расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕНЬШИЙ РАСПЕВ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 44 , С. 719 опубликовано: 23 июня 2021г. МЕНЬШИЙ РАСПЕВ - см. Малый распев . Рубрики: Церковная музыка. Основные понятия Ключевые слова: Церковная музыка. Основные понятия Меньший распев - см. Малый распев См.также: A CAPPELLA alla cappella [итал. - как в церкви (часовне); для хора см. также Капелла] хоровое пение без инструментального сопровождения АВТЕНТИЧЕСКИЙ ЛАД термин, применяемый в современном музыкознании к группе из 4 основных ладов в системе осмогласия христианских певческих культур Востока и Запада АГИОС 1) В греческой церковной традиции - обозначение важнейшего лика святости 2) Встречается как устойчивое словосоч. с именами изображаемых святых в надписях на иконах АЛЬТ название певческого голоса и исполняемой им партии Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/2562998.html

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " #bfeccafb6d Закрыть Почему наши труды часто бывают напрасными? Размышления архимандрита Маркелла (Павука), духовника Киевских духовных школ Архимандрит Маркелл (Павук)   09:14 05.12.2017 893 Время на чтение 3 минуты Рембрандт. Притча о безумном богаче «...У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12:16-21). Такую притчу предлагает нам Церковь для рассуждения в 26-ю Неделю по Пятидесятнице. В каждом евангельском повествовании имеются два смысла: буквальный и аллегорический. Если рассматривать данную притчу буквально, то в ней говорится о бессмысленности собирания земных благ, если при этом утеряна из виду главная цель служения Богу и ближним. Действительно, какой смысл в том, что у тебя два высших образования, престижная работа, большой дом, машина, дача, но при этом ты в разводе с женой, в твоих огромных апартаментах не слышно детского смеха? Какой смысл в стремительной карьере, если ты постоянно не в ладах со своими друзьями и если кому-то нужен, то лишь до тех пор, пока спонсируешь их своими деньгами и покрываешь их беззакония? Но если ты и не сильно богат, живешь от зарплаты до зарплаты и еле сводишь концы с концами, занимаешь деньги, чтобы заплатить за свет и тепло, и при этом не умеешь за все благодарить Бога и не роптать, то ты тоже похож на этого евангельского безумца, ибо больше думаешь о земном, нежели о небесном, ленишься ходить в воскресные и праздничные дни в храм, и из-за этого сердце твое стало жестоким. Ты забыл о духовной жизни и вечности.

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/5/poc...

" Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны " . Спаси и сохрани, Господи! Мария 16 мая 2016, 13:22 С мужем жили не в ладах. много несчастий претерпела. через 20 лет разошлась. И вот, как только увижу его во сне, несчастья не заставляют себя ждать одна горше другой. Хорошо, что снится редко. Елена 16 мая 2016, 12:48 Погодите, но ведь есть же и счастливые приметы. А к ним как относиться? Или, мама говорит, что в деревне у них на раннюю снежную Пасху, должно солнце " играть " . Один раз позвонила мне (я тогда болела) и говорит " выгляни в окно, посмотри на солнышко " я смотрю и правда играет, никогда такого не видела. Говорят очень добрая примета голубку увидеть на кресте на церкви (по-моему у Б. Акунина описано). Ну и наконец, если у меня левая ладошка чешется, почти всегда к деньгам. Это вот как получается? Себе внушить можно, а им ?? Татьяна Константиновна (Киев Украина) 16 мая 2016, 11:59 А ты не верь - и не сбудется!!! Святый отче Серафиме, моли Бога о нас! Лариса Воронина 16 мая 2016, 09:16 //Елена 14 мая 2016, 14:00 Ой, да ладно, собрались тут все кто в приметы не верит и давай хвастаться.//Но Господь сказал мне: " довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи " . И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова (Кор. 12, 9). - почему б не похвалиться в таком случае?//Извините люди добрые, а вот я вам не верю. У каждого есть свой " пунктик " .//Пунктика у меня нет, и я могу это доказать. Я напрочь лишена интуиции. Когда что-то где-то происходит, я пребываю в самом благодушном и расслабленном настроении. Пыталась подмечать такое настроение – ничего не происходит. В итоге плюнула на это дело, простите за просторечие, и престала связывать себя обязательствами перед суевериями. Раве что мысленно перекрещиваю документы, когда имею дело с государственными органами. Но это вроде суеверием уже не назовешь? :) Ольга Л 16 мая 2016, 08:46

http://pravoslavie.ru/93265.html

— Почему же-с? Я ведь, кажется, тоже товарищ, и, признаюсь, мне даже обидно, что меня обошли, — заклокотал было я опять. — А где вас было искать? — грубо ввязался Ферфичкин. — Вы всегда были не в ладах с Зверковым, — прибавил Трудолюбов нахмурившись. Но я уж ухватился и не выпускал. — Мне кажется, об этом никто не вправе судить, — возразил я с дрожью в голосе, точно и бог знает что случилось. — Именно потому-то я, может быть, теперь и хочу, что прежде был не в ладах. — Ну, кто вас поймет… возвышенности-то эти… — усмехнулся Трудолюбов. — Вас запишут, — решил, обращаясь ко мне, Симонов, — завтра в пять часов, в Hôtel de Paris; не ошибитесь. — Деньги-то! — начал было Ферфичкин вполголоса, кивая на меня Симонову, но осекся, потому что даже Симонов сконфузился. — Довольно, — сказал Трудолюбов, вставая. — Если ему так уж очень захотелось, пусть придет. — Да ведь у нас кружок свой, приятельский, — злился Ферфичкин, тоже берясь за шляпу. — Это не официальное собрание. Мы вас, может быть, и совсем не хотим… Они ушли; Ферфичкин, уходя, мне совсем не поклонился, Трудолюбов едва кивнул, не глядя. Симонов, с которым я остался с глазу на глаз, был в каком-то досадливом недоумении и странно посмотрел на меня. Он не садился и меня не приглашал. — Гм… да… так завтра. Деньги-то вы отдадите теперь? Я это, чтоб верно знать, — пробормотал он сконфузившись. Я вспыхнул, но, вспыхивая, вспомнил, что с незапамятных времен должен был Симонову пятнадцать рублей, чего, впрочем, и не забывал никогда, но и не отдавал никогда. — Согласитесь сами, Симонов, что я не мог знать, входя сюда… и мне очень досадно, что я забыл… — Хорошо, хорошо, всё равно. Расплатитесь завтра за обедом. Я ведь только, чтоб знать… Вы, пожалуйста… Он осекся и стал ходить по комнате с еще большей досадой. Шагая, он начал становиться на каблуки и при этом сильнее топать. — Я вас не задерживаю ли? — спросил я после двух минутного молчанья. — О нет! — встрепенулся он вдруг, — то есть, по правде, — да. Видите ли, мне еще бы надо зайти… Тут недалеко… — прибавил он каким-то извиняющимся голосом и от части стыдясь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Ведь напевы эти подвижны и развиты мелодически, особенно фиты. Невольно возникает вопрос: не стоили ли себе Глинка и Одоевский представление о том, каким должно быть русское хоровое (т.е. аккордовое) пение не на мелодически подвижном знаменном роспеве, а на протестантском хорале и на родственном ему канте? И величественность видели в спокойном, равномерном движении мелодии, cantus planus – какое свойственно протестантскому немецкому хоралу? И опять не пришла мысль обратится к исследованию своих, русских, древних церковных напевов, а решили искать решения возникшей перед Глинкой и Одоевским задачи опять-таки на Западе, у чужих: в теории западных средневековых церковных ладов! 721 Глинка, уже известный русский композитор, давший новое, более национальное направление русской светской музыке, перед самой своей смертью поехал в Берлин к известному тогда теоретику, специалисту и знатоку западных церковных ладов Дену, чтобы под его руководством изучать технику композиции в этих ладах. По словам Глинки, он надеялся этим изучением оказать содействие к «проложению хотя бы тропинки нашей (т.е. русской) церковной музыке» 722 , считая, что занятия с Деном «будут с пользой применены для отечественной церковной музыки». По мнению Глинки, древние греческие ноты оказались «еще богаты средствами и почти то же самое, что наши церковные». Но именно в этом «почти» и скрывалась основная ошибка Глинки и Одоевского, отождествлявших музыкальные основания русских уставных напевов (еще далеко не изученных) с напевами не только григорианского напева, но и вообще с сочинениями в стиле Палестрины, Орландо Лассо и других их современников. Мысль обратиться к изучению западных церковных ладов появилась у Глинки при слушании исполнения произведений западной церковной музыки в церковных ладах в концертах капеллы графа Шереметьева, под управлением Г.Я.Ломакина. Для русского хорового церковного пения Глинка написал чрезвычайно мало, и произведения его остались, в общем, почти без влияния на дальнейшее развитие композиторской техники в русском хоровом церковном пении.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

—550— вать даже таких превосходных композиторов, как Турчанинов, забывая ту простую истину, что главные достоинства духовно-музыкальных сочинений – их молитвенность и теплота религиозного чувства, – их умилительность, – а это качество проникает весьма многие переложения Турчанинова и других ему подобных композиторов. Нельзя же вооружаться против таких превосходных произведений только потому что в них западная гармонизация. «По мнению многих авторитетных художников и знатоков церковного пения», говорит С.А. Рачинский, «употребление в нем западных ладов есть отступление от истинного характера православного песнопения, и должно быть безусловно заменено гармонизацией в ладах церковных. 2143 Позволяю себе думать, что художественная деятельность последних двух столетий не может быть выкинута из истории нашего церковного пения, что рядом с искажениями, которые надлежит устранить, она внесла в его область действительное обогащение. Лучшие сочинения и переложения Бортнянского и его школы (в особенности Турчанинова) не могут быть исключены из сокровищницы наших церковных песнопений. Лады западные из нее не исчезнут. Следует только заключить их употребление в должные границы, восстановить в ее правах гармонизацию в ладах церковных, естественная область которых несравненно обширнее, чем область ладов западных. Определить, разграничить эти области – дело художественного чутья, будущей деятельности гениальных композиторов, – еще более, чем дело музыкальной теории. И не на основании теоретических соображений позволяю я себе выразить это мнение, а на основании практических наблюдений.» – Реакция против избытка ненужных диссонансов воздвигла гонение на всякие диссонансы (гармония, перелож. Потулова), не смотря на высокую красоту и, так сказать, идейность многих из них, способных до глубины потрясти душу, вызвать в ней напряженные и теплые чувства покаяния и смирения. Все эти увлечения конечно могут только замедлить ход дела; но пусть так, – увлечения и ошибки неизбежны на пути к истине.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О грузинском национальном пении, знаток музыки г. Корещенко говорить следующее: «стиль грузинских народных песен, В смысле диатонического строения мелодии, строго выдержанного характера, пластической красоты, церковных ладов и отсутствия хроматизма, тождествен со строгим стилем грузинского церковного обихода... Народные песни грузин все построены в древних церковных ладах, со свойственными этим ладам каденциями и модуляциями, применяемыми с. большим искусством и звучащими как то своеобразно и оригинально» 208 . В своем наблюдении над восточной музыкой, автор подробно говоря об обилии народных песен у грузин, о красоте и поэтическом вдохновении указанных песен, неопровержимыми данными доказывает влияние грузинской музыки на армянское пение, а в конце, а на основании параллели между грузинскими и малороссийскими пениями, устанавливает родство между ними, общую музыкальную фактуру. Кроме приведенных композитором Корещенко одинаковых мотивов между грузинскими и украинскими песнями, укажем мы еще на одну знаменитую малороссийскую плясовую хоровую песнь: «Гоп мои гречаники....», которая заимствована из такой же вечно юной плясовой, распеваемой хором песни: «cangala da gogona» (цангала да гогона). Несомненно, что украинцы свои прекрасные мелодии черпали из высокохудожественных сокровищниц грузинской народной музыки. «От разных народов наслушалась песен древняя Русь, говорит проф. Максимович, и может быт многие звуки из тех песен отзывались в пении русском» 209 . Подобно Грузии и Украина песенная страна. У обоих на родов каждоё время года, каждое занятие, к сельскому быту и жизни семейной относящееся, сопровождаются особенными песнями. Минорному ладу грузинских песен соответствует тоска, важнейшее свойство украинских песен 210 . Когда. г. Корещенко специально изучить все богатство грузинской национальной музыки, то убедится, что грузинское церковное пение построено в древнейших народных ладах, а не наоборот.: Не могу разделить мнения уважаемого О. Пол. Карбелова о томъ 211 . будто на грузинское пение имели влияние еврейские мелодии. Когда предки грузин KHaldi, как показывают раскопки в Халдее, имели высокую культуру, на исторической сцене евреев тогда еще не был и когда они появились, то долго еще вели кочевой образ жизни, следовательно если кто у кого мог заимствовать, то скорее евреи от наших предков, но никак ни наоборот.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5 окт. [без года] Милость Божия буди с Вами! Получил подсвечник. Благодарствую. Самый удобный и уже поновлен. Спаси Вас, Господи! Благодарствую и за конспект. – Кажется, он так прост, что можно сейчас читать. Критический отдел – поставить бы под конец... и заставить решать вопросы, сюда относящиеся, самих учеников по прослушании ими всей педагогики... Зачем эта общая – или собственно педагогика поставлена под конец? В ней полагать начало и для дидактики. И пункты не на месте, и повторений не избежать. Дело, впрочем, само все покажет. Пишет Ник. Вас., что получение мною денег и тех, что назначены на подъем, и тех, кои назначены в пенсию, отнесено на Казначейство. А бумаги ко мне нет. Спят. Между тем Казначейство Тамбовское, может быть, получило уже бумагу. Сходите, пожалуйста, и узнайте, получило ли? Если получило, попросите кого там следует, чтобы оно перевело сие в Казначейство Шацкое и дало мне знать. В таком случае можно обойтись и без Синодской бумаги. Они тут и ничего уже не значат. Подъемных 500 руб[лей], пенсии 1000 р[ублей] в год. Это со дня увольнения. Стало, надо с 17 июня – получить и те. Вот и годится. Тогда можно частичку вам на новоселье оставить. Помоги вам, Господи, устроиться по квартире. Где нашли?! Благословенны да будут в сем труды протопопицы. Всех Вам благ от Господа желаю. Ваш богомолец Ф. Е. 462. О недоразумениях в отношении с сослуживцами О недоразумениях в отношении с сослуживцами: помолчи немного и заходи на мировую. 10 окт. [без года] Бог в помощь! Спасайтесь! Благослови Вас, Господи. – Давно не слышно о Вас. Надо почаще извещать. – Княгиня здесь. Здравствует и кланяется. У ней Алеша, который успевает очень ростом, а отчасти и головой. Зачем это начинается скрип с попечителем. С ним заскрипишь, заскрипишь и с соседом его и с родством его... Со скрипом скверно жить. – Надо поладить с о N.. и действуй поосторожней. Ну что ж, если не успел он починить крыши ныне, на следующий год починит. Если вы разладили... помолчи немного и заходи на мировую... а помирившись, расположись и на жертву. Вышенский игумен, кажется, с ним в ладах. Его употреби. Так моя мысль – не скрипи – терпением побеждай. Чего ныне не хочет сделать, завтра сделает, – Моршанцы туго идут на сие дело. – И к нам в училище никто нейдет. Круто не надо действовать. Действуй – будто не замечаешь. А скрипеть никак нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

е. таких, которые являлись подозрительными с точки зрения скромности и целомудрия. О патриархе Парфении II дошли до нас известия исключительно неблагоприятные. Его называют надменным и резким по характеру – человеком тиранических свойств; он пренебрежительно относился к прочим архиереям. Столь же пренебрежительно он относился и к богослужебным порядкам; не любя и не уважая продолжительных церковных последований, он стал выводить их из практики, так он воспретил употреблять в церкви так называемое песненное последование, изложенное известным Симеоном Солунским . Кажется, за резкость характера и надменность Парфений получил прозвание: «Оксис» и Голиаф. 2209 Этому же Парфению приписывается взяточничество. 2210 Не лучше этого Парфения —281— был и другой Парфений IV, Греками прозванный «Могилалом», а Турками – хумхумом – за то, что он говорил сильно в нос. Прежде всего, о нём нужно сказать то, что патриаршие решения он давал за деньги, разумеется в том случае, когда они должны быть благоприятны для лиц, искавших этих решений. При этом случалось, что осторожный патриарх наперед требовал от своих просителей денег, а склонные к подозрительности просители – иной раз – говорили патриарху: «сначала дай грамоту, а потом получишь и деньги». 2211 С архиереями и архонтами Парфений Могилал жил не в ладах. И однажды раздосадованный порицаниями, которые ему пришлось услышать от архиереев и архонтов, он позволил себе следующее: отыскал какого-то грамотного араба, заставил его написать на имя султана донос на архиереев и архонтов; тех и других патриарх в своем доносе выставил мятежниками, злоумышлявшими на жизнь самого султана. К счастью, великий визирь, которому попал в руки донос, разъяснил султану, что донос патриарха есть клевета. И результатом каверзы было то, что и писец-араб и сам патриарх были достойным образом наказаны. 2212 Число недостойных патриархов было значительно и в XVIII веке. Не отличался никакими достоинствами патриарх Косма III. Он сначала был архиепископом синайским, а потом хищнически (ληστρικς) сделался патриархом александрийским – хищнически, потому что он посажен был на кафедру еще при жизни предшествующего патриарха александрийского.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

- Не только. Огурчиков, яиц, хлеба домашнего. Софья даже зажмурилась. - Домашний хлеб с молоком... Это что-то! Неси гостинцы, Федор Федорович. А мы тебе заодно и про наши планы расскажем. - Зачем? - засмущалась вдруг Юля. - Вот тебе раз! Как гостинчиков - так что привез, а о том, как дальше собираешься жить, - человек, выходит, не обязан знать? Федор с благодарностью посмотрел на Софью. - Эх, Софья Николаевна, не умею красиво говорить, а то сказал бы. - Представь, что умеешь. Говори. - Говорить? Хороший вы человек. Спасибо. А теперь я пойду за гостинцами. Новоюрьевск поздним вечером производил впечатление покинутого города. Киреев шел по пустынным улицам, и только полная луна на темном небе сопровождала одинокого путника. Михаил нежно любил этот город, где ему был знаком каждый дом, каждое дерево. Когда Киреев, где бы он ни находился, слышал первые аккорды песни " Где-то есть город, тихий, как сон " , в памяти вставал Новоюрьевск. В детстве ему все здесь казалось огромным - двух- и трехэтажные дома, вязы и тополя на широких улицах... Где-то есть город, тихий, как сон, Пылью тягучей по грудь занесен... А ведь были времена, когда по сравнению со своим ближайшим соседом - стариком Старгородом - Новоюрьевск казался молодым, полным сил человеком. Работали шахты, заводы, фабрики, ради которых на месте бывшего рудника и был построен Новоюрьевск. Постепенно из Старгорода перешли сюда все учреждения и организации. На улицах всегда было полным-полно молодежи, детей. Телевизоры тогда были редкостью, а потому вечерний досуг старались проводить " на людях " . Мужики резались в домино, играла гармошка, кипели футбольные и волейбольные баталии. Билеты на вечерний сеанс в местный дом культуры невозможно было достать. Бок о бок жили русские, украинцы, немцы, татары. Свадьбы, похороны, проводы становились событием не только одной семьи, а всего двора. Постарел Новоюрьевск. А может, это Киреев постарел? Двухэтажные дома показались маленькими и какими-то беззащитными. Или это он, беззащитный и маленький, ищет спасения в детстве? Так, наверное, бывает у всех, кто не в ладах с настоящим и ничего не ждет от будущего. Киреев вздохнул. Попытался пошутить: " Вход в город великого путешественника оказался не замеченным сидящими у телевизоров новоюрьевцами " . Захотелось выкинуть какую-нибудь шутку. Как в студенческую пору, когда он, подвыпив, кричал по ночам: " Люди, вставайте, я солнце! " Но вместо этого Михаил вполголоса запел ту песню:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2108...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010