Горячий любитель пустыни и безмолвия – раз принесший их в жертву благу и спасению других, до глубокой старости трудился над устроением обители, в назидании братии и приходящих и только уже предчувствуя приближение смерти, передал управление монастырем ученику своему Харитону, который состарился, во всем подражая ему. Время кончины пр. Евфимия неизвестно, но так как собеседник его пр. Александр, достигший глубокой старости, скончался еще в 1439 году, а Евфимий вышел из Каменного монастыря в пустыню прежде него и едва ли был его моложе, то по всей вероятности блаженная кончина пр. Евфимия последовала в начале второй половины XV века, не далее 1465 года. Ученик его блаженный Харитон более 40 лет продолжал труды своего наставника, старался во вссм ему подражать и украшенный святолепными сединами почил о Господе 11 апреля 7017 (1509) года. Монастырь их существовал до 1764 года. В 1662 году монастырь имел 113 дворов, а во время закрытия 530 душ. Настоятельство в нем было всегда игуменское. Ныне мощи преподобных Евфимия и Харитона почивают под спудом в приходской Вознесенской церкви. Память их совершается 11 апреля. В белозерских святцах 148 имя пр. Евфимия записано под 20 января, но вероятно это день тезоименитства, а не кончины его. Преподобные Аврамий и Коприй Печенгские По рукописному описанию святых 149 преподобные отцы Аврамий и Коприй иже у Спаса на Печенге Быша в лето 7000 (1492). Так как Комельский лес, в котором находилась их пустынная обитель, еще с половины XIV века начал привлекать к себе пустынножителей из разных мест, даже из далекой Греции и так как основанный в нем обители, кроме частых пожаров, подвергались еще нападениям и раззорениям от врагов, – то и не дошло до нас никаких сведений о том, откуда были родом и где пострижены в монашество преподобные Аврамий и Коприй. Не были ли они пострижениками монастырей Сильвестрова, Сергиева или Павлова, находившихся в том же Комельском лесу, не оставили ли они своих монастырей по причине многолюдства братии и по любви к пустынножительству? Известно только то, что в 1492 году они в первый раз пришли на рчку Печенгу в 20 верстах от Вологды и поселившись в здешнем, тогда глухом и непроходимом лесу, построили церковь Спаса Преображения, отчего и монастырь их получил название Спасского-Печенгского. Много надобно было подять трудов, много нужно было перенести нужд и скорбей, чтобы в пустом месте, не имея ни друзей, ни денег, устроить монастырь, завести в нем строгий во всем порядок и руководить собравшеюся братией не столько распоряжениями и приказаниями, сколько убеждениями и собственным примером, – но блаженные трудники не щадили себя и крепко подвизались для Господа до самой своей кончины. Монастырь их, имевший 227 душ крестьян, закрыт в 1764 году, а церковь обращена в приходскую. Мощи преподобных почивают в ней под спудом. По древним рукописным святцам память их 4 февраля 150 . Преподобные Авксентий и Онуфрий Перцевские

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Просветительная деятельность пустыннолюбивых иноков в XV и XVI веках проникла и в отдаленное северное поморье, где по обширным тундрам кочевали дикие лопари. Средоточием этого просвещения была Соловецкая обитель. Они приходили к пр. Зосиме и принимали крещение. Постриженник этой обители, пр. Феодорит (1577), с 13 лет посвятивший себя Богу, местом своих подвигов избрал самый северный край, наиболее чуждый христианству. Он поселился для уединения на р. Коле и провел с одним старцем там 20 лет. Удостоенный затем в Новгороде священства, он возвратился на Колу. Старец с юношеским жаром проповедывал лопарям на их языке, учил их грамоте, перевел им молитвы. В один раз он крестил 2000 язычников. В устье Колы он создал Троицкую обитель. Строгость его правил была причиной изгнания малодушными Феодорита из обители. Он жил потом в Новгороде, был затем архимандритом суздальского Евфимиева мон. По поручению царя Uoahha IV Грозного, он ездил в Грецию для испрошения у восточных патриархов утверждения принятого государем царского сана. Воротясь, Феодорит жил в вологодских пределах, но не забывал своих Кольских духовных чад и два раза, уже в глубокой старости, ездил туда для укрепления их в вере. Просвещенные им лапландцы Кольские и сами ездили в Москву и Новгород просить себе священников. В одно время с пр. Феодоритом, у самого Нордкапа, проповедывал сын священника новгородского края, юный и пламенный подвижник пр. Трифон Печенгский или Кольский (1495–1583). Место его проповеди было за Колой, по р. Печенге. Несколько лет боролся он с кебунами – волхвами лопарей, терпел оскорбления и побои, не раз подвергал жизнь опасности, но все таки достиг цели своей настойчивостью. Просветив множество лопарей на р. Печенге и Пазреке (Пазе), он сходил в Новгород за антиминсом, построил на Печенге церковь св. Троицы. Он принял пострижение; создался монастырь. С Колы и Печенги христианство распространилось около Кандалашской губы и по всему поморью. Пострижение пр. Трифона было совершено иером. Илиею в 1533 г. После этого к преподобному приходили лопари отовсюду. Вел. кн. Василий III и царь Иоанн IV старались помочь безкорыстным проповедникам-инокам и, снабжая крестившихся лопарей грамотами, ограждали их от притеснений чиновников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

54 Святитель Феофан (Говоров; 1815–1894) пребывал в затворе в Вышенской пустыни (Шацкий уезд, Тамбовская губерния). Канонизирован Русской Церковью в 1988 году. 56 Андреев Леонид Николаевич (1871–1919) – русский писатель, автор повестей и пьес. В начале века пережил кризис религиозного сознания. Скончался вне Церкви. Отпадением от Церкви характеризуется и творчество его сына – Даниила Андреева. 61 Батюшка начал беседу чтением отрывка из книги «На горах Кавказа» – об Иисусовой молитве. Он предупредил, что тем из нас, кто бывал у него раньше, прочитанное не скажет ничего нового, все будет знакомо, но это известное можно повторять много раз. 64 Святитель Игнатий (Брянчанинов ; 1807– 1867; память 30 апреля) – из дворянской семьи, с юных лет хотел стать монахом. Получив образование, в 1827 году вступил в Александро-Свирский монастырь к старцу Льву, затем вместе со старцем – в Оптину. Впоследствии удаляется в вологодские обители. В 1833 году стал архимандритом Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом. Там и написал значительную часть своих творений. В 1857 году посвящен во епископа Кавказского, с 1861 года – на покое в Николо-Бабаевском монастыре. Канонизирован в 1988 году. 70 Комментарий к «Житиям святых» по руководству святителя Димитрия Ростовского полагает, что Фраческая гора находилась в Ливии либо Эфиопии. Преподобный Марк Фраческий († 400; память 5 апреля) был уроженцем Афин, поэтому именуется также Афинским. 74 Аттила († 453) двадцать лет был предводителем гуннов, которые в этот период достигли своего наивысшего могущества. 76 Старцы в мужских обителях, как правило, имеют две приемные: мужчины допускаются вовнутрь монастыря (скита), а для женщин устраивается внешняя келья. 78 Сперанский Михаил Михайлович (1772–1839) – советник императора Александра I. Руководил кодификацией законов Российской Империи. Будучи сыном сельского священника, в конце жизни получил титул графа. Читать далее Источник: Беседы великих русских старцев. О Православной вере, спасении души и различных вопросах духовной жизни. – Москва : Трифонов Печенгский монастырь, «Ковчег», 2003. – 1504 с.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Среди них - волости Чекуевская, Чюхчин Бор, Мудьюга, Вонгуда, Подпорожье, Пияла, Вазинга (Вазенская), Поле на р. Кодина и др. На морском берегу - Ворзогоры, Кушерека «с деревнями и с пустошами и реки и с озеры и с рыбными ловлями и со всякими угодьями». В 1658 г. мон-рю была передана часть земель вдоль рек «с рыбными ловлями» в Кольском у. Эти земли были известны соляными варницами, рыболовными и зверобойными промыслами, смолокурением и лесозаготовками. Патриарх приписал к строящейся обители Трифонов Печенгский мон-рь , а Новгородский митр. Корнилий - еще 2 пустыни - Сырьинскую и Благовещенскую на Касьяновом Волочке на р. Онеге (Там же; Гемп. 1966. Л. 3). В 60-х гг. XVII в. мон-рю принадлежали села в Вологодском и Белозерском уездах, но вскоре они были отобраны. Вотчины, пожалованные патриархом, либо покупались, либо отбирались у др. владельцев. У Соловецкого мон-ря в пользу К.-О. м. была отобрана Кушерецкая вол., у Антониева Сийского мон-ря - земли на р. Иоканьге. В 1686 г. К.-О. м. захватил дер. Калитинскую, принадлежавшую Кожеезерскому Богоявленскому мон-рю, после чего было проведено специальное расследование и размежевание земель ( Гемп. 1966. Л. 4). После низложения патриарха Никона (1666) К.-О. м. потерял не только своего покровителя, но и часть вотчин, возвращенных прежним владельцам. В 1682 г. на 3 месяца К.-О. м. был приписан к Новоиерусалимскому Воскресенскому мон-рю, затем указ был отменен. В период преобразований имп. Петра I с вотчин К.-О. м. собирали деньги на «корабельное строение», из монастырской казны направлялись средства на возведение Новодвинской крепости, монастырские крестьяне были ее строителями (Там же. Л. 18). Только в 1702 г. от К.-О. м. потребовали 99 чел. (по одному с 5 дворов), с лопатами, кирками и др. инвентарем, а также 27 лошадей ( Шилов Н. И. Крестный мон-рь//Арх. СГИАПМЗ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 444. Л. 38). В XVIII в. земли по р. Онеге, богатые лесными угодьями, стали интересовать иностранцев. С 1756 г. при мон-ре на рогу (мысе), как на удобном и безопасном месте для пристанища всякого рода судов, устраивалась купеческая лесная биржа с таможней.

http://pravenc.ru/text/1684594.html

В 1724 г. к Д. м. было приписано 6 обителей: Григориев Пельшемский Лопотов мон-рь, Заоникиева Владимирская, Белавинская Богоявленская, Арсениева-на-Масляне и Репная Спасская пустыни (ГАВО. Ф. 496. Оп.1. Д. 771. Л. 23 об.), в 1726 г.- Арсениев Комельский, вологодский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов, Печенгский в честь Преображения Господня мон-ри, Рябинина Казанская и Алек-сандрова Коровина Троицкая пустыни. По штатам 1764 г. Д. м. был причислен к 2-му классу; в степени вологодских мон-рей Д. м. был 1-м, среди рус. 2-классных оби-телей - 20-м. Во время Отечественной войны 1812 г. ректор МДА архим. Симон и прот. московского Архангельского собора Алексий Шумилин привезли в Д. м. цен-ности Патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой лавры, московских Чудова, Ново-спасского, Знаменского, Новодевичьего, Покровского, Угрешского, Вознесенского мон-рей и нек-рых соборов столицы. Реликвии хранились в Спасском соборе. В 1824 г. Д. м. посетил имп. Александр I. По воспоминаниям прп. Пимена (Мясникова), со-стояние Д. м. в сер. XIX в. производило «весьма грустное впечатление» и свидетель-ствовало о «...прошлом благоустройстве, благолепии и величии обители». Храмы и другие строения. До 1-й трети XVI в. все постройки в мон-ре были де-ревянными. Летописный свод 1497 г. (ГИМ. Увар. 592) и Вологодская летопись (ГИМ. Увар. 591), написанные, вероятно, в Д. м., содержат сведения о частых по-жарах в обители и монастырских вотчинах. Каменное строительство началось в 30-40-х гг. XVI в.- возобновилось храмоз-дательная деятельность в тех мон-рях Белозерья, Вологды, Костромской десятины, к-рые посетил вел. кн. Василий III Иоаннович в 1528 г. Строительство осуществля-лось, по мнению С. С. Подъяпольского, артелью ростовских мастеров, усвоивших приемы московской архитектуры нач. XVI в. Особенностью созданных ими построек является сочетание в архитектуре форм московского и местного зодчества XV в., а также ренессансных мотивов, появившихся в рус. архитектуре в кон. XV - нач. XVI в. В это время возводятся Благовещенская ц. (1530-1534) в Ферапонтовом в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре, Архангельский и Предтеченский храмы (1531-1534) в Кирилло-Белозерском мон-ре, Успенский храм с трапезной (заложена в 1536-1538) и ц. прп. Павла Обнорского (1546) в Павловом Обнорском мон-ре, со-бор Воскресения Христова (1544) в Горицком в честь Воскресения Господня мон-ре.

http://sedmitza.ru/text/569246.html

198 Основанный преп. Кассианом монастырь упразднен в 1764 году, при чем церковь сделана приходскою для соседних селений. В ней почивают мощи преп. Кассиана, под спудом. Надгробная икона написана иконописцем-священником по двукратному явлению чудотворца. Чудеса исчислены в Яросл. Епарх. ведом. 1861. 29. 199 Время основания Снетогорского монастыря, близь Пскова, на Снетной или Снятной горе, неизвестно. В 1299 году он был разорен Ливонскими рыцарями, при чем умерщвлен блаж. игумен Иоасаф с 17 иноками. Соборная церковь обители, построенная в 1312 г., замечательна по красоте древнего зодчества. 200 Спасо-Елеазаров монастырь, в 25 верстах к северу от Пскова, близь Псковского озера, основан в 1425 году преп. Евфросином, в мире Елеазаром, который собрал братию, дал ей наставление в форме завещания, сохранившегося до ныне, потрудился более 50 лет в пустыне и преставился 15 мая 1481 года, достигнув 95-ти-летней старости. Мощи его почивают под спудом в соборном храме воздвигнутой им обители. 201 Основанный преп. Саввою Крыпецкий монастырь находится в 20 верстах от г. Пскова, за р. Псковою. В нижней церкви под собором св. Иоанна Богослова, построенном в 1547 году, почивают под спудом мощи преп. Саввы чудотворца.Подробности о Спасо-Елеазаровом и Крыпецком монастырях можно найти в книге моей: «Святыни и древности Пскова». 203 Память преп. Александра чтили церковною службою с 1547 года (Акты Арх. Экспедиц. I. 203), но мощи его открыты не ранее 1641 года, и царь Михаил устроил серебряную раку, в которой они и ныне покоятся. В алтаре московского Успенского собора есть древний, огромной величины, образ «в житии» преп. Александра Свирского . По свидетельству одной старинной рукописи, эта икона прославлена чудесами в 1555 году. Она стояла тогда «у столпа, противу чудоноснаго гроба блаж. Ионы митрополита» (Сборник Румянц. Музея XVII века под 364, л. 286). 204 О подвигах преп. Сергия и Павла см. во второй книжке наших Рассказов главу VI-ю стран. 175–180. 205 По рукописному описанию вологодских святых, преп. отцы Аврамий и Коприй Печенгские жили в 1492 г. Пустыня их была в Грязовецком уезде, в 20 верстах от Вологды. Там и мощи их почивают под спудом, в Спасской церкви, сделавшейся приходскою по упразднении обители в 1764 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

В 1724 г. к Д. м. было приписано 5 обителей: Григориев Пельшемский Лопотов мон-рь , Заоникиева Владимирская, Белавинская Богоявленская, Арсениева-на-Масляне и Репная Спасская пустыни (ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 771. Л. 23 об.), в 1726 г.- Арсениев Комельский, вологодский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов , Печенгский в честь Преображения Господня мон-ри , Рябинина Казанская и Александрова Коровина Троицкая пустыни. По штатам 1764 г., Д. м. был причислен ко 2-му классу; в степени вологодских монастырей Д. м. был 1-м, среди рус. 2-классных обителей - 20-м. Во время Отечественной войны 1812 г. ректор МДА архим. Симон и прот. московского Архангельского собора Алексий Шумилин привезли в Д. м. ценности Патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой лавры, московских Чудова, Новоспасского, Знаменского, Новодевичьего, Покровского, Угрешского, Вознесенского монастырей и некоторых соборов столицы. Реликвии хранились в Спасском соборе. В 1824 г. Д. м. посетил имп. Александр I . По воспоминаниям прп. Пимена (Мясникова) , состояние Д. м. в сер. XIX в. производило «весьма грустное впечатление» и свидетельствовало о «...прошлом благоустройстве, благолепии и величии обители». Храмы и другие строения До 1-й трети XVI в. все постройки в мон-ре были деревянными. Летописный свод 1497 г. (ГИМ. Увар. 592) и Вологодская летопись (ГИМ. Увар. 591), написанные, вероятно, в Д. м., содержат сведения о частых пожарах в обители и монастырских вотчинах. Собор в честь Всемилостивого Спаса. Фотография. Нач. XX в. (ВГИАХМЗ) Собор в честь Всемилостивого Спаса. Фотография. Нач. XX в. (ВГИАХМЗ) Каменное строительство началось в 30-х гг. XVI в.- возобновилась храмоздательная деятельность в тех мон-рях Белозерья, Вологды, Костромской десятины, которые посетил вел. кн. Василий III Иоаннович в 1528 г. Строительство осуществлялось, по мнению С. С. Подъяпольского, артелью ростовских мастеров, усвоивших приемы московской архитектуры нач. XVI в. Особенностью созданных ими построек является сочетание в архитектуре форм московского и местного зодчества XV в., а также ренессансных мотивов, появившихся в рус. архитектуре в кон. XV - нач. XVI в. В это время возводятся Благовещенская ц. (1530-1534) в Ферапонтовом в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре , Архангельский и Предтеченский храмы (1531-1534) в Кирилловом Белозерском мон-ре, Успенский храм с трапезной (заложена в 1536-1538) и ц. прп. Павла Обнорского (1546) в Павловом Обнорском мон-ре , собор Воскресения Христова (1544) в Горицком в честь Воскресения Господня мон-ре .

http://pravenc.ru/text/172064.html

Труды. Творческая биография. Библиография/Сост. Е. И. Тропичева и др. Архангельск, 2013. С. 68–83. Впервые работа опубликована в 1914 г.; Башнин Н. В. К вопросу о транспортных путях и средствах передвижения в XVII в. (по материалам приходо-расходных книг Вологодского архиерейского дома)//Вестник церковной истории. 2018. 3/4(51/52). С. 303–310. В частности, такие книги известны для архивов Соловецкого, Николо-Корельского и Крестного Онежского монастырей. См.: Иванов В. И. Бухгалтерский учет в России XVI–XVII вв.: Историко-источниковедческое исследование монастырских приходо-расходных книг. СПб., 2005. С. 23, 31; Приходо-расходные книги Соловецкого монастыря. 1571–1600 г./Сост. Е. Б. Французова. М.; СПб., 2013. С. 21. Никонов С. А. Троицкий Печенгский монастырь в Кольском остроге в XVI–XVIII веках: краткий исторический очерк//Описи церковного имущества Кольского Печенгского монастыря и Воскресенского собора города Колы XVIII – середины XIX веков/Сост. и авт. ст. Д. А. Ермолаев, С. А. Никонов. Мурманск, 2013. С. 11. Подробнее об этом см.: Никонов С. А. Восстановление жалованных грамот Троицкого Печенгского монастыря в первой трети XVII в.//XI Ушаковские чтения: Сборник научных статей/Науч. ред. Ю. П. Бардилева. Мурманск, 2015. С. 49–54. Этот сыск упоминается в жалованной грамоте монастырю 1675 г. (Сборник грамот Коллегии экономии (далее – Сборник ГКЭ). Т. 2. Л., 1929. 154. Стб. 495). Подробнее об этом см.: Никонов С. А. Конфликт Троицкого Печенгского монастыря и саамов Нотозерского и Сонгельского погостов в конце XVI – начале XVIII века: этапы и формы противоборства//Поморские чтения по семиотике культуры. Вып. 10: Актуальные проблемы семиотики геосоциального и геокультурного пространства Европейской части Российской Арктики: Сборник научных статей и материалов/Отв. ред. Н. М. Теребихин, Л. Д. Попова. Архангельск, 2018. С. 229–230. Никонов С. А. Конфликт Троицкого Печенгского монастыря... С. 230. Об актовом архиве Троицкого Печенгского монастыря см.: Никонов С. А. Актовый архив Троицкого Печенгского монастыря по документам церковного и государственного кадастра XVII–XVIII вв.//Русь, Россия: Средневековье и Новое время.

http://sedmitza.ru/lib/text/9941231/

От Ледовитого моря до Чёрного, от Балтики до океана Великого, от островов Соловецких до Ситхи и Сахалина, от Колы и Архангельска до Ташкента и Самарканда, при всей народной скудости, на громадном протяжении, без путей сообщения, посреди дремучих лесов и топких болот, при редком населении, несмотря на тяжкие исторические испытания, требовавшие напряжения всех сил народных, Церковь православная насадила храмы Божии. В них-то и воспитался народ наш, в них он учился прекрасным нравственным свойствам; книги церковные до самого последнего времени были его любимым, единственным чтением. Не одними героями брани и государственного строения силен и славен народ наш! Нет, он просиял великими праведниками, – этого никто отрицать не смеет; он приумножил данные ему таланты веры, он пронёс слово благовестия евангельского, а с ним и блага порядка христиански-государственного до последних пределов земли, куда не ступала нога образованного человека. Наши святые: Антоний и Феодосий Печерские , Сергий Радонежский, Пётр, Алексий, Иона и Филипп Московские, наши Сергий и Герман Валаамские, Зосима и Савватий Соловецкие, Стефан, просветитель Пермский, Трифон Печенгский, Феодорит Кольский, – просветители лопарей и самоедов, Трифон Вятский, преподобный Герасим Вологодский, Вассиан Олонецкий, Кирилл Челмогорский и до последних времён святые Макарий, Иннокентий, Димитрий, Митрофан, Тихон, Феодосий, Серафим, наши многие, ещё не объявленные святыми старцы, подвижники, духовники народные Филарет Киевский, Парфений, Илларион, Макарий, Амвросий, Феофан и другие, из которых многие только недавно почили, а многие и живы, – всё это – плод православия, всё это – герои нравственные, и их у нас целое небо духовное, целый сонм живых носителей христианского идеала, которые и доселе служат примерами для подражания. Имеющие очи видеть и уши, чтобы слышать, находили их и доныне находят то под покровом смирения и безвестности, в пустынях, в обителях, а иногда и под покровом высокого священноначальствования, взятого, как бремя, во имя послушания...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь в период от учреждения автокефалии в 1448 г. до 1589. Монастыри и монашество ГЕРАСИМ († 1-я четв. XVI в.) Волоколамский, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕРМАН [Соловецкий] († 1479 или 1484), прп. (пам. 30 июля, 8 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ГЕРМАН († 1589), прмч. Печенгский, Кольский (пам. 2 дек. , 15 дек. - в Соборе Кольских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГРИГОРИЙ Пельшемский, Вологодский, прп. (пам. 30 сент., в Соборе Вологодский святых и в Соборе Костромских святых) ГУРИЙ (Тушин Григорий Иванович; 50-е гг. XV в.- 1526)), мон. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, ученик прп. Нила Сорского, книгописец ДАНИИЛ (Димитрий Константинович; ок. 1460-1540), прп. (пам. 7 апр., 30 дек., 28 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ДИОНИСИЙ (Даниил Васильевич Звенигородский Лупа, кн.; † 1538), постриженик и ученик прп. Иосифа Волоцкого, библиофил ДОСИФЕЙ (Тутолмин; † ок. 1530?), строитель в Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня муж. мон-ре ДУДИН АМВРОСИЕВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ основан не позднее сер. XIV в. в Березополье Нижегородского княжества, при впадении речки Зуевки в р. Оку ЕВФИМИЙ († после 1492? или ок. 1527?), прп., Корельский (пам. 18 апр.- вместе с праведными Антонием и Феликсом Корельскими, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 15 дек.- в Соборе Кольских святых) ЕВФИМИЙ (Турков Елеазар Иванович; ранее 1524 - после 1587), писатель, книгописец, один из организаторов ведения документации в Волоколамском мон-ре и сохранения письменного наследия прп. Иосифа Волоцкого и его учеников ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/136479_2.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010