Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Имя Виктор 5 мин., 23.11.2019 Значение имени: Происходит от латинского Victor — победитель. Тропарь мученикам Виктору, Стефаниде и Викентию, глас 4 Мученицы Твои, Господи,/во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/имуще бо крепость Твою,/мучителей низложиша,/сокрушиша и демонов немощныя дерзости./Тех молитвами//спаси души наша. Перевод: Мученики Твои, Господи, подвигом своим венцы нетленные получили от Тебя, Бога нашего; ибо они, имея силу Твою, мучителей низложили, сокрушили и демонов немощные дерзости. По молитвам их, Христе Боже, спаси души наши. День памяти: 24 ноября. Святой мученик Виктор Святой Виктор был древнеримским воином во времена правления императора Марка Аврелия (161–180). Аврелий был человек незаурядный: писал философские сочинения, основал в Афинской академии целых четыре кафедры философии, одержал ряд важных военных побед, много внимания уделял судопроизводству… Но при этом считал христианство грубым суеверием, а мучеников, готовых жизнь отдать за Христа,— опасными фанатиками. Расправы над христианами при этом просвещенном императоре активизировались, часто их вершили толпы простолюдинов, подначиваемые властью. Икона святого Виктора Исторический период, в который жил святой Виктор, и его служба в римской армии — вот, пожалуй, единственное, что известно лично о нем. Во всем остальном житие Виктора — более или менее типичный рассказ о воине, отказавшемся подтвердить верность императору неприемлемым для христианина способом и за это казненном. Для римской власти было важно, чтобы подданные регулярно доказывали ей свою лояльность. Считалось, если человек в положенное время приносит жертвы почитавшимся в Риме «богам» (среди которых фигурировали и сами императоры), значит, он добропорядочный гражданин. Виктор же, уверовав во Христа, приносить жертвы отказался. Он объявил, что верует в Бога, Который не нуждается в ритуальных жертвоприношениях, а ждет от человека совсем другой жертвы — покаяния в грехах и исправления жизни. Тем самым он подписал себе смертный приговор.

http://foma.ru/imya-viktor.html

Став императором, Константин, никогда не питавший нежных чувств к Диоклетиану, в 313 году вызвал его к себе под предлогом свадебного пира, а когда проницательный старик отговорился немощью, то, как пишет историк Аврелий Виктор, получил от Константина и Лициния «угрожающее письмо, в котором его обвиняли в том, что раньше он благоволил к Максенцию, а теперь – к Максимину Дазе. Подозревая, что ему готовится позорная насильственная смерть, он, как говорят, принял яд». Обвинение было беспочвенным. Оставив власть, Диоклетиан отошел от политики раз и навсегда, хотя в затруднительные времена его преемники часто приглашали его вернуться к ее кормилу. Тот же Аврелий Виктор передает такой эпизод: «Когда императоры Максимиан и Галерий стали звать его вернуться к власти, он, точно отстраняясь от какой-то чумы, ответил им: «О, если бы вы могли посмотреть на овощи, выращенные моими руками в Салоне, вы бы сказали, что мне этого никогда не надо делать». По более широко известному преданию, он ответил так: «Вы посмотрите на империю – и на эту чудесную капусту». Диоклея (или, как ее называют в Черногории, Дукля), основанная при слиянии рек Зеты и Морачи, находится на окраине современной черногорской столицы Подгорицы, известной в социалистическое время как Титоград (наименование, указывающее не на сына Веспасиана императора Тита, но на другого, известного не менее Диоклетиана местного правителя – Иосипа Броз-Тито). Единого мнения насчет того, кто или что именно первично – Диоклетиан-Диокл или Диоклея, – до сих пор не существует. Название [провинции] Диоклея происходит от крепости в этой стране, которую воздвиг василевс Диоклетиан. Ныне это пустующая крепость, по сю пору именуемая Диоклеей. (Константин Багрянородный) Из позднейшей истории Диоклеи видно, что уже к VII веку она пришла в запустение под натиском аваров и славян, что и констатировал триста лет спустя Константин Багрянородный. Правда, в 1199 году упоминается католический собор, проведенный в Диоклее, но нельзя утверждать точно, имеется ли в виду древний город или страна – предшественница Черногории.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Христианская апологетика, как жанр, возникла в тяжелых условиях, связанных с гонениями на христиан и изданием антихристианских рескриптов. Первоначально апологетика преследовала практические цели: защиту перед лицом государственных властей (таковы все ранние апологии: Кодрата, Аристида, св. Иустина, Афинарога, Мелитона). Затем этот жанр окреп и расцвел, благодаря чему в сокровищнице христианской письменности появились такие обширные и важные произведения, как «Строматы» Климента, «Евангельское приуготовление» и «Евангельское доказательство» Евсевия, «Исцеление эллинских недугов» блаж. Феодорита, «Против Юлиана императора» свт. Кирилла, «О граде Божием» блаж. Августина. Эти памятники представляют собой ценность не только в связи с тем, что с научной (исторической, философской) стороны опровергают языческие религиозные заблуждения, но и в связи с тем, что сохранили для будущих поколений множество фрагментов и свидетельств из утерянных сочинений древнейших авторов. Множество свидетельств, касающихся древней веры в Единого Бога (монотеизме) у египтян, греков и других народов. Так как сами апологеты вышли из языческой среды и были носителями античной культуры и образованности, они привили культурные ценности и литературные формы античности к молодому христианскому древу и, таким образом, явились не только создателями литературного жанра христианской апологетики, но и зачинателями христианского богословия. В апологиях мы можем найти документальные свидетельства той идейной (религиозно- философской) полемики, которую вели против христиан греки и иудеи. Из апологий мы можем почерпнуть и много аспектов из жизни ранних христиан, их учения, их отношение к миру и государству, их церковный строй. Мы удостоверились, примере Мелитона Сардийского , что у этого древнего писателя можно найти истоки учения о симфонии властей, где император является хранителем веры и попечителем Церкви на благо Империи. Список цитированных источников и литературы Источники Аврелий Виктор. О цезарях ­ Секст Аврелий Виктор. О цезарях./Пер. с лат. В.С. Соколов./Римские историки IV века./Изд. подгот. М.А. Тимофеев. – М.: РОССПЭН, 1997.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/apo...

Казаков М. М. Скачать epub pdf Глава VIII. «Скорблю о тебе, любимейший сын мой Грациан; ты дал нам много доказательств своего благочестия» (Амвросий. На смерть Валентиниана, 80) После того, как Грациан в результате энергичных усилий Амвросия отказал языческой делегации сената, между епископом и императором, вероятно, произошел какой-то разлад. Наши источники сохраняют полное молчание на этот счет, и нам ничего неизвестно о каких-либо контактах Амвросия и Грациана с начала 383 г. Возможно, молодой император слишком увлекся охотой и общением с варварами, что отнюдь не вызывало восторга патриотично настроенного и равнодушного к светским развлечениям епископа. Как раз об этих увлечениях Грациана свидетельствуют Аммиан Марцеллин и Аврелий Виктор. Причем Аммиан даже находит возможным сравнивать Грациана с Коммодом, которого биографы называли скорее гладиатором, чем императором и, в свою очередь, сравнивали с такими одиозными фигурами, как Тиберий и Калигула: «Как Коммод, взявший себе привычку убивать метательным оружием диких зверей в присутствии зрителей, впадал в нечеловеческий восторг, если ему удавалось перебить сразу сотню львов, выпущенных на арену амфитеатра, причем каждая стрела поражала с первого раза, так и Грациан с восторгом убивал стрелами зубастых зверей в загонах, огороженных загородками... Многим серьезным делам Грациан не придавал значения и это в то время, когда будь даже власть в руках Марка Аврелия, то и тот едва ли сумел бы справиться с тяжкими бедствиями государства, не имея равных себе помощников и разумных советчиков» (Аммиан Марцеллин. История XXXI, 10, 18). Аврелий Виктор дополняет эту характеристику: «Грациан пренебрегал военным делом и предпочитал старому римскому войску небольшие отряды аланов, которых нанимал к себе на службу за очень большие деньги, и настолько увлекался общением с варварами и чуть ли не дружбой с ними, что иногда даже появлялся перед народом в варварской одежде, чем вызывал к себе ненависть у воинов» (Извлечения, 47). О деятельности Амвросия в первой половине 383 г. нет никаких сведений. Ариане на время успокоились и не тревожили Медиоланскую церковь , язычники не решились повторно обратиться к императору, не пожелавшему даже выслушать их. Вероятнее всего Амвросий занимался текущими делами: решал вопросы церковной жизни, выступал с проповедями, писал комментарии на книги Библии (именно эти произведения епископа труднее всего поддаются датировке, и проще всего отнести их на те периоды жизни Амвросия, которые не были наполнены бурной практической деятельностью).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Смысл жизни человека и состоит в том, чтобы привести себя в идеальное состояние, очиститься от всего, что не может быть признано свойственным ему как образу Божию. Человек должен объединить в себе духовную и материальную природы и воссоединиться с Богом. Очищенная материальная природа тогда обратится в дух, в интеллект. Первым этапом этого объединения является физическая, телесная смерть человека, ибо в момент смерти заканчивается преобладание в человеке животных стремлений и низших потребностей. Второй этап – это воскресение из мёртвых, которое будет состоять в новом соединении душ с телами. Третий же момент возвращения в райское состояние есть полное превращение тела в дух, и вообще всего низшего в человеке в высшее. Низшее при этом не отменяется, а объединяется с высшим. В этих положениях Эриугена опирается на изречения свв. Григория Богослова и Максима Исповедника , также считавших, что «во время воскресения... поглощена будет плоть душею в духе, душа же Богом» (преп. Максим Исповедник ). Впервые этот процесс был совершён в Иисусе Христе, а через Него человек тоже может достичь этого объединения. В конце концов, при помощи Иисуса Христа всё материальное творение одухотворится светом второго пришествия Иисуса Христа, и всё возвратится в божественную природу и успокоится в ней. Поэтому и четвёртая природа является той самой природой несотворённой и нетворящей. Впоследствии на соборах в Валенсии и Лангре в 855 и 859 гг. учение Эриугены было осуждено как возврат к Оригену , а в 1225 г. папа Гонорий III осудил к сожжению все экземпляры книги «О разделении природы». Литература Аврелий Августин . Исповедь. М., 1991. Августин блаж. Против академиков//Августин блаж. Энхиридион. Киев, 1996. Августин блаж. О граде Божием. М., 1994. Августин блаж. О книге Бытия//Августин блаж. Об истинной религии. Теологический трактат. Минск, 1999. С. 1136–1512. Августин Аврелий . О Троице. Краснодар, 2004. Дионисий Ареопагит . Сочинения. Максим Исповедник . Толкования. СПб., 2002. Иоанн Скот Эриугена. О божественном предопределении (часть)//Знание за пределами науки. М., 1996. С. 294–299.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/is...

53 Под «домашними» убийствами Евсевий, видимо, подразумевает жестокую казнь придворных: св. Горгония, Дорофея, Петра и многих других, о чем он рассказывает в своей «Церковной истории» (VIII, 2,4—6,5; также см. Лактанция «de Mort. Pers.», 13, 14, 15.) Последний подробно описывает многочисленные случаи казни именно среди придворных. Относительно гибели жен, известна, например, св. мученица Иулиания, мученическая кончина которой относится к 304 г., она была обручена с эпархом города Никомидии. 54 По сообщению Лактанция, указы Диоклетиана и Галерия предписывали жертвоприношения при любом контакте жителей и властей, любом судебном и юридическом действии, что фактически ставило христиан в положение вне закона. 55 Имеется в виду Диоклетиан. 56 23 февраля 303 г. произошло разрушение церкви в Никомидии, а на следующий день был обнародован эдикт о всеобщем гонении. 57 Лактанций сообщает («О гибели гонителей», XV), что в силу огромного количества христиан, подлежащих смерти, кроме массовых сожжений, казнили и иными способами: «Других бросали в море, привязав им камень на шею». 58 Евсевий обозначает этим словом начальников вообще — так как он пишет панегирик и не ставит своей целью точное описание титулов и рангов, предпочитая украшать свое сочинение широким использованием архаичных терминов. 59 Не совсем понятно, что имеет в виду Евсевий, ведь гражданские должности обычно были доступны людям высших классов, закрытой для службы была только армия, да и то только для сенаторов. 60 Обычная форма проверки для христиан — требование принести жертву богам или гению императора. 61 То есть о христианах. 62 То есть стал августом (1 мая 305 г.). 63 Евтропий («Краткая история от основания Города», IX, 27, 1), так рассказывает об этом: «Но когда Диоклетиан под тяжестью лет почувствовал невозможность управлять Империей, он уговорил Геркулия уйти в частную жизнь, а дела государственные передать более молодым». Виктор (Секст Аврелий Виктор, «О цезарях», XXXIX, 46—48) называет другую причину: «Несмотря на такое управление, правители все же не остались незапятнанными пороками.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2859...

Из молчания двух вышеуказанных свидетелей о причине совершенных казней, нельзя заключать, что им была неизвестна эта причина. Евтропий не указал причины потому, что чрезвычайная краткость изложения составляет отличительную особенность его исторических сообщений; а Сидоний не упоминает о ней потому, что он касается факта мимоходом. Столь же естественно объясняется и то, что Аврелий Виктор не говорит о причине казни, замечая, что причина насильственной смерти Криспа неизвестна; Виктор писал при Констанции и потому должен был или совершенно молчать о причине казни, как делают Евсевий и Валезиев аноним, или же делать вид, что она остается неизвестной. Если исключить из числа свидетелей Виктора, так как он по очень понятной причине сообщает слишком неопределенные известия, то третьим источником нужно считать церковного историка Филосторгия; этот историк рассказывает, что Крисп сделался жертвой клевет со стороны своей мачехи; затем он говорит о преступной связи Фавсты с каким–то скороходом (рабом), за которую жена Константина была казнена при посредстве жарко натопленной бани. Четвертым источником служит Зосима, черпавший свои сведения у писателей более раннего времени; сообщения, находящиеся у Зосимы, воспроизводятся и в жизни св. Артемия, написанной каким–то монахом Иоанном. По рассказу Зосимы (и «Жизни св. Артемия»), Фавста обвинила Криспа в том, что он учинил или хотел учинить над ней насилие. Это обвинение стоило наследнику престола жизни. В это дело вмешалась бабка его Елена и решилась отомстить за смерть любимого внука; 80 она постаралась уверить Константина, что Фавста сама не сохранила ему верности, и побудила его предать ее смерти тем способом, на какой было уже выше указано. Эти события разыгрались во время пребывания императора в Риме. Чувствуя раскаяние в совершенных им казнях, – это все еще рассказ Зосимы, – Константин хотел искать прощения своих грехов у языческих богов, но языческие жрецы объявили ему, что его преступления не могут быть прощены. Ввиду этого он покинул язычество и сделался членом христианской Церкви, ибо он узнал, что в христианстве дается отпущение всех грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Галерию принадлежит почин возобновления враждебных отношений к христианской Церкви. В этом факте обнаружилось влияние, какое легко приобретает грубый, но энергичный и упрямый дух над более высокою натурою, поэтому уже менее цельною в своих убеждениях. Портрет Галерия, какой сообщают нам языческие и христианские авторы (Аврелий Виктор и Лактанций ), показывает в нем грубого солдата, хорошего полководца, дикаря по происхождению и по нраву, который соединял, как и многие ему подобные, с жестокостью темперамента – самую тонкую хитрость, и умел (не учившись этому) управлять людьми. По врожденному чувству, как и по преданиям своей семьи, он ненавидел христиан. Он не старался склонить тотчас Диоклетиана к их преследованию, но подошел к этой цели рассчитанным, обдуманным путем. Под предлогом укрепления военной дисциплины, он получил от своего соправителя (пред которым давали ему преимущество недавние победы) полномочие – восстановить в армии обязательность, для всех служащих, принимать участие в жертвоприношениях. Этой мере воспротивились христиане, и были отрешены от своих должностей. За этим последовал всеобщий пересмотр всего войска; он дошел до солдат, которые могли лишиться прав ветеранства. Несколько более резких отказов повлекли за собою смертную казнь виновных. Но крови, говорит Евсевий, было пролито мало, даже в непосредственно подчиненных Галерию провинциях 238 . Если верить агиографическим сочинениям, было небольшое число казней и в областях Максимиана Геркулеса 239 . В странах, находившихся под управлением Констанция Хлора, вероятно, не было вовсе преследований 240 . В Азии Диоклетиан ограничился тем, что исключил из армии и местных войск – офицеров и солдат, которые исповедовали христианство, но он воздержался от всякой жестокости 241 . Однако первый шаг был сделан: теперь было уже легко увлечь далее волю все еще медлившего императора. По словам Лактанция , Галерий употребил для этой цели все средства: наговоры, угрозы, собрания должностных лиц, которых он заранее склонил в пользу своих намерений. Константин, который был в то время при дворе, рассказывал позже, что решительный удар был нанесен оракулом Аполлона Милетского, который высказался против христиан в двусмысленных, но достаточно прозрачных выражениях. Соглашаясь на гонение, Диоклетиан хотел по крайней мере, чтобы оно не было кровавым. Он приказал уничтожить соборную церковь в Никомидии и, 24-го февраля 303-го года, распорядился опубликовать в этом городе эдикт, предписывавший: 1) прекращение христианских собраний; 2) разрушение церквей; 3) уничтожение священных книг; 4) отречение всех христиан (от своей веры), под страхом следующих наказаний: для тех, кто занимал высокое положение – лишение достоинства и гражданская смерть; для людей низшего состояния – низведение в рабство; для рабов – лишение права быть когда-либо свободными 242 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1187 Мы не имеем сведений о предоставлении Евномию этого сана. Однако, учитывая то, что впоследствии Евдоксий возвел Евномия в сан епископа Кизика, вполне можно допустить, что сначала Евдоксий возвел его в сан диакона. 1188 Известно, что Василий Анкирский первым откликнулся на призыв епископа Лаодикеи Георгия противодействовать арианину Евдоксию в Антиохии. В 358 г. Василий собрал собор в Анкире, в результате которого Евдоксий был предан анафеме. Сам Василий возглавил посольство от имени собора к Констанцию с целью убедить последнего сместить и сослать Евдоксия, что им и удалось. 1189 Речь идет о Евсевии, которая, по свидетельству Аммиана (XXI, 6, 4), выделялась красотой и нравственными качествами. В то же время Аврелий Виктор в «Извлечениях о жизни и нравах римских императоров» (XLII, 20) сообщает, что Евсевия была известна своим пристрастием к гаданию и этим вредила славе императора. Косвенно это подтверждает и Аммиан, сообщая, что Евсевия хитростью заставила Елену, сестру Констанция и жену цезаря Юлиана, выпить снадобье, провоцирующее выкидыш (XVI, 10,18). Евсевия была дочерью Флавия Евсевия, консула 347 г. Она стала второй женой Констанция и вышла за него замуж зимой 352/353 г. Став императрицей, Евсевия добилась консульства для обоих своих братьев в 359 г., а в 360 г., уже после ее смерти, была освобождена от налогообложения вся ее фамильная собственность (Cod. Theod., XI, 1, 1). Церковные источники единодушно сообщают об ее арианском исповедании (Socr., II, 2; Soz., III, 8). 1191 Речь идет о событиях, происшедших после Анкирского собора, собранного Василием Анкирским в 358 г. против Евдоксия. После собора к Констанцию были направлены депутаты – епископы различных городов Галатии, подчиненные Анкире, а также, возможно, и других епархий Востока, к которым была обращена энциклика Анкирского собора, например епископы Финикии. Кроме того, среди них мог быть епископ Лаодикеи Георгий, который первый обратился с окружным посланием к епископам Востока с предложением осудить Евдоксия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Фрагменты сочинений//Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащихся пед. колледжей и студентов вузов: В двух томах./Сост., ст. к разделам и коммент.: В.Г. Безрогов, О.И. Варьяш – М.: АО " Аспект Пресс " , 1994.  – Т. 1. Фрагменты сочинений//Антология философии средних  веков и эпохи Возрождения. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. (Мировая философия). Фрагменты сочинений//Вера и жизнь христианская по учению святых отцов и учителей Церкви/Составил профессор Николай Сагарда. – М.: Паломник, 1996. Фрагменты сочинений/Пер. В.П. Зубова//История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: В 5-ти томах. Т.1: Античность, Средние века, Возрождение. – М.: Искусство, 1962. Фрагменты сочинений//Идеи эстетического воспитания. - Т.1: Античность. Средние века. Возрождение. - М.: Искусство, 1973. Фрагменты сочинений//Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах: Учеб.пособ./Сост. и отв. ред.:  В.Г.Безрогов; под общ. ред Т.Н.Матулис. –  М.: РАО, 1996. Фрагменты сочинений//Хрестоматия по истории философии: Учебное пособие для вузов. – М.: Владос, 1998.– Ч. 1. Фрагменты сочинений//Марру А.И. Святой Августин и августинианство. – Долгопрудный: Вестком, 1999.  Фрагменты сочинений//История средневековой философии: хрестоматия: В 2 ч. - Минск: ЕГУ, 2002. - Ч. 1: Патристика. - 2002.  Древние и средневековые источники Виктор Витенский. История гонений в Африканской провинции/Пер. с лат. В.А.Дорофеевой//Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007. (I, 3; V, 18). Геннадий Массилийский. Книга о церковных писателях/Пер. с лат. М.Ф.Высокого//Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007.  ( XXXVI, XXXVIII, XXXIX, XLV, LIX).  Блаженный Августин - один из святых отцов Церкви, богослов и философ. Ему принадлежат многие сочинения, за дожившие основы современной богословской науки. " Исповедь " - самая известная книга Августина, в которой, рассказывая о своей жизни, автор излагает основы учения Церкви о Боге и мире, указывает читателю духовные и нравственные ориентиры. Купить книгу можно здесь.

http://bogoslov.ru/person/2529560

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010