Вы готовитесь перед проповедью на концертах? Подготовиться, конечно, нужно, хотя всегда есть, что сказать – что-то всегда Бог на душу полагает. Не всегда есть Божья воля говорить. Помню, пришел я на один концерт в каком-то ресторанчике – я вообще сам напросился. Ребята-музыканты очень хорошо сыграли и я почувствовал, что не надо тут ничего говорить. Это всегда чувствуется. «Надо просто идти и ничего не бояться» Страшно выходить на сцену перед такой неспокойной публикой? Всегда какое-то волнение есть. Это, кстати, еще одна ошибка – бояться, слушать, кто что там кричит. Всегда кто-то что-то кричит. А говорить все равно надо. Всегда есть отдельные лица, которые тебя слушают. Даже если их 5 человек или даже один – ради них надо выходить перед многотысячной толпой. Кто-то из святых отцов говорил, что если для спасения одной души надо перейти горы, значит эти горы надо перейти. Когда я говорю, я понимаю, что все сейчас не обратятся, что большинство не обратится сейчас, но кто-то будет слушать, кого-то это затронет – и это уже хорошо. И потом я всегда иду в народ. Люди подходят, благодарят: «Батюшка, спасибо, хорошо сказали». Миссионеры все-таки рискованные люди в определенном смысле. Вы этого не ощущаете? Есть интересный эпизод в житии Авраамия Ростовского. Пришел он к язычникам, встал у какого-то священного дерева и начал проповедовать. Его избили и выгнали вон. Он подлечился, снова пришел туда же — проповедовать. Его снова избили и прогнали. В третий раз он пришел, срубил это дерево и на его обломках стал говорить. Местные люди озверели, конечно — чуть не убили его. Когда они пришли в себя, их старейшины сказали так: наше священное дерево само себе не помогло, а этот человек так нас любит, что что бы мы ему не делали, он возвращается и ничего не боится. Давайте его послушаем. Привели преподобного Авраамия: «Говори, что ты там хотел сказать». Вскоре он крестил первых христиан из того племени. Вот настоящий миссионер – ничего не боялся. Мне, конечно, до такого далеко, но принцип я понимаю: человеческая злость запросто может на тебя обрушиться. В принципе ты должен быть готов к тому, что тебя убьют, зарежут, бутылкой по голове дадут. Если такого настроя нет, то ты не сможешь, ты испугаешься. А надо просто идти и ничего не бояться.

http://pravmir.ru/neformaly-i-monax-ili-...

Указание на такой ход и характер русской колонизации можно видеть в одной особенности той же географической номенклатуры Великороссии. Финские и русские названия сёл и рек идут не сплошными полосами, а вперемежку, чередуясь одни с другими. Значит, русские переселенцы не вторгались в край финнов крупными массами, а, как бы сказать, просачивались тонкими струями, занимая обширные промежутки, какие оставались между разбросанными среди болот и лесов финскими посёлками. Такой порядок размещения колонистов был бы невозможен при усиленной борьбе их с туземцами. Правда, в преданиях Великороссии уцелели некоторые смутные воспоминания о борьбе, завязывавшейся по местам, но эти воспоминания говорят о борьбе не двух племён, а двух религий. Столкновения вызывались не самою встречей пришельцев с туземцами, а попытками распространить христианство среди последних. Следы этой религиозной борьбы встречаются в двух старинных житиях древних ростовских святых, подвизавшихся во второй половине XI в., епископа Леонтия и архимандрита Авраамия: по житию первого ростовцы упорно сопротивлялись христианству, прогнали двух первых епископов, Феодора и Иллариона, и умертвили третьего, Леонтия; из жития Авраамия, подвизавшегося вскоре после Леонтия, видно, что в Ростове был один конец, называвшийся Чудским, - знак, что большинство населения этого города было русское. Этот Чудской конец и после Леонтия оставался в язычестве, поклонялся идолу славянского " скотья бога " Велеса. Значит, ещё до введения христианства местная меря начала уже перенимать языческие верования русских славян. По житию Леонтия, все ростовские язычники упорно боролись против христианских проповедников, т. е. вместе с чудью принимала участие в этой борьбе и ростовская русь. Сохранилось даже предание, записанное в XVII в., что часть языческого, очевидно, мерянского населения Ростовской земли, убегая " от русского крещения " , выселилась в пределы Болгарского царства на Волгу к родственным мери черемисам. Значит, кой-где и кой-когда завязывалась борьба, но не племенная, а религиозная: боролись христиане с язычниками, а не пришельцы с туземцами, не русь с чудью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

Вслед за этим писано было повествование Иоакимово. Выписку из этих тетрадок со своими примечаниями В. Н. Татищев поместил в 4 главе 1-го тома своей «Истории Российской». Ни в одной из известных доныне летописей нет таких подробных и связных сказаний о Северных славянах и руссах до Рюрикова княжения, какие находятся в этом отрывке. Что-то в нем сходно с летописью Нестора; многое дополняет и изъясняет ее; а нечто и противоречит. Если бы возможно было удостовериться в подлинности этого сказания, то эта находка была бы неоцененна для нашей истории. Впрочем, В. Н. Татищев ссылался везде на этот отрывок как на важное и достовернейшее свидетельство Нестора. Однако же писавшие после него историки не поверили этому открытию. Но с 1784 года И.Н. Болтин опять воскресил доверие к нему в «Примечаниях на историю древния и нынешния России г-на Леклерка» (т. 1–2, 1788–1794 гг.), а потом в «Ответе генерал-майора Болтина на письмо Щербатова, сочинителя Российской истории» (1789 г.). Императрица Екатерина II приняла Иоакимово сказание в свои «Записки касательно Российской истории». Житие преподобного Авраамия Ростовского Преподобный отец Авраамий был сыном благочестивых родителей. Оставив своих родителей и мирскую мятежную жизнь, взял на себя крест Христов и последовал Христу. С младых ногтей посвятил он себя Богу и стал монахом, став чистым вместилищем Святого Духа, покорив свою плоть духу, владея плотскими страстями, посвятил себя жестокой и тягостной жизни, изнуряя себя трудами; стал начальником монахов и прожил ангельскую жизнь, по своей благодати многочисленными чудесами исцелил страсти неисцелимые, омыв свою душу слезами. «Видел же преподобный, что Ростов пребывает в идольском соблазне: не все еще люди приняли святое крещение и поклоняются каменным идолам. Омрачены были сердца их злым бесом, живущим там, так что близко от того места никто не отваживался ходить, ибо творил он наваждения, особенно христианам, являясь им злыми мрачными страшилищами. Преподобный же Авраамий молился Богу, говоря: «Господи Боже, Всевышний! Взгляни с высоты Своей на раба Твоего и дай мне силу и благодать Святого Духа сокрушить этого злокозненного идола».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

КОЛЕНО XVI: Князь Михайло Алексеевич, майор рождение 1689 † 1775; женат: 1) на Марфе Максимовне Хвостовой; 2) в февраля 1740 на Евдокие Ивановне, (по прозвищу Буженинова), рождение 1710 † 1742; 3) на Аграфене Алексеевне Хвостовой, рождение 1723 † 1750 (от 1-го брака сын и дочь; от 2-го брака 2 сына; от 3-го брака 3 дочери) Князь Василий Алексеевич, флота капитан, рождение 1694 † 14 марта 1732; женат на княжне Анне Михайловне Лобановой-Ростовской, рождение 2 июля 1702 † 15 марта 1764 Князь Сергий Иванович, рождение 1710 † 1723 Князь Сергий Алексеевич, тайный советник, рождение 16 октября 1694 † 19 сентября 1758; женат на Анастасие Васильевне Толочановой, рождение 5 февраля 1693 † 20 сентября 1756 Князь Яков Алексеевич, флота капитан-лейтенант, рождение 11 марта 1697 † 1 мая 1749; женат на графине Елене Петровне Апраксиной, рождение 20 мая 1695 † 3 марта 1786 Иван Алексеевич, рождение 4 августа 1742 † 1740 Княжна Екатерина Алексеевна, рождение 1698 † 1761 Княжна Анастасия Алексеевна, за тайным советником Петром Михайловичем Салтыковым Княжна Мария Алексеевна, рождение 1701 † 14 октября 1752, за генерал-аншефом Василием Фёдоровичем Салтыковым † 1755 Княжна Татияна Алексеевна, за Авраамом Фёдоровичем Лопухиным Княжна Татияна Алексеевна, за Авраамом Фёдоровичем Лопухиным Князь Михайло Васильевич, каммергер, рождение 25 сентября 1703 † 13 января 1749; женат на княжне Евдокие Михайловне Щербатовой, рождение 15 февраля 1703 † 6 октября 1768 Князь Борис Васильевич, адмирал, рождение 24 февраля 1705 † 12 июля 1768; женат на Екатерине Ивановне Стрешневой † 1739 Князь Дмитрий Васильевич, полковник; женат на Екатерине Кириловне Матюшкиной Князь Василий Васильевич Князь Смарагд Сергеевич, рождение 3 марта 1709 † 10 февраля 1736 Князь Яков Сергеевич, рождение 12 марта 1712 † 13 сентября 1733 Князь Алексей Сергеевич; женат на княжне Анне Сергеевне Долгоруковой Князь Фёдор Сергеевич, статский советник, рождение 14 августа 1714 сентября 1770, женат на графине Анне Григорьевне Чернышевой

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

5545 Под землею ханаанскою в некоторых местах разумеются обширные земли, лежащие на западе Азии по восточному побережью Средиземного моря – в частности земля по эту сторону Иордана, Финикия и земли филистимлян, причем от земли ханаанской отличается страна заиорданская. В новейшее время под землею ханаанскою разумеется обыкновенно вся Обетованная земля, – все земли, занимаемые израильтянами по обе стороны Иордана. Ханаанская земля отличалась необыкновенным плодородием, обилием пастбищ, удобных для скотоводства, и в этом смысле называется в Писании землею текущею млеком и медом. Хананеи – это первоначальные жители земли ханаанской, потомки Ханаана, сына Хамова, разделившиеся на 11 колен, из которых пять: евеи, иевусеи, амореи, гергесеи и хеттеи жили в той стране, которую после заняли израильтяне, или в собственном смысле землю Обетованную. Евеи, многочисленное племя ханаанское, обитали в средине земли ханаанской и частью на юге; амореи, – наиболее сильное при Моисее племя ханаанское, – широко распространились и в самой земле ханаанской, по эту сторону Иордана, занимали середину этой земли и гору аморейскую и распространились далеко, и на север и на юг; хеттеи обитали в нагорных странах около амореев и были также племенем сильным и многочисленным; иевусеи во времена Моисея занимали южную часть земли Обетованной; гергесеи обитали на западе Иордана. Ферезеи были народом, принадлежавшим к древним, природным обитателям Палестины, и не происходили из ханаанского племени; жили, главным образом, в середине Палестины, или земли ханаанской. 5546 Сущий, или по еврейский Иегова, – одно из имен Божиих, которым выражается самобытность, вечность и неизменяемость Существа Божия. 5547 Избравши Авраама для сохранения веры на земле и заключивши завет Свой с ним, Бог повторил потом обетования Свои Исааку и Иакову. Отсюда патриархи эти часто поставляются в Св. Писании вместе, не только как родоначальники народа еврейского, но и как преемники и хранители Божественных заветов и обетований, как великие подвижники веры и благочестия, и как ходатаи и заступники пред Богом, свое верою и добродетелями приобретшие особенную благодать у Бога. Посему имена их повторяются и упоминаются в Св. Писании и при явлениях и откровениях людям Божиим, причем Бог в этом смысле называется Богом Авраама, Исаака и Иакова.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Лик пророческий, с Моисеем и Аароном, веселием днесь веселится, яко конец пророчествия их на нас исполнися: днесь сияет крест, имже нас спасл еси. Тех молитвами Христе Боже помилуй нас. 5534 Смерть патриарха Иосифа следует относить приблизительно к 1923 году до Р. Х. Пребывание израильтян в Египте продолжалось около 398 лет, начиная с переселения туда Иакова с его семейством. 5537 Здесь разумеется Нил, – величайшая река земного шара. Длину Нила полагают в 6000 верст; протекает он на северо-востоке Африки, начиная от Эфиопии и впадает в Средиземное море. 5538 Иосиф Флавий, еврейский историк (родился в 37 году по Р. Хр.), автор «Иудейских древностей», где он передает некоторые сказания о Моисее, коих нет в священных библейских книгах. 5539 Сказание об этом передается Георгием Кедрином, византийским писателем конца XI или начала XII в., автором т.н. «Исторического синопсиса», или собрания летописных сказаний от сотворения мира до 1059 года по Р. Хр. 5540 Под именем волхвов в древности разумелись люди мудрые, обладавшие высокими и обширными знаниями, особенно знаниями о тайных силах природы, светилах небесных, священных письменах и т.п. Они наблюдали естественные явления, толковали сны, предсказывали будущее; они были большею частью вместе с тем и жрецами, и пользовались великим уважением при дворах царских и в народе. Таковы были в особенности волхвы египетские. 5542 Мадианитяне, или Мадиамитяне, были потомками Мадиама, четвертого сына Авраама от Хеттуры; это был многочисленный народ разных Аравийских племен, который вел кочующий образ жизни. Мадиамская земля, где они имели главное местопребывание, представляла из себя пустынную местность при Еланитском заливе Чермного (Красного) моря, по восточной стороне его, в Аравии. Как потомок Мадиама, сына Авраама, Иофор и его семейство были чтителями истинного Бога. 5543 Хорив – гора в пустыне Аравийской, западная возвышенность того же горного хребта, восточную часть которой составляет Синай. 5544 По-славянски: Купина – тернистая акация Аравийского полуострова, особенно обильно растущая при горах Хориве и Синае, представляющая собою небольшой кустарник с острыми колючками. Явившаяся Моисею горящая, но не сгорающая купина, прообразовала собою, по учения св. Церкви, Богоматерь – Деву, пребывшую нетленною по воплощении и рождении от Нее Сына Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Праведность обозначает здесь совершенное послушание воле Божией, которого Авраам в то время еще не достиг; тогда Бог принял в счет его веру, как имеющую одинаковую цену с послушанием. – Митрополит Филарет делает замечание, что вменение в праведность веры Авраама произошло после медленного постепенного откровения. «Вера, – говорит он, – была следствием и концом таинственного руководительства Божия: она же была началом и основанием Божия благоволения». 6472 Сие было видимым знаком Завета Божия с Авраамом или договора в том, что Бог действительно исполнит Свое обетование о потомстве Авраама и наследии им всей земли Ханаанской. У древних вступающие в союз лица, обыкновенно, проходили между рассеченными половинами животных, в знак того, что как эти части составляли прежде одно живое существо, так и они с этих пор будут составлять одну душу одну жизнь, будут водиться одним духом и составлять одно общество. – Животные указаны здесь те, которые издавна по обычаю употреблялись при жертвоприношениях, ибо Авраам здесь совершает настоящее жертвоприношение, и именно такое, которое было употребляемо при совершении торжественных договоров. 6473 Хищные птицы многими принимаются здесь за пророческое изображение неприятелей потомства Аврама: они изображают собою все идолопоклоннические племена, которые старались или истребить народ Израильский, или же помешать исполнению завета, увлекая его в идолопоклонство. 6474 Здесь разумеется порабощение евреев в Египте. Круглое число 400 лет поставлено вместо 405, потому что столько прошло лет от рождения Исаака до исхода евреев из Египта. Исаак, как первый странник и пришелец из потомства Аврама, родился в 1901 г. до Р. Хр., а евреи вышли из Египта в 1496 г. 6475 Если считать примерно, то сменившиеся четыре рода или поколения могут представлять собой Левий, сын Иакова, Кааф, Амрам и Моисей, в пределах 268 лет. 6476 Аморреи – народ Ханаанский – от Аморрея, сына Ханаана, сына Хамова, – постоянные, упорные враги евреев; прежде жили на западной стороне Мертвого моря, но потом распространились и по другим местам – по восточной стороне Мертвого моря и Иордана; они занимали преимущественно средину земли Ханаанской и представляли из себя несколько сильных царств.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

– Под наполнением меры беззакония разумеется в Писании окончательное духовное разложение и смерть обществ и народов, оставление их Богом, суд над ними и их разрушение. 6477 Аврам не проходил между рассеченными животными; проходил только видимый образ Господа, т. е. это был договор милости, благодеяние обещанное и подтвержденное осязательно обрядом договора. Дым и пламя – два символа, изображавшие потомство Авраамово, среди искушений и тягостей рабства, и Самого Господа, откровение и обетование Которого есть свет и отрада во мраке скорби. Таким образом, дым означал страдания Израиля, пламя – избавление. 6478 Река Египетская, т. е. Нил. Евфрат – большая река Месопотамии, вытекающая из гор Армении и впадающая в Персидский залив. Обозначенная здесь страна была бы вся достоянием Израиля, если бы он оставался верным завету с Богом. Но и несмотря на то, что упадок народа препятствовал исполнению предначертанного, все страны, заключавшаяся между восточными устьями Нила и Евфратом, были временно во владении потомства Аврама. 6479 Бесплодие всегда считалось между евреями поношением, а плодородие означало особое благословение Божие. Посему-то Сара и предложила мужу свою служанку, чтобы скорее исполнилось обетование. Авраам же, по законам востока, в не имея прямого указания от Господа, что именно от Сары он будет иметь сына, мог взять вторую жену, даже не прибегая к разводу с первой, хотя развод не только был допущен обычаем, но даже вошел в закон Моисеев. 6480 Измаил – с евр.: услышанный Богом – назван так потому, что Господь призрел на страдание Агари, когда она, беременная, бежала в пустыню от притеснений Сары, повелел ей вернуться и даровал ей сына. 6481 Наименование Аврам есть почетное название, означающее: «отец высоты», «высокий отец». Авраам же – имя, выражающее исполнение обетования, означающее: «отец множества», или «отец многих народов». Митрополит Филарет замечает, что переименование употреблялось на востоке царями, когда они возвышали кого-либо. Применительно к сему и здесь, Бог, возвышая Авраама, переименовывает его.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Метафрастово житие Авраамия Затворника, для которого главным источником служило то же слово Ефрема, и которое представляет в сущности то же содержание, вводит обозначение места подвигов святого в борьбе с язычеством, важное для его биографии: это – некая весь Тэния 42 , вблизи Лампсака 43 ; обозначения же времени его жизни и места его первоначальных иноческих подвигов в нем также нет, как и у Ефрема (о них можно заключить из того, что в житии выводится и Ефрем, указывается близость Авраамия к нему; Ефрем вместе с ним радуется о возвращении Марии. Впрочем, имя Ефрема упоминается однажды и в Ефремовом слове, но только в устах Авраамия: он вспоминает слова своего друга Ефрема). Рассказ же Ефрема отличается отсутствием каких бы то ни было указаний на место и время описываемых событий: „бе же во окрестныхъ весехъ града весь велика зело, в ней же бяху вси еллини, отъ мала до велика ихъ» 44 ; в начале повести говорится лишь, что Авраамий „родители имяше богаты зело»; избрав отшельническую жизнь, Авраамий „ изыде из града поприщу двою вдалече и обретъ хлевину праздну и вшедъ вселися в ню " 45 . Для нас в настоящем случае не маловажно то обстоятельство, что у нас в качестве жития Авраамия известно было именно это Ефремово слово, не приурочивающее святого ни к какому определенному месту, времени и даже народности. Обратимся к нашему русскому Авраамию. По-видимому, ко времени сложения его жития сведения о его жизни были довольно смутны, поверхностны и неясны, о чем заключать дает нам право прежде всего само житие, вызывающее целый ряд недоумений своими, давно отмеченными, противоречиями и непоследовательностями. При таком положении дела тождество имен, одновременность празднования памяти обоих святых, отсутствие определенного исторического и географического приурочения личности греческого Авраамия, личности, достаточно однако вообще известной, – все это могло послужить основанием для некоторого сближения обоих этих лиц и даже смешения некоторых черт из жизни того и другого, точнее – перенесения некоторых черт с одного на другого.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2 . Может ли тварь и плотское удовольствие доставить совершенный покой и верное утешение для души? Нисколько! Один только Творец может успокоить и утешить душу и даровать ей вечное и всегдашнее наслаждение. Как ветка расцветает и вырастает не иначе как от корня, так же точно и душа может получить совершенное утешение единственно от благодати Господней и Пресвятого Утешителя, Духа, от Которого получила и бытие свое. 3 . Часто душа, желая утешиться во время скорби и печали, обращается и привязывается к земным благам, ища себе в них покоя и утешения: по неразумию, на малое время усладившись ими, потом получает большую тоску и скорбь, ибо тварь не может доставить душе совершенного утешения, а только мнимое и обманчивое, маловременное, смешанное со скорбью и печалью. Кто провел много лет в плотских наслаждениях, и тому под конец кажется, что их как бы вовсе не бывало, и что все это происходило как бы в мечтах сновидения». (Из «Алфавита дух.» св. Димитрия Ростовского , 1866 г., стр. 60–62). 3. О житейском попечении, как препятствии к благодатному посещению Божию (Филарета, митрополита Московского) Житейское попечение развлекает и смущает. Посмотрите на Марфу. Христос в ее доме, – Тот, для Которого множество народа бегало по селениям и по пустыням, чтобы увидеть Его, чтобы услышать слово Его, Тот – Которого «мнози пророцы и царие восхотеша видети... и не видеша ( Лк.10:24 ), – Тот, Которого «день», знакомый уже с Божественными посещениями, «Авраам... рад был видеть», и когда «увидел» только издалека, «возрадовался» ( Ин.8:56 ); Искомый, Вожделенный для Марфы близок, видим, слышим. Что же Марфа? Радуется ли о Нем? Наслаждается ли Его лицезрением и слышанием глаголов Его? – Сомнительно. У нее иное занятие, иные мысли и чувствования. Она думает и заботится о муке и елее, о хлебе и рыбах. Божественного Учителя истины, Подателя благодати, почти нет для нее: «Марфа же молвяше о многих службе» ( Лк.10:40 ). Негодование на сестру, не разделяющую сей заботы, обращает наконец ее ко Господу, но и у Него ищет она помощи для того только, чтобы увеличить заботу и развлечение и вовлечь в то же других. «Ставши же рече: Господи, не брежеши ли, яко сестра моя едину мя остави служити? Рцы убо ей, да ми поможет».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010