К сожалению, в АФВМ найдено только два письма. Оба они написаны за два года до смерти о. Агапия. Приведем некоторые выдержки из них. «Очень стал здоровьем слаб, – писал он в 1903 г., – за одно благодарю Бога, что нет у меня никаких земных попечений. Помаленьку перемогаюсь – надо терпеть. Терпение болезней по ставится вместо подвигов... А они лезут и лезут на меня, которых я и не хотел бы. Приходится с ними мириться и пользоваться единственным лекарством, которое святые отцы предлагают от всех болезней, – это терпение». В другом письме старец пишет: «Жизнь моя течет по старому руслу, один день погрызет одна болезнь, другой день – другая. Всегда сопутствуют зубная боль, головная, озноб, жар. Прошу Ваших св. молитв, чтобы Господь укрепил меня в терпении, чтобы сколько-нибудь достойно провести остаток дней своих... » За несколько дней до смерти, которая последовала 7 апреля 1905 г., старец Агапий написал гимн «Смиренное благодарение Бога». Начинается он словами: «Благодарю Тебя, Господи, за слепоту телесных моих очей и дивлюсь Твоему премудрому вседержительству, как Ты устроял посредством слепоты удобный путь к моему спасению. Смиренно благодарю Тебя, Господи, за все приключающиеся со мной по Твоему смотрительному Промыслу неприятные и скорбные последствия от болезни телесной... потому что они составляют мое единственное... мое врачевание». В этом произведении отобразилось высокое духовное состояние Валаамского старца, который всей своей непростой жизнью явил подвиг терпения, смирения и любви. Старца Агапия по праву можно назвать самым великим делателем молитвы Иисусовой на Валааме. Обращаясь к молитвенному опыту старца, порой сложно сравнивать его с современниками, с теми схимонахами и отшельниками, которые проходили свой подвиг не только на Валааме, но и в других обителях. Воспри- няв афонскую практику исихазма от своего учителя, схимонах Агапий оставил миру бесценное сокровище – письма и келейные записи, которые и для монашествующих, и для мирян могут послужить путеводителем в правильном прохождении умного делания.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По образцу со смирением и терпение тоже имеет три свойства, но, к сожалению, старец упомянул лишь об одном свойстве, или же продолжение этих записей до нас не дошло. «Терпения также три свойства, первое – благодатное, даруемое Богом за брань со страстями и за сердечное истинное смиренномудрие и за твердую веру к Божественному вседержительству и смотрительному о нас неусыпному Божию зрительству и попечению всемогущему, всеблагому и все- видящему. Об этом терпении многие и много писали. Спаситель терпение назвал самым благонадежным средством к духовному плодоношению и окончательным венцом христианского спасения и совершенства. И сии, говорит, приносят плод в терпении, овыя в тридесят, овыя шестьдесят, а овыя во сто. И еще говорит, претерпевый до конца, тот спасется». Далее в записке старца Агапия есть высказывания, не связанные общей темой. Например, старец говорит, что «чтение писаний – свет сердечных и душевных очей». Нам известно, что схимонах Агапий часто говорил ученикам, чтобы они ежедневно читали Священное Писание , которое, как считал старец, необходимо изучать всю жизнь. Вообще слово «учение» у старца Агапия понимается определенным образом: «Я решил положить начало от всего и от всех учиться, потому что духовная жизнь, по свидетельству святых Отцов, есть бесконечная наука и наука из наук. Желаю жить да учиться». Теперь перейдем к рассмотрению частных наставлений, изречений, которые запечатлены в разных архивных источниках. На вопрос, как часто причащаться Святых Христовых Таин, схимонах Агапий отвечал: «Большая помощь и великая польза от частого причащения Св. Таин». В архиве есть высказывания старца, обращенные к новоначальным инокам. Первые слова назиданий содержат в себе призыв к послушанию. Старец учит: «Наипаче проходить святое послушание, наложенное от настоятеля, с благочестием, страхом Божиим, терпением, разумной кротостью и молчаливостью». А духовникам, в послушании у которых находятся молодые иноки, советует: «Молодость по своей природе и (своим. – Авт.) худым привычкам очень непостоянна, а потому наставнику нужно с мужеством охранять новоначальных и молодых иноков, внушая им слова Священного Писания – в терпении вашем стяжите души ваша».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Духовные корни зависимостей — Что это ты делаешь? — спросил маленький принц. — Пью, — мрачно ответил пьяница. — Зачем? — Чтобы забыть. — О чем забыть? 26 июня, 2015 — Что это ты делаешь? — спросил маленький принц. — Пью, — мрачно ответил пьяница. — Зачем? — Чтобы забыть. — О чем забыть? 26 июня в мире отмечается Международный день борьбы с употреблением наркотиков и их незаконным оборотом. О том, где нужно искать истоки пагубного увлечения человека наркотиками, и что может предложить христианство в деле борьбы с этой бедой (и другими зависимостями) – рассказывает иеромонах Агапий (Голуб), насельник Жировичского монастиря (Беларусь), сотрудник реабилитационного центра «Анастасис» . Один факт. В небольшой и компактной Беларуси с ее 9,5 млн. населения, за 2014 г. от наркотиков умерло, по официальным данным, 257 чел. А на учете стоит на начало 2015 г. — 9.917 чел. А ведь это только надводная часть айсберга. Иеромонах Агапий (Голуб) К сожалению, только специалисты понимают значимость этой эпидемии. Что касается обывателей – большинство убеждено, что это их не касается Свою ошибку они понимают, когда в их собственные семьи приходит беда наркомании. Но и тогда – они, как правило, закрываются, пытаясь решать проблему в одиночку… Пока же проблемой наркозависимости занимаются, в основном, МВД, медицина, психологи. А причины зависимости видят в экономической, социальной, психологической плоскостях. Но глубоко убежден, что основная причина тяготения человека к веществам, изменяющим сознание, заключается в поврежденности и извращенности человеческой природы в результате грехопадения. Человек – образ Божий, и только на пути к своему Первообразу он находит радость и полноту бытия. «Господи, Ты нас создал для Себя, и беспокойно сердце наше, пока не успокоится в Тебе!» (блаженный Августин). И если человек не находит пути к восстановлению связи с Богом – доводится питаться тем, что есть под руками, в том числе и откровенными суррогатами (вспомните евангельскую притчу о блудном сыне). С другой стороны, со времен грехопадения «весь мир во зле лежит» (1Ин., 5;19), и наши души слишком легко ранятся об это зло. А еще прибавьте общую для всех смертность, в свете которой многое в нашей жизни теряет свой смысл. Только как не хочется это признавать, как хочется ощущать, что «мое время никогда не кончится»…

http://pravmir.ru/duhovnyie-korni-zavisi...

S. 310–311). 1205 Эта история в 2-х частях, носящая заглавие Kitab-al- " Unvan, переведена на французский язык Ал. Васильевым и напечатана в V, VII и VIII томах Patrologiae Orientalis. Интересное для нас сообщение помещается во II части (Patrologia Orientalis. Т. VII. S. 516 и др.); В 1912 г. место, касающееся Флорина, переведено было на немецкий язык (с арабского) и издано Baumsmark’oм: Die Lehre des römischen Presbyter Florinus//Zeitschr. für neutestam. Wissensch. Heft. 4. S. 306–319. 1206 Баумштарк полагает, что Агапий свои сведения о Флорине заимствовал, может быть, из того же письма Иринея к Виктору, сирийский фрагмент которого еще раньше был найден и опубликован Гарвеем (Baumstark. Op. cit. S. 318). Однако это едва ли верно. Как мы доказываем ниже, сообщение арабского историка по содержанию гораздо ближе стоит к отрывку из « Περ μοναρχας» и, по-видимому, излагает раннейшую систему Флорина, до увлечения его валентинианством. Поэтому естественнее предположить, что Агапий передает его учение на основании или последнего труда Иринея, который, может быть, был у него в полном виде, или собственных сочинений еретика, относящихся к этому времени. 1210 Взгляды Валентина мы излагаем (как это обычно делается) по системе его ученика Птолемея (Contra haereses. I, 1–9). 1214 Contra haereses. I,5,2 и 4 (у Mignéя Col. 493–500; русск. перев. С. 33–35); I, 7,5 (у Mignéя Col. 517–520; русск. перев. С. 40). 1222 Баумштарк называет учение Флорина своеобразной модификацией системы Валентины (Zeitschr. für neutest. Wissenschaft. 1912. H. 4. S. 316). 1223 К. Kastner в 1910 г. в журнале Katholik выступил со статьей, в которой доказывает, вопреки традиционному взгляду, что Флорин был не гностик, а монтанист и что под этим именем скрывается не кто иной, как известный церковный писатель Тертуллиан (Irenäus von Lyon und der römiche Presbyter Florinus//Der Katholik. 1910. Bd. VI, II. S. 40–54,88–105). Свои мысли, изложенные здесь, Кастнер почти без изменения повторил (по поводу возражений Косн’а) в статье «Zur Kontroverse über den angeblichen Ketzer Florinus»//Zeitschrift für neutestamentliche Wissenschaft.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Молитва 2-я. О Премилосердая Госпоже, Царице, Богородице, приими смиренное моление наше, и не отрини нас, заступление и прибежище наше, и не возгнушайся нас недостойных, но яко Милосердая, не престани молящи, егоже родила еси, да дарует нам прощение многих согрешений наших, да спасет нас имиже весть судьбами. Помилуй нас, Владычице, помилуй нас, несть бо нам спасения от дел. Темже верно вопием Ти: помилуй рабы Твоя, и неплодное сердце наше покажи плодоносно благих дел. Призри на нас недостойных. Ты бо упование и покров наш, жизнь и свет сердцу нашему. Яко невечерний свет от чрева Твоего воздвигшая, озари душу нашу, Чистая, и отжени всяку мглу сердца нашего. Даруй нам умиление, покаяние и сокрушение сердечное. Сподоби нас по вся дни живота нашего творити волю Сына Твоего и Боги нашего и во всем благоугождати Ему Единому. О Богомати, не престани молити Рождшагося от Тебе за вся притекающая с верою к сему чудотворному образу Твоему и подавай им скорую помощь и утешение в скорбех и напастех и злостраданиих, избави их от клеветы и злобы человеческия, от враг видимых и невидимых и всякия нужды и печали. Спаси отечество наше, царствующий град наш, град сей и вся грады и страны от всяких бед и нужд и сотвори милостива нам быти Бога нашего, отврати всякий гнев Его на ны движимый и избави ны от належащаго и праведнаго Его прещения. О Боголюбивая Владычице, ангелов украшение, мучеников славо и всех святых радосте, с ними моли Господа, да сподобит нас в покаянии скончати живота нашего течение. В смерти же час, Пресвятая Дево, избави нас от власти бесовския и осуждения, и ответа, и страшнаго испытания, и мытарств горьких и огня вечнаго, да сподобльшеся славнаго царствия Божия, величаем Тя и славим воплощшагося от Тебе Христа Бога нашего, Ему же слава со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. 15 . Г . Св. муч. и с ним шести мученик; по М.В.С. и Х.М. – седми (см. ниже) мучеников: Рмла, двух Алеандрв и двух Они пострадали в Кесарии Палестинской в 303 г. Все они, кроме Агапита и одного Дионисия, присутствуя на кровавом зрелище, при совершении языческого празднества, во время которого мучили христиан, сами себе связали руки и безбоязненно объявили себя христианами. Заключенные после этого в темницу, они претерпели многие муки и скончались от меча. Этого же мученического венца удостоились вместе с ними Агапий, приведенный из Газы, и слуга его Дионисий – египтянин. В службе этого дня муч. Пуплий не упоминается, а воспевается только «седмочисленный: лик святых мученик»: «со Александрома двема Дионисиа два», Агапий, Тимолай и Ромил (т.е., всего семь мучеников, включая в это число и муч. Агапия), почему в Уставе память настоящего дня и обозначена: «муч. Агапия и с ним шести мученик».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Часто в апокрифах сюжет определялся евангельским текстом, конкретной притчей или даже отдельным высказыванием. Так, «Сказание отца нашего Агапия (Хождение Агапия в рай)», известное в славянских рукописях, начиная с рубежа XII-XIII веков, является развернутым сюжетным ответом на слова Христа: «И иже не примет креста своего и вослед мене (не) грядет, несть мене достоин» ( Мф. 10:38; 16:2 ). Жизнь старца монаха Агапия после того, как он задался вопросом, зачем люди следуют «за Господом», раскрывается как метафора пути, причем пути реального, через преодоление совсем не вымышленных, а вполне конкретных препятствий. Путь Агапия приводит к раю, которого он сначала не узнает и который описан языком библейских описаний Небесного Иерусалима и путешествий благочестивых паломников по святым местам. Так житийный по жанровой характеристике текст становится одновременно и текстом паломнических описаний, текстом «хождений», жанра, хорошо известного древнерусской литературе по уже упоминавшемуся знаменитому «Хождению в Святую Землю» игумена Даниила. Соотнесение образов рая и Палестины, как она изображалась греческими и древнерусскими паломниками в «хождениях», происходило не только на уровне общих идей и мотивов, но и на лексическом и стилистическом уровне. Поэтому Святая Земля и рай в средневековой книжной традиции сближались: так раскрывается еще одна линия библейского символического образа рая. Апокрифы вносили дополнительные черты в эту аналогию. Путь старца Агапия – это не только реальное путешествие, пусть и в весьма схематическом географическом пространстве, но прежде всего путь духовный, и тот неоскудевающий чудесный хлеб, который Агапий получает в раю от пророка Ильи, есть реализованная метафора евангельского хлеба, евангельского учения. Старец Агапий причащается этим хлебом на престоле посреди рая, куда его приводит пророк Илья. Он выпивает сладкую, как мед, и белую, как молоко, воду из источника и мгновенно забывает «минувшую скорбь и печаль», он насыщается райскими плодами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По наступлении же второго года, когда война против нас возгоралась с большею силою и к тогдашнему правителю области Урбану посланы были царские грамоты, в которых заключалось окружное повеление всем жителям городов поголовно приносить жертвы и делать возлияния идолам, - в это самое время в палестинском городе Газе пострадал Тимофей. Претерпев бесчисленные пытки и потом сожигаемый на малом и слабом огне, он в своем терпении показал истинное доказательство истинного благочестия к Богу и получил венец священнопобедных подвижников веры. Вместе с ним показали также бестрепетную твердость Агапий и наша Фекла, и были осуждены на съедение зверям. Но что последовало за этим, то можно ли слышать и не поражаться? Вот язычники отправляют всенародный праздник и дают обыкновенные зрелища: вдруг везде заговорили, что кроме других любимых ими зрелищ, они увидят подвиг христиан, недавно осужденных на жертву зверям. Между тем, как молва об этом росла и распространялась, - шесть юношей, а именно: один по отечеству понтиец, по имени Тимофей, другой уроженец Триполиса финикийского, называемый Дионисием, третий иподиакон диосполисской церкви, которого звали Ромилом, кроме того, два египтянина, Паисис и Александр, и еще соименный ему Александр, родом из Газы, - эти шесть юношей, сперва связали себе руки, чтобы показать совершенную готовность принять мученичество, потом побежали к Урбану, который тогда собирался на охоту, подошли к нему, и, своею решимостью на все ужасы давая знать, что хвалящиеся верой в Бога всяческих не боятся нападения зверей, исповедали себя христианами. Приведши этим в немалое смущение как самого начальника, так и окружавших его, они тотчас же были заключены в темницу, и чрез несколько времени, вместе с присоединенными к ним еще двумя, из которых один, по имени Агапий, уже и прежде того за свое исповедание мучим был жестокими и различными пытками, а другой, называвшийся Дионисием, служил им по части телесных потребностей, - чрез несколько времени все они, восемь человек, в один и тот же день, именно двадцать четвертого числа месяца дистра, за девять дней до апрельских календ, были усечены в Кесарии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/741/...

В 1669 году, с захватом острова турками, остановилось всякое духовное творчество. Школы и библиотеки переносятся на Семь Островов и в Венецию. Начавшееся православное возрождение эллинов прекратилось, так и не достигнув подлинного расцвета. Порабощенный греческий народ, хотя по-прежнему и исповедовал Православие, постепенно терял чистоту всей веры. не имея образованного священства. В эти трудные годы Ланд стал единственным православным писателем, который издавал книги для простого народа, тогда как другие греки. принявшие католицизм или протестантизм, на их деньги печатали нужные Западным Церквям пропагандистские книги для распространения в порабощенной Греции. Ланд соединял образованность с глубокой преданностью Христу, он видел разницу жизненных условий критских соотечественников и других греков, и своим сердцем и умом стал освещать трудный путь к Господу православного народа, отдавая этому все силы. Агапий по справедливости может носить титул учителя, потому что своими книгами восставлял и духовно укреплял целые поколения греков в тяжелейшие годы рабства, когда вера во Христа была единственной силой, укреплявшей души. 4. «Грешников спасение» Это – один из первых трудов Ланда. Вышедший в 1641 году, он стал началом его духовного творчества. Затем последовал целый ряд его других книг, хотя мы не знаем точно, сколько еще работ осталось неизданными или были утрачены. Сохранилось несколько автографов Ланда в различных библиотеках. Цель книги «Грешников Спасение», как говорит и заглавие, помочь грешникам спастись. Для этого должен был существовать своего рода путеводитель, который простым образом изъяснял бы и учил христиан, как жить в согласии с учением Церкви. Такие книги считались редкостью во времена Ланда, поэтому книга «Грешников Спасение» стала любимым чтением греков в годы турецкого. владычества, имея потрясающий издательский успех и переиздаваясь до сих пор. Язык ее прост и был понятен греческому обществу XVII века, но при этом не лишен влияния ученого и церковного языка. Сегодня стиль книги выглядит иногда несколько странным и архаичным, однако не только потому, что представляет устаревшую форму греческого разговорного языка, но и потому, что сохраняет некоторые особенности диалекта Крита, родины Ланда. Тем не менее книга легко читается и современным человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Есть обычай у поэтов и учителей, когда они создают новую книгу, посвящать ее благороднейшим из князей и владык, чтобы благодаря их достоинству книга принималась бы в обществе с почетом и затем публиковалась бы с похвалами во всяком граде, но мне это кажется слепым и суетным. И я, Твой негодный молитвенник, Преславная Владычице, со всем смущением. благоговением и смирением приношу и посвящаю Тебе именованную от Тебя книгу, и возлагаю ее пред Тобой. Ты воистину и являешься единственным Грешников Спасением, для обуреваемых – Гавань безбурная, в различных болезнях души и тела – Врач прилежный и не берущий платы. Ты всех, к Тебе верно прибегающих, опекаешь благосердно и даром. Итак, молю и припадаю к Твоей благости, – умоли изобильного дарами и щедрого милостями Сына и Бога Твоего, чтобы излил на эту книгу благодать Всесвятаго Своего Духа, Начальника совершенств, чтобы все, читающие эту книгу, получали пользу и, умилившись душой, сотворили достойное покаяние в прегрешениях. Еще молю в слезах Твое благосердие, даровать мне оставление прежних падений и сохранить меня невредимым на будущее от стрел ругателя, да никогда не огорчу моего Владыку и Искупителя смертным согрешением. Ей, Всенепорочная Мати Всемилостивого Царя царей Христа, будь любезна утробно ко мне, негодному молитвеннику Твоему, и исполни мое душеспасительное прошение, чтобы вырванный из нескончаемых кар вечной муки я воспел и прославил блаженную Троицу, нераздельную и равночестную, и Тебя, Высшую по чести всей вселенной Преславную Царицу, во веки веков. Аминь. Агапий – приуготовляющимся к чтению Если приобретешь во владение весь мир, о человек, как Александр Македонский, и если будешь иметь мудрость и разум выше Соломона, мужество и силу – выше Самсона и Геракла, если будешь богаче Мидаса и Приама, прекраснее Нарцисса, говоря просто – превзойдешь всех людей своими телесными дарованиями, а бедная твоя душа будет предана мучениям – какая польза? Какое отличие ты возьмешь в иной мир, хотя и имеешь достоинства, дарованные свыше? Ничего. Но нагой и согнув шею, как ты родился из земли, опять в нее пойдешь. Ты будешь в великой бедности и затруднении. Все богатство, которое у тебя есть, все наслаждения покажутся тебе там сном: вот ты – в месте прекрасном и полном радования, ты принимаешь множество благ, а утром оказывается, что ничего этого нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Переводы фрагментов: Гаркави 1870. С. 281–283; Мукаддаси 1994. Литература: El. Bd. III. S. 765; Бартольд 1973а. С. 516–520; Крачковский 1957. С. 210–218; Мукаддаси 1994. Лучшее разделение для познания климатов I.6.3.1 Из Хорезма [вывозят] соболя, белку 347 , горностая, фанака 348 , [касторовое масло 349 ], куницу, лисицу, бобров, зайцев, коз 350 , воск, стрелы, большую рыбу 351 , высокие шапки, рыбий клей, рыбьи зубы 352 , бобровую струю 353 , амбру 354 , юфть 355 , мед, орехи 356 , соколов 357 , мечи, кольчуги 358 , березу 359 , рабов из славян, овец, крупный рогатый скот 360 , – все это из Булгара 361 ... (Перевод Т. М. Калининой по: Мукаддаси. С. 324–325) I.6.3.2 Я слышал, что ал-Ма’мун 362 напал на них (хазар. – Т. К.) из Джурджании 363 , а царь их [тогда] обратился в ислам. Затем я слышал, что войско из Рума, которое называют русами, напало на них и овладело их страной 364 (...). (Перевод Т. М. Калининой по: Мукаддаси. С. 361) I.7. Арабо-персидские ученые X–XI вв. I.7.1. Агапий Манбиджский Агапий Манбиджский входил в круг ближневосточных христиан православной общины мелькитов. Данных о его жизни мало: он был епископом в городе Манбидж (Иераполис) и умер около 941 г. Его «Книга титулов» («Китаб ал-унван») представляет собой всемирную историю, охватывающую события от сотворения мира до 777 г.; последняя часть труда не сохранилась. Установлено, что при обращении к домусульманской истории автор использовал греко-византийские источники. Во второй части сочинения, которая дошла до нас в единственной флорентийской рукописи, первая глава отведена традиционному для арабских сочинений описанию Земли, делению ее на климаты и упоминаниям об их обитателях, описаниям морей; в ряде случаев имеются ссылки на Птолемея. Один из приведенных ниже фрагментов показывает метод работы средневековых арабских писателей: отрывок, почти аналогичный фрагменту из книги ал-Баттани, приведен без указания первоисточника. Издания и перевод: Kitab al-‘Unwan: Histoire universelle ècrite par Agapius (Mahboub) de Menbidj/Éd. et trad, en français par A. Vasiliev//PO. 1910. Vol. V. Fasc. 4; Agapius. Kitab al-‘Unwan I Agapius Episcopus Mahbugensis, Historia Universalis/L. Cheikho. Louvain, 1954.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010