Глебово. Храмовый комплекс. Церкви Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев и Рождества Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Храмовый комплекс.  Утрачен.   Год постройки:Между 1784 и 1786. Год утраты:приблизительно 1960 Адрес: Ярославская область, Рыбинский район, село Глебово, улица Волжская, 1а. Координаты: 58.008143, 38.442927 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 20 км к западу от Рыбинска, на крутом, обрывистом берегу Волги расположено живописное село Глебово. В 16 в. вместе с окрестными селами оно входило в состав Нагатчины, старинной вотчины бояр Нагих. Тогда на месте села находился небольшой погост с деревянной церковью Рождества Богородицы. В 1784 г. в Глебове построили маленькую каменную церковь с престолом ярославских чудотворцев Феодора, Давида и Константина, а в 1786 г. большой летний храм с престолом Рождества Богородицы. В 1823 г. крестьянином князя Голицына из деревни Глухово Матвеем Петровым вокруг обоих храмов была сделана каменная ограда. В 1827 г. теплую церковь Чудотворцев украсил клеевой живописью крепостной живописец помещицы Стерлядевой из с. Спас Ильд Мологского уезда Федор Иванов. В 1880-1881 гг. холодный храм был перестроен по новому фасаду. Интерьер его был расписан крепостным живописцем помещиков Кожиных из с. Кривца Михаилом Федотовым. Паркетный пол штучного набора делал для церкви крепостной столяр Глебовского помещика А.П. Зубкова Антон Демьянов. Закрыт в 1929 г. По информации сайта Рыбинского благочиния http://rybinsk.ortox.ru/ Две церкви: одна построена в 1786 г. тщанием прихожан, зданием каменная, с таковою колокольнею, прочна. Престолов в ней три: в настоящей холодной – Рождества Пресвятой Богородицы, в теплой трапезе: на правой стороне - во имя св. Димитрия митрополита Ростовского чудотв. и на левой стороне - во имя преп. Авраамия архимандрита Смоленского чудотв. Приделы эти вместе с трапезою и двумя каменными, так называемыми, палатками (с правой и левой стороны алтаря летней холодной церкви) устроены были в 1830 г. для ризницы и книгохранилища усердием бывшего помещика с. Глебова Авраамия Петровича Зубкова на собственные средства.

http://sobory.ru/article/?object=60668

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Авраамий (Летницкий), еп. Саратовский (Летницкий Александр Иванович; 1838, Астрахань - 24.10.1893, Саратов), еп. Саратовский и Царицынский. Род. в семье диакона. Учился в Астраханском ДУ, в 1851-1858 гг.- в Астраханской ДС, с 1858 г.- в КазДА, к-рую окончил в 1862 г. по первому разряду. 14 янв. 1863 г. назначен помощником инспектора Смоленской ДС, 19 янв. 1863 г.- помощником ректора. 4 мая 1863 г. пострижен в монашество, 8 мая 1863 г. рукоположен во иеродиакона, 9 мая 1863 г.- во иеромонаха. В том же году получил степень канд. богословия, 25 февр. 1865 г.- магистра богословия с наложением магистерского креста. 9 окт. 1865 г. был переведен на должность инспектора Тверской ДС, а 30 окт. 1868 г.- ректора Вологодской ДС. 28 нояб. 1868 г. возведен в сан архимандрита. 20 окт. 1874 г. назначен ректором Тифлисской ДС, 23 дек. 1879 г.- ректором Калужской ДС. 8 сент. назначен и 2 нояб. 1880 г. хиротонисан во епископа Михайловского, викария Рязанской епархии. С 27 июня 1881 г. епископ Брестский, викарий Литовской епархии, с 9 марта 1885 г. епископ Тобольский и Сибирский, с 16 дек. 1889 г. епископ Саратовский и Царицынский. Заботливый и нестяжательный архипастырь, А. во время общественных бедствий, голода и холеры жертвовал собственные средства, призывал духовенство разъяснять населению меры предохранения от эпидемий. В старших классах Саратовской ДС ввел уроки медицины, основ пчеловодства. Устраивал церковные б-ки, книжные склады, дешевые книжные распродажи, во время поездок по епархии сам раздавал книги. Учредил рукодельные классы при 2 саратовских храмах; положил начало епархиальной б-ке в Саратове. Особое внимание уделял развитию церковноприходских и инородческих школ, устроению народных чтений и внебогослужебных собеседований клира и паствы. Летом 1891 г. А. открыл в Саратове учительские курсы для ознакомления учителей церковноприходских школ и духовных уч-щ с совр. средствами обучения. В том же году курсы посетили обер-прокурор К. П. Победоносцев и В. К. Саблер . В Тобольске в 1886 г. основал специальную комиссию для перевода богослужебных книг на инородческие языки. Открыл в Саратове Братство для борьбы с расколом, в к-ром было 5 отделений и 35 миссионерских кружков, школу при Братстве, готовившую миссионеров из крестьян. А. обладал даром действенной, сердечной речи, его проповеди печатались в издававшемся в Саратове ж. «Братская помощь»; являлся цензором религ. отдела журнала. Награжден орденами св. Анны 1-й и 2-й степени, св. Владимира 3-й степени.

http://pravenc.ru/text/62918.html

Новодяглево. Белокопытовский Казанский Боголюбивый женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1892. Адрес: Россия, Калужская область, Куйбышевский район, деревня Ново-Дяглево. Координаты: 54.163361, 33.774748 Проезд:Рейсовым автобусом Калуга - Бетлица до остановки дер. Козловка (210 км), далее попутным транспортом или пешком до дер. Новодяглево (3 км). Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты На памяти людей и ныне живущих остался Казанский Белокопытовский монастырь, который существовал до тридцатых годов прошлого столетия в Ново-Дяглево Жерелевского сельсовета. Происхождением своим Казанская Боголюбивая женская община (немного позже Казанский Белокопытовский монастырь) обязана Александре Евгеньевне Белокопытовой. Родилась она в 1820 году в Вяземском уезде Смоленской губернии. Родители были небогатыми помещиками. Рано лишившись их, Александра Евгеньевна семи лет была принята на воспитание в дом родного дяди господина Лыкошина, у которого жила своего замужества. В 1836 году Александра Евгеньевна в 16 лет вышла замуж за отставного подполковника Ивана Григорьевича Белокопытова, помещика Мосальского уезда Калужской губернии, жившего в своем имении, сельце Петропавловском, сейчас это деревня Петроселье, что расположена в 7 км от с. Жерелево. Ивану Григорьевичу было тогда 60 лет, его первая жена умерла. Прожив во втором супружестве только 5 лет, Иван Григорьевич скончался, завещав свое движимое и недвижимое имущество Александре Евгеньевне. Несмотря на молодые годы, Александра Евгеньевна не захотела вновь выходить замуж. В то время, в 7 верстах от упомянутого сельца Петропавловского, близ села Троицкого, в даче П.Н. Суходольского, ныне местечко “Монахов колодец”, жил в лесу пустынник Авраамий — старец, к которому приходило много людей за советом и в поисках душевного покаяния. Александра Евгеньевна тоже почитала праведного старца и всегда обращалась к нему за советом в минуту затруднения. Отец Авраамий часто бывал в сельце Петропавловском, он и дал решительный совет Александре Евгеньевне не выходить вторично замуж и устроить в Петропавловском женскую общину.

http://sobory.ru/article/?object=21022

В Смоленске освящен храм в честь преподобного Сергия Радонежского, возведенный в рамках программы строительства новых городских храмов 9 ноября 2020 г. 10:35 6 ноября 2020 года, в праздник иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор совершил великое освящение храма в честь преподобного Сергия Радонежского в микрорайоне Соловьиная роща города Смоленска. Затем в новоосвященном храме состоялась Божественная литургия. Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Борисоглебского церковного округа протоиерей Андрей Мельничук, настоятель новоосвященного храма иерей Лев Гарин, председатель епархиального церковного суда игумен Тарасий (Ланге), клирики Смоленской епархии . Участниками торжества стали представители федеральных, региональных и муниципальных органов власти: сенатор Российской Федерации С.Д. Леонов, депутат Государственной Думы ФС РФ А.В. Туров, первый заместитель губернатора Смоленской области К.В. Никонов, заместитель председателя Смоленской областной Думы, генеральный директор АО «Монолит» М.А. Степанов, глава города Смоленска А.А. Борисов, ректор Смоленского государственного медицинского университета Р.С. Козлов. Радость соборной молитвы в новом храме, возведенном в честь величайшего подвижника земли Русской, разделили ктиторы и строители храма, жители города Смоленска. Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор (регент — Елена Фролова). В завершение богослужения владыка Исидор обратился к молящимся с проповедью. Смоленский архипастырь поблагодарил всех благотворителей и строителей храма в честь преподобного Сергия Радонежского и вручил общецерковные награды и награды Смоленской епархии особо потрудившимся в деле строительства храма. Патриаршей грамотой награждены С.А. Пехтерев и Н.А. Степанова. М.А. Степанов, заместитель председателя Смоленской областной Думы, генеральный директор АО «Монолит» удостоен ордена Русской Православной Церкви в честь святого преподобного Серафима Саровского III степени. Иерей Лев Гарин был удостоен медали «Патриаршая благодарность». Медалью преподобного Герасима Болдинского награжден И.А. Негода. Н.А. Степанова и И.И. Быкова награждены медалью в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» III степени. В.Я. Куницкий и А.А. Борисюк удостоены медали в честь святого преподобного Авраамия Смоленского. Архиерейскими грамотами награждены С.А. Мельяновский, Генеральный директор ООО «Компания ТРАССА» О.О. Алексеенков и Генеральный директор ООО «БК» А.В. Пантюхов.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Г.В. Маркелов Предисловие По традиции публикаторов-предшественников этот раздел начинается с оглавного изображения Иисуса Христа (Атлас,  273 ), которому подлинник уподобляет облик князя Романа Угличского и облик блаженного Исидора Ростовского. Праотцу Аврааму (Атлас,  273 ) уподоблялся преподобный Михаил Клопский. Облики Иоанна Ростовского и Лонгина Яренгского соотносились с обликом Алексия человека Божия (Атлас, 274 ). Апостолу Андрею Первозванному (Атлас, 277 ) уподоблены Авраамий Смоленский и Иосиф Печерский. Мученику Андрею Стратилату (Атлас, 278 , 283 ) подлинник предписывает «подобия» Иакова Ростовского и Пафнутия Боровского. Борода священномученика Антипы (Атлас, 279 ) указывалась в описании внешности Прохора Лебедника и Саввы Тверского Оршинского. Чаще всего святые Древней Руси соотносились в описаниях подлинников с образом священномученика Власия (Атлас, 282 – 283 ), которому уподоблено около 80 русских персонажей. Василию Кесарийскому (Великому) (Атлас, 281 ) уподоблено около 40 подвижников Древней Руси. Великомученику Георгию Победоносцу (Атлас, 285 , 286 ) подлинник уподобляет князя Глеба (Георгия) Боголюбского. Григорий Богослов (Атлас, 287 ) послужил образцом для описания облика почти 20 русских святых. Мученику Димитрию Солунскому (Атлас, 285 , 288 ) уподоблен воин-мученик Меркурий Смоленский. Ефрем Сирин (Атлас, 289 ) служил прототипом для изображения Александра Невского, Арсения Коневского, Ефрема Перекомского, Иоанна (Игнатия) Угличского. Мученику Иакову Перскому (Персиянину) (Атлас, 290 ) подлинник уподоблял князя Олега Рязанского. Облик пророка Илии (Атлас, 291 ) должен был сужить образцом для написания облика князя Довмонта-Тимофея. Бороды 47 русских святых иконописный подлинник предписывал изобра- жать " по образцу бороды Иоанна Богослова (Атлас, 292 , 296 ). Иоанн Златоуст (Атлас, 293 , 294 ) своей бородой служил прототипом для изображений Александра Невского, Ефрема Новоторжского, Леонтия Ростовского, Моисея Угрина, Прохора и Феодора Ростовских и др.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

Леонид, епископ Екатеринославский и Таганрогский (Зарецкий Александр Васильевич) Родился в 1802 году в селе Игумнове Калужской губернии в семье священника. Первоначально учился в Калужской духовной семинарии. 30 июня 1827 года окончил курс Санкт-Петербургской духовной академии со степенью кандидата. 5 сентября того же года пострижен в монашество; 6 сентября рукоположен во иеродиакона, а 8 сентября – во иеромонаха и 22 сентября направлен учителем в Новгородскую духовную семинарию с исполнением должности инспектора. С 17 июня 1828 года – инспектор и учитель Смоленской духовной семинарии. С 24 декабря 1830 года по 2 февраля 1832 года исполнял должность ректора Смоленской духовной семинарии. 6 апреля 1832 года назначен ректором Смоленской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита и назначением настоятелем Смоленского Авраамиева монастыря. В том же году определен цензором проповедей, членом консистории и благочинным Смоленского Троицкого, Вознесенского, Болдинского Троицкого и Юхновского монастырей. 5 февраля 1836 года переведен ректором Могилевской духовной семинарии, настоятелем Братского Могилевского монастыря, членом Могилевской консистории, цензором проповедей и благочинным монастырей: Оршанского, Полоцкого Иоанно-Предтеченского, Буйницкого Могилевского и Вознесенского Борколабовского. В 1840 году командирован для увещания раскольников, населявших Лаврентьевский и Никольский монастыри Могилевской епархии. 10 января 1843 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. 25 февраля 1850 года перемещен епископом Костромским и Галичским. С 19 августа 1853 года – епископ Екатеринославский и Таганрогский. С 14 ноября 1864 года уволен на покой в Московский Симонов монастырь, а затем перемещен в Рязанский Ольгов Успенский монастырь. Скончался 3 декабря 1885 года. Литература: Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древних времен до настоящего времени. – Новгород. 1897. Савва (Тихомиров) , архиепископ. Воспоминания о высокопреосвященном Леониде, архиепископе Ярославском и Ростовском. – Харьков, 1877. – С. 149.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАЗАРЬ Еп. Смоленский (не ранее 1205 - ок. 1225/26). Хиротонисан во епископа Смоленского Киевским митр. Никифором II (не ранее 70-х гг. XII в., до 1183 - не ранее 1199) или Матфеем (до 1210-1220); вопрос о том, кто из них занимал Киевский митрополичий престол в 1199-1210 гг., остается неясным. Л. был следующим епископом на Смоленской кафедре после свт. Игнатия (упом. под 1205 г.- ПСРЛ. Т. 18. С. 41). Его имя отсутствует в списке Смоленских владык в Симеоновской летописи кон. XV в. (Там же. С. 23), но этот список явно неполон в своей начальной части (в него не включен ни один епископ, занимавший кафедру между 1-м Смоленским еп. Мануилом и Феофилактом, рукоположенным в 1354-1356). В списке-помяннике Смоленских владык в Требнике смоленского происхождения (ГИМ. Син. 377. Л. 226 об., ок. 1518) Л. указан как 5-й Смоленский епископ, между Игнатием и Афанасием ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 224). Сведения о Л. содержатся в Житии прп. Авраамия Смоленского - памятнике смоленской литературы 2-й трети XIII в. (не ранее 1237), написанном учеником святого прп. Ефремом . Будучи священником одного из смоленских храмов, Л. защищал прп. Авраамия (который был запрещен церковным судом в служении литургии и сослан в пригородный Успенский Селищенский монастырь) от наветов его противников перед лицом свт. Игнатия: «Сьй бо виде и слыша, яко вся бес правды, яже на блаженаго Авраамиа ону крамолу въздвигнули... пришед глагола к епископу Игнатию: «Великой есть быти опитемьи граду сему, аще ся добре не опечалиши»; яко же и бысть. Блаженый Игнатий сего послуша, скоро посла по всем игуменом и к всем попом, заповедая и запрещая всем от всякого речениа зла престати, яже на блаженаго Авраамия» (Житие прп. Авраамия Смоленского. 1912. С. 11-12). В Житии прп. Авраамия Л. называется «блаженым» и указывается, что он был епископом после Игнатия, «истинною рещи, яко поборник и пастух Христовы Церкве словесных овець», однако вынужден был оставить кафедру: «...сьй бо беаше Бога ради оставил епискупью свою и за многое обидение святых церквеи, иже обидят и властели, отъимающе чюжая бес правды и обидящих вдовица и сироты» (Там же. С. 11). Пример Л., согласно Б. Н. Флоре , наряду с др. примерами показывает, что «в XIII в. русская церковная иерархия стремится пересмотреть традиционные отношения со светской властью, расценивая обычную практику светских патронов по отношению к церковному имуществу как «грабеж и насилие»» ( Флоря Б. Н. Исследования по истории Церкви: Древнерус. и слав. Средневековье. М., 2007. С. 90).

http://pravenc.ru/text/2462529.html

Смоленск. Домовая церковь Иоанна Богослова в бывшем здании Духовной семинарии. Домовая церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Школьное духовное образование в Смоленске окончательно сформировалось при епископе Смоленском Гедеоне (Вишневском) (1728 – 1761) и завершилось созданием здесь семинарии в 1728 году. Преосвященный Гедеон, являвшийся ранее ректором Московской славяно-греко-латинской академии, с первых же дней своего пребывания на Смоленской кафедре приложил много усилий для распространения просвещения среди духовенства. Ввиду того, что Духовный Регламент предписывал создавать училища при монастырях, преосвященный Гедеон решает открыть семинарию в Авраамиевском монастыре, в котором в период вхождения Смоленска в состав Польши существовала созданная доминиканцами школа. В 1728 году в ответ на просьбу епископа Гедеона последовал именной указ императора Петра II об учреждении в Смоленске семинарии и о ежегодном выделении на ее содержание 500 рублей. В 1861-1867 гг. в Смоленской семинарии учился будущий выдающийся русский ученый-естествоиспытатель, основоположник отечественного почвоведения Василий Васильевич Докучаев. В 1889 году обучение в Смоленской семинарии завершил Иван Иванович Орловский, будущий известный историк и краевед. В 1901 году Смоленскую семинарию окончил Александр Романович Беляев – знаменитый писатель-фантаст, один из основоположников советской научно-фантастической литературы. К началу 1870-х годов помещения семинарии уже не отвечали потребностям. Очевидной стала необходимость строительства нового здания семинарии. К сентябрю 1891 года новое здание семинарии было построено. Расположилось оно на Спасской улице (ныне ул. Реввоенсовета) и сохранилось до наших дней. Внутри нового корпуса была устроена домовая семинарская церковь в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова. После Октябрьской революции постановлением Отдела народного образования Смоленского губернского Исполнительного комитета Смоленская духовная семинария, как и все духовные учебные заведения г. Смоленска, была закрыта 1 октября 1918 года. Учащимся, желавшим продолжить свое образование, было предложено поступить в другие учебные заведения Смоленской губернии. Позже многие преподаватели и воспитанники семинарии подверглись гонениям и репрессиям. Так закончилось почти двухсотлетнее существование Смоленской духовной семинарии. После закрытия духовной семинарии в здании располагались различные военные ведомства. В настоящее время в здании располагается филиал Московского проектно-изыскательного института связи Министерства обороны Российской Федерации.

http://sobory.ru/article/?object=38163

Смоленск. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " на Гурьевском кладбище. Гурьевская церковь Карта и ближайшие объекты В городском районе Садки на краю большого и старинного кладбища, на входе высится старая руинированная колокольня и остатки кладбищенской ограды. Раньше здесь стояла церковь в честь святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. Она была построена приблизительно между 1801–1805 годами и приписана к Крестовоздвиженской церкви, которая и ныне находится на Ново-Московской улице. Этот храм был закрыт для верующих в 1940 году, вновь открыт в 1941 году (у оккупационной администрации Смоленска было такое направление деятельности по открытию церквей с целью привлечения местного населения на свою сторону – прим. авт.). Здание значительно пострадало во время боев, и было окончательно снесено в 1970-х годах. В Заднепровье, в Садках, возле кладбищенской церкви Гурия, Самона и Авива многими исследователями, например, Иваном Хозеровым, а также Николаем Ворониным и Петром Раппопортом отмечалось возможное наличие в древности каменного храма. Еще Никифор Мурзакевич писал, что близ кладбищенской Гурьевской церкви на правом берегу Днепра, на горе, есть следы Крестного монастыря, где подвизался Авраамий Смоленский. Особое внимание ему уделил С.П. Писарев. После долгих поисков исследователь нашел у юго–западного угла ограды Гурьевского кладбища майоликовые плитки, сделанные " из черной глины или речного ила " . Он отнёс их к храму Креста, который почему–то считал деревянным. Сравнивая плитки с плитками смядынского собора и отмечая лучшее качество последних, он считал их более поздними, т.е. относил убор храма Креста (как и всю постройку?) к более раннему времени. И.М. Хозеров повторил обследование и нашёл мелкие майоликовые квадратные плитки (10 х 10 и 11.5 х 11.5 см) и треугольные (с катетами 10, 11.5 см), из чего заключил, что храм был несомненно каменным. Остатков его на месте находки Хозеров не обнаружил и полагал, что на руинах храма построена существующая Гурьевская церковь.

http://sobory.ru/article/?object=04119

21 нояб. 1810 г. И. был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. Особо заботился о Горицком в честь Воскресения Господня монастыре , 11 июля 1811 г. в Новгороде возвел в игуменьи мон. Маврикию (Ходневу), к-рая ввела в обители общежительный устав. 6 июля 1813 г. И. возглавил Смоленскую и Дорогобужскую епархию. Основное время и силы посвящал восстановлению церковной жизни, храмов и мон-рей епархии, многие из к-рых были разрушены или разграблены в результате нашествия франц. войск в 1812 г. В этом ему пригодился хозяйственный опыт, приобретенный ранее на поприще монастырского служения. Мн. клириков И. спас от бедственного положения, добиваясь от властей выдачи пособий на восстановление хозяйства. Не дожидаясь окончательного завершения ремонтных работ в корпусах Смоленской ДС, И. объявил о возобновлении занятий в сент. 1813 г. Книг в семинарии не было, в аудиториях отсутствовала необходимая мебель, поэтому ученики во время занятий были вынуждены сидеть на полу. Нередко И. приходил в семинарию и своим словом поддерживал воспитанников и преподавателей, также находившихся в стесненных условиях. К кон. 1813/14 уч. г. курс наук уже преподавался в полном объеме. С целью более качественной подготовки кандидатов в священство в 1817 г. И. произвел преобразования в Смоленской ДС в соответствии с реформой духовного образования 1808-1814 гг. Семинария с подведомственными ей уч-щами вошла в Киевский учебный окр., а в 1819 г. была переведена в С.-Петербургский окр. Согласно уставу, утвержденному И., обучение в Смоленской ДС продолжалось в течение 6 лет на 3 отд-ниях: низшем, среднем и высшем, по 2 года на каждом. В низшем отд-нии изучались словесные науки и всеобщая история; в среднем - философия, математика и физика; в высшем (богословский класс) - богословские дисциплины и церковная история. Во всех отделениях преподавались греч., нем. и франц. языки, а в среднем и высшем - также древнеевр. язык. Студенты-богословы произносили проповеди в Авраамиевом смоленском в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне монастыре . В 1819 г. по инициативе И. в Смоленске был открыт епархиальный комитет Российского Библейского общества . За короткое время архиерею удалось собрать для нужд об-ва 5 тыс. р.

http://pravenc.ru/text/578108.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010