Древние акты были известны Гросвите Гандерсгеймской (X в.), к-рая посвятила этому сюжету своего «Дулкития». Лат. перевод их был выполнен кард. Г. Сирлето (XVI в.) и использован Л. Сурием и Т. Руинартом. В оригинале они были впервые изданы П. Франки де Кавальери, а затем Г. Музурилло. Близ Фессалоники святым мученицам была посвящена базилика. Сохранилась греч. служба (Codd. Paris. 13, 1573, 1574, 1561, 341; Laur. I 70; Vatoped. 1104). Пространное житие святых мучениц переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно было вновь переведено (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . В XVI в. жития святых мучениц (пространное и краткое стишное - под 16 апр., краткое нестишное - под 22 дек.) были включены в ВМЧ (Иосиф, архим. Описание ВМЧ. Стб. 81, 253-254). Гимнография Типикон Великой ц. (X в.) предписывает праздновать «страсть святых Агапии, Хионии и Ирины» 3 апр. (Mateos. Typicon. P. 262), тогда как в К-польском стишном Синаксаре XI в., составленном придворным поэтом Христофором Митилинским , их память обозначена 16 апр. Также в различных редакциях Студийского устава память этих святых указывается иногда 3 апр. (напр., Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 452), а иногда - 16 (Мессинский Типикон; студийская служебная годовая Минея. Т. 3 - XII в. РНБ. Греч. 227). В Иерусалимском уставе празднование их памяти четко закрепляется за 16 апр. Канон Иосифа Песнописца (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа), зафиксированный в Минеях студийского типа (напр., XII в. ПБ. Греч. 227. Л. 52об.- 53), с акростихом (не указан в слав. печатной Минее) «Χριστο προσοσω Μρτυσι θεον μλος », вписанным в тропари и богородичны, и седален в совр. печатных Минеях, греч. и слав., совпадают; кондак есть только в слав. («            »), а стихиры мученицам на «Господи воззвах» различны. Из рукописей XII-XIV вв. (XII в. Barb. Gr. 450. Fol. 62v - 64; XIV в. Patm. 901. Fol. 72-75v) известен канон Георгия (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа), не вошедший в печатные Минеи ( «Αγνεα κοσμσασα τν ψυχν »), с алфавитным акростихом. Согласно италийской редакции Студийского устава Мессинскому Типикону (1131), этим мученицам полагается служба с Аллилуия (Arranz. Typicon. P.145), как и в рус. Типиконах - первопечатном 1610 г. и принятом в наст. время. Иконография

http://pravenc.ru/text/63172.html

Смольный Воскресенский собор, возведенный в XVIII веке по проекту Бартоломео Растрелли, — жемчужина русского барокко. На его возведение понадобилось 87 лет. Заложенный в 1748 году волею императрицы Елизаветы Петровны, он был окончательно достроен и освящен во имя Воскресения Христа Спасителя в 1835 году. По указу императора Николая I храм стал собором всех учебных заведений под покровительством императрицы Марии Федоровны. В советское время он использовался как склад, затем был превращен в музей. Сейчас в нем размещается концертно-выставочный зал «Смольный собор», входящий в состав ГМП «Исаакиевский собор». В храме звучит духовная, классическая и современная музыка, выступают российские и зарубежные музыканты, проходят выставки. Спустя почти девяносто лет после закрытия, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, 7 апреля 2010 года, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир совершил в соборе Божественную литургию . С тех пор богослужения проходят в храме каждое воскресенье. «Вода живая» /Патриархия.ru Календарь ← 29 апреля 2024 г. (16 апреля ст.ст.) понедельник Страстная седмица. Великий Понедельник. Мцц. Агапии, Ирины и Хионии (304). Мч. Леонида и мцц. Хариессы, Ники, Галины, Калисы, Нунехии, Василиссы, Феодоры, Ирины и других (258). Сщмч. Константина Жданова пресвитера (1919). Ильинско-Черниговской (1658) и Тамбовской (1692) икон Божией Матери. Литургия Преждеосвященных Даров. Утр. – Мф., 84 зач., XXI, 18–43 . Лит. – Мф., 98 зач., XXIV, 3–35 . В Неделю вечера вход с кадилом. Прокимен дня: «Се ныне благословите Господа...». Окончание вечерни по образцу Недель Четыредесятницы. Отпуст «Грядый Господь на вольную Страсть...». На утрене – «Аллилуиа», тропарь «Се Жених грядет...» трижды, после кафизм Евангелие дня, 50-й псалом, «Спаси, Боже, люди Твоя...». Трипеснец. Светилен «Чертог Твой вижду...». Часы великопостные. На всех часах и изобразительных кондак Триоди. В Понедельник, Вторник и Среду Страстной седмицы на 3, 6 и 9-м часах читается Четвероевангелие.

http://patriarchia.ru/db/text/1289208.ht...

– Встаньте, – сказал он, – положите по три поклона. После поклонов он сказал им слово, то, что пришло на сердце. «Прежде я говорил вам, – сказал он, – и теперь опять повторяю: смирение – все. Есть смирение – все есть, нет смирения – ничего нет. Вы получили рясофор. Это не есть какое-либо повышение, как, например, в миру, когда дают офицерский чин и прочее. Там получивший считает своим долгом гордиться своим повышением. А у нас не так. На монашеском знамени написаны слова: Кто хочет быть большим, да будет всем слуга. Смиряйтесь и смиряйтесь... Теперь вас более будет утешать благодать Божия, но и враг будет озлоблять...» 10 мая Батюшка спросил: – Когда вас постригали в рясофор? – 16 апреля. – Каких святых? – Святых мучениц Ирины, Хионии и Агапии. – Что значат эти имена? – Агапия – любовь, Ирина – мир, Хиония – снежная... – Ну вот это значит, что вы должны иметь, по слову Апостола, мир и святыню со всеми. Кроме сих добродетелей – мира и любви – нельзя очиститься от страстей, то есть убелиться. А Хиония значит снежная. Вот и надо вам очистить свою душу, чтобы она была белоснежная, как сказано в псалме: паче снега убелюся. А дальше что сказано: Слуху моему даси радость и веселие – это есть предвкушение блаженства по мере очищения, а потом уж и возрадуются кости смиренныя. Батюшка благословил отца Николая прочесть сороковую беседу преподобного Макария Египетского : «О том, что все добродетели и все худые дела связаны между собою и, подобно звеньям в цепи, зависят одни от других». Там есть такие слова: «Все добродетели между собою связаны, как звенья в духовной цепи, одна от другой зависят: молитва от любви, любовь от радости, радость от кротости, кротость от смирения, смирение от служения, служение от надежды, надежда от веры, вера от послушания, послушание от простоты... Главное же во всяком добром рачении и верх заслуг – прилежное пребывание в молитве. Ею, испрашивая у Бога, ежедневно можем приобретать и прочие добродетели». Как-то Батюшка неожиданно сказал о. Николаю: – Вас Господь привел сюда. Словно вы для Оптиной, а Оптина – для вас...

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

– Вы, может быть, заметили, что я стал к Вам строже. Время пострижения в рясофор имеет большое значение для монаха. Какое дадите себе направление и настроение в первое время по пострижении, таким оно останется и до конца жизни. Я Вам не один раз говорил и теперь повторяю – отвыкайте от смеха и смехотворства, а то это, не дай Бог , может войти в привычку. Конечно, у Вас от природы такой веселый характер, но надо сдерживать себя и смехотворство совсем оставить. Это я Вам говорю. Вспоминайте смерть, адские муки и Евангельские слова: «Горе Вам, смеющимся ныне», ( Лк.6:25 ) – и смех будет застывать на устах ваших. Вы постригались в рясофор 16 апреля, в день памяти святых мучениц Ирины, Хионии и Агапии. Что значат эти имена? Агапия – любовь, Ирина – мир, Хиония – снежная. Значит, вы должны, по слову Апостола, иметь мир и святыню со всеми. ( Евр.12:14 ) Кроме сих добродетелей, мира и любви, должно очиститься от страстей, то есть убелиться. Хиония – снежная. Вам надо очистить свою душу, чтобы она была белоснежная, как сказано в псалме: «паче снега убелюся». Дальше сказано: «Слуху моему даси радость и веселие». Эти радость и веселие есть предвкушение блаженства по мере очищения. А потом уже: «возрадуются кости смиренныя». Здесь, в псалме, – тонкая последовательность... В июле 1910 года Старец внезапно, во время всенощного бдения, почувствовал себя так плохо, что вышел из храма и, придя в келлию, сразу же лег в постель. На другое утро он настолько был слаб, что не мог даже приподняться в постели без помощи келейников и Николая, который не отходил от него всю ночь. Узнав о болезни Старца, пришли отец Архимандрит, монастырский духовник отец Феодосий и фельдшер отец Пантелеймон. Состояние Старца было тяжелое. Вечером этого же дня, 11 июля, отец Феодосий совершил над Старцем постриг в схиму, а восприемным его отцом от Евангелия был отец Нектарий, скитский иеромонах. Когда готовились к постригу, Старец подозвал к себе Николая и сказал: – Должно быть, придется нам с Вами расстаться. Что я не докончил, пусть совершит благодать Божия...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

Иерей Иоанн Малков огласил приветственное слово председателя Синодального комитета митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла . 27 октября иерей Иоанн Малков сослужил митрополиту Кириллу на Божественной литургии в Храме-памятнике-на-Крови. В богослужении также участвовали секретарь Управления Екатеринбургской епархии иеромонах Кирилл ( Корытко), благочинный Всехсвятского округа храмов Екатеринбурга протоиерей Николай Тарантин, протоиерей Максим Миняйло, духовенство епархии. В алтаре молился архиепископ Медонский Михаил , викарий Западно-Европейской епархии  ( Русская Православная Церковь Заграницей ). В храме молились прихожане, члены епархиальной службы добровольцев при отделе социального служения, члены Союза потомков галлиполийцев. Богослужение совершалось в приделе в честь святых Царственных страстотерпцев, возведенном на месте той комнаты Ипатьевского дома, в которой Царская семья приняла мученическую смерть. За богослужением пел хор братии монастыря Царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма. В завершение богослужения митрополит Кирилл и архиепископ Михаил обратились к собравшимся с архипастырским словом. Пресс-служба Синодального комитета по взаимодействию с казачеством /Патриархия.ru Календарь ← 29 апреля 2024 г. (16 апреля ст.ст.) понедельник Страстная седмица. Великий Понедельник. Мцц. Агапии, Ирины и Хионии (304). Мч. Леонида и мцц. Хариессы, Ники, Галины, Калисы, Нунехии, Василиссы, Феодоры, Ирины и других (258). Сщмч. Константина Жданова пресвитера (1919). Ильинско-Черниговской (1658) и Тамбовской (1692) икон Божией Матери. Литургия Преждеосвященных Даров. Утр. – Мф., 84 зач., XXI, 18–43 . Лит. – Мф., 98 зач., XXIV, 3–35 . В Неделю вечера вход с кадилом. Прокимен дня: «Се ныне благословите Господа...». Окончание вечерни по образцу Недель Четыредесятницы. Отпуст «Грядый Господь на вольную Страсть...». На утрене – «Аллилуиа», тропарь «Се Жених грядет...» трижды, после кафизм Евангелие дня, 50-й псалом, «Спаси, Боже, люди Твоя...». Трипеснец. Светилен «Чертог Твой вижду...». Часы великопостные. На всех часах и изобразительных кондак Триоди. В Понедельник, Вторник и Среду Страстной седмицы на 3, 6 и 9-м часах читается Четвероевангелие.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5292743...

Свв. мучч. Василиссы и Анастасии , учениц апостолов, † в Риме при Нероне. Вас. 240 Сирл. М. Р. (Сирм. 17 апр ). II. Леонида , еп. афинского. 1370. Шиф. и др. (в древнейших по Ле-Кьену 15 марта?) Феодора пресвитера и Павсолипия мечем при Адриане. Неап. Петр. 1370 и др. М. Р. (Павсилипп у нас 8 апр. и Неап. одного св. муч. Феодора. Ев. 1 Феодора 12 апр. Сн. о нем 4 и 5 апр.). III. Преставление В. князя Мстислава Владимировича в 1132 г. в Киеве. Рум. 319 и др. †. IV. Муч. Никодима (в дружине Леонида 16 апр.). Нан. 2. Антон. Св. муч. Севастьяна . Типогр. ап. 14 в. 24. V. Муч. Крискента . Екл. Мст. Шиф. и многие. М. 12 в. В греч. Минее печ. служба с каноном Иосифа (13 апр.). 1000 мучч . в Персиде. 1370 (14 апр.). Мучч. Ирины, Агапии и Хионии . 2. Клар. Маз. (16 апр.). Леонида муч. и дружины его. Иер. Кал. Екл. и др. (16 апр.) Иакова пресвитера и Азы Диакона. Тур. II. В УКр. преп. Иакова неверно (10 апр.). Пр. Георгия в Малее. МКр. М. 11 и 12 в. (4 апр.) Муч. Фоманды . 54 и 382 (апр. 13). Св. Акакия . Муз. 13 (апр. 17). Св. Кириака . Син. 1 (28 окт. патр. иерус.). Пр. Авксентия . Екл. (14 фев.). Зосимы и Савватия соловецких. 1621 (17 апр.). 16 I. Свв. мучч. Агапии, Хионии и Ирины из Иллирии в 304 г. Кал. Флор. 1. Коал. 2. Хил. М. 11 и 12 в. МКр. Канон Иосифа, у Алляция другой в Богородичных Георгия. Служба. (Охр. I марта. Екл. 1 апр. Вас. 240. Акад. Копт. 1425. М. Р. 3 апр. Хлуд. 35 апр. 5. Син. 1 апр. С. Нан. Ирины и Хионии 7 апр. Маз. 2 апр. 15. Ап. 340 одной Ирины апр. 16. Вас. втор. 230. 319 всех дек. 22. Иерон. Б. Р. В. Агапии и Хионии 1 апр. мР. А. У. 3 апр. Б. Р. В. А. У. Ирины 5 апр. Иерон. Р. всех троих 5 апр. Н. всех З апр. Ирина † 1 апр., сестры двумя днями ранее). Св. муч. Леонида и с ним Хариессы, Ники, Галины, Калиды, Нунехии, Василиссы и Феодоры в Коринфе в 251 г. Неап. Син. 1. Вас. Петр. 240. Мст. и др. В Пс. 325 . Хлуд. 35. Белоз. 516 одной Феодоры (Иер. Кал. Нан. и др. 15 апр. Белоз. 516. апр. 13. Муз. 13 апр. 14. В М. Феоктистовой 19 апр. с каноном Иосифа. сн. 10 марта).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИРИНА АКВИЛЕЙСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Мученичество свв. Агапии, Ирины и Хионии Ирина Аквилейская (+ 304 ), мученица Память 16 апреля Родная сестра мучениц Агапии (см.) и Хионии . На другой день после казни Агапии и Хионии, Сисиний приказал привести на суд святую Ирину. Он пугал ее участью старших сестер и уговаривал отречься от Христа, а потом стал угрожать отдать ее на поругание в блудилище. Но святая мученица отвечала: " Пусть мое тело будет отдано на насильственное поругание, но душа моя не осквернится отречением от Христа " . Когда воины Сисиния повели святую Ирину в блудилище, их нагнали два светлых воина и сказали: " Ваш господин Сисиний повелевает вам привести девицу на высокую гору и оставить там, а затем придти к нему и доложить о выполнении приказа " . Воины так и поступили. Когда они доложили об этом Сисинию, тот пришел в ярость, так как не давал такого распоряжения. Светлые воины были Ангелы Божии, спасшие святую мученицу от поругания. Сисиний с отрядом воинов направился к горе и увидел на ее вершине святую Ирину. Долго искал он дорогу к вершине, но так и не смог найти. Тогда один из воинов ранил святую Ирину стрелой из лука. Возблагодарив Господа, она легла на землю и предала дух свой Богу за день до Святой Пасхи (+ 304 ). Великомученица Анастасия узнала о кончине святых сестер и с честью погребла их тела. Использованные материалы Редакция текста от: 27.05.2015 21:13:11 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/10219.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @12160@ Подпись к иллюстрации: Мученичество свв. Агапии, Ирины и Хионии Размер файла: 114.07 Кб Кто разместил: д. Александр Васильев Дата размещения 26.05.2015 22:39:28 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/12160.html

Литургия Великой Субботы, конечно, запоминается торжественными входами, малым и великим, вокруг Плащаницы свидетельством реальности происходящего здесь и сейчас. Еще памятны многочисленные (всего их 15) чтения паремий живые образы Божиих побед, совершившихся схождением к смерти и воскресением к жизни 5 . Апостол дня свидетельствует о соединении со Христом крестившихся приобщением Его смерти и воскресению. По окончании апостольского чтения по пении «Воскресни, Боже, суди земли» переоблачение храма и священнослужителей «в светлейший чин». Князь мира судом Христовым изгоняется вон, а мы узнаем из Святого Евангелия, как бы первые и как бы в первый раз о воскресении, о вечной жизни, открывшейся миру Великой Жертвой. В благоговейном трепете слушаем песнь Величайшего Дня в году: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь верным…» Причащаемся священной Снеди Тела Преломленного и Крови Излиянной за жизнь мира… И в Субботу умолкаем по заповеди… Примечания: 1  Эти слова из письма детям заключенной в тюрьме исповедницы Хионии Архангельской (см. книгу игумена Дамаскина (Орловского) о новомучениках Российских, том 5). 2 В. Н. Ильин так толкует поступок кающейся женщины: «Грешница покрывает лобзанием те ноги, которые будут пронзены гвоздями, жестокими и беспощадными, как ее грехи. Прощает Тот, Кто острие вечных последствий греха, готовых пасть на виновного, заслоняет Своим собственным безгрешным и не знающим скверны телом. Чистоту Свою отдает грешнику, а взамен берет его страдания. Вот что значит текст пророка: «наказание мира нашего на Нем, и ранами Его мы исцелились» ( Ис.53:5 )». 3 Пророческий дар, не отошедший от Ветхозаветной Церкви до того, как разодралась завеса храма, проявится и при Распятии, когда священники будут в злобе кричать (как свидетельство и молитву Яхве): «Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему» ( Мф.27:43 ). По этим словам (!) и совершится воскресение Христово.

http://azbyka.ru/strastnaya-sedmica-shap...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА [греч. Χιονα - снежная], [греч. Ερνη - мир] († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек.- со святыми Анастасией и Хрисогоном ; зап. 1 или 5 апр., 25 дек.). Память Солунских мучениц А. и Хионии встречается уже в древнейшем вост. Месяцеслове - Сирийском (411/12). Древнейший вариант жития, восходящий к протоколам допросов мучениц, сохранился лишь в Cod. Vat. Gr. 1660 (916). А., Хиония, Ирина и три др. благочестивые женщины (среди них вдова по имени Евтихия) родом из Фессалоники, а также христианин Агафон были схвачены в горах около своего родного города, где они пытались скрыться от преследований (видимо, после 1-го эдикта Диоклетиана от 23 февр. 303 г., а затем вторично после 4-го (зима 304), принуждавшего к принесению жертв под страхом смерти), и были приведены на суд к рим. правителю. Кроме того, в их домах были произведены обыски и изъяты христ. книги, хранение к-рых было также строго запрещено. Отказавшись от вкушения идоложертвенной пищи, вначале перед местным чиновником Кассандром, а затем и перед главой рим. администрации в Фессалонике Дулкитием, они были подвергнуты разным видам наказаний. А. и Хиония были в первый же день преданы огню, а более молодые христиане были заключены в тюрьму с целью дать им возможность одуматься. После следующего допроса Дулкитий приказал отвести Ирину в публичный дом, однако там никто не дерзнул прикоснуться к ней. Тогда и она была осуждена на сожжение (по др. версии, на отсечение головы); о судьбе остальных осужденных житие не сообщает. Мученицы Агапия и Хиония. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) Мученицы Агапия и Хиония. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) История А., Хионии и Ирины (подобно мученичеству святых Феодоты и Еводия ) была впосл. включена в житие св. Анастасии Узорешительницы , и действие перенесено в Аквилею . Изменяется и сам сюжет: девы обитают у благочестивого старца Зоила. После его смерти и первого допроса Диоклетиан передает мучениц Дулкитию, к-рый вначале слепнет, а потом становится всеобщим посмешищем при попытке публично снять с них одежды. Дело мучениц передается Сиссинию, он выносит приговор А. и Хионии, а за Ириной, после ее чудесного спасения в публичном доме, гонится, но не может поймать, и она умирает на горе, пораженная стрелой воина. В связи с дальнейшим сосуществованием обеих традиций А., Хиония и Ирина почитались то как Солунские, то как Иллирийские мученицы.

http://pravenc.ru/text/63172.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010