О Евхаристии – Как это возможно для хлеба и вина, стать Телом и Кровью Христа? Св. Самон Газский: Ты не всегда был столь же высок, как теперь. Ты вырос, начиная с детства, и сегодня ты имеешь большее количество плоти и крови, чем имел тогда. Какова причина этого? Твое тело изменило пищу, которую ты вкушал, в плоть и кровь. Итак, если человеческое тело может превращать пищу и питие в плоть и кровь, то поистине Бог также может сделать это 45 . – Как же, по-вашему, Тело Христово, находящееся внутри [хлеба], на бесчисленные тела и части разделяется? Разве многие разделенные Христы есть, или в каждом часть Одного? Св. Самон Газский: когда я говорю с отдельным человеком, он слышит меня и принимает в себя то, что я говорю. Если же я сообщаю те же самые слова тысяче людей, они бы все слышали одно и то же. Или, возьмем большое зеркало. Ты видишь свое изображение, отраженное в нем. Но однажды, когда ты разобьешь зеркало на сотню частей, ты увидишь то же самое собственное отражение в каждом из сотни осколков. Если такие явления происходят в каждодневной жизни, то почему это должно быть невозможно для Тела Нашего Господа – присутствовать во многих местах в то же самое время? 1 Это слово, на сирийском обозначающее «язычник», скорее всего, быпо принесено в Аравию сирийскими проповедниками, называвшими так нехристиан. 6 Этот христианский агиографический термин включает в себя как возможность предсказывания, так и способность чтения мысли. 14 Эта информация «Жития св. Феодора» косвенно подтверждается и арабскими источниками. В 866 г. Муавид по приказу своего брата-халифа был брошен в темницу и задушен, по-видимому, за переход в христианство. 15 В 30-е годы всех кряшен записали татарами. Народ был попросту забыт. И лишь недавно, в 1999 году эта народность снова была официально восстановлена в Российской Федерации. С конца 80-х гг. наблюдается культурное и духовное возрождение кряшенского народа. 30 Варденбург Жак. Мировые религии с точки зрения ислама//Христиане и мусульмане: проблемы диалога. M., 2000. – С. 329.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Тогда встал архиепископ вологодский Симеон и сказал; «Вот, яснее солнца, сие Златоустово речение показывает, что степень архиерейская выше степени царской». Газский отвечал: «Наперёд надобно изглубить руду, т. е. мысль сего учителя и цель, для которой он употребил такое изречение; тогда откроется, что, по словам его, ясно и мудро изложенным, архиерей превышает царя только в духовных делах; а это нисколько не противоречит патриаршим ответам, гласящим, что царь первенствует в одних делах гражданских». «Пусть так, – отозвался архиепископ Симеон, – но помни и разжуй Соломоново приточное слово, поучающее всех, следовательно, и преосвященных: «Не обращаться на десно, и не уклоняться налево, и идти средним путём, как прямым и царским». Не забудь, что и ты архиерей и один из владык христоименитого народа; следовательно, ты должен более поддерживать права архиереев, нежели возвышать права господствующих». На это отвечал Газский: «По правде, я не царелюбец, не алексиелюбец, как древле Ифестион слыл александролюбцем, а право правящий слово истины, духовный проповедник, носящий словесную панагию в груди моей, как знамение правды и как печать чистой благодати божественной. Итак, приди, брате и сослужителю, и проникни в сии слова Златоуста, как в сокровищницы или руды, углубись более в мысль его, и ты увидишь просто, что у него архиерейство поставлено выше царственности только в том смысле, что священнодействие его возвышенно столько, сколько душа превыше тела. Как внешний человек, т. е. чувственная часть его, совершает действия чувственные, внутренний же человек, т. е. душа, производит свои духовные действия; так и архиерей занимается духовными делами церкви, а государь мирскими делами царства, каждый сохраняя свои свойства непреложными, каждый вращаясь в своём собственном окружии (σφαρα) и около собственного полюса и сохраняя права и правду. – Есть у вас наготове другие какие свидетельства к яснейшему и чистейшему удостоверению? спросили архиереи. – Есть, отвечали блаженнейшие патриархи.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Тогда за решение этого вопроса взялся известный газский митрополит Паисий Лигарид. В XVII веке в Москву немало приезжало греческих иерархов разных кафедр, не исключая самих патриархов, чтобы получить от русского правительства милостыню в пользу своих бедствующих под турецким игом епархий. Некоторые из этих иерархов милостынесобирателей приезжали в Москву с целью остаться в ней навсегда – «на государево имя», как тогда говорили. Оставались на житье в России, или по долгу жили в ней, обыкновенно те иерархи, которым почему-либо плохо жилось дома, или которые по разным причинам теряли свои кафедры и искали приюта в другом месте. Особенно охотно они направлялись в Молдавию, Валахию, Трансильванию, Южную Русь и, наконец, в далекую Москву. На Россию они смотрели как на страну, где умный, сравнительно образованный, ловкий и оборотливый иностранец-единоверец, искусно разыгрывая роль гонимого безбожными и жестокими огарянами страдальца, с успехом может занять в невежественном русском обществе видное влиятельное положение, быстро составить себе состояние и, приблизившись к московскому двору, при его посредстве, даже поправить свое пошатнувшееся положение на родине. Именно перспектива быстрой и значительной наживы, перспектива почета и влияния даже на востоке, ради своей близости к московскому правительству, привлекала к нам не мало честолюбцев, которым на родине уже не было ходу, разных предприимчивых искателей легкой и быстрой наживы, которые дома не находили подходящего себе поприща, или по неволе должны были оставить родину. Между этими выходцами, оставшимися на более или менее продолжитель- —295— ное время в Москве, очень мало было таких лиц, которые бы переселялись в Россию с целью принести какую-либо действительную пользу приютившей их стране, особенно нуждавшейся в людях образованных и ученых. В Москве единоверных выходцев с востока принимали очень радушно, награждали щедрою милостынею и оказывали им всякое благоволение. К числу таких бродячих, не ужившихся дома архиереев, которым «не подобает возлагать на себя ни епитрахили, ни омофора», принадлежал и газский митрополит Паисий Лигарид.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

369 Воробьев 1893, 9 – 10; Гиббенет 1884, 10. По другим источникам, это письмо от 7 июня 1663 г. – СГГД 4 28). 374 Известия об успехах посольства иеродьякона Мелетия достигли русскую столицу только через десять месяцев. 29 октября 1663 г. датировано его донесение царю Алексею Михайловичу о том, что свитки с ответами восточных патриархов подписаны константанопольским, антиохийским и александрийским святителями и отправлены Мелетием в Москву – Гиббенет 2, 655 – 660. 385 «И Никон патриарх говорил, коли они, боярин с товарыщы, присланы от великаго государя, и они бы шли, а с ними, де, есть сказывается газский митрополит Паисей, и тот бы, будет у него есть вселенских патриархов грамоты отпустныя, яко же правила святых Отец показуют, да и к нам от братий наших, вселенских патриарх. И боярин сказал, что, де, у него есть отпустные грамоты от святейших вселенских патриарх... И патриарх спрашивал, для какова дела прислали и по которым святым правилом. А сего, егоже вы глаголете газский митрополит, сказывал у себя грамоту вселенских патриарх, и он нам ныне бы дал. И боярин сказал, есть, де, у государя от вселенских патриарх грамота. И Никон говорил: „Которая у государя – та государю, а не нам. Мы законные истязуем по уставу святых Апостол и святых Отец. Не пристойно и государю царю таковых приимати чрез божественныя за- поведи " » – Никон 1982, 640, 642; Гиббенет 2, 56, 61 – 63, 77 – 78, 628, 630; Шушерин 1997, 81 – 82; Успенский 2002в, 373 – 377. 389 Леонид 1883а, 3; Лавровский 1889, 714 – 715; Каптерев 2, 275 – 276; Каптерев 1914, 191 – 192; Фонкич 1977, 47, Макарий 1996, 228 – 229. 399 А.С. Елеонская называет послание Никона Лигариду в числе ярких публицистических писем патриарха современникам, но никак его не характеризует – Елеонская 1978, 44. 401 В дальнейшем ссылки на текст «Послания 1» по рукописи РГАДА, помещенный мной в Приложении 6.II, даются в исследовании в круглых скобках после цитации с пометой «Паисий». 402 В дальнейшем текст «Послания 2» цитируется мной по ркп.: РГАДА, ф. 357, оп. I, д. 127, л. 226 – 234 об., который издается в Приложении 6.II. ссылки на листы ркп. проставляются в исследовании в круглых скобках после цитации.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святой Самон не ограничивается простыми ответами на вопросы мусульманина, разговор о таинстве евхаристии он использует как повод для объяснения христианского представления о Боге-Троице, о божестве Христа, о богообщении, христианской жизни и вхождении в нее, на что он даже прозрачно намекает, описывая таинство крещения. «Разговор с Ахмедом» также характеризует благожелательное отношение к собеседнику-мусульманину, который назван «мужем мудрым и ученым». Д. Сахас отмечает, что «в отличие от других случаев, в которых мусульманин, который вступает в контакт или диалог с христианином, обращается в христианство , Ахмед остается мусульманином» 19 . Этому тоже имеется параллель в диалогах Абу Курры. В целом аргументы святого Самона отличает глубина и оригинальность, и его «Разговор с Ахмедом», безусловно, можно признать лучшим и наиболее полным ответом на вопрос о евхаристии в контексте христиано-мусульманской полемики. Разговор с Ахмедом Сарацином, показывающий, что от священнодействий иереев хлеб и вино истинно и непреложно становятся телом и кровью Господа нашего Иисуса Христа 20 Некогда случилось мне, в числе многих других, путешествовать в Эмессу, и обычный разговор на различные темы, [завязавшийся] с целью скрасить и разнообразить путешествие, перерос в беседу, выходящую далеко за пределы [обычного разговора]; и вот некий муж мудрый и учёный, сарацин родом, обратившись к истолкованию о таинствах, спросил меня, заявив следующее: Ахмед: Почему 21 , епископ, вы, священники, глумитесь над христианами; из одной пшеничной муки испеченных два хлеба предлагая [им], но один вы употребляете в пищу, а другой, на небольшие [частицы] разделив, и Телом Христовым называя, утверждаете, что он может давать отпущение грехов вкушающим его? Или над самими собой вы глумитесь, или над теми, кем правите. Самон : Так что ты говоришь? Хлеб – не Божия плоть? Ахмед: Я затрудняюсь дать ответ на любую часть [этого] противоречия. Самон : Таким же [по размеру] тебя мать родила? Ахмед: Нет. Самон : А каким?

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

При посредстве слова ум сообщается душам слушателей, входя в них вместе со словом. Ум, будучи сам от себя, есть как бы отец слова, а слово как бы сын ума. Прежде ума оно невозможно, но и не откуда-либо со-вне произошло оно, а существует вместе с мыслью и возникло из нее самой. Так и Отец, величайший и всеобщий ум, имеет первым Сына – Слово, Своего истолкователя и вестника (Ер. desent. Dion., 23). На замечание Дионисия Римского, что Александрийцы проповедуют некоторым образом трех богов, святую Единицу разделяя на три Ипостаси, Дионисий Александрийский решительно заявляет: «если утверждают, что Ипостаси, как скоро Их три, раздельны, то Их, действительно, три, хотя бы еретикам сего и не хотелось; иначе пусть совершенно истребят понятие о Божественной Троице». «Ибо по сему самому после Единицы и Троица пребожественна» (Basil. Magn. De Spirit. Sanet., 29). 4) К трактатам Дионисия необходимо отнести «Комментарий на начало Екклесиаста». Об этом произведении Евсевий пишет так: «в Послании к епископу Пентапольских Церквей Василиду» Дионисий говорит, что он писал толкование на начало Екклесиаста (Hist. eccl., 7:26), Евсевий, следовательно, сам не видел этого толкования. Иероним (De vir. ill., 69), очевидно, говорит только на основании Евсевия. Но позднейшие писатели имели в руках этот комментарий и приводят из него выдержки. Так софист Прокопий Газский в V-м веке в свои катены к Екклесиасту внес довольно многочисленные схолии Дионисия на Екклесиаст (1:1–3:11). Кроме того, известны два кратких отрывка, надписанные именем Дионисия и взятые из комментария на Екклесиаст, приписанного Григорию Нисскому (напечатаны у Pitra, Spicii. Solesm. Vol. Paris, 1852, p. 17–19). Что касается отрывков y Прокопия Газского, то в основе их несомненно лежат остатки Комментария святого Дионисия, хотя отдельные части возбуждают сомнения и подозрения. Два других отрывка едва ли могут быть подлинными. Прокопий Газский говорит (Comm. In Genes. 3:76), что Дионисий в своем комментарии опровергал аллегорическое толкование кожаных одежд и других предметов в Раю.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ГАЗСКИЙ [греч. Ιωννης Γζης] (VI в.), грамматик, визант. поэт периода правления имп. Юстиниана I (527-565). Автор 6 анакреонтических стихотворений, посвященных торжественным событиям в Газе. В этих произведениях заметно подражание Нонну Панополитанскому и др. более ранним авторам. И. Г. был одним из последних визант. поэтов, использовавших этот античный жанр в своих сочинениях. Кроме того, И. Г. составил поэтическое описание мозаики на стене зимних терм в Газе, возведенных имп. Юстинианом I. Описываемая мозаика с крестом и ангелами в центре состояла из 50 аллегорических фигур и символизировала устройство вселенной (κοσμικς πναξ). Произведение написано гекзаметром, состоит из 700 стихов и разделено на 2 части, к каждой из к-рых имеется краткое вступление. Это сочинение И. Г. было включено в Палатинскую антологию (15-томное собрание греч. эпиграмм разного времени, составленное в X в. Константином Кефалой). Описание И. Г. является ценным источником для реконструкции утраченной росписи. Попытки такой реконструкции неоднократно предпринимались в XX в. (см.: Talgam R. Johannes of Gaza " s Tabula Mundi Revisited//Between Judaism and Christianity. Leiden; Boston, 2008. P. 91-118). Соч.: Poetae lyrici Graeci/Ed. T. Bergk. Lpz., 18824. Bd. 3. S. 342-348; Friedl ä nder P. Johannes von Gaza und Paulus Silentiarius: Kunstbeschreibungen justinianische Zeit. Lpz.; B., 1912. S. 135-213. Лит.: Downey G. John of Gaza and the Mosaic of Ge and Karpoi//Antioch-on-the-Orontes. Princeton, 1938. Vol. 2: The Excavations of 1933-1936. P. 205-212; Hunger. Literatur. Bd. 1. S. 524; Bd. 2. S. 93-94, 110; Trypanis C. A. Greek Poetry from Homer to Seferis. Chicago, 1981. P. 401, 407; ODB. Vol. 2. P. 1065; Cameron A. D. E. On the Date of John of Gaza//CQ. N. S. 1993. Vol. 43. N 1. P. 348-351; Renaut L. La description d " une croix cosmique par Jean de Gaza, poète palestinien du VIe siècle//Iconocraphica: Mélanges offerts à Piotr Skubiszewski. Poitiers, 1999. P. 211-220; Peers G. Subtle Bodies: Representing Angels in Byzantium. Berkeley (Calif.), 2001. P. 102-103; Lauxtermann M. D. Byzantine Poetry from Pisides to Geometres. W., 2003. Vol. 1. P. 84-88, 116-117. Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ АКРОПОЛИТ (2-я пол. 1217 — 1282), визант. историк, ритор, поэт, богослов, гос. деятель, дипломат и военачальник

http://pravenc.ru/text/471105.html

(отмечены цитаты, переделки и т. п.). 835 Авва Дорофей Газский (кон. VI в. – 620 г.) – один из столпов палестинского монашества, основатель киновии около Газы, автор ряда аскетических сочинений и прославленной в монашеском мире книги «Наставлений», переведённой на Руси до XIII в., а с XIV в. хорошо известной в среднеболгарском переводе как «Поучения» аввы Дорофея (славянский перевод «Поучений» не издан и не изучен). Книга аввы Дорофея, обращённая к его ученикам, представляет собой свод нравственных принципов и правил поведения иноков, она обращена к жизненной практике самого автора и к конкретным проблемам человеческих взаимоотношений, использует разные биографические и автобиографические рассказы. Аскетический монашеский идеал оказался очень близок Аввакуму в последние тяжелейшие годы его заключения в земляной тюрьме Пустозерского острога (см. одно из писем конца 1670-х гг. – письмо старице Каптелине, где Аввакум проповедует аскетизм, обращаясь к текстам Ефрема Сирина , с. 204). 845 Подщитеся соединитися друг другу... творити я... – Аввакум дословно цитирует здесь, как установил П. Паскаль (Pascal Р. Vie de l’archiprêtre Avvakum. Paris, 1938. P. 60, n. 1), фрагмент из шестого поучения аввы Дорофея «О еже не судити искреннему», см.: Ефрем Сирин , Авва Дорофей . Поучения. М., 1652, л. 67 об. – 68. Авва Дорофей стремился настолько чётко выразить важнейшую для христианского мыслителя идею любви, гармонически связывающую людей с Богом и друг с другом, что текст его «Поучения» о любви превращается в описание геометрической схемы, раскрывающей зависимость действий субъектов друг от друга: они или стремятся к Богу, или удаляются от него, соответственно, или сближаются друг с другом, или удаляются. На основе схемы аввы Дорофея Аввакум создаёт собственный оригинальный рисунок, наглядно изображающий не только его понимание богословски аргументированных нравственных постулатов аввы Дорофея, но и ту конкретную общественную ситуацию борьбы и противостояния «старолюбцев» и «никониан», «верных» и «неподобных», которая происходила в России во второй половине XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Быть, значит, эпохою дела, а не слова, новому царствованию. Аминь. Возвратившись домой, предался чтению. Дети-поздравители. Феллахи неугомонные. Джирьесо-Самановская катергарья или вромодулья 503 . Недужная. 100 фр. за стенку в Горней. Сосед за советом газетным. Обед с бобами, вопреки приказу Пифагора. Всенощная с Великим каноном 504 , во время которой приходили τχα 505 с визитом Газский 506 с Саприкием 507 . Недаром сие. Должно быть почуяли невзгоду с севера. Кончили службу уже в потемках. На консульстве и на доме Миссии иллюминация. Усталость и сон. M-r et m-me Lambrou с поздравлением. Бетжальский запоздалый отчет 508 до сего самого момента, т. е. до 2-го часа ночи. Уже много раз принимался спать тут на стуле. Вторник, 24 м В 7 ч. служба с благовещенскими стихирами. Чай. М. 3 наполеона за перевоз колоколов. Осман с почтой. Еще 2 номера «Современности» с статьями Иларионова и Черных-Шефа. Пропадите вы, пакостники. «Ц Вестник» с подробностями о 1-м Марта. Охота там и нашим говорить об «обручальном» перстне; указ синодальный с Манифестом и присяжным листом. Совещания с консулом. Сандрецкий с своим археологом до 12 ч. Наскоро письмо в Афины Мастро-Филиппу 509 с рисунком елеонского иконостаса. Поклонница из Ростова с съестными подарками от некоей Устиньи Петровны, мне неведомой. 2 поклонницы за пособием. Обед, запоздалый. В 4 часа всенощная в большой церкви, кончившаяся уже ночью. ΚΖ. Хоть уж это малое утешение, а то, право, очень грустно. Не на чем с отрадою остановиться. Вифлеемские обращенцы не взяли трех золотых пособия, находя такое православие слишком убогим. Иерихонские последние работы будут стоить 10 тысяч пиастров. Шельмецы «современновцы» не спрашивают, откуда я беру такие деньги. Сегодня уплатил 44 наполеондора. Зато есть у Ллойда коносамент для меня с тремя флоринами!.. Вонми небо и внуши земле 510 ! Чай. Счеты. «Ill Z g». Пробило уже 12 часов. А в 5 вставать. Среда, 25 марта 511 Дай Бог , чтобы творимый нами праздник Благовещения 512 был благовещением для всей земли Русской, для всего Православия и для все го человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Действие аскезы, проявляющееся в первую очередь в отношении страстной части души, в равной мере сказывается и на разумной части, особенно в борьбе с гордостью и тщеславием – страстями, которые присущи именно этой части души, а также в стяжании противоположной им добродетели смирения. «Путь, ведущий ко смирению, – тяжелые телесные труды», – учит один из старцев 3705 . Связь между тем, что претерпевает тело в ходе аскетического подвига, и тем, что соответственно испытывает душа, проявляется здесь достаточно ярко. «Почему сказано, что тяжелые телесные труды ведут душу к смирению? – спрашивает авва Дорофей Газский 3706 в связи с предыдущим утверждением и отвечает: – Несчастная душа страдает вместе с телом, и ее затрагивает все, что делает тело... Тяжелый труд смиряет его, а когда тело смиренно, то и душа смиряется с ним. Прав был старец, говоря, что телесные тяготы тоже ведут ко смирению» 3707 . Тогда как слишком хорошо накормленное и отдохнувшее тело дает человеку ложное ощущение полноты и независимости, приводящее его к гордости, подвижничество, ослабляя тело, заставляет человека почувствовать свою реальную хрупкость, слабость своей земной природы, эфемерность своего телесного и земного существования, относительность своего бытия и таким образом приводит его к смирению. «По мере возрастания тягот уменьшается самодовольство», – отмечает преподобный Исаак Сирин 3708 . В то же время и по той же самой причине телесная аскеза приводит душу к сокрушению 3709 – болезненному чувству, которое человек испытывает от собственной греховности, духовной немощи и удаленности от Бога. Кроме того, она уменьшает число, подвижность и силу страстных помыслов, предстающих перед разумом 3710 , и помогает водворить в ней покой (συχα). Как говорит об этом преподобный Исаак Сирин , «помыслы не могут блуждать в пустоте, когда тело претерпевает скорби. Когда мы переносим в радости тяготы и мучения, тогда можем уверенно обуздывать свои помыслы» 3711 . Итак, очевидно, что телесная аскеза воспитывает не только внешнего человека и хранит его не только от действующих страстей, как это подчеркнуто у преподобного Исихия Иерусалимского , но равно очищает внутреннего человека, помогая ему бороться с помыслами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010