В построении святых храмов и в щедрой милостыне бедным святые князья и княгини ясно показали свое беспристрастие к материальному имуществу. Так они относились ко всякому материальному довольству. Святая Евдокия Московская пред людьми являлась пышной княгиней, носила богатые одежды, украшалась жемчугом, являлась везде с веселым лицом. Когда же, по поводу дурной о ней молвы, она в молельной комнате пред своими детьми сняла с себя часть одежды, то дети испугались, увидев худобу ее тела, изнуренного постом и измученного веригами. В подобном же настроении покойный отец Иоанн Кронштадтский носил шелковые рясы и ездил в карете, что иных смущало. Интересно привести разъяснительное суждение о сем самого отца Иоанна. «Я знаю, что многие осуждают меня, – говорил он при одном случае, – за шелковые рясы, за езду в карете и подобное. Насчет шелковой рясы скажу вам. Прислала мне ее старушка одна. Сама она ее шила, хоть и плохо видит... Шила и радовалась, не весть как думая, как я стану носить ее подарок. За что же я огорчу и обижу добрую женщину, возлюбившую меня заглазно? Соблазн, говорят мне подчас иные... А я так думаю, что горший соблазн – в тщеславии. Изображать из себя праведника в рубищах иной раз куда легче бывает, чем стараться жить по-христиански в шелковой рясе. Господь глядит не на одежду, а на душу человеческую» (Колокол. 1909. 892 (22 февр.)). Слепой старец на о. Валаам незабвенный отец Агапий († 1905), которого преосвященный Феофан Вышенский характеризует в своих письмах как мужа высокого духа, так нам говаривал: «Всеми мирскими делами, батюшка, занимайтесь, но только так, чтобы непременно спастись, непременно спастись...» Наши святые, пользуясь благословенными в мирской жизни благами, именно держали себя во всех случаях так, чтобы непременно спастись. Они держали себя в том настроении беспристрастия, которое ярко выражено в следующих словах святого апостола Павла: Я вам сказываю, братия: время (жизни нашей) уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего ( 1Кор.7:2931 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Его Бог – живой и любящий, личный, близкий людям Творец-Промыслитель. Под Его личным руководством и беседой воспитывался первый человек. По падении человека и лишении его жизни богообщения любвеобильный Бог приходит к падшему человечеству в смиренном образе человека. Он живет с людьми и снова возводит человека в возможность прежнего богообщения и богоуподобления. Через Спасителя люди привились к Божеству. Через Духа Святого жизнь богообщения стала созидаться и утверждаться на земле в Церкви Божией. Тайна жизни христианской – есть тайна живого общения Бога и человека, начинающегося на земле и продолжающегося в вечность. Жизнь Церкви Христовой, земной и небесной, есть прежде всего жизнь действенного богообщения, жизнь Духа Святого в сердцах верующих. «Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас» ( 1Кор.3:16 ). «Я Лоза, а вы ветви; пребудьте во Мне и Я в вас», говорит Христос. «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино», – молился Спаситель. И христиане, прививаясь к Божественной Лозе, Духом Святым, живущим в них, соединялись в один дух, в одного человека, в одно настроение. «Они, – говорит Григорий Богослов , – чтители Единого, стали едино, чтители Троицы, так сказать, срослись между собой, стали единодушны и равночестны» (Т. 1, стр. 179). В день Пятидесятницы Дух Святой сошел на апостолов и на глазах у всех произвел в них удивительную перемену. Апостолы получили особые, доселе не имеющиеся у них силы и свойства, что-то божественное стало обитать в их существе, жить с ними и руководить ими. Для верующих это было исполнением Спасителева обещания о ниспослании Духа Святого и свидетельством того, что внутренняя действенная жизнь богообщения началась на земле. С тех пор Дух Святой, как Личное Божественное Начало, исходящее от Отца, неизменно пребывает в Церкви Христовой и сообщается верующим христианам. Апостол Петр после своей проповеди о Христе в день сошествия Святого Духа на вопрос окружавших его людей: «что нам делать, мужи братья?» – ответил: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощении грехов, и получите дар Святого Духа».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/prizov...

– Зачем ты гонишь Меня, Плакида? И вместе с сим Божественным гласом, мгновенно напал на Плакиду страх: упав с коня, Плакида лежал на земле как мертвый. Едва опомнившись от страха, он вопросил: – Кто Ты, Господи, говорящий со мною? И сказал ему Господь: – Я – Иисус Христос, – Бог, воплотившийся ради спасения людей и претерпевший вольные страдания и крестную смерть, Коего ты, не ведая, почитаешь. Твои добрые дела и обильные милостыни дошли до Меня, и Я возжелал спасти тебя. И вот Я явился здесь, чтобы уловить тебя в познание Меня и присоединить к верным рабам Моим. Ибо не хочу Я, чтобы человек, творящий праведные дела, погиб в сетях вражиих. Поднявшись с земли и уже не видя никого пред собою, Плакида сказал: – Теперь верую я, Господи, что Ты – Бог неба и земли, Творец всех тварей. Отныне я поклоняюсь Единому Тебе, и иного, кроме Тебя, Бога не знаю. Молю Тебя, Господи, научи меня, что мне делать? И снова услышал он голос: – Иди к священнику христианскому, приими от него крещение, и он наставит тебя ко спасению. Исполненный радости и умиления, Плакида в слезах пал на землю и поклонился Господу, удостоившему его Своего явления. Он сокрушался о том, что доселе не знал правды и не ведал Бога истинного, и в то же время радовался духом тому, что сподобился такой благодати, открывшей ему познание истины и наставившей на правый путь. Сев снова на коня, он вернулся к своим спутникам, но, сохраняя в тайне свою великую радость, никому не поведал о том, что с ним случилось. Когда же он возвратился с охоты домой, то отозвал свою жену и наедине рассказал ей всё, что видел и слышал. Жена в свою очередь поведала ему: – В прошлую ночь я слышала, что кто-то говорил мне такие слова: ты, твой муж и твои сыновья завтра придете ко Мне и познаете Меня, Иисуса Христа, истинного Бога, посылающего спасение любящим Меня. – Не будем же отлагать, исполним тотчас же, что нам повелено. Настала ночь. Плакида послал искать, где живет христианский священник. Узнав, где его дом, Плакида взял с собою жену, детей и некоторых верных слуг своих, и отправился к священнику, по имени Иоанну. Придя к нему, они подробно рассказали священнику о явлении Господа и просили крестить их. Выслушав их, священник прославил Бога, избирающего и из язычников угодных Ему, и, научив их святой вере, открыл им все заповеди Божии. Потом он сотворил молитву и крестил их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. И наречены были им при святом крещении имена: Плакиде – Евстафий, супруге его – Феопистия, а сыновьям их – Агапий и Феопист. После крещения священник причастил их Божественных Таин и отпустил с миром, сказав им:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Когда война окончилась, и Евстафий уже с миром возвращался в свое отечество, случилось ему быть в одном селении, расположенном на живописном месте, при реке. Так как это место было удобно для стоянки, то Евстафий остановился с своими воинами на три дня: ибо Богу было так угодно, чтобы верный Его раб свиделся с женою и детьми, и чтобы рассеянные вновь собрались во едино. Жена его жила в том самом селении, имея сад, от которого с большим трудом снискивала себе пропитание. По смотрению Божию, Агапий и Феопист, ничего не зная о матери своей, поставили себе палатку около ее сада; воспитанные в одном и том же селении они имели одну общую палатку и любили друг друга, как единоутробные братья. Не знали они, что они — родные братья, однако, не ведая своего близкого родства, хранили между собою братскую любовь. Оба они ложились отдыхать около сада свой родительницы, недалеко от того места, где был стан воеводы. Однажды мать их около полудня работала в своем саду и услыхала разговор Агапия и Феописта, которые в это время отдыхали в своей палатке. Беседа их была такая: они спрашивали друг друга, какого каждый из них происхождения, и старший сказал: — Я помню немного, что отец мой был воеводою в Риме, и не знаю, почему он удалился с матерью моею из этого города, взяв с собою меня и моего младшего брата (а нас было у него двое). Помню я еще, что мы доли до моря и сели на корабль. Затем, во время морского плавания, когда мы пристали к берегу, отец наш вышел из корабля, а с ним и мы с братом, мать же наша, не знаю по какой причине, осталась на корабле. Помню я и то, что отец горько о ней плакал, плакали и мы с ним, и он с плачем продолжал путь. Когда же мы подошли к реке, отец посадил меня на берегу, а младшего брата моего, взяв на плечо, понес на противоположный берег. Когда затем он, перенеся его, шел за мною, прибежал лев, схватил меня и унес в пустыню; но пастухи отняли меня у него, и я воспитан был в том селении, которое ты знаешь. Тогда младший брат, быстро встав, бросился на шею его с радостными слезами, говоря:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

– Несомненно, что этот человек притягивал к себе людей, как целебный источник. Старец N. отдавал все, что имел и что не имел. У приснопамятного был жизненный принцип: доброхотно дающего любит Бог ( 2Кор.9:7 ). Милосердная братия из пяти монахов жила в одной из калив скита Святой Анны. Когда отцы приходили к ним на всенощное бдение, братия наполняли их торбы (заплечные мешки) апельсинами и лимонами из своего сада. А другие отцы собирали плоды в своем саду и клали их прямо на главную тропу Скита. Всякий желающий, монах или мирянин, паломник или рабочий, мог свободно приобщиться милостыни отцов и взять в нужном количестве то, что ему требовалось. На длинных переходах и в часовенках даже сегодня можно встретить немного хлеба и оливок, оставленных для незнакомого утомленного путника. Это знаки братолюбивого афонского гостеприимства в Саду Пресвятой Богородицы, где монахи в пришельце видят Самого Христа, согласно Его слову: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня ( Мф.25:35 ). Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне ( Мф.25:40 ). В окрестностях монастыря Ватопед в скиту Колину 28 подвизался преподобный Агапий 29 , достойный делатель сугубой любви. Он попал в плен к туркам и, после того как двенадцать лет прослужил у турецкого господина, чудесным образом был освобожден Пресвятой Богородицей из темницы и возвратился на Афон к своему старцу. Однако старец укорил преподобного Агапия за то, что тот тайком ушел от своего господина. Преподобный сотворил послушание, возвратился назад и своей святостью подвиг турка и двух его сыновей прийти на Святую Гору, где они приняли от него Святое Крещение и были пострижены в монахи. Как призыв к пробуждению звучат в моих ушах и в моем «тяжко слышащем» и нечувственном сердце сладкогласные, исполненные любви и жажды богообщения слова мудрого учителя наших дней иеромонаха Афанасия Иверского: – Небесным наслаждением и вкушением неотмирного бытия бывает минута, когда человек помышляет о таинстве воплощенного Домостроительства, Божественном замысле о спасении человечества через Пресвятую Деву. Мария и Иисус, Иисус и Мария, эти два радостнейших и сладчайших имени – вот рай.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Подлинно, Сам Христос, с Матерью Своей и служителями, подвергается этому, хотя отвергающим так не кажется. Но тебя да сохранит Господь в правом образе мыслей, в безопасности от потопления, хотя бы ты и был извне окропляем еретическими волнами. Ибо тебе, вращающемуся среди них, невозможно совершенно этого избежать. И за мое смирение да даст Он тебе многократную награду здесь и в будущем веке! Послание 58(117). К братьям студийским Радуйтесь в Господе, братия и отцы! Радуйтесь, воины Христовы! Радуйся, троица братская, богатая благодатью Святой Троицы! Вы поистине достойны таких приветствий, потому что ради Христа мужественно переносите тягчайшее заключение под стражей, мучимые злодеем Леонтием. О иудействующее отступничество! Дикий зверь, и тот насытился бы, столько лет мучениями истощая и выпивая кровь вашу, а этот неистовствующий свирепый кровопийца остается ненасытным, не чувствуя жалости и человеколюбивого сострадания к вам, агнцам Христовым, но огорчая и всячески исхитряясь вместе с сатаной поглотить вас, чтобы этот дракон мог хвалиться, чтобы вашим примером устрашить и всех нас. Но нет, верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1Кор.10:13). Вспомните о святых, бывших от века, о том, что никто из них не угодил Богу без искушений и многих скорбей. Один был поруган, другой побит камнями, иной сожжен, другой избит (Евр.11:34-37). И достанет ли времени перечислить такое облако свидетелей вокруг себя (Евр.12:1)? И вы, братья мои, как общники и сподвижники их, радуйтесь неизреченной радостью, царствуя против ереси, против страстей. Ты, мой Картерий, в соответствии с именем своим, тверд душой Ты, обильнейший Аффоний, обилен терпением Ты, поистине Агапий, крепок божественной любовью Мрак темницы доставит вам вечный и неприступный свет, голод - райское наслаждение, нагота - одежду бессмертия, одиночество - жизнь с Богом, нестрижение волос - боговидное благообразие, так что вы с открытым лицом будет созерцать славу Господню. Не радость ли это? Не веселье ли, которое выше всякого веселья? Может быть, мы даже должны сетовать, что у нас нога не в колодке и на нас не надеты оковы. Ибо чем больше страдания, тем больше и утешения славой Божией.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1201...

Священное Евангелие, которое есть закон любви, говорит то же. Кто может благословить и восхвалить милосердие больше, чем Владыка Христос? Ибо Он основал все правосудие страшного решения будущего Суда на делах благотворения. Он сказал: Все, что вы сделали одному из этих малейших, вы сделали Мне. Что ты другого желаешь, когда Он в двух заповедях: любви к Богу и к ближнему – положил предел Закона и пророков? В этих двух заповедях простираются весь Закон и пророки. И еще. Что Он возвестил нам в последней беседе на Тайной вечере? Что мы должны сохранять? – Любовь: Это заповедь Моя, чтобы вы любили друг друга, как Я вас возлюбил. По тому узнает всякий, что вы Мои ученики, если вы будете любить один другого. И Он не только сказал это, но и тотчас совершил молитву к Отцу о соблюдении данного закона: Прошу Тебя, Отче, чтобы они были между собой тем же – то есть в единомыслии – как и мы: да знает мир, что Ты Меня ниспослал. Мы понимаем из слов Спасителя, что любовь между христианами должна быть столь велика, столь превышать естество, что она сделает земных людей небесными. То же можно сказать об апостоле Павле. Сколько раз он воспевает и восхваляет любовь? Как он восхваляет и благословляет ее, предпочитая всем другим добродетелям? Он говорит, что любовь самый быстрый путь прийти в рай. В другом месте пишет, что она есть завершение заповедей и полнота всего Закона. Может ли кто произнести более великие похвалы любви? Возлюбленный ученик Христов Иоанн нас также подвигает к Ангельской доблести любви: Кто говорит, что любит Бога, но ненавидит брата – тот лжец, Бог есть любовь, и у кого есть любовь, тот с Богом и Бог с ним. Во всяком месте и во всякий час этот любящий и возлюбленный апостол восхвалял милосердие и любовь. Когда его спросили, по какой причине он столь восторженно говорит о них, он ответил, что даже одной любви достаточно для нашего спасения, если мы сохраним ее, как подобает. А кто не проявляет ее, тот, даже имея все остальные добродетели, не получает никакой пользы.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Большим политическим весом обладали подчас и антиохийские патриархи. Среди предстоятелей Антиохийской церкви конца X–XI века встречались как выходцы из центральных областей Византии (греки и армяне-халкидониты), так и – в первые десятилетия византийской власти – сиро-палестинские арабы. Крупнейшей фигурой в этом ряду был патриарх Агапий (978–996 гг.), бывший митрополит Халеба. После смерти антиохийского патриарха Феодора (970–976 гг.) Агапий повез список кандидатов на замещение опустевшего престола в Константинополь, на утверждение императору Василию II. В это время, в разгар восстания Варды Склира, Антиохия отпала от власти императора и присоединилась к мятежникам. Агапий обещал Василию II, военное положение которого было тогда очень тяжелым, вернуть Антиохию под власть Константинополя, испрашивая в награду сан патриарха. Сильные личности, император и митрополит, поняли, что стоит сделать ставку друг на друга. Тайно вернувшись в Сирию, Агапий от имени базилевса вошел в контакт с магистром Убейдаллахом, наместником Антиохии, и убедил его перейти на сторону Василия II. Варда Склир несколько раз пытался вернуть город под свой контроль, но потерпел неудачу. В 977 г. мятеж был подавлен императором, Склир бежал в земли мусульман. За услуги, оказанные империи, Агапий 22 января 978 г. был возведен в сан патриарха антиохийского. В последующие годы он выдвинулся на ключевую роль в антиохийской региональной элите. Патриарх сблизился с доместиком схол Востока 124 Вардой Фокой и негласно поддержал его честолюбивые планы овладеть императорским престолом. В результате начавшегося в 987 г. мятежа Фоки Агапий и стоявшая за ним провинциальная знать, видимо, рассчитывали повысить свою роль в управлении империей. После поражения и гибели Варды Фоки весной 989 г. Агапий, пытаясь оправдаться перед Василием II, поднял восстание антиохийцев против наместника Фоки, его сына Льва. Однако в руки императора попала секретная переписка Варды, и причастность патриарха к мятежу была раскрыта. В конце 989 г. его выслали в Константинополь. Как ни странно, Василий II, прославившийся своей абсолютной беспощадностью, почему-то не тронул Агапия. Семь лет он провел в столице под почетным арестом, продолжая руководить делами своего патриархата. В сентябре 996 г., после настойчивых уговоров императора, Агапий согласился отречься от престола в обмен на пожизненную пенсию и сохранение его имени в диптихе. Умер он через год в одном из константинопольских монастырей. 125 По утверждению византийского канониста XI века Никона Черногорца, именно с этого времени установился порядок рукоположения антиохийских патриархов в столице империи. 126

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отец Агапий постоянно делился своими помыслами и наблюдениями со своим духовным отцом в Ильинском скиту, где он причащался каждое воскресенье и по праздничным дням. Во время одного такого посещения один послушник сказал ему: — Отец Агапий, как хорошо тебе в пустыне, в одиночестве, тишине и спокойствии, не то что наша шумная, многосуетная жизнь в скиту! На что отец Агапий ответил: — Да, спокойно и тихо, пока душегубец не придет и не начнет душить, то тогда порой так страшно, что как будто кровь замерзает в жилах. Если бы не милость Бога, то пережить это было бы невозможно. — А почему нам, киновитам, он не является так? — спросил вновь послушник. — А потому, что враг смертельно боится братской молитвы, и если не будет ему особо попущено свыше, то он не может приблизиться к общежительным обителям, — ответил отец Агапий. — А почему тогда ты не сбежишь со своей пустыни к нам? — доискивался любознательный послушник. — Я там по воле Царя Небесного. И как ратник не может оставить место службы, указанное ему земным царем, так и мы, монахи — ратоборцы духа, не можем оставить то место, которое нам определил наш Господь — Царь Небесный, — ответил отец Агапий. С праздностью отец Агапий боролся с помощью непрестанной Иисусовой молитвы и рукоделия, которым он зарабатывал себе на хлеб. Делал ложечки и в субботу носил их в Карею продавать. Но сначала ложки его никто не покупал, потому что были они сделаны не очень искусно. Один монах, родом грек, видя, что он не может продать своего рукоделия, из жалости купил у него несколько ложек, привел его в свою келью, дал ему пищи: хлеба, масла и круп, и велел ему приходить каждую субботу, и приносить ложки, и получать пищу. Отец Агапий ходил каждую субботу, приносил свои ложки и получал нужную пищу. Придя раз в келью своего доброжелателя, он увидел, что его ложки горят в огне. Он заплакал, а монах ему сказал: «Не плачь, мы покупаем твои ложки не для того, что они нам нужны, но потому, что тебе нечем пропитаться». Но вскоре иеродиакон научился делать ложки так, что они с успехом продавались на рынке в Карее. В одно время, в Великий пост, он заболел и не имел никого, кто бы о нем позаботился, кроме Единого Бога. Пища вся закончилась, а он из пустыни выйти не может. Наступил праздник Святой Пасхи, а он в крайней нужде: нет ни хлеба, ни здоровья.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=258...

    Старец Агапий    Проходить делание молитвы Иисусовой нужно под руководством опытных людей. Ибо от духовного бессоветия и от доверия своему мнению, рассуждению, душевным и телесным чувствам происходит в неопытных молитвенниках ложное душевное радование или, наоборот, - малодушная скука и сердечное ожесточение.     Старец Агапий Агапий очень советовал делание молитвы Иисусовой вести в тайне:    Постарайтесь со смиренным тщанием укрыть от всех свое смиренное делание. Когда дорогие вещи кладутся неосторожно при пути — они удобно похищаются ворами, а хранимые в крепких кладовых, под хорошими замками, сохраняются от всех безопасно.     Старец Агапий    Кто истинно упражняется Иисусовой молитвой, тому бывает всегдашняя жажда, со всяким отсечением своего разумения и воли, если только найдет опытного человека, с простосердечием и любовию пользоваться духовным советом и во всем стяжать правое истинное рассуждение.     Старец Агапий вопрос некоторых лиц о том, как может держаться молитва Иисусова в сердце, о. Агапий говорил, что это вещь очень секретная.    Мы сами по себе, хотя бы очень тщательно старались ум держать неисходно в сердце, - без дарования Святого Духа это невозможно и не бывает; но пусть это вас не смущает, что не можете ум держать в сердце постоянно; трудитесь с усердием и просите милость Божию, чтобы Он дал вам сие дарование, как Ему угодно, а преждевременно сего желать запрещаю. А во время немощи, лености и умного изнеможения имейте всегда в сердце благоразумное и благодарное терпение, с благоговением предавайте себя воле Божией, в смиренном чувстве покаяния и зрением своей греховности, с вопитием к Богу: помилуй мя, Господи, яко немощен есмь. Смущаться и унынию себя предавать в это время не должно, а благодушно и пождательно ожидать доброго изменения.     Старец Агапий    Надобно любить не одно голое слово, но проводить его до чувства сердца и, с помощью Божией благодати, принуждать себя к точному исполнению всякого доброго дела, памятуя, что только «нуждницы восхищают Царствие Божие», а для нерадивых и лукавых оно недоступно, и что наше падшее естество требует всегдашнего к добру принуждения, а особенно к такому добру, которое делается с истинным смирением.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4146...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010