«Мы открываем постоянную экспозицию, тематика во многом связана с Отечественной войной 1812 года, поскольку и само здание Главного штаба посвящено победе над Наполеоном, — отметила куратор Анна Иванникова. — Сейчас в церкви установлен походный иконостас, заказанный императором Александром Первым в 1816 году, поскольку иконостас, который сопровождал императора во время военной кампании, был перевезен по его приказу в Вильно. Этот иконостас называли придворно-походным, он находился во дворце, и перед ним совершались богослужения, когда император был нездоров и не мог посещать храм. В 1826 году, после смерти Александра Первого, иконостас был перевезен в Александровский дворец Царского Села. Он был установлен в Малиновой гостиной, которая стала неглавной домовой церковью. Перед ним молилась и семья последнего российского императора Николая Второго. Иконостас поступил в Эрмитаж в 1956 году из Александровского дворца. Ценнейший экспонат — походный сундук с литургическим прибором, изготовленный по эскизам знаменитого архитектора Андрея Воронихина по распоряжению Александра Первого, сопровождал императора во время военной кампании 1813-1814 годов. Возможно, принимал участие в богослужении в 1814 году на площади Согласия в Париже по случаю полной победы над Наполеоном. Среди икон обращает на себя внимание образ Смоленской Богоматери с предстоящими преподобным Авраамием и мучеником Меркурием — небесными покровителями Смоленска. Внизу иконы — редчайшее для иконографии изображение разрушенного, горящего Смоленска, как он выглядел после ухода наполеоновских войск. Икона была заказана жителями Смоленска в дар полководцу Михаилу Кутузову, но вручить ее не удалось — в 1813 году он скоропостижно скончался. Икона какое-то время находилась в Успенском соборе Смоленска, а в 1815 году туда приехала дочь Михаила Илларионовича — Дарья Опочинина, которая захотела иметь этот образ в память о любимом папеньке. Она заказала список с иконы, который находился в Успенском соборе, а сейчас хранится в смоленском музее. А сама икона передавалась по наследству в семье Кутузова, и в Эрмитаж поступила от частного лица в 1945 году». 

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5814654...

Двадцать первый день. [Поучение 2-е.] Преподобный Авраамий смоленский. (О зависти). I. Преподобный Авраамий, смоленский чудотворец, память коего совершается ныне, родился в Смоленске. В отрочестве он избегал детских игр, любя больше посещение храма Божия. А когда достиг совершеннолетия, то от брака отказался, потому что он имел расположение больше к иноческой жизни. Родители его вскоре умерли. Авраамий роздал имущество после них церквам и бедным, а сам стал носить самое бедное одеяние, и молил Бога указать ему путь спасения. Сделавшись затем иноком, он возлюбил духовное чтение и ревностно читал жития святых, особенно творения св. отцев: Златоустаго, Ефрема Сирина и других. «Жизнь земная, – говорил он, – война, а для войны нужны оружия, нужны познания опытныя: так для брани духовной нужно учиться многому у опытных св. мужей; нужно от них узнать, какое духовное оружие полезно в каком случае; от них же можем хорошо узнать и врагов наших». Будучи посвящен в священный сан, он со дня своего посвящения до самой кончины добровольно не пропускал ни одного дня без совершения божественной службы. Долгое время ничего не возмущало покоя душевного подвижника Христова. Наконец он подвергся зависти людской, от которой много и долго пришлось ему страдать. Настоятель монастыря поручил ему должность духовника, – к нему стали приходить и духовные, и миряне, чтобы послушать его богомудрых наставлений в духовной жизни. Целыя тошы народа собирались к нему. Это-то и было причиною тех гонений, которым подвергся он со стороны завистников. Злые люди возносили на преподобного разные клеветы и делали ему разные неприятности, вооружили против него самого настоятеля монастыря, и добились того, что он запретил ему беседовать с народом. Преподобный принужден был удалиться в Смоленск – в один бедный монастырь Св. Креста. Народ и здесь нашел любимца своего и целыми толпами стал собираться к нему послушать его добрых наставлений. Монастырь стал обогащаться. Наставления преподобного сильно действовали на сердца его слушателей особенно потому, что им соответствовала жизнь его.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разделы портала «Азбука веры» Авраамию Чухломскому, Галичскому чудотворцу, глас 4 От мирскаго мятежа изшед,/в тихое пристанище, преподобнаго Сергия обитель, притекл еси,/и тамо равноангельное житие пожив,/во страну Галичскую пришел еси,/идеже, веру Христову насаждая/и новокрещенныя люди от суеверий поганских очищая,/многи и велики подвиги подъял еси,/и, обители четыре создав,/иноков лики добре упасл еси/и ко Христу Спасу привел еси,//Егоже моли, преподобне отче Авраамие , спасти души наша. Перевод: От мирской суеты удалился в тихое пристанище, обитель преподобного Сергия, пришел ты, и там прожив жизнь, подобную ангельской, в землю Галичскую пришел, где насаждая Христову веру и новокрещенных людей от суеверий языческих очищая, многие и великие подвиги ты совершил и, создав четыре обители, монахов собрание отлично упас и ко Христу Спасителю привел ты, Его же моли, преподобный отче Авраамий, спасти души наши. Авраамию, затворнику Печерскому, в Ближних пещерах, глас 2 Велия веры исправления,/в пещернем затворе, яко на воде упокоения,/преподобне отче Авраамие, радовался еси,/огнем бо любве Божественным распалаем,/бдением и молитвою безстрастия достигл еси/и явился еси равноангельный на земли,//того молитвами, Христе Боже, спаси души наша. Авраамию, архим. Ростовскому, глас 1 Просветився Божественною благодатию,/неверныя люди наставил еси к свету Богоразумия:/и по смерти сияя светлостию жития твоего,/источаеши исцеления притекающим с верою к тебе,/Авраамие отче наш,//Христа Бога моли даровати нам велию милость. Перевод: Просветившись Божественной благодатью, неверующих людей направил ты к свету Богоразумия, и после смерти сияя светом жизни твоей, источаешь исцеления приходящим с верой к тебе, Авраамий отче наш, Христа Бога моли даровать нам великую милость. Авраамию Смоленскому, глас 8 Днесь возсия нам память твоя, славне, яко солнце,/светозарно лучами озаряющая мир/и тьму нощи злых духов от нас отгоняющая./Днесь Небесныя силы святых Ангел/и души праведных мысленно торжествуют, радующеся./Днесь и мы, грешнии, припадающе, молимся:/отче преподобне Авраамие,/Христа Бога моли непрестанно//спасти град и люди, любезно тебе почитающия.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-pre...

Ростов. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Церковь Козьмы и Дамиана, церковь Космы и Дамиана Карта и ближайшие объекты Ростовский храм святых бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана находится в восточной «пролетарской» части города, той, что ближе к Ярославлю. Построенный в 1777 году, он был закрыт одним из первых в 1926 году. В начале 2004 года по благословению Высокопреосвященного Кирилла, Архиепископа Ярославского и Ростовского, был образован приход церкви святых Косьмы и Дамиана Ярославской епархии Русской Православной Церкви. В храме приспособлена для богослужения теплая трапезная часть храма и, хотя храм не имеет особых замечательных святынь, он стал «домашним» для окружающего его жилого района. В старом Косьмо-Дамианском храме хранились очень древние иконы, ставшие в послереволюционные годы добычей музейных хранилищ. Среди них икона Спасителя 13 века. Впоследствии, в 14 веке эта икона была перевернута сверху вниз, и на ней был написан образ «Странноприимство Авраама», более известный нам как образ Пресвятой Троицы. Теперь эта икона в фондах Третьяковской галереи. Самая старая и подлинная икона из нашего храма находится в Государственном музее-заповеднике «Ростовский Кремль». Это икона Божией Матери, датируемая искусствоведами 16 столетием. Икона называется «Одигитрия», хотя ее иконографический тип не относится к известной иконе «Смоленской-Одигитрии». По иконографии наша икона близка к иконе «Страстная», в ней Богомладенец Христос прижимается щекой к левой щеке Богоматери. Одной рукой Он берется за мафорий на Ее плече, а другая Его рука вложена в Ее руку. В старинном Ростове и его округе «Одигитрия» – универсальное название икон Божией Матери. Так называли икону из кафедрального собора, хотя по иконографии это «Владимирская». В 16 веке в Ростовский монастырь святых страстотерпцев Бориса и Глеба привезли икону Божией Матери «Римскую-Лидскую», но иноки все равно называли ее «Одигитрией». В начале 17 века, после Смутного времени в Ростове была проведена первая перепись.

http://sobory.ru/article/?object=00601

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИГНАТИЙ († ранее 1219), свт. (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), еп. Смоленский. 4-й епископ на Смоленской кафедре, занимал ее после Симеона (после 1180 - не ранее 1197), ранее Лазаря (после 1205 - ок. 1219). (В справочной лит-ре XIX в. время жизни святителя ошибочно относили к 1-й пол. XII в.; см., напр.: ИРИ. Ч. 3. С. 65.) Вероятно, И. до своего поставления на кафедру являлся настоятелем Смядынского во имя святых князей Бориса и Глеба монастыря (создан на месте убиения св. Глеба) и участвовал в освящении монастырского храма в честь св. князей Бориса и Глеба. Освящение состоялось в 1191 г. при кн. Давиде Ростиславиче, когда в мон-рь из Вышгорода были перенесены старые раки князей-страстотерпцев. Смядынский игум. Игнатий назван в проложном сказании о перенесении рак ( Воронин Н. Н., Жуковская Л. П. К истории смоленской лит-ры XII в.//Культурное наследие Др. Руси. М., 1976. С. 69-79; Лосева О. В. Жития рус. святых в составе древнерус. прологов XII - 1-й трети XV в. М., 2009. С. 450). Свт. Игнатий, еп. Смоленский. Фрагмент иконы " Прп. Авраамий, святители Игнатий и Ефрем Смоленские " . 2001 г. Иконописец С. Кульманов (Преображенский собор Авраамиева мон-ря, Смоленск) Свт. Игнатий, еп. Смоленский. Фрагмент иконы " Прп. Авраамий, святители Игнатий и Ефрем Смоленские " . 2001 г. Иконописец С. Кульманов (Преображенский собор Авраамиева мон-ря, Смоленск) Хиротонию И. во епископа Смоленского возглавил Киевский митр. Никифор II или его преемник Матфей (вопрос о том, кто занимал Киевский митрополичий престол в 1199-1210, остается невыясненным). Об И. сообщается в летописании Сев.-Вост. Руси в связи с похоронами во владимирском Княгинином в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре 19 марта 1205 (6713) г. 1-й жены Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича кнг. Марии Шварновны (в иночестве прп. Марфы): «Божиим же промышлением приключися тогда быти Смоленьскому епископу Игнатью, игумену Михаилу Отрочья монастыря, занеже пришла быста к великому князю Всеволоду молиться о мире от Мстислава Володимерича (ошибочно вместо «Мстислава Романовича».- М.

http://pravenc.ru/text/293399.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЕРКУРИЙ Прп. Авраамий и мч. Меркурий Смоленские. Фрагмент иконы «Все святые, в земле Российской просиявших». Кон. 20-х — нач. 30-х гг. XX в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (ризница Троице-Сергиевой лавры) Прп. Авраамий и мч. Меркурий Смоленские. Фрагмент иконы «Все святые, в земле Российской просиявших». Кон. 20-х — нач. 30-х гг. XX в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (ризница Троице-Сергиевой лавры) (XIII в. (?)), мч. (пам. 24 нояб. и в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), Смоленский. Житие М. в ранних списках датируется 2-й четв. XVI в., оно вошло в ВМЧ митр. Макария под 24 нояб. (Успенский и Царский списки). В некоторых списках Житие отнесено к 28 июля - дате празднования Смоленской иконе Божией Матери. По наблюдениям Ф. И. Буслаева, архиеп. Сергия (Спасского), А. П. Кадлубовского, Л. Т. Белецкого, Ф. Г. Спасского и др. исследователей, почитание М. может рассматриваться как проявление на рус. почве греческой и общеевроп. традиции культа вмч. Меркурия Кесарийского: совпадает дата празднования памятей святых, много параллелей обнаруживается в Житиях святых, в службах им. Составление Жития М. в 1-й сохранившейся версии, т. н. минейной редакции, было связано с идеологической программой прославления смоленских святынь после взятия Смоленска вел. кн. Московским Василием III Иоанновичем в 1514 г., как и утверждение праздника Смоленской иконы Божией Матери, а также строительство Смоленского собора в Новодевичьем мон-ре. По-видимому, наиболее ранний из ныне известных списков Жития М. находится в рукописном сборнике, принадлежавшем игум. Нифонту (Кормилицыну), настоятелю Волоколамского мон-ря (1522-1543) (РНБ. Q. XVII. 15. Л. 351-355, ок. 1538 г.). Повесть о М. представлена здесь как история чуда Пресв. Богородицы, заступницы Смоленска, и расположена рядом с Повестью о чудесах от Владимирской иконы Божией Матери. В сборнике материал организован по «Главизнам», отсюда это название было заимствовано в ВМЧ и сохранилось за минейной редакцией Жития М.

http://pravenc.ru/text/2563012.html

Смоленск. Авраамиев монастырь. Храмы монастыря: 1. Собор Спаса Преображения Другие постройки и сооружения: 2. Настоятельский корпус (XVIII в.) 3. Братский корпус (XVIII в.) 4. Бывший монастырский корпус (XVIII в., занят жильем) 5. Бывший монастырский корпус (XVIII в., занят жильем) 6. Бывшее общежитие Духовной семинарии (XVIII в.) 7. Стены Смоленской крепости (1602 г.) 8. Авраамиевская башня Смоленской крепости (1602 г.) 9. Заалтарная башня Смоленской крепости (1602 г.) 10. Памятник Авраамию Смоленскому (2014 г.) 11. Граница монастырской территории на 2015 г. 12. Постройки советского периода 13. Место расположения Введенской церкви (разрушена в 1940-х гг.) 14. Металлическая ограда Карта и ближайшие объекты Расположен у крепостной стены в восточной части города. Основан в начале XIII века. Первым игуменом был известный смоленский просветитель Авраамий. При осаде города в 1609-11 гг. постройки монастыря пострадали, а затем он прекратил существование и был возобновлен лишь после 1654 г. В 1728 г. при монастыре открылась семинария - первое учебное заведение в Смоленске. До конца XVIII в. на территории монастыря построили несколько каменных семинарских зданий, кельи, дом настоятеля. В 1755 г. выстроен каменный двухэтажный собор. В 1773 г. сооружена каменная церковь Введения. К 80-м годам территорию монастыря обнесли каменной оградой. Барочные ворота к западу от собора, по его оси имели необычное трехглавое завершение. В годы Великой Отечественной войны часть монастырских сооружений утрачена, ограда сильно разрушена. Сохранились соборный храм, дом настоятеля и семинарский корпус, построенные во второй половине XVIII в. и расположенные на одной линии к востоку от собора, рядом с крепостной стеной. Верхние объемы собора хорошо видны с больших расстояний из-за крепостной стены. В настоящее время монастырь возрождается. Собор Спаса Преображения (1755 г.) - наиболее яркий среди сохранившихся смоленских памятников барокко, с заметным влиянием украинского зодчества. Центр композиции - сильно вытянуты вверх двухэтажный четверик с большими полукруглыми фронтонами на северных и южных фасадах, увенчанный 8-гранным световым барабаном с главкой.

http://sobory.ru/article/?object=01021

Житие Авраамия Смоленского Подготовка текста, перевод и комментарии Д. М. Буланина «Житие Авраамия Смоленского», написанное в первой половине XIII в.,– одно из наиболее интересных произведений областной литературы Древней Руси. В житии ярко отображается умственная и культурная жизнь Смоленска на рубеже XII и XIII вв., о которой не сказано ни слова в летописях. Биографические сведения об Авраамии Смоленском сохранились только в житии, которое, судя по заключению, написано его учеником по имени Ефрем. На время жизни Авраамия указывают отдельные факты, которые приводятся в житии: в частности, Ефрем пишет, что святой был рукоположен в священники при княжении Мстислава Смоленского (Мстислав Романович), который сидел на смоленском престоле с 1197 г.; далее в житии упоминается придворный храм Михаила-архангела, построенный в 1191–1194 гг.; наконец, один из героев повествования епископ Игнатий упомянут в летописи под 1206 г. (занял Смоленскую кафедру после 1197 г.); его сменил Лазарь, который принимал активное участие в судьбе святого Авраамия. Авраамий был одним из образованнейших людей своего времени. В житии перечисляются книги, которые особенно любил святой, причем называются сочинения Иоанна Златоуста , Ефрема Сирина , жития византийских и русских святых: Антония, Саввы, Златоуста, Феодосия Печерского ; возможно, Авраамий читал также некоторые апокрифические произведения («глубинныя книгы»). Авраамий Смоленский не только сам занимался перепиской книг, но пользовался услугами писцов монастырского скриптория в Селище. Герой жития отличался также незаурядным даром проповедника, что вполне соответствует нашим представлениям о высоком уровне развития ораторского искусства в Древней Руси XII–XIII вв. ( Кирилл Туровский , Серапион Владимирский ). Кроме того, Авраамий занимался иконописью – Ефрем называет две иконы («Страшный судъ втораго пришествиа» и «Испытание въздушныхъ мытарствъ»), принадлежащие его кисти. Разносторонняя одаренность Авраамия и, в особенности, его ораторский талант снискали ему широкую популярность у жителей Смоленска, что вызвало зависть духовенства. Из-за этого святому пришлось покинуть пригородный монастырь в Селище и переселиться в Крестовоздвиженский монастырь в Смоленске. Но и здесь его продолжали преследовать, и несмотря на возражения светских властей, которые на суде вынуждены были признать невиновность Авраамия, духовенство запретило ему совершать литургию и выслало его из города. Об Авраамии вспомнили лишь в трудную минуту – когда город постигла засуха. После молитвы Авраамия пролился дождь, и он был окончательно оправдан. Епископ Игнатий поставил его игуменом в основанном им монастыре (позднее широко известный Авраамиев монастырь), в котором Авраамий доживал свои дни, пользуясь всеобщим уважением. Такова версия жития.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Смоленск. Вознесенский монастырь. Собор Вознесения Господня. Карта и ближайшие объекты Собор Вознесенского монастыря построен в 1697 г. " по личному указу Петра I " (так на мемориальной доске), а по легенде - и по его чертежам. Сейчас в соборе располагается выставочный зал. В начале XVIII столетия благоустройству монастыря особенно содействовала игуменья Марфа Рыдванская. Во время пребывания Петра Великого в Смоленске в 1695 г. игуменья просила Петра пощадить преступников, приговоренных к смертной казни. Государь приказал Измайлову объявить осужденным, что Бог и государь дают им прощение. Толпа обратилась к окнам квартиры царя и огласила воздух криками восторга и благодарности. Петр I, тронутый таким оборотом дела, предложил игуменье просить у него, чего она желает. Тогда в знак милости, она просила его соорудить вместо деревянной, клонящейся к разрушению церкви, каменную. Государь начертал собственноручно план для двухэтажной церкви и велел выдать как сумму, так и материал, необходимый для этого. В 1697 г. 10 августа необыкновенная буря причинила много повреждений городским зданиям, в том числе Авраамиевскому, Троицкому и Вознесенскому монастырям. Петр Великий, получив об этом донесение от воеводы Салтыкова, приказал прежде других зданий, немедленно сделать поправки в крепостных башнях, хлебных магазинах и в Воснесенском монастыре, оставив прочие казенные здания до другого времени. В 1712 г. по царскому указу снова отпущены материалы, нужные для церковного строения. Указ был послан на имя наместника Головина, где говорилось о построении в Вознесенском монастыре каменной церкви с трапезною. По смерти Петра Великого в 1728 г. царицей Евдокией Федоровной отпущены новые суммы на достройку церкви. Во время путешествия императрицы Екатерины II в 1787 г. было пожертвовано этому монастырю 1000 руб., и на эту сумму устроен, в память благотворительницы, другой престол в нижней церкви во имя вмчц. Екатерины. Впоследствии, иждивением одной смоленской помещицы устроен в той же церкви третий престол во имя Сретения, перенесенный сюда из больничной церкви, за ветхостью ее. В 1812 г. монастырь был разграблен и опустошен, деревянные здания его – больничная церковь и кельи были преданы пламени, а в каменной ее церкви дорогие оклады с икон, ризница, напрестольная одежда были похищены.

http://sobory.ru/article/?object=05779

Смоленск. Собор Богоявления Господня. Богоявленский собор Карта и ближайшие объекты В 1708-12 гг. был построен деревянный собор на высоком каменном основании со сводчатым проездом к архиерейскому двору. Это изображено на иконе " Авраамий и Меркурий " (в Успенском соборе). Богоявленский собор был тогда крестообразным: высокий объем с двухярусной главой над ним окружали 4 прируба с главками на высоких шатрах. Так же, как и окружавшие храм двухъярусные галереи, эта группировка объемов связана с традициями белорусского и украинского зодчества. В 1781 г. деревянный собор разобрали и к 1787 г. на этом месте возвели кирпичный. Основание под собором было также изменено. Прежде сквозь него проходил прямой проезд в направлении север-юг. К 1780-м гг. он неудачно сочетался с соборной лестницей перед ним. Поэтому теперь проезд направили к западу, к Большой Благовещенской улице. Основание под собором - параллелепипед, врезанный с запада на восток в склон горы. Длинные стороны членятся мощными рустованными пилястрами с аркатурой, несущими более узкие пилястры под гульбищем вокруг храма. Объем собора расширен на вост. стороне прямоугольными дьяконником и жертвенником - по сторонам полукруглой апсиды. Над храмом длинная четырехскатная кровля, над вальмой возведена глухая деревянная глава на крупном 8-гранном барабане. Фасады декорированы в духе раннего классицизма. Стены равномерно прорезаны проемами в два света: 7 осей на длинных фасадах и 3 на западном. Окна по вертикали заключены в неглубокие прямоугольные ниши. Тосканские пилястры в средних простенках образуют портики, подчеркнутые легкими раскреповками антаблемента. В наличниках еще ощутимы барочные мотивы (ленты с расширениями-ушами), но общий геометризм и плоскостность связаны с классицизмом. К дьяконнику примыкает ограда Успенского собора . При строительстве Богоявленского храма вдоль нее с южной стороны сделана одноэтажная пристройка, протянувшаяся от дьяконника до ворот. Ее цоколь над понижением холма декорирован аркатурой. Двухэтажная галерея идет от Богоявленского собора к архиерейским палатам. Ограда и лестница, 1760-70-е гг.. конца XVIII в. Довольно высокая глухая ограда объединяет здания вокруг Успенского собора. Она начинается от жертвенника Богоявленской церкви и, обойдя колокольню и собор с запада, юга и востока, примыкает к зданию консистории. От Богоявленского собора к востоку идет небольшой отрезок ограды - до ворот въезда с архиерейского двора. Другие въездные ворота устроены с восточной стороны, а пешеходные - с западной. Перед западными воротами находятся гульбище и лестница, ведущие к собору от Большой Благовещенской улицы. Все эти постройки в формах барокко возникли в 1760-70-е гг. Ступени лестницы гранитные, кирпичные стены оштукатурены. Ограда гульбища с фонарями и металлические решетки ворот.

http://sobory.ru/article/?object=01023

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010