Чудо 5 О слепом, которого просветила вода Живоносного Источника В Триоди Цветной, в первую пятницу, написано, что жил в Константинополе солдат, очень благосердный и добродетельный, по имени Лев, а по прозванию Макелл. За его доброту Бог почтил его достоинством, так что позднее он стал императором. Но когда еще был солдатом, случилось ему ходить по лесу недалеко от царствующего города. Там он увидел слепого, который очень жаждал, путешествуя по зною. Лев сжалился над ним и потащил его за руку вперед, выискивая, не найдется ли где воды его напоить. Когда они прошли небольшое расстояние, слепой упал, ибо больше не мог идти от жажды. Лев долго искал в лесу воду и не находил. Он очень печалился, как бы слепой не скончался от слабости. Когда он искал в самой глубине леса, то услышал голос: «Не печалься, Лев, ибо рядом с тобой вода, и ты напоишь слепого. Затем умой его глаза, и ты поймешь Мою силу. Знай, что станешь царем, и тогда попомни, создай Мне здесь храм, чтобы Я поселилась тут, и все, кому нужно, приходили к Моей помощи, находя спасение душе и телу». Услышав это, Лев, потрясенный, возликовал. Ведь он нашел три дара вместо одного. Отойдя на три шага, нашел воду в канавке. Выпив ее, Лев ощутил в себе великую радость и силу. Он напоил той водой слепого и привел его в чувство. Затем умыл его глаза, согласно повелению Пресвятой Богородицы, и тотчас (о чудотворения Твои, Владычице!) прежде слепой прозрел и стал так весел, что никому этого не понять. Вскоре Лев получил царское достоинство и построил храм во имя Приснодевы Марии в том месте, где нашел целебную воду. Он дал имя церкви – Живоносный Источник. Эта вода была, поистине, благодатным даром Источника Жизни – Всесильной Царицы. Живоносный Источник совершал столь великие и многочисленные чудотворения, что их количество превосходит звезды на небе. Чирьи и камни, рак и геморрой, горячку и проказу, лихорадку и многие другие болезни излечила Всемогущая Царица Своей живой водой. Она врачевала каждого из страдающих. Воскрешала мертвых, как мы напишем ниже,– ради славы из Нее непостижимо родившегося Бога нашего. Ему же подобает честь и поклонение во веки. Аминь. Читать далее Источник: Грешников Спасение/Сост. общедоступ. речью Агапием, иноком Критским, подвизавшимся на святой горе Афон (1641 г.) ; [Пер. с греч. А. Маркова]. - Единец : Единецко-Бричанская епархия, 2003. - 495, с. ISBN 5-7877-0028-7 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Чудо 67 О чудотворении в колодце Трапсанском и о необычной природе некоторых вод Рядом с деревней Трапсан на славном Крите, на расстоянии брошенного камня от нее, стоял храм Пресвятой Богородицы. Этот храм называют Госпожи Родничницы. Перед церковью есть родник глубиной в четыре локтя. В нем много воды, которой хватает на всю многолюдную деревню, – а другой воды поблизости и нет. Этой водой поят скотину и пользуются для всех нужд. Часто ее всю израсходуют вечером, а утром колодец опять полон. В том роднике благодатью и силой Пресвятой Богородицы происходит поразительное чудо, поэтому и говорят – Родничница. Часто случалось, что в вычерпанный к концу дня колодец падал человек. Ведь колодец на уровне земли, и можно оступиться, один набирающий воду может толкнуть другого. И когда человек туда падает, тотчас (о удивительное чудо!) вода опять доходит до краев и человек выбирается целым и невредимым. Так происходило не один и не два раза, а безмерное множество раз. Так происходит и сегодня, и кто это видел своими глазами, тот свидетельствует. Я очень сомневался и не верил в чудо: не потому что Пресвятая Богородица не может совершать великие чудеса, но потому, что – благоговение теперешних людей уменьшилось, и святые меньше чудотворят. Я спросил одного из очевидцев и заклял его во имя Божие сказать истину. Все определенно свидетельствовали, что это истина: и не только простой народ, но и сам светлейший правитель Андрей Корнар, которому принадлежала деревня. Я два года стоял у него секретарем и переписывал его стихи, ибо он был очень образован и в итальянском, и в греческом языке. Я спросил его, случалось ли, когда он был в этой деревне, чтобы кто-нибудь падал в родник? Он мне ответил: «Брат, не нужно сомневаться в силе Приснодевы Марии, но веровать неколебимо. Ибо Она творит все, что пожелает, Первый раз услышав о таком чуде, я тоже не поверил. Я тогда повелел своим людям, когда там был, сообщать мне тотчас, когда кто-нибудь туда упадет. И в один день случилось, что в колодец упала женщина. Я побежал туда и увидел, как вода выкинула ее из колодца. Это было на закате солнца, когда всю воду уже вычерпали. А тут колодец, словно для такого дела, был вновь полон доверху. Тогда я заплакал от радости и, войдя в святой храм, попросил прощения у Пресвятой Богородицы за мое прежнее маловерие. И к этому мне еще сказал один врач, что вода в источнике имеет особую силу». Есть множество и других источников в различных местах Греции, которым дарованы особые свойства. Читать далее Источник: Грешников Спасение/Сост. общедоступ. речью Агапием, иноком Критским, подвизавшимся на святой горе Афон (1641 г.) ; [Пер. с греч. А. Маркова]. - Единец : Единецко-Бричанская епархия, 2003. - 495, с. ISBN 5-7877-0028-7 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

И вновь из-за начавшегося недовольства, не желая быть причиной церковной смуты, святой Афанасий в сентябре 1309 года оставил управление Церковью и ушел в Ксиролофскую обитель, всецело посвятив себя иноческим подвигам. К концу жизни святой вновь удостоился видеть Христа: Господь укорил его, что свой пастырский долг Афанасий исполнил не до конца. Обливаясь слезами, святой покаялся в своем малодушии и получил от Господа прощение и дар чудотворения. Скончался святитель ок. 1315 года в Константинопольском Ксиролофском монастыре. Почитание почившего патриарха Афанасия святым началось в монастыре Ксиролоф вскоре после его кончины. Известны два жития святителя Афанасия, написанные в XIV веке: Феоктиста Студита и Иосифа Калофета. Перу Феоктиста Студита принадлежат также краткое синаксарное житие, похвальное слово и описание посмертных чудес Афанасия. В XVII веке жития святого дважды перерабатывались - Агапием Ландом в сборнике " Новый рай " (Νος Παρδεισος) и Игнатием с Хиоса, иноком монастыря Дионисиу. Житие из «Нового рая» было переведено на русский язык в составе Афонского патерика. Древнейший список жития и службы святому помещены под 24 октября, но во всех других греческих Четьях-Минеях и сборниках житий - под 28 октября. По мнению А. И. Пападопуло-Керамевса, 24 октября является днем кончины патриарха, а 28 октября - днем его погребения. В русских календарях память святителя Афанасия указывается под 24 октября, ее внесение связано с распространением на Руси одной из редакций Иерусалимского устава - " Ока церковного " . По мнению архиепископа Сергия (Спасского), память святого была целенаправленно включена в месяцесловы " соименным ему Афанасием Высоцким, который в 1401 г. перевел Иерусалимский устав в Константинопольском монастыре Перивлепто». В Греческих Церквях и на Святой Горе Афон память свт. Афанасия совершается 28 октября ст.ст. (10 ноября н.ст.), а также в Соборе Афонских преподобных. Сохранилось около 180 писем святителя, часть которых опубликована. Предание связывает с именем святителя авторство 2 огласительных бесед. Вероятно, ему также принадлежат богослужебные гимны: в честь Пресвятой Богородицы 2-го гласа с алфавитным акростихом, начинающийся «Αμβροσας κσμ τν τροφν» ( " Амброзии миру пищу " ), напечатанный в греческом Богородичнике для пятницы вечера и обозначенный как " творение святого Афанасия, Патриарха Константинопольского, Младшего (το νου) " , и канон 2-го гласа на память преподобного Лазаря Галисийского (основателя монастыря, насельником которого был святитель), начинающийся «Διελθν τν γνφον τς σαρκς» ( " Пройдя через мрак плоти " ), акростих «Δδεξο, πτερ, μνον Αθανασου» ( " Приими, Отче, песнь Афанасия " ), дошедший в рукописи XIV века.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=273...

30 Сборник, включающий поучения и проповеди разных творцов на Господские праздники всего года, а также толкования на утренние Евангелия святого Григория Тавроменийского. 32 Первая изданная Агапием Ландосом книга была посвящена Божией Матери и называлась «Грешных спасение». Автор имел целью дать всем согрешающим доступное руководство ко спасению, согласное с заповедями Божиими и православным вероучением. Книга стала излюбленным чтением греков не только во времена турецкой неволи, но и впоследствии, выдержав в общей сложности сорок два издания. Источниками этого сочинения, помимо Священного Писания, послужили синаксари (краткие жития святых), творения Отцов Церкви и некоторых католических авторов (последнее не помешало ему остаться безупречно православным в догматическом смысле). 35 Автор подразумевает носителей отвлеченного богословского знания. Во времена земной жизни Христа законниками назывались знатоки закона Моисеева, законоучители, иначе говоря – тогдашние «богословы». – Изд. 37 Кадий, или кади – у мусульман судья, рассматривающий дела на основании норм исламского права. 38 Согласно принятой в Греции периодизации всеобщей истории, эпоха с XIII до середины XV вв. считается «переходом от Средневековья», за которым следуют «новые времена». – Перев. 39 Зилоты – букв.: ревнители. Автор подразумевает самоназвание группировок, которые после изменения календаря (в 1924 г.) отделились от Церкви и перестали поминать за богослужением Вселенского Патриарха. См. примеч. 16.– Изд. 41 Патриарх Иоаким III (1834–1912) занимал Вселенский престол в 1878–1884 и 1901–1912 гг. С 1889 г. постоянно проживал на Святой Горе, откуда был вторично призван на патриаршество. Находясь там, задумал и оплатил из собственных средств многие строительные и реставрационные работы (в том числе разбор ветхой церкви Преображения Господня на вершине Афона и сооружение вместо нее новой из белого мрамора, которую он и освятил 6 августа 1896 г.). – Перев. 42 Милопотам – келлия, относящаяся к Великой Лавре (основана прп. Афанасием Афонским ), и одноименная ей местность. Здесь, в доме при церкви св. Евстафия Плакиды, проживал по удалении из Константинополя Патриарх Иоаким III. – Перев.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В предисловии автор исторически обозревает источники церковного права; излагая самые законы, он вдается в исследования исторические, догматические и церковно-юридические. Сборник его, отличаясь полнотою содержания и тщательною обработкой внешней формы, особенно замечателен по собранию в нем интересных исследований о сущености и действии древних законов и о разных предметах церковного законоведения. Автор сам говорит, что он собрал все божественные правила, раскрыл смысл их, равно и смысл толкований на них, позаботившись, чтобы ничего, относящегося к уразумению их, не было опущено, насколько это от него зависело. Вот почему сборник Властаря имел широкое употребление как в церкви греческой, так и в других христианских церквях. В России синтагма стала известна с XV века, а в XVII веке у нас уже пользовались ею многие духовно-правительственные лица 25 . 2) Пидалион 26 (πηδλιον – кормило, руль на корабле). Этот греческий сборник составлен был в конце XVIII и в начале XIX столетия (1793–1800) тремя учеными монахами (Агапием, Никодимом и Феодоритом), по распоряжению патриарха и синода константинопольской церкви, с примечаниями на общеупотребительном греческом наречии. Ближайшим поводом к составлению этого труда было печальное состояние источников права в греческой Церкви и невозможность всем пастырям церкви иметь у себя различные руководства по церковному праву. Название Πηδλιον этот сборник получил оттого, что христианская Церковь у некоторых отцов и учителей Церкви (Киприана, Златоуста, Василия Великого и др.) изображается в виде корабля, управляемого, под верховною «властию Самого Иисуса Христа», св. апостолами, соборами и св. отцами, правила которых составляют как бы кормило или кормчего этого корабля – Церкви. Такое иносказательное название Церкви встречается и в апостольских постановлениях (II кн., гл. 58 27 ). Пидалион составлен на основании общего канона Церкви, как он определен трулльским собором и изложен в синтагме Фотия. К тексту присоединены: а) толкования, взятые преимущественно у Зонары, частию же у Вальсамона и Аристина; б) 35 правил Иоанна Постника , 37 пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/p...

Должна ли, и может ли Синтагма заменить и вытеснить из употребления Пидалион, как этот в свое время заменил собой рукописные каноники? Очевидно нет. Синтагма представляет сырой материал для частной обработки его свободными, образованными эллинами, любителями аттицизма, то, что в переработанном виде, в виде легкой, переваренной уже, так сказать, пищи, дается в Пидалионе; появление первой свидетельствует о здоровом, возмужалом состоянии нации, тогда как Пидалион именно требовался младенческим состоянием нации. Синтагма прямо, по идее, заменяет те источники права, какие были в употреблении в греческой церкви до Пидалиона; тем не менее Григорий, или Никодим с Агапием, не могли тогда издать Синтагмы; между этой и рукописными источниками нужен был посредствующий Пидалион. Но мы не унижаем Пидалиона, называя его соответствующим младенческому состоянию нации, как будто при теперешнем, относительно возмужалом, состоянии эллинизма его значение должно прейти; повторяем, Синтагма Ралли и Потли не заменяет Пидалиона. Авторитет Пидалиона, основанного также в свою очередь на авторитете Фотия – исключительный его авторитет, естественно, начинает, действовать там, где оканчивается действие авторитета Фотия, и потому издателям Синтагмы, естественно, не было надобности упоминать о Пидалионе и опираться на авторитет его, представляя, например, послание Тарасия – патриарха Константинопольского, когда это послание упоминается в Номоканоне ( Тит.1:24 ) и помещено Фотием в·Синтагме непосредственно после правил 7-го вселенского собора. В сам Пидалион послание Тарасия принято на авторитет Фотия, и издатели Синтагмы – также, на упоминание о Пидалионе; но авторитет толкователей они находят уже нужным подтверждать авторитетом Пидалиона, как, «изданного по рассмотрению и утверждению великой церкви». Так поступают издатели Синтагмы, например, относительно ответов на вопросы монахов патриарха Николая. «За ответами Николая следуют, говорят они, правила фора исповедника и И. Постника, которые, как и ответы Николая, содержатся в изданном, по одобрению великой церкви, Пидалионе и встречаются обыкновенно в рукописных кодексах Синтагмы М.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/greche...

102. Правила святых апостол и святых отец с толкованиями. М., 2000 (репр. изд.: М., 1876). 103. Правила святых Вселенских соборов с толкованиями. М., 2000 (репр. изд.: М., 1877). 104. Правила святых Поместных соборов с толкованиями. М., 2000 (репр. изд.: М., 1880). 105. Правило по применению принципов и норм по экуменизму/Папский совет по развитию христианского единства. Град Ватикан, 1993. 106. Православие и экуменизм: Документы и материалы, 1902–1998. 2–е изд., переработ. М., 1999. 107. Продолжатель Феофана. Жизнеописание византийских царей. СПб., 1992. 108. Прокопий Кесарийский. Война с персами; Война с вандалами; Тайная история/Пер. А.А. Чекаловой. М., 1993. 109. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990. 110. Симеон Метафраст , прп. Книга, называемая Раем. Переведена Агапием, иноком Критским/Пер. с новогреч. А. Чуряков. М., 2006. 111. Симеон Солунский , блж. Объяснение православных богослужений, обрядов и Таинств. Б.м., 2009 (репр. изд.: СПб., 1856). 112. Синаксари Постной и Цветной Триодей. М., 2009. 113. Сирийская средневековая историография. СПб., 2000. 114. Сократ Схоластик . Церковная история. М., 1996. 115. Собрание древних литургий восточных и западных: Анафора. Евхаристическая молитва . М., 2007. 116. Сочинения древних христианских апологетов. СПб., 1999. 117. Сульпиций Север. Сочинения. М., 1999. 118. Тайна Церкви и Евхаристии в свете Тайны Святой Троицы: Мюнхен, 30 июня – 6 июля 1982/Международная смешанная богословская комиссия/Unite – Единство 1. Б.м.: Ed. du Livre ouvert, 1994 (на рус. и франц. яз.). 119. Творения древних отцов–подвижников: (св. Аммон, св. Серапион Тмуитский , прп. Макарий Египетский , св. Григорий Нисский , Стефан Фиваидский, блж. Иперехий)/Пер., вст. ст., комм. А.И. Сидорова . [М.,] 1997. 120. Тертуллиан. Избранные сочинения/Сост., ред. А.А. Столяров. М., 1994. 121. Тертуллиан. Апологетик; К Скапуле/Пер., вст. ст., комм., указ. А.Ю. Братухина. СПб., 2005. 122. Тертуллиан. Против Маркиона в пяти книгах/Пер., вст. ст., комм. А.Ю. Братухина. СПб., 2010.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Богослов: Отец Клеопа, вот я читаю акафист или другое что-нибудь. Ум идет и молится, следует за стихами акафиста. Если он отклоняется, я его опять возвращаю. И есть моменты, когда можешь молиться, потому что ум исправно следует за тем, о чем ты молишься. Отец Клеопа: То есть что произносит язык, то ум понимает. Богослов: Нет, без языка, потому что языком я ничего не говорю. Только читаю в уме, смотрю и так молюсь. Отец Клеопа: Этого недостаточно. Поглоти тебя рай, богослов. Вместе с Василием и со всеми! Богослов: Так, отче. Всех нас да поглотит рай! Отец Клеопа: Всех нас, сидящих здесь. Отец мой, ты не читал большую беседу святого Феофана Затворника со святым Агапием Слепым из Валаамского монастыря в России ? «И спрашивает его святой Феофан: – Отче святый [епископ обращался к нему так, великое смирение!], ты не жалеешь, что ослеп? – Очень радуюсь этому. Ибо глазами я много согрешал пред Богом в жизни моей. Благодарю Прещедрого Бога, что с тех пор как Он закрыл эти мои глаза [плотские], то открыл мне другие [душевные]. И по-другому я вижу теперь. И епископ Феофан спросил его: – Что ты делаешь, отче, когда в уме твоем возникают священные образы во время молитвы? Такие воображения бывают хорошие, плохие и средние. Итак, что ты делаешь с хорошими? Бывают образы из Священного Писания: Преображение, плач Матери Божией, сцены из Евангелия. Что ты делаешь с ними? Послушай, что говорит старец Агапий, монах: – Я, Преосвященный Владыко, все священные образы откладываю в память, в другую силу души, и никак не позволяю им войти в ум, потому что все они – вне-умовые. И если бы я представил себе что-нибудь во время молитвы, то поклонился бы воображению» 168 . Послушай также, что говорит святой Нил Подвижник: «Блажен ум, достигший молитвы, без воображения» 169 . Богослов: Так бывает и у меня, когда я молюсь. Например, вдруг придет мне на ум какой-нибудь образ, и я говорю себе: «В сторону образы», – и продолжаю молитву дальше. Ибо так ваша святость сказали в одной газете: без всяких образов, совершенно.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/ve...

– Святый Боже…, Пресвятая Троица…, Отче наш …, – ответил он. – А, очень хорошо. Но хочу, чтобы ты выучил, – сказал ему святой, – и «Крест начертав, Моисей…» – Но, – говорит он ему, – я ее не знаю… Как мне ее выучить? – Послушай меня… и выучишь. И святой начал мелодично петь. Антоний от удивления и страха лишился дара речи. Как я это выучу? Я же неграмотен! – упорствовал он. – А я тебе повторю. Антоний снова возразил в ответ. – Тогда пойди к своему другу, портному Георгию, который поет в храме, и он тебя научит, – сказал святой и исчез! Антоний идет, находит своего друга портного и открывает ему свое видение и наказ святого. Его друг был поражен услышанным, но, поскольку рабочий день в мастерской еще не кончился, он попросил Антония зайти попозже. Тем же вечером портной несколько раз пропел ему молитву и даже записал на бумаге, чтобы Антоний ее выучил. И тут портного осенило: – Друг мой Антоний, оставь все это. Бог избрал тебя для другой жизни. Собирайся и отправляйся или в Иерусалим, или на Святую Гору… (Об этом в 1954 году отец Агапий рассказал отцу Лазарю, помогая ему во время болезни в Дионисиате). С того момента, отче, я начал задумываться о том, чтобы оставить мир и греховную жизнь, которую вел с женщинами, пьянство и все остальное, о чем ты знаешь и я не буду тебе рассказывать. Я распродал все, что имел, и пришел сюда, на Афон. – А ты молодец, – сказал ему отец Лазарь. – Ты заслуживаешь всяческой похвалы. Ибо ты нанес сильный удар дьяволу тем, что в таком возрасте ты спасся от его чар. Ведь когда Антоний покинул мир и пришел на Афон, где стал монахом Агапием, ему было около пятидесяти лет 276 . Для Бога не существует лет и времен. В самый подходящий момент он призывает человека на путь спасения, избирая для этого самые разные способы. То, что делает сегодня Церковь при помощи проповеди, миссионерства, катехизации, издания отеческой литературы или через церковные радиостанции, для отца Агапия, в миру Антония, сделал сам Бог через святого Димитрия. Так он призвал его к себе и так обратил.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Имейте между собой любовь, единомыслие и непрестанную Иисусову молитву. Если преуспеете в этой молитве, то все эти блага в ней содержатся. Понуждайте себя, и, если положите начало, сладчайший Иисус поможет вам. И если вновь напишете нам, мы вам ответим на вопросы, которые вы зададите. Монах, который не научился Иисусовой молитве, сам не знает, зачем стал монахом. Я хочу вам написать многое, но не знаю, в какую почву бросаю слово. Если, однако, вы проявите произволение, я вам напишу и в другой раз. Итак, понуждайте себя, детки мои, ибо мы приближаемся к концу и должны быть готовы всегда, каждое мгновение. Подражайте разумным девам и заботьтесь о вашей душе, чтобы насладиться сладчайшим Иисусом. Этого для первого раза достаточно. Молюсь о вас от всей души. Старчик Иосиф 325 Имеется в виду почитаемая в Греции чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Икона обретена в XIV в. на о. Кифира в зарослях миртовых деревьев, откуда и получила свое именование. Обретение иконы празднуется 24 сентября. 331 Тэ-ри-рэм – одна из кратим. Кратима (κρτημα – задержка) – певческая, мелодически развёрнутая вставка без слов, как правило, в конце великораспевного песнопения на праздничном богослужении. Кратима исполняется на слоги: тэ-ри-рэм, то-ро-ро, нэ-нэ-на и др. Кратимы выражают молитвенное состояние души на вершине вдохновения, когда уже иссякает всякое слово. Также они могут символизировать слышанные апостолом Павлом глаголы неизреченные (см.: 2Кор. 12, 4 ). 336 Речь идет о вторжении партизан-коммунистов на Святую Гору 3/16 октября 1948 г., когда они, наряду с другими бесчинствами в Карее, осадили здания полиции и ватопедского представительства, в котором размещался губернатор Святой Горы. 340 «Грешников спасение» – книга аскетического и катехизического содержания, написанная Агапием Критским, впервые изданная в 1641 г. и приобретшая огромную популярность; включает в себя также собрание рассказов о чудесах Пресвятой Богородицы. См. рус. перевод: Единец, 2003. 342 Речь идет об А. и М. Пападимитриу, владельцах афинского издательства духовной литературы «Астир», помогавших Старцу Иосифу и его общине.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010