Хоть и можно молиться всюду — но для того, чтобы пробудить молитвенное чувство — Господь дал Израилю храм и святой город Иерусалим. Хоть и можно молиться всегда — но как время особой молитвы были выделены праздники и субботы. Иерусалим, Храм, Закон побуждали к молитве и к поклонению Богу — поэтому и сами были предметами религиозного почитания евреев: «Поклонюсь святому храму Твоему» ( Пс. 5:8 ); «Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему» ( Пс. 27:2 ). По логике протестантов Псалмопевец здесь просто явно нарушает заповедь «Богу одному поклоняйся». В другой раз он опять признается, как кажется, в том же грехе: «как люблю я закон Твой» ( Пс. 118:97 ). Как смеет он религиозно любить что-то, помимо Бога? А Исайя говорит: «И на закон Его будут уповать» ( Ис. 42:4 ). Не язычник ли Исайя, раз уповает на Закон Божий, а не на Бога? Зачем нужно при молитве обращаться к Иерусалиму и храму? ( 3Цар. 8:48 ), — можно было бы задать вопрос древним евреям, так же как и сегодняшим православным («Зачем молиться, повернувшись к иконам?»). Человек может не чувствовать личной потребности в том, чтобы его молитва сопровождалась внешними проявлениями чувства благоговения. Но по крайней мере нельзя не признать, что молитва православных перед видимыми святынями (иконами) не есть практика, неизвестная Библии.

http://azbyka.ru/ikona-v-biblii

Вновь напомню, что храмовые изображения херувимов присутствовали при молитве людей. Но обращали ли люди внимание на херувимов при совершении своих молитв? Учитывали ли древние израильтяне наличие изображений при своих богослужениях? Пока лишь заметим, что херувимы находились прямо перед глазами молящихся во время их поклонения Богу. Херувимы на ковчеге были скрыты от взоров завесой. Но на самой завесе были также вышиты херувимы! «Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и херувимов сделай на них искусною работою» ( Исх. 26, 1 ). Изображения напоминают о Боге и тем самым побуждают к молитве. VII Вселенский собор, объясняя иконопочитание, определил, что изображения должны быть везде – дабы чаще человек вспоминал о Спасителе и чаще мог молитвенно воздыхать. Так и сегодня человек, проходя мимо храма, хоть и не зайдет в него, но хоть секундно, издалека молвит: «Господи, помоги!»… Чем больше будет поводов к таким молитовкам – тем лучше. Хоть и можно молиться всюду – но для того, чтобы пробудить молитвенное чувство – Господь дал Израилю храм и святой город Иерусалим. Хоть и можно молиться всегда – но как время особой молитвы были выделены праздники и субботы. Иерусалим, Храм, Закон побуждали к молитве и к поклонению Богу – поэтому и сами были предметами религиозного почитания евреев: «Поклонюсь святому храму Твоему» ( Пс. 5, 8 ); «Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему» ( Пс. 27, 2 ). По логике протестантов Псалмопевец здесь просто явно нарушает заповедь «Богу одному поклоняйся». В другой раз он опять признается, как кажется, в том же грехе: «как люблю я закон Твой» ( Пс. 118, 97 ). Как смеет он религиозно любить что-то, помимо Бога? А Исайя говорит: «И на закон Его будут уповать» ( Ис. 42, 4 ). Не язычник ли Исайя, раз уповает на Закон Божий, а не на Бога? Зачем нужно при молитве обращаться к Иерусалиму и храму? ( 3Цар. 8, 48 ), – можно было бы задать вопрос древним евреям, так же как и сегодняшим православным («Зачем молиться, повернувшись к иконам?»). Человек может не чувствовать личной потребности в том, чтобы его молитва сопровождалась внешними проявлениями чувства благоговения. Но по крайней мере нельзя не признать, что молитва православных перед видимыми святынями (иконами) не есть практика, неизвестная Библии.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/protesta...

Вот та жизнь, которую мы с вами ведём, не то же ли, что дни наемника? Здесь нам определено прожить «энное» количество лет, часов – и ни секундой больше, как бы мы ни стремились продлить своё существование. Значит, не нужно спекулировать на смерти, не нужно все разговоры сводить к смерти. Но тем не менее, у нас есть Заповедь: во всех делах твоих помни о смерти, и никогда не согрешишь . Никогда не согрешишь – не будет ни зависти, – ничего, , если человек будет помнить, что он как искра в темноте мелькнёт: так и жизнь человеческая на фоне этой вечности: «Как раб жаждет тени, и как наемник ждет окончания работы своей, так я получил в удел месяцы суетные, и ночи горестный отчислены мне» [вот это и прилагайте всё к самим себе: Как раб ждёт тени, – жаждет, – и как наемник ждёт окончания работы своея, так я получил в удел месяцы суетные, и ночи горестныя отчислены мне] ( Иов. 7:2–3 ). Конечно, нас съедают безконечные заботы, тревоги, болезни, и на каком-то этапе мы начинаем чувствовать, что и силы-то наши покидают нас: вроде делаем всё так же, а скорости нет! Так же суетимся, а такого нет уже. Нам кажется, что мы так же всё делаем, а появляется медлительность во всём. И наконец, вот служит человек, служит – это особенно у нас можно по церковной линии проследить: сколько лет стоял, как столб, перед престолом, затем годы берут своё, усталость своё – стал служить только по большим праздникам, а потом стал только приходить в алтарь и стоять, и  сидеть. состоянии Литургии полностью отслужить – уже нет этого состояния. Нет сил: немощь. Душа не стареет, душа всё время такая же юная, какой и была создана – у неё нет возраста, а вот тело – обремененное тело – оно стареет, и силы его покидают. Вот он и говорит: «Когда ложусь, то говорю: когда-то встану? а вечер длится, и я ворочаюсь досыта до самого рассвета. Тело мое одето червями и пыльными струнами; кожа моя лопается и гноится. Дни мои бегут скорее челнока, и кончаются без надежды [Лепра, проказа, она неисцельна, как и рак, как и СПИД, как и другие такие болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Вот так и нам надлежит «тихими и кроткими словесы и речьми и благоуветливыми глаголы» говорить с ближним и дальним. К этому зовет и Священное Писание: «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякоюзлобою да будут удалены от вас» (Еф. 4, 31). Надлежит нам не плести словесной засады ближнему сплетней, дабы не стала она засадой от нашего спасения. Не надлежит нам и осуждать других, чтобы не принять на себя бремя чужих грехов. Не к лицу нам и гневные обличения и укоры. Не станем мы обижать, унижать и всячески огорчать ближних. И тогда легко нам исполнить апостольскую заповедь: «…будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12, 18). Аминь. Сквернословие В сегодняшней нашей беседе мы коснемся такого печального явления, как сквернословие. Печально и неприятно оно и само по себе, как всяких грех, но особенно печально то, что по своей обыденности и распространенности многими за грех как бы и не считается. Слово… Звук, живущий доли секунды и пропадающий в пространстве. Где он? Пойди, ищи эти звуковые волны. Слово… Почти нематериальное понятие. Может быть, и говорить-то не о чем? Но апостол Павел предупреждает: «…злоречивые… Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 10). Слово — это дар Божий, то, что уподобляет человека Создателю. Самого Спасителя мы называем Божественным Словом. Одним творческим словом Господь создал наш прекрасный мир, вселенную, космос. Космос — по-гречески красота. Слово Творца вызвало к жизни Красоту. И словом же мы, любимое создание Божие, пытаемся оскорбить эту красоту, осквернить ее. Церковь всегда остерегала своих чад от этого греха. «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе…» (Еф. 4, 29) — учит Апостол. «А блуд и всякая нечистота… не должны даже именоваться у вас… » (Еф. 5, 3) — настаивает он. Но именуются. И не только блудник и развратник или раздраженный вином и ссорой человек произносит нечистые слова, но и вполне благополучный, благопристойный. Зачастую женские и детские уста оскверняются гнилыми словами. Есть тропическое растение, стапелия, цветы его — само совершенство формы и цвета.

http://pravmir.ru/o-grexax-yazyka/

Вот таким событием должна быть и любая наша повседневная встреча, по возможности, с любым человеком. Отцы Церкви писали: нужно жить каждую минуту нашей жизни так полноценно, так насыщенно, будто это последняя минута, будто другой уже не будет. Таким же должно быть и наше отношение к живым. Так любить, так отдавать себя, словно это последняя встреча: последние слова, последнее пожатие рук, последний поцелуй. И тогда, если встреча действительно окажется последней, не будет ужаса от того, что не успел досказать, долюбить… Любить других, другого, именно каждого другого , а не абстрактных других , человечество. Любить, не медля, потому что мы живем и не в прошлом, и не в будущем, а в эту минуту. Иной минуты может и не быть… И эту «школу любви» каждый проходит самостоятельно. Я говорю это не как достигший или имеющий это, а как стремящийся, как и все мы, к этому. Это трудно, но – реально. И для этого у нас есть время всей жизни. Мы говорим о подготовке к смерти. И мы напоминаем о том, о чем говорит нам Церковь ежедневно,  об ответственном и бережном отношении к каждой минуте общения, которую нам подарил Бог. Как верно заметил Мандельштам: «Когда б не смерть, то никогда бы/Мне не узнать, что я живу». Зная, что смерть в любую секунду может подвести черту под всеми нашими земными делами, начинаешь ценить жизнь, беречь жизнь. Есть люди, которые за малое количество лет жизни успевают многое, очень многое. Не потому, что время для них растягивается, а потому, что они дорожат временем. Потому, что они научились пользоваться временем, не проводя его впустую . Часто можно услышать, что верующие люди признают загробную жизнь потому, что эгоистично и трусливо боятся исчезнуть, уйти в небытие. Это не так. «Протест против полного умирания – это скорее протест против исчезновения любимого» (П. Туане). Любовь наша противится смерти, но не через то, что мы изобретаем лекарства продлевающие жизнь. А через то, что любовь устанавливает  между любящими  такие узы, разорвать которые смерть не сможет. В драме Габриэля Марселя «Смерть назавтра» мы находим об этом замечательные слова.

http://azbyka.ru/parkhomenko/zhizn-za-po...

Вот таков наш портрет, наш образ. А теперь послушаем, что говорит нам Господь. Он как бы по всем этим пунктам дает нам другое, противоположное направление. Я еще раз прочту вам эти несколько строк, которые сегодня читались во время службы. Господь говорит: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем, прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами». И сказал им: «Истинно говорю вам, есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе»  . Первый закон, который дает нам Господь: надо оставить все прошлое; «Отвергнись себя»! — говорит Господь, перестань носиться с собой, думать только о себе, желать только себе добра! Подумай на мгновение хотя бы о людях, которые тебя окружают, о Господе, Который тебя создал. «Отвергнись себя» — только в самоотвержении человек становится христианином. »Возьми свой крест», — это значит: неси труд, страдания за других. «Крест» — это не всякая беда, не всякая болезнь, не всякая скорбь. Ведь Крест Господь понес за людей, значит, и мы, если мы несем какой–то крест, мы служим другим людям, отдаем себя ближним, то есть тем, кто находится рядом с нами. «И иди за Мной», — говорит Господь. Он, Который всего Себя отдал служению Небу и людям, всего Себя отдал Отцу и братьям Своим, Он учит нас также идти за Ним, отдав свое сердце Богу и людям. И дальше Господь говорит нам о суете, в которой мы тонем, которая буквально заполнила каждую секунду нашей жизни. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» Каждый из вас знает, как справедливо исполняются эти слова Господни в наших судьбах. Вот прошло уже сколько лет, как кончилась война, — 35 лет; конечно, жить стало легче, условия жизни изменились. Но это не значит, что в наши семьи пришел мир, это не значит, что мы стали от этого лучше. Значит, можно усовершенствовать свою жизнь, иметь для нее более благоприятные условия, но при этом быть несчастными и погрязать в грехах…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010