Руководитель координационного центра по работе с добровольцами и сестрами милосердия отдела по церковной благотворительности и социальному служению  Санкт-Петербургской епархии  иерей Алексий Лебедев поделился опытом социального служения сестер милосердия. В городе на Неве сестринское служение стало возрождаться 26 лет назад: тогда были организованы Крестовоздвиженская и Свято-Троицкая общины. В епархии 19 сестричеств, работают школы сестер милосердия. Служение в больницах несут не только сестры, но и братья милосердия. Об уникальном социально-миссионерском проекте в Мариинском театре рассказала режиссер Алена Поликовская. Речь шла о ежегодных пасхальных концертах, в которых участвуют известные артисты, а также лекциях о духовной музыке, которые читает председатель епархиального совета по культуре иерей Илия Макаров. Церковная составляющая превращает концерты и лекции в род проповеди. Была представлена книга из серии «Азбука милосердия», цель которой — помочь организовать и развить социальное служение на приходах. Создатели методических пособий призывали присылать им фото и видео, рассказывающие о доступной среде в храмах: парковках, информационных стендах, пандусах. Эта информация предназначена для людей с ограниченными возможностями, которые хотят найти дорогу к храму. Экскурсию по храму святых апостолов Петра и Павла при РГПУ провел настоятель протоиерей Димитрий Симонов. Он рассказал об окормлении общины глухих, заботе о бездомных, помощи движению «Вера и свет». В тот же день работала секция «Христианская антропология и православная психология». Конференция продолжится 14 июня в стенах СПбДА и завершится деловой игрой «Диаконическое образование и социальное служение в образовательной среде». Санкт-Петербургская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 29 апреля 2024 г. (16 апреля ст.ст.) понедельник Страстная седмица. Великий Понедельник. Мцц. Агапии, Ирины и Хионии (304). Мч. Леонида и мцц. Хариессы, Ники, Галины, Калисы, Нунехии, Василиссы, Феодоры, Ирины и других (258).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5455905...

Иконы Божия Матери Виленския. 15. Святых апостолов Аристарха, Пуда и Трофима (ок. 67). Мучениц Василиссы и Анастасии (I). Мучеников Месукевийских – Сухия и дружины его: Андрея, Анастасия, Талале, Феодорита, Ивхириона, Иордона, Кондрата, Лукиана, Мимненоса, Нерангиоса, Полиевкта, Иакова, Феки, Дементиана, Виктора, Зосимы (II) (груз.). Мученика Саввы Готфскаго (372). 16. Святых мучениц дев Агапии, Ирины и Хионии (304). Мученика Леонида и мучениц Хариессы, Ники, Галины, Калисы, Нунехии, Василиссы, Феодоры, Ирины и других (258). Икон Божия Матери: Ильинско-Черниговския (1658) и Тамбовския (1692). 17. Священномученика Симеона, епископа Персидскаго, и с ним мучеников Авделая и Анании пресвитеров, Хусдазата (Усфазана) евнуха, Фусика, Азата, мученицы Аскитреи и иных многих (344). Преподобнаго Акакия, епископа Мелитинскаго (ок. 433). Преподобнаго Зосимы, игумена Соловецкаго (1478). Преподобнаго Александра Свирскаго (обретение мощей, 1641). Мученика Адриана (251). Святителя Агапита, папы Римскаго (536). 18. Преподобнаго Иоанна, ученика святителя Григория Декаполита (IX). Мучеников Виктора, Зотика, Зинона, Акиндина и Севериана (303). Святителя Космы исповедника, епископа Халкидонскаго, и преподобнаго Авксентия (815–820). Мученика Иоанна Новаго из Янины (1526). Иконы Божия Матери Максимовския (1299). 19. Преподобнаго Иоанна Ветхопещерника (VIII). Мучеников Феоны, Христофора и Антонина (303). Священномученика Пафнутия, иерея Иерусалимскаго. Святителя Георгия исповедника, епископа Антиохии Писидийския (IX). Святителя Трифона, патриарха Константинопольскаго (933). Преподобнаго Никифора игумена. 20. Преподобнаго Феодора Трихины (IV–IX). Преподобнаго Александра Ошевенскаго (1479). Мученика младенца Гавриила Белостокскаго (1690). Святителей Григория (593) и Анастасия Синаита (599), патриархов Антиохийских. Преподобнаго Анастасия, игумена Синайския горы (695). Преподобнаго Иосафа Метеорскаго (XVI). Иконы Божия Матери Кипрския (392). 21. Священномученика Ианнуария и с ним мучеников Прокула, Соссия и Фавста диаконов, Дисидерия чтеца, Евтихия и Акутиона (ок. 305). Мученика Феодора, иже в Пергии, матери его Филиппин, Диоскора, Сократа и Дионисия (II).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

128 Такова была, например, св. мученица Пелагия, ученица священномученика Лукиана, пресвитера Антиохийского, пятнадцати лет († 303 г.; память ее 8 октября). Другие святые отцы тоже восхваляют ее: у св. Иоанна Златоуста есть о ней два слова; блаж. Августин считает ее мученицей (О граде Божьем, I, 16). Ср.: Сергий, архиеп. Полный месяцеслов Востока. Т. 2. Владимир, 1901. С. 418–419. Заметки, под 8 октября. 129 См.: Augar Fr. Die Frau im romischen Christenprozess. Ein Beitrag zur verfolgunsgeschichte der christlichen Kirche im romischen Staat. Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Litteratur. Herausgeg. von O. v. Gebhardt und A. Harnack. Bd. XIII. Heft 4. Leipzig, 1905. Geffcken J. Die christlichen Martyrien/Hermes. Zeitschrift fur klassische Philologie. Berlin, 1910. Bd. 45. S. 505. 130 Чтобы убедиться в этом, достаточно пробежать несколько первых попавшихся житий, например, Агапии, Хионии и других. См. дальше. 132 Но истинный характер подобных поступков для всех, конечно, был ясен, а для христиан в особенности, и они открыто обличали своих судей как притворщиков, хорошо знающих, что стоит такой приговор для христианки; не скрывали и того, что, действительно, он ужаснее самой смертной казни. «Недавно, присудив одну христианку лучше отвести в дом разврата (ad lenonem), чем предать в когти льва (ad leonem), – говорит Тертуллиан, – вы сами сознались, что потеря целомудрия для нас величайшая казнь, страшнее самой смерти» (Творения. Ч. 1. СПб., 1861. С. 104. Апология, 50). «Недавно», т. е. незадолго до 197 г., когда писал Тертуллиан ; «ad lenonem» означает буквально «к своднику», содержателю блудилища, a «ad leonem» – «ко льву» – нельзя не заметить игры слов. Ср.: св. Амвросий Медиоланский . Творения по вопросу о девстве... С. 39. 136 De mortalitate, 15. Киприан хочет показать разницу: иногда святых мучениц подвергали простому, т. е. единичному изнасилованию (например, чиновник кому-либо из солдат отдавал подсудимую или сам оставлял за собою это право, см. историю с игемоном Дулкитием, прим. 54), а иногда приговаривали к длительному заключению в непотребном доме. Русские переводчики житий и творений святых отцов, имеющие привычку «приспособлять» их к пониманию публики, к «духу» и «толкам» времени и употреблять – чтобы не попортить ее нравственности и уважения к нашим святым – все меры, чтобы не прокралось какое-либо «блазнительное» слово и дело или славное «неперевариваемое» людьми XX века чудо, – конечно, и здесь, по обыкновению, не удержались, чтобы не лишить святых мучениц заслуженной похвалы ( 1Кор. 9, 15 ), и выпустили то, победой над чем гордились они сами и их духовный отец и архипастырь священномученик Киприан.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

И потому, как ни велики были старания сильных земли совратить с пути истины эти три смиренные души, не успевшие окрепнуть житейским опытом, но одной искры Божественной истины, затеплившейся в душе их, было достаточно, чтобы испепелить человеческую неправду и вместе с тем одержать победу над смертью... Скоро и земная их участь была решена: люди произнесли им смертный приговор... Узнав, что они обречены на сожжение, христианки воскликнули: «благодарим Тебя, Господи Иисусе Христе, что привёл нас быть исповедницами имени Твоего!» Агапию и Хионию бросили в огненную печь, и они с молитвой предали Богу свои души. Анастасия Узорешительница, посвятившая себя на служение христианским узникам и заботе о погребении останков мучеников, приняла тела Агапии и Хионии, оставшиеся неповреждёнными, и тайно похоронила их. На следующий день один из верховных судей – Сисиний, призвав младшую из сестёр – Ирину, угрожал ей позором и мучениями, но она с твёрдостью отвечала ему: «на что душа не соизволяет, того Богом не поставляется в грех ! Не осквернились святые и прежде страдавшие за Христа, которым мучители насильно вливали в уста кровь идольских жертв... Я не забочусь о том, что вы сотворите над телом моим: осквернению ли, ранам или огню предадите его, я готова вытерпеть все за имя Бога моего!» Ирину вывели за город. Один из воинов Сисиния пронзил её стрелой. Умирая, она радостно воскликнула: «иду к блаженным сёстрам моим!» Это было в Великую пятницу и, когда наступила ночь, то св. Анастасия послала слуг своих взять святое тело мученицы и похоронила его с телами святых сестёр её. Св. Новомученика Михаила Вурлиота Восемнадцатилетний юноша Михаил, простолюдин (медник по ремеслу), может служить блистательным примером искренности, глубины и действительности покаяния. Встретившись с одним магометанином, он по неопытности поддался его влиянию и был доведён до того, что отрёкся от христианства. Это случилось в начале Великого поста, и в первое время после своего отречения, находясь в услужении своего совратителя, стало быть, продолжая быть под его влиянием, несчастный юноша не сознавал всей бездны своего падения, не сознавал своей неизмеримой утраты... Но вот наступила светлая Пасха Господня, великий христианский праздник, – и любовь ко Христу проснулась в сердце воспитавшегося в христианской вере... Привычным стремлением повлекло его в родной храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

187) Опоковый памятник без креста с надписью на западной стороне: „под сим камнем покоятся тела Екатерины Николаевны Сырьянской, урожденной Лазаревой, скончавшейся 1832 года, марта 16 дня, в 6 час. утра; жития её было 18 лет, 4 месяца и 17 дней; на южной: „в супружестве была 1 год, 1 месяц и 27 дней и сына её младенца Алексея 16-ти дневного, скончавшегося 2 апреля того же года». На северной: „Слезящий здесь супруг и неутешная мать под камнем гробным сокрыли прах телесный двух ангелов земных, которых смерть, как там во мрак гробный погрузив, ввела в чертог небесный». 188) Новый крест без надписи. 189) Окруженный деревянною оградой крест с надписью: „под сим крестом погребено тело монахини Феогнии; жития её было от роду 70 лет; скончалась 1871 года августа 26 дня; в монастыре прожила 50 лет». 190) Крест со стертой надписью. 191) Крест с надписью: „Под сим крестом покоятся тела Казанского Девичьего Монастыря: инокини Агапии, скончавшейся 1869 года 24 сентября; жития её было в обители 30 лет, от рождения 65 лет и послушницы Хионии, жития её было в обители 22 года, от рождения 43 года». 192) Ветхий крест с надписью: „Под сим крестом покоится тело Казанского Богородицкого монастыря рясофорной послушницы Екатерины Васильевны, скончавшейся 1869 года». 193) Крест с надписью: „1869 года скончалась инокиня Татьяна Ивановна 24 числа 12 1 / 2 часов-73 лет, живши в монастыре 40 лет». 194) Крест с надписью: „Под сим крестом покоится тело рабы Божией инокини Пераскевы, от рождения её было 67 лет, скончалась декабря 22 числа 1870 года». 195) Крест с надписью: „Под сим крестом покоится прах Казанского Богородицкого девичьего монастыря монахини Асенефы, скончавшейся июля 14 числа 1869 года, от рождения ей было 70 лет. Помяни её, Господи, во Царствии Твоем». 196) Крест с надписью: „Под сим крестом покоится прах послушниц Казанского монастыря Александры, от рождения 34 г., в обители 4 г., скончалась августа 7 числа 1869 года и Ксении-от рождения 19 лет, скончалась того-же года и месяца».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Святой Аристарх, о котором упоминается в книге Деяний Апостольских (Деян.19:29) и в посланиях святого апостола Павла к Колоссянам (Кол.19:29) и к Филимону (Фил.1:24), был епископом в сирийском городе Апамее [ 2 ]. Святой Пуд, о коем говорит апостол Павел во втором послании к Тимофею «Приветствуют тебя Еввул и Пуд» (2 Тим.4:21), был членом римского сената [ 3 ]. Будучи благочестивым и добродетельным человеком, он принимал в доме своем святых апостолов, Петра и Павла; у него также собирались и другие верующие для молитвы, так что его дом впоследствии обратился в церковь, получившую наименование «Пастырской». Предание говорит, что в этой церкви священнодействовал сам апостол Петр. Святой Трофим, о коем упоминает книга Деяний Апостольских (Деян.20:4) и апостол Павел в том же втором послании к Тимофею в таких словах: «Трофима же я оставил больного в Милите» (2 Тим.4:20), вместе с апостолом Пудом и Аристархом сострадал с апостолом Павлом при всех бывших на него гонениях. Все упомянутые три апостола скончались в Риме вместе с апостолом Павлом [ 4 ], будучи усечены мечем по повелению императора Нерона [ 5 ]. Память святых мучениц Василиссы и Анастасии Просвещенные верою христианскою святыми апостолами Петром и Павлом, святые Василисса и Анастасия посвятили себя на служение Господу, погребая тела святых мучеников, умерщвляемых за Христа. Когда императору Нерону [ 1 ] было донесено о них, то, по повелению его, они были взяты воинами и заключены в темницу. После того они приняли многие мучения за Христа: их били без милосердия, строгали железом, опаляли свечами, но они оставались твердыми и непреклонными в вере христианской. Наконец, им усечены были главы [ 2 ], после чего они отошли ко Господу, чтобы предстать пред Ним на небесах в сонме прочих святых мучеников и мучениц. Память 16 апреля Страдание святых мучениц Агапии, Хионии и Ирины Когда император Диоклитиан [ 1 ] находился в итальянском городе Аквилее [ 2 ], ему было возвещено из Рима, что все римские темницы переполнены христианами, которые хотя и предаются многоразличным мучениям, однако не отрекаются от своего Христа. Они все имеют учителем Хрисогона и слушают его, твердо держась его учения. В ответ на это известие Диоклитиан повелел предать смерти всех христиан, кроме одного Хрисогона, которого велел привести к себе на мучение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

область в Малой Азии. это написано Асхолием, епископом солунским и Сараном, военачальником Скифии, родом каппадокиянином, около 374 г. по поводу отправления мощей святого мученика Саввы из Готфии в Каппадокию. Предстоятелем церкви каппадокийской в это время был святой Василий Великий, который, получив святые мощи и послание, благодарил за них отправителей письмами, дошедшими до нас в его творениях. Муссова находилась во Валахии. святого мученика последовала в 372 г. Валентиниан царствовал с 364 по 375 г., а брат его Валент с 364 по 378 г. проконсул, правитель более или менее обширной государственной области (провинции). Дмитрий Ростовский в послесловии к житию св. Саввы замечает, что память этого мученика приличнее было бы совершать именно 12 апреля, но так как в прологе она положена под 15-м числом, то под ним же он поместил в Минеи-Четьи и повествование о страдании св. Саввы. Память святых апостолов Аристарха, Пуда и Трофима Аристарх, Пуд и Трофим — апостолы из числа 70-ти. находилась на юго-западе Сирии и была расположена на берегу реки Оронта. в Риме — высшее правительственное учреждение, ведавшее все государственные дела. святых апостолов последовала около 65 г. император римский, царствовал с 54 по 68 г. и оставил по себе память как один из самых жестоких преследователей христианства. Память святых мучениц Василиссы и Анастасии римский Нерон, жестокий гонитель христианства, царствовал с 54 по 68 г. святых мучениц последовала во второй половине I b. Мощи их покоятся в Риме, в храме, построенном в честь Божией Матери Умиротворительницы. Страдание святых мучениц Агапии, Хионии и Ирины император римский, царствовал с 284 по 305 г. в древности большой и знаменитый город в северной Италии, основанный римлянами за два столетия до Р. Х. В истории христианской Церкви город Аквилея замечателен как место нескольких поместных соборов и как колыбель особого символа веры (так называемого «аквилейского»). Анастасии присвоено наименование «Узорешителницы» потому, что она обходила христиан, заключенных в темницах (находившихся «в узах») и подавала каждому свою посильную помощь, как, напр., лечила их раны, выкупала их из темницы или утешала их в страданиях. Впоследствии она сама скончалась мученически, быв умерщвлена за исповедание имени Христова в 304 г. Память ее празднуется святою Церковью 22 декабря.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

16. Страстная седмица. Великий Понедельник. Мцц. Агапии, Ирины и Хионии. Литургия Преждеосвященных Даров. На вечерне – кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 8-й (те же, что пелись на стиховне великой вечерни в Неделю ваий) – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Радуйся и веселися...», «И ныне» – Триоди, глас тот же: «На Херувимех Носимый...». Вход с кадилом. «Свете Тихий». Прокимен дня (а не великий), глас 8-й: «Се ныне благословите Господа...» (со стихом). Читается: «Сподоби, Господи». Ектения: «Исполним вечернюю...», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры самогласны Триоди, глас 2-й, глас 3-й и глас 7-й (со своими припевами). «Слава» – Триоди, глас 2-й: «От ветвий и ваий...», «И ныне» – Триоди, глас 3-й: «Страшно еже впасти в руце Бога Жива...». «Ныне отпущаеши». Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». По возгласе иерея певцы поют тропари, глас 4-й: «Богородице Дево...» (поклон). «Слава» – «Крестителю Христов...» (поклон), «И ныне» – «Молите о нас, святии апостоли...» (поклон) . Затем – «Под Твое благоутробие...» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне»; «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Иерей: «Сый благословен...». Молитва: «Небесный Царю...». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего...» (с тремя поклонами). После третьего поклона – «Слава Тебе, Христе Боже...» и отпуст: «Грядый Господь на вольную Страсть, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец» (во всю Страстную седмицу святые храма и дня на отпустах суточных служб не поминаются), после этого хор поет многолетны: «Великаго Господина...». Повечерие малое с пением трипеснца прп. Андрея Критского из Триоди (1-я, 8-я и 9-я песни). Ирмосы по дважды, тропари – сколько есть (без повторений). В заключение каждой песни опять тот же ирмос (на катавасию). По 1-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – седален, глас 4-й: «Смоковницы осуждение...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-29/

В 1827 году в ненецкие тундры для «осмотра места для построения церквей в самоедских кочевьях» отправился архимандрит Анастасий (Ключарев). Через два года там было положено начало строительства трех стационарных храмов. В 1829 году руководство комиссией «о построении самоедских церквей» поручили настоятелю Михаило-Архангельского, позднее Сийского, монастыря архимандриту Платону (Агриколянскому). Семь лет он прослужил в должности благочинного над этими церквями и проповедовал Слово Божие «находящимся в идолопоклонстве самоедам». За труды в деле их просвещения архимандриты Анастасий (Ключарев) и Платон (Агриколянский) награждены орденом св. Анны III степени. В конце XIX столетия на арктическом архипелаге Новая Земля проповедовал постриженик Сийского монастыря иеромонах Иона (Платонов). На издание книги требуется 170 000 рублей. Обитель просит откликнуться неравнодушных. Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ← 29 апреля 2024 г. (16 апреля ст.ст.) понедельник Страстная седмица. Великий Понедельник. Мцц. Агапии, Ирины и Хионии (304). Мч. Леонида и мцц. Хариессы, Ники, Галины, Калисы, Нунехии, Василиссы, Феодоры, Ирины и других (258). Сщмч. Константина Жданова пресвитера (1919). Ильинско-Черниговской (1658) и Тамбовской (1692) икон Божией Матери. Литургия Преждеосвященных Даров. Утр. – Мф., 84 зач., XXI, 18–43 . Лит. – Мф., 98 зач., XXIV, 3–35 . В Неделю вечера вход с кадилом. Прокимен дня: «Се ныне благословите Господа...». Окончание вечерни по образцу Недель Четыредесятницы. Отпуст «Грядый Господь на вольную Страсть...». На утрене – «Аллилуиа», тропарь «Се Жених грядет...» трижды, после кафизм Евангелие дня, 50-й псалом, «Спаси, Боже, люди Твоя...». Трипеснец. Светилен «Чертог Твой вижду...». Часы великопостные. На всех часах и изобразительных кондак Триоди. В Понедельник, Вторник и Среду Страстной седмицы на 3, 6 и 9-м часах читается Четвероевангелие. На литургии Преждеосвященных Даров вход с Евангелием и чтение Евангелия. Отпуст «Грядый Господь на вольную Страсть...» (святые храма и дня не поминаются).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4961393...

«Подобных проектов на самом деле не так много. Когда объединяются творцы, мы всегда видим хороший результат. Очень приятно, что курс во многом ориентирован на молодых людей, которые ищут знание. Хотелось бы, чтобы курс был не только источником знаний и сведений для ищущих, но и порождал бы и новые творческие поиски, интерес к тому, чтобы творить в исследовании, науке, к тому, чтобы двигаться дальше, опираясь на те основы, что дает нам наша культура», — пожелал Игорь Соболев. В презентации проекта также приняли участие политолог и философ, профессор МГИМО и ВШЭ, член-корреспондент РАН Оксана Гаман-Голутвина, философ, декан философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Алексей Козырев, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени равноапостольных Кирилла и Мефодия протоиерей Максим Козлов. Онлайн-курс «История европейской цивилизации: 30 веков развития» — совместный проект журнала «Фома» и Классической гимназии при Греко-латинском кабинете Юрия Шичалина. Главная цель проекта — помочь слушателям разобраться, чем уникальна Европейская цивилизация и каково в ней место России и русской культуры. В программе курса 12 блоков обо всех исторических периодах — от Древней Греции до Нового времени, а также об истории христианства, философии, культуры и традиции европейского образования. Проект рассчитан не только на выпускников школ, но и на широкую аудиторию — людей, которые интересуются системным знанием и желают вникнуть в суть исторических процессов прошлого и настоящего, но не имеют времени на чтение исследовательской литературы. Бесплатный онлайн-курс будет запущен в сентябре 2022 года на платформе Академии журнала «Фома». Журнал «Фома» /Патриархия.ru Календарь ← 29 апреля 2024 г. (16 апреля ст.ст.) понедельник Страстная седмица. Великий Понедельник. Мцц. Агапии, Ирины и Хионии (304). Мч. Леонида и мцц. Хариессы, Ники, Галины, Калисы, Нунехии, Василиссы, Феодоры, Ирины и других (258). Сщмч. Константина Жданова пресвитера (1919).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5939775...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010