Письмо это, весьма важное, не раз напечатано. См. Труды Киевс. Дух. Академии 1860 II, 282. Титов. Новые данные о святителе Димитрии Ростовском М. 1881 стр. 13. Соловьев История России т. XVI стр. 29 (здесь оно сокращено). 1192 Lukasz. I, 275 дополняет библиографии Иохера. Альвар употреблялся у нас и раньше: среди книг посольского приказа мы находим Альвари учительные латинского и немецкого языка. Молод. на 1844 Харьк. 1843 стр. 143, (от 23 июля 1696 г.). 1194 Вопреки мнению покойного Пекарского «От. Записки» 1862, II, 556, автора статьи в Педагогическ. Вестнике 1858 т. V стр. 23 и повторяющего их пр. Знаменского стр. 438. 1199 У иезуитов в школьных комнатах для детей известных фамилий назначались особые лавки. (Пекарский О. З. 62, II, 558 с ссылкой на Kondratowicz " a (Syrokomlia) Dzieje Literatury w Polsce I, 166 и II, 171. 1200 Чаю яко ты, Дмитро, выучивши наизусть увещание о сочинении грамматическом, без всякого погрешения напишешь сие сочинение школьное (Я. Е. В. 1863 36 стр. 345). 1203 Dicant ergo, quis honorabilis est et quis non honorabilis: sedensne in fornace, ubi educatus est, aut peregrinans per multas civitates et pagos. (Я. E. B. 1884, 46, стр4 364). Прославляя св. Авраамия Ростовского за низвержение Велеса, учитель прибавляет: «Вижду, яко еще во мнозех здешних капитонех Велесова память не искоренилася, новая благодать не вселилася» (Я. Е. В. 1863 34 стр. 341). 1217 Studia Rostoviae anno praeterito fieri coepere; ni fallor sequenti anno perfici desinentur (Я. E. B. 1863 27 стр. 265). 1220 Студент школ ростовских Василий немного поучився грядет к вашей милости на ваканцию, аз же сею малою хартиею посещаю вашу любовь.... Лексиконы печатаются ли и скоро ли будут, прошу, известите (Я. Е. В. 1873 33 стр. 258). О лексиконе см. Пекарского, Наука и литература при Петре I, 190, II, 93. Автор сочинения: «Св. Димитрий Р.» М. 1849 стр. 48 предполагает, что святитель нуждался в нем для Четь Миней, но ведь обработка их (третьей части) в то время уже приближалась к концу. См. ниже под 1704 годом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Преклоняется он пред образом владыки Христа Бога нашего с мольбой: «О скорый помощник, о усердный служитель, блаженный Сидор, помогший мне, недостойному! За святые твои молитвы ко Христу Богу нашему какую тебе хвалу и благодарность воздам? Не ведаю, как и назвать тебя, – источником ли вечнотекущих животворных вод, что, изливаясь, более наполняется, вычерпываемый нисколько не оскудевает; богатством ли неистощимым, или сокровищем нескудеющим?» Так, вдоволь помолившись, радуясь, уходит в дом свой, славя Бога и угодника его блаженного Сидора. Не только сюда пришедшим через прикосновение к святому гробу дивного сего мужа или к одеянию, и окроплением святой водой бывают исцеления, но и дальним, которые с верой святое имя его призывают, как сказал Господь: «Прославляющего меня прославлю», и еще сказал: «Если вы промолчите о благодеяниях Божиих, то и камни возопят». Потому-то, надеясь на милость Божию, молитвами праведного подкрепленные, постарались мы сколько было умения нашего написать несколько избранных чудес святого во славу и благодарность Христу Богу нашему и угоднику его, и молебнику за грехи наши, блаженному Сидору чудотворцу. Похвала святому Сидору Как смогу описать, о блаженный, твое житие, подобное ангельскому, и твои преславные чудеса я, многогрешный душою и телом, или как вложу жемчуг твоего святого имени в свои скверные уста, но все же надеюсь на твою кротость, о блаженный юродивый, и хоть немного изреку ныне во хвалу тебе. Радуйся, светозарное солнце, на западе воссиявший и к востоку пришедший, утраченную прежде родину нашедший. Радуйся, страдалец Христов непобедимый, но навеки победивший дьявола своим терпением. Радуйся, многие чудеса творящий от своего гроба, как источник вечнотекущих животворных вод. Радуйся, мудростью преисполненный, как живая сокровищница лишенный всякого порока и плотского желания. Радуйся, что небесным ум свой воодушевил и сердце свое предал всенощной молитве. Радуся, что мир тебя, жалкий юродивый, почитает блаженным, который житие по примеру Христа достойно проводил. Радуйся, что житие это земное прошел, днем глумясь над ним, ночью же оплакивая его. Радуйся, получивший взамен земного небесное. Радуйся, что, как тот древний Лазарь нищий, ныне покоишься в лоне Авраама. Радуйся тот, кто многострадальному Иову уподобился терпением.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Похвала святого Сидора Како убо возмогу испысати, о блаженый, твое равноаггеломъ житие и твое преславнаа чюдеса, многогршный азъ вкуп душею и тломъ, или како восприиму бисеръ твое святое имя во своа скверна уста, но пакы и надюся на твое беззлобие, о блаженый уроде, и нчто мало к похвалению изрку ти нын. Радуйся, свтозарное солнце, от запада восиявши и к востоку пришедый, иже древле погубленое отечество наслдовавый. Радуйся, страстотерпче Христов непобдимый, но приснопобдивый диявола своимъ терпнием. Радуйся, многа чюдеса подавая от своего гроба, якоже источникъ приснотекущь животных водъ. Радуйся, иже мудростию кипя и яко животное сокровище и кром бысть всякия нечистоты и плотьскаго хотниа. Радуйся, яко вышнихъ умъ си восъкриливый и сердце свое вдавъ всенощному стоянию. Радуйся, яко миръ тебе, тлнъный уроде, бываетъ вменяше блаженый, иже по Христ житие добр приводяща. Радуйся, еже житие се настоящее преиде и день убо посмхаяся ему, в нощи же оплакая его. Радуйся, изменивый земными небесная. Радуйся, иже убо яко онъ древний Лазарь 639 нищий нын почивая в лонех Аврамлихъ. 640 Радуйся, иже многострастному Иову 641 уподобивыйся трьпниемъ. Радуйся, иже в бедахъ и скорбех призывающим тя готовъ обретаяся предстатель и заступникъ. Радуйся, еже воздел, то и сверши, течение скончавъ и вру съблюдъ, и внецъ свой побды приимъ отъ всхъ царя Христа Бога нашего, егоже моли за град свой, в немже добр поживе и Господеви утоди, и конець житию сему тлнному приятъ. И, о блаженне, помолися, яко дрьзновение имя, ко всхъ царю Христу Богу нашему, да изъбавимся от грх и бдъ, и напастей, душевных же вкуп и телесныхъ. Твоими молитвами и всх святыхъ и да сподобимся царьствию небесному, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа нын и присно и в вкы вком. Аминь. 641 Иов – герой библейской Книги Иова, подвергавшийся по воле Бога тяжким испытаниям – разорению, болезням, смертью детей, унижениям. Но он оставался верен добродетели, за что вознагражден был возвращением богатства и благополучия. Образ жизни многострадального Иова близок быту юродивого: «А ныне смеются надо мной младшие меня летами, те, которых отцов не согласился бы поместить со псами стад моих... Люди отверженные, люди без имени, отребие земли! Их-то сделался я ныне песнею и пищею разговора их. Они гнушаются мною, удаляются от меня, и не удерживаются плевать пред лицем моим... Ночью ноют во мне кости мои, и жилы мои не знают покоя... Он бросил меня в грязь, и стал я как прах и как пепел» ( Иов. 30, 1, 10, 17:19 ). К примерам Иова и Лазаря часто прибегали древнерусские авторы. См, например, Домострой по списку ОИДР: «...но все упование възлагающе на Бога, со благодарением терпяще очищения ради грехов своих и вечных благ наслажения, яко долготерпеливый праведный Иов и нищий Лазарь, иже пред враты богатаго на гноищи лежа гноем и червьими ядом, ныне на лони Авраамли почивая»//ЧОИДР. 1881. Кн. 2. С. 26.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Радуйся, святому Иоанну Богослову собеседник быти сподобивыйся; Радуйся, благодать и силу с жезлом от него приемый. Радуйся, яко сим жезлом сокрушил еси сквернаго идола Велеса; Радуйся, яко вельми посрамил еси обитавшаго во идоле исконнаго человекоубийцу. Радуйся, яко на сем месте храм и обитель святую во славу истиннаго Бога воздвигл еси; Радуйся, яко зде пристанище благотишное обуреваемым молвами житейскими уготовал еси. Радуйся, преподобне отче Аврамие, великий и преславный Ростовский чудотворче. Кондак 8 Странное чудо видевше в храмине твоей благовернии Князие, пришедше благословение от тебе по обычаю прияти, егда дым чермн смраден зело изыде от умывальницы твоея, ужасошася. Ты же, уразумев злоковарнаго лукаваго духа действие, поучив Князи опасно блюсти себе от козней вражиих, купно с ними возопил еси Богу: Аллилуиа. Икос 8 Весь равною ко всем горел еси любовию, достохвальне отче Аврамие, и яко же в животе твоем, тако и ныне всех, верою к тебе прибегающих, молитвами твоими ограждаеши от всякаго зла. Достойне убо приемлеши от всех похвалы сицевыя: Радуйся, теплый молитвенниче к Богу о нас грешных; Радуйся, наставниче, руководяй к небеси верных. Радуйся, бедствующих многомощный помощниче; Радуйся, оскорбляемых крепкий покровителю. Радуйся, посетителю скорый в немощех лежащих; Радуйся, утешителю благий в бедах сущих. Радуйся, преподобне отче Аврамие, великий и преславный Ростовский чудотворче. Кондак 9 Естество ангельское подражая, не усрамился еси, достоблаженне Аврамие, егда по навету всезлобнаго врага приведен был еси в единей раздранней власянице к Великому Князю Владимиру, но паче самаго того врага смирением и незлобием посрамил еси; чесо ради с великою честию в обитель твою возвращшися и мир и благословение чадом твоим подавая, в радости духовней возопил еси посреде их Богу: Аллилуиа. Икос 9 Витийствующий язык не может достойно восхвалити тя, преславне отче Аврамие, многие бо и преславные подвиги в животе твоем совершил еси; мы же, к тебе любовию подвизаемии, во смирении сердца дерзаем воспевати тебе таковая:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Радуйся, возшедый в горний град Господа Вседержителя; Радуйся, преселивыйся в Царство Небесное. Радуйся, яко святая твоя душа ныне в пресветлом Сионе вселися; Радуйся, яко и тело твое нетлением в обители твоей прославися. Радуйся, теплый о нас предстателю ко Христу Богу; Радуйся, благодать нам от Него обильную молитвами твоими подаваяй. Радуйся, преподобне отче Аврамие, великий и преславный Ростовский чудотворче. Кондак 10 Спасти хотя душу Гермогена некоего, по действу диаволю в сомнение о тебе впадшаго, досточудне Аврамие, мало неколико дней наказав, за молитвы братии обители твоея паки помиловал еси. Он же, познав свое согрешение, прослави тебе незлобиваго благодетеля своего, и Богу, тобою чудодеющему, возопи: Аллилуиа. Икос 10 Стена граду Ростову ты еси, чудотворче святый Аврамие, и всем, прибегающим к тебе, надеждо крепкая и заступление. Темже и нас, любовию ублажающих тя, от недугов и нужд свобождай, вопиющих тебе таковая: Радуйся, стено нерушимая града Ростова; Радуйся, забрало собранного тобою стада духовных овец. Радуйся, во правоверии стоящих незыблемое утверждение; Радуйся, во благочестии ходящих крепкое ограждение. Радуйся, поборниче крепкий ведущих брань к духовом злобы поднебесным; Радуйся, вождю премудрый, путь прискорбный и тесный шествующим показуяй. Радуйся, преподобне отче Аврамие, великий и преславный Ростовский чудотворче. Кондак 11 Пение всякое не довлеет к похвале твоей, преподобне отче Аврамие, кто бо возможет по достоянию прославити многотрудное житие твое или восхвалити подвиги твоя, яже по вся дни и нощи в постех и бдениих, стояниих и коленопреклонениих богоугодне подъял еси, их же ради предстоя ныне Престолу Божию на небесех, со всеми святыми поеши Христу Богу: Аллилуиа. Икос 11 Светозарное светило, не точию град Ростов озаряющее, но и вся грады и страны Российския просвещающее, зрим тя, светоявленне отче Аврамие; с невещественными бо Ангельскими светы предстоя Троичному несозданному свету, и от него Божественными лучами осияваем, облиставаеши верных, вопиющих ти сице:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Радуйся, светильниче, добродетельми светящий; Радуйся, молитвами твоими нас ограждающий. Радуйся, свете, плавающих в житейстем мори освещаяй; Радуйся, светением твоим безбедно преплывати от мира к небеси направляяй. Радуйся, святынею твоею град наш присещаяй; Радуйся, чудесы твоими вся концы озаряяй. Радуйся, преподобне отче Аврамие, великий и преславный Ростовский чудотворче. Кондак 12 Благодать данную ти от Бога сведуще, и на твое мощное к Нему предстательство уповающе, умильно взываем к тебе, чудотворче святый, моли неисповедимую благость Его, яко да избавит нас, недостойных раб Своих, от искушений вражиих, да прелести его избавльшеся, чистым сердцем и не скверными устнами воспеваем Богу: Аллилуиа. Икос 12 Поюще твое честное преставление, чтим радостно по долгу память твою, и к твоему цельбоносному гробу припадающе, благодарение приносим, яко и по преставлении твоем нас не оставляеши, но милостивно призираеши, посещаеши и заступаеши; темже слышиши от нас таковая: Радуйся, в мире и радости духовней от обители твоея на небеса преселивыйся; Радуйся, лику избранных тамо приобщивыйся. Радуйся, яко в сонме их предстоиши дивному во святых Богу; Радуйся, яко лицем к лицу зриши неизреченную славу Его. Радуйся, яко тело твое святое нетленно обретеся на земли; Радуйся, яко тем возвеличи Господь обитель твою и град наш. Радуйся, преподобне отче Аврамие, великий и преславный Ростовский чудотворче. Кондак 13 О, преподобне и преблаженне отче Аврамие, светильниче града Ростова! Нынешнее наше приемый приношение, принеси теплую молитву твою ко Господу, яко страну нашу да избавит от всех врагов видимых и невидимых, от нашествия иноплеменных, от недуга и глада, от всякия скорби и смертоносныя язвы, и будущия изми муки всех вопиющих к Нему: Аллилуиа. [Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1 Яко ангела земнаго, яви тя граду Ростову Царь ангелов: провидев твое от идолослужения к Нему обращение, непостижимым образом призва тя из тьмы в чудный Свой свет; нас же величающих неисповедимую благость Его, научи взывати тебе таковая:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

В старших классах и армии, когда впервые открыл Библию, стало ясно, что многие сюжеты Писания мне известны. Наш историк, не указывая на источник, рассказывал нам и о потопе, и об Иове, и об Аврааме. Урок у него практически всегда заканчивался красивой, как он говорил, «легендой», которые, как позже выяснилось, были изложением Библии. С книгами в те годы было не просто, а читать хотелось. И даже когда половину своей первой зарплаты я растратил на ростовском полулегальном книжном рынке, родители практически не бурчали, потому что для них та истина, что «книга — лучший подарок», действительно была непререкаема. Шли годы, кардинально менялось время. Стало не боязно произносить имена тех писателей, о существовании которых мы знали лишь из «критических» разгромных статей в советских газетах. Хотя в армии замполит и отобрал у меня изъятый из библиотек «Один день Ивана Денисовича», но при демобилизации журнал («Роман газету») вернул. А институтский преподаватель по сопромату, увидев, что я вместо изучения закона Гука и гипотезы Бернулли читаю «Бодался теленок с дубом», лишь усмехнулся, погрозил пальцем, а после лекции попросил посевовскую брошюрку «до утра». К годам зрелым, уже можно сказать семейным, к тридцатилетию, вместе с толстыми литературными журналами с текстами Трифонова, Дуденцева, Платонова, Шаламова пришел неизвестный Лесков, Бунин, Шмелев и Куприн. Тогда же, именно через книги, начался осмысленный интерес к Православию. Уже можно было найти Евангелие, а в ростовском кафедральном соборе купить ЖМП, где всегда (всего лишь на нескольких страничках!) были проповеди и исторические статьи. На безмерно разросшейся ростовской книжной толкучке почти свободно стали продаваться не только «Вестник русского христианского движения», но и книжки Нилуса вкупе с репринтными, наскоро сшитыми «Лествицей» и «Отечником». Вера становилась необходимостью, так как понималось и осознавалось, что в основе всех любимых произведений была именно православная культура, православное наследие.

http://pravoslavie.ru/128894.html

Высказанная нами догадка дает нам еще более права относиться скептически к разным показаниям жития, а в частности к показаниям о времени жизни святого, и позволяет признавать возможным, что он действительно жил позже того времени, на которое указывает житие 48 . Что же касается отнесения Авраамия к древнейшей поре христианства в России, к начальной эпохе русской церкви, то оно естественно возникало из готового уже представления о нем, как искоренителе язычества и сокрушителе идолов, хотя такое передвижение времени его жизни, сделанное легендою, и порождало известную непоследовательность в показаниях жития, впадало в несогласие с другими историческими источниками: летописями, житиями других святыхъ и т. п., не знающими Авраамия и его подвигов, столь важных по его житию. Что легенда отодвигала Авраамия в более глубокую древность сравнительно с действительным временемъ его жизни, признавал уже преосв. Филарет 49 , хотя и не в значительной степени. Из нашей гипотезы объясняется та непоследовательность уже древнейшей версии легенды, что великий князь княжит уже во Владимире, а его современнику Авраамию, действующему стало быть не ранее 2-й половины XII в., приходится еще сокрушать идолов и крестить население, совершенно языческое; отсюда становится понятным и отсутствие имен князей и епископов в древнейшей версии жития: легенда не успела ввести их, да можетъ быть и не могла сразу этого сделать по незнанию нужных имен. Внесение имен мы можем рассматривать, как позднейший комментарий к житийному рассказу, а вместе с тем, как попытку ввести рассказываемые в житии факты в более определенную историческую обстановку. Возможность такого объяснения, в числе других соображений, заставляет нас видеть в тексте без имен древнейший вид жития: кроме того, что выпущение имен позднейшим редактором допустить труднее, эта версия по своей исторической неопределенности стоит гораздо ближе к предположенному нами литературному источнику; основа сказания, сводящаяся к двум моментам, борьбе святого с язычеством и борьбе его с дьяволомъ, этою 1-ою версией 1-й редакции представлена в наиболее чистом виде; вторая же редакция примыкает ко второй версии первой редакции и осложняет ее еще новыми чертами, представляя, следовательно, дальнейшую (3-ю) степень удаления от предполагаемого источника. Таким образом, если наше объяснение верно, то оно дает еще новое основание не принимать взгляда г. Голубинского на отношение редакций жития.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скажу еще – все счастье богача в том, что он богат, вся беда бедного в том, что он беден. Кто в чести? богатый; кто бесчестен? убогий; кто славен? богач; кто бесславен? нищий; кто умен? богатый; кто глуп? бедняк. Богатый и недалекого ума считается однако умным человеком, и все слушают его со вниманием и ум его хвалят, а нищий, если бы и поистине был умен, все-таки глуп, потому что он нищий. Такова жизнь богача в довольстве и благополучии, и жизнь нищего убогая и бездомная. Посмотрим на жизнь их после смерти. Но прежде напомним о сне Навуходоносора. Царю вавилонскому, как известно, приснился однажды такой сон. Видел он посреди земли великое дерево, достигающее вышиною до неба, а ветвями своими покрывающее всю землю, листья его были красивы, а плоды обильны. Но сошел с неба святой и срубил это дерево. Не похож ли, спросим себя, на это дерево и богач? Он, как это дерево, высок своею гордостью, широк имениями, прекрасен почестями, плодовит прибылями; но вот внезапно приходит суд Божий, и дерево это подсекается секирою смерти и в один час низвергается в гроб. Скажи же, богач, где теперь высота гордости твоей, где широта богатства твоего, где красота и прибыли твои? Не уничтожилось ли все это? А что же после смерти сделается? Умер богатый, и пришли ангелы сатаны и исторгли окаянную душу его из тела в болезни и муках, «ибо смерть грешников люта», 86 говорит псалмопевец. Пришел час смерти нищего, и пришли святые ангелы и взяли душу его легко, без болезни, «ибо честна пред Господом смерть преподобных Его». 87 Умер богач, умер и нищий. Душа богатого отнесена была в ад к начальнику бесов; душа нищего – к святому Аврааму, начальнику праотцев; «умер нищий и отнесен был ангелами на лоно Авраамово», 88 говорится о Лазаре в Евангелии. Какова же жизнь того и другого? Богатый в этой жизни, там становится нищим; убогий здесь, там делается богатым. Богач – в бездне адской, нищий – на лоне Авраамовом; богатый во тьме, в геенне огненной, в муках, плаче и рыданиях, а нищий среди света, прохлады, в славе и радости. Богатый в муках жаждет одной капли воды, взывая:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

182 Кадлубовский А. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых//Русский филологический вестник. Т. XXXVIII. Варшава, 1897. 1–2. С. 147. См. также: Буланина Т. В. Житие Авраамия Ростовского//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 1. Л., 1988. С. 237–239. 184 Там же. С. 770. Прим. 1. Ср.: Савваитов П. Путешествие новгородского архиепископа Антония в Царьград в конце XII столетия. СПб., 1872. С. 98. 185 Ross M. C. The Walters Art Gallery. Early Christian and Byzantine Art on Exhibition held at the Baltimore Muzeum of Art. Baltimore, 1947. Cat. 126, 128, 132, 133, 135, 137. Pl. XXVI, XXVII, XXXI. 186 Ross M. C. Catalogue of the Byzantine and Early Medieval Antiquities in the Dumbarton Oaks Collection.Vol. 1.Washington, 1962. Cat. 21. Pl. XXIII. 187 Morey C. R. Cli oggetti di avorio di osso del Museo Sacro Vaticano. Citta del Vaticano, 1936. P. 69.Fig. 66; Swarzenski H. Monuments of Romanesque Art.Chicago, 1954.Fig. 50. 188 См.: Пуцко В. Константинополь и киевская пластика на рубеже XII–XIII вв.//Byzantinoslavica. T. LVII. Prague, 1996.C. 376–382. Табл. I–II. 189 Подробнее о культе Волоса (Велеса) см.: Живанчевич Б. «Волос-Велес» – славянское божество териоморфного происхождения//Труды VII Международного конгресса антропологических и этнографических наук (1964). Т. VIII. M., 1970.C. 46–49; Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов. М., 1974. С. 45–47; Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. (Реликты язычества в восточнославянском культе Николы Мирликийского). М., 1982. С. 31–89. 190 Дурново Н. Н. Легенда о заключенном бесе в византийской и старинной русской литературе//Древности. Труды славянской комиссии имп. Московского Археологического общества. Т. IV. Вып. 1. М. 1907. С. 54. 192 Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908. С. 707; Покровский Н. В. Церковно-археологический музей С.-Петербургской духовной академии СПб., 1909. С. 10. Табл. V:2; Грацилевский В. Д. Описание музея Псковского церковно-археологического комитета. Псков, 1914. С. 38. Рис. XIII.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010