Иоасаф, архиепископ Могилевский и Витебский (Сретенский) Родился в 1768 году в семье духовного сословия. Образование получил в Тверской духовной семинарии. В 1795 году пострижен в монашество, затем рукоположен во иеромонаха. С 14 мая 1796 года – игумен Старицкого Успенского монастыря Тверской епархии. В 1798 году возведен в сан архимандрита Нило-Столобенской пустыни. В 1799 году назначен благочинным над монастырями. С 1 марта 1800 года – настоятель Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря, префект ростовских церковных училищ и благочинный над монастырями. С 1802 года – ректор Ярославской духовной семинарии. 24 октября 1808 года переведен в Калязинский Макариев-Троицкий монастырь и назначен ректором Тверской духовной семинарии. 21 ноября 1810 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. С 6 июля 1813 года – епископ Смоленский и Дорогобужский. 7 июля 1821 года возведен в сан архиепископа Могилевского и Витебского. Скончался 1 марта 1827 года. Архиепископ Иоасаф был хорошим юристом. Он прекрасно разбирался во всех существовавших тогда законах и строго следил за точным их исполнением. С большим вниманием относился он к духовному образованию, лично наблюдая за преподаванием в духовных училищах своей епархии. В 1817 году им преобразована Смоленская духовная семинария. В 1819 году по его инициативе был открыт епархиальный комитет Библейского общества. Архиепископ Иоасаф отличался представительной внешностью. Это был величественный старец с большой лысиной и длинной седой бородой. Эта величественность сочеталась с той торжественностью, с какой архиепископ Иоасаф совершал богослужения. Преосвященный Иоасаф любил и торжественные выезды. Куда бы он ни ехал, его поездка сопровождалась колокольным звоном, а сам он восседал в раззолоченной резной карете. Литература: Сперанский И. Очерк истории Смоленской духовной семинарии и подведомых ей училищ со времени основания семинарии до ее преобразования по уставу 1867 г. (1728–1868 гг.)/Составитель Иван Сперанский. – Смоленск, 1892.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Кощино. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Храм в Кощине построен в 1791 г., каменный. Престолов четыре: в настоящем холодном — во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а по сторонам — во имя архистратига Михаила и святителя Тихона Амафунтского; в придельном теплом - во имя св. князя Владимира. Особенно чтимая икона свят. Тихона Амафунтского; она считается чудотворною, на обороте ее есть подпись преосвящ. Парфения, удостоверяющая о разных исцелениях, бывших от нее. На месте явления иконы устроена часовня. Прихожан 907 душ муж. пола и 900 жен. пола; расстоянием селения от церкви до 5 верст. Земли при церкви 45 дес.: 39 дес. пахотной, 2 дес. луговой и 4 дес. под кустарниками. Капитала церковного 700 руб., капитала причтового 1000 руб. Жалование священник получает 88 руб. 20 коп., псаломщик 35 руб. 28 коп. Церковный дом для священника. Священник Александр Васильевич Дьяконов, священник с 1896 г.; диакон Авраамий Стефанович Неклюдов, диакон с 1896 г. и псаломщик Михаил Евграфович Дьяконов, псаломщик с 1892 г. В приходе близ села одноклассное министерское училище, законоучитель священник Дьяконов, учащ. 92 чел. От Смоленска 22 версты, от благочиния в 42 верстах. «Адрес-календарь Смоленской епархии с историческими и церковно-практическими указаниями», г. Смоленск. Паровая типо-лит. Я.Н. Подземского, 1897 г. Кощино, 23 км от г. Смоленска (Смоленский район). Усадьба шляхтича И.Д. Цельнера известна с начала XVIII в., с 1710 г. владел его сын С.И. Цельнер (ум. 1716 г.); ему с 1713 г. наследовал пасынок М.П. Станкевич; с 1754 г. — надворный советник Ю.Д. Храповицкий, затем — его сын губернский предводитель дворянства полковник С.Ю. Храповицкий с женой Е.И. Храповицкой (урожд. кнж. Друцкой-Соколинской), до 1861 г. — их сын B.C. Храповицкий; далее — с 1859 г. муж его дочери М.В. Храповицкой (1839—1911), генерал-лейтенант, герой русско-турецкой войны, 1877-1878 гг. - кн. Н.Н. Оболенский (1833—1898), последний владелец до 1917 г. — их сын кн. В.Н. Оболенский (1865—1927, жена Е.В. Шереметева (1885-1955).

http://sobory.ru/article/?object=15036

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви «Осенняя Казанская» - так зовется в народе день 4 ноября (22 октября по старому стилю). С самого начала, задолго до объявления его государственным праздником, он был для россиян не только церковным, но и общенациональным торжеством. Да и сама Казанская икона - один из самых почитаемых на Руси Богородичных образов. Ее обретение и прославление связано с Казанью, чем и объясняется название. По преданию, в 1579 году в этом городе, незадолго до того ставшем христианским, Дева Мария явилась во сне девятилетней девочке Матроне и велела вырыть из земли Ее икону. Вскоре из-под пепелища сгоревшего дома извлекли чудесный образ Пречистой Девы. Написанная на доске из кипариса, икона представляет поясное изображение Богоматери с Младенцем, восседающим на Ее левой руке. Событие обретения описал настоятель казанской Никольской церкви Гермоген, впоследствии патриарх Московский и всея Руси, а на месте явления иконы по велению царя основали Казанский женский монастырь. В 1595 году был установлен праздник ее явления («Летняя Казанская», 8/21 июля). Второе прославление иконы связано с трагическими событиями Смутного времени. В 1605 г. умирает Борис Годунов; московские воеводы убивают его сына Федора, и в столицу входит Лжедмитрий I. Через год он убит. Царем избран Василий Шуйский, но смута продолжается. В 1608 году появляется Лжедмитрий II; войска Шуйского разбиты. Начинается прямая интервенция: в 1609 году польские оккупанты осаждают Смоленск, Троице-Сергиев монастырь (будущую Лавру) под Москвой и вскоре входят в столицу. По разоренному царству бродят разбойники и мародеры. В 1610 году Шуйский свергнут, бояре избирают польского королевича Владислава. Православная Русь на краю гибели. Казалось, все кончено. Но государство было спасено Церковью. Троице-Сергиев монастырь не был взят, и позднее его келарь Авраамий Палицын высказал свой взгляд на причины смуты: они кроются в грехах русских людей. Главный же грех - это «всего мира безумное молчание»: подавление общественной инициативы, обернувшееся губительным для страны социальным эгоизмом. В решающий момент, оставшись без законного царя, «безумно молчащее» общество распалось на противоборствующие группы, руководимые корыстными интересами. В итоге безначальная Русская земля «побрела розно». В этом и заключалась суть наказания Божия: «И сего ради попусти ны в самовластии быти». Поэтому Церковь прежде всего зовет к покаянию.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/11/2...

Леонид (Скобеев Евгений Дмитриевич), еп. Верненский В обновленчестве митрополит Орловский. Родился в 1851 году. Окончил медицинский факультет Варшавского университета, Военную артиллерийскую академию, юридический факультет и Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Магистр богословия. Пострижен в монашество. Ректор Литовской духовной семинарии в гор. Вильно. Затем последовательно в сане архимандрита был настоятелем: Новгород-Северского Спасо-Преображенского монастыря, Пензенского Спасо-Преображенского монастыря, Смоленского Спасо-Авраамиева монастыря, а с 1914 г. Астраханского Покрово-Болдина монастыря. Ни в одном из указанных монастырей не оставил хорошей памяти. 12 июля 1920 года хиротонисан во епископа Ковровского, вик. Владимирской епархии. Хиротонию совершил Патриарх Тихон с сонмом архиереев. В 1921 году – епископ Верненский. Очевидно за неустойчивый характер и частые падения Патриарх Тихон в шутку именовал его «епископом Содомским и Гоморрским». В июне 1922 года уклонился в обновленческий раскол. Один из первых деятелей церковного обновленческого переворота в мае 1922 года. Был сразу назначен управл. Московской епархией. Подписался под обращением к архиепископу Кентерберрийскому, примасу Англии. 18 июня 1922 года возведен в сан архиепископа и назначен архп. Крутицким. С 6 июля 1922 года – архп. Пензенский и Саранский. Вместе с епископом Антонином 30 июля 1922 года рукоположил во епископа Иоанникия (Чанцева), а II июня Иоанна Альбинского без предварительного пострижения в монашество. С 4 окт. 1922 года – архиепископ Орловский. 26 марта 1923 года уволен на покой. Присутствовал на 3-м Всероссийском Соборе с решающим голосом. 25 сент.1928 года возведен в сан митрополита. В марте 1931 года в ознаменование 80-летия со дня рождения назначен почетным членом Св. Синода Пр. Ц. в СССР. Скончался 19 января 1932 года (Кат-АМ и Кат-ЯВ), а по Кат-ЕС скончался в 1934 году и похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. (В Кат-ЕС год кончины, очевидно, менее точен, чем в Кат-ЯВ).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Макарии (Гневушев Михаил), еп. Орловский и Севский Родился в 1858 году. В 1882 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем Киево-Подольского духовного училища. 1883 г. – наставник Острожской учительной семинарии. 1885 г. – преподаватель Киевского женского училища. 1890 г. – преподаватель Киевской духовной семинарии. В 1908 году пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем Московского Высокопетровского монастыря с возведением в сан архимандрита. В 1909 г. Св. Синодом перемещен на настоятельскую должность в Московский Новоспасский Ставропигиальный монастырь. II июля 1914 г. хиротонисан во епископа Балахнинского, вик. Нижегородской епархии. Хиротония состоялась в Нижнем Новгороде. С 28 января 1917 года – епископ Орловский и Севский. С мая 1917 года уволен на покой, проживал в Смоленском Спасо-Авраамиевом монастыре. Скончался трагически в 1918 году в Смоленске. Прихожане монастыря подавали на него жалобы в Синод, обвиняя его в уголовных преступлениях, но все прошения оставались без последствий, т.к. он был большой приятель Григорию Распутину. Прекрасный проповедник, оратор и администратор. Труды: «Речь, произнесенная при наречении во епископа Балахнинского”. «Приб. к «ЦВ» 1914, 34, стр.1501. «Речь пред открытием занятий епархиального съезда духовенства в Нижнем Новгороде”. «Приб. к «ЦВ» 1917, 5, стр.97–100. «Внимайте себе и своему стаду». «Церк. Вед.» 1916, I, стр.9. -«- 1916, 2, стр.46. «Приб. к «ЦВ» 1915, 48, стр.2396. -»- 1916, 6, стр.171. -«- 1916, 9, стр.246. «Речь на молебствии пред открытием выставки победных трофеев” «Приб· к «ЦВ” 1916, 35, стр.855. «Две речи воспитанникам Нижегородского Аракчеевского кадетского корпуса 30 августа 1916 года». «Приб. к «ЦВ» 1916, 39, стр.949. «По поводу современных реформаторских стремлений». «Приб. к «ЦВ» 1916, 31, стр.771. -»- 1916, 40, стр.973. -«- 1916, 43, стр.1039. -»- 1916, 44, стр.1078. -«- 1916, 46, стр.1100. «Нужно помнить заповеди Господни о любви к Богу и ближним»

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВОЛОГОДСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» начали издаваться 1 окт. 1864 г. по предложению Вологодского еп. Христофора (Эммаусского) . Выходили 2 раза в месяц до дек. 1917 г. (последние 5 номеров сдвоенные), 9-24 за 1917 г. имели подзаголовок «Православный церковно-общественный вестник». Журнал неизменно включал офиц. и неофиц. части (последняя называлась «Прибавление к «Вологодским епархиальным ведомостям»»). В 1864-1902 гг. и офиц. и неофиц. части издавала Вологодская ДС, с 1902 г. офиц. часть издавала консистория. Обе части периодически редактировали разные церковные и светские деятели: в 1864-1867 гг. (до 7) офиц. часть редактировал И. Г. Кузнецов, а неофиц. с 1864 до сер. 1865 г.- ректор ДС архим. Полиевкт (Пясковский; впосл. епископ Рязанский), затем - преподаватель ДС Н. И. Суворов. С 1867 (с 8) по 1868 г. (по 19) обе части подписывал новый ректор семинарии архим. Павел (Попов; впосл. епископ Тотемский), а с 24 за 1868 г. по 3 за 1874 г.- сменивший его архим. Авраамий (Летницкий ; впосл. епископ Саратовский). С 1874 (с 5) до кон. 1881 г. офиц. часть снова редактировал Кузнецов, а неофиц. (с 4 за 1874) - Суворов, к к-рому с 1882 г. перешла и офиц. часть. Краевед и исследователь памятников церковной старины и письменности, Суворов был самым деятельным редактором и занимал эту должность дольше других, определяя лицо издания (последние номера за 1917 имели указание в подзаголовке: «Основ. Н. И. Суворовым»). После его кончины (1896) редактором стал его сын И. Н. Суворов, с 6 за 1894 г. бывший помощником редактора. Он подписывал неофиц. часть до самого конца издания, а офиц. часть до кон. 1901 г., после чего она была передана в духовную консисторию. Ее редактировали секретари консистории: в 1902-1915 гг. (до 14) - П. В. Лебедев, в 1915 (с 22)-1917 гг.- Н. П. Сигорский. В неофиц. части «В. е. в.» в первые годы нередко печатались переводы творений блж. Августина , святителей Амвросия , еп. Медиоланского, Андрея , архиеп. Критского, Иоанна Златоуста , Григория , еп. Нисского, прп. Исаака Сирина , исследования по патрологии: об ап. Дионисии Ареопагите (1866-1867, с переводами), об апологетах II-III вв. (1901), о психологическом элементе в аскетических творениях (1898). Был напечатан ряд церковно-практических материалов, не утративших своего значения до наст. времени: о скуфьях в старину (1867, 1869, 1871, 1890), «Заметки о музыкальных сочинениях» (1906), «О колокольном звоне в России» С. В. Смоленского (1907. 7), и др. В нач. ХХ в. одним из самых печатаемых авторов журнала был преподаватель ДС А. П. Полиевктов, писавший на церковно-общественные («Устои жизни» - 1907. 3, 8) и педагогические («Очерк истории педагогики» - 1906-1907; «Значение математики, как учебного предмета, для духовных школ» - 1907. 21) темы.

http://pravenc.ru/text/155167.html

Михаил, епископ Оренбургский и Уфимский (Добров Матвей Иванович) Родился 5 ноября 1795 года в Москве в семье причетника. Обучался в Московской Славяно-греко-латинской академии и в 1814 году поступил в преобразованную Московскую духовную академию. 27 августа 1818 года окончил курс духовной академии со степенью магистра и определен бакалавром той же академии. 20 октября 1818 года пострижен в монашество и 25 декабря того же года рукоположен во иеродиакона. 1 января 1819 года рукоположен во иеромонаха и 12 сентября того же года назначен инспектором Московской духовной семинарии. С 13 декабря 1821 года – ректор Смоленской духовной семинарии. 2 февраля 1822 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Смоленского Авраамиева училищного монастыря. С 10 августа 1823 года – ректор Тверской духовной семинарии и настоятель Тверского Успенского Отроча монастыря. 27 сентября 1831 года митрополитом Филаретом (Дроздовым , † 1867; память 19 ноября/2 декабря) хиротонисан во епископа Оренбургского и Уфимского. 30 октября 1835 года уволен на покой в Уфимский Успенский монастырь. Скончался 19 мая 1858 года. Погребен в Уфимском Успенском монастыре в церкви святителя Митрофана Воронежского (на паперти). Это место покоя святитель избрал еще при жизни. Епископ Михаил был монах по убеждению и кроме монастыря и права на богослужение ничего не желал. Отличался благодушием, милосердием и щедростью. Был человеком искренней и глубоко благочестивой настроенности, стремившимся проводить жизнь в уединенных монастырских подвигах и служении одному Богу в чистом сердце. Его необыкновенная сердечность, доверчивость и незлобие делали из него слабого администратора, не умевшего карать, а только миловать. Это была воплощенная простота. Отличался крайней доступностью. Особенно милосерд был ко вдовам и сиротам. Всякий обращавшийся к нему находил у него привет и ласку. Имел дар прозорливости. Во время пребывания на покое стал принимать всех желающих его видеть и начал подвиг старчества. Страдал водянкою, от которой и скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Общеправославной и рус. поминальной практике и вопросам эортологии посвящены работы В. В. Дергачёва «Вселенский синодик в древней и средневековой России» (2001. 1(3). С. 18-29); И. В. Дергачёвой «Синодик с литературными предисловиями: История возникновения и бытования на Руси» (2001. 2(4). С. 89-96); О. В. Лосевой «Периодизация древнерусских месяцесловов XI-XIV вв.» (Там же. С. 15-36). Многочисленные публикации связаны с изучением истории почитания, канонизации, создания житий и служб рус. святым: Е. Л. Конявской (о прп. Авраамии Смоленском : 2001. 1(3). С. 111-113), А. Н. Ужанкова (о св. князьях Борисе и Глебе : 2000. 2(2). С. 28-50; 2001. 1(3). С. 111-113), О. В. Гладковой (о прп. Исидоре Твердислове : 2001. 2(4). С. 81-88), Г. С. Гадаловой (о прп. Макарии Калязинском: 2002. 3(9). С. 43-53), О. Б. Хабаровой (о св. Иулиании Лазаревской: 2006. 4(26). С. 116-122) и др. Изданы жития свт. Арсения Тверского (Е. Л. Конявской: 2001. 3(5). С. 66-93), прп. Варлаама Хутынского (О. В. Лосевой: 2004. 2(16). С. 88-100), прп. Иродиона Илоезерского (А. Л. Лифшицем: 2005. 2(20). С. 85-104), прп. Арсения Комельского (И. Н. Шаминой: Там же. С. 105-125); чудеса преподобных Зосимы и Савватия (С. В. Минеевой: 2001. 3(5). С. 55-61). В журнале публиковались и др. древнерус. оригинальные и переводные памятники: Слово свт. Иоанна Златоуста «О Святой Троице, и о твари, и о суде Божьем» (А. А. Туриловым и М. С. Фоминой: 2000. 2(2). С. 110-118); Скитский устав по списку РНБ. Погод. 876 (Е. В. Беляковой: 2003. 1(11). С. 63-95); древнейший рус. список Покаянного канона прп. Андрея Критского, Сказание о Тихвинской иконе Пресв. Богородицы (В. М. Кириллиным: 2003. 3(13). С. 79-94; 2004. 1(15). С. 102-120); Служба Казанской иконе Пресв. Богородицы по казанскому экземпляру издания XVI в. (И. В. Поздеевой: 2002. 1(7). С. 116-124); Указ 1653 г. о запрещении колдовства (Т. А. Опариной: 2002. 3(9). С. 88-91); переписка патриарха Никона с Иконийским митр. Афанасием (С. К. Севастьяновой: 2004. 3(17). С. 87-97); подборка текстов XVI в., посвященных прп. Нилу Сорскому (Е. Э. Шевченко: 2004. 1(15). С. 95-101).

http://pravenc.ru/text/180443.html

Определением Синода РПЦ от 31 мая 2010 г. прот. Аркадий избран епископом Орехово-Зуевским, викарием Московкой епархии. 17 июля того же года в домовом храме Патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры Патриархом Московским и всея Руси Кириллом (Гундяевым) пострижен в монашество с наречением имени в честь вмч. Пантелеимона. 18 июля возведен в сан архимандрита. 20 авг. в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого в честь Преображения Господня мужского монастыря Патриарх Кирилл совершил наречение и 21 авг. возглавил архиерейскую хиротонию П. 22 дек. 2010 г. назначен управляющим приходами на территории Северо-Восточного адм. округа г. Москвы (Троицкое благочиние). Определением Синода от 22 марта 2011 г. включен в состав Высшего Церковного Совета РПЦ. На том же заседании Синода переведен на Смоленскую и Вяземскую епархию с сохранением должности председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Решением Синода РПЦ от 5-6 окт. 2011 г. утвержден настоятелем (священноархимандритом) Авраамиева смоленского в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне мужского монастыря. Определением Синода РПЦ от 27-28 дек. 2011 г. включен в состав Патриаршего совета по вопросам семьи и защиты материнства (15 марта 2012 г. переименован в Патриаршую комиссию по вопросам семьи и защиты материнства; см. ст. Патриаршие комиссии ). 12 марта 2013 г. освобожден от управления Смоленской епархией и назначен епископом Орехово-Зуевским, викарием Московской епархии. С 16 марта 2013 г. управляет Восточным викариатством г. Москвы. 2 апр. 2018 г. возглавил Комиссию по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы. 2 апр. 2018 г. назначен председателем Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы. Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 11 мая 2020 г. назначен почетным настоятелем храмов Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Алексия, митрополита Московского, при Центральной клинической больнице святителя Алексия г. Москвы. В янв. 2021 г. включен в экспертный совет Фонда для тяжелобольных детей «Круг добра».

http://pravenc.ru/text/2578872.html

П.В. Долгоруков Дворяне Толбузины Происхождение Толбузиных от Рюрика и от князей смоленских описано в первой части Российской родословной книги, в статье о князьях Вяземских. Потомок Рюрика в пятнадцатом колене, Князь Иван Фёдорович Толбузин, имел сына Фёдора Ивановича и внука Ивана Фёдоровича, которые князьями уже не писались. Вот поколенная роспись потомству сего последнего до конца XVII века. отцовский ОТ РЮРИКА КОЛЕНО XVII: Иван Фёдорович Толбузин КОЛЕНО XVIII: Василий Иванович Иван Иванович КОЛЕНО XIX: Иван Васильевич Лев Иванович Семён Иванович Василий Иванович Андрей Иванович КОЛЕНО XX: Василий Иванович Михайло Андреевич Владимир Андреевич КОЛЕНО XXI: Пётр Васильевич Степан Владимирович КОЛЕНО XXII: Владимир Петрович Гурий Петрович Андрей Петрович Илья Степанович Фёдор Степанович КОЛЕНО XXIII: Яков Владимирович Михайло Гурьевич Семён Гурьевич Семён Андреевич Василий Ильич Андрей Ильич Василий Федорович Дмитрий Фёдорович КОЛЕНО XXIV: Матвей Яковлевич Василий Яковлевич Еремей Яковлевич Афанасий Михайлович Евтихий-Богдан Михайлович Василий Михайлович Никита Васильевич Алексей Васильевич Василий Васильевич Иван Васильевич Фёдор Васильевич Галактион. Васильевич Никита Дмитриевич КОЛЕНО XXV: Василий Васильевич Иван Васильевич Архип Еремеевич Дмитрий Афанасьевич Матвей Афанасьевич Фёдор большой Богданович Фёдор меньший Богданович Поликарп Богданович Иван Богданович Василий Богданович Яков Иванович Григорий Фёдорович Алексей Фёдорович Лаврентий Фёдорович Зот Фёдорович Елисей Галактионович Иван Никитич Андрей Никитич КОЛЕНО XXVI: Фёдор Дмитриевич Михайло Васильевич Федосей Григорьевич † 1678 Василий Григорьевич Лука Григорьевич Варфоломей Григорьевич Дмитрий Алексеевич Василий Алексеевич Андриан Алексеевич Прохор Алексеевич Авраам Лаврентьевич Фёдор Лаврентьевич Иван Зотович Яков Иванович Семён Иванови Семён Иванович 6) ездил в Венецию послом от Иоанна Великого, в 1474 и 1475 годах, и привёз из Италии знаменитого Аристотеля; племянник его Михайло Андреевич был воеводою в походах: казанском 1544 года и полоцком 1551 года; Федосей Григорьевич 60) убит в чигиринском походе 1678 года. В 1699 году двадцать-двое Толбузиных владели населёнными имениями. Герба этой фамилии Толбузиных в Гербовнике не находится, и нам заподлинно неизвестно, существует ли она ещё в настоящее время 326 .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010