Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Ратоборец духа: Схииеродиакон Агапий Ратоборец духа: Схииеродиакон Агапий Схииеродиакон Агапий родом был из южных пределов Российской империи и еще в конце XVIII века поступил в Свято-Ильинский скит, где он был пострижен в мантию и рукоположен в иеродиакона. Почти 30 лет он безропотно и с любовью к братьям во Христе нес в скиту различные послушания. За его безграничную любовь к Богу и людям старцы нарекли его именем Агапий (греч. любовь). Около 1818 года его постригли в схиму с тем же именем, и после этого он восхотел поработать Господу Богу один в пустыне, в безмолвии и, получив благословение от старцев скита, вселился в глухой пустыне между гор, в долине, в непроходимом лесу. Отец Агапий учил, что одиночество — это зеркало души, человек, только оставшись один на один со своим внутренним миром, может реально оценить состояние своей души и, соответственно, принять меры для его оздоровления. Но на келлии в одиночестве можно выстоять только при соблюдении трех условий: во-первых, подвижник должен всеми своими наблюдениями и заключениями немедленно делиться со своим духовным отцом; во-вторых, у него должен быть четкий распорядок дня — келейный устав, расписанный поминутно, который в точности он должен соблюдать; в-третьих, он должен неуклонно исполнять правило непрестанного богомыслия, то есть беспрерывного памятования о Боге: если молится, то он должен молиться умно-сердечной молитвой, если не молится, то должен читать Священное Писание и другие богодухновенные книги. Если же подвижник в пустыне не молится и не читает, то хотя бы размышляет о Боге. А если ничего вышеназванного не хочется делать, то надо петь о Боге. Пение вслух — очень хорошее средство против уныния. А когда вернется молитвенный настрой, то вновь необходимо приступать к молитве. Ни минуты без Христа — вот главное делание отшельника. И если он сможет четко держаться вышеуказанных правил, то ему не страшны никакие бесовские ухищрения. Если же хоть одно из этих условий будет нарушено, то враг однозначно обхитрит его, и он или впадет в прелесть, или сойдет с ума.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=258...

Особенно он учил избегать осуждения, гордости, зависти, ложного смирения и самонадеянности. «Тогда, – говорил он, – Господь вас не оставит, и во всех трудных обстоятельствах пошлет Свою благодатную помощь и умное просвещение, видя вашу духовную нищету, которая состоит в том, чтобы сознавать, что никакого доброго дела нельзя ни желать, ни делать без содействия Божией благодати». Достигнув высокой степени совершенства в делании Иисусовой молитвы и получив для своей души величайшую пользу, отец Агапий старался, чтобы и другие иноки занимались для душевной пользы этим спасительным подвигом. Он настоятельно убеждал близких ему лиц из монашествующих, а через них и других – иногда даже лично и незнакомых ему, – полагать начало к деланию Иисусовой молитвы. Внутреннее делание вообще и Иисусову молитву в частности отец Агапий советовал вести втайне, под руководством опытных наставников. «Постарайтесь со смиренным тщанием укрыть от всех свое смиренное делание. Когда дорогие вещи кладутся неосторожно при пути – они удобно похищаются ворами, а хранимые в крепких кладовых, под хорошими замками, сохраняются от всех безопасно». Старец тихо проводил свою жизнь в непрестанной молитве, чтении святоотеческих писаний, душеспасительных беседах с близкими по духу и учениками. Келейное правило свое, очень большое, отец Агапий исполнял неопустительно и других иноков поучал, что келейного правила с поклонами оставлять никогда не должно, кроме великой телесной немощи. Истинно христианская жизнь отца Агапия не могла укрыться от пытливого взора многочисленных паломников, посещавших летом Валаамскую обитель. Многие хотели увидеть старца и спросить его совета. Монастырский устав запрещал принимать в монашеской келье мирян. Но неотступные просьбы богомольцев возымели действие: игумен Гавриил благословил отца Агапия открыть двери своей кельи и для мирян. Отец Агапий по послушанию к настоятелю и любви к ближним смиренно и безропотно принял этот подвиг, непрестанно моля Бога даровать ему силы. И Господь, видя его веру, помог Своему верному рабу, наделив его даром прозорливости.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И показал ему Илья большой колодец, украшенный золотом и серебром, а вода в нем белая, как молоко. И дал Илья старцу испить той воды из колодца. Агапий выпил и возрадовался, и забыл всю минувшую скорбь и печаль свою. И сказал Илья: «Агапий, из этого колодца напояет Господь души праведников». И повел его в глубь райских мест. Вокруг росло множество деревьев с многочисленными плодами, разными цветущими цветами, а посреди деревьев стоял огромный стол и на столе скатерть, приуготовлена трапеза, и престол, и хлебы. И отрезал Илья хлеба, дал Агапию и повелел есть. Агапий же, взяв хлеб, съел его и, насытившись, возрадовался. И сказал Илья старцу: «Эти хлебы положены (тут), ибо ими питает Господь души праведников». И дал Илья старцу половину хлеба. Тот спрятал его под мантию. И сказал старец Илье: «Божий человек, дай мне здесь место, и я останусь». (отвечал ему пророк): «Уходи, старче, отсюда: без Божьего повеления не может земной человек явиться сюда и пребывать здесь. Иди, старче, отсюда в мир и унеси этот хлеб с собой, там ты много чудес совершишь при помощи хлеба этого». Агапий спросил его, где же лежит путь в мир. Илья же указал ему путь оттуда и сказал старцу: «Через пятнадцать лет и твоя душа будет здесь. Но иди в мир». Агапий же поклонился ему до земли и, получив от него благословение, пошел путем своим, радуясь и прославляя Бога за совершившееся чудо, что сподобился он такого видения и Господнего дара. И, придя на побережье морское, остановился на морском берегу. И помолился со слезами Господу Богу о том, чтобы переплыть ему море. И вот показался на море большой корабль, носимый волнами морскими. И ветром пригнало тот корабль к берегу, где стоял старец. Он же очень обрадовался, но увидел, что на том корабле лежат двести мертвецов, и двадцать человек сидят еле живы, и говорили они, что изнемогают от голода. И, взойдя к ним на корабль, старец спросил: «Откуда вы, люди?» Они же ответили: «Мы из Иерусалима». «Как же пригнало вас сюда, в немеркнущий свет?» Они же отвечали ему: «Шесть лет плаваем мы по морю и не знаем пути, по которому возвратиться назад, и уж вся команда наша от голода померла». Старец же дал им по маленькому кусочку хлеба. Те, взяв хлеб, съели его, и тотчас вскочили здоровыми и радостными. Старец же встал и помазал тем хлебом уста мертвецов. Мертвые все воскресли от хлеба святого и выздоровели, и целовали ноги старцу, и просили у него благословения. И была великая радость на корабле том. И все прославили Прославляющего угодников своих чудесами своими.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дорога каждая строчка незабвенного святителя, незаменимого наставника в духовной жизни. И в предлагаемых вниманию читателя письмах немало есть характерного в том, в чем наиболее велик преосвященный Феофан, именно как самый глубокий и вместе с тем простой (евангельски простой и глубокий) психолог духовной жизни. Предлагаемые вниманию читателей письма писаны были преосвященным Феофаном к слепому валаамскому иноку отцу Агапию, который принял монашество в Александро-Невской лавре в бытность преосвященного ректором Петербургской духовной академии. Пока преосвященный Феофан был в Петербурге, до тех пор дорожил Петербургом и отец Агапий. Когда преосвященный Феофан удалился на Вышу, тогда отец Агапий переселился в строгую Валаамскую обитель на Ладожском озере. С Валаама отец Агапий писал на Вышу о своих недоумениях и на Валааме же получал ответы. Какова личность отца Агапия, лучше всего характеризует владыка Феофан, особенно в своем последнем письме. Письма эти предоставил нам сам глубокочтимый незабвенный батюшка отец Агапий после посещения нами Валаама и его благословенной кельи летом 1903 года. Из предлагаемых писем имеется в печати отрывок первого письма, именно в афонском издании «Собрание писем святителя Феофана» (вып. 5, письмо 939), а также недавно полностью помещено нами последнее письмо в «Церковных ведомостях» (1904 г., 38). Вот эти девять писем. 1. Милость Божия буди с вами, достопочтеннейший отец Агапий. Кроме того, что вы видите в помянутой вами книжке о молитве Иисусовой, я ничего вам прибавить не умею. Если для вас мало того, то потрудитесь сами просмотреть об этом в той книжке, на которую та книжка указывает. А что покажется и после недостаточным – спрашивайте у своих Богом вам данных руководителей: настоятеля обители, духовного вашего отца, отца восприемного и единомысленных братий. Я скажу только, что сила не в словах молитвы, а в духовном настроении – страхе Божием, и в преданности Богу, и во всегдашнем внимании к Богу, и Ему предстоянии умном. Молитва Иисусова есть только пособие, а не самое существо дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Особенно призывал отец Агапий избегать осуждения, гордости, зависти, ложного смирения и самонадеянности; «тогда, – говорил он, – Господь вас не оставит и во всех трудных обстоятельствах пошлет Свою благодатную помощь и умное просвещение, видя вашу духовную нищету, которая состоит в том, чтобы сознавать, что никакого доброго дела нельзя ни желать, ни делать без содействия Божией благодати. Стоять всегда в добром без поползновения к дурному мы не можем, а потому в сознании своей немощи мы должны непрестанно приносить Богу от всего сердца истинное покаяние с твердым намерением положить благое начало и так поступать до самой смерти. Особенно надо иметь смиренномудрое рассуждение о своих немощах, как бы ни соблазнить ими брата своего». (1; стр. 358) Нам, немощным, никогда не должно крепко опираться на один свой разум, а всегда просить Бога о помощи и вседушно держаться отеческого писания. (11; стр. 180) Очень большую пользу видел отец Агапий в духовном совете с людьми, опытными в духовном отношении: «Какие были святые апостолы и каких были сподоблены неизреченных дарований! – говорил он. – Но и они сходились для общего духовного совета». (12; стр. 24) Главные наши хранители в добре – внимательное благорассмотрение во всякое время и на всяком месте и усердная к Богу молитва о помощи свыше в доброделании; тогда мы бываем свободны от всякой напасти. (1; стр. 358–359) Пекитесь о спасении душ ваших, ради Бога не падайте духом, а укрепляйте себя молитвою с живою верою в то, что Господь печется о вашем спасении и на всякий ваш смиренный призыв, по Своему человеколюбию, всегда готов помотать вам. (11; стр. 181) «Сердечное внутреннее делание, – говорил отец Агапий о занятии Иисусовой молитвой, – есть наука из наук и художество из художеств, и опытные в сем делании всегда пребывают в страхе и трепете по причине тесного и весьма темного пути, который обретается лишь с помощью опытных наставников». (12; стр. 25) ...Уму надо давать крайнее внимание, сердцу трезвение, воле бодрствование, чтобы она помимо молитвы ни во что не увлекалась, а если по немощи увлечется, то надо опять, ободрившись, внимать молитве. Без трех сил: внимания, трезвения и бодрствования – истинная и чистая молитва произноситься не может; сие делание молитвы надо хранить неопустительно до последней минуты жизни, при всяком молитвенном даровании, по заповеди Господней: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение ( Мф. 26, 41 ). (1; стр. 360)

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/duhovn...

Яко светильник, зритеся в дому Господни, мученицы славнии,/седмостебленный, мир просвещающии, вопиюще, сиянием благодати:/отец наших Боже, благословен еси. Богородичен: Связана мя пленицами несказанных прегрешений, разреши, Всенепорочная,/подающи ми тучи слез, песнопоющу из Тебе Возсиявшему:/отец наших Боже, благословен еси. Песнь 8 Ирмос: На горе святей прославльшася/и в купине огнем Приснодевы/Моисеови тайну явльшаго,/Господа пойте/и превозносите во вся веки. Врачеве различных недугов рукодейством Духа показавшеся,/вся наша недуги исцелите,/яко да восхваляем и славословим вашу Божественную память. Возлюбил еси Бога,/от Того, мучениче, возлюбился еси./Темже тя, подвиг Божественный совершивша,/приведе со единоревнители в Небесныя, Агапие, чертоги. Укрепльшеся любовию Владыки, насилование низложисте прелестника/и, благославно победами украшаеми,/в Небесных, мученицы Господни, живете покоищах. Богородичен: Исцели страсти сердца моего, безстрастия источника рождшая,/и к животу мя Божественному настави,/да Тя славлю, Матерь Спасову, во вся веки. Песнь 9 Ирмос: Воистинну Богородицу/Тя исповедуем/спасеннии Тобою, Дево Чистая,/с безплотными лики Тя величающе. Красни бывше Божественными благолепотами мучения, Господеви предстоите/и с Ним, страстотерпцы, присно веселитеся. Воинство Ангельское вас приемлет,/распрягшияся телес, мученицы,/к Небесному граду, к Свету Невечернему. Нас, совершающих днесь память священную вашу, мученицы славнии,/к Богу поминати не престаните. Богородичен: Светом мя покаяния,/помраченнаго небрежением, Всенепорочная, просвети,/яко да пою и славлю величия Твоя. Святые мученики Агапий, Пуплий, Тимолай, Ромил, Александр и другой Александр, Дионисий и другой Дионисий Святые мученики Агапий, Пуплий, Тимолай, Ромил, Александр и другой Александр, Дионисий и другой Дионисий пострадали при императоре Диоклитиане (284–305) в городе Кесарии Палестинской. Во время одного из языческих празднеств христиане, отказавшиеся принести жертвы языческим идолам, подверглись публичной казни. Мученик Тимофей (память 19 августа) был осужден на сожжение, а мученики Агапий и Фекла (память 19 августа) были брошены на растерзание диким зверям. Находившиеся в толпе юноши-христиане Пуплий, Тимолай, Александр, другой Александр, Дионисий и иподиакон Диаспольской церкви Ромил преисполнились решимости исповедать истинную веру и пострадать за Христа. В знак добровольного подвига они связали себе руки и явились к правителю Урвану. Видя их молодость, правитель уговаривал их отказаться от подвига исповедничества, но тщетно. Тогда правитель заключил их в темницу, где находились двое христиан – Агапий и его слуга Дионисий, уже перенесшие пытки за подвиг исповедничества. Все эти славные избранники Божии были подвергнуты жестоким истязаниям и затем обезглавлены.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Часть четвертая. Жизнеописания выдающихся старцев и подвижников разных русских обителей на Афоне (келютов, отшельников, сиромах) Схииеродиакон Агапий Схииеродиакон Агапий 482 был великороссом и еще в конце века поступил в Свято-Ильинский скит, где он был пострижен в мантию и рукоположен в иеродиакона. Почти 30 лет он безропотно и с любовью к братиям во Христе нес в скиту различные послушания. За его безграничную любовь к Богу и людям старцы нарекли его именем Агапий (греч. любовь). Около 1818 года его постригли в схиму с тем же именем, и после этого он восхотел поработать Господу Богу один в пустыне, в безмолвии и, получив благословение от старцев скита, вселился в глухой пустыне между гор, в долине, в непроходимом лесу. Отец Агапий учил, что одиночество – это зеркало души, человек, только оставшись один на один со своим внутренним миром, может реально оценить состояние своей души и, соответственно, принять меры для его оздоровления. Но на келлии в одиночестве можно выстоять только при соблюдении трех условий: во-первых, подвижник должен всеми своими наблюдениями и заключениями немедленно делиться со своим духовным отцом; во-вторых, у него должен быть четкий распорядок дня – келейный устав, расписанный поминутно, который в точности он должен соблюдать; в-третьих, он должен неуклонно исполнять правило непрестанного богомыслия, т. е. беспрерывного памятования о Боге: если молится, то он должен молиться умно-сердечной молитвой, если не молится, то должен читать Священное Писание и другие богодухновенные книги. Если же подвижник в пустыне не молится и не читает, то хотя бы размышляет о Боге. А если ничего вышеназванного не хочется делать, то надо петь о Боге. Пение вслух – очень хорошее средство против уныния. А когда вернется молитвенный настрой, то вновь необходимо приступать к молитве. Ни минуты без Христа – вот главное делание отшельника. И если он сможет четко держаться вышеуказанных правил, то ему не страшны никакие бесовские ухищрения. Если же хоть одно из этих условий будет нарушено, то враг однозначно обхитрит его, и он или впадет в прелесть, или сойдет с ума.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

    Старец Агапий заботу имел старец Агапий о молодых.    Молодость по своей природе и худым привычкам очень непостоянна, а потому наставнику надо мужественно охранять новоначальных и молодых иноков, внушая им слова Священного Писания: «в терпении вашем стяжите души ваши», - то есть, что те только приобретают спасение, которые претерпят до конца жизни в борьбе со страстями и сохранять непорочность совести.     Старец Агапий молитвенный труд о. Агапия хорошо уясняется из писем к нему епископа Феофана Затворника, к которому о. Агапий обращался за советами. Таких писем имеется в печати девять. Приведу несколько выдержек из них.    Кроме того, что вы видите в помянутой вами книжке о молитве Иисусовой, я ничего вам прибавить не умею. Если для вас мало того, то потрудитесь сами просмотреть об этом в той книжке, на которую та книжка указывает. А что покажется и после недостаточным, - спрашивайте у своих Богом вам данных руководителей: настоятеля обители, духовного вашего отца, отца восприемного и единомысленных братий.     Еп. Феофан    Положите себе жить в памяти Божией и ходить в присутствии Божием, - и это одно приведет вас к доброму концу. Все же от благодати Божией. Без благодати Божией никаким другим способом ничего духовного приобресть нельзя. Как укажет благодать в сердце, тогда все пойдет, как следует быть.     Еп. Феофан    Тому состоянию, в котором вы себя чувствовали во время св. поста, нельзя не порадоваться. Благослови вас, Господи, и всегда так пребывать! Восприимите смиренное ничего себе неприписывание, видение одних своих недостатков, погрешностей и опущений и болезненное из сердца взывание: «Боже, милостив буди мне, грешному»! И благодать Божия никогда не отдалит от вас своего осенения и покрова. Аминь!     «Еп. Феофан» Послушание, на вас наложенное, надо нести. Это враг вас мутит. И все ваши изветы — его суть изделия. Без послушания быть в обители стыдно. И вам дано послушание для избежания сего стыда, и притом такое, которое вам подручнее всякого. Вы исполняете его сидя, одним словом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4146...

Дорога каждая строчка незабвенного святителя, незаменимого наставника в духовной жизни. И в предлагаемых вниманию читателя письмах немало есть характерного в том, в чем наиболее велик преосвященный Феофан, именно как самый глубокий и вместе с тем простой – евангельски простой и глубокий – психолог духовной жизни (курсив издателей. – Ред.). Предлагаемые вниманию читателей письма писаны были Преосвященным Феофаном к слепому Валаамскому иноку о. Агапию, который принял монашество в Александро-Невской Лавре в бытность преосвященного ректором Петербургской духовной академии. Пока преосвященный Феофан был в Петербурге, до тех пор дорожил Петербургом и о. Агапий. Когда преосвященный Феофан удалился в Вышу, тогда о. Агапий переселился в строгую Валаамскую обитель на Ладожском озере. С Валаама о. Агапий писал на Вышу о своих недоумениях и на Валааме же получал ответы. Какова личность о. Агапия, лучше всего характеризует владыка Феофан, особенно в своем последнем письме. Письма эти представил нам сам глубокочтимый незабвенный батюшка о. Агапий после посещения нами Валаама и его благословенной кельи летом 1903 года». А. Д. Т. Изд. по: Письма епископа Феофана Затворника к А. Д. Т.//Душеполезное чтение. 1902. Т. III. С. 126–131; 1903. Т. I. С. 313–318, 594–600. Письма епископа Феофана Затворника //Душеполезное чтение. 1903. Т. II. С. 588–593; Т. III. С. 447–451, 635–641. Эта переписка совершенно частного характера и, видимо, поэтому она совсем не вошла в восемь выпусков Собрания писем святителя. Письма издавались без комментариев. Более того с письма 25 они даже не надписаны издателями журнала «К А. Д. Т.». Однако и хронологически, и по содержанию, и по времени публикации их можно отнести именно к этому разряду. Епископу Олонецкому Аркадию Изд. по: Переписка между преосвященным Феофаном, бывшим Владимирским, и Аркадием, бывшим Олонецким//Христианское чтение. 1894. Ч. II. С. 69–107. Публикация писем в «Христианском чтении» сопровождалась разъяснением издателей: «Переписка эта относится к 1855 и 1856 годам, когда Феофан в сане архимандрита был ректором Олонецкой духовной семинарии, а преосвященный Аркадий, присутствующим в Св. Синоде, и когда, вследствие этого, сношения ректора с епархиальным архиереем по необходимости должны были вестись письменно. Помещаем ее на страницах «Христианского чтения» ввиду интереса, который она представляет для характеристики того и другого святителя и в память об обоих. Проф. И. Троицкий ».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Подобно Евсевию, и Агапий вначале кратко говорит о Флорине как римском пресвитере, впоследствии изверженном из сана, впавшем в ересь и приобретшем себе учеников. 1207 Гораздо полнее излагается его учение. Флорин, по Агапию, учил, что существуют три бога, тесно связанные между собой. Один из них, Отец, никому не подчинен; второй – Сын Его – подчинен и почитает первого; третий подчинен второму и является Его сыном. Все они сотворили мир, сначала духовный (eine feine Substanz), а потом человека. Для последнего создали также рай, особое место, находящееся в середине между небом и землей; украсили его светилами и взрастили различные плодовые деревья. Человек жил здесь. Но один из ангелов позавидовал ему и вместе с другими без разрешения богов спустился в рай, стал нападать на человека и изгнал его отсюда. После этого люди сильно размножились. Однако рая назад вернуть не могли. Когда боги заметили это, то стали посылать особых вестников, чтобы побудить ангела (ihn) возвратиться в свое место, а людей вернуть в рай. Но ангел не захотел сделать этого. Тогда боги разгневались на ангела и его товарищей, и третий бог взял на себя дело спасения людей. Он принял внешнюю форму человека, вступил в борьбу с ангелами, победил их, изгнал из рая и вернул туда первого человека. К этому Агапий добавляет, что Флорин отрицал также воскресение мертвых и говорил еще другие «безбожные вещи». 1208 Учение его представлено у арабского историка, несомненно, в сокращенном виде и изложено в перифразе. А так как Агапий жил в X в., 1209 когда гностицизм уже не был живым явлением, то весьма возможно, что не все оттенки имевшегося у него материала переданы им в точности. Однако гностический характер и сущность воззрений Флорина выступают в достаточной мере. Учение о трех богах с их взаимным отношением отчества-сыновства и постепенной, градационной подчиненностью одного другому ни в коем случае не может быть признано за церковное и имеет себе параллель в системе гностика Валентина, 1210 где также выступают во главы плеромы эонов самосущий, совершенный Первоотец ( Προ πωρ), затем рожденный от него «Ум», носящий также названия « Μονογενς», " Πατρ», и третий эон, « Λγος», рожденный от второго. 1211

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010