Евсевий сохранил для нас, в особом творении, подвиги мучеников палестинских, чему был он очевидцем. 529 Первым мучеником в этой провинции был Прокопий. 530 Когда его убеждали сделать возлияние в честь четырех императоров, то он с улыбкой отвечал стихами Гомера: «Дурное дело иметь многих властителей; довольно одного владыки и одного начальника». Ему немедленно отрубили голову. Мученичество это было в Кесарии. В тот же главный город приведены были епископы провинциальных Церквей и они с мужеством претерпели ужаснейшие мучения. Палачи, стараясь показать свое повиновение законам, а потому часто довольствовались силой приводить в храмы и судилища отказывавшихся приносить жертвы, и объявляли, что они повиновались эдиктам; а если христиане протестовали против такой лжи, то били их по устам, чтобы воспрепятствовать говорить. Между епископами, приведенными в Кесарию, только Алфей и Закхей были преданы смерти после самых ужасающих мучений. Должно особенно упомянуть о мученике Романе, претерпевшем в Антиохии. 531 Он был уроженцем Палестины, диакон и заклинатель в Церкви Кесарийской. 532 Он прибыл в Антиохию, когда приводился в исполнение эдикт о разрушении церквей. Видя, что мужчины, женщины и дети идут в храм приносить жертвы идолам, он воскипел святой ревностью и обратился к ним!» с упреками. Его немедленно взяли и осудили на сожжение. Когда же привязали к столбу над костром, то он спросил: «где же огонь?» Для зажжения костра ожидали последнего приказания императора, находившегося в Антиохии. Тиран рассчитал, что казни огненной будет мало, приказал привести к себе мученика и в своем присутствии отрезать ему язык. Роман сам высунул язык палачам и нисколько не возмутился казнию. Его отвели в темницу, где он умер от мучений, которым его подвергли. В Газе 533 Тимофей был сожжен на медленном огне; Агапий и Фекла осуждены на съедение диким зверям. В городе распространился слух, что при следующих торжествах два мученика будут выставлены на съедение диким зверям и шестеро молодых христиан пожелали той же почести: Тимолай, уроженец Понта, Дионисий, родом из Триполи, в Финикии, Ромул, иподиакон Церкви Диоспольской, два Египтянина именем Павзий и Александр и еще другой Александр, уроженец Газы. Все шестеро, взявшись за руки, устремились в амфитеатр, где находился Урбан, и объявили себя христианами. Мужество их поразило правителя и весь народ, но их не захотели отдать на съедение диким зверям, а отвели в темницу. Несколько дней спустя, еще двое молодых христиан последовали их примеру; один назывался Агапием, а другой Дионисием. Этим восьми юношам отрубили головы в Кесарии Палестинской.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Вскармливающая младенцев Царица приняла смиренное моление и слезы невинных юных девочек, послушала их и вновь чудесно помогла. Однажды в праздник все горожане были в кафедральном соборе, и духовник читал поучение; там была и эта женщина с дочерями, – вот, посреди поучения, когда проповедник устал, все увидели необыкновенного Ангела, как он вошел из окна, держа в руках два прекрасных и чудных венка, составленных из белых роз и других благоуханнейших цветов. Ангел говорит двум юным девушкам, чтобы слышали все: «Два благоуханных венка из белых цветов вам посылает с Небес Царица в знак вашего девства». С этими словами он надел на их головы венки и тотчас стал невидим. Как обрадовались, вы думаете, о слушатели, девочки, и как были поражены стоящие вокруг! Поучение осталось незаконченным. Подбежали архиерей и князи, и лобызали небесные венцы. Все люди устремились к девушкам, чтобы почтить их. В конце концов все проводили их до дома. Они не стали тщеславны даже в столь великом почете, но с великим смирением благодарили любящую почитание Царицу. Архиерей и первые предводители города сильно израсходовались и воздвигли два прекраснейших монастыря во имя Пресвятой Богородицы, поставив и ту, и другую девочку игуменьями в каждый из монастырей. Обе вели столь добродетельное и дивное жительство, что многие благородные дочери князей, не только из этого города, но и из других, слыша добрую о них славу и зная боголюбезное жительство, оставляли преходящее богатство и суету и приходили в их послушание. Оба монастыря сильно разрастались, все относились к ним с большим благоговением, потому что считалось великим блаженством, если какая женщина удостоится войти в благословенный сестринский состав монастырский. А две дивные предстоятельницы скончались свято, их святые мощи благоухали, а блаженные души отошли в Небесное Царствие. Его же да будет всем нам достичь. Читать далее Источник: Грешников Спасение/Сост. общедоступ. речью Агапием, иноком Критским, подвизавшимся на святой горе Афон (1641 г.) ; [Пер. с греч. А. Маркова]. - Единец : Единецко-Бричанская епархия, 2003. - 495, с. ISBN 5-7877-0028-7 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

7 . Константинопольский собор 221 . Поводом к этому собору послужил спор между двумя епископами, Агапием и Багадием, которые, каждый в своих интересах, доказывали свое право на Бостарскую митрополичью кафедру в Аравии. Чтобы разрешить этот спор, в 394 году в Константинополе состоялся собор, в котором участвовали: Нектарий Константинопольский, Феофил Александрийский, Флавиан Антиохийский и еще 17 епископов. Председательствовал Нектарий. Собор этот решил, что епископа может низвести собор многих епископов, а не троих только, и это решение было издано как особый канон, вошедший затем в общецерковный канонический сборник. Канон этот не одинаков в нынешних сборниках, где приводятся большею частью отрывки из полного текста. В Пидалионе он разделяется на два канона, и первый состоит из предложения епископа Аравиана, которое напоминает соответствующее постановление Никейского собора, что два епископа не могут ни поставить, ни низложить третьего; а другой – из заключительного определения соборного председателя. В Indreptarea, Кормчей и в Книге правил помещен только один канон и то в очень сокращенной форме. В последней книге он составлен из двух частей: первая половина – из заключительной резолюции Нектария, а вторая – из соответствующего предложения Феофила Александрийского. 8 . Карфагенский собор 222 . Вопрос о праве Римского папы принимать апелляции на определения соборов Африканской церкви послужил поводом к великому собору в Карфагене в 419 году. Присутствовало на этом соборе 217 епископов под председательством Аврелия, архиепископа Карфагенского. Были и представители римской церкви. Состоялось два главных заседания, первое 25-го, второе 30 мая. Когда был решен главный вопрос, и торжественно отнято у Римского папы всякое право принимать апелляции на определения, издаваемые собором епископов Африканской церкви, отцы собора издали несколько канонов, касающихся церковной дисциплины, затем пересмотрели все каноны, изданные прежними соборами Африканской церкви, начиная с 348 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

В поиске ответов на эти вопросы мы решили обратиться к наследию преподобного Никодима Святогорца (1749-1809). Хотя жил он уже в Новое время, но его влияние на развитие Православной Церкви трудно переоценить. Он оставил обширное литературное наследие, а его труды послужили духовному возрождению на Христианском Востоке. Это возрождение охватило и богослужение, и монашескую жизнь, и сферу канонического права, и проповедничество. Книга «Пидалион» как канонический памятник Очевидно, своей главной задачей преп. Никодим считал максимальную популяризацию и актуализацию древнего святоотеческого наследия. Важно сказать, что свои издания преп. Никодим снабжал многочисленными комментариями и примечаниями, в которых проявилась его глубокая эрудиция. Преп. Никодим довольно скромно стоял в стороне, стараясь не заслонять читателю дорогу к древнему наследию. При этом его толкования и комментарии имеют сегодня важнейшее значение для понимания истории богословской мысли в Греции в османский период. Далее мы обратим внимание на одно из тех сочинений преп. Никодима, которое стало важнейшим вкладом в развитие церковного права. Я имею в виду подготовленную им к печати книгу «Пидалион». Впервые она была издана в Лейпцине в 1800 г. «Пидалион» является аналогом известной в славянском мире «Кормчей книги» и представляет собой собрание правил Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов с обширными комментариями [iv] . «Пидалион» был подготовлен преп. Никодимом в сотрудничестве с иером. Агапием Старшим. Сборник включает в себя правила святых апостолов, правила Вселенских Соборов, правила Поместных Соборов (Двухкратного, Константинопольских 394 г. и 879 г., Карфагенских 256 г. и 419 г., Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Антиохийского, Лаодикийского и Сардикийского), правила святых отцов (Дионисия Великого, Григория Чудотворца, Петра Александрийского, Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова, Амфилохия Иконийского, Тимофея Александрийского, Кирилла Александрийского, Геннадия Константинопольского, Иоанна Постника, Тарасия Константинопольского, Никифора Константинопольского).

http://ruskline.ru/opp/2021/03/31/prepod...

По повелению императора Феодосия Великого (379–395) Пантеон, вместе с другими языческими капищами, был закрыт и оставался заброшенным до начала VII в. Византийский император Фока (602–610) подарил здание Пантеона римскому папе Вонифатию, который обратил его в церковь . 16 марта 609 г. церковь, устроенная в Пантеоне, была освящена папой Вонифатием во имя Божией Матери 66 . В эту церковь тем же папой Вонифатием были перенесены из катакомб кости святых мучеников Христовых для предохранения их от осквернения и расхищения варварами, часто нападавших тогда на Рим. Потому церковь в Пантеоне стала именоваться церковью во имя Божией Матери «у Мучеников» (Santa Maria ad Martyres). C того же времени в Риме установлено ежегодное празднование в честь Всех Святых первого ноября (Tutti i Santi). Пантеон и египетский обелиск В Пантеоне ныне устроено 13 престолов. За главным престолом (Altare Maggiore) на стене помещается древняя икона Божией Матери, писанная, по преданию, апостолом и евангелистом Лукой. 41. Церковь во имя святого великомученика Евстафия Плакиды близ Пантеона (Chiesa di S. Eustachio in Campo Marzio; Via S. Eustachio, 19) Церковь , основанная при св. равноапостольном царе Константине на том самом месте, на котором в гонение Адриана, в 120 г.. пострадали св. великомученик Евстафий Плакида, бывший начальник римских войск, его супруга Феопистия и чада их Агапий и Феопист. В этой церкви, возобновленной в VIII в., вместо главного престола служит богатая из красного порфира рака; в ней почивают честные мощи свв. мучеников Евстафия, Феопистии, Агапия и Феописта, их же память совершается 20 сентября. Знаменитый полководец Евстафий хотя был идолопоклонником, но любил добрые дела и тем стяжал милость Божию. Однажды Сам Господь Иисус Христос является ему на охоте, в чудном видении креста и Распятого на нем – среди рогов преследуемого Евстафием оленя – и призывает его к обращению и крещению. Евстафий не замедлил креститься с женою Феопистией и двумя сыновьями, Агапием и Феопистием, а затем решается уйти в далекую сторону и, скрыв свое знатное происхождение и высокое звание, жить там среди простого народа в смирении и нищете.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так сказал старец и внушил мальчику молиться с великими слезами и благоговением. Он держал мальчика в своей келлие в непрестанной молитве до Святой Пасхи, когда прошло как раз три года со дня встречи беса с матерью юноши. Святой муж стал служить литургию, а мальчик со страхом и трепетом стоял там перед святым престолом. Когда старец-священник вышел на великий вход с Дарами, то возник бес и, схватив мальчика. потащил его в мучение. Услышав крик юноши, преподобный очень скорбел и, возложив Святые Дары на священный престол, молился со слезами, умоляя Пресвятую Владычицу Приснодеву Матерь не оставить безнаказанной такую наглость и безстыдство беса, но, наоборот, взять юношу и вернуть целым и невредимым, потому что треклятый бес дерзнул схватить его со святой солеи. Сказав это, преподобный прочел молитвы освящения, чтобы литургия не осталась незавершенной. И, когда он прочел молитву Чтобы быть причащающимся в очищение души, во оставление грехов...«, то есть когда он соединил Святые Дары и возгласил: Изрядно Пресвятей Пречистей...», – то, велик еси, Господи и чудна дела Твоя! о непобедимая сила Приснодевы! – юноша оказался на святой солее и воскликнул: «Велико имя святой Троицы!» Когда литургия кончилась, юноша причастился. Затем преподобный его спросил, кто его увел, и что произошло. Юноша сказал, что когда бес его схватил, то бросил в место мрачное и смрадное, где было безчисленное множество душ грешников, неизреченно истязаемых. И тотчас появилась Владычица и исторгла его из того полного боли места, а он оказался в церкви. Святой прославил Господа и Приснодеву Матерь, услышавших его моление. Юноша вернулся к патриарху и, получив от него благословение, явился к родным, которые оплакивали потерю, думая, что его забрали бесы. Когда все увидели его, уже не надеясь ни на что, то легко понять, каким ликованием они исполнились и сколько благодарственных молитв воссылали Господу Христу и Всепетой Его Матери, Ее же мольбами да достигнем мы небесного блаженства! Читать далее Источник: Грешников Спасение/Сост. общедоступ. речью Агапием, иноком Критским, подвизавшимся на святой горе Афон (1641 г.) ; [Пер. с греч. А. Маркова]. - Единец : Единецко-Бричанская епархия, 2003. - 495, с. ISBN 5-7877-0028-7 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Эти последние прозваны были псафирианами, потому что некто Феоктист псафирополь (пирожник), родом из Сирии, с особенной горячностью стоял за упомянутое их мнение. Им последовал и готский епископ Селина, человек смешанного происхождения, ибо родился от отца гота и матери фригиянки, а потому учил в церкви с равной легкостью на обоих языках. Немного спустя разделились и псафириане, когда Марин пришел в разногласие с Агапием, которого сам же поставил епископом в Эфесе. Они малодушно спорили между собой не о вере, а о первенстве, и в их споре готы приняли сторону Агапия. По сему случаю многие из подвластных им клириков, гнушаясь этим происшедшим из тщеславия спором, оставили их и присоединились к вере в единосущие. Между тем, ариане, разделившиеся двадцать пять лет тому назад, после — в царствование Феодосия Младшего и в консульство военачальника Плинфы — прекратили междоусобный спор и приняли ересь псафириан, положив себе законом на будущее время не касаться вопроса, бывшего причиной их разделения. Впрочем, так могло сделаться только в Константинополе, а в других городах, где ни находятся ариане, существует между ними тот же раскол. Это — о разделении ариан.    Даже и евномиане не остались не разделившимися. Сперва отделился сам Евномий от Евдоксия, которым рукоположен был в епископа Кизики. Это произошло под тем предлогом, что Евдоксий не принимал в общение отлученного от Церкви учителя его Аэция. Потом разделились последователи Евномия и составили разные общества. Во-первых, некто Феофроний Каппадокиец, учившийся искусству состязаться у Евномия, немного знавший также «Категории» и «Об истолковании» Аристотеля, сочинив несколько книг под заглавием «Об упражнении ума» навлек на себя ненависть своих единоверцев и был изгнан ими, как отступник. Делая с того времени особые собрания, он установил ересь, названную по его имени. Потом явился в Константинополе еще некто Евтихий, отделившийся от евномиан по случаю какого-то неважного спора, который продолжает доныне делать особые собрания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

Первую специальную юридическую школу открыли в XI b. в Константинопольском монастыре св. Георгия. Возглавляющий ее носил титул номофилакса (хранителя законов), и у него экзаменовались все кандидаты на судебные должности. С Константинопольской школой связаны труды авторитетных греческих канонистов Алексия Аристина, Феодора Вальсамона (они также возглавляли ее, имея титулы номофилаксов), Иоанна Зонары и Димитрия Хоматина. Изучение канонов в Византии носило по преимуществу практический, а не теоретический и исследовательский характер. Сначала составлялись систематизированные своды правил и законов, разрабатывалась предметная классификация правовых норм с выделением рубрик и подведением под них различных законодательных актов. Затем к тексту правил стали приписывать объяснительные заметки (схолии), в которых истолковывались неясные выражения, а Аристин, Зонара и Вальсамон сделали к ним экзегезы 5 . Из-за завоевания Константинополя крестоносцами юридическую школу перевели вначале в Никею, а потом в Ефес. В столицу она вернулась лишь после ее освобождения. В XIV b. в Византии были составлены знаменитая «Алфавитная синтагма» иеромонаха Матфея Властаря и «Руководство к законам, или Шестикнижие» фессалоникийского номофилакса Константина Арменопула. С падением Константинополя наступил конец церковного правоведения на греческом Востоке. Лишь на рубеже XVIII–XIX bb. появился новый канонический сборник с толкованиями «Пидалион» («Кормчая»), составленный святым Никодимом Святогорцем и иеромонахом Агапием. За подлинным текстом каждого правила в нем следуют его изложение на новогреческом языке и комментарии, основанные на классических толкованиях Аристина, Зонары и Вальсамона. В многочисленных примечаниях обсуждаются трудные вопросы канонического права. Для священнослужителей большой интерес представляют помещенные здесь богослужебные указания и пасторологические советы. Некоторые канонисты считают «Пидалион» самым совершенным и авторитетным сводом православного церковного права. В 1852–1859 гг. под редакцией Ралли и Потли в Афинах вышла шеститомная «Синтагма Божественных и святых Канонов». В «Алфавитную синтагму», наряду с каноническим корпусом, включая «Номоканон в 14 титулах», «Синтагму» Матфея Властаря и толкования Аристина, Зонары и Вальсамона, вошли позднейшие законодательные акты Константинопольской Патриархии и законы о Церкви, изданные в Греческом королевстве. Из трудов греческих ученых нового времени заслуживают внимания «Руководство по церковному праву» К. Ралли, монографии Аливизатоса, исследования Конидариса по устройству Древней Церкви, канонические работы одного из крупнейших богословов ХХ в. Григория Папамихаилу, труды церковного историка и канониста нашего времени митрополита Сардикийского Максима (Христополуса).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

" . Так читается во всех кодексах, изданных Вальсамоном и Зонарою, но в других списках вместо слова Αποςτολων читается πατερων; но это почти одно и то же и даже последнее сильнее. Если мы допустим последнее чтение, то эти слова будут иметь такой смысл: " Дело, вопреки правилам апостольским и определениям Никейского собора... " . Посему, как под правилами святых Отец должно разуметь определения Никейского собора, так и под церковными постановлениями нужно разуметь апостольские правила, которые часто называются вообще церковными постановлениями И в самом деле, зачем церковные постановления стояли бы здесь впереди правил святых Отцев или Никейских, если апостольские правила не существовали прежде Никейского собора? И это тем достовернее, что как в приведенном нами изречении Ефесского собора почитается за противное правилами церковным вводить такую новость, так и по существу дела такое нововведение запрещается тридцать пятым апостольским правилом. Ранее Ефесского собора мы находим ясное свидетельство в пользу древности собрания апостольских правил в актах поместного Константинопольского собора, бывшего в 394 году. Этот собор был созван для решения спорного дела между Вагадием и Агапием, присваивавшим себе епископство Востренское. Вагадий был судим заочно и свержен с епископства Востренского двумя епископами, а на его место возведен был Агапий. Вагадий перенес дело на Константинопольский собор, на котором Отцы рассуждали: действительно ли могут лишить сана епископа, обвиняемого в каком-либо преступлении, только два епископа? И собор под председательством Нектария, Патриарха Константинопольского, определил: " Не подобает впредь епископу судимому извергаему быти от священного чина ни двумя, ниже тремя епископами; но по приговору большого собора и, аще возможно, всех епископов тоя области, как и апостольскими правилами постановлено (καθως και οι Αποςτολικοι κανονες διωρισαντο) " , т.е. по семьдесят четвертому апостольскому правилу. А отсюда и видно, что апостольские правила были известны всем бывшим на этом соборе Отцам и знаменитым епископам, как-то: Нектарию Константинопольскому, Феофилу Александрийскому, Флавиану Антиохийскому, Палладию епископу Кесарии Каппадокийской, Геласию, епископу Кесарии Палестинской, Григорию Нисскому, Амфилохию Иконийскому и другим великим мужам, собравшимся со всего Востока, да и не только известны были им апостольские правила, но, при решении споров, и уважаемы были, как церковный закон.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Не имея собственного книжного собрания, он, однако, пользовался б-ками афонских мон-рей, состав которых прекрасно знал (свидетельством чего служат примечания к подготовленным им книгам, в к-рых он часто указывает, в каких б-ках можно найти цитируемые им святоотеческие тексты, в ту пору еще не изданные). В 1784 г., вновь посетив Афон, свт. Макарий Нотара поручил Н. С. подготовку собрания творений прп. Симеона Нового Богослова (1790), а также «Невидимой брани» (1796) и «Духовных упражнений» (1800) (Ibid. Σ. 14. § 13; Citterio. 2002. P. 911). Оба этих сочинения были извлечены из патмосской б-ки свт. Макарием Нотарой, к-рый, вероятно, не знал ни имени переводчика их на новогреч. язык (Эммануила Романитиса), ни авторов (Лоренцо Скуполи и Джованни Пьетро Пинамонти соответственно). В те же годы Н. С. задумал издание полного собрания творений свт. Григория Паламы , к-рое было им подготовлено и отправлено в венскую типографию, где, однако, было утрачено, т. к. по просьбе тур. правительства типография была разгромлена под предлогом того, что там печатались революционные воззвания Ригаса Фереоса. Сохранилось лишь предисловие к этому собранию. До сих пор продолжаются споры, можно ли отождествить отдельные найденные позднее рукописи с подготовительными материалами к этому изданию (см.: Citterio. 2002. P. 924-925; Rigo. 1997; Idem. 2001. P. 164. Not. 56). Утрата столь важного для Н. С. труда стала для него тяжелым ударом, от к-рого он долго не мог оправиться ( Νικδημος (Μπιλλης). 2007. Σ. 15. § 14). В кон. 90-х гг. XVIII в. вместе с мон. Агапием Леонардом, автором «Собрания канонов», изданного в Венеции в 1787 г. ( Citterio. 2002. P. 912), Н. С. перевел на новогреч. язык каноны правосл. Церкви. Сборник получил название «Пидалион» (или «Кормило», что сходно с рус. названием канонических сборников: «Кормчая книга»), в его состав вошли и толкования канонов, сделанные Н. С. «Пидалион» был издан в Лейпциге в 1800 г., однако афонский иером. Феодорит из Янины на стадии передачи рукописей в типографию внес в текст произвольные исправления и дополнения, искажавшие первоначальный смысл, что также стало тяжелым потрясением для Н.

http://pravenc.ru/text/2565602.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010