74 Гераклит. О природе (фрагм.), 90, 31 [Все стихии – огонь и огонь – во всех стихиях (элементах)], 64 [Через огонь осуществляется суд над космосом, мерно возгораясь и остывая, огонь сожигает и творит космос], 66, 30 [Огонь никем из богов и людей не созданный и есть космос]. 75 Подробно об этом см. статью Марины Николаевны Вольф: Вольф, М.Н. О трех базовых антитезах онтологии Гераклита/Гуманитарные науки в Сибири. – 1. – 2006. – С. 22–26. 77 См. статью А.М. Толстенко: Толстенко А.М. Учение Филона о Логосе/AKA_??E??. Материалы и исследования по истории платонизма. Вып. 6. Сб. статей/Отв. ред. А.В. Цыб. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. С. 138–171. 82 «Неформулируемый ясно, – пишет И. Знаменский , – догмат о Боге-Слове был предначертан в ветхом завете в своих главных и существенных чертах.., а собственно идея о Слове или Ипостасной Премудрости раскрывается преимущественно в учительных книгах ветхого завета». Знаменский, 1882. С. 31 и сл. 101 «Обращенная к Марку Аврелию апология Мелитона, – пишет С.А. Котляровский, – уже предвидит союз Империи с христианской Церковью , исторические судьбы коих связаны настолько крепко, что временные недоразумения не могут их разъединить». Цит. по: Сидоров, 2011. С. 318. 106 Орозий. История, I.6. См. примеч. к тексту переводчика В.М. Тюленева (С. 86) и 13 (С. 86–87). 107 «Так повсеместно среди рода человеческого воцарились либо прочный мир, либо перемирие, и поэтому Август в 700 году от основания Рима закрыл храм двуликого Януса…». Флор. Эпитомы, IV.64. 108 «…[Август] запер храм Януса, что согласно обычаям римлян, делалось в случае окончания всех войн». Аврелий Виктор. О цезарях, I.3. 109 Дунаев, 1999. С. 636. Имеется в виду труд Гранта: Grant R.M. Greek Apologists of the Second Century. Philadelphiä The Westminster Press, 1988 (см. стр. 93 его труда). 112 Третий документ, который прилагается к «Апологии», письмо М. Аврелия, явно поздняя интерполяция и подделка (Болотов). В подлинности первых двух так же сомневаются. См.: Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. СПб., 1910. Т.2. С. 80–88. Болотов сомневается в подлинности второго и третьего документа (Антонина и М. Аврелия), и признает подлинным только рескрипт Адриана.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/apo...

Казаков М. М. Скачать epub pdf Глава XVI. «...он сложил с себя царские знаки отличия и публично в церкви оплакивал грех свой...» (Амвросий. На смерть Феодосия, 34) После победы над Максимом император Феодосии стал единым правителем всей Римской империи, самым могущественным ее властителем. Источники весьма противоречиво характеризуют личность этого императора и его политику. Знаменитый позднеримский биограф Аврелий Виктор дает такой его портрет: «Феодосии был спокоен, милостив, общителен; он считал, что отличается от прочих людей только своим одеянием. Он был благожелателен ко всем, особенно к хорошим людям. Он в такой же мере любил людей простых, как и восхищался учеными,.но притом честными, был щедр и великодушен. В отношении наук, если сравнить его с учеными людьми, его образование было посредственным, но он был весьма проницательным и очень любил узнавать о деяниях предков. Он упражнялся физически, но не увлекаясь и не переутомляясь». (Извлечения о жизни и нравах римских императоров, 48). Амвросий Медиоланский характеризует Феодосия как благочестивого, милостивого, миролюбивого, спокойного человека, имеющего в сердце веру и страх перед богом, мягкого по отношению к людям. В то же время епископ отмечает горячность его характера, которую, если кто-либо захочет смягчить, император быстро обращает в милосердие, а если кто-либо разжигает, то Феодосии возбуждается так, что едва может ее удерживать. (Амвросий. Письмо 40, 5; письмо 51; На смерть Феодосия). Арианский церковный историк Филосторгий замечает, что Феодосии был невоздержанным человеком, преданным неумеренной роскоши, но на поприще царя он достиг высших целей земной жизни: одерживал блистательные победы, единовластвовал над римлянами, оставив детям умиротворенное царство. (Филосторгий XI, 2). Резко негативную характеристику дает Феодосию языческий историк Евнапий: «Когда Феодосии стал императором на такой огромной территории, он доказал справедливость старых пословиц, что власть – это великое зло и что человек во всем может быть тверд и постоянен, кроме своего счастья. Ибо едва он стал императором, как стал вести себя как молодой человек, который, став наследником богатства, собранного за долгое время бережливостью и честной жизнью его отца, внезапно вступив в наследование, охвачен страстным желанием промотать его любым способом. Таким образом, в то время мудрый наблюдатель мог бы увидеть, что император использовал каждое злодеяние и крайность, чтобы разрушить государство» 68 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Автор последовательно излагает историю царей, изображенных под образом 12 больших крыльев. Так как история Рима могла быть предметом его влияния лишь с того момента, когда Рим наложил свою железную руку на Иудею, то, очевидно, под большими крыльями разумеются, прежде всего, императоры из дома Юлиев и последующие правители до Веспасиана. Так как второе крыло, выделяющееся необычайным долголетием, несомненно обозначает Октавиана Августа, то за первым очевидно скрывается Юлий Цезарь. У Флавия он считается первым римским императором (Antiquitates judaicae XVIII, 2, 2; 6, 10). Такого же счета держатся Сивиллины книги (V, 10–15), римские историки – Светоний (Vitae XII Caesarum), Аврелий Виктор и Юлиан (цит. Renan . Apocalypse, 407) и христианские писатели – Феофил Антиохийский (К Автолику III, 25) и Епифаний Кипрский (De pondere et mensuris, 12). Если юридически Римская империя началась с Августа, то фактически переход от республиканского строя к единодержавному был осуществлен Цезарем. Он и пал жертвою своей идеи. Неожиданная смерть Цезаря, не оставлявшего по себе потомства была величайшей опасностью для начавшегося строя. На это событие и указывает исчезновение первого крыла без всяких следов, так что не видно было даже места его. 20–21. Так как история знает за это время только 9 римских императоров, то очевидно замечание о том, что под некоторыми крыльями разумеются узурпаторы или претенденты на римский престол, относится и к 12 главным крыльям. В эфиопском переводе действительно в данном месте идет речь о больших крыльях, расположенных по левую сторону орла, очередь которых наступает по исчезновении всех правых крыльев. За это чтение высказывается большинство исследователей (Van der Ulis . Dissertatio critica de Ezrae libra apocrypho, vulgo IV dicto. Amstelodami 1839. P. 61, 136, 182. Lucke, 197. Gutschmid, 247. Hilgenfeld . Messias Judaeorum, 87. Langen, 129. Gunkel, 391). Соответственно тому значению, которое связывается с правой и левой стороной, автор помещает направо 6 императоров из дома Юлиев, при которых Рим находился в цветущем состоянии, а налево следовавших за ними узурпаторов, появление которых грозило Риму гибелью.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Грациан был образованным выше среднего уровня человеком,-характеризует императора Аврелий Виктор (Извлечения о жизни и нравах римских императоров, 47), – слагал стихи, красиво говорил, умел разбираться в контроверсиях по правилам риторики». Этим он был обязан выдающемуся ритору и поэту поздней античности Авсонию, который был его учителем на протяжении 10 лет. Аммиан Марцеллин характеризует Грациана следующим образом: «Это был молодой человек, широко одаренный, красноречивый, сдержанный, воинственный и вместе с тем мягкий, и он мог бы пойти по стопам лучших императоров прошлого, если бы не склонность его к забавам, которая под развращающим влиянием ближайших к нему лиц обратила его к пустому времяпрепровождению...» (История XXXI, 10, 18). Правда, до поры, до времени эта склонность Грациана мало давала о себе знать, и в начале своего правления он больше был озабочен укреплением своего положения. После 375 г. в западной части Римской империи явственно обозначились две политические группировки, которые концентрировались вокруг императорских дворов Грациана и Валентиниана П. В религиозном отношении окружение Грациана, вероятно, состояло из христиан ортодоксального толка, ибо никейской веры придерживался сам император, и язычников, по-прежнему занимавших видные места в государственном аппарате. Соотношение тех и других, как кажется, было на первых порах одинаковым, хотя, возможно, несколько преобладал языческий элемент. Окружение Валентиниана II составляла преимущественно провинциальная знать, придерживавшаяся арианской веры, которой была привержена императрица Юстина, и тоже какой-то части язычников. Такая расстановка религиозно-политических сил заставила Грациана в начале своего правления следовать политике религиозной терпимости своего отца. Пытаясь с помощью этой политики возвыситься над враждовавшими между собой религиозно-политическими группировками, Грациан, тем не менее, не мог не понимать, что равновесие между ними довольно эфемерно и не может продолжаться бесконечно долго.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

XX. 2]. В результате Карин был покинут своими солдатами и убит одним из офицеров, жену которого Карин некогда обесчестил. Не исключено, что рассказ о том, что Карин пал жертвой предательства, подобно Помпею несмотря на то, что его армия уже побеждала или во всяком случае имела численное превосходство над противником, содержит следы утраченной литературной традиции, враждебной Диоклетиану, с которой, однако, были знакомы Аврелий Виктор и Евтропий. После победы над Карином Диоклетиан столкнулся с целым комплексом внутренних и внешних проблем, которые стали следствием гражданской войны. По завершении братоубийственной войны Диоклетиан стремился к гражданскому примирению и поэтому не стал подвергать репрессиям бывших сторонников Карина. Однако вскоре после битвы при Марге, вероятно, во второй половине 285 года, дунайская граница империи была атакована многочисленными конными дружинами сарматов, в первую очередь аланов. Диоклетиан был вынужден остаться вместе с войсками на Дунае для борьбы с сарматами, которая продлилась до лета-осени 289 года. Как отмечает римский историк IV века Аммиан Марцеллин, Диоклетиан переселил в Паннонию карпов – варварское племя невыясненного происхождения, возможно германского, дакийского или даже протославянского, которое использовалось римлянами в качестве федератов для прикрытия дунайской границы [Amm. Marc. XXVIII. 1. 5]. Для более успешной защиты границ империи от варваров Диоклетиан еще в 285 году разделил военное командование и провозгласил цезарем Максимиана Геркулия – старого боевого товарища, вместе с которым он, по свидетельству Аврелия Виктора, начинал военную службу еще при Аврелиане и Пробе (276-282) [Aur. Vict. XXXIX. 28]. Диоклетиан возглавил войска на Дунае, а Максимиан, получивший в следующем, 286 году титул августа, получил задачу навести порядок в Галлии. В 290 году Диоклетиан воевал в Сирии против арабских племен. В период диархии, продолжавшийся с 286 по 293 годы, Диоклетиан и Максимиан периодически действовали сообща на поле боя.

http://bogoslov.ru/article/6175962

Исторически эта аббревиатура восходит к знамению, явленному императору Константину Великому перед победоносной битвой на Мульвийском мосту 27 октября 312 года. В дальнейшем для краткости мы будем именовать эту аббревиатуру «Константиновым титлом». Христианские историки – современники этого события не единодушны в описании этого знамения 958 . Секст Аврелий Виктор 959 и Евтропий 960 , современники Константина, молчат о чуде, предшествовавшем битве при Мульвийском мосту. Древнейшее известие о нём принадлежит Лактанцию (ум. ок. 325 года), воспитателю старшего сына Константина Великого Криспа. Он сообщает только об услышанном императором во сне повелении начертать «небесный знак Бога на щитах» (caeleste signum Dei... in scutis), который должен иметь форму «скрещённой буквы X » (transferta X littera) 961 . Другой современник Константина Великого , Евсевий Памфил , епископ Кесарийский, в «Церковной истории» не упоминает об этом чуде 962 , сообщая лишь, что после победы над Максенцием Константин Великий повелел воздвигнуть свою статую «со спасительным символом в правой руке» (τ σωτριον σημεον π τ δεξι). Надпись при статуе свидетельствовала, что «этим спасительным знамением» (τοτ τ σωτηριδει σημε) император освободил Рим «от ига тирана» 963 . В «Жизнеописании Константина» Евсевий Памфил передал рассказ самого Константина Великого о чуде, который, спустя 26 лет после битвы, описал следующие подробности: «Когда солнце уже начало склоняться к западу... я собственными очами видел составившиеся из света и лежавшее на солнце знамении креста (το λου σταυρο τρπαιον κ φωτς), с надписью «сим побеждай» (τοτω νκα)» 964 . Ночью во сне император увидел Христа «с объяснением виденного на небе знамения (σν τ φανντι κατ» ορανν σημε φθνα)». Который повелел ему сделать знамя, «подобное этому виденному на небе» (το κατ» ορανν φβντος σημεου). Впоследствии эти слова неоднократно передавались раннехристианскими историками. Сократ Схоластик (40-е годы V века) передаст версию Евсевия Кесарийского своими словами. По его словам, Константин Великий увидел на небе «в полуденные часы дня, когда солнце начинало уже склоняться... крестовидный столп света (στλον φωτς σταυροειδ) с надписью: «ν τοτ νκα " ». Ночью Христос, явившийся императору во сне, повелел сделать «знамя по образцу виденного знамения (κατ τν τπον το φθντος σημεου)» 965 . Младший современник Сократа Схоластика , активно пользовавшийся его трудом, Созомен, передаёт иную версию. Он говорит о видении Константином Великим во сне ангела, который указал ему на знамение креста на небе (τ το σταυρο σημεον ν τ οραν). объявив «ν τοτ νκα». Некоторые, – добавляет Созомен, – говорят, будто во сне Константину Великому явился Христос, указавший знамение креста (το σταυρο τ σμβολον) 966 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

А затем, когда мать его Елена, сильно тоскуя по внуку, стала его жестоко упрекать, он убил и жену свою Фасту, столкнув ее в горячую воду в бане.» (Секст Аврелий Виктор. О нравах римских императоров. rл.XLI, 11–12. Последнее издание – Римские историки IV века. М., 1997 г. с.154) 272 Недостоверность этой истории легко доказать, сопоставив сообщение Зосимы с другими языческими историками – предполагаемое убийство Криспа и Фасты произошло гораздо позднее издания Миланского эдикта (313 г.). Более того, по сообщению Феофана «Он (Константин – А.К.) во-первых, издал закон отдавать идольские храмы служителям Христа. (Сей закон подписал с ним вместе и Крисп, сын его)» (Летопись византийца Феофана., М., 1884–1887 гг. с.13). Касательно же смерти Криспа, Феофан просто сообщает, что тот «умер как христианин " (там же, с.17). 273 После смерти св.Константина у него оставались три сына: Константин II, Констант и Констанций, разделившие между собой управление империей. 274 Магненций – узурпатор, после убийства Константа захвативший власть над западной частью империи (350–353). После поражения своих войск в битве при Мурсе (351 г.) и еще одного поражения бросился на меч. 275 Вретанион – командир пехоты в Иллирии (по другим сведениям – в Паннонии). Объявил себя императором после гибели Константа и был лишен власти всего через несколько дней. 276 Труд Зосима был создан около 498 г. Основными источниками для Зосимы служили Евнапий и Олимпиодор. Патриарх Фотий так отозвался о его истории: «Можно сказать, что Зосим не писал истории, а только списал Евнапиеву. ... В остальном изложении Зосим почти одинаков с Евнапием, особенно в клеве на благочестивых государей.» (Византийские историки Девксипп, Евнапий, Олимпиодор, Малх, Петр патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан византиец., переведенные с греческого С.Дестунисом. Спб., 1860 г. отр. 11 с. 73) 277 Существует две традиции относительно крещения св. Константина. Согласно другой он был крещен в Риме папой Сильвестром I (314–335). 278 Не совсем понятно, что имеет в виду Евагрий. Македония в качестве провинции была присоединена к Римской империи в 148 г. до Р.Х. о каких-либо местных восстаниях также ничего не известно. 279 Имеется в виду закавказская местность по берегам р.Кирос. Была покорена в 65 г. до Р.Х. Помпеем, во время 3-й Митридатской войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

«В те дни, когда мне были новы Все впечатленья бытия — И взоры дев, и шум дубровы, И ночью пенье соловья, — Когда возвышенные чувства, Свобода, слава и любовь И вдохновенные искусства Так сильно волновали кровь, — Часы надежд и наслаждений Тоской внезапной осеня, Тогда какой-то злобный гений Стал тайно навещать меня». Или вот такие: «Ноги уносят мои руки и туловище, И голова отправляется следом. Словно с похмелья, шагаю по улице я, Мозг переполнен сумбуром и бредом. Все говорят, что надо кем-то мне становиться, А я хотел бы остаться собой. Мне стало трудно теперь просто разозлиться. И я иду, поглощённый толпой». Причем Виктор Цой, поющий про голову, которая следует ЗА ногами и руками, не менее точен, чем Александр Сергеевич в описании демона, отравляющего своим злобным ядом чистую душу юности. Как ни странно, честных свидетельствований того, какие пожары полыхают внутри молодого создания, за всю историю человечества оставлено не так уж и много. По-видимому, нам проще забыть демонов, обуревавших нас в младые годы, чем, сгорая от стыда, вспоминать то, что мы тогда наделали или только могли совершить… И все-таки, исповеди, предельно откровенно рассказывающие о том, что происходит в этом возрасте с душой и телом, есть. Вчитаемся в одну из них. Она ценна не только анализом происходящего в молодом человеке, но и тем, что беспощадно оценивает мир, в который он входит. Мир нисколько не обеспокоенный тем, чтобы уберечь и защитить входящего в него. Итак, блаженный Аврелий Августин. «Исповедь». Елена Владимировна, вот о школе и лицемерии мира взрослых: «Меня и отдали в школу учиться грамоте. На беду свою я не понимал, какая в ней польза, но если был ленив к учению, то меня били… У меня, Господи, не было недостатка ни в памяти, ни в способностях, которыми Ты пожелал в достаточной мере наделить меня, но я любил играть, и за это меня наказывали те, кто сами занимались, тем же самым. Забавы взрослых делом, у детей они тоже дело, но взрослые за них наказывают, и никто не жалеет ни детей, ни взрослых. Наставник, меня, не тем же, чем я? Если его в каком-нибудь вопросике побеждал ученый собрат, разве его меньше душила желчь и зависть, чем меня, когда на состязаниях в мяч верх надо мною брал товарищ по игре?..

http://pravmir.ru/kolybel-na-vetru/

        См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает журналист Елена Яковлева //Фома. - — ноябрь 2019. - С.98-99/3-я стр. обложки/. - (рубрика « Эпилог »).   Вопрос номера. Как справиться с чувством вины? Чувство вины сводит с ума. Что делать? Письмо в редакцию/ Екатерина , Хабаровск; На вопрос читателя отвечает психолог Александр Ткаченко. Иллюстрации Марии Сосниной//Фома. - — ноябрь 2019. - С.18-25. - (рубрика « Вопрос номера. Как справиться с чувством вины ?»).            См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает журналист Елена Яковлева //Фома. - — ноябрь 2019. - С.98-99/3-я стр. обложки/. - (рубрика « Эпилог »). ВЕРА(раздел). – С.26-39. [ Читаем Писание: ] Марина Андреевна Журинская (1941-2013). Великие дни . Ил.: Христос в Гефсиманском саду. Николай Ге, 1869-1880; Взятие Христа стражею. Илья Репин, 1886; Совесть. Иуда. Николай Ге, 1891//Фома. - – ноябрь 2019. – С.26-31. – (раздел « Вера »). На вставках к материалу: « Евангелие от Марка, глава 14» (С.26,28,30). публикаций (см. «Фома» 141,142,143,145,148,149,151,152,154, 156,158,161,163,164,165,166, 167,168,169, 170,172,173,175,177,178,179,181,182, 185,186,189,192,195, 196,197,198) колонок М. А. Журинской о Евангелии, печатавшихся ранее на сайте журнала «Фома». См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает журналист Елена Яковлева //Фома. - — ноябрь 2019. - С.98-99/3-я стр. обложки/. - (рубрика « Эпилог »). Школа «Фомы». Именины: Виктор. [Инфографика] . Значение имени : Происходит от латинского Victor — победитель; День памяти : 11 ноября; Святой мученик Виктор :   Житие. Был древнеримским воином во времена правления императора Марка Аврелия (161-180);  Другие святые и известные люди с именем Виктор : Мученик Виктор Коринфский (III век). Жил во времена гонений императора Декия (249-251). Был одним из учеников Кондрата, известного в Коринфе своим врачебным искусством и проповедями о Христе. Священноисповедник Виктор (Островидов), епископ Шадринский (1875-1934). Вскоре после революции 1917 года назначен наместником Свято-Троицкой Александро-Невской лавры в Петрограде. Активно боролся с обновленчеством. С 1928 года — в северных лагерях, где и скончался. Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) — знаменитый русский художник, основоположник неорусского стиля (картины «Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич на сером волке» и др.). Виктор Иванович Тростников (1928-2017). Математик, философ и богослов (в 1980 г. в Париже вышла одна из его первых книг о православной философии «Мысли перед рассветом». Другие богословские труды: «Православная цивилизация», «Основы православной культуры», «Бог в русской истории»...; Интересные факты: Подготовил Игорь Цуканов ; Ил.: Святой мученик Виктор. Икона; Император Марк Аврелий. Скульптурный портрет; Мученическая смерть Лонгина Сотника. Миниатюра. Константинополь, 985//Фома. - – ноябрь 2019. – С.32-33. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11199-...

Император Марк Аврелий В житии мученика описаны изощренные истязания, которым его подвергли по приказу императора. Сперва посадили в раскаленную печь. Увидев, что он чудесным образом остался жив, заставили принять яд. Но и яд не подействовал (более того, приготовивший его чародей сам уверовал во Христа и оставил прежнее дело). Чего только не делали с воином его бывшие товарищи — бросали в котел с кипящим маслом, жгли тело свечами, выкалывали глаза… В конце концов истязатели были наказаны: Бог лишил их зрения, но потом исцелил — по молитве святого Виктора. Свидетельницей страданий Виктора оказалась жена одного из воинов, Стефанида. Она увидела два блистающих венца, спускавшихся с неба, открыто исповедала Христа — и сразу же была казнена. Самому Виктору в конце концов отсекли голову. При этом, как гласит житие, произошло чудо: из раны потекли кровь и молоко. Схожим образом церковные писатели описывают кончину многих других раннехристианских мучеников, например Пантелеимона, Трифона, Варвары. Действительно ли были так схожи обстоятельства их мучений и смерти, или это скорее дань традиции и «законам жанра», чем отражение подлинных событий, мы не знаем. Однако доподлинно известно, что на долю христиан тогда выпали тяжелейшие страдания. Пытки и истязания были нормой того времени. И святой Виктор, как и множество его единоверцев, проявил несгибаемую твердость, верность Христу и готовность отдать жизнь за веру. Другие святые и известные люди с именем Виктор Мученик Виктор Коринфский (III bek) Жил во времена гонений императора Декия (249–251). Был одним из учеников Кондрата, известного в Коринфе своим врачебным искусством и проповедями о Христе. О Кондрате и его учениках донесли правителю. Виктор и еще двое учеников Кондрата были схвачены, но от Христа не отреклись. Были замучены. Впоследствии на месте их казни забил источник с чистейшей водой. Священноисповедник Виктор (Островидов), епископ Шадринский (1875–1934) Вскоре после революции 1917 года назначен наместником Свято-Троицкой Александро-Невской лавры в Петрограде. Активно боролся с обновленческим расколом. С 1928 года находился в северных лагерях, где и скончался. В 1981 году канонизирован Собором Русской Православной Церкви за границей, в 2000 году — Собором Русской Православной Церкви.

http://foma.ru/imya-viktor.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010