Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРНОЛЬД Юрий Карлович (1.11. 1811, С.-Петербург - 8.07.1898, Каракаш, близ Симферополя), рус. муз. теоретик, критик, композитор, педагог. Род. в обрусевшей нем. семье. До 1863 г. и с нач. 90-х гг. XIX в. жил в С.-Петербурге, в 1863-1871 гг.- в Лейпциге, с 1871 г.- в Москве. Пользовался поддержкой и советами прот. Димитрия Разумовского , свящ. Петра Преображенского, В. Ф. Одоевского , Е. Ф. Корша, М. Ю. Вильегорского. В своей «Теории древлерусского церковного и народного пения» А. исходил из признания типологического родства рус. певч. искусства с античным, излагая по сути теорию древнегреч. ладов на основании трактатов Евклида, Псевдо-Евклида, Аристида Квинтилиана и др. А. абсолютизировал значение звукоряда как высшей формы музыки, соответствующей акустическим законам. Из древнегреч. «совершенной системы» он выводил систему ладов, отождествляя их с гласами. Отличительными особенностями гласов А. считал господствующие и конечные тоны. Разрабатывая правила гармонизации знаменного распева, А. не делал различий между категориями модальной монодической и тонально-функциональной систем, он приравнивал конечный тон к тонике, глас - к тональности. Гармонизация, по А., должна быть основана на естественной логической связи аккордов между собой при подчинении тоническому аккорду и на правилах плавного голосоведения. Эти принципы А. воплотил в демественной «Литургии Иоанна Златоуста» (1871, опубл. в 1897). Ошибочность теории А. доказывали мн. рус. музыковеды, в т. ч. Н. И. Компанейский , тем не менее у нее были последователи (напр., прот. Димитрий Аллеманов ). В своих «Воспоминаниях» А. описал встречи с прот. Петром Турчаниновым , А. Ф. Львовым , Г. Я. Ломакиным , М. И. Глинкой . Соч.: Теория древлерусского церковного и народного пения на основании автентических трактатов и акустического анализа. М., 1880. Вып. 1.: Теория православного церковного пения вообще, по учению эллинских и византийских писателей; Гармонизация древнерусского церковного пения по эллинской и византийской теории и акустическому анализу. М., 1886; Воспоминания. М., 1892-1893. 3 вып.

http://pravenc.ru/text/76142.html

Матфей (Мормыль). Коломна, 1999. С. 284; Припевы акафиста [Иисусу Сладчайшему], «Аще и всегда»//Песнопения Постной Триоди/Ред.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 2000. С. 248, 254; «Объятия отча»//Воскресные службы Постной Триоди/Ред.: Е. С. Кустовский. М., 2000. С. 115; ексапостиларий «Разбойника благоразумнаго», ектения на вечерне Великого поста (гармонизация Н. И. Озерова): Излож. архим. Матфея (Мормыля)//Песнопения Страстной седмицы/Сост.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 2002. С. 224, 258), «скитский» («Взбранной Воеводе»// Георгиевский М. И., свящ. Домашнее пение православного христианина. М., 1886; «Милость мира»/Ред.: Е. Б. Резниченко. М., 1991. С. 19; то же//Песнопения Божественной литургии/Ред.: игум. Никифор (Кирзин). Серг. П., 1992. С. 55), «пустынный» (Херувимская//Сборник духовно-муз. песнопений/Изд.: П. М. Киреев. Пг., 1916. Сб. 19: На литургии/Ред.: Г. Я. Извеков. 39; Сугубая ектения//Ектении/Ред.: Е. Б. Резниченко. М., 1991. 9). В ряде случаев такие названия давались авторским стилизациям ( Иванов-Радкевич П. О. Духовно-муз. соч. и перелож. М., 21: «Достойно есть»: Монастырского распева; Голованов Н. С. Херувимская: (Монастырская): Для муж. хора: Op. 1, 1. М., б. г.). Изд.: Круг церковных песнопений обычного напева Московской епархии. М., 1882-1915. 4 ч.; Матфей (Мормыль), архим. Подобны старинных монастырских напевов. М., 20162. Лит.: Свод напевов. 2002; Песнопения Русской Православной Церкви: Кат.: Сборники песнопений разных композиторов и песнопений без указ. автора/РГБ, сост.: А. А. Семенюк. М., 2003. С. И. Никитин Рубрики: Ключевые слова: A CAPPELLA alla cappella [итал. - как в церкви (часовне); для хора см. также Капелла] хоровое пение без инструментального сопровождения АВТЕНТИЧЕСКИЙ ЛАД термин, применяемый в современном музыкознании к группе из 4 основных ладов в системе осмогласия христианских певческих культур Востока и Запада АГИОС 1) В греческой церковной традиции - обозначение важнейшего лика святости 2) Встречается как устойчивое словосоч. с именами изображаемых святых в надписях на иконах

http://pravenc.ru/text/2564102.html

С. 47-48, 73-74, 98-99, 122-123, 131, 208. (История полифонии; 1); Rastall R. The Notation of Western Music: An Introd. L., 1983; Gallo F. А. Die Notationslehre im 14. und 15. Jh.//Die mittelalterliche Lehre von der Mehrstimmigkeit. Darmstadt, 1984. S. 257-356. (Geschichte der Musiktheorie; 5); Поспелова Р. Л. Гарландия - Франко - Витри: три реформатора в мензуральной теории XIII - нач. XIV в.//Laudamus: Сб. ст. М., 1992. С. 222-229; она же. Западная нотация XI-XIV вв.: Основные реформы (на мат-ле трактатов). М., 2003; она же. Трактаты о музыке Иоанна Тинкториса. М., 2009; Busse-Berger A. M. Mensuration and Proportion Signs: Origins and Evolution. Oxf., 1993. (Oxford Monographs on Music); Барсова И. А. Очерки по истории партитурной нотации (XVI - 1-я пол. XVIII в.). М., 1997; Hiley D. e. a. Notation, § III. History of Western Notation//NGDMM. 20012. Vol. 18. P. 73-189; Коклико А. П. Compendium musices (1552)/Публ., пер., исслед. и коммент.: Н. И. Тарасевич. М., 2007; Гирфанова М. Е. Транскрипция мотетов Филиппа де Витри как реконструкция//Старинная музыка. 2011. 1/2 (51/52). С. 22-27; она же. О новой форме полиметрии в Ars subtilior посл. четв. XIV - нач. XV в. («Tractatus figurarum» Филиппа де Казерта)//Проблемы муз. науки. Уфа, 2012. 1(10). С. 121-125; она же. Мензуральная система как исторический тип западноевроп. муз. метра: Докт. дис. Каз., 2015; Тарасевич Н. И. О мензуральной нотации, а также о канонах мензуральных и пропорциональных//Журнал Об-ва теории музыки. 2013. 3(3). С. 198-119 (Электр. ресурс: Ключко С. И. Западноевропейская пятилинейная нотация: Этапы становления: Учеб. пособие по курсу «История нотации». Владивосток, 2014; DeFord R. I. Tactus, Mensuration and Rhythm in Renaissance Music. Camb., 2015. М. Е. Гирфанова Рубрики: Ключевые слова: A CAPPELLA alla cappella [итал. - как в церкви (часовне); для хора см. также Капелла] хоровое пение без инструментального сопровождения АВТЕНТИЧЕСКИЙ ЛАД термин, применяемый в современном музыкознании к группе из 4 основных ладов в системе осмогласия христианских певческих культур Востока и Запада АГИОС 1) В греческой церковной традиции - обозначение важнейшего лика святости 2) Встречается как устойчивое словосоч. с именами изображаемых святых в надписях на иконах

http://pravenc.ru/text/2562984.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЬТ [лат. altus - высокий, нем. Alt, итал. alto], название певч. голоса (сольного и хорового) и исполняемой им партии: 1) низкие детские голоса с диапазоном g (a) - e2 (f2) и исполняемая ими или низкими женскими голосами (меццо-сопрано, контральто) партия в хоре, вокальном ансамбле (диапазон a (b) - e2 (f2)). 2) В многоголосной музыке (вокальной или хоровой) голос (партия), расположенный ниже дисканта (сопрано), но выше тенора . В этом значении А. стал употребляться с XV в. Ранее, в традиции трехголосного пения, голос назывался контратенором. Партия А. в ранних четырехголосных сочинениях a cappella (XV в.) исполнялась мужчинами. В России термин появился в XVII в., в процессе общекультурного влияния Запада (вероятно, через Украину). Отражает принцип высотной дифференциации голосов, до этого на Руси не использовавшийся. 3) Название контральто в немецкоязычных странах. Н. В. Гурьева Рубрики: Ключевые слова: КОКИЗНИК вид музыкально-теоретического руководства, представляющий собой свод попевок знаменного распева - устойчивых мелодических оборотов, к-рые являются его основной структурной единицей МОТЕТ широко распространенное в XIII-XVIII вв. жанровое обозначение вокальных или вокально-инструментальных полифонических произведений на разнообразные тексты преимущественно духовного характера A CAPPELLA alla cappella [итал. - как в церкви (часовне); для хора см. также Капелла] хоровое пение без инструментального сопровождения АВТЕНТИЧЕСКИЙ ЛАД термин, применяемый в современном музыкознании к группе из 4 основных ладов в системе осмогласия христианских певческих культур Востока и Запада

http://pravenc.ru/text/114168.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство A CAPPELLA alla cappella [итал. - как в церкви (часовне); для хора см. также Капелла] хоровое пение без инструментального сопровождения АБЛАМСКИЙ Даниил (кон. 20-х или нач. 30-х гг. XIX в.- после 1888), священник в селе Козлове Переяславского уезда Полтавской губернии АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АВТЕНТИЧЕСКИЙ ЛАД термин, применяемый в современном музыкознании к группе из 4 основных ладов в системе осмогласия христианских певческих культур Востока и Запада АВТОРСКИЕ РАСПЕВЫ музыкальные варианты церковных песнопений, созданные древнерус. распевщиками и обозначенные в певческих книгах именами мастеров АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/rubrics/123062.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. Г. Андриадзе Рубрики: Ключевые слова: АВТЕНТИЧЕСКИЙ ЛАД термин, применяемый в современном музыкознании к группе из 4 основных ладов в системе осмогласия христианских певческих культур Востока и Запада АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице

http://pravenc.ru/text/63418.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Теория музыки A CAPPELLA alla cappella [итал. - как в церкви (часовне); для хора см. также Капелла] хоровое пение без инструментального сопровождения АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВТЕНТИЧЕСКИЙ ЛАД термин, применяемый в современном музыкознании к группе из 4 основных ладов в системе осмогласия христианских певческих культур Востока и Запада АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице АЛЕКСАНДР (Светлаков Андрей Иванович; 1839-1895), еп. Калужский и Боровский, автор духовн. хоров и статей по церк. музыке АЛЕКСАНДР МЕЗЕНЕЦ (Стремоухов; нач. XVII в.– после 1667), мон. звенигор. Саввино-Сторожевского мон-ря, муз. теоретик АНАГРАММАТИЗМ один из основных видов композиции в поздневизантийском певческом искусстве, означает перестановку «грамм», т. е. слов, синтагм или целых стихов поэтического текста песнопения АРМЯНСКАЯ НОТОПИСЬ (Новая армянская нотопись), система записи монодических песнопений, изобретенная в 10-х или 20-х гг. XIX в. западноарм. музыкантом свящ. Амбарцумом Лимонджяном АСАФЬЕВ Борис Владимирович (лит. псевд. Игорь Глебов; 1884-1949), рус. музыковед, автор статей о церк. музыке и духовных композиций БОЭЦИЙ Аниций Манлий Торкват Северин (ок. 480 - 524 или 526), рим. философ, богослов и гос. деятель, св. католич. Церкви (пам. зап. 23 окт.) БРАЖНИКОВ Максим Викторович (1902 - 1973), исследователь древнерус. певч. искусства, автор книг и статей по истории и теории церковного пения в России, композитор

http://pravenc.ru/rubrics/123244.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковная музыка A CAPPELLA alla cappella [итал. - как в церкви (часовне); для хора см. также Капелла] хоровое пение без инструментального сопровождения АБЛАМСКИЙ Даниил (кон. 20-х или нач. 30-х гг. XIX в.- после 1888), священник в селе Козлове Переяславского уезда Полтавской губернии АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВТЕНТИЧЕСКИЙ ЛАД термин, применяемый в современном музыкознании к группе из 4 основных ладов в системе осмогласия христианских певческих культур Востока и Запада АВТОРСКИЕ РАСПЕВЫ музыкальные варианты церковных песнопений, созданные древнерус. распевщиками и обозначенные в певческих книгах именами мастеров АГИОС 1) В греческой церковной традиции - обозначение важнейшего лика святости 2) Встречается как устойчивое словосоч. с именами изображаемых святых в надписях на иконах АЗБУКА ПЕВЧЕСКАЯ условный термин, применявшийся с XVIII в. для обозначения различных по содержанию музыкально-теоретических руководств АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице АЛЕКСАНДР (Светлаков Андрей Иванович; 1839-1895), еп. Калужский и Боровский, автор духовн. хоров и статей по церк. музыке АЛЕКСАНДР МЕЗЕНЕЦ (Стремоухов; нач. XVII в.– после 1667), мон. звенигор. Саввино-Сторожевского мон-ря, муз. теоретик АЛЯКРИЦКИЙ Алексей Иванович (1786 -?), вероятно, автор " Проекта об отпечатании древнего российского крюкового пения " АМАБИЛИЙ (397 - ок. 475), регент собора г. Арвернора, затем приходск. свящ., св. (пам. зап. 1 нояб., 11 июня) АНАГРАММАТИЗМ один из основных видов композиции в поздневизантийском певческом искусстве, означает перестановку «грамм», т. е. слов, синтагм или целых стихов поэтического текста песнопения

http://pravenc.ru/rubrics/123242.html

Разделы портала «Азбука веры» Глас – особый мотив (лад), используемый в практике богослужебного пения Православной Церкви . Существует четыре основных (автентических) гласа — 1,2,3,4 и четыре производных (плагальных) — 5й к 1му, 6й ко 2му, 7й к 3му, 8й к 4му. Каждый из плагальных гласов завершает и углубляет содержание соответствующего автентичного гласа. 4 главных (прямых, или высоких) и 4 плагальных гласов (косвенных, или низких) вместе образуют осмогласие – систему восьми гласов. Принцип осмогласия был в свое время принят Русской Церковью от Церкви Греческой и является музыкальной основой богослужения. Однако, понятие осмогласия в греческой традиции отличается от нашего. У греков глас- это лад, тональность. В русской традиции глас — это некоторая мелодия, закрепленная раз и навсегда. Каждый глас имеет помимо характерной для него тональности, лада, еще и наиболее употребительные в данном гласе мелодические обороты — попевки. Большинство песнопений (из Октоиха ) богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Каждую субботу вечером, на воскресной всенощной происходит поочерёдная смена одного из восьми гласов. Каждый глас господствует в богослужении всю седмицу до субботы включительно, сообщая ей благодать минувшего дня воскресного. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл, повторяющийся в течение года несколько раз (см. богослужебные круги ). Звучание Описание Глас 1 05:06 Т.н. глас Богоявления . Сокращенный греческий распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре. Глас 2 04:29 Глас Исхода , напоминающий о смирении. Сокращенный греческий распев. Одноголосно исполняется в соль-мажоре. Глас 3 04:33 Глас Небесной радости . Сокращенный греческий распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре. Глас 4 04:51 Глас Всепразднственный . Обычный распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре. Глас 5 05:05 Глас Поклонения . Киевский распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре. Глас 6 04:23 Глас Покаяния . Болгарский распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре.

http://azbyka.ru/glas

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИХИМЫ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 28 , С. 642 опубликовано: 14 ноября 2016г. ИХИМЫ - см. Интонационные формулы . Рубрики: Церковная музыка. Основные понятия Ключевые слова: Музыка. Теория Ихимы - см. Интонационные формулы См.также: АВТЕНТИЧЕСКИЙ ЛАД термин, применяемый в современном музыкознании к группе из 4 основных ладов в системе осмогласия христианских певческих культур Востока и Запада АГСАВАЛИ грузинский богослужебный певческий термин БАС самый низкий муж. певч. голос ВАКХИЙ греч. муз. теоретик Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/1237953.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010