(2-я пол. XIV в.), архим. смоленского Богородичного мон-ря. В 70-х гг. XIV в. совершил паломничество в Иерусалим и составил описание «Хождение архимандрит Агрефенья», дошедшее в 2 списках - XV и XVI вв. Имя паломника в научной лит-ре передавалось по-разному (Григентий, Грефений, Парфений), позднее общепринятым стало его именование Агрефением. Датировка «Хождения» 70-ми гг. XIV в., принадлежащая архим. Леониду (Кавелину) , основана на отсутствии упоминания турок, приведении имен «Иерусалимского митрополита» Германа и еп. Марка II († 1378), а также на указании владений арм. духовенства в Иерусалиме. «Хождение» начинается перечнем рус. городов (Москва, Тверь, Смоленск, Новгород, Луки, Витебск, Друцк, Слуцк, Белгород); затем путь паломника лежит на Царьград и Иерусалим (по дороге А. посетил о-ва Митилина, Хиос (Стихий), Родос, Патмос, Кипр). Путник последовательно описывает расположение Иерусалима («стоит в горах»), главные христ. святыни (ц. Воскресения с ее реликвиями, Сион, Голгофу, гроб Давидов, св. Келью и др.). Далее следуют краткие описания Гефсимании, Галилеи, Вифлеема, Вифании, лавры св. Саввы, Назарета. В «Хождении» А. отметил совершение в Иерусалиме богослужения разными христ. Церквами: яковитами, хабежами (эфиопами), фрягами (католиками), греками, армянами, иверами (грузинами). Рассказ паломника насыщен упоминаниями лиц и событий ВЗ (гибель Содома и Гоморры, Авраам и Исаак, гроб царя Давида и др.) и НЗ (Христос и Пилат, св. Иоанн Предтеча и др.). Упоминает А. также и апокрифические образы (Авимелех, проспавший 62 года, и др.), что свидетельствует о книжной образованности, наблюдательности автора, сумевшего, не повторяя сведений Даниила игумена , своего предшественника, найти краткие, но выразительные слова для характеристики тех мест, к-рые он посетил. Н. И. Прокофьев, разыскавший и опубликовавший список «Хождения» XV в., обратил внимание на инженерно-экономический аспект при описании архитектурных памятников (в частности, закладку храмов на цистернах), а также на легендарные элементы и на нек-рый архаизм лексики.

http://pravenc.ru/text/453095.html

Arhiva Episcopul de Smolensk i Veazma Pantelimon despre monahism 18 octombrie 2012 16:35 Почему без возрождения монашества невозможно возрождение Церкви в России и как тем, кто чувствует в себе желание иноческой жизни, не дать миру заглушить в себе Божий призыв, рассказывает председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению   епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон . Сейчас много говорят о социальной работе, о работе с молодежью, говорят о катехизации, но церковная жизнь не сможет возродиться во всем своем прежнем объеме, если в Церкви не будет монастырей. А в монастыри приходит все меньше и меньше людей. Все меньше и меньше людей призываются Богом к тому, чтобы совершать подвиг монашеской жизни: подвиг совершенной христианской жизни. Раньше говорили, что для монахов образцом являются ангелы, а для мирян — монахи. В наше время мало таких образцов. Непонятно, или Бог больше никого не призывает к монашеству (может быть, не время сейчас быть монашеству на земле?), или люди остаются глухи к призывам Божиим. Мы с вами сейчас стоим на крепостной стене города Смоленска, и за мной виден храм Авраамиева монастыря. Этот древний монастырь называется по имени прп. Авраамия Смоленского, удивительного святого. Достаточно сказать, что на протяжении десятков лет он каждый день совершал Божественную литургию. Он был очень ученым монахом и многих людей привлекал к церковной жизни, проповедуя христианство. Так что эта деятельность даже вызывала неудовольствие у его собратьев монахов и белых священников. Он был осужден неправедно и изгнан из монастыря. И тогда долго очень не было в Смоленске дождя, пока его не вернули обратно и пока он не помолился, чтобы прекратилось это наказание Божие. Вот такой удивительный святой, который многих очень людей привел к вере. Монастыри были всегда местом, куда люди приходили, чтобы узнать о Боге, местом, где совершался подвиг молитвы. Монастыри были училищами молитвенного делания. В монастыри отдавали своих детей для научения профессиям. Монастыри играли важную роль в охране наших рубежей.

http://patriarchia.ru/md/db/text/2528580...

Arhiva La Mitropolia de Smolensk au avut loc solemnitile cu prilejul aniversrii a 290 de ani a Seminarului teologic din Smolensk 16 octombrie 2018 10:41 14 октября 2018 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, отмечалось 290-летие со дня основания Смоленской православной духовной семинарии (СПДС) и 30-летие возрождения духовного образования на Смоленщине. Накануне в актовом зале учебного заведения состоялась научно-практическая конференция «Новейшая история Смоленской духовной семинарии в контексте развития богословского образования Русской Православной Церкви». Модератором выступил проректор по научной работе СПДС игумен Тарасий (Ланге). С приветственными словами к участникам форума — педагогам, священнослужителям, студентам духовных школ города — обратились ректор СПДС митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор , и.о. ректора Смоленского государственного университета М.Н. Артеменков, ректор Смоленского областного института развития образования О.С.Кольцова, руководитель Духовно-просветительского центра Калининградской епархии , профессор СПДС протоиерей Георгий Урбанович, ректор СПДС в 1995-2007 годах протоиерей Виктор Савик. Почетным гостем научной встречи стал епископ Черняховский и Славский Николай . Руководитель комиссии по канонизации святых Пятигорской епархии , выпускник Смоленской семинарии иеромонах Елевферий (Казаков) зачитал приветственный адрес архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта , возглавлявшего Смоленскую кафедру в 2009-2011 гг. Выступавшие отмечали особую историческую роль Смоленской семинарии — в стенах духовной школы были воспитаны выдающиеся подвижники веры, ученые, деятели культуры, педагоги. Ректор СПДС митрополит Исидор ознакомил собравшихся с докладом «Вклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в возрождение духовного образования на Смоленской земле и формирование теологического образования в Русской Православной Церкви». Его Высокопреосвященство, в частности, рассказал о том, как сегодня развиваются проекты, у истоков которых стоял Святейший Патриарх в годы своего служения на Смоленской земле, о проблемах последних лет при реализации этих образовательных проектов и путях решения. Архипастырь поблагодарил светские вузы и образовательные организации города за сотрудничество в различных направлениях, особо отметив «Авраамиевскую седмицу»  — масштабный научный и социальный проект, посвященный памяти преподобного Авраамия Смоленского. Организаторами проекта выступают Смоленский государственный университет, Смоленское отделение Ассоциации преподавателей русского языка и литературы высшей школы, Смоленская епархия и Спасо-Преображенский мужской Авраамиев монастырь.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5285069...

В Смоленске проходит конференция «Авраамиевская седмица — 2018» 11 сентября 2018 г. 18:16 11 сентября 2018 года в Смоленском государственном университете начала работу третья международная научная конференция «Авраамиевская седмица — 2018», которая продлится до 13 сентября. «Авраамиевская седмица» — это масштабный научный и социальный проект, посвященный памяти преподобного Авраамия Смоленского. Организаторами выступают Смоленский государственный университет, Смоленское отделение Ассоциации преподавателей русского языка и литературы высшей школы, Смоленская епархия и Спасо-Преображенский мужской Авраамиев монастырь. Конференцию открыло выступление хора Центра подготовки церковных специалистов Смоленской епархии (регент — иерей Олег Ефимов). С приветственным словом к участникам форума обратились митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор , и.о. ректора Смоленского государственного университета М.Н. Артеменков, и.о. начальника Департамента Смоленской области по образованию и науке Д.В. Борисов. Подчеркивая вклад проекта «Авраамиевская седмица» в сохранение российского национального духовного и культурного наследия, глава Смоленской митрополии отметил : «Развитие проекта " Авраамиевская седмица " в нынешнем году — это один из первых значимых результатов реализации Соглашения о сотрудничестве между Смоленской епархией и Смоленским государственным университетом, заключенного год назад. Организован школьный этап " Седмицы " . На базе Смоленской православной духовной семинарии состоялся молодежный этап проекта, объединивший студентов целого ряда организаций высшего образования, в том числе, духовных школ. Ребята смогли представить результаты своих первых научных исследований в рамках XI научной конференции " Вера и наука: от конфронтации к диалогу " . Яркими событиями проекта стали открытые лекции и полевой семинар " Смоленск и Смоленская земля в древности и средневековье " , посвященный 100-летию основателя Смоленской археологической экспедиции Даниила Антоновича Авдусина.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В Смоленской епархии началась реализация образовательной программы для священнослужителей и психологов «Комплексная помощь семьям воинов-участников СВО и семьям пострадавших» 31 октября 2022 г. 17:23 31 октября 2022 года в Смоленской епархии стартовала образовательная программа для священнослужителей и психологов, оказывающих помощь и поддержку людям, пострадавшим в ЧС, и членам их семей, «Комплексная помощь семьям воинов-участников СВО и семьям пострадавших». Программа реализуется в рамках проекта «Радость жить». Он разработан православным центром защиты семьи, материнства и детства «Смоленский дом для мамы» совместно с отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ и отделом по социальному служению и церковной благотворительности Смоленской епархии. По благословению митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора с 31 октября по 2 ноября первый модуль образовательной программы проходит в Смоленском епархиальном управлении. Программа рассчитана на подготовку 40 специалистов (священнослужителей и психологов). Спикер семинара — кризисный психолог, специалист в области кризисной психологии, реабилитации и психотерапии травматического стресса О.В. Павлова, которая имеет общий стаж работы 20 лет, из них 10 лет — в составе гуманитарных миссий в зонах ЧС. Первый день трехдневного модуля посвящен работе в кризисе. Активное обучение в рамках реализуемого проекта проходят руководитель отдела Смоленской епархии по взаимоотношениям Церкви с обществом и  СМИ протоиерей Валерий Рябоконь, руководитель отдела Смоленской епархии по взаимодействию с Вооруженными силами, ответственный за взаимодействие с Военным комиссариатом Смоленской области протоиерей Владимир Дмитриев, руководитель отдела Смоленской епархии по социальному служению и церковной благотворительности иерей Дионисий Давыдов, руководитель отдела Смоленской епархии по работе с молодежью иерей Андрей Волков, наместник Спасо-Преображенского Авраамиева мужского монастыря г. Смоленска игумен Николай (Золотов), ответственный за окормление военнослужащих Росгвардии по Смоленской области, ответственный за окормление отряда «Меркурий» иерей Димитрий Литвищенко, настоятель храма блаженной Матроны Московской г.

http://patriarchia.ru/db/text/5972796.ht...

Возрождал жизнь в монастырях и приходах: Умер архимандрит Аркадий (Недосеков) 13 июня, 2018. Новостная служба Он был первым настоятелем Вяземского Иоанно-Предтечева монастыря 13 июня. ПРАВМИР. Скончался первый настоятель Вяземского Иоанно-Предтечева монастыря и храма святых Новомучеников и Исповедников Российских архимандрит Аркадий (Недосеков). Он умер 11 июня, на 60-м году жизни, сообщает пресс-служба Смоленской митрополии. Архимандрит Аркадий (Недосеков) родился в Краснодарском крае, в городе Крымске. Религиозное образование получил в Санкт-Петербургской духовной семинарии, монашеский постриг принял в 1986 году. В 1986-1990 он годах возглавлял первый калининградский православный приход в Свято-Никольском соборе. С 1990 по 1995 годы игумен Аркадий был настоятелем возрождавшегося Иоанно-Предтеченского монастыря в Вязьме. С 1995 года игумен Аркадий жил и работал в Смоленске, руководил  строительством Храма новомучеников и исповедников российских, а позже – созданным там приходом. Затем священнослужитель занимался возрождением Авраамиевского монастыря и Троицкой обители. В последние годы жизни он служил в Борисоглебском храме на Смядыни в Смоленске. Историк и завмузеем при библиотеке им. Твардовского в калининградском городе Гвардейске Альберт Адылов вспоминает священнослужителя, как «простого, строгого и одновременно добросердечного пастыря». «По благословению архиепископа Смоленского Кирилла (ныне Патриарха Московского и всея Руси) отец Аркадий стал безо всякого преувеличения восстановителем Православия на нашей земле, воссоздав из руин кирху 13 века под православный храм, в качестве благочинного руководя открытием приходов в большинстве районных центров области. А как раз в эти июньские дни 28 лет назад мы под его руководством начали разгребать мерзость запустения в выкупленной епархией усадьбе Изобильное Полесского района – так начинался первый в области монастырь», – пишет об архимандрите Аркадии историк. Панихида по новопреставленному священнослужителю состоится 13 июня в 15.00 в Спасо-Преображенском Авраамиевом монастыре города Смоленска.

http://pravmir.ru/vozrozhdal-zhizn-v-mon...

Всемирный Русский Народный собор 3 мая 2012 г. 17:15 Патриарх Кирилл: Уроки преодоления Смуты актуальны в наши дни Помнить уроки Смутного времени и историю его преодоления призвал свою паству Святейший Патриарх Кирилл на слушаниях Всемирного русского народного собора, которые прошли в Москве сегодня. Собрание было посвящено 400-летию мученической кончины Патриарха Гермогена. По словам Предстоятеля, Смутное время стало не только временем смятения умов, разделения народа и ослабления власти. Оно " явило нам великих христианских подвижников и безвестных героев русского сопротивления: таких как заточенных в узах Патриархов Иова и Гермогена; таких как переживших многомесячную осаду келаря Троице-Сергиевой лавры Авраамия (Палицына) и архиепископа Смоленского Сергия; замученного интервентами епископа Тверского Феоктиста, претерпевшего пытки епископа Коломенского Иосифа " , - сказал Патриарх Кирилл. " Кто из соотечественников — даже среди интеллигенции, кроме историков-специалистов, знает сегодня эти имена и вспоминает этих героев, хотя бы в этот год истории? Это наша вина, что имена людей, послуживших спасению Отечества, практически изглажены из народной памяти " , - посетовал Святейший Владыка. Патриарх Кирилл напомнил, что в XVII веке, " в условиях, когда власть была в смятении и в глазах населения потеряла легитимность, Православная Церковь стала главным интегрирующим фактором русского общества " . Предстоятель заявил, что события Смутного времени – " урок для нас и для всех поколений православных людей, которые за нами последуют " . " Уроки Смутного времени и его преодоления актуальны в наши дни, когда Россия подвергается похожим соблазнам и принимает соответствующие вызовы. Мы снова видим враждебные действия, направленные на подрыв наших духовных ценностей, ослабление государственности, мы снова замечаем смятение в умах, отказ определенной части общества от собственного национального достоинства, поиск спасителей за пределами России " , - сказал Патриарх Кирилл. " Сейчас, как и 400 лет тому назад от нас вновь требуют, чтобы мы не " вмешивались в дела мирския " . Нам говорят: не лезьте в общество со своей верой, со своей этикой, со своей культурой. Нам предлагают замкнуться в себе, якобы предостерегая от " обмирщения " . Нас предупреждают, что если мы не замолчим, то нам будет хуже, что в этом случае наши храмы будут осквернены, а иконы — поруганы " , - отметил Предстоятель.

http://e-vestnik.ru/news/patriarh_kirill...

Год преподобного Авраамия отпразднуют в Смоленской епархии Москва, 30 октября 2009 г. В Смоленской епархии объявлено особое празднование, посвященное преподобному Авраамию Смоленскому. Промежуток времени с 3 сентября нынешнего года (день памяти преподобного) по 3 сентября 2010 года посвящен особому вниманию к этому великому святому Киевской Руси. В это время планируется проведение специализированных научно-практических конференций, посвященных преподобному Авраамию и его духовному наследию. Темы, связанные с жизнеописанием подвижника, будут вынесены на конкурсы школьных сочинений и рисунков, сообщает Патриархия.ru . На 2009 и 2010 годы выпадает сразу несколько крупных знаменательных дат, связанных с преподобным Авраамием. В 2009 году отмечается 460 лет со дня его канонизации для общецерковного почитания, в 2010 году исполняется 800 лет с момента основания Спасо-Преображенского Авраамиева монастыря. Также в 2010 году исполняется 640 лет с момента написания настоятелем Авраамиевского монастыря памятника древнерусской литературы «Хождение архимандрита Аграфения в Святую Землю», который связан с преподобным Авраамием. Особым и важным событием в год преподобного Авраамия являются Авраамиевские образовательные чтения, организуемые совместно Смоленской епархией и Смоленским гуманитарным университетом. VII Авраамиевские чтения открылись 29 октября 2009 в Смоленском государственном университете. По словам епископа Смоленского и Вяземского Феофилакта, празднование года преподобного Авраамия будет наполнено изучением его жития и его богатого духовного наследия. «Я очень надеюсь, что этот год станет для нас временем живого общения с преподобным Авраамием Смоленским, станет временем особого вдохновения для нас и временем его благословения нашему славному граду Смоленску и Смоленской земле», сказал владыка Феофилакт. Преподобный Авраамий, проповедник покаяния и грядущего Страшного Суда, родился в Смоленске в 1172 г. После смерти своих родителей он поступил иноком в обитель Богоматери, находившуюся в 6 верстах от Смоленска. Более 30 лет подвизался он в обители, когда игумен убедил его принять в 1198 г. сан пресвитера.

http://pravoslavie.ru/32488.html

Зазимье. Церковь Воскресения Христова. Свято-Воскресенский храм с.Зазимье Карта и ближайшие объекты История Свято-Воскресенского храма с.Зазимье К 1875 г. завершается строительство прекрасного трехпрестольного кирпичного храма в честь Воскресения Христова в центре села, украшенного фигурной кладкой из желтого кирпича. Старая деревянная церковь была перенесена в соседнее село Погребы, где она простояла до прихода большевиков. Главным инициатором строительства был архиепископ Павел (Субботовский). Родился владыка Павел в конце 18 столетия в простой зазимской семье. Рано остался без родителей и единственное, что его утешало и давало надежду в жизни, это чистая вера и сердечная молитва к Богу, которые как живоносный источник укрепляли его духовные силы для служения Богу. С детства он любил старенький деревянный храм, постоянно ходил на службу, помогал священнику, пел на клиросе - славословил Творца, молился за " искренняя своя " . И вот однажды его пламенную веру замечает какая-то высокопоставленная неизвестная особа, она забирает его к себе… затем семинария, академия, монашество… Далее о его жизни нам известно то, что он был архимандритом в Смоленском Свято-Авраамиевом монастыре и ректором Смоленской Духовной семинарии. В 1817 г. его рукоположили в сан епископа с поставлением на Харьковскую епархию. В Харькове архипастырь строит архиерейский дом, который сохранился до настоящего времени, и церковь в братском корпусе во имя св. апостола Иоанна Богослова. В 1826 г. владыку Павла переводят на Астраханскую кафедру с титулом архиепископа Астраханского и Кавказского. Неутомимо трудился старенький епископ на ниве Христовой и в Кавказском крае. Именно здесь в 1832 г. владыка Павел скончался. Все деньги, которые остались, он заповедал на строительство большого кирпичного храма в своем родном селе, о котором помнил до конца своей жизни. Вечная память владыке Павлу! В строительстве нового храма принимало участие все село. Кирпич высокого качества привозили на подводах из Вышгорода и частично выжигали на месте. Последние отделочные работы были завершены в 1875 г. С этого момента история храма тесно переплелась с историей Зазимья: революция, голод, война, советская власть - все это " помнят " стены церкви. В 1920 г. возле храма была решительная битва между советской властью и восставшими зазимцами. Храм пострадал, сгорели многие иконы, книги, настенная роспись. На протяжении шести лет церковь отремонтировали, возобновилось богослужение, но не на долго… в тридцатых годах новая власть закрыла храм и приняла решение перестроить его на клуб для молодежи. Но Господь не допустил такого святотатства. Нашлись люди, которые помогли храму выжить и сохранили его как ценный памятник архитектуры. Но несмотря на это, богоборцы нашли другой способ попрать святыню.

http://sobory.ru/article/?object=04797

Иннокентий, епископ Екатеринославский и Таганрогский (Александров Илия Федорович) Родился 8 июля 1793 года в Астрахани, в семье кафедрального протоиерея Феодора Чумички. Первоначальное образование получил в Астраханской духовной семинарии. В 1819 году окончил курс Санкт-Петербургской духовной академии со степенью магистра. 14 марта 1820 года пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха и назначен инспектором Новгородской духовной семинарии. 15 августа 1821 года возведен в сан архимандрита Старицкого Успенского монастыря Тверской епархии. 2 августа 1823 года назначен ректором Смоленской духовной семинарии и настоятелем Смоленского Спасо-Авраамиева монастыря. Одновременно состоял членом консистории, цензором проповедей, благочинным монастырей. 19 мая 1832 года хиротонисан во епископа Слободско-Украинского и Харьковского. Здесь он много заботился о благоустройстве епархии, оказал большое влияние на улучшение деятельности епархиальной консистории. 22 июля 1835 года перемещен в Иркутск, где содействовал миссионерским трудам протоиерея Вениаминова, будущего святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского ( † 1879, память 31 марта/13 апреля и 23 сентября/6 октября). 23 апреля 1838 года назначен епископом Екатеринославским и Таганрогским. С 14 октября 1839 года – действительный член Общества истории и древностей российских. 19 августа 1853 года уволен на покой в Старо-Харьковский Куряжский Преображенский монастырь, где и скончался 3 апреля 1869 года. Преосвященный был добрейший человек, простой, общедоступный, предупредительный, внимательный и снисходительный к людским слабостям. Литература: Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1857. – С. 369. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1400, 1401, 1416. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 277. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 461, 556, 594, 965.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010