Пестрота религиозного сознания . Обоюдное признание чужих верований, конечно, способствовало бытовой ассимиляции и деловому сближению обеих сторон, даже, пожалуй, успехам христианства среди инородцев. При таком признании чудь незаметно переступала раздельную черту между христианством и язычеством, не изменяя своим старым родным богам, а русь, перенимая чудские поверья и обычаи, добросовестно продолжала считать себя христианами. Этим объясняются позднейшие явления, непонятные на первый взгляд: приволжский инородец, мордвин или черемисин XVI–XVII в., нося христианское имя, пишет вкладную грамоту ближнему монастырю с условием, буде он крестится и захочет постричься в том монастыре, то его принять и постричь за тот его вклад. Но такое переплетение несродных понятий вносило великую путаницу в религиозное сознание, проявлявшуюся многими нежелательными явлениями в нравственно-религиозной жизни народа. Принятие христианства становилось не выходом из мрака на свет, не переходом от лжи к истине, а, как бы сказать, перечислением из-под власти низших богов в ведение высших, ибо и покидаемые боги не упразднялись, как вымысел суеверия, а продолжали считаться религиозной реальностью, только отрицательного порядка. Эту путаницу, происходившую от переработки языческой мифологии в христианскую демонологию, уже в XI в., когда она происходила внутри самой Руси, можно было, применяясь к меткому выражению преподобного Феодосия Печерского 45 о людях, хвалящих свою и чужую веру, назвать двоеверием; если бы он увидел, как потом к христианству прививалось вместе с язычеством русским еще чудское, он, может быть, назвал бы столь пестрое религиозное сознание троеверием. Сельский характер колонизации Наконец, надобно признать значительное влияние финских туземцев на состав общества, какое создавала русская колонизация Верхнего Поволжья. Туземное финское население наполняло преимущественно суздальские села. Из упомянутого жития преподобного Авраамия видно, что в XI в. в городе Ростове только один конец был населен чудью, по крайней мере носил ее название. Русские имена большинства старинных городов Ростовской земли показывают, что они основаны были русскими или появляются не раньше руси и что русь образовала господствующий элемент в составе их населения. Притом мы не замечаем в туземном финском населении признаков значительного социального расчленения, признаков деления на высшие и низшие классы: все это население представляется сплошной, однообразной сельской массой. В этом смысле, вероятно, часть мери, бежавшая от русского крещения, в памятнике, сообщающем это известие, названа «ростовской чернью». Но мы видели, что колонизация приносила в междуречье Оки и верхней Волги преимущественно сельские массы. Благодаря этому русское и обрусевшее население Верхнего Поволжья должно было стать гораздо более сельским по своему составу, чем каким оно было в южной Руси. Выводы

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Разделы портала «Азбука веры» Минея, 29 Октября, Канон преподобнаго Глас 1 Песнь 1 Ирмос: Горькия работы избавлься Израиль,/непроходимое пройде, яко сушу,/врага зря потопляема,/песнь яко Благодетелю поет Богу, чудодеющему мышцею высокою,/яко прославися.  Припев: Преподобне отче Аврамие, моли Бога о нас. Лютыми страстьми побеждаем есмь, окаянный,/и сего ради молю Тя, Христе Боже, от сих избавити мя,/яко да по достоянию возмогу воспети Твоего угодника, Авраамия преподобнаго.  Припев: Преподобне отче Аврамие, моли Бога о нас. Лютых смущений свободи мя, отче,/да наставляем твоими молитвами,/светло воспою твое торжество, Богоносе Авраамие.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Лютаго идола искоренил еси, отче преблаженне,/и ко Христу привел еси неверных соборища,/и тыя, яко кедр, иже в Ливане, умножил еси твоими молитвами,/во сто плодоносящия и врага попирающия.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Лютых напастей и многих прегрешений свободи мя, Владычице,/и прощение подаждь ми,/яко дерзнух написати моею скверною десницею святое Твое имя.  Песнь 3 Ирмос: Да утвердится сердце мое в воле Твоей, Христе Боже,/Иже над водами небо утверждей второе,/и основавый на водах землю, Всесильне.  Припев: Преподобне отче Аврамие, моли Бога о нас. Да утвердится сердце мое молитвами твоими, святе,/и научи мя, недостойнаго, похвалити по достоинству преславную память твою,/Богоносе отче наш Авраамие.  Припев: Преподобне отче Аврамие, моли Бога о нас. Да утвердиши ны, Богомудре, на безплотныя враги, еже прогонити тыя,/твою же память величати и Христа прославляти,/тебе прославльшаго, отче Авраамие.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Да утвердимся на камени непоколебимем твоих молитв,/да не поколеблют нас прилози льстиваго/и ум наш просвети светом заповедей Христовых,/яко да верою воспеваем тя, преблаженне Авраамие.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Да утвержден буду милостию Твоею, Владычице,/и покровен кровом крил Твоих, Богородице,/и избегну сетей лукаваго, воспевая преславное Твое торжество.  Седален, глас 5

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-prepo...

Вот, слушатель, первая заслуга убогой нищеты пред Богом! Второе доброе дело нищеты пред Богом – в рождестве Господа нашего Иисуса Христа от Пресвятой Девы Марии. Когда Он был положен в убогом и бесчестном вертепе, то кто воздал прежде всего честь и поклон и принес дары, как не убогие пастыри? А кому не известно из (притчи) об Евангельской вдовице третье благодеяние от нищеты пред Богом? Она, будучи совершенно нищею, отдала последние две лепты... Что же делает богатство или благополучие? Не противное ли сему? Авраам, скитаясь нищим под дубом, с любовию приемлет; а богач Евангельский, пирующий в палатах, что творит Христу во образе убогого Лазаря? – Даже не велит на порог пустить. Авраам устрояет нарочитый пир, а богач не подал даже укруха 221 хлеба от избытков пира. Авраам умывает ноги странникам, а богач не хочет, чтобы кто из рабов промыл острупелое лицо. Авраам с радостью приемлет, богач с сердцем отгоняет. Что делает нищета убогих пастырей рожденному Христу Богу? – воздает честь, поклонение, дар. А богатый царь Ирод хочет убить, идет на смерть. Убогий плодами вертеп вместил Христа; а целый город Вифлеем не мог вместить, ибо не хотел. Что делает богатство против нищеты вдовицы? Не нужно искать далеких доказательств, ныне они сами видимы на лицо. Убогая вдова дает Богу две лепты, а богатый отнимает у Бога тысячи. Посему-то Бог лучше дружелюбен с нищими, ибо достойно и праведно говорит: страсти ради нищих и воздыхания убогих, а не богагых, воскресну. А что же богач – на это? Старается ли прилепиться ко Христу? Он имеет в себе гордую мысль: «я – богач; в начале имени моего – бог. Ты, Христе, с нищими Своими, как Себе хочешь: к Тебе привержен есть нищий». Послушаем же еще вкратце, согласуются ли в богоугождении вышереченные дарования душевные, т. е.: мудрость, набожность, добрая совесть и прочее с противною ей нищетою душевною, т. е., буйством, наклонностью ко греху. Кто среди людей безумнее бесноватого? Что же безумный говорит Христу? – Ты еси Сын Божий. А премудрые книжники и фарисеи что говорят? – о князе бесовстем изгонит бесы, самарянин есть, и беса имать.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

III. Памятники древнерусской духовной письменности (По поводу журнала: «Православный Собеседник», издаваемого при Казанской Духовной Академии. 1858 год). С изменением и улучшением в своем плане и составе, Православный Собеседник в 1858 году предложил занимающимся историей русской словесности целый ряд любопытных памятников, изданных по рукописям Соловецкой библиотеки. Эти письменные памятники содержат в себе жития русских святых и поучения или слова. Из житий изданы: Леонтия, епископа ростовского, со словом в память его, житие Исайи, тоже епископа ростовского, сказание преподобного Нестора о житии и убиении князей Бориса и Глеба, житие Антония римлянина и Авраамия смоленского (по рукописям XVI и частью XV в.). Занимающимся русской стариной хорошо известно, как разнообразны редакции житий русских святых. Житие краткое, как летописная основа, впоследствии распространялось различными подробностями, интересными для истории русского быта и литературы. Очень часто простая речь краткого первоначального жития принимала характер витиеватый и даже напыщенный под пером искусного книжника. Потом для потреб русских читателей распространенное житие вновь сокращалось, и, за выпуском интересных бытовых подробностей, удерживало позднейшую витиеватость. Особенно разнообразны редакции тех сказаний, в которых к историческому факту уже в раннее время народная фантазия присоединяла поэтические плоды своего творчества. Кроме того, жития осложнялись похвальными словами в память угодника и целым рядом чудес его, совершенных по его кончине в различные времена. Похвала помещалась иногда после самого жития, иногда после описания чудес. Из всех этих элементов, с присоединением службы угоднику, составлялось полное целое, части которого следующие: служба угоднику, самое житие, похвала, обыкновенно по случаю открытия мощей, потом чудеса, заключаемые тоже похвалою. Есть сборники, содержащие в себе только жития русских святых без прибавления; есть также сборники только одних служб русским святым, как например рукопись XVI в. в библиотеке Графа Уварова под 681 (по каталогу библ. Царского 563).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

717 Об «ответах» восточных патриархов Нектарий замечает, что они не могут служить основанием для решительного осуждения Никона, как приговор заочный. 718 В конце своей грамоты Нектарий, между прочим, пишет: «С сим вместе пишу и к нему (Никону), братски увещевая его, что ему не прилично было оставить столицу, и не жить в оной. Если соизволите, царское величество, то перешлите к нему помянутое писание». 720 Шушерин называет его мужем «благочестивым и богобоязненным». Исторически известно, что он был некогда боярином Никона. См. дворц. разр. т. III, стр. 333. Сам Никон называет его «человеком святаго жития». См. грам. Никона к конст. патр. Дион. 721 Никон в своё время покровительствовал Зюзину, сам исходатайствовал ему достоинство боярское. См. дворц. разр. т. III, стр. 347. Он также своим ходатайством возвратил Никите милость царя, которой Никита лишился было во время своего воеводства в Путивле. См. чт. м. общ. ист. и др. р. 1848 8, в конце, Странств. ант. патр. Макария в библ. для чт. т. XV, III, стр.73. 722 «Не вемы, – говорил Никон о поступке Зюзина, – по-царскому ли истинно велению, или других своим наговором, или своим говением, хотя между нами любовь сотворити и мир, писал нам даже до трижды». См. грам. Никона к конст. патр. Дионисию. 727 Он был рукоположен из архимандритов ростовского Авраамиева монастыря в митрополита ростовского патриархом Никоном , августа 22, 1632 г. См. дворц. разр. т. III. стр. 325. Чт. м. общ. ист. и др. р. 1847 г. 2. Древняя святыня ростовская. А Питирим был в это время уже новгородским митрополитом. 730 Совершенно согласно с Шушериным передаст эту речь и сам Никон в грамоте к конст. патр. Дионисию. 733 Тоже делал Никон «и по всем градным врагом по пути», как сам говорит. См. его грам. к конст. патр. Дионисию. Рук. Воскр. мон. 737 Никон говорит, что его томили и голодом: «Много томили нас голодом и всякою нуждою. См. грам. к конст. патр. Дионисию. 741 Собр. госуд. грам. и догов. т. IV, 38. Жена Зюзина не видела мучений своего супруга; она скончалась жертвой своей искренней привязанности к нему. Как только услышала она, что мужа её требуют к допросу, с которым необходимо, по тогдашним законам, соединялись мучительные пытки, тогда же пала мёртвой. Об этом согласно говорят и Шушерин и сам Никон в грам. к конст. патр. Дионисию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

Эту путаницу, происходившую от переработки языческой мифологии в. христианскую демонологию, уже в XI в., когда она происходила внутри самой Руси, можно было, применяясь к меткому выражению преподобного Феодосия Печерского о людях, хвалящих свою и чужую веру, назвать двоеверием; если бы он увидел, как потом к христианству прививалось вместе с язычеством русским ещё чудское, он, может быть, назвал бы столь пёстрое религиозное сознание троеверием. СЕЛЬСКИЙ ХАРАКТЕР КОЛОНИЗАЦИИ. IV. Наконец, надобно признать значительное влияние финских туземцев на состав общества, какое создавала русская колонизация верхнего Поволжья. Туземное финское население наполняло преимущественно суздальские сёла. Из упомянутого жития преподобного Авраамия видно, что в XI в. в городе Ростове только один конец был населен чудью, по крайней мере носил её название. Русские имена большинства старинных городов Ростовской земли показывают, что они основаны были русскими или появляются не раньше руси и что русь образовала господствующий элемент в составе их населения. Притом мы не замечаем в туземном финском населении признаков значительного социального расчленения, признаков деления на высшие и низшие классы: всё это население представляется сплошной однообразной сельской массой. В этом смысле, вероятно, часть мери, бежавшая от русского крещения, в памятнике, сообщающем это известие, названа " ростовской чернью " . Но мы видели, что и колонизация приносила в междуречье Оки и верхней Волги преимущественно сельские массы. Благодаря этому русское и обрусевшее население Верхнего Поволжья должно было стать гораздо более сельским по своему составу, чем каким оно было в южной Руси. ВЫВОДЫ. Так, мы ответили на вопрос, как встретились и подействовали друг на друга русские пришельцы и финские туземцы в области верхней Волги. Из этой встречи не вышло упорной борьбы ни племенной, ни социальной, ни даже религиозной: она не повела к развитию резкого антагонизма или контраста ни политического, ни этнографического, ни нравственно-религиозного, какой обыкновенно развивается из завоевания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

Таким образом, скорее всего, Проложная редакция Жития Авраамия Ростовского была создана на основе первичного варианта Краткой редакции, не содержащего имен ростовских епископов и князей (тип 1Б по Т. Л. Специфику Проложной редакции охарактеризовала Т. Л. Никитина, по наблюдениям которой текст Краткой редакции Жития был сокращен путем удаления из него «вставных поучений и диалогов, молитв и речений персонажей». При этом образ прп. Авраамия «становился все более обобщенным и В частности, из текста были удалены эпизоды, посвященные неудачной попытке сокрушения преподобным идола Велеса и явлению старца, давшего совет отправиться в Царьград; был существенно сокращен эпизод с «пророчеством» беса, в результате чего последующие события потеряли мотивировку. Добавлю, что была удалена также завершающая Житие похвала прп. Авраамию. Остальной текст Проложной редакции представляет собой почти дословное воспроизведение текста Краткой редакции, местами с пословным сокращением фраз или их пересказом. Рассмотрим несколько примеров. В исходном варианте Краткой редакции читаем (здесь и далее сокращенные и замененные в Проложной редакции слова выделены курсивом): «Князь же велики ражжегся гн вом велиим на преподобнаго и посла воина люта з ло по преподобнаго , глаголюща тако: “Гд обрящеши старца, то не глаголи к нему ни едина слова, но в чем паки обрящеши его, тако и постави его паки пред мною”, по научению злаго того облъгавшаго его воина, иже суть б са » (тип 1Б; Лих. 161 , л. 71) – в Проложной редакции убираются повторы, включая пояснение, что в образе воина действовал бес (о чем уже сообщалось ранее): «Князь же великии посла воина люта с великимъ гн вомъ по святаго, глаголюще: “В чем обрящеши старца, не глаголи к нему ни единаго слова, в томъ и поставъ его предо мною”» ( Долг. 39 , л. 355б). Ср. также в исходном тексте: « Видя же преподобны вражду вражью, бывшюю на нь, не убояся, но паче благодаряше Бога о приключившеися на нь б д » (тип 1Б; Лих. 161 , л. 71) – в Проложной редакции: «Разум же святыи вражду вражию и не убояся нимало, но благодаряше Бога» ( Долг. 39 , л. 355б). Прибегая к пересказу, создатель рассматриваемой Проложной редакции, хотя и использовал преимущественно лексику исходного текста, мог иногда вносить что-то свое. Так, слово «пекольница» он заменил на «пекарня», что можно рассматривать как лексическое поновление, характерное для макарьевского При этом он обращался и к традиционной житийной лексике и топике: несколько раз вместо слова «мнихи» использовал слово «братия», добавил, что прп. Авраамий отошел к Господу «в старости мастите», и т. д.

http://sedmitza.ru/lib/text/8968692/

Неточно цитируется популярный романс на стихи М. Л. Яковлева (1839). Неточно цитируется популярный романс на стихи М. Л. Яковлева (1839). Серафим (в миру Стефан Васильевич Глаголевский; 1763–1843) — митрополит Петербургский с 1821 г. Серафим (в миру Стефан Васильевич Глаголевский; 1763–1843) — митрополит Петербургский с 1821 г. Тихвинка — большое речное судно, поднимающее до 180 тонн груза. Тихвинка — большое речное судно, поднимающее до 180 тонн груза. Борок — низаное ожерелье; убрус — низаный начельник над венцом на образах угодниц. Борок — низаное ожерелье; убрус — низаный начельник над венцом на образах угодниц. Имеется в виду 1812 год — год нашествия на Россию французов. Имеется в виду 1812 год — год нашествия на Россию французов. Имеется в виду дипломатическая деятельность канцлера Пруссии и Германии Огго фон Бисмарка (1815–1898). Имеется в виду дипломатическая деятельность канцлера Пруссии и Германии Огго фон Бисмарка (1815–1898). Городовые магистраты — городские учреждения, введенные Петром 1 при преобразовании центрального и областного управления в 1718 г.; в их компетенцию входили дела торгово-промышленных сословий (граждан). Магистрат был судебно-административным учреждением, суду которого были подведомственны все уголовные и гражданские дела между гражданами. Городовые магистраты — городские учреждения, введенные Петром 1 при преобразовании центрального и областного управления в 1718 г.; в их компетенцию входили дела торгово-промышленных сословий (граждан). Магистрат был судебно-административным учреждением, суду которого были подведомственны все уголовные и гражданские дела между гражданами. Авраам (в миру Алексей Федорович Шумилин; 1761–1844) — архиепископ Ярославский и Ростовский в 1824–1836 гг. Авраам (в миру Алексей Федорович Шумилин; 1761–1844) — архиепископ Ярославский и Ростовский в 1824–1836 гг. Слепушкин Ф. Н. (1783–1848) — крестьянский поэт-самоучка, родом из Ярославской губернии. Книга, которую упоминает мемуарист, — сборник стихов «Досуги сельского жителя» (СПб., 1828).

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Не осталось без влияния и слово об Авраамии. Относясь вместе со словом о Прекрасном Иосифе к литературе агиографической, столь любимой в старину, оно также пользовалось немалой известностью. Оба эти слова часто встречаются в рукописях и помимо целого Паренесиса, как оба вместе, так и порознь; особенно вносились они в сборники агиографического содержания, в Четьи-Минеи. В этих последних слово об Авраамии помещалось под 29 октября, т. е. под днем памяти преподобного Авраамия, служа таким образомъ его житием 39 . Популярности и известности слова могло содействовать само его содержание, особенно заключение, представляющее умилительный рассказ о падении и обращении племянницы Авраамия, Марии, трогательно и картинно переданный св. Ефремом. По причине распространенности слова Ефрема и давнего знакомства русских людей с ним, имя Авраамия Затворника стало известным на Руси, он сделался даже предметом народного почитания: по некоторым свидетельствам он почитается в народе под именем овчарника, равно как преподобномученица Анастасия, память которой положена в тот же день, именуется овчарницей; со дня их памяти начинают стричь овец 40 . Встречаются весьма любопытные следы влияния рассматриваемого памятника и в старой письменной, именно агиографич. русской литературе. Я имею в виду житие преподобного Нила Столобенского (составленное в XVI веке), один из эпизодов которого поражает своей почти дословной близостью к одному из эпизодов жития Авраамия Затворника, рассказанного Ефремом Сирином 41 . Этот факт позволяет с бóльшим правом предполагать влияние Ефремова слова и в других случаях. Сын богатых родителей, Авраамий с юности отличался благочестием. Уступая настояниям родителей, он решается вступить в брак; но, по совершении уже брачного торжества, когда он остался наедине с невестой, его охватывает религиозный порыв; свет блогодати осиял его; Авраамий исходит из дома и из города, находит пустую хижину и там поселяется. Родители с трудом находят его; Авраамий объявляет им свою волю – подвизаться в уединении и посвятить себя Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Финские и русские названия сел и рек идут не сплошными полосами, а вперемежку, чередуясь одни с другими. Значит, русские переселенцы не вторгались в край финнов крупными массами, а, как бы сказать, просачивались тонкими струями, занимая обширные промежутки, какие оставались разбросанными среди болот и лесов финскими поселками. Такой порядок размещения колонистов был бы невозможен при усиленной борьбе их с туземцами. Правда, в преданиях Великороссии уцелели некоторые смутные воспоминания о борьбе, завязывавшейся по местам; но эти воспоминания говорят о борьбе не двух племен, а двух религий. Столкновения вызывались не самою встречею пришельцев с туземцами, а попытками распространить христианство среди последних. Следы этой религиозной борьбы встречаются в двух старинных житиях древних ростовских святых, подвизавшихся во второй половине XI в., епископа Леонтия и архимандрита Авраамия: по житию первого, ростовцы упорно сопротивлялись христианству, прогнали двух первых епископов, Феодора и Илариона, и умертвили третьего, Леонтия; из жития Авраамия, подвизавшегося вскоре после Леонтия, видно, что в Ростове был один конец, называвшийся Чудским, – знак, что большинство населения этого города было русское. Этот Чудской конец и после Леонтия оставался в язычестве, поклонялся идолу славянского «скотья бога» Велеса. Значит, еще до введения христианства местная меря начала уже перенимать языческие верования русских славян. По житию Леонтия, все ростовские язычники упорно боролись против христианских проповедников, т.е. вместе с чудью принимала участие в этой борьбе и ростовская русь. Сохранилось даже предание, записанное в XVII в., что часть языческого, очевидно, мерянского населения Ростовской земли, убегая «от русского крещения», выселилась в пределы Болгарского царства на Волгу к родственным мери черемисам. Значит, кой-где и кой-когда завязывалась борьба, но не племенная, а религиозная: боролись христиане с язычниками, а не пришельцы с туземцами, не русь с чудью. Финские черты

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010