10 Ефремцев Г., Кузнецов Д. Коломна. М., 1977. С. 37. См. также Вагнер Г. К.,Чугунов С. В. По Оке от Коломны до Мурома. М., 1980 (Дороги к прекрасному). С. 23–25; Архимандрит Амвросий (Орнатский). История Российской иерархии. Ч. 3. М., 1811. С. 458. 11 Масленицын С. И. Муром. М., 1971. С. 9–11; Беспалов Н. Муром: Памятники архитектуры и искусства. М., 1990. С. 12–13. 12 Баниге B. C., Милорадович А. Н. Памятник Казанской победы в Ростове//Краткие сообщения Института археологии. Т. 139: Славяно-русская археология. М., 1974. С. 118. См. также Федотова Т. П. Вокруг Ростова Великого. М., 1987. С. 130–131; Мельник А. Г. Исследования памятников архитектуры Ростова Великого. Ростов, 1992. С. 11–17. 13 Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем. Т. 3: Монастыри закрытые до царствования императрицы Екатерины II. СПб., 1897. С. 190. 2146. 20 Зверинский В. В. Указ. соч. Т. 2: Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. СПб., 1892. С. 99–100. 726. 24 Зверинский В. В. Указ. соч. Т. 1: Преобразования старых и учреждение новых монастырей. СПб., 1890. С. 286–287. 576. 26 Там же. Т. 2. С. 331. 1170. Сведения о других рязанских монастырях см.:Там же. Т. 2. С. 274. 1063; Т. 3. С. 72. 1642. 32 Зверинский В. В. Указ. соч. T. 1. С. 198–199. 344; Барсов Е. В. Андрей Завалишин и его пустыня//ЧОИДР. 1884. Кн. 4. С. 1–16. 33 Зверинский В. В. Указ. соч. T. 1. С. 144–145. 193; Барсов Е. В. Исторический очерк Важеозерской пустыни//Памятная книжка Олонецкой губернии за 1868–1869 гг. Петрозаводск, 1869. Отд. 3. С. 65–80. 35 Житие преподобного Трифона Печенгского, просветителя лопарей//Православный собеседник. Казань, 1859. Май. С. 89–120. 37 Житие Антония Сийского. Текст и словоуказатель/Под редакцией А. С. Герда. Изд. СПбГУ, 2003. См. также Рыжова Е. А. Антониево-Сийский монастырь. Житие Антония Сийского. Книжные центры Русского Севера. Сыктывкар, 2000. 39 Зверинский В. В. Указ. соч. Т. 2. С. 187–188. 884; Коноплев Н. Святые Вологодского края… С. 85–101.

http://pravmir.ru/monastyiri-i-monashest...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Иона» найдены статьи: ИОНА ветхозаветный пророк (пам. 22 сент.), именем которого названа книга в составе собрания книг 12 малых пророков ИОНА (рубеж 80-х и 90-х гг. XIV в., - 1461) митр. Киевский и всея Руси, свт. (пам. 31 марта, 27 мая, 15 июня, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент. в Соборе Липецких свяхых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей) ИОНА († 1470), еп. Пермский, свт. (пам. 6 июня, в Соборе святых Пермской митрополии, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ИОНА (Иван; † 1470), Отенский, архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 5 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОНА († 1474-1480), прп. Псково-Печерский (пам. 29 марта, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской) ИОНА († после 1592) Яшезерский, основатель Благовещенской Ионо-Яшезерской пуст., прп. (пам. 22 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), ИОНА (Мирошниченко Иван Павлович; в схиме Петр; 1805 (1809?) - 1902), прп. (пам. 9 янв. и 20 сент.- в Соборе Брянских святых), архим., основатель киевского Ионинского во имя Св. Троицы мон-ря ИОНА (Лазарев Иван Иванович; 1869-1937), еп. Велижский, сщмч. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИОНА († 1561), прмч. (пам. греч. в 1-е воскресенье после 10 июля и в следующее воскресенье после праздника Всех святых - в Соборе Патмосских святых), мон. ИОНА (Иоанн; † 1589), прмч. Печенгский (пам. 15 дек.- в Соборе Кольских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОНА (Санков Иван Андреевич; 1873-1938), иером., прмч. (пам. 21 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря преподобных отец)

http://pravenc.ru/text/Иона .html

ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ГЕРАСИМ († после 1481), соловецкий отшельник, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ГЕРАСИМ (Мочалов Григорий Игнатьевич; 1870-1937), иером., прмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГЕРАСИМ (Сухов Герасим Федотович; 1866-1937), иером., прмч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕРАСИМ (Завадовский Гордей; 1681 - 1745), архим., уставщик, головщик (бас), автор партесных концертов, монодийных распевов Обихода ГЕРАСИМ (Замыцкий Григорий Петрович; † после 1526 - ранее марта 1529?), архим. Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря (1520-1526), писец-каллиграф ГЕРАСИМ КОМЕЛЬСКИЙ († между 1551 и 1560), ученик прп. Арсения Комельского, строитель Арсениева Комельского в честь положения Ризы Пресв. Богородицы во Влахерне мон-ря ГЕРАСИМ († 1-я четв. XVI в.) Волоколамский, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕРМАН († ок. 1428), Дивный, Белозерский, мон. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Новгородских и Вологодских святых) ГЕРМАН [Соловецкий] († 1479 или 1484), прп. (пам. 30 июля, 8 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ГЕРМАН Столобенский (1-я пол. XVI в. - 1614), устроитель Ниловой Столобенской в честь Богоявления муж. пуст., прп. (пам. 22 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕРМАН (1751/57-1836), прп. Аляскинский (пам. 27 июля, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Сибирских святых) ГЕРМАН († 1589), прмч. Печенгский, Кольский (пам. 2 дек. , 15 дек. - в Соборе Кольских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121670_6.html

Соловецкая обитель оказывала и оказывает в настоящее время большое влияние на судьбы других обителей, выделяя из братии своей для них – то настоятелей с помощниками, то оказывая им материальную помощь. Из монастырей настоящего времени, существование которых связано с Соловецкою обителью, известны следующие: 1) Стефано-Ульяновский монастырь в Устьсысольском уезде Вологодской губернии; 2) Кожеозерский Богоявленский, на границе Архангельской губернии с Олонецкою: 3) Крестный, основанный патриархом Никоном в 15 верстах от г. Онеги; 4) Трифоно-Печенгский, в Кольском уезде, причисленный к Соловецкому монастырю; 5) Георгиевский Балаклавский в Крыму; 6) Архангело-Михайловский, в г. Архангельске и 7) Пертоминский при устье Унской губы в 115 верстах от г. Архангельска. Стефано-Ульяновский монастырь, основанный в XIV в к Св. Стефаном, апостолом зырян, просуществовал лишь до половины XIII века. Указом св. Синода от 18 декабря 1860 г. Стефано-Ульяновский монастырь разрешено возобновить, для чего была переведена туда братия Лальского монастыря (Вологодской епархии). Так как последние не могли выполнить с успехом возложенную на них задачу, то Соловецким архимандритом Порфирием, по просьбе вологодского епископа Христофора, посланы для приведения Стефано-Ульяновского монастыря в благоустроенный вид два иеромонаха, два в иеродиакона и один послушник, под начальством иеромонаха Матфея, управлявшего монастырем в течение 30 лет (1895 г.). Опыт, труды и усердие соловецких пришельцев подняли благосостояние запустевшего монастыря и довели его до цветущего состояния. В таком же состоянии находился и Кожеозерский монастырь, получивший свое название от озера Коже, основанный во второй половине XVI века преподобным Серапионом. Монастырь пришел в упадок и был закрыть в 1764 г. В 1853 г., с Высочайшего соизволения, был восстановлен соловецкими иеромонахами: Митрофаном, впоследствии игуменом и его братом Парменом. Пожар, уничтоживший в 1884 г. Богоявленский храм, частые перемены настоятелей, невыгодно отозвались на материальном благосостоянии обители и нравственной жизни монашествующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

327 Ключевск. стр. 291. В XVII b. Серапион был признаваем за местного святого и в Новгороде, см. уФиларета в Русских святых, Января 25-е число, прим. 139. 328 В 1737-м году была в Москве, в Китае-городе, церковь Димитрия и Игнатия Вологодских чудотворцев, см. в Чтен. Общ. Ист. и Древн. 1858 г., kh. III, Донесение о Московском большом пожаре Мая 29-го 1787-го года, отр. 8. Что касается до нынешнего времени, то Верюжский, стр. 387–404, не говорит с совершенною ясностью, чтобы существовало празднование. 333 О праздновании ему в настоящее время см. в статье Е. В. Барсова: «Андрей Завалишин и его пустынь», напечатанной в Чтен. Общ. Ист. и Древн. 1884 года, кн. IV, стр. 5 примеч. (Андрей Завалишин есть именно Адриан Андрусовский). 334 Мощи обретены были в виде костей, которые сначала выбраны были (из могилы), а потом, так как дело было зимой и они были мерзлые, для оттаивания в комнате сложены были в хлебную чашу, см. Сказание об Адриане, напечатаете в Ярославских Епархиальных Ведомостях 1873-го года, 7-й, стр. 60, col. 1. 338 Преосв. Филарет, ссылаясь на Историю иерархии, – III. 295 fin., говорит, что спустя сто лет после кончины преп. Арсения в его монастыре сооружен был каменный храм с приделом в честь его, – Русские святые, Августа 24-е число; но в Истории иерархии этого не говорится, а говорится, что есть придел в настоящее время (в 3-м издании Русских святых, которое мы имеем под руками, ошибочно цитируется 281-я страница Истории вместо 295-й). 341 В 1787-м году мощи Арсения перенесены были в находящийся близь Новгорода Кириллов монастырь, и в этом последнем монастыре в 1792-м году устроен был в честь его придел. – Ист. Uep. III. 298 . и IV, 503 fin. 343 На реке (горной речке) Печенге, впадающей в губу или залив Северного океана, в 7-ми верстах выше ее устья, в расстоянии 250-ти верст к северо-западу от Колы, преп. Трифон построил монастырь в честь св. Троицы (Троицкий Печенгский Трифонов), а в 18-ти верстах от монастыря, вверх по той же реке Печенге, устроил отходную пустыню во имя Успения Божией Матери: в этой последней пустыне, согласно его завещанию, он и был погребен. В 1589-м году, т. е. через 6 лет от кончины преп. Трифона. Шведы уничтожили и монастырь и пустыню, при чем убили более 100 человек монахов и слуг. После этого, по приказанию царя Федора Ивановича, монастырь перенесен был в Колу, а что касается до оставшихся мест монастыря и пустыни, то на первом неизвестно когда была поставлена церковь во имя самого преп. Трифона, а на втором, над его мощами, церковь во имяСретения Господне служащие приходскими церквами для Лопарей (в недавнее время, между 1886–1890 годами, при второй церкви устроен был Новый Трифонов монастырь, который, по причине оказавшейся неудобною местности, после 1890-го года перенесен к первой церкви).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

119 . Нил Столбенский (Столобенский), уединенный отшельник, подвизавшийся на Столбенском (Столобенском) озере в Осташковском уезде Тверской губернии, где после образовался монастырь его имени, скончавшийся 7-го Декабря 1554-го года. Спустя пять лет после его кончины была поставлена над его могилою часовня, в которой была устроена гробница, покрытая покровом, вслед за чем начали совершаться у его гроба чудеса. В 1595-м году была написана его икона, а вслед за тем было установлено и местное празднование его памяти 339 . 120 . Симон Сойгинский, основатель упраздненной Спасо-Преображенской Сойгинской пустыни, которая находилась в Сольвычегодском уезде Вологодской губернии, в 75-ти верстах от Сольвычегодска на реке Вычегде, скончавшийся 24-го Ноября 1561-го года. О начале местного празднования ничего не может быть сказано 340 . 121 .  Арсений, юродивый Новгородский, основатель упраздненного Арсениева монастыря, который находился в Новгороде, скончавшийся 12-го Июля 1570-го или 1577-го года. О начале местного празднования (которое совершается теперь 8-го Мая) ничего не может быть сказано 341 . 122 .  Иоанн Власатый, юродивый Ростовский, скончавшийся 3-го Сентября 1580-го года. Записи о чудесах преподобного заставляют предполагать, что местное празднование его памяти установлено в первой четверти XVII века 342 . 123 . Трифон Печенгский, просветитель Лопарей западной части Кольского полуострова, пограничной с Норвегией и Финляндией, скончавшийся 15-го Декабря 1583-го года. Судя по тому, что преподобный рано прославился как чудотворец, вероятно думать, что и местное празднование ему установлено более или менее вскоре после его кончины 343 . 124 .  Антоний Черноезерский, основатель упраздненного Черноозерского Николаевского монастыря, который находился в Череповецком уезде Новгородской губернии, живший неизвестно когда, но относимый к XVI веку. О начале местного празднования, совершаемого 17-го Января, ничего неизвестно 344 . 125 .  Иоаким Опочский, основатель упраздненного Ильинского Опочского монастыря, который находился в Порховском уезде Псковской губернии, живший также неизвестно когда и также относимый к. XVI веку. О начале местного празднования, совершаемого 9-го Сентября, ничего неизвестно 345 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

    Иоанн власатый каргопольский, иже бысть трудник в девичьем монастыре. 209. КСоф. (Погод. в лето 7130. Мощи под спудом).     Иоанн младенец един от 14 тысяч, избиенных от Ирода, другой младенец безымянный от тех же. КСоф. Погод.     Иоанна царя обретение телеси июня 10. 1621.     Иоанн св. верхотурский (сибирский) чудотворец. КСоф. (Филим. 16 апр.).     Иоасаф затворник в Печерском монастыре (нижегородском) в лето 6100, положен бысть в том монастыре, а ныне в церкви св. Иоанна Богослова.     Иов патриарх московский, † 1607 г. июня 19. 209. КСоф. (201 апреля 11 пренесеве честных мощей св. патр. Иова, без сомнения в Успенский собор, по одним известиям † 8 мар., по другим 19 июня).     Иов чудный холмогорский, иже бысть начальник монастыря на Мезене на Ущелье Красном на устье Важки реки и от разбойник убиен в лето 7000. 209. КСоф. -Погод. (Филим. 6 окт. преподобномуч. на Ущелье на Узеце реце от Кладниковской слободки 73 версты). Ист. Церк. Иерарх. VI, 592. Монастырь в мезенском уезде, на левом берегу реки Езега.     Иона казанский новый чудотворец, ученик пр. Гурия. Белоз. 516. 54. 201.     Иона (с Трифоном) священноинок, Троицкого монастыря начальник Печенгского Кольского Острога на острову Окиана моря, память 15 дек. Погод. (КСоф. в лето 7050. О Трифоне у Филарета. Филим. 16 июля с Гурием, а не Трифоном).     Иосиф митрополит астраханский и терский, пострадал от русских изменников и донских казаков в лето 7170. КСоф. (Погод., верно, † 7179 рая 11, правил епархиею с мая 1657 по 11 мая 1671. Истор. Иерарх.).     Иулиания мать блаженного Николы Бочанова на той же улице (яковлевской) у церкви св. Иакова. Погод. один.     Карион, еп. юрьевский в киев. пещерах. 209. КСоф. и др.     Карп преподобный. погребен в анаменском монастыре в Москве. Пород. один.     Кассиан комельский. КСоф. Погод. (не Спасокамецский ли? В Словаре Истор. о св.).     Кирилл пустынник вологодский. 209. КСоф.     Кирилл еп. ростовсгий † 6000. 209. КСоф. (Известен Кирилл I (1216—1229) † 1230 в схиме, Кирилл 11 1231—1261, † мар. 21 1262 Истор. Иерарх.).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Саввы (Саввинского) Антоний Краснохолмский Макарий, основатель Троицкого Колязинского монастыря Ефрем Перекопский Нектарий Бежецкий Паисий Угличский Вассьан, основатель Рябовой пустыни XVI b. Нектарий, основатель Нектарьевского монастыря Корнилий Комельский Нил, Столобенский чудотворец Гурий, архиепископ Казанский Максим грек Акакий, епископ Тверской Герман, архиепископ Казанский Филипп 2-й, Московский митрополит Арсений Новгородский Варсонофий 2-й, епископ Тверской, Казанский чудотворец Трифон Печенгский, просветитель Лопарей Мартирий Зеленецкий Святейший патриарх Иов Феоктист, Тверской архиепископ Константин, Новоторжский игумен Антоний Леохновский Галактион Вологодский Арсений 3-й, архиепископ Тверской (Суздальский) Троице-Сергиевой лавры архимандрит Дионисий Серапион, митрополит Сарский и Подонский Нектарий, архиепископ Тобольский и Сибирский Тихон 1-й, епископ Воронежский, Задонский чудотворец Неизвестного времени Параскева, игумения Ржевская Константин, блаженный Новоторжский Дни памяти святых и подвижников благочестия в Тверской Епархии Сентябрь Дата Память Крестный ход из Новоторжского монастыря в бывший Симеона столпника (в Семёновский) в воспоминание основания оного пр. Ефремом Убиение св. Глеба, Муромского князя (в Борисоглебской церкви г. Твери) Празднество св. Великому князю Михаилу Ярославичу (в воспоминание перенесения его мощей из Москвы в Тверь. Память пр. Иосифа Волоцкого Убиение в орде благоверного Великого князя Димитрия Михайловича День кончины 1-го Тверского князя Ярослава Ярославича (в иночестве Афанасия) Панихида (15 или 16) в кафедральном Тверском соборе по Тверским князьям. День кончины Московского митрополита Киприана Кончина благоверного князя Димитрия Красного Память пр. Галактиона Вологодского Пр. Ефрема Перекопского (кончина) Пр. Савватия Савватьевского. Панихида по нём в церкви с. Савватьева (в память его – крестный ход в первое воскресенье Апостольского поста к пещере (пр. Савватия) Празднество св. благоверному Великому князю Михаилу Ярославичу в воспоминание спасения Твери от моровой язвы Октябрь Дата Память Пр. Саввы Вишерского Благоверной Великой княгини Анны (Кашинской) (день кончины её) Обретение мощей святителей Гурия Казанского и Варсонофия Тверского Память блаженной Пелагеи, матери Патриарха Иова, ради её тезоименитства (панихида в Знаменской (Вознесенской) церкви г. Ржева) Пр. Вассиана, основателя Рябовой пустыни Пр. Параскевы, игуменьи Ржевской Пр. Антония Леохновского Панихида по благоверном князе Димитрие Юрьевиче Красном в Троицкой г. Бежецка церкви Мученическая кончина Тверского князя Александра Михайловича и его сына Феодора Александровича, в орде Ноябрь Дата Память Святителя Германа, Казанского архиепископа Пр. Макария Колязинского, празднество в Троицком Колязинском и Троицком Клобукове в г. Кашине монастырях Празднество в гор. Кашине благоверной Великой княгине Анне (воспоминание перенесения её мощей из Успенского в Воскресенский собор)

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

По количеству братии Песочный монастырь был богаче не только Заоникиева, в котором, по табелям о монашествующих 1732 г., братии было 5 человек, но и Сямского, в котором, по этим же табелям, братии было только восемь человек, тогда как в Песочном монастыре было девять человек, наравне с Лопотовым и Подольным. Из этого сравнения видно, что Песочный монастырь в свое время был не из числа последних и самобеднейших и упразднен был скорее не по бедности и недостатку братии, потому что были оставлены, хотя и за штатом, беднейшие его монастыри, как например, Заоникиев, Семигородный и другие, существующие и ныне, а потому, что ко времени штатов монастырь постигло роковое в судьбе его несчастие: он весь сгорел. Известно, что по этой же самой причине в 1774 году на время был упразднен такой монастырь, как Спасо-Каменный. Пожар этот, согласно преданию, сохранившемуся в приходе, надо относить именно ко времени новых штатов. Глубоко-бедственное положение монастыря вследствие пожара, его бедность и оскудение характеризуются сохранившимся от этого времени, именно, от 1759 года документом, - прошением предпоследнего игумена Иоасафа Вологодскому епископу Серапиону. Вот это прошение: " Сего апреля 1 дня позван я нижайший на Вологду священнослужения ради в Вологодской Софийской собор на сей апрель месяц в чреду, а за недостатками и скудостию того нашего Свято-Успенскаго Песочнаго монастыря и за неимением своего собственнаго монастырского подворья той месячной чреды против прочих игуменов исправлять мне нижайшему невозможно. Того ради " (следует просьба об освобождении). Резолюция: " Уволить за показанную нужду игумена Иоасафа от чредослужения, а в цветную и светлую недели можно исправить иными игуменами священнослужения, котории прилучатся быть на Вологде. Априлия 3 числа 1759 года " . Оскудевши материально, монастырь оскудел и братиею. В 1756 году монашествующих и с настоятелем было только 3 человека: игумен Иаков, бывший Спасо-Печенгский игумен Иосиф и наместник иеромонах Мардарий. В списке монашествующих за 1761 и 1762 годы в Успенском Песочном монастыре показано монашествующих один лишь игумен Иоасаф, стало быть, монашествующих в братии никого не было; тогда как в 1732 году показано девять человек братии...

http://sobory.ru/article/?object=39411

Другой ученик преподобного Александра, преподобный Макарий, основал Макариевскую – Оредежскую пустынь в 110 км от Новгорода; преподобный Никифор (†1516; пам. 8 янв.), происходивший из крестьян Важинского погоста, основал Важеозерскую пустынь в 62 км от Олонца на Важе озере 33 , а преподобный Афанасий – Сяндомскую пустынь в 22 км от Олонца. Сын новгородского посадника Иван Климентьев занимался торговлей солью. В 1490 году пережил с опасностью для жизни сильную бурю на Онежском озере. Позднее, исполняя данный обет, он в 1520 г. на одном из островов Онежского озера основал Климецкий монастырь во имя Живоначальной Троицы 34 , где принял монашеский постриг с именем Ионы (†1534; пам. 6 июня). В связи с колонизацией Севера и миссионерской деятельностью Новгородского архиепископа Макария строятся храм и монастыри на Кольском полуострове, где проживали лопари. Так, преподобный Трифон (†1583; пам. 15 дек.), новгородец по происхождению, в 1533 году основал Печенгскую Троицкую обитель на реке Печенге на Мурманском берегу Кольского полуострова 35 . Основав монастырь, он приходил в Великий Новгород за антиминсом к святителю Макарию. В эти же годы в городе Коле старец Феодорит основал Усть-Кольский Троицкий монастырь. Преподобный Антоний Сийский (†1556; пам. 7 дек.) происходил из простых новгородцев. В миру его звали Андрей, родом он был из деревни Кехта Двинского края. Овдовев, он решил посвятить себя монашеской жизни, приняв постриг в Пахомиевской пустыни Каргопольского уезда на реке Кене от преподобного Пахомия Кенского (XVI в.; пам. 14 мая). В 1513 г. он заложил на Шелони, в 194 км к юго-востоку от Онеги, Николаевский монастырь, а затем в 1519 или 1520 г. – знаменитый Антониев Сийский монастырь в 78 км от Холмогор на реке Сии 36 . Скончался он в 1556 году в возрасте 79 лет. Он был особо почитаем в царской семье, царевич Иоанн Иоаннович (†1581) написал житие 37 и службу Преподобному 38 . Значительное число монашеских обителей было создано в Вологодском крае, получившем именование “Русская Фиваида”.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010