У русских летоисчисление ведется не по библии, а по хронографам. Держась библейского летоисчисления, можно было стать в разрез мнению св. отцов. «Отчего же раньше не хотели увидеть и разобрать?», – негодует святитель на неисправность хронологии. – «Зачем было молчать о таких разногласиях, лжи не обличать и снисходить людскому упрямству?». Сам Димитрий проявил такую осторожность, что обращает внимание и на месяцы, оговариваясь, что год сотворения мира начинается не с сентября, а с марта. Составителю Летописца выпала тяжкая обязанность отвергнуть укрепившееся в книгах заблуждение относительно хронологии. Он начал исследование о ней еще с 1693 года. Тогда у него были под руками Летописец, Буцерин, Аврелий Виктор, Геродиан, Евсевий, папа Галасий, Киприан, Стрыйковский, Нестор, теперь у него был уже хронограф Дорофея Монемвасийского. Один хронограф он нашел в Спасоярославском монастыре; затем стал принимать меры достать и другие. Оказалось, что летописи взяты из Ростова в Москву, и он пишет Феологу, чтобы сыскал для него хронограф, так как у Дорофея Монемвасийского летоисчисления от сотворения мира нет, а латинские истории с русскими не согласуются в годах 430 . В другой раз просит: «купи мне на свои деньги книжицу того Дорофея и пришли и цену возвести. Полагаю, – та книга со святым Ефремом живет, – тогда обе купи, хотя и не в переплете, а я платежник» тебе. Просит он также Г. Д. Строганова послать в Ростов к нему на короткое время книгу, называемую «Хронограф или Летописец», чтобы ему списать 431 . Кроме того, немного спустя, им написана просьба к купцу Исаакию Вандербургу привезти такие же книги из-за границы. Вандербург исполнил желание владыки; и владыка, благодаря его, хвалит присланные книги и всю западную науку 432 . «Драгоценные творения! Где сколько переверну страниц, столько собираю плодов. Достойны хвалы те страны, которые произвели те книги» 433 . Вообще он сожалеет, что число летописей в Ростове «так скудно, а достать их очень трудно»; негодует, что их взяли в Москву и не возвращают.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В сказании евангелистов нередко предполагается, что у иудеев в то время, кроме законов и обычаев отечественных, были в употреблении некоторые законы и обычаи римские. Например: А) слова Спасителя: буди увещаваяся с соперником твоим скоро, дóндеже еси на пути с ним: да не предаст тебе соперник судии, и судия тя предаст слузе, и в темницу ввержен будеши. Аминь глаголю тебе, не изыдеши оттуду, дóндеже воздаси последний кодрант ( Мф.5:25–26 ), – эти слова указывают на употреблявшийся тогда в Иудее римский закон, по которому заимодавец имел право схватить своего должника и вести пред судию, и, если должник не успевал помириться с соперником своим на пути, судия осуждал его на пеню, которую он немедленно должен был заплатить, в противном случае был ввергаем в темницу, откуда мог изыти не прежде, как воздавши до последнего кодранта. На этот же самый закон римский указывает и притча Спасителя о двух должниках ( Мф.18:23 ) в последней своей части ( Мф.18:28–30 ). Б) по словам евангелистов, Иисуса Христа били тростью прежде, нежели Он был распят на кресте. Этот жестокий обычай над осужденными к крестной казни действительно употреблялся у римлян, как свидетельствуют Тит Ливии и Иосиф Флавий. В) Спаситель Сам принужден был нести крест, на котором Ему надлежало пострадать, пишется в Евангелии. Плутарх говорит, что этот обычай оставался еще у римлян в силе и в его время. Г) По повелению Пилата, говорят евангелисты, на кресте Спасителя была сделана надпись по-еврейски, по-гречески и по-римски: Иисус Назарянин Царь Иудейский. Светоний и Дион Кассий свидетельствуют, что у римлян было в обычае прибивать вблизи осужденного объявление о причине его казни; а Флавий присовокупляет, что правители иудейские делали это объявление обыкновенно на разных языках. Д) Св. Иоанн Богослов повествует, что по просьбе иудеев Пилат повелел перебить голени у разбойников, распятых со Иисусом ( Ин.19:31–33 ). Языческий писатель Аврелий Виктор, восхваляя указ великого Константина, упразднивший казнь смертную, упоминает о пребитии голеней, коему подвергались распятые.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   В сказании евангелистов нередко предполагается, что у иудеев в то вре­мя, кроме законов и обычаев отечественных, были в употреблении неко­торые законы и обычаи римские. Например: А) слова Спасителя:буди увещаваяся с соперником твоим скоро, дондеже еси на пути с ним: да не предаст тебе соперник судии, и судия тя предаст слузе, и в темницу ввержен будеши. Аминь глаголю тебе, не изыдеши оттуду, дондеже воздаси последний кодрант (Мф.5:25—26), — эти слова указывают на употреблявшийся тогда в Иудее римский закон, по которому заимодавец имел право схватить своего должника и вести пред судию, и, если должник не успевал помириться с соперником своим на пути, судия осуждал его на пеню, которую он немедленно дол­жен был заплатить, в противном случае был ввергаем в темницу, откуда мог изыти не прежде, как воздавши до последнего кодранта. На этот же са­мый закон римский указывает и притча Спасителя о двух должниках (Мф.18:23) в последней своей части (в ст.28—30). Б) по словам евангелистов, Иисуса Христа били тростью прежде, нежели Он был распят на кресте. Этот жестокий обычай над осужденными к крестной казни действитель­но употреблялся у римлян, как свидетельствуют Тит Ливии и Иосиф Фла­вий. В) Спаситель Сам принужден был нести крест, на котором Ему надлежало пострадать, пишется в Евангелии. Плутарх говорит, что этот обы­чай оставался еще у римлян в силе и в его время. Г) По повелению Пила­та, говорят евангелисты, на кресте Спасителя была сделана надпись по-еврейски, по-гречески и по-римски: Иисус Назарянин Царь Иудейский. Све­тоний и Дион Кассий свидетельствуют, что у римлян было в обычае при­бивать вблизи осужденного объявление о причине его казни; а Флавий присовокупляет, что правители иудейские делали это объявление обык­новенно на разных языках. Д) Св.Иоанн Богослов повествует, что по просьбе иудеев Пилат повелел перебить голени у разбойников, распятых со Иисусом (Ин.19:31—33). Языческий писатель Аврелий Виктор, восхва­ляя указ великого Константина, упразднивший казнь смертную, упомина­ет о пребитии голеней, коему подвергались распятые.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В 326 г., по словам историка Секста Аврелия Виктора, «Константин... приказал,- как полагают,- по настоянию жены своей, Фаусты, убить сына своего, Криспа. А затем, когда мать его, Елена, сильно тоскуя по внуку, стала его жестоко упрекать, он убил и жену свою, Фаусту, столкнув ее в горячую воду в бане» ( Секст Аврелий Виктор. Извлечения о жизни и нравах рим. императоров//Рим. историки IV в. М., 1997. С. 153). Равноапостольные Константин и Елен6а. Стеатитовая икона. XII в. (Полоцкая художественная галерея) Равноапостольные Константин и Елен6а. Стеатитовая икона. XII в. (Полоцкая художественная галерея) В конце жизни, наиболее вероятно в 327-328 гг. (традиц. дата 326 менее вероятна, т. к. в момент убийства Фаусты (326) Е. находилась в Риме), она совершила путешествие в Палестину, посетив места земной жизни Спасителя и предприняв разыскания Его священных реликвий; с этой паломнической поездки начинается новый период в истории Св. земли. С именем Е. связано сооружение еще 3 базилик: в Вифлееме, на Елеоне и на месте обретения Креста Господня (храм Гроба Господня). О паломничестве Е. сообщают Евсевий ( Euseb. Vita Const. III 41-43) и последующие церковные историки (Руфин, Сократ, Созомен, Феодорит). Первые упоминания об обретении Креста Господня содержатся в «Слове на смерть имп. Феодосия Великого» свт. Амвросия Медиоланского ( Ambros. Mediol. De obitu Theodos. 41-48) и в «Церковной истории» Руфина Аквилейского ( Rufin. Hist. eccl. X 7-8). Сказание об обретении Честного Креста Господня в 3 основных версиях (при участии Верусалимского еп. Макария († 333), при помощи Иуды-Кириака и Протоникой, женой имп. Клавдия I) известно в греч., сир., копт., груз., лат. традициях (см. подробнее в ст. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня ). Начиная с англ. историка Э. Гиббона (1737-1794), ученые высказывают сомнения в реальности этого события из-за отсутствия упоминания об обретении Честного Креста у Евсевия Кесарийского. Поздние источники приписывают Е. сооружение большого числа церквей, в т. ч. не только в Палестине (напр., на Синае). Так, в Житии Константина и Е. (Vat. gr. 974, XI в.) говорится о 28 храмах, построенных Е. на Св. земле, в т. ч. на Сионе, в Гефсимании, на Фаворе, в Поле Пастушков (ныне Бейт-Сахур ), в Назарете (Из неизданного Жития Константина и Елены список церквей, построение которых приписывается Елене/Изд., пер.: В. Г. Васильевский//ППС. 1886. Т. 4. Вып. 2(11). С. 253-262).

http://pravenc.ru/text/189737.html

21 . Секст Аврелий Виктор. Извлечения о жизни и нравах римских императоров. (Epitome de Caesaribus). 31. Электронный ресурс: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1466000200 Дата обращения: 18. 03. 2020. 1 Basil Studer. Leo the Great//Patrology, edited by Angelo di Bernardino with introduction by Johannes Quasten. Augustinian Patristic Institute–Roma. Translated to English by Placid Solari, OSB vol. IV . Allen, Texas б/г. p. 607. 2 Издана в русском переводе Г. А. Рачинского. (М., 1911) Переиздана в собрании сочинений, т. XI. (Брюссель, 1969 г.). 9 I Ватиканский Собор. Догматическая Конституция Pastor Aeternus. 3074. Heinrich Denzinger. Enchiridion symbolorum definitiorum declarationum de rebus fidei at morum. Editio XLIII. Latin-English Edition. Ignatius Press San-Francisco, 2012. p. 616. 11 «В соответствии с Нашим распоряжением, все народы, находящиеся под управлением Нашей Милости, должны придерживаться веры, переданной римлянам апостолом Петром, ибо она очищает и по сей день. Это есть та вера, которой следует понтифик Дамас, а также епископ Александрии Пётр, человек апостольской святости….» – Декрет императоров Грациана, Валентиниана и Феодосия к народу Константинополя Cunctos populos (28 февраля 380 г.). P.L. 13. col. 530. «Что же касается Церкви Константинополя, кто может сомневаться, что она подчинена Апостольскому Престолу, что и благочестивые императоры, и наши братья епископы этого града постоянно признают?» – Свт. Григорий Двоеслов . Письмо к епископу Иоанну Сиракузскому. IX. XXVI. The Lettres of St. Gregory the Great. Vol. 2. Translated by John R. C. Martin. Pontifical Institute of Medieval Studies. Printed in Toronto, Canada. 2004. p. 522. 13 Октава-период восьмидневного попразднства великих праздников в латинской литургической традиции. 28 De Schismate, кн. 7. цит. по: E. Giles. Documents Illustrating Papal Authority. London, 1952. c. 120. 38 Отцы IV Вселенского собора на 3 сессии от 13 октября 451 г. назвали св. Льва «Вселенским архиепископом и патриархом Великого Рима». См. E. Giles. Documents illustrating papal Authority. р.305.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/pr...

PL21: Руфин Аквилейский ; Пелагий Британец PL22–30: Иероним Стридонский (т. 27: «Хроника» с продолжением Проспера Аквитанского; в т. 30 включены тексты папы Мартина V) PL31: Флавий Луций Декстер (подложное сочинение 16 в.); Орозий; Лепорий PL32–47: Аврелий Августин ; также, помимо его сочинений, в т. 41 помещены: пресвитер Авит; Лукиан (пресвитер Кафар Гамалы); Анастасий–библиотекарь; Север с Менорки; в т. 42: Кводвультдей; Секунд (манихей); Орозий; Алкуин; в т. 44: одно письмо Проспера Аквитанского; в т. 45: ряд текстов Проспера Аквитанского; в т. 46: Поссидий (епископ Каламы) PL48: Марий Меркатор PL49: Иоанн Кассиан PL50: Иоанн Кассиан ; Пахомий; Вигилий (диакон); Фастидий (епископ); Целестин I (папа Римский); Антонин Гонорат (епископ Константины); Сикст III (папа Римский); Викентий Лиринский ; Евхерий Лионский; Иларий Арелатский PL51: Проспер Аквитанский; Идаций (епископ Аквэфлавийский); Марцеллин Комит PL52: Пётр Хрисолог ; Валериан (епископ Кемелийский); Никита (епископ Аквилейский) PL53: Сальвиан Массилийский; Арнобий Младший; Клавдиан Мамерт; Патрик Ирландский ; Капреол Карфагенский; Урбан (пресвитер); Евстафий (переводчик «Шестодне- ва» Василия Кесарийского ) PL 54–55: Лев I (папа Римский) PL56: Анонимные сочинения по каноническому праву PL 57: Максим Туринский PL58: Иларий (папа Римский); Симплиций (папа Римский); Луп из Труа; Руриций (епископ Лиможский); Виктор Витенский; Сидоний Аполлинарий; Перпетуй (епископ Турский); Цереалий Касталланский; Евгений (епископ Карфагенский); Фауст (епископ Риез- ский); Феликс III (папа Римский); Геннадий Массилийский; анонимный «Хронологический указатель о преследованиях вандалов» PL59: Геласий I (папа Римский); Авит Вьенский; Иоанн (диакон); Фаустин; Юлиан Померий; Пруденций PL60: Пруденций; Драконций PL61: Павлин Ноланский ; Клавдий Марий Виктор; Меробавд; Ориенций (епископ Ошский); Ауспиций (епископ Тульский); Павлин из Перигё; Амоэн; Дрепаний Флор PL62: Пасхазий (диакон); Симмах (папа Римский); Пётр (диакон); Вигилий Тапсский; Афанасий Александрийский (перевод); Лев I (папа Римский); акты Халкидонского собора; Гельпидий Рустик; Евгиппий

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В.Л. Задворный (католик) Хронологическая таблица Римские императоры Понтификаты Август 27 до н.э. – 14 н.э. Тиберий Калигула Клавдий ум.  67 Гальба Вителлий Веспасиан Анаклет Домициан Климент I Эварист 97–105 98–117 Александр I 105–115 Адриан 117–138 Сикст I 115–125 Телесфор 125–136 Антонин Пий 138–161 136–140 140–155 Марк Аврелий 161–180 Аницет 155–166 166–175 Коммод 180–192 Элевтер 175–189 Пертинакс Дидий Юлиан Септимий Север 193–211 Виктор 1 189–199 Каракалла 211–217 Зефирин 199–217 Макрин 217–218 Каликст I 217–222 Элагабал 218–222 Александр Север 222–235 Урбан I 222–230 Понциан 230–235 Максимин 235–238 235–236 Гордиан 238–244 Фабиан 236–250 Филипп Аравитянин 244– 249 249–261 Корнелий 1 251–253 Галл Требониан 251–253 Валериан 253–259 Луций I 253–254 Стефан I 254–257 Сикст II 257–258 Галлиен 259–268 Дионисий I 259–268 Клавдий Гот 268–270 ФeлukcI 269–274 Аврелиан 270–275 275–276 Евтихиан 275–283 276–282 282–283 283–296 Нумериан 283–284 Диоклетиан 284–305 Марцеллин 296–304     I тетрархия во главе с Диоклетианом Запад: Максимин (соправитель Констанций Хлор) 293–305 Восток: Диоклетиан (соправитель Галерий) 293–305 II тетрархия Запад:  Констанций Хлор (соправитель Север) Восток – Галерий (соправитель Максимин Дайя) 305–306 III тетрархия Запад: Север (соправитель Константин) Восток – Галерий (соправитель Максимин Дайя) Гражданская война 306–312 Марцелл I 308–309 Запад: Константин (Галлия, Испания, Британия) 306–312 Евсевий Максенций (Италия, Африка) ум. 312   Восток: Галерий ум. 311   соправители Лициний (Балканы, Испания) Мильтиад 311–314 Максимин Дайя (Египет, Малая Азия, Сирия) Запад: Константин 312–324 Сильвестр I 314–335 Восток: Лициний Константин   ум. 324 324–327   Запад Восток Понтификаты Константин II 337–340 Констанций 337–351 337–352 Констант 340–350 Констанций 351–361 Либерий 352–366 361–363 Иовиан 363–364 Валентиниан I 364–375 Валент 364–378 Дамас I 366–384 Грациан 375–378 Грациан 378–379 Грациан 379–383 Феодосий I 379–387 Валентиниан II 383–387 Сириций 384–399 Феодосий I 387–395 Гонорий 395–423 Аркадий 395–408 Анастасий I 399–402 Феодосий II 408–450 Иннокентий I 401–417 417–418 Бонифаций I 418–422 Валентиниан III 423–455 Целестин I 422–432 Петроний Максим Сикст III 423–440 455–456 Майориан 457–461 Марциан 450–457 440–461 Либий Север 461–465 Антемий 467–472 457–474 461–468 Олибрий Глицерий 473–474 Симплиций 468–483 474–475 475–476 474–491 Читать далее Источник: История римских Пап/В.Л. Задворный. – Москва : Колледж католической теологии им. св. Фомы Аквинского, 1995-./Т. 1: От св. Петра до св. Симплиция. - 343 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Л. А. Беляев Известные епископы К. Агриппин (20-е гг. III в.), Донат († 248), сщмч. Киприан (249-258), Фортунат (251; новацианин), Максим (251/2; новацианин), Фелициссим (251/2; новацианин), Карпофор, Лукиан, Кир, Мензурий (до 303-311), Цецилиан (311 - после 325), свт. Грат (до 343 - после 349), свт. Реститут (упом. в 359), свт. Генефлий (391/2), свт. Аврелий (391/2 - между 427 и 430), Майорин (311-312; донатист), Донат (312-355, изгнан из К. в 348), Пармениан (355-391; донатист), Примиан (391-393, 394 - ок. 400; донатист), Максимиан (393-394; донатист), свт. Капреол (427/30-437), свт. Кводвультдеус (437-439), кафедра вакантна (439-454), свт. Деограций (454-458), кафедра вакантна (458-481), свт. Евгений (481-496, изгнан, † 505), кафедра вакантна (496-523), Бонифаций (523-535), Репарат (535-551/2, низложен, † 561), Примасий (Примос; с 551/2), Публиан (565-589), Доминик (ок. 594-601), Виктор (с 635), Стефан (VII в.), Иаков (с 990), Фома (упом. в 1053), Кириак (до 1073 - после 1076). Лит.: Morcelli S. A. Africa christiana. Brixiae, 1816-1817. 3 vol.; Falbe C. T. Recherches sur l " emplacement de Carthage. P., 1833; Кутепов Н. П., прот. Раскол донатистов. Каз., 1884; Toulotte A. Géographie de l " Afrique chrétienne. Rennes, 1892-1894. 4 vol.; Diehl Ch. L " Afrique byzantine: Histoire de la domination byzantine en Afrique (533-709). P., 1896; Audollent A. Carthage Romaine: 146 avant Jésus Christ - 698 après Jésus Christ. P., 1901; Monceaux P. Histoire littéraire de l " Afrique chrétienne depuis les origines jusqu " à l " invasion arabe. P., 1905. T. 3; idem. S. Cyprien, évêque de Carthage (210-258). P., 1914; Duchesne L. Histoire ancienne de l " église. P., 1906-1925. 4 vol.; Friebel O. Fulgentius, der Mythograph und Bischof. Padeborn, 1911; Mesnage P. L " Afrique chrétienne: Évêchés et ruines antiques. P., 1912; idem. La romanisation de l " Afrique, Tunisie, Algérie, Maroc. P., 1913; idem. Le Christianisme en l " Afrique. Alger; P., 1914. [Vol. 1]: Origines, développments, extension; 1915.

http://pravenc.ru/text/1681203.html

В это время в Риме особенно прославился христианский поэт Аврелий Пруденций (ок. 350–410 гг.) родом из Испании. Он начал свою карьеру юристом, затем работал на высших государственных должностях. Но на 57-м году жизни удалился в монастырь, где и умер в 410 г. В этот последний год своей жизни он и написал все свои замечательные поэтические произведения. Главное его произведение – «Liber cathemerinon» – собрание гимнов для повседневной молитвы. Здесь произошло воцерковление эпических и лирических форм римской классической поэзии. Современники ставили его в один ряд с Горацием. Т.о. в отношении к 4–5 вв. мы можем констатировать известный парадокс: поэтическое творчество восточных епископов было очень углублённым и объёмным, но в церковное употребление вошла лишь незначительная часть его (причём – спустя века или через заимствования). Западные гимнографы были менее производительны, но ближе к народу и то, что они составляли, сразу становилось богослужебным пением, притом очень популярным. Седмичное и Годовое Богослужение в 4–5 веках 1. Седмичный Богослужебный Круг По-прежнему состоит из 4-х опорных точек: воскресенья, субботы и 2-х постных дней (среды и пятницы). Вместе с тем, благодаря, в основном, государственному законодательству, здесь произошли серьёзные изменения: Воскресенье в 4 веке, наконец, стало официальным выходным днём для всей империи. Начало этому положил имп. Константин Великий , который по свидетельству Евсевия Кесарийского «предназначил для молитвы день Господень». Эдикт этот вышел в 321 г. В конце века (386 г.) имп. Феодосий Великий подтвердил этот эдикт и запретил в воскресные дни даже публичные представления и зрелища, как кощунственные. Воскресная Утреня начиналась раньше обычного, не просто до рассвета, но такой глубокой ночью, что вполне могла быть названа бдением. У монахов эта ночная служба стала называться vigilia. Отсюда – до сих пор практикуемые у католиков Вигилии и православные Всенощные. Но т.к. суточные службы в Католической Церкви сейчас совершают по Бревиарию (т.е. они являются келейным монашеским правилом), то современная католическая Вигилия по своему храмовому употреблению соответствует, скорее, православному Сочельнику. Например, Вигилия Рождества Христова (24 декабря) – это, собственно, Навечерие Рождества, венчающее 4 недели Адвента (т.е. Рождественского поста). И в Православии и в Католицизме богослужениекаждого воскресного дня до сих пор начинается в субботу вечером (поэтому в Бревиарии – 2 воскресных Вечерни). Но в Православии эта т.н. Великая Вечерня переходит в Утреню 1 час (9 час уже фактически отмирает) и составляет Всенощную (которая в Католицизме уже фактически исчезает.)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

19 Видимо, Евсевий имеет в виду правителей империи от Диоклетиана, так как начиная с его правления до победы Константина над Лицинием, управление империей было разделено между разными лицами. Право сделать подобное предположение дает отсутствие каких бы то ни было обширных внешних завоеваний в правление Константина, хотя вполне возможно, что эти слова просто похвала, приличествующая панегирику. 20 Кир Великий — персидский царь (559—530 гг. до Р.Х.), основатель персидской державы, при нем персами были завоеваны Мидия, Лидия и Вавилония. Интересно, что Секст Аврелий Виктор, языческий историк и младший современник Евсевия, также сравнивает Константина и Кира («О цезарях», XL, 13—14). 21 Имеется в виду царица массагетов Томирис. (Геродот, «История», I, 205—214.) Хотя по рассказу Геродота Кир погиб не «от руки женщины», а просто в сражении с массагетами, Евсевий же для усиления эффекта риторического сочинения представляет гибель персидского царя более бесславной, нежели на самом деле. 22 Александр Македонский (356—13.06.323 до Р.Х.) стал царем в 336 г. 23 Мужской возраст в классической Греции начинался с 30 лет. В Спарте «молодой человек» становился мужчиной и мог принимать участие в народном собрании именно с этого возраста. Во времена Евсевия в Римской империи, для службы в армии молодой человек считался годным с 21 года. 24 Относительно пьянства Александра, древние очень расходились во мнениях. Арриан («Поход Александра», VII, 29) утверждает (со слов Аристобула), что Александр пил мало, а частые пирушки устраивал из расположения к друзьям. Ту же точку зрения поддерживает Плутарх («Александр и Цезарь», XXIII.) Но, конечно, вопрос этот трудно доказуем и в значительной степени его разрешение зависело от расположения или не расположения к македонскому царю пишущего. Языческие авторы, разумеется, восхищались Александром, поражаясь в основном размерами его завоеваний. Для христианин Евсевия, задумывающегося о смысле этих походов, здесь нет не только предмета для восхищения, но наоборот, только бессмысленное и кровожадное честолюбие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2859...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010