И старец Агапий самоотверженно понес возложенный на него крест. Любовь к ближним, горевшая в нем, была столь же сильна и глубока, как любовь к Богу. Приняв на себя святое дело руководства частью монастырской братии, батюшка все силы свои полагал на удовлетворение их духовных потребностей: разрешал недоумения, наставлял, обличал и вразумлял. Неотступные слезные просьбы многих богомольцев заставили бывшего в то время настоятеля монастыря, игумена Гавриила, благословить старца Агапия открыть двери своей кельи и для лиц мирских, желающих получить от него духовный совет. И Господь, видя веру, искреннее послушание и любовь отца Агапия к ближним, помог верному рабу Своему в этом тяжелейшем труде. Он ущедрил его в известной степени Своим даром духовной прозорливости, который много облегчил старцу его подвиг христианской любви. Между тем, болезни все усиливались, и силы продолжали иссякать. «За одно благодарю Бога, что нет у меня никаких земных попечений. Помаленьку перемогаюсь – надо терпеть. Терпение болезней поставится вместо подвигов» (1, с. 365), – писал старец Агапий в 1903 году архимандриту А. За три дня до блаженного своего перехода в иной мир стал он чувствовать себя особенно тяжело, но все-таки не ложился и не делал упущений в совершении своего схимнического молитвенного правила. В 3-м часу ночи 7 апреля 1905 года, когда иноков стали будить к полунощнице, приснопамятный старец Агапий, по обычаю также проснулся, но сказал: «Нет, сегодня мне очень трудно, не могу встать» (1, с. 366) – и через полчаса тихо предал свой дух Господу. Было ему тогда 67 лет от роду. Погребение благодатного старца схимонаха Агапия состоялось в Лазареву субботу на братском кладбище. Он один из особопочитаемых валаамских Божиих угодников. Некоторые поучения старца Агапия «Пекитесь о спасении душ ваших, ради Бога не падайте духом, а укрепляйте себя молитвою с живою верою в то, что Господь печется о вашем спасении и на всякий ваш смиренный призыв, по Своему человеколюбию, всегда готов помогать вам». (11, с. 181)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

«Очень большую пользу видел отец Агапий и в духовном совете с людьми опытными в духовном отношении: " …какие были святые апостолы и каких были сподоблены неизреченных дарований, но и они сходились для общего духовного совета " ». (12, с. 24) «Нам немощным никогда не должно крепко опираться на один свой разум, а всегда просить Бога о помощи и вседушно держаться отеческого писания». (11, с. 180) «Только нуждницы восхищают Царствие Божие, а для нерадивых и лукавых оно недоступно, и… наше падшее естество требует всегдашнего к добру принуждения, а особенно к такому добру, которое делается с истинным смирением, а потому Слово Божие надо проводить до чувства сердца и с помощью Божией благодати принуждать себя к точному исполнению всякого доброго дела». (12, с. 22–23) «В терпении вашем стяжите души ваши, то есть… те только приобретают спасение, которые претерпят до конца жизни в борьбе со страстями и сохранят непорочность совести». (12, с. 23) Некоторые случаи прозорливости старца Агапия Бывали случаи, что отец Агапий называл по имени являвшихся к нему для беседы, хотя никогда ранее не видел и не слышал о них ничего. Иногда о. Агапий прямо встречал приходивших к нему вопросом о том деле, по которому они являлись к нему. Некоторые случаи доказывают, что и будущее не всегда было от него сокрыто, и духовное зрение его простиралось далеко. Архимандрит А. удостоверяет, что однажды он видел отца Агапия во сне, причем последний ему что-то говорил, но отец А., проснувшись, забыл это и письменно просил отца Агапия рассказать ему, что он говорил ему во сне. Старец, как бы нехотя, («не могу сего отказать, по большому к вам духовному расположению» (1, с. 364–365)), но объяснил отцу архимандриту, что говорил ему о скорбях, кои случаются с людьми по Божиему попущению за грехи, для испытания и для предохранения. Старец иеросхимонах Антипа Второй (1836–1912) Отец Антипа, сын обер-офицера, происходил родом из Каменец-Подольска и в мире назывался Александр Елисеевич Половинкин. Он родился 7 июня 1836 года. Обучался в местной губернской гимназии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Поступив так, ты будешь истинным рабом Божиим и верным Его служителем; когда же Бог просветит господина твоего, то он сам даст тебе отпуск. Беспрекословно послушался Агапий старца Божьего. Удивился варвар, увидев неожиданно возвратившегося раба... – Как ты ушёл и как решился возвратиться? – спросил он его. Агапий подробно рассказал ему всё дело. Магометанин поражён был этим рассказом, так наглядно выражавшим всю высоту святой христианской веры; душа его смягчилась и возвысилась до Божественного постижения. В скором времени, взяв с собой Агапия и двух сыновей своих, он отправился на Святую гору к старцу Агапиеву и пожелал принять от него крещение себе и своим детям. Впоследствии все они приняли и иночество и достойно подвизались до самой кончины. По-видимому, старец инок действовал против указания Самой Божией Матери... Но – кто может исследовать глубины и пути Духа, действующего в храме своём – чистой душе человеческой, «ходатайствующего о спасении человека воздыханиями неизреченными?» Между-тем, не Духом ли Господним старец провидел, что указание Божией Матери Агапию «возвратиться к своему старцу» совмещало и другое указание – приобрести души неверующих этим же путём... Не покинувший своего господина Агапий не мог бы совершить и такое многозначительное, увенчанное такими благими плодами возвращение к своему господину... Посредством этого возвращения проявились: величайшая правда старца, свойственная ему, как христианину, величайшее послушание Агапия, послушание сопряжённое с полным самоотвержением, которые оказались доступными ему, как христианину, и которые так поразили его господина, что он воспламенился стремлением приблизиться вместе с детьми своими к источнику такой душевной красоты и... променял свою свободу на рабство Христу или – единую истинную, спасительную свободу... † Преп. Домнины Чудная Домнина, пишет блаженный Феодорит , ревновала житию св. Марона 1 . Она в саду матери построила себе маленькую хижину, покрытую соломой. Постоянными слезами омочала она не только колена свои, но и одежду власяную, – такая одежда покрывала тело её.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Великомученик Евстафий Плакида, жена его Феопистия и их чада Агапий и Феопист Аудио Скачать (MP3 файл. Продолжительность 5:21 мин. Размер 3.9 Mb ) Читает иеромонах Зосима (Мельник) Память 20 сентября/3 октября Евстафий и его супруга жили в Риме в царствование Траяна, около 100 года. Святой Евстафий служил военачальником. Вначале он и его жена были язычниками и носили имена Плакида и Татиана. Плакида отличался добродетелями, особенно милосердием к бедным. Видя доброе расположение его души, Господь открылся ему, как некогда апостолу Павлу. Однажды, когда Плакида охотился в лесу за оленем и уже почти догнал его, он внезапно увидел между рогами животного крест, сиявший ярче солнца, в середине которого был образ Христа, и услышал голос: «Зачем ты гонишь меня, Плакида? Я – Христос, Которого ты, не ведая, почитаешь добрыми делами. Я пришел на землю и воплотился в человеческом образе, чтобы спасти людей. Поэтому Я явился тебе ныне, чтобы уловить Моей любовью». Изумленный и пораженный трепетом, Плакида упал с лошади и много часов пролежал без сознания. Христос явился ему во второй раз, подтвердил истинность видения и возвестил, что Он по природе есть Бог, Создатель неба и земли, принявший человеческую природу из любви к людям. Тогда Плакида уверовал от всего сердца и крестился вместе со всем своим домом. В крещении он получил имя Евстафий, его супруга – имя Феопистия, а сыновья – Агапий и Феопист. Укрепляя веру и добродетель святого Евстафия, Господь явился ему снова и возвестил, что его ждут, подобно праведному Иову, многочисленные испытания, но Божественная благодать его не оставит. Это предсказание вскоре сбылось. Святой Евстафий лишился всего имущества. Тогда он решил вместе с женой и детьми уехать в Египет. Когда они сходили с корабля, капитан, грубый и нечестивый варвар, не отпустил Феопистию, говоря, будто они не уплатили за переезд. Безутешный Евстафий должен был продолжить путь без нее. Через некоторое время они подошли к реке, которую надо было переходить вброд. Пока Евстафий переносил одного из сыновей, другого утащил лев, а когда Евстафий бросился на помощь второму, выскочил волк и унес первого. Так он остался, подобно Иову, один, сокрушенный, не имея никакой помощи, кроме веры и надежды на милосердие Божие. Тот, кто еще недавно блистал среди римской знати, теперь скитался по городам и весям, перебиваясь случайными заработками, но храня твердую как алмаз веру в Бога. Наконец Евстафий поселился в городе Бадиссе и нанялся сторожить сады.

http://pravoslavie.ru/56451.html

последовало множество изданий (см. ниже) Выбор. 1642–1643 Земледелие. 1643, 1647 содержит знания по земледелию и медицине Богородичная Книга. 1643 содержит подбор песнопений и тропарей Богородице из различных церковных книг Ножны. 1643 Псалтирь. 1643 содержит изъяснение псалмов, написанное святителем Феодоритом Киррским (простым языком) Выборки.1644, 1663 Летняя книга содержит подборку из житий святых лета, с 1 марта до 31 августа (простым языком) Троический Октоих содержит каноны Троице и Христу, иногда собственного сочинения, иногда из древних отцов. Посмертно изданы Воскресный путь. 1675 содержит 56 бесед на воскресные Евангелия, переведенные на простой язык – труды разных писателей Путеводитель христиан. 1685 раскрывает три великие добродетели (веру, надежду, любовь) 3. Агапий Ланд и его время Годы, в которые жил и писал Агапий Ланд, относятся к тяжелому периоду турецкого ига. Порабощенное эллинство разделялось на две группы: одни находились под турецким владычеством, другие – на управляемых Венецией островах (Крите и Семи Островах). Положение последних было лучше. Страшные времена религиозной нетерпимости и битв прошли. Греки жили мирно с венецианскими правителями, венецианцы сохраняли грекам множество свобод. В православных церквях служили без ограничений, в греческих школах появились образованные учителя, вместе с тем культурный дух Запада начал распространяться среди образованной публики и простого народа. Многие писатели оставили достойные упоминания духовные и светские труды. XVII век стал для Крита эпохой духовного подъема. Именно на первую половину этого века пришлась юность и время учебы Агапия Ланда. Попытка возрождения началась еще при Патриархе Кирилле Лукари (1620–1638). Тогда была основана патриаршья типография в Константинополе, но ее не удалось сохранить. По личному побуждению Патриарха началась работа над первым переводом Нового Завета на разговорный язык, которую он не успел закончить, погибнув в 1638 году мученической смертью . После смерти Лукари перевод Нового Завета попал под запрет. Та же участь была уготована и следующим патриархам: Парфению II (1653) и Парфению III (1657).

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

О молодых и новоночальных о. Агапий имел особую заботливость, «чтобы враг нашего спасения под видом добра не обольстил их к вечной погибели... Молодость, говорил он, по своей природе и худым привычкам, очень непостоянна, а поэтому наставнику надо с мужеством охранять новоначальных и молодых иноков, внушая слова Св. Писания: – в терпении вашем стяжите души ваши, – то есть что те только приобретают спасение, которые претерпят до конца жизни в борьбе со страстями и сохранят непорочность совести!» Внутренний молитвенный труд о. Агапия хорошо уясняется из писем к нему епископа Феофана Затворника , к которому о. Агапий обращался за советами. Таких писем имеется в печати девять. Приведу несколько выдержек из них. Епископ Феофан пишет о. Агапию: «Кроме того, что вы видите в помянутой вами книжке о молитве Иисусовой, я ничего вам прибавить не умею. Если для вас мало того, то потрудитесь сами просмотреть об этом в той книжке, на которую та книжка указывает. А что покажется и после недостаточным – спрашивайте у своих Богом вам данных руководителей: настоятеля обители, духовного вашего отца, отца восприемного и единомысленных братий». «Положите себе жить в памяти Божией и ходить в присутствии Божием – и это одно приведет вас к доброму концу. Все же от благодати Божией. Без благодати Божией никаким другим способом ничего духовного приобрести нельзя. Как уканет благодать в сердце, тогда все пойдет, как следует быть». «Тому состоянию, в котором вы себя чувствовали во время св. поста, нельзя не порадоваться. Благослови вас, Господи, и всегда так пребывать! Восприимите смиренное ничего себе неприписывание, видение одних своих недостатков, погрешностей и ощущений и болезненное из сердца взывание: «Боже, милостив буди мне грешному!» И благодать Божия никогда не отдалит от вас своего осенения и покрова. Аминь!» «Послушание, на вас наложенное, надо нести. Это враг вас мутит. И все ваши изветы – его суть изделия. Без послушания быть в обители стыдно. И вам дано послушание для избежания сего стыда, и притом такое, которое вам подручнее всякого.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/prizov...

«Проходить делание молитвы Иисусовой нужно под руководством опытных людей. Ибо от духовного бессоветия и от доверия своему мнению, рассуждению, душевным и телесным чувствам – происходит в неопытных молитвенниках ложное душевное радование или наоборот – малодушная скука и сердечное ожесточение» (стр. 41). О.      Агапий очень советовал делание молитвы Исусовой вести в тайне: «Постарайся со смиренным тщанием укрыть от всех свое смиренное делание. Когда дорогие вещи кладутся неосторожно при пути – они удобно похищаются ворами, а хранимые в крепких кладовых, под хорошими замками сохраняются от всех безопасно» (стр. 42). «Кто истинно упражняется Иисусовой молитвой, тому бывает всегдашняя жажда, со всяким отсечением своего разумения и воли, если только найдет опытного человека, с простосердечием и любовью пользоваться духовным советом и во всем стяжать правое истинное рассуждение» (там же). На вопрос некоторых лиц о том, как может держаться молитва Иисусова в сердце, о Агапий отвечал: «Это вещь очень секретная. Мы сами по себе хотя очень тщательно старались ум держать неисходно в сердце, – без дарования Св. Духа это невозможно и не бывает; но пусть это вас не смущает, что не можете ум держать в сердце постоянно; трудитесь с усердием и просите милость Божию, чтобы Он дал вам сие дарование, как Ему угодно, а преждевременно сего желать запрещаю. А во время немощи, лености и умного изнеможения имейте всегда в сердце благоразумное и благородное терпение, с благословением предавайте себя воли Божей в смиренном чувстве покаяния и зрением своей греховности, с вопитием к Богу: – помилуй мя, Господи, яко немощен есмь. Смущаться и унынию себя предавать в это время не должно, а благодушно и пождательно ожидать доброго изменения» (стр. 42). Своих учеников о. Агапий понуждал: «чтобы они любили не одно голое слово, но проводили бы его до чувства сердца и, с помощью Божьей благодати, принуждали бы себя к точному исполнению всякого доброго дела, памятуя, что только нуждницы восхищают Царствие Божие, а для нерадивых и лукавых оно недоступно, и что наше падшее естество требует всегдашнего к добру принуждения, а особенно к такому добру, которое делается с истинным смирением» (стр. 35).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/prizov...

Бог, невидимый всей созданной твари, не имеющий количества и величины, всюду присутствующий и над всеми надзирающий, все обнимающий, так что нет места вне Его Владычества, – открывает Себя каждому соответственно: святым Ангелам как святым, посылая неизреченные повеления, а злым духам как злым, давая согласие на испытание людей (43,1015). Мы знаем о Боге, что Он любит и щадит Свое создание, что Он есть Источник премудрости и знает, как устроить все касающееся до нас, и что Ему нет ничего невозможного, но все служит воле Его. Мы должны также знать, что все, что Он ни делает, делает для нашей пользы, и должны принимать это с благодарностью как от благодетеля и благого Владыки, хотя бы то было и скорбное, ибо все бывает по праведному суду, и Бог, Который столько милостив, не презирает ни малейшей нашей скорби (55,148). От Божественного Промысла зависит – оказать помощь пловцам, а дел пусть требует каждый сам от себя. Посему и мы, зная, что Божественною десницею дано естеству нашему стремление к добродетели, принесем от себя труды, ибо таким образом достигнут будет счастливый конец (47,280). Однажды вышел преподобный Агапий на море и был взят агарянами и продан в рабство. Двенадцать лет находился Агапий в оковах и трудах, прося Царицу Небесную об освобождении. В одну ночь является ему Всемилостливая во сне и велит идти к своему старцу. Пробудившись, Агапий видит, что оковы с него сняты, и двери его открыты. Встал он и пошел к своему старцу. Тот же, увидев его, повелел вернуться к господину и трудиться для него, как для Господа. Послушался его преподобный и вернулся обратно. Увидев его, хозяин расспросил его обо всем и, будучи поражен верою и послушанием Агапия, а также помощью Божиею, вместе с Агапием пришел на Афон и просил Агапиева старца крестить его и двух сыновей своих, а затем обращенные к истинному Богу приняли ангельский образ и, богоугодно пожив в послушании и монашеском подвиге, отошли в Царство Небесное радоваться с прочими преподобными во Христе Иисусе (80,302).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

До сих пор мы говорили об использовании Папием канонических текстов и устных «преданий», многие из которых правильнее было бы называть фольклором. Однако он включал в свое произведение и тексты, не входившие в канонические Евангелия (см. фр. 3, 11). Самой знаменитой является, несомненно, история о блуднице, вошедшая впоследствии – по-видимому, не без влияния Папия – в текст Евангелия от Иоанна (7, 53–8, 11). 1257 Согласно фр. 23, повесть вроде бы уже была в Евангелии от Иоанна во время Папия. Именно так интерпретировал фрагмент Анри де Вис (Henri de Vis). И.Линдер, специально остановившийся на этом вопросе, пришел к выводу, что нельзя решительно утверждать, будто Агапий читал творение Папия 1258 , однако некоторые детали, по мнению ученого, не позволяют считать рассказ Папия простой комбинацией сведений, почерпнутых из Евангелия от Иоанна и из Евсевия. 1259 Доводы И.Линдера не убедили других ученых. 1260 Мы обратили бы внимание читателей, что во фр. 23 имеется скрытое противоречие. С одной стороны, Агапий пишет про трактат Папия, а с другой, говорит, что повествование о блуднице было в Евангелии от Иоанна и приводит далее саму повесть. В чем же тогда заключалось толкование Папия и зачем надо было повторять евангельский рассказ, если он присутствовал в Евангелии? По нашему мнению, уточнение «в книге Иоанна Евангелиста» ввел сам Агапий, ориентируясь на присутствие рассказа в позднейших рукописях, использование же историком каких-то других источников остается под вопросом. Д.Ляйтфут внес повесть о блуднице в собрание фрагментов Папия (см. LHH fr. 4), взяв текст из новозаветного «кодекса Безы» (V в.). Однако по мнению большинства ученых, текст, известный Папию, отличался от «новозаветной» его редакции. 1261 Мы исключили повесть о блуднице из числа фрагментов Папия, но приводим ее здесь в переводе с названного кодекса по изданию LHH (с. 570; курсивом издателями выделены фразы, более или менее отражающие вариант, который, по их мнению, мог знать Папий): И отправились каждый в дом свой, Иисус же отправился на гору Елеонскую, а утром снова является в храм, и весь народ шел к Нему. Книжники же и фарисеи приводят женщину, застигнутую в грехе, и, поставив ее посредине, говорят Ему священники, испытывая Его, чтобы иметь обвинение против Него: «Учитель, эта женщина была взята с поличным – в прелюбодеянии, а Моисей в Законе повелел таковых побивать камнями. Ты же теперь что говоришь?». Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле. Поскольку же они продолжали спрашивать, [Он, восклонившись, сказал им: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень».] И опять, наклонившись, перстом писал на земле. [А каждый из иудеев уходил, начиная от старших, так что все ушли, и остался Он один], и женщина посреди. Иисус же, восклонившись, сказал женщине: " Где они? Никто тебя не осудил?». И она ответила Ему: «Никто, Господи». Он же сказал: «И Я не осуждаю тебя; иди , и впредь больше не греши».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Можно остановиться здесь для примера на том месте книги, где резко обозначается присутствие Бога карающего и подробно изображаются мучения и различные истязания душ. Некоторые моменты книги запечатлевают личный опыт. Там автор становится особенно убедительным. Агапий Ланд осуждает, например, дурной обычай христиан своего времени устраивать базары (ярмарки) в воскресные дни, упоминая, что видел такое в Морее (то есть на Пелопоннесе) и в других землях «мусульман» (то есть находившихся под турецким владычеством). Или он вспоминает свою родину – Крит, и события того времени, церковную жизнь верных в Фурне и Иерапетре. В качестве примера Ланд упоминает богобоязненную семью князя Андрея Каравелы, с которой был связан. Андрею Каравеле и двум его сыновьям-священникам он посвятил позднее «Выборки» (1644). Из местного предания унаследованы рассказы о том, что происходило в старые века на Крите. Но Агапий приносит и собственное свидетельство о чудесах, произошедших на святом источнике Госпожи Пигадиотиссы (буквально Родничницы) в деревне Трапсан на Крите. О них он слышал, будучи секретарем Андрея Корнара от него самого, ибо Корнар был помещиком той деревни. Так, благодаря живому общению составителя с верующими, затрагивая их душу, книга «Грешников Спасение» приобретала своих читателей. Ланд делит свое сочинение на три части. В первой части исследуются грехи и их выражения, говорится о скорбях и спасительности удаления от мира. Вторая имеет своим предметом исповедь и Божественное Причащение, будущий Страшный Суд, рай и ад. Третья часть посвящена рассказу о Богородичных чудесах. Первые две части имеют собственно поучительный характер, несут наставительный, назидательный смысл и действительно показывают спасение грешников; третья часть идет приложением, как собрание повествований, прибавленных писателем в конце книги. Эта третья часть сохранилась и в качестве самостоятельной в рукописях Святой Горы. Одна из них помечена 1639 годом – за два года до издания книги. Успех книги был явным, что видно из ее возобновлявшихся изданий: 1641, 1664, 1671, 1685, 1703, 1740, 1743, 1766, 1773, 1779, 1803, 1806, 1851, 1859 годы... Здесь мы остановимся, чтобы не приводить новейшие издания, которых немало и по сей день. Книга «Грешников Спасение» была переведена на арабский, румынский и частично на турецкий языки. Преславной Приснодеве Богородице, Госпоже всего творения

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010