2 . Преподобнаго Тита чудотворца. 3 . Преподобнаго Никиты, игумена Мидикийскаго, исповедника. 4 . Преподобных Иосифа Песнописца и Георгия, иже в Малеи. 5 . Святых мученик Феодула и Агафопода и иже с ними. 6 . Ижс во святых отца нашего Евтихия, патриарха Константиняграда. Преставление иже во святых отца нашего Мефодия, учителя Словенскаго. 7 . Преподобнаго Георгия, исповедника, епископа Митилинскаго. Преподобнаго Даниила Переяславскаго. 8 . Святых апостол Иродиона, Агава, Руфа и иже с ними. Преподобнаго Нифонта, епископа Новгородскаго, чудотворца Печерскаго. 9 . Святаго мученика Евпсихия. 10 . Святых мученик Терентия, Помпия и иже с ними. 11 . Святаго священномученика Антипы, епископа Пергама Асийскаго. 12 . Преподобнаго Василия, исповедника, епископа Парийскаго. 13 . Святаго священномученика Артемона и иже с ним. 14 . Иже во святых отца нашего Мартина, исповсдника, папы Римскаго. Святых мученик Антония, Иоанна и Евстафия, Виленских и Литовских. 15 . Святых апостолов Аристарха, Пуда и Трофима. 16 . Святых мучениц дев Агапии, Ирины и Хионии. 17 . Преподобнаго Симеона, иже в Персиде. Преподобнаго Акакия, епископа Мелитинскаго. Преподобнаго Зосимы, игумена Соловецкаго. 18 . Преподобнаго Иоанна, ученика святаго Григория Декаполита . 19 . Преподобнаго Иоанна Ветхопещерника. 20 . Преподобнаго Феодора Трихины. Преподобнаго Александра Ошевенскаго. 21 . Святаго священномученика Ианнуария и иже с ним. Святаго священномученика Феодора, иже в Пергии. 22 . Преподобнаго Феодора Сикеота. И пренесение мощей благовернаго великаго князя Всеволода, нареченнаго во святом крещении Гавриила. 23. Святаго славнаго великомученика, Победоносца и чудотворца Георгия . Святыя мученицы царицы Александры. 24 . Святаго мученика Саввы Стратилата. Преподобнаго Саввы Печерскаго. 25. Святаго апостола и евангелиста Марка. 26 . Святаго священномученика Василия, епископа Амасийскаго. Иже во святых отца нашего Стефана, епископа Пермскаго . 27 . Святаго апостола и священномученика Симеона, сродника Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

    Все почти означенные прибавления за мартовское полугодие находятся уже в издании 1662 года, за исключением немногих не внесенных еще памятей без сказаний, наприм. 1 мар. свв. мучч. Маркелла и Антония, и следующих сказаний: 26 июня о явлении иконы Тихвинской Божией Матери, июля 3 о пренесении мощей св. Филиппа, митрополита московского, 10 июля о пр. о. н. Антонии печерском, 19 июля слова Иоанна Златоустого о милостыне, авг. 28 о пр. Савве крыпецком. При сравнении пролога издания 1677 года с прологом 1689 года оказывается вновь внесенною в издание 1689 года только память и сказание 10 июля об Антонии печерском.     IV. В последующих изданиях сделаны перенесения памятей на другие дни или исключения таких памятей, которые находятся в предшествовавших им изданиях; так в прологе 1642 года, нет уже следующих памятей и сказаний, которые находятся в издании 1641 года: 18 дек. Капитона, еп. корсунского (7 мар.), дек. 22 св. жен Ирины, Агапии и Хионии (16 апр.), отверзения и просвещения Божественной церкви с одними стихословиями (совсем оставлены), янв. 4 св. Ферапонта сардийского (27 мая), янв. 5 св. прор. Михея (неверно исключен, ибо 14 авг. другой пр. Михей), 15 янв. Космы маюмского (он с тем же сказанием повторен 12 окт.), 16 янв. муч. Пансофия (он есть и 15 янв. в 1 же издании), 17 янв. Феодота, еп. кипрского (2 мар.) и пр. Иулиана (18 окт.), 18 янв. муч. Феодулии (повторена 5 февр.), 4 февр. в 1 издании два сказания сряду об Авраамии, сперва еп. арвильском, а потом перском якобы различных; в следующих изданиях оставлено только первое, февр. 8 память и сказание о Марфе и Марии (есть они и 6 февр.), 8 февр. пр. Романа киликианина (27 нояб.), 13 февр. Акилы и Прискиллы, 20 февр. пр. Виссариона (6 июня), 25 февр. Ипатия, еп. гангрского (31 мар.), 21 февр. исключена нравственная повесть об Иоанне Колове. При сравнении пролога 1689 года с изд. 1643 за мартовское полугодие не оказывается в прологе 1689 года 23 авг. сказание о св. Иринее лионском, 31 авг. сказание о перенесении пояса Богородицы из Зилы в Царьград (в изд. 1689 г. оно только 12 апр.), 31 мар. слова (в нравоучительной части) о милостыни и рабех Иоанна Златоустого, 4 апр. о Илии пустыннике. При сравнении пролога 1662 года за июньскую четверть с прологом 1689 года не оказалось в последнем 3 июля памяти и сказания о Никодиме кожеезерском, (вероятно, он и внесен был только в одном издании 1662 г.), 30 июля св. муч. Иулитты без сказания, 23 авг. Иринея лионского со сказанием.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Св. игуменья Афанасия († 860 г.) завещала пред смертью кормить нищих в память ее 40 дней. Когда же сестры не исполнили ее завещания, то она в сопровождении двух ангелов явилась некоторым из них и сказала: «для чего преступили вы заповедь мою? да будет всем известно, что творимые до 40 дней за душу умершего милостыня и питания алчущих умилостивляют Бога. Если грешны души усопших, то через сие приемлют от Господа отпущение грехов; если праведны, благотворительность за них служит ко спасению благотворителям». Отсюда ясно, насколько древний обычай поминовения усопших молитвой и благотворениями в течение так наз. сорокоуста, что наши сектанты легкомысленно называют выдумкой духовенства. 13. Свм. Артемона, пресв. лаодикийского; м. Крискента и Кирополита; мц. Фомаиды. 14. Св. Мартина исповедника, папы римского, мчч. Антония, Иоанна и Евстафия, муч. Ардалиона, 1000 муч. и Азата скопца. Виленские муч. Антоний, Иоанн и Евстафий служили при дворе Литовского князя Ольгерда. Сделавшись христианами, они, вопреки языческому обычаю, не стали стричь волос на бороде и на голове. Узнав по этому признаку, что они – христиане, Ольгерд хотел принудить их к отречению от Христа и велел им остричь волосы на голове и бороде: но мученики не согласились на это и «тако пострадаша» (в 1347 г.), очевидно, не за бороду, как думают раскольники, а за Христа. Правда, в стихирах все они восхваляются, как пострадавшие за бороду, но у Евстафия не было еще (по молодости) и бороды, как это видно из изображения на его иконе. 15. Св. апп. (от 70-ти): Аристарха. Пуда и Трофима: муч. Саввы готфск.; мц. Василиссы и Анастасии; вел. кн. Мстислава Феодора; м: Сухия и 6 месукевийцев (груз. ц.). 16. Мч. Агапии, Хионии, Ирины; мч. Леонида и с ним: Хариессы, Ники, Галины, Калисы, Нунехии, Василиссы, Феодоры, Ирины, п. княг. Феодоры–Вассы; ик. Б. М. Ильинской-Черниговской и Тамбовской. 17. Свм. Симеона, еп. персидск.; мч. Авделая, Алании, Усфазана, Фусика, Азата; мц. Аскитреи; п. Акакия, еп. мелит., Агапита, папы рим. мч. Адриана; пр. Зосимы солов.; обр. мощ. преп. Александра свирск.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Участники заседания обсудили такие темы, как соотношение христианских ценностей и прав человека, пути выхода из мирового этического кризиса, возможности христианства в противостоянии вызовам сегодняшнего дня, теракты в Париже, ценности русского мира. Об основополагающих принципах Евросоюза рассказал Вигаудас Ушацкас, подчеркнувший, что «в основе европейских ценностей лежит христианство». Высокопоставленный дипломат напомнил, что «с начала 90-х годов Европейская Комиссия развивает диалог, который является уникальным, когда политические институты обращаются к религиозным сообществам и сообществам по убеждениям, чтобы услышать и учитывать их мнение в процессе принятия решений, что является важным в рамках компетенции институтов Европейского Союза». Иеромонах Иоанн (Копейкин) выразил мнение, что в настоящее время религиозные ценности становятся фактором, предметом интерпретаций и манипуляций. Но в год 1000-летия святого равноапостольного великого князя Владимира в России к Церкви обращено особое внимание. «Мы знаем, что у нас своя особая цивилизация, знаем, что она — часть европейской цивилизации, но, наверное, не все высказано и досказано. Мы себя хотим понять. И, захотев себя понять, Россия обращается сейчас к Церкви, как к хранительнице традиционных ценностей», — считает проректор ОЦАД. Мигель Паласио отметил, что Общецерковная аспирантура и докторантура является пространством диалога, где представители разных точек зрения имеют возможность встречаться и вести диалог по актуальным вопросам современности, волнующим христиан. Ряд участников встречи выразили надежду на то, что состоявшийся круглый стол примет формат постоянно действующей экспертной площадки, на которой будет проводиться обсуждение места и значения христианских ориентиров в развитии мирового сообщества. Общецерковная аспирантура /Патриархия.ru Календарь ← 29 апреля 2024 г. (16 апреля ст.ст.) понедельник Страстная седмица. Великий Понедельник. Мцц. Агапии, Ирины и Хионии (304). Мч. Леонида и мцц. Хариессы, Ники, Галины, Калисы, Нунехии, Василиссы, Феодоры, Ирины и других (258).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3963263...

В 14-й день. Святых новоявленных мученик Круглеца, Нежила, Кумца, во св. крещении нареченных: Антония, Иоанна и Евстафия, пострадавших в Литовской земли в Вильне за православную веру христианскую, 450–456 об. Нач. «Сии беша от града Литовского Вильны, огню и ти служаще.» В 16-й день. Мучение свв. Хионии, Ирины и Агапии, мучившихся в Фессалоникии, л. 458–465 об. Нач. «По пришествии и явлении Господа нашего Иисуса Христа. Елико боле благодети первых, толико больши победа святых.» В той же день Препод. Филимона отшельника, слово полезно зело, л. 466–476. Нач. «Глаголаху о отци Филимоне отшельнице, яко вселися в некую пещеру». Слово св. Филимона о трезвении умном, л. 476–480. Нач. «Рече снятый Филимон, яко прииде ко мне некогда некий старец и вопрошен быв от мене». Слово о терпении св. Филимона, л. 480–482. Нач. «Поведа нам ученик отца Филимона, яко седящу ми некогда близ того». Слово о трезвении св. Филимона, л. 482–488 об. Нач. «Поведа нам брат о святем Филимоне, яко к инем его добродетелем». Поучение св. Филимона, (о хранении сердца и о любви к Богу), л. 488–491. Нач. «Рече святый Филимон: подобает убо прикоснувшемуся ревностному житию». В 17-й день. Житие св. Акакия, бывшего Митрополита в Мелетии, л. 492–515. Нач. «Сего убо Мелетийский град воскорми и великий некако возрасти по роду». Память Преп. Зосимы игумена бывша Соловецкого монастыря, л. 516–523 об. Нач. «Сей Зосима бяше от села великого зовомого езера Онега, области великого Новограда». В 18-й день. Прел. Афанасии чудотворицы, л. 521–527. Нач. «Сия присновоспоминаемая, иже и бессмертию тезоименитая». В 20-й день. Житие Преп. Александра новопросиявшего в Каргопольской стране, сведено вкратце, л. 528–558 об. Нач. «Бысть муж стер северныя страны, от области Белоезерския». В 21-й день. Память св. великомученика Феодора в Пергии Памфилийстей, л. 551 – 559 об. Нач. «В царство Антониново обладающу Феодору Пергиею Памфилийскою». В 22-й день. Житие вкратце и мало от чудес Преп. Феодора Сикеота л. 560–607 об. Нач. «Преподобный отец наш Феодор родися во время Иустиниана царя в Галатстей стране».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Стихиры, глас 8. Подобен: Что вы наречем: Канон, глас 8. 15. Святых апостол, Аристарха, Пуда и Трофима. Аллилуиа. Стихиры, глас 1. Подобен: Всехвальнии мученицы: Канон, глас 6. По 3-й песни, седален, глас 1. По 6-й песни, Кондак, глас 4. Подобен: Явился еси: Явися апостольский честный сей праздник, просвещая нас, и греховную мглу прогоняя, зовущим: явися свет, и прииде избавление. 16. Святых мучениц, Агапии, Ирины и Хионии. Аллилуиа. Стихиры, глас 4. Подобен: Яко добля: Канон, глас 8. По 3-й песни, седален, глас 8. По 6-й песни, Кондак, глас 4: Крепко душу Ирино ополчила еси верою, яве лукаваго посрамивши, и ко Христу привела еси тьмы людей множества блаженная: и порфиру от кровей носящи, со ангелы ныне веселишися. 17. Преподобнаго отца нашего Симеона Персидскаго: И преподобнаго Акакиа, епископа Мелитинскаго. Стихиры Симеона, глас 4. Подобен: Дал еси знамение: и Акакиа, глас 8. Подобен: О преславнаго чудесе! Канон Симеона, глас 5: и Акакиа, глас 8. По 3-й песни, седален Симеона, глас 1. Слава, Акакиа, глас 3. Преподобнаго отца нашего Зосимы Соловецкаго. Совершается собор его во обители его, и идеже храм его. Тропарь, глас 4: Изволением божественнаго разума вселился еси в пустыню, и тамо вперив ум твой в небесныя обители, равно ангелом житие на земли пожив, в молитвах и трудех и пощениих, образ был еси твоим учеником. Отонудуже Бог видя твое благое изволение, умножи тебе чада в пустыни, слез твоих теченьми напаяемей: но яко имея дерзновение к Богу, поминай стадо, еже собрал еси мудре, и не забуди якоже обещался еси, посещая чад твоих, Зосимо преподобне отче наш. Кондак, глас 8: Христовою любовию уязвився преподобне, и того крест славный на рамо взем понесл еси, божественне вооружився, и непрестанныя молитвы яко копие в руце имый, крепко ссекл еси бесовская ополчения. тем зовем ти: радуйся преподобне отче Зосимо, монахов удобрение. 18. Преподобнаго отца нашего Иоанна, ученика святаго Григориа Декаполита . Аллилуиа. Стихиры, глас 8. Подобен: О преславнаго чудесе! На утрени, канон, глас 8. По 3-й песни седален, глас 1. По 6-й песни,

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сотрудница аппарата Издательского Совета кандидат филологических наук В.А. Курицина перечислила возможности, которые открывает появление таких факсимильных изданий для просветительской, научной деятельности, обучения школьников и студентов. Все присутствующие имели возможность задать интересующиеся их вопросы, а также ознакомиться с факсимильным воспроизведением рукописи А.П. Чехова. На следующий день, 17 сентября, в рамках проекта была проведена лекция для педагогов и старшеклассников школ г. Балабаново Калужской области. Во встрече приняла участие председатель Комиссии религиозного образования и катехизации Калужской митрополии, координатор проекта Т.В. Анохина. Основным лектором, как и накануне, выступила кандидат филологических наук В.А. Курицина. Мероприятие прошло в библиотеке средней общеобразовательной школы 5. Лекция продолжилась совместным просмотром уникального издания рукописи А.П. Чехова и обсуждением наиболее интересных для детей и педагогов вопросов, касающихся жизни и творчества писателя, а также жизненного пути его близких. Издательский Совет /Патриархия.ru Календарь ← 29 апреля 2024 г. (16 апреля ст.ст.) понедельник Страстная седмица. Великий Понедельник. Мцц. Агапии, Ирины и Хионии (304). Мч. Леонида и мцц. Хариессы, Ники, Галины, Калисы, Нунехии, Василиссы, Феодоры, Ирины и других (258). Сщмч. Константина Жданова пресвитера (1919). Ильинско-Черниговской (1658) и Тамбовской (1692) икон Божией Матери. Литургия Преждеосвященных Даров. Утр. – Мф., 84 зач., XXI, 18–43 . Лит. – Мф., 98 зач., XXIV, 3–35 . В Неделю вечера вход с кадилом. Прокимен дня: «Се ныне благословите Господа...». Окончание вечерни по образцу Недель Четыредесятницы. Отпуст «Грядый Господь на вольную Страсть...». На утрене – «Аллилуиа», тропарь «Се Жених грядет...» трижды, после кафизм Евангелие дня, 50-й псалом, «Спаси, Боже, люди Твоя...». Трипеснец. Светилен «Чертог Твой вижду...». Часы великопостные. На всех часах и изобразительных кондак Триоди. В Понедельник, Вторник и Среду Страстной седмицы на 3, 6 и 9-м часах читается Четвероевангелие.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5960700...

В своем выступлении игумен Дионисий (Шленов) рассказал о достижениях коллектива библиотеки Московской духовной академии в освоении платформы OPAC-Global. В настоящее время на этой платформе создан электронный каталог, представлены 4500 оцифрованных изданий, также к электронной библиотеке МДА в тестовом режиме получили доступ библиотеки Белгородской и Рязанской духовных семинарий. Отец Дионисий подчеркнул необходимость объединения усилий библиотек высших духовных школ под началом Учебного комитета и Издательского Совета в создании Электронной библиотечной системы Русской Православной Церкви. Участники круглого стола отметили необходимость решения ряда задач в процессе поступательного движения при создании Электронной библиотечной системы: нужно разработать концепцию системы, определить состав экспертной группы, обучить специалистов каталогизации по стандарту RUSMARC, организовать курсы повышения квалификации библиотекарей духовных школ на площадке Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Также была отмечена важность проведения конференции библиотекарей духовных школ на базе Московской духовной академии. Совещание руководителей библиотек высших духовных учебных заведений ежегодно проводится Издательским Советом в рамках Международных Рождественских образовательных чтений. Издательский Совет /Патриархия.ru Календарь ← 29 апреля 2024 г. (16 апреля ст.ст.) понедельник Страстная седмица. Великий Понедельник. Мцц. Агапии, Ирины и Хионии (304). Мч. Леонида и мцц. Хариессы, Ники, Галины, Калисы, Нунехии, Василиссы, Феодоры, Ирины и других (258). Сщмч. Константина Жданова пресвитера (1919). Ильинско-Черниговской (1658) и Тамбовской (1692) икон Божией Матери. Литургия Преждеосвященных Даров. Утр. – Мф., 84 зач., XXI, 18–43 . Лит. – Мф., 98 зач., XXIV, 3–35 . В Неделю вечера вход с кадилом. Прокимен дня: «Се ныне благословите Господа...». Окончание вечерни по образцу Недель Четыредесятницы. Отпуст «Грядый Господь на вольную Страсть...». На утрене – «Аллилуиа», тропарь «Се Жених грядет...» трижды, после кафизм Евангелие дня, 50-й псалом, «Спаси, Боже, люди Твоя...». Трипеснец. Светилен «Чертог Твой вижду...». Часы великопостные. На всех часах и изобразительных кондак Триоди. В Понедельник, Вторник и Среду Страстной седмицы на 3, 6 и 9-м часах читается Четвероевангелие.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5139260...

7  Святых Перпетуи и Фелицитаты 8  С этого дня и до дня апрельских нон рожденная луна начинает пасхальный месяц, согласно грекам 13  Преставление блаженного Леандра епископа 19  Святой Клодии ; святого Бенедикта (Венедикта) аббата 20  Зачатие святой Девы Марии 24  Святой Те[клы] (Феклы), Селевкия 25  Весеннее равноденствие и первый день [сотворения] мира, в который Господь и зачат, и пострадал 1237 26  Отделение света и тьмы 27  Отделение воды и земли 28  Сотворение светил 29  [Сотворение] рыб и птиц 30  [Сотворение] животных 1238 и человека 31  Почил Господь [от дел Своих] Апрель месяц, дней 30 1  Святых Грегония (?) и трех сестер Агапии, Хионии и Ирины 3 Святой Теодосии (Феодосии) девы 4  Кончина господина Исидора епископа Гиспальского, эра DCLXL (652 г. н.э.) 1239 10  Пост месяца 11        Преставление Флоресинда епископа 12  Святого Виктора, Бракара 13  Святой Евгении, Кордуба 16        Святой Энгратии и 18 мучеников , Цезаравгуста 18       Святого Элевтерия (Елевферия), епископа и мученика 23 Святого Виктора и Короны, и Лонгина 24 Святого Георгия 25 Святого Марка, апостола и евангелиста 26 Святого Тимофея 28  Святого Пруденция епископа и прочих с ним 29  Святой Сальсы 30  Святого Бартоломея (Варфоломея) (Л.2) Май месяц, дней 31 1  Святого Торквата и прочих 2  Святого Феликса, Гиспалнс, и кончина святого апостола Филиппа 3 Обретение Святого Креста, Иерусалим 4 Святого Иуды епископа 5  Святого Трепеса (Требтета) 6 Святого Конкордия 8       Святого Виктора 10 Кончина святого Иова пророка 12  Святого Панкратия мученика 13  Святого Муция 14  Святого Исидора мученика в Александрии 20  Святого Баудилия (Бавдола?) и прочих, Нимас 21  Святого Манция, Эбора 23  Святого Дезидерия епископа 24  Начало лета 25  Здесь начинаются летние праздничные дни, в течение которых не бывает судебных заседаний вплоть до августовских календ 1240 Май месяц, дней 31 9 Пост месяца 13       Святого Кирика и Иулиты 16 Святых Адриана и Натальи, Никомедия 17 Святого Амоса пророка 18  Святых Кириака и Павлы (?) мучеников

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как золото очищается в горниле, так вера и любовь рабов Божиих проверяется в испытаниях и скорбях. Ободренная этими словами, святая Анастасия терпеливо сносила жестокость тюремщиков, которые почти лишили ее пищи, доведя таким образом до полного изнеможения. Вскоре она получила от святого Хрисогона второе письмо, вдохнувшее в нее новые силы. Наставник призывал ее готовиться в любую минуту принять смерть за Христа и быть причтенной к сонму добропобедных мучеников. День ото дня утверждаясь в вере и исполняясь духовной радостью, святая Анастасия стойко держалась три месяца. В это время пришла весть о гибели ее супруга в кораблекрушении по пути в Персию. Вновь обретя свободу, Анастасия поспешила навестить Хрисогона, который благословил ее потратить все состояние на дела милосердия, чтобы отныне посвятить жизнь заботе о томившихся в темницах христианских исповедниках. Император Диоклетиан, пребывавший в то время в Аквилее , повелел предать смерти всех находившихся в римских тюрьмах христиан, а святого Хрисогона, как одного из главных вдохновителей, пожелал судить сам. Святой старец с презрением отверг все посулы властителя, обещавшего осыпать его почестями в награду за покорность его воле. Тогда Хрисогона отвели в безлюдное место и обезглавили, бросив затем тело в близлежащее озеро. Через некоторое время святому подвижнику по имени Зоил, жившему в тех местах, было дано знамение свыше. Следуя ему, он нашел святые мощи и предал их достойному погребению. Зоил был духовным наставником трех молодых сестер, родом из Фессалоники: Агапии, Хионии и Ирины . Позднее святой Зоил мирно почил в Господе. Святая Анастасия день и ночь неустанно заботилась о своих подругах и сподвижницах и обо всех христианских исповедниках. Не было ни одного христианина, который не нашел бы у нее какой-либо помощи, будь то пища, деньги, душевное сострадание или укрепляющие дух слова ободрения и напутствия. Когда же святые мученики оканчивали славный земной путь, она предавала их мощи достойному и благоговейному погребению. Наконец тиран отдал приказ в одну ночь истребить всех христиан, еще остававшихся в темницах, предавая их смерти водой, огнем или мечом.

http://pravoslavie.ru/58558.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010