Традиционное природопользование русских монастырей Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 37, 2003 7 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 37, 2003 Монашество на Руси С древних времен (XI в.) монастыри строились князьями, некоторые княгинями и княжнами, в Новгороде еще и боярами, а также монахами, которые имели в своем распоряжении достаточную сумму денег. Таков, например, монастырь преподобного Антония Римлянина в Новгороде, построенный и обустроенный на деньги самого основателя. Монастыри ставились обыкновенно в городах или поблизости их, но отнюдь не в глуши. Содержание монастырей обеспечивалось как трудами самих иноков, так и добровольными приношениями мирян. Монастыри наделяли недвижимостью; так, например, Ярополк Изяславич пожертвовал Киево-Печерскому монастырь три волости и село около Киева. Князья иногда жертвовали часть своих доходов; были и денежные пожертвования, доходившие до очень крупных размеров, были вещественные приношения, были и вклады — поминовенные и монашеские. Благодаря этому многие монастыри, в том числе и Киево-Печерский, сделались очень богатыми. Отчасти поэтому к концу домонгольского периода возникает ряд неустройств монашеской жизни; особенно это заметно в XII веке, когда пострижения стали искать богатые люди и князья, уже только в этом действии видя подвиг и спасение. Но сношения с миром, совсем не принятые на православном востоке, имели и другое значение. Князья берут благословение у игуменов на различные предприятия, посылают их для улаживания дел как послов, принимают советы и ходатайства. Монастыри открывают богадельни и помогают бедным частной милостыней, привлекают народ на богомолье, воспитывают миссионеров (Кукша, Никон, Герасим); там беседуют и просвещают народ (Авраамий Смоленский и Никита Печерский), там заводят библиотеки. В монгольский период положение несколько меняется. Разрушены и сожжены города, монастыри, храмы, уничтожены святыни и богослужебные книги. Но вскоре монастыри стали строить вновь, в обществе стало распространяться аскетическое делание, так что к концу периода количество монастырей только в северной митрополии достигает 400.

http://pravmir.ru/traditsionnoe-prirodop...

Часть I. Преподобный Зосима (Верховский) – основатель Троице-Одигитриевского женского монастыря Семья Схимонах Зосима (Верховский) , в миру Захария, принадлежал к древнему дворянскому роду Смоленской губернии. Родоначальник рода, Адам Верховский, в 1620 году эконом Смоленских волостей, получил за службу привилии 13 на земли от польских королей Сигизмунда III и Яна Казимира. После того как Смоленский край вернулся в 1654 году под московскую корону, сын Адама, Ян Адам, принял святое крещение с именем Александр, и с тех пор все смоленские Верховские, исповедуя Православие, служили верой и правдой русскому государю в рядах Смоленской шляхты. Московские цари признали все привилии шляхты, полученные от польских королей, и род Верховских был внесен в родословную книгу Смоленской губернии наряду с представителями древнего дворянства. Внук родоначальника Павел Александрович Верховский был пожалован в стольники. 14 В 1701 году в родовой вотчине Верховских, в селе Богородицком под Смоленском, была отстроена новая деревянная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы: «храм старинной архитектуры, форму имел креста, с небольшими окнами вверху, так что мрачен; иконостас – точная копия старинного византийского письма» 15 . В этом селе, в древнем монастыре во имя Богородицы на Селище, полагал начало иноческим подвигам и отправлял богослужения смоленский святой, преподобный Авраамий, подвизавшийся в XII веке. Будучи иеромонахом, он жил в пещере, вырытой в кургане на берегу реки. Позднее на кургане поставили часовню, а в храме в 1892 году устроили придел во имя преподобного Авраамия Смоленского, где вплоть до разрушения храма находилась самая почитаемая икона преподобного Авраамия 16 . Часовни и храма не стало в советское время, в начале 1930-х годов. Жизнь многих поколений Верховских была связана с этим храмом в течение двух столетий. Здесь вырос родитель Захарии. По-видимому, здесь бывал и юный подвижник и не раз вслушивался в рассказы и вглядывался в немые свидетельства подвигов чтимого по всей Смоленщине святого, особенно близкого и родного в Богородицком. Заметим, что на Смоленской земле встречались иконы «Одигитрии» с молящимися перед Нею смоленскими святыми Авраамием и Меркурием 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

III. Памятники древнерусской духовной письменности (По поводу журнала: «Православный Собеседник», издаваемого при Казанской Духовной Академии. 1858 год). С изменением и улучшением в своем плане и составе, Православный Собеседник в 1858 году предложил занимающимся историей русской словесности целый ряд любопытных памятников, изданных по рукописям Соловецкой библиотеки. Эти письменные памятники содержат в себе жития русских святых и поучения или слова. Из житий изданы: Леонтия, епископа ростовского, со словом в память его, житие Исайи, тоже епископа ростовского, сказание преподобного Нестора о житии и убиении князей Бориса и Глеба, житие Антония римлянина и Авраамия смоленского (по рукописям XVI и частью XV в.). Занимающимся русской стариной хорошо известно, как разнообразны редакции житий русских святых. Житие краткое, как летописная основа, впоследствии распространялось различными подробностями, интересными для истории русского быта и литературы. Очень часто простая речь краткого первоначального жития принимала характер витиеватый и даже напыщенный под пером искусного книжника. Потом для потреб русских читателей распространенное житие вновь сокращалось, и, за выпуском интересных бытовых подробностей, удерживало позднейшую витиеватость. Особенно разнообразны редакции тех сказаний, в которых к историческому факту уже в раннее время народная фантазия присоединяла поэтические плоды своего творчества. Кроме того, жития осложнялись похвальными словами в память угодника и целым рядом чудес его, совершенных по его кончине в различные времена. Похвала помещалась иногда после самого жития, иногда после описания чудес. Из всех этих элементов, с присоединением службы угоднику, составлялось полное целое, части которого следующие: служба угоднику, самое житие, похвала, обыкновенно по случаю открытия мощей, потом чудеса, заключаемые тоже похвалою. Есть сборники, содержащие в себе только жития русских святых без прибавления; есть также сборники только одних служб русским святым, как например рукопись XVI в. в библиотеке Графа Уварова под 681 (по каталогу библ. Царского 563).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Плач о пленении и конечном разорении Московского государства Подготовка текста, перевод и комментарии С. К. Росовецкого Автор «Плача» неизвестен. С. Ф. Платонов предполагает, что он не был очевидцем описываемых событий и широко использовал официальные грамоты 1610–1612 гг.; возникло это произведение летом–осенью 1612 г. в одном из провинциальных городов (Платонов С. Ф. Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII века как исторический источник. Изд. 2-е. СПб., 1913. С. 146). Вероятно, этим городом была Казань: текст «Плача» использован составителем так называемого «Казанского сказания» – компиляции, датируемой М. Н. Тихомировым теми же месяцами 1612 г., к которым С. Ф. Платонов относит создание «Плача» (см.: Тихомиров М. Н. Классовая борьба в России XVII в. М., 1969. С. 202); позднее, в 1620-е гг., он читался во время ежегодной праздничной службы иконе Казанской Богоматери. «Плач» рано получает общерусское распространение. В 30–40-е гг. XVII в. его сокращенная редакция включается в сборник, составленный жителем Устюга Великого (БАН, Арханг. К. 51), в 1672–1674 гг. входит в состав московской исторической компиляции о Смутном времени (ГИМ, собр. Уварова, 896). В том же XVII в. «Плач» был присоединен в качестве заключительной главы к «Сказанию Авраамия Палицына». Для книжного плача, как и для устной причети, рассказ об обстоятельствах несчастья – обязательный, но второстепенный элемент структуры; на первый план выходят в устном плаче – эмоциональный отклик, в литературном – осмысление причины бедствия, его исторического значения и назидание для читателей (слушателей). Следуя традиции, автор «Плача» объясняет «падение» Москвы как возмездие свыше за всенародные прегрешения, однако с замечательной смелостью объявляет главными виновниками всех московских царей, при этом исключение не сделано даже для Федора Ивановича, настойчиво идеализируемого другими писателями Смуты. Привлекает внимание и исторический оптимизм автора: по его мнению, «будущие предтекущие люди», узнав о бедствиях Смуты «от писания, о сихъ зло удивятся» – следовательно, будут жить потомки «ныншних родовъ» россиян в мире и процветании. Что же касается современников, то они побуждаются к покаянию, чтобы Бог «пощадил останок» русских людей, истребил их врагов и «злолукавыи совтъ ихъ искоренилъ». Можно думать, что прямой призыв к борьбе представлялся неуместным в плаче, да еще предназначенном для чтения в церкви, однако патриотически настроенный читатель мог и сам прочесть этот призыв между строк произведения, восхваляющего героизм защитников Смоленска и стойкость патриарха Гермогена.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разговор Наполеона с Балашовым смешон: Наполеон является тут вполне как «Le bourgeois gentilhomme 1 у Мольера. То, что можно простить солдату Даву, то самое неизвинительное в лице французского императора. В этом смысле и рассказывал Балашов свою поездку; но граф Толстой постарался, как кажется, выказать унижение, которому подверг себя Балашов. Автор даже усугубил грубость Даву, не упомянув, что французский маршал предоставил в его распоряжение свою квартиру, багаж и адъютанта. В разговоре с Наполеоном Балашов был менее находчив, чем князь Голицын в Тильзите, однако сказал гордому властелину Франции, что он может прийти в Москву чрез Полтаву. Надобно заметить, что Наполеон с намерением замедлял принять Балашова и поручил Даву найти предлог продержать его, чтоб не останавливать движений своих для разобщения наших армий. Великий князь Константин Павлович, о котором граф Толстой говорит, что он не мог забыть своего Аустерлицкого разочарования, где он, как на смотр, выехал перед гвардиею в каске и колете, рассчитывая молодецки раздавить французов, и, попав неожиданно в первую линию, насилу ушел в общем смятении – (что не совсем так: правда, он попал, но не неожиданно в первую линию, а по милости австрийцев, ибо великий князь должен был там найти уже князя Лихтенштейна, который пришел уже, как говорится, к шапочному разбору) – этот самый великий князь показал много стойкости: по его распоряжениям произведено было несколько блестящих атак как пехотою, так и кавалериею. Под Аустерлицем он был совсем другим человеком, чем каким мы его видели при польском восстании в Варшаве... Но обращусь к своему предмету. Я сам был свидетелем, как стоя с генералом Ермоловым на нашей батарее в виду пылающего Смоленска, при постепенно умолкавших пушечных выстрелах, он громко несправедливо порицал Барклая, удалявшего его во второй раз из армии и не решавшегося удерживать неприятеля. «Он не хочет, чтобы я с вами служил, – говорил великий князь, – и разделял вашу славу и опасности». Присутствие великого князя оказывалось вредным в главной квартире армии; он не только не был во главе той партии, о которой говорит граф Толстой, но находился во главе порицателей Барклая, который не мог устранить его от военных совещаний; а между тем великий князь по своей неприязни к Барклаю громко критиковал все его распоряжения и тем нарушал тайну военных советов. Надобно отдать справедливость Барклаю, что он нимало не придерживался немецкой партии, которая и тогда, как в 1805 году, едва не взяла верх в военных советах, куда Пфуль хотел внести элементы гофкригсрата. Нелегко было Барклаю от него избавиться, но бессмысленный дрисский лагерь оказал ему эту услугу и похоронил Пфуля.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/v...

Новоназначенный наместник Авраамиева монастыря Смоленской епархии иеромонах Николай (Золотов) возведен в сан игумена 21 августа 2020 г. 15:45 Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2020 года на должность наместника Спасо-Преображенского Авраамиева мужского монастыря Смоленской епархии назначен иеромонах Николай (Золотов). Его предшественник игумен Хрисанф (Шадронов) назначен игуменом мужского монастыря Новоордынская Поречская Богородице-Рождественская пустынь (деревня Бакланово Демидовского района Смоленской области) ( журналы ). 19 августа 2020 года, в праздник Преображения Господня, во время Божественной литургии в Спасо-Преображенском Авраамиевом мужском монастыре митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор , священноархимандрит обители, возвел в сан игумена иеромонаха Николая (Золотова). Игумен Николай (Золотов Николай Сергеевич) родился 16 марта 1986 года в городе Демидове Смоленской области. В 2009 году окончил Смоленскую духовную семинарию; в 2019 году — Смоленский юридический колледж. С 2019 года обучается заочно в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете . 6 апреля 2015 года в Успенском кафедральном соборе Смоленска был пострижен в рясофор. 19 марта 2016 года в Покровском (семинарском) храме пострижен в монашество (мантию) с именем Николай, в честь равноапостольного Николая Японского. 7 апреля 2015 года в Успенском кафедральном соборе был рукоположен во иеродиакона; 8 января 2016 года в храме свв. Новомучеников и исповедников Церкви Русской города Смоленска — во иеромонаха. В 2015-2016 годах — диакон храма свв. Новомучеников и исповедников Церкви Русской, в 2015-2019 гг. — священник в том же храме. С 2019 года — насельник Спасо-Преображенского Авраамиева мужского монастыря города Смоленска. В 2009-2013 годах нес послушание псаломщика храма свв. Новомучеников и исповедников Церкви Русской и помощника настоятеля по духовно-просветительской и миссионерской деятельности. В 2013-2015 годах трудился в молодежно-миссионерском отделе Смоленской епархии; в 2015-2019 годах был помощником настоятеля прихода храма свв. Новомучеников и исповедников Церкви Русской по религиозно-образовательному и катехизическому служению. С 2015 года нес послушание руководителя православного клуба для глухих и слабослышащих «Глас» при духовно-просветительском центре храма свв. Новомучеников.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

У розпочалася програми для «Комплексна допомога " ям СВО та " ям постраждалих» 31 жовтня 2022 р. 17:23 31 октября 2022 года в Смоленской епархии стартовала образовательная программа для священнослужителей и психологов, оказывающих помощь и поддержку людям, пострадавшим в ЧС, и членам их семей, «Комплексная помощь семьям воинов-участников СВО и семьям пострадавших». Программа реализуется в рамках проекта «Радость жить». Он разработан православным центром защиты семьи, материнства и детства «Смоленский дом для мамы» совместно с отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ и отделом по социальному служению и церковной благотворительности Смоленской епархии. По благословению митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора с 31 октября по 2 ноября первый модуль образовательной программы проходит в Смоленском епархиальном управлении. Программа рассчитана на подготовку 40 специалистов (священнослужителей и психологов). Спикер семинара — кризисный психолог, специалист в области кризисной психологии, реабилитации и психотерапии травматического стресса О.В. Павлова, которая имеет общий стаж работы 20 лет, из них 10 лет — в составе гуманитарных миссий в зонах ЧС. Первый день трехдневного модуля посвящен работе в кризисе. Активное обучение в рамках реализуемого проекта проходят руководитель отдела Смоленской епархии по взаимоотношениям Церкви с обществом и  СМИ протоиерей Валерий Рябоконь, руководитель отдела Смоленской епархии по взаимодействию с Вооруженными силами, ответственный за взаимодействие с Военным комиссариатом Смоленской области протоиерей Владимир Дмитриев, руководитель отдела Смоленской епархии по социальному служению и церковной благотворительности иерей Дионисий Давыдов, руководитель отдела Смоленской епархии по работе с молодежью иерей Андрей Волков, наместник Спасо-Преображенского Авраамиева мужского монастыря г. Смоленска игумен Николай (Золотов), ответственный за окормление военнослужащих Росгвардии по Смоленской области, ответственный за окормление отряда «Меркурий» иерей Димитрий Литвищенко, настоятель храма блаженной Матроны Московской г. Смоленска, военный капеллан иерей Святослав Будревич, настоятель храма великомученика Георгия Победоносца г. Смоленска иерей Сергий Марков, ответственный за взаимодействие с Военным комиссариатом г. Смоленска и Смоленского района протоиерей Игорь Буршта, ответственный за взаимодействие с Военным комиссариатом Краснинского района протоиерей Сергий Мосейчук, клирик храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской г. Смоленска иерей Сергий Осиповский и насельник Спасо-Преображенского Авраамиева мужского монастыря г. Смоленска, клирик храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской г. Смоленска иеромонах Лука (Лисовский). В числе слушателей — директор «Смоленского дома для мамы» Т.С. Степанова, волонтеры-психологи, фельдшеры скорой медицинской помощи, психологи Управления Росгвардии по Смоленской области.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5972920...

Архитектор Авраам Иванович Мельников Авраам (Абрам) Иванович Мельников (1784—1854) — русский архитектор, представитель позднего классицизма, академик и ректор Императорской Академии художеств. Учился в Императорской Академии художеств (1795—1806), где одним из его учителей был А. Д. Захаров. После окончания курса с большой золотой медалью (1807) за «проект здания судебных мест в столичном городе» получил аттестат на звание художника XIV категории со шпагой. Был отправлен в 1808 году в пенсионерскую поездку за границу. В Риме занимался изучением древних памятников; за реставрацию капитолийских бань был избран в члены Академии Святого Луки. По возвращении в Россию с 1811 года начал преподавать архитектуру в Академии художеств, а через несколько лет поступил также на службу в Комитет строений и гидравлических работ. Приняв участие в объявленном вскоре по окончании Отечественной войны конкурсе по составлению проекта храма Христа Спасителя в Москве, Мельников удостоился первой премии, но его проект не был принят к исполнению, так как императору Александру I более понравился мистический проект живописца Витберга, которому и была поручена постройка. Не посчастливилось Мельникову и на конкурсе по перестройке Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, хотя и тут его проект был признан лучшим: государь утвердил проект Огюста Монферрана. Своим усердием в преподавательской деятельности Мельников значительно поднял и подвинул вперед архитектурное дело в России. В 1812 году он был удостоен звания академика, в 1818 — профессора 2-й степени, в 1831 — профессора 1-й степени; в том же году ему поручена должность ректора ИАХ, в которой он был утвержден в 1843 году. В 1851 году возведён в звание заслуженного ректора. Умер 1 (13) января 1854 года, похоронен на Смоленском православном кладбище. Список храмов, которые построил Авраам Иванович Мельников (или с его участием) Белгородская область Церковь Воскресения Христова Борисовский район, Хотмыжск Архитектор: А.И. Мельников Год постройки: Между 1834 и 1839

http://sobory.ru/architect/aimelnikov

Епископ Пантелеимон, сестры милосердия и добровольцы убрали территорию древнего Авраамиевского монастыря в Смоленске 15 мая, 2012. Новостная служба Перед началом работ епископ Пантелеимон рассказал волонтерам, прибывшим на помощь из Москвы, о житии преподобного Авраамия Смоленского, а затем и сам взял грабли и занялся уборкой. 15 мая. ПРАВМИР. На территории древнейшего в Смоленске Авраамиевского монастыря состоялся субботник, при участии правящего архиерея – владыки Пантелеимона, сестер милосердия и добровольцев. Еженедельный молебен в Свято-Успенском соборе перед чудотворным образом Божией Матери «Одигитрия» и на смоленской крепостной стене предварил совместный труд на благо Церкви, сообщает канал «Союз» . В уборке монастырской территории кроме смоленских волонтеров принимали участие 50 добровольцев из столицы. Перед началом работ епископ Пантелеимон рассказал волонтерам, прибывшим на помощь из Москвы, о житии преподобного Авраамия Смоленского, а затем и сам взял грабли и занялся уборкой. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/episkop-panteleimon-se...

(Спасо-Авраамиев Богородицкий училищный), в Смоленске, основан в кон. XII или нач. XIII в. по благословению свт. Игнатия , еп. Смоленского. Первым настоятелем обители, являвшейся ктитореей свт. Игнатия, был назначен прп. Авраамий Смоленский . В годы игуменства преподобного обитель отличалась как материальным достатком, так и строгостью при приеме иноков. Преемником прп. Авраамия был архим. Ефрем , автор жития преподобного. Первоначально мон-рь назывался Богородицким (первая церковь, построенная в обители, освящена в честь Положения ризы Пресв. Богородицы), в источниках XVII в. его называют Авраамиевым, а после постройки в нем в 1755 г. Преображенской ц.- Спасо-Преображенским Авраамиевым. Сведения об обители с нач. XIII в. до возобновления ее в сер. XVII в. крайне скудны. Архим. Леонид (Кавелин) и В. С. Иконников предполагали, что автор описания паломничества в Иерусалим, совершенного из Смоленска в 70-х гг. XIV в., Агрефений, названный в тексте памятника архимандритом Богородицкого мон-ря, был настоятелем именно А. с. м. Возможно также, что обитель упоминается в донесении 1508 г., посланном гетманом кн. К. И. Острожским польск. кор. Сигизмунду I , где содержится просьба вернуть занятые гетманом во время смоленского похода деньги («У Аврама у Смоленску ж позычил есми тридцать коп грошей» - АЗР. СПб., 1848. Т. 2. 45). При строительстве Смоленской крепости, завершенном в 1602 г., обитель была включена в ее пределы. При взятии Смоленска поляками в 1611 г. мон-рь был разорен и обращен в католич. доминиканский училищный мон-рь, а в 1634 г.- упразднен. Воссоздан как правосл. обитель в 1654 г., после возвращения Смоленска в состав России. В 1658 г. А. с. м. стал архимандритией. С 1728 г. при обители размещалась Смоленская ДС, ректоры к-рой являлись настоятелями мон-ря. До сер. XVIII в. все сооружения мон-ря, в т. ч. и Ризоположенская ц., были деревянными. В 1755 г. (по др. данным, в 1765) был выстроен двухэтажный каменный собор (верхняя церковь - Преображенская, нижняя - во имя святых Авраамия и Меркурия чудотворцев); в 1773 г. возведена Введенская ц. В 70-80-х гг. XVIII в. в обители были построены семинарские корпуса, дом настоятеля, библиотечные и учительские кельи, вокруг построек сооружена ограда с башнями. В XIX в. по просьбе горожан к А. с. м. была приписана Благовещенская ц., построенная в 1840 г. на Молоховских крепостных воротах. В кон. XIX в. в обители располагался епархиальный свечной завод. По штатам 1764 г. А. с. м. был отнесен к числу второклассных. Во время Отечественной войны 1812 г. обитель была превращена французами в военный лазарет. Занятия в семинарии возобновились уже в сент. 1813 г. С сер. XIX в. в мон-ре ежегодно 6 и 21 авг. совершались крестные ходы в с. Богородицкое, к месту подвигов прп. Авраамия.

http://pravenc.ru/text/62896.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010