Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРИАН И ИАКОВ [Лат. Marianus et Iacobus] († 259), мученики (пам. зап. 6 мая), пострадали в Ламбезисе (Ламбез; близ совр. Батны, Алжир). Мученичество Мученичество (BHL, N 131; CPL, N 2050) - основной источник сведений о М. и И. В прологе говорится о скромности мучеников, «спешащих достигнуть обетованного Царства Небесного», и о необходимости описать их подвиг. Автор называет себя близким знакомым М. и И.: ранее он жил вместе с мучениками и пользовался их доверием (fiducia familiaris). Перед тем как принять мученическую смерть, М. и И. попросили автора поведать христианам об их последнем «сражении» с языческим миром, чтобы этот пример укрепил «Божий народ» в исповедании истинной веры. Мадонна со святыми Убальдом и Себастианом. Художники Б. и В. Нуччи. XVI в. (Собор мучеников Мариона и Иакова в Губбио) Мадонна со святыми Убальдом и Себастианом. Художники Б. и В. Нуччи. XVI в. (Собор мучеников Мариона и Иакова в Губбио) Повествование начинается с путешествия чтеца М., диак. И. и автора Мученичества по пров. Нумидия. О причинах и целях поездки ничего не говорится. Христиане прибыли в «место, именуемое Мугвы (Muguas)», пригород Цирты (ныне Константина, Алжир), и остановились в некой усадьбе (uilla). Им стало известно о преследованиях христиан, к-рые проводили военные власти в Цирте, а М. и И. получили от Бога откровение о том, что им предстоит стать мучениками. Среди христиан, вызванных из ссылки по указанию наместника провинции для повторного суда, были епископы Агапий и Секундин. Присоединившись к М. и И., они призывали собравшихся не страшиться гонений и принять мученическую смерть за веру. К тому времени, когда епископы отправились в путь, М. и И. утвердились в намерении «пройти по свежим следам их славы». Через 2 дня из Цирты в усадьбу прибыли центурионы, к-рые схватили христиан и отвели их в город. После допроса, во время к-рого мученики исповедали Христа, их бросили в тюрьму и стали пытать по указанию «центуриона и магистратов Цирты». И., обладавший сильным и решительным характером (ранее он подвергался преследованиям во время гонения на христиан при имп. Деции (249-251)), сразу заявил, что он не только христианин, но и диакон. М. назвал себя чтецом, однако палачи заподозрили его во лжи (они полагали, что мученик занимал более высокую должность в церковной иерархии) и подвергли его жестоким пыткам. Для усиления страданий его подвесили на дыбе не за руки, а за пальцы и к ногам привязали более тяжелый груз, чем обычно. Однако М. выдержал мучения и был брошен в тюрьму к др. христианам.

http://pravenc.ru/text/2562006.html

События, описанные в Мученичестве, произошли осенью 258 - весной 259 г., во время гонения на христиан при имп. Валериане (253-260). Гонение началось летом 257 г., когда руководители христ. общин были арестованы и отправлены в изгнание, а собрания христиан запрещены. Через год был издан более суровый закон, в соответствии с которым сосланных епископов и пресвитеров, не пожелавших отречься от веры, следовало осудить на смерть; репрессии также коснулись тех христиан, к-рые занимали видное положение в обществе. В сент. 258 г. св. Киприан был возвращен из ссылки в Карфаген и почти сразу же приговорен к смерти. Вероятно, примерно тогда же епископам Агапию и Секундину, к-рых М., И. и автор Мученичества встретили в Мугвах, было приказано прибыть в Цирту для повторного суда. Секундин упоминается в корпусе посланий Киприана Карфагенского ( Cypr. Carth. Ep. 57, 67); в актах Карфагенского Собора 256 г. он назван епископом Цедий (ныне Хеншир-Ункиф, вилайет Хеншела, Алжир) ( S. Cypriani episcopi Opera. Pars III, 4: Sententiae episcoporum numero LXXXVII de haereticis baptizandis/Ed. G. F. Diercks. Turnhout, 2004. P. 30-31. (CCSL; 3E)). На этом Соборе присутствовал также Кресцент, еп. Цирты; возможно, Агапий был его преемником. По предположению П. Франки де Кавальери, М. и И. отправились в путь из Проконсульской Африки, где они могли познакомиться с Киприаном Карфагенским (М. сразу узнал его во сне; см.: Franchi de " Cavalieri. 1900. P. 19). Интерьер собора мучеников Мариана и Иакова в Губбио. Кон. XII — 1-я пол. XIII в. Интерьер собора мучеников Мариана и Иакова в Губбио. Кон. XII — 1-я пол. XIII в. Описание процесса над группой христиан в Карфагене, к-рый продлился с осени 258 по май 259 г., содержится в «Деяниях и видениях Луция, Монтана и их товарищей» (BHL, N 6009; CPL, N 2051). Однако обстоятельства следствия, суда и казни мучеников, описанные в «Деяниях...», отличаются от сведений, приведенных в нумидийском Мученичестве. Так, в отличие от М. и И., карфагенских мучеников не подвергали пыткам, хотя в «Деяниях...» говорится о невыносимых условиях тюремного заключения. Более суровое отношение к М. и И. можно отчасти объяснить тем, что Нумидия была императорской провинцией, во главе к-рой стоял легат, назначенный императором. Областью, постоянно подвергавшейся набегам мавританских (берберских) племен, управляли военные власти. В Ламбезисе размещалось командование 3-го легиона Августа (legio III Augusta), воины к-рого обеспечивали порядок в провинции, а также занимались розыском христиан и охраной заключенных. В допросе мучеников участвовал центурион, а палач, пытавший М., назван военным полицейским (stationarius miles; см.: Franchi de " Cavalieri. 1900. P. 19; Lanata. 1973. P. 90-91; Le Bohec. 1989. P. 464-465).

http://pravenc.ru/text/2562006.html

Кроме вышеозначенного плана есть еще два плана и межевая книга на пустошь Дорогуни, составленные 4-го августа 1784 года, землемером, артиллерии штык-юнкером Тяполковым. На одном плане показано: пашни 37 дес. 100 саж., сенокосу 8 дес. 1300 саж. лесу дровяного 54 дес. 2035 саж. под дорогой 600 саж., под полуручьем 700 саж., а всего 100 дес. 2335 саж., из них удобной земли 100 дес. 1035 саж. На плане герб и титул Государыни. Подписались: подполковник Фон-Линеман, надворный советник Илия Волчек, Секунд-майор Данила Богданов, чертежный директор поручик Иван Коньков, первоклассный землемер секунд-майор Иван Богданов. План сочинял землемер поручик Иван Швыкин. Далее подписались члены причта: священник Алексей Иванов и Иван Иванов, диакон Агапий Андреев, дьячки: Сергей Кондратов и Михаил Анфиногенов. Вместо поверенных крестьян Ивана Прокофьева, Андрея Козьмина, Изота Федулова и понятых сторонних людей, по их «прошению, я ж пономарь Михаил Анфиногенов руку приложил». Далее такая же подпись дьячка Никиты Онуфриева. Другой план пустоши «Стечки», произведенный в 1782 г. тем же Гордановым и утвержденный, в 1845 г., мая 17 дня, межевого корпуса старшим помощником Муравьевым. На плане показано: пашни 1,700 саж., сенного покоса, с кустарником, 2 дес. 722 саж.; леса по болоту 200 саж.; под дорогою 120 саж.; всего 3 дес. 412 саж.; из них – удобной 3 дес. 282саж. Потом замечено, что эта земля стояла ненаселенною, и что план составлен, «по меридиану магнитной стрелки, бывшему при генеральном межевании, которая, со времени того, отклонилась вправо к востоку на 2 градуса, и от истинного меридиана влево к западу на 6 градусов». Над надписью – двуглавый орел и слова: «попечением и милостию Императора Николая». В средине орла: межевые инструменты, зрительная трубка, астролябия и сажень, с словами вокруг: «каждый при своем». План подписали: товарищ главного директора межевого корпуса, Яков Максимов; исправляющий должность директора чертежного А. Одинцов; землемер Кетчерский; старший помощник Муравьев; села Горок, Знаменской церкви священник Иван Разумовский; конторщик Иван Егоров, вместо поверенного г. Горихвостова Леонтия Михайлова; староста генерал-майора Жеребцова Иван Липатов; вместо понятых, священник Передольского погоста, Воскресенской церкви, Илья Быстров; копировал чертежник Овсянников.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Acta primorum martyrum sincera et selecta. P., 1689. P. 224-232). Последнее издание Мученичества осуществил Франки де Кавальери ( Franchi de " Cavalieri. 1900); этот текст воспроизведен в др. публикациях (напр.: Lazzati. 1956; The Acts. 1972). Почитание Почитание М. и И. получило распространение в Сев. Африке. Одно из самых ранних свидетельств - проповедь блж. Августина в день их памяти ( Aug. Serm. 284). Основная тема проповеди - человеческие слабость и непостоянство, проиллюстрированные примером отступничества ап. Петра; им противопоставляется дар терпения и твердости, полученный мучениками от Бога. Мать М., согласно Мученичеству, «заслуженно носившая имя Мария» (o te merito Mariam), уподобляется Пресв. Деве Марии, к-рая также радовалась подвигу Сына: «Она родила Владыку мучеников, а ты - мученика Владыки; она - Судию свидетелей, ты же - свидетеля Судии» (peperit illa martyrum principem, peperisti tu principis martyrem; peperit illa testium iudicem, peperisti tu iudicis testem). В проповеди говорится о том, что Церковь, к-рая молится за усопших, «за мучеников не молится, но скорее поручает себя их молитвам», потому что в «кровавой борьбе» они одержали «славную и полную победу». Поминовение М. и И. указано в Карфагенском календаре (1-я пол. VI в.) под 6 мая. В Иеронимовом мартирологе, предположительно восходящем к архетипу 1-й пол. V в., память мучеников также указана, но в тексте содержатся многочисленные ошибки. Основные записи о поминовении мучеников помещены под 30 апр. (кроме М. и И. названы Агапий, Секундиан, Конкорд, Эмилиан - MartHieron. Comment. P. 219-220) и под 6 мая («В Африке епископа Секундиана, Иакова, Мариана, Конкордия...» - Ibid. P. 232-233). Память мч. Агапия, пострадавшего в Нумидии, приведена также под 28 апр. (Ibid. P. 215-216), мч. Секундиана (Секундина) - под 14 мая в Иеронимовом мартирологе и под 13 мая в Карфагенском календаре (Ibid. P. 253). По мнению Делеэ и А. Кантена, ошибочная дата 30 апр. (2-е календы мая) возникла из-за неправильного перенесения дня памяти (первоначально - 6 мая, т.

http://pravenc.ru/text/2562006.html

е. 2-е ноны мая). Имя Конкорд могло быть связано с неверным пониманием текста Мученичества, где говорится, что епископы Агапий и Секундин были единодушны (concordes) в духовной любви (The Acts. 1972. P. 196). В кон. XIX в. на сев. некрополе Ламбезиса была раскопана небольшая (длина 20 м) 3-нефная базилика с прямоугольной апсидой и фланкирующими ее пастофориями. В центре апсиды находилась двойная гробница с останками 2 человек; некогда над ней возвышался киворий. Было высказано предположение, что гробница могла принадлежать М. и И. Время возведения базилики трудно установить (по-видимому, остатки здания утрачены). По свидетельству археологов, в храме были найдены монеты императоров Валента (364-378) и Валентиниана I (364-375) ( Besnier. 1898. P. 470-475), но низкое качество работ и широкое использование сполий позволяют датировать базилику эпохой визант. господства (VI в. или даже нач. VII в.; см.: Leone A. The End of the Pagan City: Religion, Economy, and Urbanism in Late Antique North Africa. Oxf., 2013. P. 74-75). Предметом дискуссии стало содержание надписи в честь мучеников, обнаруженной в сер. XIX в. на скале в ущелье р. Руммель близ Константины. В надписи перечислены «хортские мученики» (marturorum Hortensium), пострадавшие 2 сент.: Мариан и Иаков, Дат (Даций?), Япин, Рустик, Крисп, Тат (Таций?), Меттун, Виктор, Сильван, Эгипций (CIL. T. 8. N 7924). По мнению большинства исследователей, надпись не связана с местом погребения мучеников, т. к. поблизости не было найдено следов христ. храма; она была выполнена скорее всего в византийскую эпоху; упомянутых в ней Мариана и Иакова не обязательно отождествлять с мучениками, пострадавшими в Ламбезисе. Возможно, надпись свидетельствует о наличии общего дня памяти самых почитаемых мучеников Нумидии (их мощи могли быть перенесены в Цирту - Monceaux. 1902. Р. 157) или мучеников, происходивших из места под названием Хорта (подробнее см.: Franchi de " Cavalieri. 1900. P. 21-26; Delehaye. Origines. P. 382-383; Idem. Passions.

http://pravenc.ru/text/2562006.html

На протяжении четырех лет мы сподоблялись вкушать их медоточивого слова – плод их многолетнего духовного опыта. И удивительно то, что до самого часа своего исхода они оба сохраняли ясность ума без каких бы то ни было расстройств психики или галлюцинаций, что обычно случается с очень старыми людьми. Первые два-три года эти два святых старца, держа свои старческие жезлы, обходили братий на послушаниях, укрепляя их в трудах. Исполнявшие трудные послушания знают, как точно росой, освежало повара или гостиничника лишь одно присутствие старца. А если из священных уст услышишь и два сладких слова, тогда душа чувствует себя отдохнувшей, молодеет и с двойной ревностью продолжает свой труд. В ушах одного повара, как рассказывал он сам, каждую секунду звучало утешительное слово старца: “Так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне ( Мф.25:40 ). Ты, чадо мое, услышишь это от Господа”». Бесспорно то, что братия, работавшие в Моноксилите 45 , всегда сподоблялись особого благоволения великого старца Гавриила. Им он всегда давал двойные благословения: во-первых, потому, что этот святой старец начинал там свой монашеский искус, а во-вторых, потому, что на протяжении всех лет его игуменства это подворье кормило монастырь. Кроме того, служащие там братия, оделенные от остальной монастырской братии, считаются как бы находящимися в «изгнании». Но вскоре из-за продолжительных болезней оба старца, Гавриил и Арсений, попали в монастырскую больницу. «Благодаря ясности ума, которая отличала обоих старцев, больница нашего монастыря стала настоящим духовным центром, куда зачастили все, от игумена до последнего монаха и многие из паломников, – пишет монах Иосиф. – Два медбрата нашего монастыря – отец Иаков и отец Каллиник – без устали по очереди несли свое послушание, хотя у них было благословение ухаживать и за другими престарелыми монахами. Но в данном случае Божия Матерь и святой Иоанн Предтеча оставили их на этом послушании, чтобы они обогатились последними благословениями двух современных нам великих людей афонского монашеского государства. Безусловно, было бы несправедливо умолчать и о добровольной помощи других братьев, таких как монахи Агапий, Нифонт, Серафим и прочие, старавшиеся облегчить ежедневные труды наших медбратьев».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Св. мощи мученика погребены были с великою честию, и Флавиан, его диакон, имел утешительное видение: ему снился радостный Киприан и отвечал на заботливый вопрос: страдают ли мученики во время терзания? «Не может страдать тело, когда дух уже на небе и душа вся в Боге». Лукиан наследовал кафедру Киприана; но мучения не прекращались. В Иппоне епископ Феоген, в Нумидии три епископа Агапий, Секундин и один неизвестный со своим диаконом Иаковом и чтецом Марином пострадали после мужественного исповедания имени Христова, и еще на земле уже вкусили предчувствие небесного блаженства. В Утике триста исповедников предпочли сгореть во рву известковом, нежели возжечь фимиам идолам, ибо так одушевил всех пример пастыря, который многим являлся, укрепляя на муки. Восемь других учеников его в Карфагене, томимые в узах и утешаемые также небесными видениями, последовали вскоре за своим учителем, возбудив твердостью общее изумление. Пресвитер Виктор, диаконы Флавиан и Понтий, описавший блаженную кончину Киприана, были из числа первых, и многие другие из клира и мирян скончались в темницах и рудокопях. Испания, Галлия и Восток имели также своих мучеников при Валериане, хотя гонения не были там столь жестоки, как в Африке. Епископ Террагонский Фруктуоз кончил жизнь на костре с двумя верными диаконами. Строго соблюдая пост пятка, он не хотел нарушить его даже в минуту смерти, хотя и томимый жаждою посреди амфитеатра, потому что еще не наступил вечерний час, разрешавший пищу и питие; пламенно молился он о Церкви вселенской, простертой от востока до запада, и преклонил колена на самом костре, когда обгорели узы его, привязывавшие к столбу. Такими пастырями уже процветала Церковь Испанская, начала которой мало известны; такими же славилась и более древняя Церковь Галликанская, ибо в Лимогии, Нарбонне, Туре, Клермонте, Арлах, Тулузе, Париже уже учредились кафедры епископские. Сатурнин Тулузский, по злобе жрецов языческих, привязан был к рогам бешеного вола, приготовленного на жертву богам, и разбился на каменных ступенях высокого капища.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

службе (caesariani),- лишать имущества и осуждать на принудительные работы в дворцовых имениях. Применение 2-го эдикта было чрезвычайно суровым. 10 авг. 258 г. в Риме были замучены папа Сикст II с диаконами Лаврентием, Фелициссимом и Агапитом . Дружины Римских мучеников этого времени: диаконы Ипполит, Ириней, Авундий и мученица Конкордия ; Евгения, Прот, Иакинф и Клавдия . 14 сентября из места ссылки к проконсулу Африки Галерию Максиму был доставлен священномученик Киприан Карфагенский. Другие африканские епископы, год назад сосланные, теперь были вызваны и казнены, среди них: Феоген Гиппонский и епископы Агапий и Секундин. Диакона Иакова и чтеца Мариана, арестованных около г. Цирты в Нумидии, казнили 6 мая 259 г. в г. Ламбезис, резиденции легата Нумидии, вместе со многими мирянами. Жертв было так много, что казни продолжались несколько дней. В Утике пострадала группа мучеников во главе с епископом Кодратом. 29 января 259 г. в Испании был сожжен заживо епископ Фруктуоз Тарраконский вместе с диаконами Авгуром и Евлогием . Пострадали епископы Маркиан Сиракузский , Либертин Агригентский. Гонение коснулось и востока империи, куда Валериан отправился на войну с персами. Известны мученические акты христиан Палестины, Ликии и Каппадокии, относящиеся к этому времени . Период мира (260–302) В июне 260 г. император Валериан был взят в плен персами. Власть перешла к его сыну и соправителю Галлиену (253-268), который отказался от антихристианской политики отца. Текст его рескрипта о возвращении христианам мест для беспрепятственных богослужений, адресованного епископу Дионисию Александрийскому и другим епископам, сохранился в греческом переводе у Евсевия. Некоторые историки Церкви считают, что такими законодательными актами император Галлиен впервые открыто провозгласил терпимость к Церкви. Однако это еще не означало, что христианство приобретало статус дозволенной религии. Как показывают последующие события почти 40-летнего периода мирного существования Церкви, который начинается с этого времени, отдельные случаи враждебности к христианам, оканчивавшиеся их смертью, продолжали иметь место и в дальнейшем.

http://azbyka.ru/palomnik/Рим

Применение 2-го эдикта было чрезвычайно суровым. 10 авг. 258 г. в Риме были замучены папа Сикст II с диаконами Лаврентием, Фелициссимом и Агапитом (пам. 10 авг.). Дружины Римских мучеников этого времени: диаконы Ипполит, Ириней, Авундий и мц. Конкордия (пам. 13 авг.); Евгения, Прот, Иакинф и Клавдия (пам. 24 дек.). 14 сент. из места ссылки к проконсулу Африки Галерию Максиму был доставлен сщмч. Киприан Карфагенский. Между ними состоялся краткий диалог: «Ты Тасций Киприан?» - «Я».- «Святейшие императоры приказали тебе принести жертву» (caeremoniari).- «Не сделаю».- «Подумай» (Consule tibi).- «Делай, что тебе предписано. В деле столь справедливом нечего раздумывать» (In re tam justa nulla est consultatio). После этого проконсул сформулировал обвинение и последовал приговор: «Тасция Киприана казнить мечом».- «Благодарение Богу!» - ответил епископ (пам. 31 авг.; пам. зап. 14 сент.; Acta Proconsularia S. Cypriani 3-4//CSEL. T. 3/3. P. CX-CXIV; ср.: Болотов. Собр. трудов. Т. 3. С. 132). Др. африкан. епископы, год назад сосланные, теперь были вызваны и казнены, среди них: Феоген Гиппонский († 26 янв. 259; пам. зап. 3 янв.?) и епископы Агапий и Секундин († 30 апр. 259; пам. зап. 30 апр.). Диак. Иакова и чтеца Мариана, арестованных около г. Цирты в Нумидии, казнили 6 мая 259 г. в г. Ламбезис, резиденции легата Нумидии, вместе со мн. мирянами (пам. зап. 30 апр.). Жертв было так много, что казни продолжались неск. дней ( Zeiller. Vol. 2. P. 155). В Утике пострадала группа мучеников во главе с еп. Кодратом ( Aug. Serm. 306). 29 янв. 259 г. в Испании был сожжен заживо еп. Фруктуоз Тарраконский вместе с диаконами Авгуром и Евлогием (пам. зап. 21 янв.; Zeiller. 1937. Vol. 2. P. 156). Пострадали епископы Маркиан Сиракузский (пам. 30 окт.), Либертин Агригентский (пам. зап. 3 нояб.). Г. коснулось и востока империи, куда Валериан отправился на войну с персами. Известны мученические акты христиан Палестины, Ликии и Каппадокии, относящиеся к этому времени (см., напр.: Euseb. Hist. eccl. VII 12). Период мира (260-302)

http://pravenc.ru/text/166129.html

Они завязали сношения с нумидийскими епископами, во главе которых стоял Секунд тигизиский.  Эти епископы считали всех так называемых традиторов безусловно неспособными совершать иерархические действия. Впрочем, сторонники Менсурия имели основание думать, что суровые нумидийские ригористы были более строги к другим, чем к самим себе. Указывали на протокол собора в Цирте (305 г.), подлинность которого основательно не опровергнута ни донатистами, ни современною наукою, из которого видно, что когда Секунд вздумал очистить на этом соборе нумидий–ский епископат от подозреваемых в предательстве, то оказалось, что чуть ли не большинство нумидийских епископов стоят под этим подозрением. Один из них в ответ на обвинение Секунда ответил ему решительным заявлением, что он его самого, Секунда, подозревает в том, что он едва ли так легко отделался от требований языческой власти, как он сам рассказывает. Заседание приняло столь бурный характер, что Секунд решился передать дела всех суду Божию. Это нисколько не мешало ему оставаться рьяным преследователем всех традиторов и представителем самой строгой церковной дисциплины в отношении к падшим. С лицами этих убеждений завязали сношение карфагенские христиане, недовольные Цецилианом, намеченным в карфагенского епископа.  По–видимому, опасаясь серьезного столкновения с недовольными, партия Цецилиана желала ускорить его хиротонию. К удивлению, одновременно со сторонниками Цецилиана действовали в том же направлении упомянутые карфагенские пресвитеры, которые сами имели виды на кафедру и рассчитывали, что их планы скорее удадутся, если вопрос о замещении кафедры останется домашним делом в Карфагене. Таким образом, решено было пригласить на собор для хиротонии ближайших к Карфагену епископов. Во главе их стоял Феликс аптунгский, который и хиротонисовал Цецилиана.  Уже после хиротонии явился Секунд со своими 70 нумидий–скими епископами и стал на сторону недовольных Цецилианом. Одна карфагенская богатая вдова Люцилла с особенным усердием приняла этих нумидийских епископов. Она имела основание быть недовольною Цецилианом даже лично. Еще будучи архидиаконом и по этому званию обязанный надзирать за лицами, находившимися в церкви, он один раз серьезно укорил Люциллу за то, что она, по своему обычаю, прежде принятия святых Тайн, целовала кость какого–то сомнительного мученика. Цецилиан, по–видимому, пригрозил ей даже лишением церковного общения, если она не оставит этого обычая. Оскорбленная богатая ханжа сделалась непримиримым врагом архидиакона и особенно рьяно принялась агитировать с нумидийскими епископами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010