Вот поэтому, думаем, сказано в Евангелии: «Подобно царство небесное сокровищу, скрытому в поле». Но что же означает это поле? Всякий человек, принимающий в сердце свое слова Господни, подобен полю вспаханному и засеянному, и как поле, когда оно не вспахано и не обработано, не приносит плода, если даже и бросят семена в него; так и человек, если он не избороздится бедствиями и скорбями, то есть, если не будет иметь терпения, то не принесет плодов духовных и не обогатится сокровищем духовным. «В терпении вашем стяжите души ваша», сказано, и вот всякий, желающий собрать себе духовное сокровище, приобрети поле терпения и в терпении приноси плод свой. Дух Господень и дух мира Всякий человек, рожденный водою и духом, должен быть духовен; но как может быть духовен человек, когда он состоит также и из тела? Апостол Павел говорит: «Вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас». 56 «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога». 57 Таким-то образом всякий, имущий в себе Духа Святого, духовен есть. Два духа доступны человеку, по апостолу, – Дух Господень и дух мира. «Мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога», 58 говорит апостол Павел в послании к Коринфянам. Но оба они так далеко стоят друг от друга, как восток от запада, так различны между собою, как белое и черное, как свет и тьма, как день и ночь. «Возлюбленные, говорит св. Иоанн Богослов, не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они». 59 Дух Божий есть Дух правды; нет неправды в Нем. Не обманул Господь никого никогда; «Праведен Господ во всех путях Своих», 60 говорит псалмопевец. Все, что говорил Бог на словах, то исполнил на деле. Обещал Он Аврааму умножить потомство его, как звезды небесные, как песок морской, и исполнил обещание Свое; обещал через пророков сойти на землю, воплотиться от Пресвятой Девы и пострадать за род человеческий и сделал это; обещал воскреснуть в третий день и ниспослать Духа Святого и воскреснул и ниспослал. Таков Дух Божий, Дух правды. И вот всякий, делающий по правде, говорящий и помышляющий одну правду, носит в самом себе Духа Божия. Спрашивает. Давид Господа: «Кто может пребывать в жилище Твоем! кто может обитать на святой горе Твоей!» 3) и потом далее вдохновенный отвечает на это: «Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем». 61 Вот кому открыта дверь царствия небесного, вот кто, подобно корабельщику, благополучно проходящему в тихую пристань, достигнет, неба, руководимый Духом Святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Все пошло прочь, погибло с шумом, где же находится душа, это мы увидим после (1). Пусть будет известно и то, что не все богатые будут осуждены на мучения, также и не все убогие и нищие будут посланы в рай. Много и богатых окажется в Царстве Небесном, много и нищих будет в геенне огненной. Те богатые, которые приобретают себе богатство от безгрешных промыслов, от своих собственных трудов, от справедливых сборов, которые, кроме того, милосердны и благоподатливы, – такие… покупают себе великое спасение. Не слышим ли мы, что многие, бывшие в жизни этой богатыми, ныне находятся в Царстве Небесном? Богат был царь Давид, не нищими были и святые праотцы Авраам, Исаак и Иаков, и все они спасены. Также и в новой благодати много было царей, вельмож, богатых и славных, о которых мы знаем, что они спасены, а некоторые из них даже в святцах считаются между святыми. Нищие же, убогие, которые ленятся работать и трудиться, а питаются воровством, крадут или на разбой идут, или другое что-либо делают худое, или ищут пропитания только от милостыни, от подаяния людского, и лезут в глаза людям, точно смола, хотя иные могли бы и трудиться, и зарабатывать себе хлеб, – такие не только не получат себе в будущей жизни милости Божией и Царства Небесного, но будут посланы даже в муку вечную и будут мучиться с бесами вовеки. Таким образом богачи праведные и добродетельные и в сей жизни богаты, и в будущей жизни наследуют богатство небесное. Нищие же воры, лентяи и тунеядцы и здесь нищи, и там будут нищими, а сверх того они будут осуждены и на муку вечную, от чего да избавит нас Христос Бог Своим милосердием (1). Небесное Царствие получил Закхей, бывший богатым, да и не только богатым, но начальником мытарей, несмотря на то что врата в Небесное Царство тесны. Как же богатый Закхей мог войти в них? Разве потому он мог войти, что был мал ростом и ему легко было войти? Но не думаю так, ибо хотя и мал был сей верблюд, зато имел великий горб, был очень богат, и пока он этого горба, то есть богатства, не сбросил, до тех пор врата небесные были для него тесны. Лишь отказавшись от него одним только словом: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо», – он тотчас смог пройти ( Лк. 19:8 ). Если и ныне кто-либо из богатых скажет: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо», – то и ему будет сказано: «ныне пришло спасение дому сему» ( Лк. 19:9 ). Пусть никто не сомневается в тех словах, что «трудно богатому войти в Царство Небесное» ( Мф. 19:23 )(1).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Здесь же приписка: «Собственноручная запись письмоводительницы Елецкого женского монастыря, рясофорной инокини Юлии, сделана по моей просьбе в Самарканде, в июле 1935 г. Смиренный епископ Тихон”. От редакции. Следует отметить, что по свидетельству самого митрополита Крутицкого Петра [Полянского] епископ Василий не имел от него полномочий на свои действия – см. первое письмо Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра [Полянского] Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] от 12.1929 г. 188 Сноска неверна. Вероятно, имеются в виду следующие стихи: “Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил сына своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его” ( Деян.3:13 ). 192 Вероятно, имеется в виду указ митрополита Сергия от 8(21).10.1927 г. «О поминовении за богослужением предержащей власти и об отмене поминовения всех епархиальных архиереев. находящихся в ссылках». 197 «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, этого не принимайте в дом и не приветствуйте его». 198 Касательно зарождения и первоначальных проявлений деятельности «Ярославской оппозиции» приводим следующую выписку: «Нашумевший... откол от митрополита Сергия ярославских иерархов, возглавлявшихся... митрополитом Агафангелом, не имел в себе ничего принципиального, а всецело возник на личной почве по инициативе митрополита Иосифа, бывшего архиепископа Ростовского. Группу этих иерархов составляли: митрополит Агафангел [Преображенский], архиепископ Серафим [Самойлович] Угличский, викарий Ярославской епархии, бывший Заместитель Патриаршего Местоблюстителя, митрополит Иосиф [Петровых], третий из указанных Патриаршим Местоблюстителем Заместитель, архиепископ Варлаам [Ряшенцев], бывший Псковский, временно управляющий Любимским викариатством, смиренный Евгений [Кобранов], епископ Ростовский, викарий Ярославской епархии. Так они подписались под своим постановлением об отделении от митрополита Сергия. Историю этого откола митрополит Сергий мне выяснил в таком виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Итак, я повторяю: где нет присутствующего Господа, где люди не имеют перед своими очами Господа, там только свиньи да бесы, там свинская да бесовская жизнь, конец которой – потопление, и потопление не в простых водах, но в огненной реке. Взбесился фараон, не желая слушать Бога, подобно бесу, не захотел отпустить Израиля. И какой конец постиг фараона? Он телом своим потонул со всей силой своей в Чермном море, а душой в аду. Предались содомляне свинской жизни, бесновались они в неистовстве скверных плотских грехов, – и что постигло их? Их постигло потопление, как и гергесинских свиней, но потопление более ужасное, ибо они и душой, и телом утонули в пламени, ниспосланном на них с неба. А какая была причина такой погибели фараона и содомлян? Поистине, только та, что они не имели присутствия Божия, то есть не имели Бога перед своими очами, не смотрели на Него и не боялись Его. Фараон говорил: «Не знаю Господа и Израиля не отпущу» ( Исх. 5:2 ). Он был слеп и безумен. Бога он не видел перед собой и не знал Его над собой. Содомляне тоже не имели страха Божия. Они не ждали суда Божия и грозного отмщения. Их ум, затуманенный греховными страстями, не видел Бога, что явствует из слов Самого Бога, говорившего Аврааму так: «Вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю» ( Быт. 18:20–21 ). Внемлем, что говорит Бог: сойду и посмотрю, – как будто бы Он, Всевидец, никогда их не видел. Своими всевидящими очами Он видел их и прежде, и всегда, ибо перед Ним ничто не сокрыто, сказал же так для того, чтобы показать их вину, показать причину их погибели, которая заключалась в том, что они не смотрели на Бога, не имели перед очами своими Бога, чужды были присутствия Божия. Потому-то Бог, как бы никогда не видевший их, и говорит: сойду и посмотрю, – и этим Он сказал как бы следующее: содомляне не помнили обо Мне, не хотели знать Меня и бояться Меня, за это ныне познают Меня и увидят Меня: познают ужасную Божью казнь, если не хотели видеть и знать милосердия Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Когда отшумела битва, Бера, очевидно, выполз из этой ямы и вот теперь вышел встречать Авраама. И даже, расщедрившись, не хотел брать себе ничего из своего же имущества, которое присвоили было себе пришельцы с севера, но теперь опять возвращали вместе с другими трофеями. «И сказал царь Содомский Авраму: отдай мне людей, а имение возьми себе. Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама; кроме того, что съели отроки, и кроме доли, принадлежащей людям, которые ходили со мною; Анер, Эшкол и Мамрий пусть возьмут свою долю» (Быт.14: 21–24). И здесь, рядом с самым ничтожным из царей земли Ханаанской, стоит еще один человек – Мелхиседек, царь Салимский, священник Бога Всевышнего. Великий потомок Хама Царь-священник Мелхиседек – одна из самых таинственных фигур во всем Священном Писании Царь-священник Мелхиседек, безусловно, – одна из самых таинственных фигур во всем Священном Писании. Что значит «священник Бога Всевышнего»? Ведь храм в Иерусалиме будет построен лишь через тысячу лет! Что значит «царь Салима»? Почему Мелхиседек оказался сейчас в этой долине вместе с этим злосчастным царем Содомским? Дадим слово святителю Димитрию Ростовскому, который на рубеже XVII–XVIII веков основательно проработал древние святоотеческие толкования: «О Мелхиседеке многие написали различные свои мнения. Некоторые из евреев полагали, что это был Сим, сын Ноя, а, может быть, и сам Ной, другие же в нем видели Еноха. Ориген и Дидим считали Мелхиседека за ангела, а некоторые из еретиков говорили, что это был Дух Святой… Нам же пусть будет известно то, что Мелхиседек во всем был подобен нам, имел отца и мать из племени Хамова и был одним из царей или царьков земли Ханаанской; но из всех ханаанских царей он один познал единого истинного Бога, сотворившего небо и землю, и служил ему чистыми жертвами; царем же был он в городе Салиме…» . Точно так же толкует и святитель Филарет:

http://pravoslavie.ru/149959.html

– Кто ты и откуда пришла, и откуда на тебе такие бесовские одеяния? Она отвечала ему, что она та самая женщина, которую он сам впустил в свою келлию. – Зачем же ты переменила свои одежды? – спросил ее Мартиниан. – Вечером ты была в бедном рубище, теперь же в богатой одежде. Тогда она сказала: – Я из Кесарии Палестинской; я много слышала о тебе, о твоей красоте, и сердце мое воспылало любовью к тебе. Я совершила такой далекий путь ради тебя. К чему твое воздержание, к чему удручать тебе свое тело столь строгим постом. В каких книгах нашли вы, чтобы ни пить, ни есть, ни жениться. Разве не сказал Апостол Павел: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно» ( Евр.13:4 ). Кто из пророков лишился Царствия небесного лишь за то, что имел жену? Разве великий и дивный Енох не был женат? А он взят на небо и не вкусил смерти даже до сего дня ( Быт.5:24 ; Евр.11:5 ). Праотец Авраам имел трех жен, и был наречен даже другом Божиим; мало того, он даже сподобился принять в своей сени Самого Бога в трех Лицах ( Быт.18 ). Был женат и Исаак, сей прообраз Христа ( Быт.24:67 ). У Иакова были две жены и две наложницы, а он мог бороться с Ангелом и удостоился зреть Божию славу ( Быт.22 ). Великий Моисей, верховный пророк и служитель Божий, разве не был женат ( Исх.2 )? А ведь он беседовал с Богом, освободил народ Еврейский от тяжкого рабства иноплеменников и сподобился небесного царства. Также Давид, прочие пророки и святые мужи имели законных жен, чад – и все они водворяются в Небесном Царствии». Говоря так, грешница старалась смутить святого и поколебать его; она хватала его за руки и начала увлекать святого к погибели. – Но если я сделаю тебя своей женой, – сказал Мартиниан, – как мне быть с тобою? Чем мне содержать тебя, когда у меня ничего нет? Ты видишь мою жизнь, с юности я ничего из тленных благ не старался приобрести. На сие та жена отвечала: – Господин, ты только пребудь со мною и позволь мне насладиться твоей красотой, а о прочем не заботься. У меня есть дом, много имения: и золота и серебра и рабов и рабынь. Всему этому ты будешь господином.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Некоторые крайнюю любовь называют восхищением ума и восторгом, ибо тогда человек как бы забывает себя. Но в преизобильной любви Своей и Господь (осмелюсь сказать) как бы забывает Себя, ибо, истощив Себя и как бы оставив Самого Себя, Он вперил в нас весь Свой ум, весь Свой разум, которым «веки сотворил» ( Евр. 1:2 ), послав нам Сына Своего для нашего спасения: «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» ( Ин. 3:16 ). Господи! Что же Ты нашел в нас, непотребных? Ты – Свет превечный, всю тварь озаряющий, мы же только темнота, грубая, осязаемая египетская темнота. Ты – Источник чистоты, мы же скверный, смрадный поток. Ты – великолепие, превосходящее всякую красоту: «красота в деснице Твоей вовек» ( Пс. 15:11 ), – мы же одно мерзкое бытие, как говорит о нас Иеремия: «потемнело пуще сажи лицо их» (см. Плач. 4:8 ). Ты есть то, что есть, а мы ничто: мы как бы не существуем перед Твоим бытием. На что же мы пригодны для Тебя? Любовь Его настолько велика, что подобно восторгу ни на что не обращает внимания и как бы себя забывает. Пусть мы темны, скверны, мерзки и ничтожны, но Его превеликой Божественной любовью – если только сами с покаянием прибегаем к Нему – мы соделываемся людьми святыми, светлыми, чистыми и выше, чем Ангелы: «Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово» ( Евр. 2:16 ). Вот как тверда любовь Божия к нам: так возлюбил! О любовь Твоя, Человеколюбче! Вот какова твердь Его в сей бездне – это Его Божественная, твердая любовь милосердия к нам, грешным (2). «Был пот Его, как капли крови, падающие на землю» ( Лк. 22:44 ). Теперь посмотри, невеста, на возлюбленного Жениха своего! «Вот брат твой бел и красен» ( Песн. 5:10 ). Бел, ибо побледнел от страха и боязни. Красен, ибо кровавым потом обагрился. Кто же, о Господи, без раны так поразил и уязвил Тебя, что Ты весь обливаешься Кровью? Это любовь, которая силой превосходит смерть: «крепка, как смерть, любовь» ( Песн. 8:6 ). О пламенеющая любовь, которую не только многая вода, но и сама кровь угасить не может! Две силы, сражаясь во Христе Спасителе, вызвали у Него кровавый пот, – это боязнь и любовь. Боязнь поражает Его сердце тревогой, стеснением и принуждает просить Отца об отдалении чаши, которую показывает Ему явившийся Ангел: «Отче Мой!.. да минует Меня чаша сия» ( Мф. 26:39 ). Любовь производит в сердце желание, повелевает немедленно принять рукой сию чашу, исполнить волю Отеческую: «если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» ( Мф. 26:42 ). Так эти две страсти, воюя в Нем, обагрили Его Кровью, и Он истекал кровавым потом. Это – второй Адам, в поте лица Своего ядущий хлеб ( Быт. 3:19 ): «Слезы Мои были Мне хлебом день и ночь» ( Пс. 41:4 ) (2).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

– Но завет не закон, – сказали Иудеи. – Бог не сказал Ною: закон Мой, но завет Мой. Мы же говорим о законе. – Вы соблюдаете обрезание как закон, или нет? – спросил Константин. – Содержим, как закон, – ответили иудеи. – Обрезание же, – продолжал Константин, – Бог также не назвал законом, а только заветом, когда, говорил Аврааму: «ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их... обрежется у вас весь мужеский пол... и сие Будет знамением завета между Мною и вами... и будет завет Мой на плоти вашей в завете вечном» ( Быт.17:9–13 ). Вот смотрите, – сказал Константин, – Бог ни разу не назвал обрезание законом, но заветом. Откажитесь ли вы поэтому от обрезания как от незаконного? Если же соблюдаете завет обрезании как закон, то и завет, данный Ною, должны соблюдать как закон и называть его законом первым, который Бог дал роду человеческому, изгнанному из рая и сохраненному от вод потопа. – Нет, – отвечали иудеи. – Только закон, данный Моисею, есть закон, и его мы исполняем. – Если завет, данный Ною, – сказал Константин, – не закон, а только завет, потому что Бог не назвал его законом, но заветом, то и закон, данный Моисею, не закон, потому что Бог в 11 главе книги пророка Иеремии не называет его законом, но заветом: « слышите слова завета сего... так говорит Господь, Бог Израилев: проклят человек, который не послушает слов завета этого, который Я заповедал отцам вашим, когда вывел их из земли Египетской» ( Иер.11:2–4 ). Если этот завет есть для вас закон, то и завет, данный Ною, тоже закон. А так как этот закон дан до обрезания, то его вы должны и соблюдать как первый и не слушать других законов, бывших после него, то есть Авраамова и Моисеева. Ведь вы сами сказали, что первый закон есть самый лучший и ему нужно повиноваться. Иудеи уклонились тогда от этого вопроса, стали говорить о другом и сказали: – Кто держался закона Моисеева, тот угодил Богу. Поэтому и мы, соблюдая его, надеемся также быть угодными Богу. Вы же держитесь нового закона, который сами изобрели для себя, а ветхий закон презираете.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Озаботимся тем, чтобы иметь в себе Духа Святого чистой жизнью, ибо не иначе вселяется Дух Святой в людях, как только там, где видит чистую, целомудренную, нескверную жизнь; где дружелюбие нелицемерное, кротость и мир со всеми, там же и Дух Святой (1). Дух Господень – это Дух правды, «и нет неправды в Нем» ( Ин. 7:18 ). Не солгал Бог никому: «Праведен Господь во всех путях Своих и свят во всех делах Своих» ( Пс. 144:17 ), – не обманул никого. Праведен и преподобен Господь, не обольстил Он никого: «лести не было во устах Его» (см. Ис. 53:9 ). Что Он сказал кому-либо словами, то исполнил и на деле. Обещал Аврааму умножить племя его, как звезды небесные и как песок на берегу моря, – и оправдал это делом. Обещал устами пророков Своих прийти с неба на землю, воплотиться от Пречистой Девы и пострадать для спасения человеческого – и исполнил это на деле. Обещал воскреснуть на третий день после страданий и смерти, и оправдал слово Свое делом. Обещал ниспослать Духа Святого от Отца на Своих учеников, и исполнил это на деле. Обещал вечно жить с людьми Своими, и держит Свое обещание, говоря: «Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф. 28:20 ). Обещал верным рабам Своим жизнь вечную – и мы ожидаем ее несомненно: «Чаем воскресения мертвых и жизни будущаго века». Итак, Дух Господень – это Дух правды, и всякий делающий, говорящий и помышляющий правду и удаляющийся от всякой лжи имеет почивающим на себе Духа Господня, Духа правды, направляющего его к вечной жизни. Спросил некогда Давид Господа: «Господи! кто будет обитать в жилище Твоем? или кто поселится на святой горе Твоей?» – И услышал он в ответ от Духа Святого, говорившего в сердце его: «Тот, кто ходит непорочно и делает правду, говорит истину от сердца своего; кто не льстил языком своим и не делал зла ближнему своему» и прочее, как пишется в псалме ( Пс. 14:1–3 и сл.). Отсюда ясно, кому открыт благополучный вход в Царствие Небесное: тому, кто подобно кораблю, гонимому по морю попутным ветром к пристани, достигает неба, управляемый Святым Духом; тому, кто делает и говорит правду, не льстит языком своим и не делает ближнему своему зла (2).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

«Отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой; ибо я мучаюсь в пламени сем». 89 О, богач, много ты выпил в жизни своей прекрасных напитков, день и ночь упивался с друзьями своими, – можешь ли теперь одной каплей воды угасить целую геенну огненную? Нет, теперь все источники, и реки, и моря не смогут угасить геенны той. Так показана в притче евангельской жизнь богача и жизнь Лазаря, жизнь земная и жизнь загробная. То же самое говорит и св. апостол Иаков: «Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью, золото ваше и серебро изоржавели, и ржавчина их будет свидетельствовать против вас и съест плоть вашу как огонь». 90 О нищих же и убогих тот же апостол говорит: «Послушайте, братии мои возлюбленные, не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками царствия, которое Он обещал любящим Его?». 91 Слушайте все это вы, убогие, нищие и гонимые, и благодарите Господа, готовящего вам после смерти вашей лоно Авраамово, блага рая, царство небесное. Терпеливо переносите здесь всякие бедствия и неправды, в надежде получить в жизни будущей милость Господню: там нищета ваша превратится в богатство, вздохи в веселье, слезы в радость вечную. Но да будет вам известно, что не все богатые осуждены будут на муки, как и не все нищие будут посланы в рай. Богатые, собирающие себе богатство от трудов своих, богатые щедрые и делающие добро, обретут себе царство небесное. Знаем мы многих, бывших богатыми в жизни этой и все-таки удостоившихся царствия небесного. Богат был царь Давид, не бедны были и наши праотцы: Авраам, Исаак и Иаков, а все спаслись и удостоились славы Господней. Известны также и многие другие цари, вельможи и богачи, которые почитаются теперь в числе святых. Так не все богачи погибнуть, точно также и не все нищие спасутся. Бедные, которые по лености своей ничего не делают, не трудятся, которые питаются воровством и разбоем, – такие бедные не только не удостоятся царствия небесного, но напротив обречены будут на вечную муку. Алфавит духовный

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010