Спустя восемь лет после убийства Аврелиана, который по справедливому замечанию Ю. А. Соколова должен быть признан одним из наиболее выдающихся римских полководцев периода империи , армия Марка Аврелия Кара (282-283) в 283 году совершила успешное вторжение во владения сасанидских шахов и дошла до самого Ктесифона. Римляне захватили сасанидскую столицу, взяв реванш за многочисленные поражения середины III века, в первую очередь за пленение и унижение Валериана (253-260). К сожалению, источники не сохранили никаких подробностей, связанных с персидским походом Марка Аврелия Кара. Успех этого похода был во многом обусловлен внутренней борьбой за власть, которая происходила в это время в сасанидском Иране между шахом Бахрамом II (276-293), сторонником зороастрийской ортодоксии, и его братом Хормиздом I Кушаншахом (275-300), который опирался на помощь кушан и почитал индийских богов: Оешо (Шива) и Нанди. Впрочем, вполне возможно, что Оешо, изображения которого чеканились на монетах Хормизда I Кушаншаха, не был простой репрезентацией индийского Шивы, но представлял собой форму почитания Геракла или Посейдона, которое существовало еще в эллинистической Бактрии . Евсевий Кесарийский в толковании на книгу пророка Исайи оставил описание разоренного Вавилона, на развалинах которого ставят шатры и пасут скот арабы [Euseb. ad Isaiam XIII. 19-20]. Сам Евсевий в Вавилоне никогда не был, но зато на развалинах Вавилона в свое время побывал Константин Великий, от которого Евсевий и узнал подробности тамошнего арабского быта. Как полагает Тимоти Барнс, впервые Константин посетил руины древней столицы в детстве, когда сопровождал свою мать Елену, конкубину Констанция Хлора [Euseb. Chron. 310], в обозе армии императора Марка Аврелия Кара . Однако загадочная гибель Марка Аврелия Кара не позволила римлянам развить успех. Аврелий Виктор и писатели «Истории Августов» – авторы второй половины IV века, т.е. мягко говоря очень поздние авторы, – сообщают со ссылкой на некоего Юлия Кальпурния (SHA) о том, что в июле 283 года вскоре после захвата сасанидской столицы Марк Аврелий Кар был убит мощным ударом молнии, причем от удара сгорела даже императорская палатка [Aur.

http://bogoslov.ru/article/6175962

Я помню о том, что мне, послушному и робкому рабу. было показано, вернее, предписано Господним, Божественным повелением. Между прочими знамениями и откровениями, которых Он меня удостоил, есть и такое. «Кто не верил в Христа, назначающего епископа, уверует в Него. отмщающего за епископа». Я знаю, правда, что некоторым — во всяком случае тем, которые предпочитают верить не епископу, а наветам на епископов, — они кажутся смешными, а видения нелепыми. Не удивительно: и братья сказали об Иосифе: «Вот идет сновидец; пойдем теперь и убьем его» (Быт, 37:19–20), но сны сновидца осуществились, и убийцы и продавцы пришли в смятение: не верившие раньше словам должны были поверить, когда эти слова осуществились. О том, что ты делал в гонение или спокойное время, мне было бы глупо судить: ведь ты поставил себя моим судьей. Я ответил тебе по чистой совести, полагаясь иа Господа и Бога моего. У тебя мое письмо, у меня — твое. В день Суда, пред судилищем Христовым будет прочтено то и другое. Письмо христианам Легиона и Астурики о падших епископах Киприан, Цецилий, Прим, Поликарп, Никомед, Лукнан. Сукцес. Са–дат, Фортунат, Януарий, Секундин, Помпоний, Гонорат, Виктор. Аврелий, Саттий. Петр, Януарий второй, Сатурнин, Аврелий второй, Венантий. Квиет. Рогатиан, Тенакс, Феликс, Фавст, Квинт, Сатурнин второй, Лукий, Винцентий, Либоз. Геминий, Марцелл, Иамб, Адельфий, Викторин и Павел—священнику Феликсу и христианам Легиона и Астурики, а также диакону Элию и народу в Эмерите: привет наш в Господе . На Соборе прочли мы письмо ваше, возлюбленные братья, которое прислали вы через наших епископов Феликса и Сабиаа. Вы написали его. побуждаемые своей чистой верой и страхом Божиим: вы сообщаете, что Васнлиду и Марциалу, запятнанным свидетельствами о принесении идольской жертвы и отягощенным сознанием ужасных, совершённых ими преступлений не подобает быть епископами и выполнять обязанности Божиих священников. Вы желаете от нас ответа и утешения или помощи в этой вашей справедливой и неизбежной тревоге. Ответом на ваше желание будет не столько наш совет, сколько Божия заповедь: давно уже голосом свыше, законом Господним предписано, каким людям подобает служить пред алтарем и приносить жертвы. В «Исходе» Бог говорит Моисею так: «Священники, приближающиеся к Господу Богу, должны освятить себя. чтобы не оставил их Господь» (Исх. 19:22), и еще: «И когда подходят служить к алтарю Святого, да не приводят с собой греха, чтобы им не умереть» (Исх. 20:20). И в книге Левит учит Господь: «Человек с пятном или пороком не должен приступать, чтобы принести дары Богу» (Лев. 21:17).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Максим Иамфуенский 941 скончался Марцеллин Вагравтский Домникос Тигизитский 90 Донат Гилбенский Фортуний Регианский скончался Донат Силенский Виктор Гаудиабенский Януариан Маркулитанский 942 95 Януарий Центуриенский Феликс Суабенский Кресцентиан Германийский Аннибоний Вадезитанский Януарий Гаврианский скончался 100 Фортунациан Нараткатенский Максим Ламиггигенский Феликс Гарбенский скончался Юлий Вагармелитанский Понтикан Форменский скончался 105 Виктор из Башни Аммениев 943 Серв Белесасенский Гонорат Фатенский Менсор Форменский Перегрин Мулиенский 110 Гедалий Оспитенский Фулгенций Вагаденский скончался Секундин Ламасуенский Кресценций Такаратский Бененат Милевитский 115 Кводвультдей Уллитанский 944 Профиций Селевтианский скончался Профиций Ваденский скончался Януарий Тагастенский скончался Донат Максимианский 120 Адеодат Зарадтанский скончался Фелициан из Гирутараси Кардел Ламиггигенский Флабиан Викопасценский 945 Общее количество: 125 946 Имена епископов провинции Бизацена: [...] Вассинассенский 947 [...] И Аквис 948 1 Либерат Амударсенский скончался Мансует Афуфенийский Паскасий Септимуницийский Гортулан Бенефенский 5 Викторин Анкусенский Евбодий Мидидитанский 949 Теренциан Тубулбаценский Рогациан Вадентинианский Бонифаций Масклианский 10 Викторин Себерианский Виктор Наренский Леонтий Декорианский Сервусдей Тамбейтанский Лет Нептитанский 950 15 Феликс Кустренский скончался Флавиан Булелианский Децим Тевзитанский Сербанд Путиенский Реститут Тагамутский 20 Президий Суфетуленский в изгнании Евстратий Суфетанский Секундин Гаррианский Префекциан Абарадирский скончался Субиникус Октабиенский 25 Аделфий Мактаританский 951 Реститут Аквиабенский Антаций Медианский Менсий Турренский Филтиос Аггаританский 30 Фастидиос Егнатийский Герман Перадамийский Донат Ермианский Паскасий Тенитанский 952 Домнин Таразенский 35 Хиларин Трофинианский Фортунатиан [из] Лептиса Малого Гонорат Тагариатский Альбин Октабенский Аврелий Ферадимайский 953 40 Феликс Крепедуленский Киприан Унузибирский

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Евтропий, («Краткая история от основания Города», X, 2, 3—4) так рассказывает об этих событиях: «Между тем в Риме преторианцы, учинив бунт, избрали августом Максенция (306—312 гг.), сына Геркулия, который жил недалеко от города на государственной вилле. Узнав об этом, Максимиан Геркулий, в надежде вновь обрести прежнюю власть, которую он оставил против своей воли, поспешил из Лукании в Рим ... Против взбунтовавшихся преторианцев и Максенция Галерий послал в Рим цезаря Севера с войском, куда тот и прибыл, но во время осады Города был предан своими солдатами. Максенций же, увеличив войско, укрепил свою власть. Север бежал в Равенну и был там убит (307 г.)». В другом своем сочинении Виктор иначе рассказывает об этих событиях: «А между тем в Риме чернь и отряды преторианцев объявляют императором Максенция, несмотря на упорные протесты отца его, Геркулия. Когда об этом узнал Арментарий (Галерий — А.К.), он приказал поспешно выступить против этого противника цезарю Северу, находившемуся случайно близ города. Но пока он действовал под стенами столицы, он был покинут своими солдатами, подкупленными Максенцием обещанием наград; бежав, он оказался запертым в Равенне и там погиб. Ожесточившись еще более, Галерий, прибегнув к совету Иовия (Диоклетиана — А.К.), объявляет августом цезаря Лициния, известного ему по старой дружбе; оставив его для охраны Иллирика и Фракии, он сам направляется в Рим. Там он задержался на осаде [города] и, так как его солдат стали так же соблазнять, как и прежних, он, опасаясь, как бы они его не покинули, ушел из Италии;» (Секст Аврелий Виктор, «О цезарях», XL, 5—9.) Лактанций (XVII), сообщает, что при этом Геркулий бросился на колени перед войском, умоляя не выдавать его врагам. 84 В «Церковной истории» Евсевий сообщает более подробно о чародействе Максенция: «...для своих чародейств он то разрезал чрево беременных женщин, то рылся во внутренностях новорожденных, а иногда убивал львов и гнусными молитвами молил демонов отвратить войну» (VIII, 14, 5). О недостойном правлении Магнеция сообщают и языческие историки, например Виктор: «...ибо он их (жителей Рима) так угнетал, что однажды дал разрешение преторианцам избивать людей и первым на основе негоднейшего обычая заставил сенаторов и земледельцев под видом подарка собирать ему деньги на его расточительство».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2859...

Tillemont (Op. cit. V, 2, p. 444); Sievers (Op. cit. s. 292); Guldenpenning und Ifland (Op. cit. s. 52); Athanasiades “Die Begründung des orthodoxen Staates durch Kaiser Theodosius den Grossen”, s. 4, Leipzig 1897. Определение года рождения стоит в тесной связи с вопросом о летах, в которых умер Феодосий Великий. Количество этих лет в источниках предлагается очень различное. Свод их может дать такую VIII, V, Chronogr. p. 63./Аврелий Виктор (Epitome 48) –50 de Mischel le Syr. VII, 8/60 л. Chronicon Paschal (Migne s. gr. t. 92) – 65 Hist. Compend. p. собою понятно, если признать, что Феодосий умер 60-ти лет, то год его рождения будет 336-й, а если 65-ти л., то – 331 г. и т. п. Только по хронологии Виктора (Epitome c. 48) год рождения необходимо относить к 346 г. Эта дата более вероятная, и в пользу ее можно представить такие соображения: 1) Сам Виктор определяет, что Феодосий вступил на престол 33 л.; 2) Признание даты 336 г. или 331 г.: а) противоречит Аммиану Марц., который называет Феодосия в 374 г. юношей с первым пухом (prima etiam languine juvenis. Op. cit. XXIX, 6), чего, несомненно, нельзя сказать о человеке в 38 или 43 года, тогда как в 28 л. Аммиан легко его мог так назвать, как начинающего полководца, по праву старого солдата; в) Ruff. (H. E. II, 14, Basileae, 1562) называет Феодосия в 379 г. virum annis maturum. Пакат (Panneg. с. III) характеризует возраст Феодосия при избрании словами: cui aetas integra contigisset; VIII: maturus aevi (XII Pan. lat.), причем началом зрелости он именно считает 379 г., а предыдущее время ему представляется только подготовкой к делам зрелого возраста. Эти ссылки на зрелость Феодосия В. необыкновенно любопытны: они невольно наводят на мысль, что возраст императора не был настолько сложившимся, чтобы о нем можно было бы не говорить, как, напр., возраст 43–48 л. Едва ли будет ошибочно сказать, что замечание о зрелости императора при его избрании есть как бы апология правоспособности Феодосия в его летах управлять государством. Отчасти на это намекает Фемистий, который счел почему-то (думается, постольку поскольку самый возраст Феодосия мог возбуждать сомнения) необходимым обратить внимание на возраст Феодосия. Γρατιανς τν ρετν ρων οχ πειδετο λικαν, οδ τι νετερος πρεσβτερον ναδ σει λελγισται (Orat. XIV, 183 a ed. Dindorfio); 3) Наконец, принять 60 или 65 л. значит допустить историческую несообразность, так как тогда придется, говорит Гульденпеннинг (Op. cit. s. 52), предположить, что Феодосий женился 53-х или 58 л., а отец его умер 70 л.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аврелий. Пусть донатисты назовут имена своих 18 депутатов. Примиан: Я согласен с распоряжением председателя. Началось чтение подписей и при каждом отдельном имени донатисты заявляли, – знают епископа этого имени или нет. При имени Виктора, епископа либертинского, возникло небольшое прение. С одной стороны, православные заявляли, что Януарий, донатистами названный епископом либертинским, не епископ, так как он не имеет ни общества, ни церкви 577 ; с другой стороны, донатисты укоряли православных, в том, что они в одном диоцезе имеют до четырёх епископов, желая устрашить донатистов численностью 578 . Потом многие из вызванных православных епископов заявили, что в их диоцезе нет ни одного донатистского епископа. Между вызванными епископами встретился и такой, который прежде был донатистским клириком. Алипий по этому поводу заметил, что и другие донатисты могут последовать его примеру. Когда был вызван Виктор, епископ муститский, то он заметил, что в его обществе два донатистских епископа: Фелициан муститский и Донат туррийский. Алипий. Фелициан находится ли в общении с Примианом? Петилиан. Этот вопрос не относится к делу. Марцеллин. Я согласен с Петилианом. Дальше, при чтении подписей, оказалось, что между присутствующими донатистами был один дьякон Примиана, по имени Габетдеум, который уже несколько раз говорил на соборе 579 . Фортуниан. Я удивляюсь тому, как осмелился дьякон говорить на соборе, когда только епископы имеют право присутствовать на соборе. Марцеллин. Дьякон только даёт показания, знает ли он епископов, имена которых прочитывались; в рассуждение же он не будет вмешиваться. Чтение подписей продолжалось и чтецам избрали помощников. От православных были избраны Девтерий и Реститут, от донатистов–Виктор и Марианиан. Когда был назван Севериан, епископ герамунский, то он заявил: В моём диоцезе никогда но было донатистов, и показание Адеодата. что донатисты силой были изгнаны оттуда, ложь 580 . Когда был ь вызнан Алипий епископ тагастский, то он заявил: Если бы мы могли радоваться древнему единению в Тагасте то могли бы радоваться этому единению и в других местах.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskol-d...

Скачать epub pdf Блаженный Августин. Часть 1. Как философствовать по-богословски и богословствовать по-философски Блаженный Августин , один из самых авторитетных отцов Церкви, создал целостную систему христианской философии. А что из античного философского наследия особенно повлияло на становление Августина как мыслителя? С кем он полемизировал в своих богословских трудах? Как появилась сентенция, которую позднее почти дословно повторил Декарт: «Я мыслю, следовательно, я существую»? Рассказывает Виктор Петрович Лега. Блаженный Августин – один из величайших отцов Церкви. На V Вселенском Соборе он был назван в числе двенадцати наиболее авторитетных учителей Церкви. Но Августин был не только крупнейшим богословом, но и философом. Причем у него мы видим не просто интерес к некоторым аспектам философии, как, например, у Оригена или Климента Александрийского . Можно говорить, что им впервые была создана целостная система христианской философии. Но прежде чем разбираться в учении блаженного Августина , в философском учении в том числе, познакомимся с его жизнью. Потому что жизнь его достаточно сложна, и его биография четко показывает и его философское становление, и становление его как христианина. Зачем боги борются? Аврелий Августин родился в 354 году на севере Африки в городе Тагаст, что недалеко от Карфагена. Отец его был язычником, мать, Моника, – христианкой; впоследствии она была прославлена как святая. Из этого факта можно сделать вывод, что наверняка Августин с детских лет кое-что знал о христианстве, но отцовское воспитание все-таки главенствовало. Когда Августину исполнилось 16 лет, он отправился в Карфаген, чтобы получить там серьезное образование. А что значит «серьезное образование» для римлянина? Это юриспруденция, риторика. Впоследствии Августин станет замечательным ритором, будет участвовать в судебных процессах, причем весьма успешно. Естественно, он ищет кумиров, которым он мог бы подражать. А кто из великих юристов и ораторов мог стать для него примером? Конечно же, Цицерон. И вот в 19-летнем возрасте Августин читает диалог Цицерона «Гортензий». К сожалению, этот диалог до наших дней не дошел, и мы не знаем, что же так поразило Августина, что он на всю жизнь остался горячим сторонником и любителем философии вообще и поклонником цицероновской философии в частности.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/st...

Наконец, вряд ли можно объяснить такое поведение Констанция его мягкостью, нежеланием гражданской войны и т. д. Назначение Севера в этом случае было бы столь вопиющем нарушением субординации и настолько явным пренебрежением прав Констанция, что вряд ли можно предположить такую бесхребетность у цезаря и августа, состарившегося в походах. Поэтому гораздо более близким к истине выглядит сообщение Лактанция ( " " De mort. pers. " " , XVIII-XX), по рассказу которого Галерий представил Диоклетиану будущих цезарей — Севера и Максимина и вынудил того признать их, несмотря на предупреждение Диоклетиана, что эти люди не способны к управлению государством. При этом очевидные кандидатуры Максенция и Константина были отвергнуты Галерием, о первом Галерий сказал, что он слишком непочтителен и непослушен, а о втором, что он слишком хорош и Галерий будет им стеснен. Он же сообщает, что «По отречении от престола Диоклетиана и Максимиана Старшего, Галерий счел себя властителем Ойкумены. Хотя Констанций и должен был занять первое место; но он его не уважал по причине его кротости и слабого здоровья». Судя по всему, бегство Константина от Галерия совпало с назначением его цезарем Констанцием и назначением Галерием Севера на то же место. Очевидно, в такой двусмысленной ситуации оставаться при дворе Галерия было смертельно опасно. Так, Феофан в «Хронографии» под 293 г. говорит о том, что Галерий замышлял убийство Константина. Виктор же не упоминает о грозящей Константину опасности и так объясняет побег: «Не желая мириться с этим (с назначением Севера — А.К.), Константин, при своем сильном и неукротимом характере, тогда уже, с юных лет охваченный страстным стремлением к власти, решил бежать и, чтобы сбить со следа преследователей, повсюду, где пролегал его путь, убивал казенный вьючный скот и добрался до Британии;» (Секст Аврелий Виктор. «О цезарях», XL, 2.) Но сам характер его сообщения противоречит его оценке этих действий Константина, во-первых, наличие преследователей указывает на действительную опасность, которая ему угрожала, во-вторых, так как Виктору известно назначение Константина цезарем и вследствие этого его двусмысленное положение при Галерии, назначившем для Италии другого цезаря, эту оценку можно объяснить очевидной неприязнью язычника Виктора к Константину.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2859...

1 Евгений Карфагенский в Тамаллени [изгнан] Феликс Абаританский изгнан 905 Павел Синнарский 906 изгнан Феликс Пиенский изгнан на Корсику 5 Мариан Гиппзаритский 907 выслан 908 Паскасий Гунеленский выслан Сакконий Уциаленский 909 присутствует [на своем посту] 910 Бонифаций Мемброзитский скрылся 911 Гулосий Беневентский 912 [на] Корсике 10 Репарат Утиммиренский 913 выслан Пастинат Пуппитанский выслан Репарат Пуппианенский 914 Фортунатиан Арадитанский [на] Корсике Деумхабет Теленский [на] Корсике 15 Либерат Муллитанский выслан Маннуций Дуасседемсайский 915 Хирундин Миссвенский [на] Корсике Иона Лапденский выслан Перегрин Ассуританский также изгнан 20 Квинтиан Урцитанский Кресконий Теннонненский 916 скончался Флоренций Утиценский [на] Корсике Паскасий Мигирпенский выслан Кариссим Гисипенский изгнан 25 Гай Узитенский 917 скончался Экзитциос Веренский [на] Корсике Кресцес Цицситанский изгнан Бонифаций Болитанский [на] Корсике Феликс Капританский присутствует [на своем посту] 30 Каркадий Максулитанский выслан Киприан Бонустенский Далмаций Тиннисенский [на] Корсике Эмилиан Кулзитский [на] Корсике Феликс Булленский скончался 35 Клементин Неаполитанский [на] Корсике Феликс Курбитский выслан Девтерий Симминенский выслан Аврелий Клипиенский выслан Короний Меглаполитанский выслан 40 Бененат Тимиденский выслан Винцентий Зиггенский изгнан Флоренций Семиненский [на] Корсике Гонорат Тагаратенский 918 скончался Виндемий Алтубуритский 919 изгнан 45 Киприан Целленский изгнан Авгентий Цзиппаритский изгнан Кассос Авсанский 920 то же (изгнан) Максимин Нараггаритский то же (изгнан) Феликс Музуенский 50 Иоанн [епископ] Булленсия Региев Кресцитур Титулитский Бененат Тубурбитский Виктор Евдаленский 921 Паскасий Туланенский Общее количество: 54 Имена епископов провинции Нумидия: 1 Феликс Берцеританский Авгенций Газауфаленский скончался Кводвультдей Каламский Гонорат Кастеллский 5 Леонтий Бурценский Фирмиан Центурианский скончался Руфиниан Ваденский Павел Нибенский скончался Марциал Гиренский 10 Виктор Квикулитанский

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

облек консульским достоинством 49 . Первые годы своей жизни Феодосий В., весьма вероятно, провел в Испании, в своем родном городе – Коке. В кругу же родной семьи Феодосий В. получил воспитание и образование. Насколько последнее было широко и полно, трудно сказать, но во всяком случае оно не было систематическим: известий о посещении Феодосием какой-либо школы не сохранилось никаких. Известно только, что Феодосий имел наставником своим какого-то Анатолия. Это был человек образованный, презиравший деньги, но очень честолюбивый 52 . Флешье говорит, что Анатолий знакомил Феодосия с элементами научного знания и с историей, а главным образом старался воспитать в своем ученике понятия чести и честности, которые действительно управляли всеми поступками Феодосия 53 . На основании этих данных едва ли можно сказать, чтобы Феодосий был высокообразованным человеком. Иначе смотрит на дело Гиббон 54 , который пытается уверить, что Феодосий В. получил прекрасное образование, но это сомнительно: одно уже участие Феодосия в военных походах в самой ранней молодости должно было если не прервать, то значительно помешать тому ходу занятий, какие вел Анатолий. Отсюда, если Феодосий и был образован, то едва ли научно. Аврелий Виктор действительно говорит, что Феодосий «умеренно» был знаком с литературой, но обладал здравым разумом и интересом к умственной работе. Виктор идет дальше и указывает, что Феодосий в свободное от управления государством время иногда занимался изучением римской истории, испытывая благородное негодование при знакомстве с деятельностью Мария, Суллы и т. п. 55 Во всяком случае основательнее можно судить о его военном образовании, чем о научном. В этом отношении мы имеем право утверждать, что развитием военного таланта, приобретением военного навыка Феодосий исключительно был обязан своему отцу, под руководством которого он прошел суровую солдатскую школу. Дрепаний Пакат, говоря о военном образовании Феодосия, настолько увлекается, что ставит его выше воспитания Александра Великого, Ганнибала, Африкана, великих полководцев древности 56 . Это воспитание носило, впрочем иначе и быть не могло, чисто практический характер. Так, в 367 году, будучи 21 года, Феодосий уже принимал участие в походе своего отца в Британию 57 . Пакат в таких красках рисует его лагерную жизнь с отцом: «зимы, – говорит он, – проводили под шкурами, летом потели в войнах, дни и ночи употребляли на сражения или на стражу, сражались в жесточайших битвах на море и суше» 58 . Это знакомство со всеми родами военного дела и широкая практическая опытность, приобретенная Феодосием В., открыла ему дорогу к высшим военным должностям. Уже в 374 г. он занимал должность военачальника верхней Мезии 59 . Вскоре ему представился случай на деле проявить свои таланты и пожать заслуженные лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010