В заключение необходимо особенно подчеркнуть важность иконографических деталей, хотя мы рассмотрели их далеко не все. Как учат святые отцы, в Церкви нет и не может быть ничего лишнего. Так и в иконе. Она есть следствие Боговоплощения, она источник постижения Божественной Премудрости, ибо в ней все возвещено небом и осмыслено соборным сознанием. В этом мы могли убедиться на примере одного из центральных живописных образов православного храма. Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Казнь через распятие была заимствована римлянами от персов, применялась она исключительно к рабам и просуществовала как минимум до второй половины IV в. Принято считать, что ее отменил император Константин Великий после 319 г., подписавший закон о запрете убивать рабов (о чем сообщали его современники Аврелий Виктор, Кассиодор, Созомен). Но другие современники – Ксенофонт Ефесский, Фирмик Матерн, Пакут и Харитон – свидетельствуют о крестной казни в IV в. как о чем-то обыденном. Н.В. Покровский пишет: «Примирить это разноречие возможно тем вероятным предположением, что распоряжение императора, как плод его личной филантропии, не получило по неизвестным нам причинам санкции закона и потому отдельные случаи распятия преступников встречались и после Константина Великого. В пандектах действительно такого закона нет. Нет в пандектах и узаконения крестной казни, хотя предписывается казнить разбойников на месте преступления» (Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001. С. 402–403). Зарайский Владислав. Два эпохальных Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб., 1995. С. 143. Требуется уточнение и к другой мысли этого автора: «Распятие является одной из центральных тем во всем христианском искусстве и входит в число двунадесятых праздников, составляющих отдельный ряд иконостаса» (Там же. С. 141). Распятие, однако, никогда не входило и не входит «в число двунадесятых праздников», на иконостасе же в праздничном чине оно иногда встречается, но как своеобразный контрапункт особого страстного цикла. При этом надо подчеркнуть, что страстной цикл – явление позднее, он составлял самый верхний шестой ряд, что разрушало иерархический смысл и строй иконостаса, по этой причине он и не прижился. Иногда его внедряли непосредственно в уже существовавший праздничный чин, как это было в Софии Новгородской при расширении иконостаса в XVI в.

http://pravoslavie.ru/999.html

Цельс выступает с полемикой против христианства Марк Аврелий Антонин император Поход Марка Аврелия против квадов и «Громоносный» легион Гонение в Галлии; Мученики Лионские и Вьеннские; Ириней, епископ Лионский Коммод император и его благосклонность к христианству; Катехизическая школа в Александрии основанная Пантеном; Распространение христианства по империи и среди варваров Септимий Север император Спор о Пасхе: Поликрат Эфесский и Виктор Римский. Патрипассианские ереси Праксея, Ноэта и других; Рождение Киприана, карфагенского епископа Век III Эдикт императора Севера и пятое общее гонение на христиан; Мученичество Перпетуи, Ревоката, Фелициты и др.; Апология Тертуллиана , он становится монтанистом Каракалла император Элагабал император Александр Север император и веротерпимость Максим император; Шестое общее гонение; Умерщвление Александра Севера Собор в Аравии по делу еретика Берилла Смерть Аммония Сакка неоплатоника Филипп называемый (хотя и сомнительно) первым христианским императором Тысячелетняя годовщина основания Рима; Киприан, епископ Карфагенский Вступление Деция на престол; Седьмое общее гонение Мученичество Фабиана, епископа Римского Смерть Деция в битве с готами; Собор в Карфагене по вопросу о падших; Рождение Антония Фиваидского Вступление Валериана на императорский престол Рождение Ария ересиарха Появление еретика Савеллия Указ Валериана о придании христианского духовенства смерти; Восьмое общее гонение; Мученическая смерть св. Киприана Конец гонения при Валериане и смерть императора Галлиен император, приостановление Валерианова гонения и первые эдикты о веротерпимости Аврелиан император и девятое общее гонение на христиан; Выступление Манеса со своей еретической проповедью Смерть Манеса в Персии Основание Антонием отшельничества Восшествие Диоклитиана на престол Допущение Максимиана к участию в управлении империей в качестве августа; История Фиванского легиона. Допущение Галерия и Констанция к управлению в качестве кесарей; Рождение Пахомия, основателя киновийской системы монашества

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В сказании Евангелистов нередко предполагается, что у Иудеев в то время, кроме законов и обычаев отечественных, были в употреблении некоторые законы и обычаи Римские. Например: а) Слова Спасителя: буди увещаваяся с соперником твоим скоро, дóндеже еси на пути с ним, да не предает тебе соперник судии, и судия тя предаст слузе, и в темницу ввержен будеши,– аминь глаголю тебе: не изыдеши оттуду, дóндеже воздаси последний кодрант ( Матф. 5, 25–26 ). Эти слова указывают на употреблявшийся тогда в Иудеи Римский закон, по которому заимодавец имел право схватить своего должника и вести к судье, и, если должник не успевал помириться с соперником своим на пути, судья осуждал виновного на пеню, которую он немедленно должен был заплатить. В противном случае он был ввергаем в темницу, откуда мог выйти не прежде, как воздавши до последнего кодранта 435 . На этот самый закон Римский указывает и притча Спасителя о двух должниках ( Матф. 18, 23 ) в последней своей части (в ст. 28 и 30). б) По словам Евангелистов, И. Христа били тростью, прежде, нежели Он был распят на кресте. Этот жестокий обычай над приговорёнными к крестной казни, действительно, употреблялся у Римлян, как свидетельствуют Тит Ливий и Иосиф Флавий 436 . в) Спаситель сам принуждён был нести крест, на котором ему надлежало пострадать, пишется в Евангелии. Плутарх говорит, что этот обычай оставался у Римлян в силе и в его время 437 . г) По повелению Пилата, говорят Евангелисты, на кресте Спасителя сделана была надпись по-Еврейски, по-Гречески и по-Римски: Иисус Назорянин, Царь Иудейский. Светоний и Дион Кассий свидетельствуют, что у Римлян было в обычае прибивать вблизи осуждённого объявление о причине его казни; а Флавий присовокупляет, что правители Иудейские делали это объявление обыкновенно на разных языках 438 . д) Св. Иоанн Богослов повествует, что, по просьбе Иудеев, Пилат повелел перебить голени у разбойников, распятых с Иисусом ( Иоан. 19, 31–32 ). Языческий писатель Аврелий Виктор, восхваляя указ великого Константина, упразднивший казнь смертную, упоминает о перебивании голеней, коему подвергались распятые 439 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Лавры Феодосия многим не давали спать. Враги не уставали строить козни. Смерть Валентиниана (375 г.), расположенного искренно к Феодосию, развязала им руки. Под влиянием их происков 40 , в первый год царствования Грациана 41 в Карфагене совершилась беспримерная в своем роде казнь ни в чем не повинного освободителя отечества Феодосия 42 . Перед смертью Феодосий принял крещение в отпущение грехов, по обычаю того века 43 . На этом несчастном эпилоге и обрываются исторические сведения о Феодосии-отце, не проливая света на душевный склад маститого полководца. Между тем было бы очень важно знать убеждения Феодосия, его внутренний склад, создать его образ как отца, семьянина, чтобы выяснить себе влияние отца на сына, проникнуть в атмосферу того духа, в котором воспитывался будущий император. К сожалению, этого сделать нельзя, так как историки ограничиваются изображением военных доблестей Феодосия-отца, если не считать кратких заметок о принадлежности его к христианству 44 . Одно только можно сказать, что это был чиновник, хотя и лучший для своего времени, чиновник старого доброго закала, воспитанный на древнеримских традициях, готовый во имя дисциплины карать за малейшее уклонение от нее смертью 45 . Честь, долг, сыновняя преданность римскому престолу, неподкупность – лучшие черты этой даровитой личности. Естественно думать, что в кругу этих понятий и шло гражданское воспитание будущего императора. Что же касается теперь матери Феодосия Вел., или жены полководца Феодосия, то о ней почти ничего неизвестно: один только Аврелий Виктор дает ее имя – Ферманция 46 . Сыном Феодосия и Ферманции и был Феодосий Великий. Кроме Феодосия В., насколько можно судить из слов Амвросия Медиоланского в письме к императору (388 г.): «Вспомни, что говорил Нафан Давиду: я тебя из братьев меньшаго и из частнаго сделал императором» 47 ), у его отца были и другие дети. Из братьев Феодосия В. более известен Гонорий, дочь которого Серена была замужем за Стилихоном 48 , а из родственников Феодосия В. упоминается только дядя, брат родителя по имени Евхерий, которого Феодосий почитал как своего отца и в 381 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6 По всей вероятности это тот Феодосий, историю которого описал Феодорит в жизнеописаниях святых гл. 10. Он основал монастырь при Россе в Киликии на морском берегу. 8 Voluntate iam martyres, – которые во глубине души решились быть мучениками за Христа, хотя им и не пришлось доказать этого на деле. 9 Иероним пользуется стихами из Энеида Виргиля: Tunc mibi caeruleus supra caput astitit imber; Tunc maria undique et undique coelum. 11 Onesmus, quo, volut tratie, in osculo fruebatur. Непереводимая игра слов. Выражение fruebatur употреблено Иераонимом в соответствие греческому глаголу νομαι – наслаждаюсь, – от которого произошло имя – Онисим. 12 Иисус Христос показал Апостолам славу Свою в день преображения, возведши их на гору высоку особь едины Марк, гл. 9, 2 и сл. Мф. 17, 1 и сл. 13 По другому варианту nulla Euriporum (вместо riporum) moenitate perfruitur – он не наслаждается приятными фонтанами. Euripi – так назывались фонтаны и водометы, устрояемые богачами в их садах. 17 Pennatis, ut ajunt, pedibus. Метафора, заимствованная от мифологического представления о Меркурии, имевшем крылатые ноги. 18 Тревиры – нынешний Трир. Treveri – был народ, обитавший в Германии или, по древнему географическому разделению, в бельгийской Галлии и давший свое имя городу Триру.. 20 Испанской гидрою (Hibera exeetra) Иероним называет какого-то своего недоброжелателя и хулителя, припоминая конечно мифологическую историю о гидре, пораженной Геркулесом. 21 Должно припомнить что Боноз жил на острове, окруженном морем, а Иероним оставался в сухих пустынях сирийских 24 Плиний о забывчивости рысей говорит, что если они во время питания внезапно обернутся назад, то забыв о готовой пище, ищут другой. 26 Фортунациан, родом Афер. епископ аквилейский, написал кратким и простонародным слогом толкование на Евангелия. 27 Секст Аврелий Виктор написал историю императоров от Августа до Феодосия. Отрывки этой исторти уцелели и до ныне. 28 Новациан был еретик-пресвитер римский. Он называется у Иеронима раскольником потому, что покушался восстать против епископской кафедры Корнилия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

39 Sanctus Damasus, papa. De explanatione fidei. Ex concilio urbis Romae sub Damaso papae. PL. XIII col. 374–375. 40 Ср. «Но когда я упомянул о Петре, то мне пришел на па­мять и другой Петр, общий наш отец и учитель (т.е. епископ антиохийский Флавиан), который, сделавшись преемником добродетелей того Петра, наследовал и кафедру его.» Свт. Иоанн Златоуст . Беседа II O надписании книги Деяний. Цит. по: E. Giles. Documents illustrating papal Authority. р. 168. 41 «Нельзя подрывать права примасов провинций и лишать митрополитов древних привилегий. Престол Александрии не должен потерять ничего от чести, удостоенной через св. Марка, евангелиста и ученика блаженнейшего Петра, Диоскор пал по своему упорству в нечестии, поэтому блистание столь великой Церкви не может быть помрачено никакими облаками. Церковь Антиохии, также, в которой проповедовал блаженный апостол Петр и впервые появилось имя христиан ( Деян. 11. 26 ), должна сохранять положение, определенное Отцами и, будучи на третьем месте, никогда не должна быть понижена с него. Одно есть престолы, другое–председатели, и честь каждого предстоятеля. И великая честь каждого–собственная чистота. И если в любом месте она не теряет своей почести, насколько она более славна, когда пребывает в величии града Константинополя, где многие священники находят защиту отеческих канонов и пример благопристойности». Epistola CVI. col. 1007. 43 Веллей Патеркул. Римская История кн. 2, 35. Электронный ресурс: . Дата обращения: 18.03.2020. 45 Эквитами изначально называли солдат военной кавалерии римской армии, которая комплектовалась представителями патрицианской знати. Впоследствии –привилегированное сословие в Древнем Риме, второе после сенаторов. 46 Октавиан Август. Res gestae divi Augusti (Деяния божественного Августа). 14. Электронный ресурс: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1316001000 . Дата обращения 18. 03. 2020. 50 Секст Аврелий Виктор. Извлечения о жизни и нравах римских императоров. (Epitome de Caesaribus). 31. Электронный ресурс: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1466000200 Дата обращения: 18. 03. 2020.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/pr...

Когда совершится такое явление и слава Божия над нами воссияет, тогда мы, прославленные, по удостоению Господа, будем столько же блаженны и радостны, сколько останутся несчастными те – виновные, отступники от Бога, восставшие против Него и сотворившие волю диавола, которые по необходимости вместе с ним должны будут мучиться в огне неугасимом. Все это, возлюбленнейшие братья, да напечатлеется в сердцах наших. В этом пусть состоит приготовление к нашему вооружению, об этом да будет денное и нощное наше размышление, чтобы пред глазами иметь, в помышлении и в сердце всегда содержать памятования о наказаниях беззаконников и наградах и заслугах праведников, памятование о том, чем Господь угрожает отступникам в наказание их и что обещает исповедникам для прославления их. Если день гонения застанет нас, когда будем думать и размышлять об этом, то воин Христов, наученный Его заповедями и увещаниями, не устрашится брани, но будет готов к получению венца. Желаю вам, возлюбленнейшие братья, всегда здравствовать. Письмо к Корнелию о даровании мира падшим Киприан, Либерал, Калдоний, Никомед, Цецилий, Юний, Марруций, Феликс, Сукцесс, Фавстин, Фортунат, Виктор, Сатурнин, другой Сатурнин, Рогациан, Тертулл, Лукиан, Сапий, Секундин, Евтих, Амилий, еще Сатурнин, Аврелий, Приск, Геркуланий, Викторин, Квинт, Гонорат, Манфаней, Гортензиан, Вериан, Ямб, Донат, Помпоний, Поликарп, Димитрий, другой Донат, Привациан, другой Фортунат, Рогат и Муннул – Корнелию брату желают здоровья. Давно уже, возлюбленнейший брат, по взаимному между нами соглашению, мы постановили, чтобы те, которые во время гонения, быв повержены врагом, пали и осквернили себя непозволенными жертвоприношениями, долговременно приносили полное покаяние и только в случае опасной болезни, при смерти, получали мир. Ибо не было справедливо, да и любовь отеческая и Божественное милосердие не дозволяли запирать Церковь для толкущих в нее и сокрушенно умоляющим о помощи спасительной надежды отказывать в том, а при отшествии из здешнего мира отпускать их к Господу без причащения и церковного разрешения; и Сам, давший закон, обещал, что связанное на земле будет связанное и на небесах и что там только то может быть разрешено, что разрешено прежде здесь в Церкви ( Мф. 18, 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

93 «...первым и великим епископом в городе Тулузе был святой Сатурнин» .— Эти слова заимствованы из второй главы «Истории страдания св.Сатурнина». (См.: Acta martyrum Ed. A. Ruinart. Vindelci. S. а. Т. 1. Р. 30). 94 «...время моего отшествия настало».- 2 Тим.:4, 6. 95 А кто-то из учеников. .— Это Урсин, о котором Григорий рассказывает в книге «О славе исповедников» (Гл. 79/MGH.SRM. Т. 1. Р. 796—797). 96 ...в то время сенаторы.. .— Титул сенатора в VI в. в знатных галло-римских семьях был фактически наследственным. 97 ... " Мытари, и. блудницы вперед вас идут а Царство Божие» .— Мф.:21, 31, 98 ...из рода Вектия Эпагата, который, как мы упоминали — См. кн. I, гл. 29. 99 ...Валериан и Галлиен.. .— Публий Лициний Валериан (с 253 по 260) — римский император. Публий Лициний Эгнаций Галлиен (с 253 по 268) — сын Валериана, его соправитель. Валериан был сторонником староримского культа, при нем в 257 г. начались новые гонения на христиан, во время которых в Африке погиб один из крупнейших христианских деятелей того времени — карфагенский епископ Киприан. 100 ...вождь алеманнов Хрок...- Здесь рассказ о Хроке у Григория основан на легенде. В действительности Хрок жил в начале IV в. Как свидетельствует Аврелий Виктор. (См.: Aurelius Victor . Epitome de Caesaribus. Lipsiae, 1961. Lib. 41. Cap. 3), Хрок, вождь алеманнов, сопровождал Констанция в Великобританию и помог ему завладеть властью после смерти его отца (Константина). По Фредегару (II 60/MGH.SRM. Т. 2. Р. 84), Хрок — вождь вандалов (V в.) . Его рассказ несколько отличен от рассказа Григория, но тоже носит легендарный характер. Видимо, как замечает Моно, Легенда о Хроке переплелась с легендой об Аттиле. Как и Аттила, Хрок у Фредегара переходит Рейн, разрушает Мец, затем устремляется в Галлию, проходит ее. все круша на своем пути. Описание же гибели Хрока в Арле у Фредегара и Григория отличается только деталями: Фредегар называет имя солдата (Марий), который убил Хрока, Григорий этого не делает. (См.: Monod С . Etudes critiques sur les sources de Ihistoire merovingienne. P., 1872. P. 95).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3145...

1192 Среди этих женщин могла быть Фаустина, ставшая женой Констанция в 360 г., либо умершая в 359/360 г. Евсевия. Кроме того, это были те женщины, к которым Констанций «благоволил», как сообщает Аврелий Виктор в «Извлечениях о жизни и нравах римских императоров» (XLII, 19). 1193 Речь идет о соборе в Анкире 358 г., который созвал Василий в связи с окружным посланием епископа Лаодикеи Георгия против Евдоксия. Материалы этого собора заканчиваются 18 анафемами, среди которых есть анафема против аномиев, сторонников Аэция, и против православных, сторонников émooÀsion. 1194 Термин émooÀsion характерен для догматических воззрений православных, в то время как для догматических воззрений Василия и его сторонников, являвших собой одно из направлений арианской доктрины, характерен термин émoioÀsion. Однако уже современники видели, что эта разница между воззрениями православных и сторонников Василия весьма размыта, и зачастую причисляли доктрину василиан к православной. Так, Хиларий Пиктавийский, решительно выступая против любых форм арианства, тем не менее оценил близость воззрений василиан (именуемых омиусианами) к православию, а их отклонение от никейского символа веры объяснял обстоятельствами времени. А Афанасий Великий в своем сочинении «Об Ариминском и Селевкидском соборах» писал, что он смотрит на василиан как на братьев, поскольку они по существу согласны с решениями Никейского собора и постулатами православной церкви. 1197 Патрофил был епископом Скифополиса, города в Самарии (в Центральной Палестине). Он являлся одним из соратников Евсевия Кесарийского и написал вместе с ним толкования Священного Писания. Будучи одним из старейших ариан (он находился среди ариан еще на Никейском соборе 325 г.), Патрофил был в числе влиятельнейших епископов Палестины и, в частности, ему приписывают одну из главных ролей в возведении на пост епископа Иерусалима Кирилла. В 335 г. Патрофил находился среди вождей ариан на Тирском соборе, а в 336 г. он вместе с другими видными арианами был послан в Константинополь к императору Константину. Во время Селевкидского собора 359 г. Патрофил поддерживал Акакия Кесарийского, хотя сам на собор не явился, ссылаясь на глазную болезнь (он прибыл в Селевкию, но жил в пригороде, не являясь на заседания). Решением собора Патрофил был низложен, однако он не подчинился и, отправившись сразу в свою епархию, занял выжидательную позицию. И по результатам Константинопольского собора 360 г. Патрофил остался на своем посту.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прокл. Первоосновы теологии. М., 1993. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995. Секст Эмпирик. Сочинения: В 2 т. М., 1976. Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. Трагедии. М., 1986. Фрагменты ранних стоиков. Т. I. Зенон и его ученики. М., 1998. Фрагменты ранних стоиков. Т. II. Хрисипп из Сол. Часть 1. Логические и физические фрагменты. Фрг. 1–521. М., 1999. 33 Свят. Григорий Богослов так писал об Эпикуре: «Эпикур, хотя усиливался доказать, что удовольствие есть награда за подвиги добродетели и что наслаждение есть конец всех благ для человека, однако же, чтобы не подать мысли, будто для какого-то удовольствия хвалит удовольствие, вёл он себя благопристойно и целомудренно, чтобы подкрепить учение своё добрыми нравами» ( Григорий Богослов , свят. Собрание творений. Т. 2. М., 1994. С. 192). 36 Хотя всё же бесконечные споры скептиков были не по душе свт. Григорию: «Но после того как Сексты и Пирроны и охота к словопрениям, подобно какой-то тяжкой и злокачественной болезни, вторглись в наши церкви, пустословие стали почитать учёностью», – пишет он в похвальном слове Афанасию Великому ( Григорий Богослов , свт. Творения. С. 311). 38 «Плотин жил позже самого Оригена и потому, конечно, не мог влиять на него своею системою. Но и Плотин, и Ориген были учениками Аммония Сакка, о системе которого по необходимости приходится судить по философии знаменитого ученика его, Плотина» (Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов. Т. 1. М., 1999. С. 9–10). 39 Я сознательно употребляю христианский термин «спасение», хотя Плотин его и не использует. Но, не будучи христианином, Плотин стремился достичь той же цели, к которой стремится любой христианин, – взойти в мир божественный, достичь «обожения». 40 Подобные рассуждения встречаются и у отцов Церкви. Так, св. Григорий Неокесарийский (Чудотворец) в «Кратком слове о душе к Татиану» пишет: «…если душа – тело, то она имеет качества, доступные чувствам, и питается, но она не питается, а если и питается, то питается не телесно, как тело, а бестелесно, ибо питается словом.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/is...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010