П.В. Долгоруков Волковы В России много фамилий имени Волковых, и пять из них внесены в гербовник: 1) Волковы, потомки старинной литовской фамилии Волк, герба трубы (trby), в Литве именованные: господа славные и храбрые Волки. Фамилия эта известна была в Литве ещё в пятнадцатом веке, а в начале шестнадцатого некоторые из членов её переселились в Россию, и стали писаться: «Волковыми». Григорий Михайлович упоминается в казанском походе 1544 года; Панкратий Кривопишич убит при взятии Казани, 2 октября 1352 года. Степан и Фёдор Волковы упоминаются на третьей свадьбе Иоанна Грозного, в октябре 1572 года. Сын боярский Чудин Волков ездил, в 1585 году, вместе с Иваном Чихачёвым, на реку Плюсу для переговоров со шведскими чиновниками, присланными от нарвского губернатора. Иван Ильич отправлен был, в 1633 году, вместе со стольником Стрешневым, в Пермь, искать золотой руды; в царствование Алексея Михайловича он находился полковником регулярных войск, и посылан был против башкирцев и калмыков. Двое Волковых, ярославские дворяне, Аггей Санчурович и Никифор Салманович, упоминаются при осаде Смоленска в 1634 году; первый был убит, а второй ранен. Григорий Васильевич ездил в Польшу дворянином посольства в 1646 году; находился воеводою в Березове в 1652 году; в Терках в 1658 году; в Кузнецке с 1673 по 1676 год. Никифор Хрисанфович был стрелецким полковником при Царе Алексее Михайловиче; Иван Михайлович был дьяком казённого приказа в 1676 году; Михаил Павлович был дьяком сибирского приказа с 1684 по 1686 год, и судьёю во дворцовом приказе в 1689 году; Артемий Алексеевич находился дьяком приказа казанского дворца с 1682 по 1696 год. Михайло Яковлевич († 1750) был генерал-аншефом и кавалер Святого Александра Невского; брат его Алексей Яковлевич был генерал-поручиком и кавалер Святого Александра Невского; Дмитрия Васильевич находился, при Императрице Елисавете Петровне, секретарём конференции министров, а при Екатерине Великой был сенатором, президентом мануфактур-коллегии и кавалер Святого Александра Невского Авраам Васильевич, помещик галицкий и вологодский в XVII веке, имел внука Андрея Алексеевича, который служил офицером в семёновском полку, и был убит в сражении под Лесным, в 1708 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Павел, архиепископ Казанский и Свияжский (Лебедев Петр Васильевич) Родился 12 декабря 1827 года в Тверской губернии в семье причетника. В 1843 году по окончании Тверской духовной семинарии поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1853 году окончил курс академии; 28 июня пострижен в монашество; 5 июля возведен в сан иеродиакона, 26 сентября – во иеромонаха. 29 апреля 1855 года получил звание магистра. 6 ноября 1857 года назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной семинарии. 14 сентября 1858 года возведен в сан архимандрита. С 15 октября 1859 года – инспектор Санкт-Петербургской духовной академии. С 23 августа 1861 года – ректор Смоленской духовной семинарии и настоятель Смоленского Спасо-Авраамиева монастыря. С 20 декабря 1866 года – ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии. 8 сентября 1868 года хиротонисан во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 29 августа 1869 года – епископ Ладожский, первый викарий той же епархии. С 23 июня 1871 года – епископ Кишиневский и Хотинский. 1 апреля 1879 года возведен в сан архиепископа. С 16 июля 1882 года – архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии и член Святейшего Синода. С 29 сентября 1887 года – архиепископ Казанский и Свияжский. Скончался 23 апреля 1892 года при чтении молитвы Пресвятой Богоматери. Погребен в городе Казани. Архиепископ Павел являл собой «образ мудрого архипастыря, сильного мыслию, пламенного словом, самоотверженного энергией и милостивого сердцем». Был беспристрастным, доступным, в делах Церкви непоколебимым, строгим и справедливым администратором, не допускавшим протекции, пристрастия и лести. Талантливый проповедник, силой своего сердечного, простого слова, исполненного истины, производил глубокое, неотразимое впечатление на слушающих. Бескорыстный, нестяжательный, щедрый к неимущим и бедным. Требовательный в делах, строгий к нарушителям своих обязанностей, однако никогда не оставлявший наказываемых на произвол судьбы, поддерживая невинную семью. Был иногда вспыльчив, но милосерд.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Выпуск 2. Славяно-русский пролог, Ч. 1. Сентябрь-декабрь Источник Содержание Предисловие Славяно-русский Пролог в его церковном и народно-литературном значении (историко-литературный очерк). – Профессора А. И. Пономарева I. Житийные чтения Пролога Сентябрь 1. Убиение св. благоверного князя Глеба (5 сент.) 2. Преп. Иосиф Волоцкий (9 сент.) 3. Св. мученица Людмила Чешская (16 сент.) 4. Св. Киприан, митроп. Киевский и всея России (16 сент.) 5. Св. Феодор Смоленский и чада его Давид и Константин (19 сент.) 6. Убиение Батыем св. Михаила Черниговского и боярина его Феодора (20 сент.) 7. Преп. Сергий Радонежский (25 сент.) Из Похвального Слова преп. Сергию Епифания Премудрого и из его жития Пахомия Логофета 8. Преп. Евфросиния Суздальская (25 сент.) 9. Преп. Савватий, Соловецкий чудотворец (27 сент.) 10. Григорий, Вологодский чудотворец (30 сент.) Октябрь 1. Савва Вишерский 2. Св. Гурий, архиеп. Казанский и Варсанофий Тверской 3. Преп. Сергий Обнорский, Вологодский чудотворец (7 окт.) 4. Преп. Параскева (14 окт.) 5. Преп. Иоанн Рыльский (19 окт.) 6. Св. Артемий Веркольский (20 окт.) 7. Преп. Авраамий Ростовский (29 окт.) Ноябрь 1. Св. Иоанн Златоуст и его мать Анфуса (5 ноября) 2. Св. Иова архиеписк. великого Нова-града (5 ноября) 3. Преп. Варлаам Новгородский чудотворец, иже ва Хутыне (6 ноября) 4. Память во святых отца нашего Иоанна архиепископа Константинопольского Златоустого (13 ноября) 5. Св. благоверный великий князь Михаил Ярославич Тверской (22 ноября) 6. Св. Александр Невский (23 нояб.) 7. Освящение церкви святого великомученика Георгия иже в Киеве пред враты Святой Софии (26 нояб.) Декабрь 1. Память, иже во святых отца вашего Николая, архиепископа Мирликийских чудотворца (6 дек.) 2. Чудо святого Николая о муже утопшем в море 3. Повесть о чюдеси святого же отца нашего Николая о Агриконе сыне Василии 4. Преп. Антоний Сийский (7 дек.) 5. Нил Столбенский, Новгородский чудотворец 6. Слова о св. Вонифатии Милостивом 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Преподобный Серафим - это русский " учительный старец " , через затвор и " умное " молитвенное делание обретший дар прозорливости для духовного врачевания душ человеческих. Тип " учительного старца " известен от начала русского монашества. Таковы: сам преподобный Феодосии Печерский, Исаакий Печерский, Авраамий Смоленский в домонгольское время. Позднее: преподобный Сергий и его ближайшие и отдаленные ученики - Кирилл Белозерский, Нил Сорский, Димитрий Прилуцкий, Пафнутий Боровский, Филофей Псково-Елеазаровского монастыря. В этой " учительности " нужно различать две струи: учительность, простирающуюся на руководящие круги общества, заинтересованную национально-государственными вопросами, и учительность, избегающую суеты мира сего, интимно-аскетическую. Как известно, на этой почве у нас в XV веке развернулся спор глубочайшего общего значения: обладать ли русским монастырям земельными населенными имуществами, хозяйствовать ли на них, чтобы служить государству, или отречься от них, нищенствовать, но жить ради внутренней аскезы? Спор так называемых осифлянской и заволжской, или стяжательской и нестяжательской партий, повисший до сегодня теоретически неразрешенным над русским богословием. Истощенное в этом споре и потрясенное Смутным временем, русское иночество в XVII веке не выдвигает крупных учительных фигур. Отток живых и пламенных сил русского благочестия в старообрядческое движение также ослабил силы церковного монашества. Параллельно со старообрядчеством оживилось и подспудно влачившееся по монастырям богомильское еретическое предание. Эта зараза перенята была нами вместе с славянскими книгами из Болгарии с самого начала нашей Церкви в Х веке, вспыхивала затем в связи с ересью стригольников (XIV-XV вв.) и, наконец, запылала пожаром хлыстовщины с половины XVII века и скопчества в XVIII веке и захватила некоторые русские монастыри. Вследствие всего этого получилась в учительной деятельности нашего монашества с конца XVI до конца XVIII века полоса упадка, преодоленная только новым духовным оживлением и, можно сказать, возрождением его в XIX веке. Тогда как бы заново родилось, не столько для простого верующего народа, но особенно для русских культурных классов, так называемое " старчество " , в исторической раме какового и выступает светлый учительный старец Серафим. Как это случилось?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/288/...

Св. Авраамий Смоленский не принадлежал к числу особенно известных и чтимых угодников древней Руси. Однако почитание его не ограничивалось пределами родного города. Он был канонизован на одном из Макариевских соборов (вероятно. 1549 г.) и царь Иван Васильевич запрашивал Стоглавый собор «о Псковском чудотворце Ефросине да о Смоленском чудотворце Аврамие – как им праздновати». Соборное постановление гласило: «Праздновати им, как и прочим святым преподобным отцем, пети на вечерне: Блажен муж и прочая служба по божественному уставу все сполна». 1 Древние иконы его довольно многочисленны в пределах Смоленской епархии, но вне Смоленска С. Розанов мог указать лишь на одно его изображение на большой иконе св. Софии, Премудрости Божией, находившейся (в 1912 г.) в Церковно-Археологическом Музее Петербургской Духовной Академии. 2 Зато рукописи различных редакций его жития были распространены повсеместно в древней Руси, Новейший издатель насчитывает не менее 36 списков его. Св. Димитрий Ростовский поместил его, в прекрасной литературной переделке, в своих Четьих-Минеях (под 21 августа), среди весьма немногих, избранных им, житий русских святых. Современный исследователь древне-русской жизни дорожит этим житием не менее благочестивого читателя. Древнейшая редакция, принадлежащая перу ученика его, св. Ефрема (местно чтимого в Смоленске), относится к числу весьма редких памятников! русской домонгольской агиографии. 3 После жития св. Феодосия Печерского , оно является, в сущности, единственной настоящей биографией русского инока домонгольской поры Оригинальность его содержания, необычайность событии, в нем рассказанных, связь их со многими еще загадочными для нас вопросами древне-русского просвещения, делают житие св. Авраамия одним из драгоценнейших памятников древней русской культуры. В настоящем очерке мы ставим своей задачей определить по житию место св. Авраамия в истории русской святости, т. е. установить, путем выделения общих и литературно-обязательных черт, особенности его личного образа и личного пути. 4

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

свящ. Вадим Маркин События, предваряющие Рождество Христово Родословие Иисуса Христа: Мф. 1, 1–17 : Ведение родословной линии от Авраама до Иосифа, нареченного мужем Марии. Упоминание женских имен у Евангелиста Матфея (Фамарь 346 , Раав 347 , Руфь 348 и косвенно Вирсавии 349 ). Лк. 3, 23–38 : Родословная линия устремляется к Адаму и Самому Богу. Краткая историческая справка – Апостол Лука: Апостол и Евангелист Лука – автор третьего Евангелия, а также, по церковному преданию, автор книги Деяний Апостольских. По свидетельству Евсевия 350 и Иеронима, Лука был уроженец города Антиохии (Сирия). До своего Апостольского служения он, по преданию, был врачом. Он получил разностороннее греческое образование. Услышав о Христе, Лука прибыл в Палестину и горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. Существует также древнее предание, что Лука был из 70 учеников, посланных Господом “во всякий город и место, куда Сам хотел идти” ( Лк. 10, 1 ). Другое предание говорит, что он был вместе с тем живописцем, начертавшим иконы Спасителя и Божией Матери, из которых последняя именуется Одигитрия, или Смоленская. Думают так же, что в трогательном Евангельском повествовании его о явлении воскресшего Господа двум ученикам, шедшим в Эммаус, под вторым учеником, имя которого не называется, разумеется сам Лука. Когда Лука присоединился к Апостолу Павлу и сделался его спутником неизвестно. Может быть, это было в 43 или 44 году по Р.Х. Апостол Лука написал святое Евангелие в 62–63 гг. в Риме под руководством Апостола Павла. Святой Лука четко выразил цель своего труда: полно и в хронологической последовательности описать по порядку все, что известно христианам о Христе и Его учении. Богословское содержание Евангелия от Луки отличается учением о всеобщности спасения, совершенного Христом, о вселенском значении евангельской проповеди. Апостол Лука написал Книгу Деяний святых апостолов, которая, являясь продолжением Четвероевангелия, повествует о трудах и подвигах святых учеников Христовых после Вознесения Христа. По церковному преданию, Апостол Лука написал первые иконы Божией Матери. “Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет”, – сказала Пречистая Дева, увидев иконы. Апостол Лука написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Скачать epub pdf Житие преподобного отца нашего Авраамия Смоленского 58 Авраамий рожден и воспитан был в Смоленске-граде. Молитвами родителей и милостынями испрошен от Бога. Мать его, если и рождала детей, то женского, а не мужского пола. И из-за этого печалились отец и мать и многие со слезами проливали моления Богу. Ходили по церквам и милостыню щедро подавали и просили – да подаст им сына. И получив просимое, зачали угодника Божия. И был он от чрева матери избран на служение Богу: еще мать носила его во утробе, одной черноризице, свято живущей, было о нем видение. Уснув после утреннего пения в день воскресный, показалось ей, что кто-то в двери толкнул, зовя: «Быстро восстань и иди к Марии, отрока она родила, а ты его от крещения восприимешь». Черноризица же в сонном том видении будто бы встала и пошла. И вошла в дом Марии и видит многих священников в ризах светлых, омывающих отрока в крещенской купели. И некая пресветлая жена стоит, держа в руках одежду, подобную белизною снегу. Спросили же ее слуги: «Кому, госпожа, дать велишь отрока сего?» Она же повелела принести его к себе и, облачив его этою белою снегоподобною одеждою, отдала его матери. Это видение инокиня в тот же день рассказала Марии, которая была беременна, и почувствовала Мария, что в этот момент взыграл в ней сын. По исполнению времен родился сын, и возвеселились родители, ожидавшие его рождения. По обычаю христианскому просветили его крещением и воспитывали во благочестии. Когда же он достиг возраста, отдали его учиться грамоте, и вскоре научился он разумению книжному: благодать Божия почила на нем, вразумляя и наставляя на познание учений, подаваемых ему учителями. И был отрок не детским умом наделен, не участвовал со сверстниками в детских играх, но приходил послушать церковное пение, прилежал книжному чтению и внимал словам Божиим, на путь спасения ведущим. Когда же достиг возраста совершенного, процветя красотою тела юного, принуждали его родители вступить в брак, но он соизволил лучше в чистоте телесной пребывать, нежели плотскими сладострастиями и житейскими попечениями услаждаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Собрание сочинений профессора Георгия Петровича Федотова в 11-х томах: Том I (содержание) Том II (содержание) Том III (содержание) Том IV (содержание) Том V (содержание) Том VI (содержание) Том VII (содержание) Том VIII (содержание) Том IX (содержание) Том X (содержание) Том XI (содержание) Содержание 1-го тома С. С. Бычков. Георгий Петрович Федотов (биографический очерк) Письма бл. Августина (Classis prima) Война и ее происхождение От редакции Лицо России Мысли по поводу Брестского мира К истории средневековых культов Чудо освобождения Боги подземные. К истории средневековых культов Historische Zeitschrift (Рецензия) Абеляр Феодальный быт в хронике Ламберта Ардрского Об утопии Данте Приложение. Гревс И. М. «Исповедь» бл. Августина как источник для его биографии и для истории культуры» (Рецензия) Примечания Указатель имен Содержание 2-го тома О Русской Церкви Об антихристовом добре О стиле в проповеди Религиозный путь Пеги Зарубежная церковная смута Irenikon Св. Геновефа и Симеон Столпник Carmen saeculare Св. Мартин Турский – подвижник аскезы Агиология Изучение России Национальное и вселенское Третий Клермон Будет ли существовать Россия? Хай-Ли Англо-русская конференция в Хай-Ли Православный нигилизм или православная культура? Памяти Г. Н. Трубецкого К вопросу о положении Русской Церкви «Житие и терпение» св. Авраамия Смоленского Неудачная защита Русская Церковь или духовное сословие? Христианство перед лицом современной социальной действительности Православие и историческая критика О Св. Духе в природе и культуре Irenikon Ессе homo (о некоторых гонимых «измах») Оксфорд Славянский или русский язык в богослужении Древо на камне Предшественник Хомякова В защиту этики Pierre Pascal. Awakum et les dйbums du rascol Сергиевские листки Содержание 3-го тома Глава I. В московском Глава II. Соловки Глава III. Царь и святитель Глава IV. Прославление святого Филиппа Экскурс. Опричнина в оценке новейших историков Приложение. Грамоты митрополита Филиппа в Соловки Источники и пособия

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

сост. Александр Ратшин Смоленской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: БОГОРОДИЦКИЙ-УЧИЛИЩНЫЙ, муж. 2 класса, в Смоленске; находится под управлением архимандрита, который есть и ректор Смоленской Семинарии. Основан в первой половине XII века епископом Смоленским Игнатием, при Мономаховом сыне, Мстиславе Владимировиче. Вскоре по основании обители, когда уже Игнатий епископ умер, поставлен здесь преемником его Лазарем во игумна св. Авраамий Смоленский, который был гоним Игнатием, но епископ Лазарь обнаружил невинность его. Чрез несколько времени тот же Владыка посвятил Преподобного Авраамия во архимандрита – и с тех пор архимандрия в сем монастыре продолжалась непрерывно до того времени, когда Смоленск отторгнут был поляками от владений России. Тогда Богородицкий монастырь обращен в доминиканское училище. В таком положении обитель находилась 254 года. По возвращении Смоленска, царь Алексий Михайлович восстановил ее и вновь учредил здесь, 1658, архимандрию. Ныне в сем монастыре соб. церковь двухэтажная, построенная вместо древней, иждивением купца Бориса Писарева и освященная в 1755 году; здесь престолы: вверху Преображения Господня, а внизу Преподобного Авраамия и мученика Меркурия Смоленских, коих и св. мощи здесь почивают; над гробницею св. Меркурия висит его оружие. Тут же погребены: основатель обители, епископ Игнатий, и Преподобный 4 Ефрем архимандрит, преемник Авраамия. В сей обители было с 1728 года духовное училище, а ныне помещается Семинария, учрежденная епископом Гедеоном (Вишневским), в 1752; от чего, также и по бывшему Доминиканскому училищу, монастырь и Училищным именуется. ПРЕДТЕЧЕВСКИЙ, муж. 2 класса, в уездном городе Вязьме; состоит под управлением архимандрита. Основан в 1542 году. Здесь три церкви: 1) Соб. Одигитрии Смоленской Божией Матери, с приделами Симеона Богоприимца и Усекновения главы Иоанна Предтечи; 2) Николая Чудотворца, и 3) Вознесения Господня. В сем монастыре находилась прежде семинария, учрежденная по именному указу императрицы Анны Иоанновны, в 1739, которая, 1744, переведена в Московский Крутицкий монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Том 1 • Том 2 • Том 3 • Том 4 • Том 1 • Том 6 • Том 7 • Том 8 • Том 9 • Том 10 • Том 11 • Том 12 • Том 13 • Том 14 • Том 15 • Том 16 • Том 17 • Том 18 • Том 19 • Том 20 Содержание Вступление. Литература трагического века в истории России Житие Авраамия Смоленского Повесть о взятии Царьграда крестоносцами в 1204 г. Повесть о битве на Липице Рассказ о преступлении рязанских князей Слово о погибели русской земли Летописные повести о монголо-татарском нашествии Сказание о перенесении образа николы чудотворца из Корсуня в Рязань Повесть о разорении Рязани Батыем Сказание об убиении в орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора Слово о Меркурии Смоленском Легенда о граде Китеже Галицко-волынская летопись Житие Александра Невского Слова и поучения Серапиона Владимирского Послание якова-черноризца к князю Дмитрию Борисовичу Наставление тверского епископА Семена Сказание об индийском царстве Физиолог Пчела Чудо Георгия о змие     Вступление. Литература трагического века в истории России Под 1224 годом галицкий летописец записал: «Приде неслыханая рать: безбожнии моавитяне, рекомыи татарове...» Новгородский летописец пишет о том же: «приидоша языци незнаеме, и ихь же добре никто же ясно весть, кто суть и отколе изидоша, и что язык их , и коего племени суть, и что вера их; и зовут их татары, а инии глаголють таурмене, друзии же печнезе » И в самом деле, те, кого русские летописи и в первые, и в последующие века называют «татарами», не были какою-то определенной и единой национальностью. Это было государственное объединение различных кочевых племен, находившихся в стадии кочевого феодализма, объединение крайне агрессивное и подвижное, сплоченное столь же сильной жаждой захвата новых земель, как и стремлением к разрушению соседних оседлых культур. Объединенные орды кочевых племен, которые мы в дальнейшем будем условно называть монголо-татарами, начали проявлять необычайную активность еще в начале XIII века. Их появлению в 1223–1224 годах на границах Русской земли предшествовали чрезвычайные военные успехи в Азии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010