2411 Система григорианского пения может быть представлена в след. виде: 1) автентический лад: ре, ми, фа, соль, ля, си, до, ре. 1) плагальный – ля, си, до, ре, ми, фа, соль, ля. 2) автентический – ми, фа, соль, ля, си, до, ре, ми. 2) плагальный – си, до, ре, ми, фа, соль, ля, си. 3) автентический – фа, соль, ля, си, до, ре, ми, фа. 3) плагальный – до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. 4) автентический – соль, ля, си, до, ре, ми, фа, соль. 4) плагальный – ре, ми, фа, соль, ля, си, до, ре. 2412 Чтения в общ. любит. дух просв. 1889 г., I, 21 стр., статья: Богослужебная музыка Западной Церкви. 2415 Преображенский – Реформа богосл. пения в кат. церкви. Русск. муз. газета, 1847, 11, 1527 стр. 2420 Оратория происходит от Лат. слова: oratorium – молитвенный зал. Применение этого названия к рассматриваемой музык. форме объясняется следующим образом. Некто Филипп Нери – священник, стал устраивать религиозные собеседования в молитвенном доме (oratorio) монастыря св. Джироламо и позднее в церкви Santa Maria в Валличелле. Для того, чтобы придать этим собраниям более торжественный характер Нери, вошел в соглашение с композитором Анимуччьа, который написал музыку, исполняемую на таких собраниях, так. назыв. «Laudi Spirituali». В зависимости от места исполнения и самые музык. произведения эти стали называться ораториями. 2425 9-го ноября прочитав одну очередную лекцию и придя снова в аудиторию, чтобы читать другую, я нашел на кафедре обращенную ко мне записку: «просим вас сказать свое слово по поводу смерти Льва Николаевича Толстого». Желание студентов в данном случае выслушать меня – православного апологета – я нашел естественным и законным. Я сказал то, что думал о Толстом. Но застигнутый врасплох предложением своих слушателей я, понятно, излагал свои мысли не в систематической и литературной форме и опустил нечто, что, мне кажется, следовало бы добавить. Теперь я печатаю свою речь, сообщая ей лишь некоторую отшлифовку и небольшие дополнения, но, не изменяя её существа и не снабжая её никакими дополнительными справками.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМБИТУС [лат. ambitus - объем], категория григорианского лада (церковного тона - см. Григорианское пение ; Modus ), обозначающая диапазон мелодии, совокупность звуков от нижней до верхней ее границы. В хоральном репертуаре различают узкообъемные мелодии, укладывающиеся в кварту, и мелодии с расширенным объемом. Пожалуй, самый большой А. (2 октавы) имеет офферторий «Tollite portas» (Поднимите врата) на текст Пс 23. 7, 9. В теории григорианских ладов А. является основным определителем разновидности парных ладов с общим заключительным тоном - финалисом. А. нечетного тона (см. Автентический лад ) лежит квартой выше четного (парного) тона (см. Плагальный лад ) (А. дается в совр. буквенной записи) Как термин модальной теории А. стал регулярно употребляться в трактатах XIV-XV вв. (впервые - в анонимной «Summula musicae Guidonis», позже - у Гобелина, Адама Фульдского , Тинкториса и мн. др.), хотя понятие «А.» существовало несомненно раньше. В значении объема мелодии это слово впервые употребил Гвидо д " Ареццо в 15-й главе трактата «Микролог» (ок. 1025). Лит.: Guidonis Aretini Micrologus. Cap. XV/Ed. by J. Smith van Waesberghe//Corpus scriptorum de musica/American Inst. of Musicology. [N. Y.], 1995. Vol. 4. P. 169; PL. 41. Col. 395; Sherr R., Powers H. Ambitus//NGDMM. L., 1980. Vol. 1. P. 11. С. Н. Лебедев, Н. И. Ефимова Рубрики: Ключевые слова: A CAPPELLA alla cappella [итал. - как в церкви (часовне); для хора см. также Капелла] хоровое пение без инструментального сопровождения АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВТЕНТИЧЕСКИЙ ЛАД термин, применяемый в современном музыкознании к группе из 4 основных ладов в системе осмогласия христианских певческих культур Востока и Запада АГИОС 1) В греческой церковной традиции - обозначение важнейшего лика святости 2) Встречается как устойчивое словосоч. с именами изображаемых святых в надписях на иконах

http://pravenc.ru/text/114324.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковная музыка. Основные понятия АВТЕНТИЧЕСКИЙ ЛАД термин, применяемый в современном музыкознании к группе из 4 основных ладов в системе осмогласия христианских певческих культур Востока и Запада АГИОС 1) В греческой церковной традиции - обозначение важнейшего лика святости 2) Встречается как устойчивое словосоч. с именами изображаемых святых в надписях на иконах ГОТИЧЕСКАЯ НОТАЦИЯ стиль западноевроп. певч. нотации, выработанный в позднесредневек. скрипториях в XII–XIII вв. и называемый в совр. музыковедческой лит-ре готическим по аналогии с лат. книжным письмом XIII–XVI вв. ДВОЗНАМЕННИК певч. книга, разновидность азбуки певческой (или ее раздел), содержание к-рой изложено параллельно 2 нотациями, одна из к-рых служит средством объяснения другой ЗАПЕВ 1. Певч. исполнение начала песнопения священником или руководителем хора. 2. В нек-рых слав. источниках под З. подразумевается стих псалма, к-рый припевается к последующей стихире КАНТАТА в западноевроп. музыке с XVII в. жанровое обозначение, относящееся к многочастным вокально-инструментальным сочинениям разного типа КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ НАПЕВ [киево-печерский распев], певч. традиция Киево-Печерской лавры, монастырская ветвь развития киевской церковнопевч. традиции КИЕВСКАЯ НОТАЦИЯ [киевское знамя], нотолинейная система записи одноголосных и многоголосных богослужебных песнопений РПЦ КЛАУЗУЛА многозначный муз. термин, применяемый преимущественно по отношению к многоголосной западноевроп. музыке ср. веков и эпохи Возрождения " КЛЮЧ ЗНАМЕННОЙ " принятое в совр. музыковедении название группы руководств по знаменной и путевой нотациям из рукописи РНБ. Кир.-Бел. 665/922 (Л. 1000 об.- 1028 об.), выполненной монахом Кириллова Белозерского мон-ря Христофором КЛЮЧИ НОТНЫЕ знаки нотного письма, наделяющие линии нотоносца (в обиходе называемые нотными линейками) и промежутки между ними значением определенной высоты звука КОКИЗА (какиза, кукиза), термин древнерус. муз. теории, обозначающий в крюковом пении основную структурную единицу песнопений - попевку КОКИЗНИК вид музыкально-теоретического руководства, представляющий собой свод попевок знаменного распева - устойчивых мелодических оборотов, к-рые являются его основной структурной единицей КОНДАКАРНАЯ НОТАЦИЯ присутствующая в древнерус. Кондакарях комплексная система невменной записи ограниченного корпуса песнопений, характеризующихся высокой степенью мелизматики КОНДУКТ Кондукт вокальный жанр периода Ars anmiqua на лат. рифмованный стих, чаще всего духовного содержания, как правило, в строфической форме КОНЦЕРТ жанр рус. церковной и духовной музыки, представляет собой одно- или многочастную композицию, главной спецификой к-рой является т. н. переменное многоголосие

http://pravenc.ru/rubrics/132920.html

Говоря о преподобном Иоанне Дамаскине как о творце Октоиха, следует учесть, что здесь речь идет о творчестве особого рода, не о личном индивидуальном творчестве, столь характерном для современности, но о творчестве соборном, осуществимом только в жизни Церкви. Коллективное творчество многих поколений, отдельных народов и целых культур, являя собою сокровищницу молитвенного мелодизма, было сведено стараниями преподобного Иоанна к тому единству и совершенству, в образе которого оно и стало действительным столпом пения всей Православной Церкви. Книга Октоих представляет собой систематическое распределение богослужебных текстов по роду молитвословий (стихир, тропарей, ирмосов), подчиненных последованию восьми певческих гласов, мелодический материал которых, в свою очередь, также распределяется на различные типы: стихирный, тропар-ный и т.д. Восемь гласов делятся на две группы по четыре гласа. Первые четыре гласа называются главными, или автентическими, а вторые четыре гласа – «косвенными», или плагальными. На основе 1-го гласа формируется 5-й, на основе 2-го – 6-й, на основе 3-го – 7-й и на основе 4-го – 8-й. Долгое время в науке бытовал взгляд, согласно которому каждый глас византийского или дамаскинова осмогласия соответствовал одному из ладов древнегреческой системы. На этом основании и связь автентических гласов с плагальными рассматривалась аналогично со связью автентических ладов с гипо-ладами древней Греции. Однако исследования Э. Веллеса и других ученых, а также расшифровки древних византийских мелодий показали, что византийское осмогласие создавалось из мотивов и мелодических формул, ассоциирующихся с определенными богослужебными ситуациями и получавших значение моделей для составления новых мелодий. Единых звукорядов для них на практике не существовало. Таким образом, связь гласов заключалась на самом деле не в родстве ладов, но в некоем сходстве мелодических формул, входящих в состав автентического и плагального гласа. Мысль об идентичности гласов и ладов могла возникнуть под влиянием уже более поздних теоретических сочинений греческих авторов XIII-XIV вв. Пахимера и Бриения, а также и под воздействием западноевропейской певческой практики, о чем речь пойдет далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8. Особенности богослужебного пения Западной Церкви Еще в античном мире сложилась ситуация, при которой Запад являлся некоей духовной провинцией Востока. Рим повелевал и властвовал политически, но именно Греция была источником духовных импульсов – религиозных, философских, эстетических. Такое примерно положение сохранилось и в христианские времена. Подобно тому как основные догматические споры волновали Восток и решались на Востоке, так и основные, фундаментальные положения богослужебного пения были сформулированы на Востоке, Западом же восприняты, усвоены и применены на практике, ибо пока Восточная и Западная Церкви составляли единое тело, то и пение их строилось на единой основе, представляя собой лишь различные интерпретации разработанной на Востоке системы, зиждящейся на триаде – осмогласие, центонность, невменная нотация. Именно такими своеобразными интерпретациями этой системы и являлись основные виды богослужебного пения Запада – пение амвросианское и пение григорианское. Амвросианское пение, как пение гораздо более раннее, чем пение григорианское, еще не знало полного осмогласия. Святитель Амвросий Медиоланский , занимавший епископскую кафедру с 374 по 397 гг. и заимствовавший у Востока принцип пения на гласы, ввел в употребление четыре гласа с греческими названиями: Protus, Deuterus, Trims, Tetanus. Им было введено также заимствованное у Востока антифонное пение. Некоторые гимны, составленные святителем Амвросием, употребляются в Западной Церкви и до сего дня, а приписываемый ему гимн «Те Deum» – «Тебе Бога хвалим» в известных случаях поется и Православной Церковью . Окончательное становление системы богослужебного пения на Западе связано с именем святого Григория Двоеслова – Папы Римского (590–604), прибавившего к четырем амвроси-анским гласам еще четыре, в результате чего получилась система, тождественная системе византийского октоиха с четырьмя автентическими и четырьмя плагальными гласами. Составленный святым Григорием антифонарий имел, очевидно, такое же значение для Западной Церкви, какое для Восточной Церкви имел октоих преподобного Иоанна Дамаскина .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГИОС [Агиа; греч. γιος, γα], святой, святая. Арх. Михаил. Мозаика ц. Сан-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне. Ок. 549 г. Арх. Михаил. Мозаика ц. Сан-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне. Ок. 549 г. 1. В греч. церковной традиции - обозначение важнейшего лика святости . 2. Встречается как устойчивое словосочетание с именами изображаемых святых в надписях на иконах, фресках, миниатюрах, предметах прикладного искусства. Наиболее ранний пример употребления слова «А.» известен в копт. искусстве, в частности на светильниках кон. V в., на рельефе рубежа V-VI вв. В ряде случаев употребляется по отношению к Богородице (надпись «Αγα Μαρα» на мозаике кон. VI в. в ц. Панагии Ангелоктисты , Кипр). Надписание А. присутствует на лабаруме (хоругви), рипидах, представляя собой начальный текст песнопения, прославляющего Творца: «Свят, свят, свят Господь Саваоф!» (Ис 6. 3). В этом же значении А. помещается на протодиаконском (в древности на диаконском) ораре . Среди особенностей употребления А. в церковнослав. языке можно назвать следующие: к окончанию греч. слова в муж. роде добавляется (  ); в жен. роде окончание приобретает различные варианты написания (        ); не всегда сохраняется определенный артикль ( или ); ï иногда заменяется на и проч. В рус. иконографической традиции до XIV в. употреблялось только греч. слово «А.», имевшее неск. вариантов написания (см. рис.). С XIV в. наряду с греч. написанием начинает появляться и рус. перевод слова «А.» (икона мучениц Параскевы, Варвары и Ульяны. Кон. XIV - нач. XV в. (ГТГ)), к-рый со временем полностью вытесняет греч. слово. 3. В рус. ното-линейных рукописях 2-й пол. XVII в. появление над текстом слова «А.» указывало на то, что данное песнопение исполнялось при погребении или поминовении усопших (см. Трисвятое ). Лит.: Кондаков Н. П. Лицевой иконописный подлинник. СПб., 1905. Т. 1: Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. С. 32-33; Ägypten Schätze aus dem Wüstensand. Wiesbaden, 1996. Abb. 52, 136, 139b, 143. М. С. Трубачева Рубрики: Ключевые слова: A CAPPELLA alla cappella [итал. - как в церкви (часовне); для хора см. также Капелла] хоровое пение без инструментального сопровождения АВТЕНТИЧЕСКИЙ ЛАД термин, применяемый в современном музыкознании к группе из 4 основных ладов в системе осмогласия христианских певческих культур Востока и Запада АДОПИСЬ, АДОПИСНАЯ слова, относящиеся главным образом к характеристике икон, на которых под красочным слоем или под левкасом были обнаружены изображения диавола

http://pravenc.ru/text/63306.html

Возможно, сложению канонических 8 мелодико-формульных «структур» (4 автентических и 4 плагальных), традиционно приписываемых прп. Иоанну Дамаскину , предшествовала систематизация напевов церковной гимнографии на 10 или 16 гласов. Так, в трактате «Агиополит» говорится о 16 гласах «в Асме» (Αισμα; скорее всего подразумевается к-польская традиция песненного последования ) и о 10 - в Святоградце (Αγιοπολτης; по всей вероятности, имеется в виду иерусалимская традиция). Однако указанное количество гласов не означает существование иных по мелодическим характеристикам гласовых систем; к 8 гласам в этой классификации прибавлялись дополнительные гласовые «субсистемы», а именно: 4 «медиальных» гласа, 4 «фторальных» или только 2 архаичных (глас νεναν и глас ναν). В самой ранней рукописи руководства Пападики , представляющего собой список певч. терминов (Ath. Laur. Γ. 67. Fol. 519, нач. X в.), указано 13 разновидностей гласов: 4 главных, 3 медиальных, 2 фторальных и 4 плагальных. В теоретических текстах встречаются и указания на соответствия названий гласов визант. О. и античных ладов: в трактате «Агиополит»: 1-й - иподорийский, 2-й - ипофригийский, 3-й - иполидийский, 4-й - дорийский, 1-й плагальный - фригийский, 2-й плагальный - лидийский, βαρς - миксолидийский, 4-й плагальный - ипомиксолидийский (The Hagiopolites. 1983. P. 36); в Пападики: 1-й - дорийский, 2-й - лидийский, 3-й - фригийский, 4-й - миксолидийский, 5-й - гиподорийский, 6-й - гиполидийский, βαρς - гипофригийский, 4-й плагальный - гипомиксолидийский (Vat. Barber. gr. 300, XV в.; см.: Tardo. 1938. P. 151, 152). Основными характеристиками гласа являются финалисы и система опорных тонов, а также наличие определенных, свойственных конкретному гласу мелодических формул. В визант. певч. традиции конкретным выражением характеристики гласа стали ихимы ( интонационные формулы ) - определенные настройки на ладовое содержание песнопения того или иного гласа, графически фиксировавшиеся в виде мартирий (комплекса буквенных элементов и невм) гласа.

http://pravenc.ru/text/2581627.html

Этим не кончились сношения его с Россией. «В 1714 году – продолжает он – посланы мы были в Европу и Эфиопию, больше сорока человек, ко всем потентатам европейским и эфиопским, о союзной единодушной компании греков, а я чрез Средиземное море в острова Циклады и Спорады, в чине экзарха, для расположения дани и распоряжения союзников, как им надо поступать, чтобы не впасть в подозрение у турков; оттуда в Пелоппонес, из Пелоппонеса в 1715 году в Венецию. И предлагал я в Сенате, чрез канцлера венецианского, о клятве патриарха константинопольского на греков, которые вступают в венецианскую службу, что он то учинил не от собственнаго произволения, но принужден был то писать по приказу визирскому, под страхом смерти. Предлагал также о корабельщиках островов, которые охотно желают служить республике; но они, откладывая мои предложения со дня на день, говорили, чтобы предложил, когда коллегия переменится; и, хотя переменялась неоднократно коллегия, однако ответа не получил и отправился в Вену, где услышал о взятии турками Мореи. (Следователи спросили Серафима: «не было-ль в это время на него каких подозрений»? Серафим отвечал, что «во время взятья от турков Мореи (в 1715 году) какой-то архимандрит Серафим пойман был от венециан в измене их республике к туркам и повешен в Неаполе, и пронеслось, что это он Серафим, а он был в Вене»). «В 1720 году прибыл я из Вены в Польшу, где десять лет жил под именем переводчика восточных языков». («Правда ли – спрашивали следователи – что ты имел свой дом и жену в Варшаве»? «По законному браку жены не имел, но токмо, поскольку человек мирской, имел при себе домостроительниц или служанок»). «И писал из Варшавы много раз к вице-канцлеру Головину, но ответа не получал. Потом в прошлом 1731 г. чрезвычайный посол Ягужинский и посланник Бестужев приказали мне ехать в Москву и я поехал из Варшавы 1-го мая 1731 года в Стокгольм, для коммерции с компаниею Балтическою, а оттуда в С.-Петербург для тех же предложений, о которых писал из Варшавы, именно о признании Иоанна Антония Ласкаря Комнина Палеолога, по признанию двора папскаго, по порядку времени и линии, и двора цесарскаго за законнаго наследника римской имперш, как явствует из книги его, недавно изданной под заглавием: анакефалеосис и из привиллегий его автентических, которыя при себе имеет о вечном союзе с ним и о помощи грекам на море».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

173-175 АВРААМИЙ ЗАТВОРНИК (не ранее 2-й трети XIII - нач. XIV в.), прп., Киево-Печерский (пам. 29 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АВРААМИЙ ИГУМЕН († между 1377 и 1399, возможно, 1392) прп. Киево-Печерский (пам. 29 окт. в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) 175-176 АВРААМИЙ МИРОЖСКИЙ Псковский († 1158), прп. (пам. 24 сент. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] († сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) 176-178 178-179 АВРААМИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 21 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) 180-181 АВРАМОВ Михаил Петрович (1681 или 1680-1752), статский советник, директор С.-Петербургской Оружейной канцелярии, автор проекта восстановления Патриаршества 181-182 182-183 183-184 АВРОН 1. Один из станов евреев во время путешествия их по пустыне из Египта в землю обетованную; 2. Река в Месопотамии (Иудифь 2. 24), точное местоположение к-рой неизвестно 186-190 190-198 АВТЕНТИЧЕСКИЙ ЛАД термин, применяемый в современном музыкознании к группе из 4 основных ладов в системе осмогласия христианских певческих культур Востока и Запада 198-199 АВТОКЕФАЛИЯ церковная, автокеф. Церкви - самостоятельные, не зависящие ни от какой иной поместной Церкви, но являющиеся частями Церкви Вселенской 199-202 202-203 203-204

http://pravenc.ru/vol/i.html

I. Католическая церковная музыка 1 . Амвросианское и григорианское пение. Западная Церковь заимствовала основы своего богослужения от церкви Восточной. Пример влияния Востока на устройство Богослужебного чина на Западе можно видеть в установлении св. —499— Амвросием антифонного пения, впервые появившегося в Восточной, Антиохийской церкви. «Когда Св. Амвросий Медиоланский управлял с 369 по 375 годы префектурой верхней Италии, он принял св. крещение и был избран в епископы медиоланские. В этом сане его сердечно приветствовал Архиепископ Каппадокийский св. Василий, нареченный Великим. Св. Василий прислал Амвросию также и свои уставы о литургии (institutiones liturgicae), которые последним были переведены на латинский язык и введены в употребление в общинах медиоланской епископии. Таким образом, Амвросий должен был обучить свою паству греческим гласам, чтобы поставить её в возможность употреблять их в своих церквах. Что это действительно так было, о том свидетельствует св. Августин, утверждая, что «тогда было установлено петь гимны на манер восточных общин». 2405 Составленный Амвросием гимн: «Тебе Бога хвалим» и по своему содержанию, и по некоторым выражениям имеет большое сходство с хвалебно-молитвенным гимном Триипостасному Богу св. Григория Назианзина . Но так как св. Григорий Назианзин писал свои гимны в уединении в 382 году, а гимн Амвросия относится к 386 году, то нет никакого сомнения, что этот хвалебный гимн Амвросиевский есть, собственно говоря, гимн греческой церкви IV века. Если церковное пение Западной Церкви и не было по своему происхождению вполне самостоятельным, все же пение, установленное св. Амвросием Медиоланским , может быть, по справедливости, признано первым проявлением оригинального христианского музыкального искусства. Св. Амвросий Медиоланский (374–397) дал твердую опору церковному пению, положив в основание церковных мелодий 4 греческих лада, 2406 которые получили наименование —500— главных, или автентических. Позднее лады эти, путем перенесения второго тетрахорда в ладе на октаву вниз, разрослись в восемь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010