7 . Седьмая степень – готовность за благодеяния 128 принимать нанесенные обиды, радоваться им 129 и благодарить за них Бога 130 . К тем, кто достигает этой степени, относятся слова Христа: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня ( Мф. 5:11 ). Святые отцы обыкновенно советуют относиться к обижающему нас как к врачу, посланному промыслом Божиим, чтобы излечить нашу душу от болезней (тщеславия и гордости) 131 . Они подчеркивают духовную пользу, которую можно извлечь уже здесь и в будущей жизни из того, что нам пришлось претерпеть. Патерик передает слова аввы Зосимы: «Когда кто, приведши на мысль оскорбившего его, или вред ему причинившего, или поносившего и оклеветавшего, или другое какое зло ему сделавшего... должен потому воспоминать о нем как о враче, посланном тебе от Христа. ...То самое, что ты страдаешь, есть признак, что душа твоя больна; если б ты не был болен, то и не страдал бы. Посему должен ты благодарен быть брату за то, что чрез него узнал ты ход болезни своей, и то, что ты от него потерпел, с любовию принять как целительное врачевство, посланное от Самого Господа Иисуса» 132 . Святой Иоанн Газский пишет: «Если будем праведны, то искушение от них [врагов] послужит нам к преуспеянию, если же грешны, то оно послужит нам к оставлению грехов и исправлению, к опытности и научению в терпении» 133 . 8 . Восьмая степень – добровольно принимать оскорбления 134 . Такое расположение души соответствует словам Христа: кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую ( Мф. 5:39 ). 9 . Девятая степень – желание пострадать более, нежели того хочет причиняющий нам обиду 135 . 10 . Десятая степень – не испытывать вовсе ненависти к обижающим нас 136 . 11 . Одиннадцатая степень – не испытывать ни обиды, ни гнева, ни негодования по отношению к нашим врагам 137 . «Любовь, – пишет св. Иоанн Лествичник , – собственно есть отложение всякого противного помышления; ибо любовь не мыслит зла ( 1Кор. 13:4–5 )» 138 . .12. Двенадцатая степень – не обвинять и не укорять наших врагов, не говорить о них плохо 139 , вообще не рассказывать другим о том, что они сделали злого 140 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

9.3.2. Единство Адама и Евы Теперь мы говорим о бытийном единении мужа и жены, а не просто мужчины и женщины. Как независимые личности и индивидуальности Адам и Ева, строго говоря, не были связаны каким-либо обязательством или законом. Но волей и любовью они нареклись мужем и женой: Быт.2:23: И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Вот почему сразу за этим следует: 2:24: Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть. " Прилепляться " к жене есть свободный выбор, но не природная необходимость. Отсюда проистекает один из важнейших принципов христианского брака - свобода выбора друг друга. У животных не так, они привязаны друг другу влечением природы, которое проявляется в силу случайного совпадения времени совокупления. Человек вовсе его не имеет, он свободен по природе от своего влечения (до грехопадения). В брак человека приводит свободный выбор. Соединение в " одну плоть " есть единство личное, но не безличное. Плоть означает здесь не только тело, но и общую жизнь. " ...Ни муж без жены, ни жена без мужа во Господе. Если и разнится телом, то душою, которая и бессмертна, и разумна [естество женское] ничем от мужского не отличается " (Прокопий Газский) Это такое единство двух личностей, в котором различия находят свою " комплементарность " , т.е. однозначное соответствие. Так устроено соответствие Богом, но не так во грехе. Единство мужа и жены становится особым образом бытия и творчества для обоих, ибо одной плотью надлежит стать. Брак, таким образом, становится одной из целей, одним из назначений человека. В единении мужа и жены проявляется внутреннее условие сосуществования обоих - неискоренимое тяготение друг к другу, любовь. 9.3.3. Любовь Адама и Евы Любовь для Адама и Евы стала почти природной. Она засияла в них сразу же, как только они увидели друг друга, как бы без труда. Однако это и для первых людей есть, как мы видели, задача, " чтобы двое стали как одна плоть " . Вот как комментирует Адамово " прилепиться " Златоуст:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/307/...

  Иоанн Златоуст . Гомилии на Книгу Бытия.  Возможный перевод: «от отрока до старца», «от мальчика до старика».  Ср.: Адам познал Еву, жену свою; и она зачала… (Быт. 1, 4).  Средневековый сборник святоотеческих комментариев на Библию.  Прокопий Газский. Фрагменты.  Вы помните, как Иаков погубил свою жену Рахиль? Когда пришел Лаван искать идолов своих, Рахиль спрятала их под себя и села. И подходили ее обыскать, а она говорила, что нечиста: да не прогневается господин мой, что я не могу встать пред тобою, ибо у меня обыкновенное женское (Быт. 31, 35). А Иаков сказал: У кого найдешь богов твоих, тот не будет жив (Быт. 31, 32). Он сказал так, потому что он не знал, что Рахиль взяла идолов. Он заклял Рахиль этими словами! И умерла Рахиль, и погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем (Быт. 35, 19).   Иустин Философ .  2-я Апология. 13 .  Человек должен иметь правильную иерархию ценностей. Что стоит на первом месте? Служение Богу. А дальше? Служение ближнему. О каком ближнем идет речь? Прежде всего, собственная семья! Сказано:  Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного  (1Тим. 5, 8). А потом все человечество? Нет, братья по вере потом идут. Сказано:  Будем делать добро всем, а наипаче своим по вере  (Гал. 6, 10). А потом, потом уже можно и обо всем человечестве подумать. То есть должна быть правильная иерархия ценностей: служение Богу – забота о семье – забота о братьях по вере – и потом, если мы видим человека даже другой веры, и он нуждается, мы можем ему помочь.  Святитель Иоанн Златоуст писал о современных его временам извращенцах: «…Женскому полу предстоит уже опасность сделаться излишним, так как его во всем заменяют отроки. И не только это ужасно, но и то, что такая мерзость совершается с полною безопасностью и беззаконие стало законом. Никто уже не опасается и не страшится; никто не стыдится и не краснеет; но еще хвалятся этим позором, и целомудренные кажутся безумными, а обличающие – не здравомыслящими; если они слабы, то подвергаются побоям, а если сильны, то терпят насмешки, поругания и бесчисленные издевательства.

http://pravoslavie.ru/106201.html

А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия? ( 1Ин. 3:17 ). Поскольку человек сотворен по образу и подобию Божию, стал по усыновлению сыном Божиим и братом Христовым, предназначен стать богом по благодати, постольку всё, что делается для ближнего, делается для Бога, и всем, чем ущемляется ближний, оскорбляется Сам Бог . Христос, упоминая все дела милосердия по отношению к ближнему, говорит об этом так: Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне... Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне ( Мф. 25, 40.45 ); поэтому милостыня подразумевает осознание того, что, подавая ближнему, человек одновременно подает Самому Богу 3990 . Святитель Иоанн Златоуст даже утверждает: «Нет ни малейшей разницы, Христу ты подашь или бедняку» 3991 , уточняя: «Итак, когда мы даем милостыню бедному, будем давать ему как Иисусу Христу» 3992 . Как форма любви к ближнему, милостыня равно подразумевает осознание и переживание единства человеческой природы, глубинного равенства и общности интересов между людьми, у которых общая природа 3993 . Так, авва Дорофей Газский учит, что «мы должны творить милостыню... имея сострадание друг к другу, будто к частям своего собственного тела» 3994 . По этой причине милостыню должно творить без пристрастия к людям, которые находятся в нужде, не делая различий между ними, не глядя на то, кто действительно нуждается, а кто только просит, не ставя это в зависимость от любых соображений о качествах просящего, о его достоинствах и о том, заслуживает ли он подаяния 3995 . Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад ( Лк. 6:30 ) 3996 , – предписывает Христос. Поступая так, человек подчиняется воле Божией, уподобляется Ему в Его образе действия и бытия, становится действительно сыном своего Отца Небесного, который повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ( Мф. 5:45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

«Агапическая» любовь открывает, что всякий человек – и прежде всего человек страдающий – есть таинство Христа, «другой Христос», по слову Иоанна Златоуста . Человек – это экзистенция-в-отношении, по образу Божественного Три-Единства. Посеяв в наших сердцах эти семена, Господь приходит спросить о плодах их, говоря: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга ( Ин. 13,34 ). Господь, желая побудить наши души к исполнению этой заповеди, не потребовал от учеников в качестве доказательства их верности ни чудес, ни неслыханных деяний, – хотя Он дал им в Духе Святом власть творить их. Но что сказал Он им? По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою ( Ин 13,35 ). Он так соединяет Свои наставления, что относит к самому Себе благодеяния, оказанные человеком ближнему: Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть. И добавляет: Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне ( Мф. 25,35–40 ). Так из первой заповеди можно вывести вторую, а из второй – первую: любя Господа, возлюби и ближнего, ибо Господь говорит: Любящий Меня заповедь Мою соблюдает, и еще: Да любите друг друга, как Я возлюбил вас ( Ин. 13,34 ). Василий Кесарийский Большое правило, 3,1–2. Образ круга, точнее – излучения. Лучи идут раздельно, но соединяются в центре. Приближение к центру, то есть к Богу, означает откровение ближнего. Ведь ближнего, как личность, можно понять только через откровение. Знание-незнание. Любовь – это бедность, кенозис. Познание ближнего неотделимо от позиции отказа от обладания. Такова природа любви: в той мере, в какой мы удаляемся от центра [круга] и перестаем любить Бога, в той же мере мы удаляемся от ближнего. Но если мы любим Бога, то насколько приближаемся любовью к Богу, настолько соединяемся любовью с ближним. Авва Дорофей Газский Душеполезные поучения. Таинство и сияние Тела Христова: мы все – «члены» Христа, как пишет Павел, «члены друг друга». Единосущие человечества. Существует один-единственный человек – в самом реалистическом смысле. Любовь циркулирует в этом безграничном теле как богочеловеческая кровь.

http://azbyka.ru/otechnik/Olive_Kleman/i...

«Агапическая» любовь открывает, что всякий человек — и прежде всего человек страдающий — есть таинство Христа, «другой Христос», по слову Иоанна Златоуста. Человек — это экзистенция–в–отношении, по образу Божественного Три–Единства. Посеяв в наших сердцах эти семена, Господь приходит спросить о плодах их, говоря: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Ин. 13,34). Господь, желая побудить наши души к исполнению этой заповеди, не потребовал от учеников в качестве доказательства их верности ни чудес, ни неслыханных деяний, — хотя Он дал им в Духе Святом власть творить их. Но что сказал Он им? По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин 13,35). Он так соединяет Свои наставления, что относит к самому Себе благодеяния, оказанные человеком ближнему: Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть. И добавляет: Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25,35—40). Так из первой заповеди можно вывести вторую, а из второй — первую: любя Господа, возлюби и ближнего, ибо Господь говорит: Любящий Меня заповедь Мою соблюдает, и еще: Да любите друг друга, как Я возлюбил вас (Ин. 13,34). Василий Кесарийский Большое правило, 3,1—2. Образ круга, точнее — излучения. Лучи идут раздельно, но соединяются в центре. Приближение к центру, то есть к Богу, означает откровение ближнего. Ведь ближнего, как личность, можно понять только через откровение. Знание–незнание. Любовь — это бедность, кенозис. Познание ближнего неотделимо от позиции отказа от обладания. Такова природа любви: в той мере, в какой мы удаляемся от центра [круга] и перестаем любить Бога, в той же мере мы удаляемся от ближнего. Но если мы любим Бога, то насколько приближаемся любовью к Богу, настолько соединяемся любовью с ближним. Авва Дорофей Газский Душеполезные поучения. Таинство и сияние Тела Христова: мы все — «члены» Христа, как пишет Павел, «члены друг друга». Единосущие человечества. Существует один–единственный человек — в самом реалистическом смысле. Любовь циркулирует в этом безграничном теле как богочеловеческая кровь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=754...

Александр Кейт Глава IX. Филистия Земля филистимлян, граничившая к западу и юго-западу с Иудеей, лежит на юго-восточном берегу средиземного моря. «И был жребий колена сынов иудиных: Екрон с зависящими от него городами и селами его. И от Екрона к морю все, что находится около Асдота 588 , с селами их. Асдот, зависящие от него города и села его, Газа, зависящие от неё города и села её, до самого потока египетского и великого моря – которое есть предел» 589 . Когда Иисус Навин состарился, Господь сказал ему: «Ты состарился, вошел в лета преклонные, а земли остается очень много, которую надлежит взять в наследие. Остается же сия земля: все округи филистимские и вся земля гессурская (и ханаанская), от Сихора, что пред Египтом, до пределов Екрона к северу,–считаются же землей ханаанской пять владельцев филистимских, газский, азотский, аскалонский, гефский и екронский» 590 . После дней Иисуса Навина и старейшин, которые его пережили, когда все колена израильские оставили Господа Бога своих отцов, все эти города были упоминаемы в числе их врагов, которые были оставлены для того, чтобы они испытывали израильтян до тех пор, пока они не исчезнут в доброй земле, которую Господь Бог их дал им. Что таковы были филистимляне из поколения в поколение, это вполне доказывается библейской историей израильтян. Земля филистимская сохранила и ныне «естественное» плодородие, которым она отличалась в древние времена. Нигде в Сирии нет земли богаче, почвы глубже, прекрасных остатков больше, чем в земле фплистимской, к северу от Газы. Еще долго после христианской эры она обладала очень многочисленным народонаселением и сильно укрепленными городами: в сравнительно новейшем периоде, в двенадцатом столетии, Аскалон имел одну из сильнейших крепостей в Сирии, последнюю, которая была взята крестоносцами после продолжительного сопротивления всем их силам. Никак нельзя было предположить в дни пророков, или даже в гораздо позднейшем веке, чтобы земля филистимская могла когда-либо подвергнуться такому опустошению. Но она, по сделанному теперь исследованию, уличает во лжи всякое доказательство, выводимое из плодородной её почвы и превосходного климата в подтверждение того, что она действительно была, в течение многих предшествующих столетий, постоянно богатым и хорошо возделанным краем. Боги филистимлян, которые сбили с пути Израиля, забыты: они все пали, как пал Дагон перед кивотом завета Господня. Но земля, в которой им поклонялись, ответствует теперь глаголу единого, живого и истинного Бога, и занимает свое предопределенное место среди свидетелей, громогласно провозглашающих, что Он лишь «один» тот Господь, Который был и есть и будет вечно Богом Израиля. Она принимала у себя из века в век врагов того народа, который Он избрал как Свой собственный; но глас пророчества не был нем относительно неё: он провозглашал ожидавшую её судьбу в словах не только противоречивших в то время всякому вероятию, но и рисующих настоящее положение филистимской земли и то, чем ей еще должно быть.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

был бунт из-за вздорожания жизни; только что кончилась неудачная война со Швецией (лето 1661 г.), а в 1654 и 1655 г. страшная чума поражала дважды Москву и другия области. «Но слушай дальше, что говорит Христос, верный пророк: «Тогда будут гнать и убивать вас, и вы будете ненавидимы всеми людьми ради Моего имени» (т. е. будут спорить из за Слова Божьего, как мы теперь) «И тогда многие соблазнятся и возненавидят друг друга.» Не исполнилось ли все это в нас? И многие лжепророки возстанут. Кто эти лжепророки? Конечно, Митрополит Газский, ибо он ничего не говорит от Писания, а все от себя. И люди принимают такое Писание за каноническое правило (цезарепапистская теория). «От изобилия нечестия любовь многих охладеет». Какого нечестия? Ясно, нечестия того, кто вопреки воле Божией присваивает непринадлежащее ему, как государь царь незаконно захватил и подчинил себе Церковь и всю её собственность, почему он и ненавидит нас» (1, 193). Никон обращается к боярину Стрешневу и говорит: «О таких людях, как твой составитель ответов, Божественный Апостол, задолго их предвидя, сказал: «Дух же ясно говорит, что в последния времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» ( 1Тим. 4, 1, 2 ), «ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста: они развращают целые дома, уча чему не должно из постыдной корысти» ( Тит. 1, 10, 11 ). О ком Апостол говорит? О вас. И кому вы внимаете, как духу обольщения и учениям бесовским через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей? Митрополиту Газскому, который учит из постыдной корысти за изобильные яства и за красивые наряды, за что он и найдет себя в день пира брачного без брачной одежды, как показывают его обманчивые и диавольские ответы» (I, 236, 237). Никон разумеет, что обвинение его со стороны бояр со времени вступления в это дело Лигарида получило идейное подкрепление в теории цезарепапизма, чего до приезда Лигарида в феврале 1662 года не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

«Второе плавание»? Все духовные авторы согласны в том, что необходимо усвоить, сделать своей истину, которую мы находим в священных книгах. Однако отношение к письменному Откровению может быть весьма различным. Хорошей иллюстрацией таких различий могут стать два метафорических выражения: «второе плавание» и «очищение колодца Иакова». Первое выражение очень древнего происхождения 763 . Но здесь оно сознательно употребляется убежденным традиционалистом, Иосифом Волоцким 764 . Его позицию можно изложить в нескольких словах. Апостолы видели Иисуса своими глазами и слышали Его голос. Отцы же Церкви были исполнены Святого Духа и, предаваясь Ему, могли следовать собственному вдохновению. А современный человек оказался недостоин того, чтобы Дух просветил его. Вот почему Господь дал нам Св. Писание. «Первое убо плавание ветрилы, сиречь Духом Святым, второе же плавание веслы, сиречь Божественным Писанием» 765 . Грешник не слышит внутреннего голоса своего сокровенного человека, он должен заменить его повиновением тому, что написано. Иной точки зрения придерживался Ориген , а вслед за ним и авва Дорофей Газский. Сначала человек в своем поведении руководствовался правилами, которые исходили от его внутреннего, сокровенного человека. Но «все колодези, которые выкопали рабы отца его при жизни отца его Авраама, Филистимляне завалили и засыпали землею» ( Быт. 26:15 ). Речь не идет о том, чтобы заменить эти «колодези» чем-то другим; нет, однако их следует очистить при помощи чтения духовных книг 766 . Пробуждение внутреннего сокровенного человека является главным результатом размышления над Писанием. И потому не следует удивляться, что с развитием духовной жизни наблюдается тенденция к сокращению чтения. Автор Жития св. Симеона Солунского ясно говорит о том, что только тот, кто находится на более низких ступенях и еще несовершенен, нуждается в законах и письменных толкованиях; а для того, кто любит Бога, совершенно достаточно голоса его сокровенного человека, чтобы выбрать добро 767 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

Глава 13 1. Области Ханаанской земли, не завоеванные израильтянами. 8. Общее очертание Восточно-Иорданской страны, доставшейся двум с половиной коленам. 14. Особый удел Левиина колена. 15. Границы и важнейшие города удела Рувимова колена. 24. Границы и города удела Гадова колена. 29. Границы и города удела полуколена Манассиина 33. Высший удел Левиина колена. Нав.13:1 .  Когда Иисус состарился, вошел в лета преклонные, тогда Господь сказал ему: ты состарился, вошел в лета преклонные, а земли брать в наследие остается еще очень много. Как вступление в Ханаанскую землю ( Нав.1:2 ), так и передача ее израильскому народу совершается по особому божественному повелению. На преклонный возраст Иисуса Навина, имевшего уже, как можно думать, лет 85 ( Нав.14:10 ), Господь указывает как на причину, вызвавшую это повеление. Так как израильский вождь достиг преклонных лет, то поэтому он должен был, несмотря на незаконченность завоевания ( Нав.13:2–6 ), приступить к разделению Ханаанской земли между израильскими коленами, которое должно служить выполнением божественного обетования о даровании народу этой земли ( Нав.13:7 ). Слово «преклонные» прибавлено русскими переводчиками для большей выразительности. Нав.13:2 .  Остается сия земля: все округи Филистимские и вся земля Гессурская [и Хананейская]. Нав.13:3 .  От Сихора, что пред Египтом, до пределов Екрона к северу, считаются Ханаанскими пять владельцев Филистимских: Газский, Азотский, Аскалонский, Гефский, Екронский и Аввейский; Перечисление незавоеванных местностей начинается с юго-запада, с Филистимского побережья, на котором находилось пять указанных далее округов или отдельных областей. Под названной рядом с филистимскими округами (буквально) «всей Гессурией» (еврейское «кол гаггешури» – о Γεσουρι по Александрийскому списку) разумеется отличная от Гессурского предела ( Нав.12:5 ; 2Цар.15:8 ) область, лежавшая к югу от Филистимского побережья, о жителях которой упоминается еще в 1Цар.27:8 . Слова «[и Хананейская]» внесены согласно с греко-славянским переводом; делая это дополнение, греческие переводчики имели в виду другие незавоеванные местности, которые указаны в Нав.13:4–6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010