Жеребцов до этого времени приступал к нему несколько раз и все напрасно; он решился осадить его и принудить к сдаче голодом. Он прокопал около монастыря ров от одного заворота реки Костромы до другого; потом прокопал подобный же ров еще теснее. Сидевшие в монастыре успели как-то дать знать своим под Ярославль. Пришедшие на помощь им Лисовский и Наумов стояли на противоположном берегу Волги, в селе Селище, и долго не могли раздобыть судов. Пока они искали лодок и плотов, Жеребцов стрелял по ним через реку. Так прошло две недели. Они отошли от Костромы, услышав, что Шереметев посылает против них ополчение с низу. Наумов и Лисовский думали удобнее переправиться через Волгу ниже. Они двинулись к Юрьеву-Повольскому, и, не доходя тридцати верст, напало на них ополчение, посланное Шереметевым, близ села Решмы, когда они стали было переправляться. Русские напали на них на судах и жестоко поразили Наумова, который думал было укрыться на острове; у него отняли и оружие, и все запасы, и лошадей, а те, которые остались живы, переплыли обратно босые и голые 209 . Лисовский с Наумовым ушел назад, потому что за отрядом, разбившим Наумова, шел с войском боярин Шереметев. Боярин Федор Шереметев всю зиму с ратными людьми удерживал в повиновении Казанскую и Вятскую земли. Там главными сторонниками вора были инородцы, татары и черемисы: их поднимала вообще ненависть к русским, ненависть побежденных к завоевателям. Шереметев разбил черемису под Чебоксарами 22 декабря, а потом под Свияжском 1-го января, рассеял большое скопище черемис, татар, чуваш и русских воров, ставших с инородцами за одно. Это скопище составилось из уездов Цывильского, Чебоксарского, Свияжского, Кокшайского, Алатырского и Арзамасского. Их топтали и кололи как свиней, и наложили трупов верст на семь, говорит современное известие 210 . В отдаленных краях Московского государства поляки и казаки не успели дать себя знать, поэтому тут упорнее держались вора, чем в краях ближе к Москве. В конце февраля (22 числа), когда уже восстание охватило столько уездов и земель, из отдаленного Саратова прибыли посадские к царику с изъявлением покорности 211 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

2304 Когда Амурский прыгун Василий Попов, в приступе чрезвычайного экстаза, невольно запрыгал и заговорил от писания, всё тело его «трепеталось», «внутренность палило огнем». 2305 По донесению Клюквина, когда скопческий «христос» Ячников пророчествовал в собрании, его как будто «кумоха (лихорадка) трясла». 2306 Миссионер Кальнев, бывший на хлыстовском радении в г. Николаеве, так описывает физическое состояние пророка в момент прорицания: «Его страдальческое от изнурения лицо бледно, как у мертвеца, глаза бессмысленные, словно оловянные, с лица пот ручьем катит, руки дрожат, ноги подкашиваются; словом, он весь возбуждение, весь – одно исступление». 2307 В Алатырском скопческом корабле Милютина «пророчества сопровождались конвульсивными движениями пророчествовавших». 2308 Некто «Гробов, пророк и учитель —201— скопцов, во время пророчества бегал между ними, как сумасшедший, и бил себя в грудь». 2309 Тамбовская хлытовка Лукерья Астахова, пророчествуя, «ходила по избе». 2310 Закавказские прыгуны пророчествуют, подпрыгивая и приплясывая. 2311 в) Продолжительность и скорость экстатического прорицания сектантов На радениях в кружке Татариновой, «почувствовавший внушение Духа начинал прорекать слово живое, слово пророческое. Прорицание нередко продолжалось более часа и сопровождалось иногда такою поспешностью в извержении слов, что не только нельзя было предполагать предварительного подготовления, но даже не всегда можно было уследить за связью и значением прорицаемого». 2312 По словам генерала Головина, уже цитованным, пророческое «излияние слова может продолжаться безостановочно сразу несколько часов, с равною силою и даже с телесным изнеможением прорекающего, в таком изобилии речи и часто с такою быстротою, для которых недостаточно никакой памяти и способности естественной». 2313 Пророки Петербургской общины скопцов, куда первоначально вступила Татаринова, «питали словом присутствовавших по нескольку часов не умолкая… Один из тамошних вдохновенных напитал словом сряду, безостановочно 200 душ, из коих одни уходили, другие на их место приходили.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Наряду с преподаванием М. вел активную исследовательскую работу. Он 1-м из иностранцев ознакомился с собранием греч. рукописей московских Синодальной и Типографской б-к, получив разрешение Синода по ходатайству библиотекаря имп. двора иеродиак. Евгения (Булгариса) (впосл. архиепископ Славянский и Херсонский), с к-рым М. был знаком со времени учебы в Лейпциге. Поддержку научным изысканиям М. оказывал митр. Московский Платон (Левшин) , директор и протектор Славяно-греко-латинской академии , знаток и ценитель классической древности. Личная дружба связывала М. с ректорами академии - архим. Заиконоспасского мон-ря Амвросием (Подобедовым) (впосл. митрополит Новгородский и Олонецкий) и его преемником архим. Дамаскином (Семёновым-Рудневым) (впосл. епископ Нижегородский и Алатырский). В Синодальной б-ке М. познакомился с архиеп. Самуилом (Миславским) (впосл. митрополит Киевский), осуществлявшим по Высочайшему указу ревизию ее фондов, состояние к-рых во 2-й пол. XVIII в. современники признавали катастрофическим. Мн. кодексы не имели переплетов, открепившиеся тетради и листы находились в полном беспорядке. Разбор греческих рукописных книг (самой «непонятной» части фонда), на протяжении целого столетия пролежавших в Патриаршем дворце в Кремле, был поручен М., проявлявшему к ним интерес с самого начала пребывания в Москве. Это собрание сложилось преимущественно из рукописей, привезенных с Афона иером. Арсением (Сухановым) в 1655 г.; в 1693 г. к ним добавились манускрипты, доставленные в Москву архим. Хрисанфом Нотарой по распоряжению Иерусалимского патриарха Досифея II Нотары . Результатом 10-летней работы М. стало научное описание греч. фонда, составленное на лат. языке: 1-я ч. под названием «Notitia codicum manuscriptorum Graecorum bibliothecarum Mosquensium Sanctissimae Synodi» была издана в Москве в 1776 г.; краткий перечень рукописей «Index codicum manuscriptorum Graecorum bibliothecarum Mosquensium» опубликовали в С.-Петербурге в 1780 г.; полное издание каталога, озаглавленного «Accurata codicum Graecorum manuscriptorum...», вышло в 1805 г. в Лейпциге. Каталог составлен по результатам изучения 502 греч. манускриптов IX-XVIII вв., ранее неизвестных европ. ученому сообществу. Своим беспрецедентным для рус. науки трудом М. впервые ввел эти важнейшие фонды в научный оборот, и т. о. в этой области исследований Москва поднялась до уровня «филологических столиц» Европы (ранее были опубликованы описания греч. фондов только Парижа, Мадрида и Мюнхена).

http://pravenc.ru/text/2562622.html

Начало этой секты, обнаружившейся в 1835 г., было положено в с. Дубовом Умете Самарского у. крестьянином Василием Белопортковым, переселившимся сюда из своего родного села Ическов Алатырского у. Симбирской губ. Но монтаны скоро забыли имя этого основателя своей секты и стали считать своим первоучителем удельного крестьянина из с. Прислонихи Сызранского у. Симбирской губ. Василия Никифорова Щелкова († 13 мая 1855 г.), которого чаще называли Никифоровичем. Ходя странником по заволжским селам и деревням, он выдавал себя за провозвестника нового учения, действующего, как он говорил, силою Св. Духа, сошедшего на него в минуты его призвания на проповедь. Свою проповедь он начинал с толкования Св. Писания и призывания погибших во грехах к покаянию и исправлению жизни, которая весьма греховна и пакостна. Средством спасения, по его мнению, было безбрачие, так как «брак есть скверна». Из догматических заблуждений монтанов известно, что они отвергают таинство воплощения Сына Божия, утверждая, что Дева не могла родить Бога. Об этом они лжеумствуют так: с неба на землю сходил один Бог Саваоф во плоти; здесь он из апостолов выбрал Себе Сына, которого и назвал избранным Своим Сыном Божиим; но сей Сын Божий жил на земле, по мнению монтанов, только с избранными праведными людьми, и Он доселе живет только среди этих праведных, т.е. монтанов; во время радения Он является некоторым из них, беседует с ними «усты ко устам», и – так, что им после этого слово Божие не нужно. Кроме того, монтаны верят в сошествие на них Св. Духа среди радения в так называемом св. кругу, где они, при пении особых песен, вертятся на одной ноге. Удостоившиеся сошествия Св. Духа говорят непонятные и бессвязные речи, что принимается за несомненный признак благодатного состояния человека. В собраниях монтанов, происходящих обыкновенно в просторной избе, пред иконами зажигается множество свечей. В собрания мужчины являются в белых длинных рубахах и широких шароварах, а женщины в обыкновенных нарядах, притом как мужчины, так и женщины бывают босиком, с платочками в руках, свернутыми трубочками. Когда соберутся все, начинается пение и верчение. Затем у сектантов этих происходит нечто вроде битвы: они бьют друг друга палками; иногда после этого они бьют себя по спине жгутами. После радения монтаны всем собором садятся трапезовать за общий стол, для которого нарочито приготовляется много яств, и садятся «яко бы на Господню трапезу в царствии небесном, ликуя все вместе, подобно ангелам и святым». Пред вкушением поют своеобразные стихи, а также заупокойным напевом: «Святый Боже, Святый Крепкий». По окончании стола, который иногда продолжается до рассвета, все расходятся по домам. Если кто желает вступить в их секту, то ему избираются в руководство крестные отец и мать, которыми он и вводится в одно из собраний; здесь на него надевают особый крест и берут клятву сохранять в тайне учение монтанов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В один прекрасный день он подошел к отцу Василию и спросил, действительно ли тот верит в Бога. Отец Василий рассмеялся и сказал, что если бы не верил, то в Алатырь бы не забрался. Ему постоянно приходится сталкиваться с проблемами, совершенно непонятными для западного человека. Он не может понять, почему нельзя изменить то, что делает жизнь невыносимой. Ему говорят: «Этого нельзя». Он отвечает: «Можно» и показывает, как это делается. Его спасает чувство юмора, иначе от многого в нашей жизни можно было бы придти в отчаяние. Его английской «подельнице» Руфи гораздо сложнее. Она по привычке пытается найти рациональное решение там, где рацио не следует искать. На вопрос «Ну почему так?» есть русский ответ «А потому!» Но, несмотря на нескончаемые трудности, она полюбила Россию и уже не может надолго расставаться со своими алатырскими сестрами и братьями. Она усвоила Православие не как религиозное учение, более глубокое, чем протестантизм, а как образ жизни, как самое жизнь. Она руководит хором, преподает в воскресной школе, вместе со всеми занимается уборкой и строительными работами. Она любит собирать грибы и ягоды, чего в Англии никогда не делала. Любит русские песни и поет их на берегу чувашской реки вместе с русскими друзьями и французом, ставшим православным батюшкой и русским патриотом. Почему я остановился на этом фильме? Да потому, что и камни вопиют и иностранные граждане показывают нам то, что мы перестали ценить и воспринимать, как великую ценность и благо Православие, красоту и дарованное нам Богом раздолье и богатство. Наши дети мечтают о жизни за границей и говорят о том, что в России нечего делать. Мы уже один раз сокрушили собственную великую державу и уничтожили потрясающую цивилизацию. Сегодня мы рискуем повторить «подвиг отцов». Как отодрать бельма, насильно наклеенные на наши глаза? Как пробудить русскую душу и помочь ей увидеть, что не лампочка Чубайса-Ильича освещают путь русского человека, а Свет Христов? Конечно, можно ожидать чуда, но отец Василий Паскье и Руфь Бэкхаус показывают нам единственно верный путь труда, терпения и молитвы.

http://radonezh.ru/monitoring/pyatnadtsa...

В ведомство этого нового учреждения был отдан город Скопин, а потом город Раненбург с несколькими волостями и селами; в последующие годы в губерниях Нижегородской, Казанской, Воронежской и в провинциях Алатырской, Тамбовской, Севской и Курской положено отвести пустопорожние земли для основания конских заводов; в дворцовых волостях, лежавших более всего около Москвы, велено выписывать немецких и датских лошадей и обучать конюхов и коновалов. Всем остзейским обывателям вменено в обязанность разводить у себя в крае лошадей и дозволялось беспошлинно торговать ими на двух конских ярмарках, учрежденных в Риге и в Киеве. В 1739 году положено завести конские заводы в Малороссии и в Слободской Украине – раздать по полкам маток и выписывать для них немецких заводчиков. В том же году указано то же сделать во всех имениях церковного ведомства. До самой своей кончины Анна Ивановна оказывала большое попечение к успеху коннозаводства в России. Рыбный промысел, процветавший тогда преимущественно в низовьях Волги, составлял государственное достояние и отдавался на откуп за 3500 рублей в год. Достоянием казны при Анне Ивановне, как и в предшествовавшие ей времена, были: селитренное и поташное производства, ревень и пенька. В 1736 году заведены были близ Саратова на старом Увекском городище селитренные заводы, и с этою целью туда отправлялись офицеры с солдатами для производства казенных работ. Но потом правительство стало недовольно тамошним ходом работ и в 1740 году предоставило всем желающим частным людям заниматься селитренным производством, а выработанную ими селитру обязало представлять в казну по установленной цене. Порох в вольной продаже не был допущен; его можно было покупать только из артиллерийского ведомства и притом в количестве не более десяти фунтов в одни руки, но знатным особам давалось дозволение покупать пуда по два и по три. Закон, стеснявший продажу пороха обычным путем торговли, не мог воспрепятствовать, однако, доставать его разбойникам. Казенные поташные заводы были в уездах Нижегородском, Арзамасском, Саранском, Кадомском, Шацком, Верхнеломовском и Нижнеломовском.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

   УЛЬЯНОВСКАЯ и Мелекесская (до 1923 г. Симбирская и Сызранская; 1923—1944 У.; 1944—1959 У. и Мелекесская; 1959—1988 присоединена к Куйбышевской епархии).     Викариатства: Алатырское (до 1934 г.); Ибресинское (1924); Мелекесское (1929—1935); Сызранское (1923—1928).    УФИМСКАЯ и Стерлитамакская (до 1928 г. У. и Мензелинская; 1928—1944 У. и Давлекановская; 1945—1952 У. и Башкирская).     Викариатства: Аскинское (1923—1926); Байкинское (1923—1928); Белебеевское (1920—1937); Бирское (1922—1928); Давлекановское (1922—1928); Златоустовское (1917—1931); Мензелинское (1923—1924); Саткинское (единоверческое, после 1917 г.— 1937); Староуфимское (1922—1925); Стерлитамакское (1922—1929); Усть-Катавское (1925—1926).     1946    ХАБАРОВСКАЯ и Приамурская (1946—1958 Х. и Владивостокская; 1958—1988 присоединена к Иркутской епархии; 1988—1990 Х. и Владивостокская; 1990—1993 Х. и Благовещенская).    ЧЕБОКСАРСКАЯ и Чувашская.    ЧЕЛЯБИНСКАЯ и Златоустовская (1918—1926 Ч. и Троицкая; 1926—1935 Ч. и Миасская; 1935—1947 упразднена; 1947—1960 Ч. и Златоустовская; 1960—1988 присоединена к Свердловской епархии).     Викариатства: Троицкое (1925—1931).     1934—1937    Череповецкая.    ЧИТИНСКАЯ и Забайкальская (до 1920 г. Забайкальская и Нерчинская; упразднена в 1937—1993 гг.; восстановлена в 1994 г.).     Викариатства: Селенгинское (до 1923 г.).     1995    ЭЛИСТИНСКАЯ и Калмыцкая.     1993    ЮЖНОСАХАЛИНСКАЯ и Курильская.    ЯКУТСКАЯ и Ленская (1937—1992 упразднена; 1993—1995 Я. и Вилюйская).     Викариатства: Колымское (1926—1928).     1927—1932    Ялуторовская (Тюменская обл.).    ЯРОСЛАВСКАЯ и Ростовская.     Викариатства: Любимское (1922—1928); Романовское (1921—1927); Ростовское (1920—1935); Рыбинское (до 1930 г.); Тутаевское (1930—1932); Угличское (до 1963 г.).     Украина     1994    БЕЛОЦЕРКОВСКАЯ и Богуславская.     1933    ВИННИЦКАЯ и Могилев-Подольская (1933—1943 В.; 1943—1945 В. и Каменец-Подольская; 1945—1995 В. и Брацлавская).     1993    ГЛУХОВСКАЯ и Конотопская.     1994

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Курсы повышения квалификации в области тюремного служения для православных священнослужителей и мирян-добровольцев прошли в Рязани 4 октября 2016 г. 16:48 20-30 сентября 2016 года в Академии Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН) в городе Рязани состоялся образовательный семинар «Ресоциализация и социальная адаптация осужденных в период отбывания уголовного наказания в местах лишения свободы». Программа курсов повышения квалификации ориентирована на православных священнослужителей, занимающихся ресоциализацией и социальной адаптацией осужденных, а также их помощников из числа мирян-добровольцев, заинтересованных в обмене опытом работы и получении необходимых знаний. Обучающая программа семинара по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла была разработана в Академии права и управления ФСИН совместно с Синодальным отделом по тюремному служению и Управлением кадров ФСИН. Учебная программа рассчитана на 80 учебных часов и состоит из трех образовательных модулей, направленных на повышение квалификации в области специфики работы священнослужителей и мирян-добровольцев. Для проведения правовой и психолого-педагогической подготовки привлечены специалисты из образовательных учреждений ФСИН России, а преподавание дисциплин духовно-пастырского модуля возложено на преподавателей православных духовных школ. В учебный план включены выездные занятия в исправительных учреждениях, в которых ведется работа по реабилитации и социальной адаптации осужденных, а также круглый стол для слушателей. Актуальность проведения данных курсов обусловлена необходимостью привлечения ранее не проходивших обучение священнослужителей, занимающихся ресоциализацией и социальной адаптацией осужденных, с целью повышения их профессионального уровня, теоретической и практической подготовки. Обучающий семинар начался 20 сентября в Академии права и управления ФСИН России. На него прибыли священнослужители из Астраханской , Салаватской , Вологодской , Воронежской , Ростовской-на-Дону , Костромской , Пермской , Новосибирской , Рязанской , Йошкар-Олинской , Ставропольской , Алатырской , Калининградской , Нижегородской , Городецкой , Белгородской , Екатеринбургской , Иваново-Вознесенской , Саранской , Саратовской , Московской городской епархий, а также сотрудник Синодального отдела по тюремному служению. Общая численность обучающихся составила 25 человек.

http://patriarchia.ru/db/text/4629971.ht...

27/VIII н. ст. Любящий тебя дядя. Письмо 25 # Дорогая и родная племянница моя, Варя, с домашними твоими, здравствуйте! 1-го сентября получил твои два письма (от 25 и 26/VIII) и благодарю за утешение. Здесь погода тоже изменилась: сделалось дождливо и холодновато. Относительно «исправления пути» твоего – буди благословен тот срок, который сложится из обстоятельств, тебя окружающих. Меня удивляет и не укладывается в моем сознании настоящая жизнь крымцев, те мелочи, которые их занимают и переживаются не как должно – спаси их, Господи. Подобное заявление о себе мною подано еще 11/V, а теперь прокурор на днях бывшей врачебной комиссии отказал ходатайствовать о подведЕнии меня под 458 статью 386 – вот, теперь что хотишь, то и делай! Спроси благословения (кланяюсь) у дяди Ник – как быть дальше? Воздаяние тете Ол да даст Господь одинаковое – яже с 2-мя лептами ( Мк 12:42 ; Лк 21:2 ). Если пальто не готово – то захвати с собой теплое одеяло – как можно хуже и теплые брюки и пока больше ничего. Господь с вами. Простите. 3/IX Твой любящий дядя. Письмо 26 # Дорогая и родная племянница моя, Варя, с домашними твоими, здравствуйте! Как-то ты дошла и доехала? А у меня с первой же ночи начались Божии испытания: чрез окно, из-под головы вытащили мой саквояж, но утром, по приказанию П. А. 387 принесли: саквояж, очки, зеленую коробочку 388 (о, горе!) – пустую, и лекарства. Слабит меня как прежде – лекарств маловато. С первой же посылкой вышли 100 сухариков с мелким сахаром 389 , а теплыя вещи – поторопитесь, поторопитесь и еще – поторопитесь. Напиши В Г мое покаяние о зеленой коробочке – я виноват 390 ? Сердце что-то ослабло. Но не пугайтесь, дорогие мои! Господь с вами. Простите. 28/IX Любящий тебя дядя. Письмо 27 # Дорогая и родная племянница моя, Варя, с домашними твоими, здравствуйте! Немного с опозданием получил твое алатырское письмецо и очень рад, что вы там утЕшились. А вчера (5/Х н. ст.) прибыло и письмо твое с описанием дальнейшей поездки, и за все случившееся и за сданную работу 391 – за все слава Богу! А как твое здоровье? Поправляешься ли? Надо полечиться отъобоюду... Причина твоей болезни пожалуй правильна. Стомах 392 мой мало-помалу поправляется вашими святыми молитвами. Продукты идут понемногу вперед. Теперь простудился и т-т П. А. Сердце мое пока служит, а вот рука – плохо подчиняется (не сетуйте на меня, что помалу пишу .). Горюю по Безценной Потере 393 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

В связи с фактической длительной отделенностью линией фронта митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки от приходов и обителей, находящихся на территориях Веселовского, Каменско-Днепровского, Мелитопольского и Михайловского районов, а также городов Мелитополь и Энергодар Запорожской области, что препятствует нормальному ходу церковной жизни на упомянутой территории; с учетом необходимости правового урегулирования положения упомянутых приходов и обителей, в том числе их регистрации в качестве юридических лиц; в связи с отсутствием возможности для беспрепятственного урегулирования этой ситуации Синодом Украинской Православной Церкви ; имея в виду обращения, поступавшие от священнослужителей, монашествующих и мирян, участники заседания Священного Синода Русской Православной Церкви приняли ряд решений. Временное управление приходами и обителями на территориях Веселовского, Каменско-Днепровского, Мелитопольского и Михайловского районов, а также городов Мелитополь и Энергодар Запорожской области поручено управляющему Бердянской епархией . С целью их государственной регистрации в качестве религиозных организаций решено приписать упомянутые приходы и обители к Бердянской епархии. За богослужениями в упомянутых приходах и обителях предписывается возносить имя управляющего Бердянской епархией вслед за именами патриарха Московского и всея Руси Кирилла и митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки. Синод отметил, что при изменении внешней ситуации порядок управления упомянутыми приходами и обителями, а также их правовое положение будут рассмотрены повторно. Прещения или административно-дисциплинарные меры в адрес священнослужителей, если таковые имели место или воспоследуют в связи с подписанием обращений к патриарху или организацией подписания таковых обращений, Синод постановил считать яко не бывшими, до дополнительного рассмотрения дела. Также на сегодняшнем заседании Синод постановил преосвященным Бердянским и Приморским быть епископу Алатырскому и Порецкому Феодору (Белкову) с освобождением его от управления Алатырской епархией и выражением благодарности за понесенные труды (журнал 11).

http://drevo-info.ru/news/29634.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010