С весны 1848 года в г. Алатыре сильно свирепствовала холера, и какие врачебные средства ни принимались к её прекращению, ничто не помогало, и болезнь чем далее, тем с большею силою распространялась и уносила в безвременную могилу массу жертв. Тогда алатырцы вспомнили о своей усердной Заступнице и просили архимандрита монастыря Иезекииля сделать распоряжение о возвращении в Алатырь из уезда иконы Казанския Божией Матери. Возвращенная икона была встречена крестным ходом со всех приходских церквей далеко за городом и при большом стечении народа обнесена с молебным пением вокруг города, и на другой же день холера в городе прекратилась. Получив от Заступницы Небесной такое непостижимое милосердие, городской голова Новиков, в память такого события, исходатайствовал разрешение совершать крестный ход с этой иконою ежегодно 9 августа вокруг города. На месте первого сретения святой иконы воздвигнута на счет города каменная небольшая часовня. После крестного хода святой образ Казанския Божией Матери, предносимый монастырскими священнослужителями и братией, отправляется для молебствия по окрестным городам и селам, и продолжается это обхождение до самой Пасхи; на Пасху же святой образ возвращается опять в обитель, в г. Алатырь, и тогда обходит опять весь город по домам. О порядке обхода домов с иконою изложено в особом приложении к настоящему описанию. Святой образ Казанской Божией Матери иконописной работы, написан на липовой доске вышиной 6 1/2, а шириною 5 1/2 вершков. До 1803 года икона эта находилась в медном позлащенном киоте, а с того года настоятель Свято-Троицкого монастыря архимандрит Авраамий поместил ее в новый серебряный позлащенный киот с изображениями: на верху Св. Троицы и по сторонам св. Иоанна Богослова и преп. Сергия, а по углам икон Пресвятой Богородицы: Смоленской, Феодоровской, Иверской и Владимирской. На святую икону Казанскую архимандрит Авраамий в то же время сделал серебряную позлащенную ризу, украшенную драгоценными каменьями, с венцом из червонного золота, с надписью: «Изображение чудотворныя Иконы Казанския Божией Матери, что состоялось в городе Алатыре, в Свято-Троицком монастыре трудами архимандрита Авраамия».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После страхований в духовной жизни о. Серафима появилось новое искушение. Не сумев изгнать подвижника из пустыни с помощью страхований, дьявол искусил его любоначалием. Поводом послужило следующее обстоятельство. Саровский монастырь в то время пользовался уже славою строгого устава и высокой жизни монахов. Поэтому не раз уже обращались к нему за устроителями и настоятелями для обителей других епархий. Не мог тем более укрыться от взоров человеческих и пламенный Серафим. И вот в 1796 году ему предлагают быть настоятелем Алатырского монастыря Самарской губернии с возведением в сан архимандрита. Преподобный отклонил это лестное приглашение и упросил о. Исаию избавить его от этого. На его место был послан инок Авраамий. Вскоре после этого враг с адскою злобою напал на святого, воздвиг в нем бурю мысленной брани – хульных помыслов и уныния. Тогда преподобный Серафим решился предпринять новый подвиг – столпничество. В лесу, приблизительно на полпути между кельей и монастырем, в стороне от дороги лежал огромный гранитный камень. Каждую ночь о. Серафим приходил сюда и, стоя или склонясь на колени, с воздетыми к небу руками, взывал непрестанно: «Боже, милостив буди ми грешному!» А другой камень преподобный втащил в свою келью и там молился днем, чтобы не видели его люди. В таком великом подвиге он провел тысячу дней и тысячу ночей, отрываясь только для необходимого отдыха и подкрепления себя пищей. Об этом подвиге преподобный молчал. Но все же молва дошла до епископа Тамбовского, и впоследствии он запросил игумена Нифонта. Сохранился отзыв Нифонта, в котором он пишет: «О подвигах и жизни отца Серафима мы знаем. О тайных же действиях каких, также и о стоянии 1000 дней и ночей на камне никому не было известно». Лишь незадолго до кончины своей, по примеру многих других праведников открывая некоторые обстоятельства своей жизни, великий старец поведал об этом молении некоторым из саровской братии. Один из них в удивлении сказал: «Это – выше сил человеческих». Отец Серафим ответил ему: «Святой Симеон Столпник сорок семь лет стоял на столпе, а мои труды похожи ли на его подвиг?» Собеседник заметил, что, вероятно, благодать помогала ему. «Да! – ответил старец. – Иначе сил человеческих недостало бы». Потом добавил: «Когда в сердце бывает умиление, то и Бог бывает с нами». Этим подвигом и благодатным умилением преподобный преодолел беса тщеславия и уныния, и вошел на чрезвычайную высоту молитвенного духа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Общее собрание представителей духовенства и мирян церквей Ульяновска прошло 15 февраля 1926 года в зимнем помещении Ульяновского кафедрального собора. На повестку дня были вынесены все вышеизложенные вопросы. В ответ на доклад епископа Виссариона о сформировании «Высшего Староцерковного Совета» в Москве собрание постановило: «Так как из доклада преосвященного Виссариона о церковных событиях видно, что преемство церковной власти от митрополита Петра, местоблюстителя Патриаршего престола, достаточно выяснено, то доклад его принять к сведению к дальнейшему руководству в епархиальном строительстве (единогласно)» . Епископ Виссарион сумел убедить собрание в своей каноничности и преемстве церковной власти ВВЦС. Он действительно обладал силой убеждения и умел «притягивать» к себе людей. Но теперь, действуя обманом, он совращал людей в новый раскол, история которого продлится десятилетие. Следующим вопросом повестки дня стали выборы епархиального архиерея. «Так как преосвященный Виссарион назначен в Ульяновск еще Святейшим Патриархом Тихоном, так как по резолюции местоблюстителя митрополита Петра преосвященный Виссарион благословляется отправиться на епархию, то считать епископа Виссариона каноническим епископом Ульяновским, будучи в полной уверенности, что и все уезды примкнут к этому решению настоящего собрания» . Далее были избраны кандидаты в члены временного епархиального совета; составлена смета на его содержание (400 рублей на первый месяц и по 300 рублей на последующие два); избран благочинным для церквей староцерковного течения в Ульяновске протоиерей Ахматов и кандидат к нему – священник Красовский. Своим следующим постановлением собрание поручило епископу Виссариону ходатайствовать перед ГАО о принесении Жадовской Казанской иконы Божией Матери в Ульяновск . В это время приходы в массовом порядке стали примыкать к григорианам, а в скором времени григорианской стала фактически вся епархия. Между тем у патриаршей Церкви в Ульяновске был только один викарный епископ – Алатырский Герман (Коккель), который, будучи под подпиской о невыезде, не мог полноценно управлять епархией. В конце февраля ему на помощь прибыл епископ Авраамий (Чурилин), который был определен на Сызранское викариатство.

http://pravoslavie.ru/31301.html

В декабре 1926 года был арестован митрополит Сергий (Страгородский). Патриаршая Церковь еще не была легализована в советском государстве, чего непрестанно добивался заместитель местоблюстителя. Вместе с тем он решил пойти на тайное избрание патриарха путем сбора письменных заявлений иерархов (предложение провести Поместный Собор для избрания патриарха встретило у власти открытое неприятие). К ноябрю 1926 года было собрано 72 таких заявления. Большинство архиереев высказывалось за избрание митрополита Петра (Полянского). Однако в этот момент последовал арест «контрреволюционной группы» во главе с митрополитом Сергием . На время его ареста (с 30 ноября 1926 года по 27 марта 1927 года) Церковью управлял архиепископ Угличский Серафим (Самойлович). К началу 1927 года из заключения в Соловецком лагере вернулся епископ Иоаким (Благовидов). Он становится епископом Алатырским, вторым викарием епископа Виссариона (вместе с Сызранским епископом Авраамием (Чурилиным). Переход обязанностей Патриаршего местоблюстителя к архиепископу Серафиму (Самойловичу) смутил епископа Виссариона, и в начале 1927 года он вновь перекочевал к григорианам, теперь уже окончательно . В своем письме от 13/26 июля 1927 года к архиепископу Александру (Трапицыну), который все еще проживал в Ульяновске, митрополит Сергий, вышедший к этому времени из заключения, пишет: «16/29 января 1926 года “самочинное собрание”, именуемое ВВЦС, мною передано было церковному суду и… запрещено в священнослужении с устранением от управления епархиями… В числе указанного “соборища”, как участник его, подвергся запрещению и е[пископ] Виссарион, который тогда был устранен и от управления Ульяновской епархией (управление поручено было е[пископу] Герману). Известным и у Вас письмом своим от 1 марта 1926 года е[пископ] Виссарион принес мне покаяние. Запрещение с него было снято… Теперь выясняется, что е[пископ] Виссарион вторично отпал в то же “соборище”, презрев и принесенное им покаяние, и свое обещание быть верным Церкви… Е[пископ] Виссарион совершенно безответен, и снятое было с него запрещение возвращается на его голову, сугубо со всеми его каноническими последствиями… Все входящие с ним в молитвенное и каноническое общение, по непреложному указанию священных канонов, подлежат: клирики – запрещению, а миряне – отлучению от святого причащения.

http://pravoslavie.ru/31301.html

Казанская Ключевская мужская пустынь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… По преданию, история образования Казанской Ключевской мужской пустыни начинается с явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери у источника возле села Тургенево. Вскоре после явления иконы было решено основать тут пустынь. При обители имееются гостиничные номера для паломников. Содержание История [ править править код ] Из предания, подтверждаемого древней надписью, записанной уставом на деревянной доске и хранящейся в Ключевской церкви, видно, что в роднике или ключе недалеко от села Четвертакова в 1707 году явилась Казанская икона Божией Матери. Населявшая окрестности этого села мордва, пребывавшая в то время в язычестве, видя бывшие от явленной иконы чудотворения, уверовала в истинного Бога и приняла святое крещение. Вскоре было решено основать тут пустынь. Место было удобным: владельческие села Тургенево и Четвертаково располагались на почтовом тракте Саранск-Алатырь, а уездная столица Ардатов - в пяти верстах. Пустынь создавалась как загородный двор Алатырского Свято-Троицкого монастыря, приписанного, в свою очередь, к Троице-Сергиевой Лавре. Уже в 1708 году на ключе, по указу Троицкого монастыря, была построена первая деревянная Казанская церковь. В том же году 29 августа церковь была освящена приходским священником Иоанном. В 1767 году обветшавшую церковь заменили на другую, тоже деревянную. Третий храм, каменный, строился с 1806 года уже не на источнике, а выше его, на холме. Алатырский архимандрит Авраамий, заложивший эту церковь, опирался на местную благотворительность, на приходы Тургенева и Четвертакова. Освящение летней части храма состоялось в 1807 по благословению епископа Казанского Павла (Зернова). Пустынь скоро стала центром паломничества и внесла свою лепту в христианское просвещение народов Поволжья. В первой половине XIX века почитание явленной Казанской иконы Божией Матери распространилось на соседние уезды. В 1848 году, во время эпидемии холеры, алатырцы потребовали от настоятеля Свято-Троицкого монастыря перенести образ в город, и архимандрит Иезекииль подчинился. Икона с крестным ходом отправилась в Алатырь, её обнесли с крестным ходом вокруг всего города, вскоре после чего болезнь начала стихать. В память об этом знаменательном событии ежегодно 9 августа в Алатыре проводился крестный ход, а в Ключевской пустыни служился благодарственный молебен. По специальному расписанию икону в сопровождении монахов и под охраной полиции носили по домам и отправляли в путешествия по уезду.

http://azbyka.ru/palomnik/Казанская_Ключ...

Потому, многие замечают, старчество близко к детству: та же чистота, незлобивость и нежность сердца; поэтому отшельников не боялись дикие звери: жития святых содержат немало эпизодов с дружественными визитами к ним львов, гиен и даже змей. Как правило, внешность старца чрезвычайно привлекательна и сама по себе служит примером, располагает к благочестию и молитве. «Небольшого роста, тонок станом, голос тих и гармоничен, походка тихая; лицо, обрамленное седыми волосами, выражает смирение и добродушие» – так описывали наружность архимандрита Авраамия, настоятеля Алатырского Троицкого монастыря в 30е – 40е годы XIX века. О схимонахе Глинской пустыни о. Луке сообщается, что при слабом здоровье и хрупком телосложении целомудрие и воздержание сохранили его: в 60 лет он «казался молодым, в волосах не было седины, на ланитах всегда играл легкий румянец». Иеросхимонах Псково-Печерского монастыря Лазарь выглядел весьма болезненным: истощенное тело, кожа, казалось, приросла к костям, лицо воскового цвета, как у мертвеца; однако преставился на 91м году от рождения и за три дня до смерти еще служил литургию. В Церкви на пенсию не выходят, разве на покой из-за тяжелой болезни или в мафусаиловом возрасте при полном оскудении сил, и то священники продолжают по возможности помогать в храме, исповедуют и наставляют прихожан. «Умирать собираешься, а пшеничку-то сей», – часто повторял 90-летний о. Иоанн Крестьянкин , т.е. исполняй, что положено по должности, уповая на помощь Божию. У К. Коровина есть рассказ о старом иеромонахе, которому приходилось ходить весной на требу, т.е. крестить или отпевать, пешком, ступая по дну мелкого Кубенского озера, лодку разбил бы лед; бывало, вода достигала шеи, священник шествовал держа Дары и Евангелие над головой – и ничего, не тонул и не простужался. Митрополит Филарет Киевский (1779 – 1857), жизнь которого была непрерывной цепью скорбей и недугов, даже в тяжкой предсмертной болезни отказался подавать прошение об удалении на покой, считая отставку самовольным схождением с креста. Святитель Николай Японский (1836 – 1912) «сгорал со стыда» только от одной мысли об отставке: «На покой миссионеру, когда у него хоть крошка силы есть еще служить своему делу!»; больной, мучаясь от удушья, он боролся до последнего и скончался на месте своего служения. Епископ Василий (Родзянко ; 1915 – 1999) говорил: «Пока могу стоять перед престолом, служить литургию – буду жить, а иначе жить незачем».

http://azbyka.ru/fiction/rifmuetsya-s-ra...

с ноября 1681 5.09.1686 Авраамий, митрополит рукоположен с 09.01.1687 по март 1700 на покое; 27.02.1708 рукоположен с 07.04.1700 по 16.12.1701 местоблюститель патриаршего престола, с 1721 президент Святейшего Синода; 27.11.1722 Сильвестр (Холмский), епископ бывший епископ Тверской и Кашинский с 24.02.1723 по 25.07.1725 епископ Казанский и Свияжский Феофилакт (Лопатинский), архиепископ бывший архиепископ Псковский, Нарвский и Изборский с 15.07.1726 по 01.10.1726 архиепископ Тверской и Кашинский Гавриил (Бужинский), епископ рукоположен c 30.10.1726, на кафедре с 22.01.1727 27.04.1731 Лаврентий (Горка), епископ бывший епископ Великоустюжский и Тотемский с 11.05.1731 по 26.09.1733 епископ Вятский и Великопермский Алексий (Титов), архиепископ бывший архиепископ Вятский и Великопермский с 26.09.1733 17.09.1750 Димитрий (Сеченов), епископ бывший епископ Нижегородский и Алатырский с 21.06.1752 по 22.10.1757 архиепископ Новгородский и Великолуцкий Палладий (Юрьев), епископ рукоположен с 18.06.1758 по 29.05.1764 переименован епископ Рязанский и Шацкий Рязанская и Шацкая С 29 мая 1764 года Имена Сведения Палладий (Юрьев), епископ бывший епископ Рязанский и Муромский с 29,05.1764 по 20.03.1778 на покое; 02.12.1789 Симон (Лагов), епископ бывший епископ Костромской и Галичский, с 31.03.1778; архиепископ с 06.11.1792 по 16.10.1799 переименован епископ Рязанский и Зарайский Рязанская и Зарайская С 16 октября 1799 года Имена Сведения Симон (Лагов), архиепископ бывший епископ Рязанский и Шацкий (Муромский) с 16.10.1799 17.01.1804 Амвросий (Яковлев-Орлин), епископ бывший епископ Вятский и Слободской с 29.01.1804 архиепископ с 11.11.1804 26.01.1809 бывший архиепископ Калужский и Боровский с 05.03.1809 по 14.05.1817 архиепископ Мцхетский. Тифлисский и Карталинский, экзарх Грузии Сергий (Крылов-Платонов), епископ бывший епископ Костромской и Галичский, с 04.06.1817; архиепископ с 17.09.1819 18.08.1824 бывший епископ Калужский и Боровский с 12.01.1825 архиепископ с 22.08.1826 по 25.02.1828

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Авраамий, архиепископ бывший архиепископ Смоленский и Черниговский с 1648 по 1653 неизвестно Лаврентий, архиепископ Тверской и Кашинский временно управлял с марта 1655 по декабрь 1655 наместник Полоцкой епархии с 13.03.1656 рукоположен во епископа Полоцкого и Витебского; с июня 1657 до 1658 временно управлял Филарет, архиепископ бывший архиепископ Суздальский и Тарусский с 1658 по 1671 на покое; 1681 Варсонофий (Чертков-Еропкин), архиепископ рукоположен с 09.04.1671 по 1676 митрополит Сарский и Подонский Симеон (Милюков), архиепископ рукоположен, с 09.04.1676 митрополит с 01.09.1681 04.01.1699 Сильвестр (Черницкий), митрополит рукоположен с 25.03.1699 05.06.1706 Сильвестр (Крайский), митрополит бывший архиепископ Холмогорский и Важеский с сентября 1707 05.06.1712 Дорофей (Кроткевич), митрополит рукоположен 03.06.1718 Сильвестр (Холмский), митрополит бывший митрополит Нижегородский и Алатырский с 05.03.1719 по 03.03.1720 епископ Тверской и Кашинский Варлаам (Косовский), митрополит бывший епископ Тверской и Кашинский с 09.06.1720 24.05.1721 Филофей, архиепископ бывший архиепископ Охридский (Болгария) с 13.02.1722 по июнь 1727 отрешён; 03.05 1735 Гедеон (Вишневский), епископ рукоположен с 19.06.1728 02.02.1761 Парфений (Сопковский), епископ бывший епископ Кексгольмский, викарий Новгородской епархии с 07.03.1761 07.03.1795 Димитрий (Устинович), епископ бывший епископ Переяславский, викарий Киевской митрополии с 01.05.1795 26.05.1805 Серафим (Глаголевский), епископ бывший епископ Вятский и Слободской с 07.07.1805 по 07.02.1812 архиепископ Минский и Литовский Ириней (Фальковский), епископ бывший епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии с 07.02.1812 по 06.07.1813 епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии управлял Могилёвской епархией с 01.05.1813 Иоасаф (Сретенский), епископ бывший епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии с 06.07.1813 по 07.07.1821 архиепископ Могилёвский и Витебский Иосиф (Величковский), епископ бывший епископ Архангельский и Холмогорский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Так как старец не поддавался страхованиям, диавол воздвигал на него жесточайшие нападения. Так он, по Божию попущению, поднимал его на воздух и оттуда с такою силою ударял об пол, что если бы не Ангел-хранитель, самые кости от таких ударов могли бы сокрушиться. Но и этим не одолел старца. Вероятно, при искушениях он духовным оком своим, проникавшим в горний мир, видел самых злых духов. Может быть, духи злобы и сами видимо в телесных образах являлись ему, как и другим подвижникам... По крайней мере, заметно, что старец точно видал злых духов. Ибо один мирянин в простоте сердца спрашивал его: «Батюшка! Видали ль вы злых духов?» Старец с улыбкой отвечал: «Они гнусны... как на свет Ангела взглянуть грешному невозможно, так и бесов видеть ужасно: потому что они гнусны». Все видения, искушения и нападения врага старец побеждал силою крестного знамения и молитвами. После них долгое время он пребывал мирно в своей пустыни, благодаря Господа за сей мир и спокойствие. Духовное начальство знало о. Серафима и понимало, как полезно было бы для многих сделать такого старца аввою, настоятелем где-нибудь в обители. Открылось место архимандрита в городе Алатыре. Отца Серафима предназначали было туда настоятелем монастыря с возведением в сан архимандрита. В прошлом и в текущем столетиях Саровская пустынь не раз давала из своей братии хороших настоятелей в другие обители. Но старец Серафим убедительнейше просил тогдашнего Саровского настоятеля Исайю отклонить от него это назначение. Строителю Исайи и братии Саровской жаль было отпустить от себя старца Серафима, усердного молитвенника и мудрого наставника. Желания обеих сторон сошлись вместе: все стали просить другого иеромонаха из Жарова же, старца Авраамия, принять на себя звание архимандрита в Алатырский монастырь, и брат, единственно из повиновения, принял на себя это звание. В другой раз о. Серафима предназначили строителем в Краснослободский Спасский монастырь. Но и в настоящем случае, по просьбе о. Серафима, по взаимной любви и согласию братии его заменил иеромонах Иероним.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Ключевская пустынь. Тургеневская Казанская Ключевская мужская пустынь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1993. Ссылки:   Адрес: Россия, Республика Мордовия, Ардатовский район, пос. Тургенево Координаты: 54.810216, 46.310685 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Тургеневская Казанская Ключевская (в честь иконы Божией Матери Казанской) мужская пустынь располагается в восточной части Мордовии, в Ардатовском р-не, близ п. Тургенево и входящего в его состав с. Четвертаково (отсюда — второе ее наименование: Тургеневская). По преданию, основание пустыни было положено во второй пол. XVIII в. по случаю явления в источнике чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Географически место для пустыни оказалось весьма удобным: русские владельческие села Тургенево и Четвертаково располагались на почтовом тракте Саранск-Алатырь, уездная столица Ардатов рядом, в пяти верстах, еще один уездный центр, Алатырь — в 18 верстах. С момента основания пустынь мыслилась как загородный двор Троице-Сергиевой Лавры и приписанного к ней Алатырского Свято-Троицкого монастыря. В 1708 на Ключе была построена первая деревянная Казанская церковь. Простояв 60 лет, она сильно обветшала, поэтому в 1767 ее по благословению епископа Нижегородского Феофана заменили на другую, тоже деревянную. Третий храм, каменный, строился с 1806 уже не на источнике, а выше его, на холме. Алатырский архимандрит Авраамий, заложивший эту церковь, опирался на местную благотворительность, на приходы с. Тургенева и Четвертакова, считавших Ключ частью своего духовного мира. Освящение летней части храма состоялось в 1807 по благословению епископа Казанского Павла. В начале 1840-х четверик храма был дополнен трапезной, увеличившей его площадь почти вдвое. В конце XIX в. в Казанской пустыни собралась иноческая община, которая прошла официальную регистрацию и была признана монашеским братством, приписанным к Алатырскому Свято-Троицкому монастырю. В первой пол.

http://sobory.ru/article/?object=17604

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010