1764 года, при учреждении штатов, здесь считалось одних душ мужеского пола около одиннадцати тысяч с половиною; из них две доли вне Костромской тогдашней провинции, а десять близ города Костромы. Одних сел Ипатскому монастырю принадлежало 28, а деревень и разных угодий неисчислимое количество. Из Костромских вотчин самая многолюднейшая: – село Колшево с деревнями; в ней 1107 душ (счет вотчин здесь по ведомости 1763 года); ниже тысячи до 700 душ: село Никольское Баран 857, село Семеновское-Лапотное 845, село Бабино 716 душ. От 700 до 500: село Яковлевское Большее 620, село Костенево 610, сельце Нефедово 595, село Солониково 526; от 500 до 300: село Карабаново 471, село Козминское 439, село Протасово 427, сельце Святое 374, село Исаковское 325; от 300 до 100: село Яковлевское Малое 285, село Никольское за Воржею 275, село Михайловское 273, Богословская подмонастырская слобода, упоминаемая за Ипатским монастырем 1613 года, 235; село Прискоково 197, сельце Курдумово 144; от 100 до 50: Спасская слобода иначе Голява, против г. Костромы 84, село Козликово 72, сельце Курдумово 73, полсельца Антропцова 56. В отдалении от Костромы: во Владимирском уезде село Крутец-Заястребье 432, в Симбирском уезде село Преображенское, Каменная слобода тоже, 504, село Никольское на сурских вершинах 250, село Кузмодемьянское, Журавлиха тоже, 297, все три без деревень. Прочие вотчины за малочисленностью не перечисляются. Число душ в селах и сельцах здесь разумеется с деревнями. Еще Ипатские вотчины: две деревни в Казанском уезде и одна в Алатырском, и в Ярославском уезде четверть села Позушина с полудеревнями 123, треть деревни Молчанова 3 и треть деревни Кузовлева 31. Все три Ярославские вотчины приложены Иваном Ивановичем Шетневым. Хотя имена вкладчиков большею частию известны, но некоторые вотчины когда приложены, не осталось прямых указаний. Кроме очень древних вкладов еще известны: царем Феодором Иоанновичем приложены: село Солониково, село Никольское, что за Воржею, с деревнями, но когда приложены, нет верного сведения, сим же государем 1585 года, декабря 25-го, из Костромских дворцовых посошных сел: Покровское-Карабаново с деревнями, село Никольское на Баране, с селом того же села Богословским с деревнями, погостом Старое дворище с деревнями, в волости Емене три жеребья села Вакарина и три жеребья деревни Колотилова, что были в поместье за Чудином и Шереметем Чортовыми, да в мирском стану деревня Святое, деревня Олферово и деревня Стрельниково, что были в поместье за Никифором Голозцыным.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/is...

6. Освященный Собор принимает новую редакцию Положения о наградах Русской Православной Церкви. В связи с этим следует считать редакцию этого документа, принятую Архиерейским Собором 2008 года, утратившей силу. Также утрачивает силу Положение о богослужебно-иерархических наградах, принятое Архиерейским Собором 2011 года. Изменения в церковном управлении, умножение числа епархий и приходов 7. Освященный Собор одобряет образование митрополий и значительное увеличение числа епископов и епархий, а там, где последнее невозможно — создание территориальных викариатств. Увеличение численности епархий и приближение епископов к пастве позволяет активизировать исполнение решений Архиерейского Собора 2011 года об умножении числа приходов, а также о развитии катехизической, религиозно-образовательной, миссионерской, молодежной и социально-благотворительной деятельности на благочинническом и приходском уровнях. Члены Архиерейского Собора обращают внимание глав митрополий на важность поддержки недавно образованных епархий, входящих в состав митрополий. 8. Собор утверждает решения Священного Синода об образовании следующих митрополий: Архангельской, Башкортостанской, Белгородской, Волгоградской, Вятской, Донской, Екатеринбургской, Ивановской, Иркутской, Красноярской, Кузбасской, Курской, Мордовской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Пензенской, Приамурской, Приморской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Симбирской, Ставропольской, Тамбовской, Татарстанской, Тверской, Тульской, Челябинской, Чувашской, Ярославской. Собор также утверждает решения Священного Синода и Синода Украинской Православной Церкви об учреждении следующих епархий: Алатырской, Альметьевской, Амурской, Ардатовской, Арсеньевской, Балашовской, Балтской, Барышской, Бежецкой, Белевской, Бишкекской, Боровичской, Братской, Бузулукской, Валуйской, Владикавказской, Вознесенской, Волгодонской, Выксунской, Георгиевской, Городецкой, Губкинской, Душанбинской, Енисейской, Железногорской, Изюмской, Исилькульской, Искитимской, Каинской, Калачевской, Калачинской, Канашской, Каменской, Канской, Карасукской, Касимовской, Кинельской, Кинешемской, Кокшетауской, Котласской, Краснослободской, Кузнецкой, Кызыльской, Лысковской, Магнитогорской, Мариинской, Махачкалинской, Мелекесской, Мичуринской, Могилёв-Подольской, Нарвской, Нарьян-Марской, Находкинской, Нефтекамской, Нижнетагильской, Новокузнецкой, Орской, Отрадненской, Петропавловской, Покровской, Пятигорской, Ржевской, Ровеньковской, Рыбинской, Салаватской, Салехардской, Саянской, Сердобской, Скопинской, Тарской, Троицкой, Уваровской, Уржумской, Урюпинской, Усть-Каменогорской, Феодосийской, Ханты-Мансийской, Чистопольской, Шахтинской, Шуйской, Щигровской, Яранской.

http://patriarchia.ru/db/text/2777929.ht...

Храм святителя Гурия, архиепископа Таврического (Севастополь) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм святителя Гурия, архиепископа Таврического , расположен на Камчатном люнете, построенном под руководством начальника инженеров севастопольского гарнизона Э. И. Тотлебена в первую оборону Севастополя (1854–1855 годы). Закладка храма состоялась 2 сентября 2018 года. Содержание История [ править править код ] В первую оборону Севастополя (1854–1855 гг.) на этом холме защитники города, под руководством начальника инженеров севастопольского гарнизона Э. И. Тотлебена, построили люнет — открытое с тыла полевое укрепление. С 3 марта 1855 г. люнет именовался Камчатским, по названию полка, строившего его и отбившего первое нападение французов. Камчатский люнет прикрывал подступы к Малахову кургану — ключевой позиции обороны. Противник обрушил на это укрепление убийственный огонь. Французский генерал Воске отдал приказание: «Бросать на Камчатский люнет бомбы каждые 10 минут ночью и каждые 20 минут днем». 7 марта 1855 г., возвращаясь с Камчатского люнета на Малахов курган, погиб контр-адмирал В. И. Истомин. На этом месте в 1904 г. открыт небольшой памятник из серого гранита. В 1905 году здесь был открыт памятник воинам Камчатского люнета. К сожалению, монумент утрачен во время ВОВ. Во время обороны Севастополя 1941–1942 гг. на Камчатском люнете находилась 54-я зенитная батарея, прикрывавшая Малахов курган с северо-востока. По воспоминаниям бывшего командира батареи Е. А. Игнатовича, они сбили 15 фашистских самолётов, за что по праву назывались снайперской зенитной батареей. Храм свт. Гурия, архиепископа Таврического, расположен на Камчатном люнете, недалеко от ул. Истомина. Закладка храма в честь святителя Гурия, архиепископа Таврического, совершена 2 сентября 2018 г. Храм срублен и привезен из с. Сойгино Алатырского района Чувашской Республики. Храм построен мастерами из Чувашии с помощью неравнодушных верующих. Престольные праздники [ править править код ] Гурий, архиепископ Таврический, святитель — 30 марта Как добраться [ править править код ] Адрес: г.Севастополь, ул.Паршина, Камчатский люнет (Зеленый холм) Паломнику [ править править код ] Расписание богослужений: Суббота Воскресенье Информация о дополнительных богослужениях уточняется в храме по окончании Божественной литургии в воскресенье. Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святителя...

Из Нерехтского уезда согласье бегунов проложило себе дорогу во Владимирскую губернию. Здесь оно преимущественно распространилось в Шуйском уезде и дошло до знаменитого села Иванова. Далее, учение Евфимия простерлось вниз по Волге, в Нижегородскую губернию, в Балахнинский уезд, в Казань, в Симбирск. Есть известия, что сопелковская пропаганда приобрела последователей в Алатырском уезде Сим­бирской губернии, в селе Иевлевом, в котором раскол в высшей степени развит; в селе удельного ведомства – Кладбище, в жигулевских горах Сызранского уезда. Далее учение бегунов простерлось в Самару и в Саратов. Усердный приверженец его, сопелковский купец Курочкин и один из сыновей купца Полетаева часто проживал в городе Самаре; другой же сын Полетаева – на пристани села Майны. Купцы эти, крестьянин Гурьян Степанов и другие из жителей села Сопелок ежегодно отправляли свои суда в те губернии за хлебом и на этих судах, особенно на коноводных машинах, перевозили беглых раскольников. В Саратов, впрочем, учение бегунов проникло еще до двадцатых годов. В 1815 г. прибыл из Саратова крестьянин Ярославского уезда деревни Симоновской, некто Симеон Шубник. Позна­комившись с сопелковскими бегунами, он стал им описывать все удобства жизни в Саратове, возможность укрывательства в садах, и предложил Ирине Федоровой, Доминике Андреевой, дочери ярославского мещанина Душина, перекрещенной еще самим Евфимием, Родиону Ми­хайлову и его отцу Сергею Тихонову перейти на жительство в саратовские сады. Те согласились и ушли. Ирина Федорова и Доминика нашли пристанище в саду купца Григория Яковлева Крюкова, а Родион Михайлов и отец его скрывались в буераках у филипповцев. Там они скрывались восемь лет. Наконец, Ирина Федорова и Родион Михайлов решились возвратиться в Ярославль и вновь явились в Сопелки; Доми­ника же и Симеон отправились из Саратова в Астраханскую губернию, где поселились в камышах на берегу Каспийского моря. Там они были пойманы: Симеон сослан в Закавказский край, а Доминика в Сибирь на поселение, где, по освобождению из тобольского острога, долго бродяж­ничала и, наконец, поселилась на жительство в келье, в кийской волости, в Томской губернии. Все эти бегуны занесли учение Евфимия в понизовый, прикаспийский край.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

— Догляжу, — отказался Александр. — Уже накренились, сейчас потонут. Горящие шнеки и впрямь стали одна за другой все выше задирать свои надменные носы, уходя кормой под воду. Громким шипеньем обозначилось соприкосновение реки с жарким огнем. — Хох! Хох! Хох-хоооо! — кричали живые свей с других шнек, приветствуя уход своих павших товарищей в Валгаллу. — А все-таки и они молодцы, — осмелился похвалить врагов ловчий Яков. — Святый Боже, святый крепкий, святый бессмертный, помилуй нас, — пробормотал отец Николай. Горящие шнеки все быстрей уходили под воду. Яркое зарево, освещавшее всю реку так, что хорошо можно было разглядеть противоположный берег, уменьшалось, и вновь становилось темно. И вот уже с трудом можно было увидеть, как высокие носы ненадолго замерли над водой и канули навеки, ушли на дно Невы. Живые шнеки подняли свои якоря и двинулись прочь в сторону Алатырского моря. — Прощайте, гости дорогие! Приходите почаще! — крикнул им вдогонку князь-победитель. — У нас земли и рек вдоволь, есть куда вас уложить с почестями! Глава двадцать первая. Побитые ангелами Князь их простил, а я не мог. Беззлобно он кричал им вослед, чтобы еще приходили в гости, а меня так и распирало броситься в одну из захваченных нами шнек и плыть вдогонку, нагнать проклятых и бить, бить их, не дать им уйти из пределов страны нашей. Зачем умолкли навеки уста Ратмира и Юряты? Кто заменит нам в нашем дружинном братстве Костю Луготинца, лучшего воина и ристалищника, веселого балагура и несравненного озорника? Еще тридцать три шнеки свои доверху набейте мертвецами и уведите их в огне на дно реки, а и тем не перевесится чаша весов, на которой лежат Ратмир, Юрята и Костя. И это только трое. А скольких еще недосчитались мы — Пузача, Еньдропа, Наместа, Всеволожа Ворону, иных… Конечно, не так много, как могли бы недосчитаться, но кисть руки отруби или всю руку — все равно больно! А главное, так и не услышал я слов прощения мне из уст Ратмирушки. Остыли его певучие уста, навсегда закрылись, не зачирикают на своем новгородском щебете. И не скажут больше: «Так уж и быть, Савка, прощаю тебя, собаку! Давай обнимемся, брате!»

http://azbyka.ru/fiction/nevskaya-bitva-...

протестант. государей. С одной стороны, он ценил праотеческую традицию, с другой - опасался вызвать протест в среде духовенства. Светская власть при П. А. взяла на себя функции защиты правосл. веры. Борьба с «раскольниками» - старообрядцами была одним из важнейших направлений совместных действий власти и Церкви. Особой поддержкой П. А. пользовался архиеп. Нижегородский Питирим (Потёмкин), инициативный, изобретательный борец со старообрядчеством в Поволжье. Сам бывш. старовер, архиепископ был своеобразным теоретиком борьбы с расколом, автором полемической кн. «Пращица Духовная» (1721), которую в лит-ре называют «Книгой русской инквизиции» (см.: Морохин А. В. Архиепископ Нижегородский и Алатырский Питирим: Церк. деятель эпохи перемен. Н. Новг., 2009). Законодательство о старообрядцах кон. XVII - 1-й пол. XVIII в. имело неуклонную тенденцию к ужесточению и в рамках «регулярного» гос-ва приобрело тотальный характер. Это выражалось в усилении контроля Церкви над прихожанами - бывш. староверами, в борьбе с укрывательством раскольников (злостный укрыватель по закону подлежал казни как противник власти), в беспощадном преследовании «старцев-расколоучителей», в облавах на общины, укрывавшиеся в лесах. С введением подушной подати на староверов положили двойной подушный оклад. При этом власть подтверждала, что двойной оклад не означал легализации старообрядческого учения и двойное обложение сделано, согласно указу, «не для того, чтобы они свою раскольническую прелесть рассеивать могли и других учили» (ПСЗ. Т. 6. С. 739-742. 4052). Это было одно из многочисленных постановлений, направленных против любых форм распространения старообрядческой веры. Запрещались все старообрядческие общественные богослужения, строго преследовалось хранение дониконовских книг. Категорически запрещалась передача основ старообрядческой веры др. лицам, в т. ч. внутри семьи. За «совращение» хотя бы одного человека в старообрядчество «совративший» рассматривался как расколоучитель ( Покровский Н. Н. Антифеодальный протест урало-сибир.

http://pravenc.ru/text/2580356.html

Каждый человек призван обрести себя, найти своё место: во-первых, в пространстве культуры – в том процессе по возделыванию Райского сада, боготварной природы; во-вторых, во времени истории – в той традиции передачи из поколения в поколение опыта возделывания собственной человеческой природы и Божьего творения. Согласно западноевропейской научно-философской традиции, под культурой понимается образ жизни. Применяя этот подход в данном контексте можно сказать, что культура есть, то каким образом человек возделывает себя и возделывает окружающий его мир. В процессе этого возделывания ключевым моментом является слово. В старославянском оно именуется глаголом. То есть той частью речи, которая раскрывает действие. Православие по-гречески и на других языках звучит ка « Ортодоксия» – т.е. правильное, прямое прославление Бога. В этом слове выражено главное предназначение человека на земле – воздавать славу Творцу от имени всякой твари. Сам этот процесс правильного прославления Бога является в духовном мире главным действием, преобразующим земной мир. Говоря современным языком богослужение – наше словесное служение Богу, каждый раз «переформатирует» этот земной, дольний мир, вознося его к чистоте и высоте горнего мира. Поэтому верующие христиане в Священном Писании называются « народом Божиим», « Царственным священством». Прилагательное « отечественная» возводит нас к слову Отец. Оно происходит от древнеиндоевропейского и даже ностратического корня atta — «отец». Концепт «предок» в индоевропейских языках выражался через корень atta, а в славянских через корень ot ъ. Последний корень можно сравнить с семантическим значением русского предлога « от», выражающим идею истока, изначальности. Отсюда, вероятно, происходит в индоевропейских языках и корень «один» — имеющий в славянских языках значение первого, исходного числительного, а в скандинавских языках имя собственное — « Один», название верховного божества, имеющего параллельные именования « всеотец», « высокий», « повелитель людей» (О том, что русское числительное « один» и скандинавское имя собственное « Один» не просто звуковое совпадение, но имеют общие корни в индоевропейской древности свидетельствует родственная связь между предлогом « от» в русском и « auf» (предлог « на, до»; наречие « открыто вверх») в немецком, « out» (« из, вне», « вон, прочь, наружу») в английском и т.д.).

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/05/pr...

Амвросий положил такую резолюцию: «академическое правление совершенно нерезонно отговаривается, что оно не знает, когда и кем ученик уволен из академии; ибо кроме его уволить оного некому. А ежели бы оно не увольняло его: то бы должно было об отпуске его из академии репортовать консистории. Почему подтвердить оному, чтобы оно никого из учеников не увольняло из академии; об отлучающихся же самовольно немедленно репортовало» 27 . С 1816–1818 г. благочинные или духовные правления в разное время года постоянно высылали при репортах или к преосвященному или в консисторию или прямо в академию священноцерковнослужительских детей урослых, годных в училище по годам, но вовсе не обученных, академистов, праздно живущих, церковников, не определенных ни к какому месту. В это время детей больных, которые напр. по причине отморожения ног даже ходить настоящим порядком не могли, кроме того, что на коленах, иногда высылали в Казань или уездный город для освидетельствования во врачебной управе. Преосв. Амвросий приказывал всех детей священноцерковнослужительских без изъятия записывать в академию. Неспособными к учению считались косноязычные, заиковатые, глухие, немые, малоумные. Если отец одновременно привозил в академию двух или трех сыновей и одного из них урослого, то преосв. Амвросий позволял иногда урослому помимо школы искать место причетническое или послушническое. Урослый церковник легче и скорее избавлялся от школы, если добывал себе заручное от прихожан одобрение. Справки и репорты благочиннические о священно-церковнослужительских детях и праздно живущих и больных академистах были присылаемы исправно, розыски о детях и строгие меры не прекращались до 1818 года; но в духовенстве все-таки оставались урослые. В период 1798–1818 г. академия казанская приняла по своему составу исключительное значение духовно-учебного заведения: в нее принимаемы были только дети священноцерковнослужителей консисторских, правленских приказнослужителей. соборных сторожей, тогда как прежде в семинарию открыт был доступ и другим сословиям и инородцам. Во все описываемое время мы знаем только один случай принятия в ученики академии лиц не духовного звания: это два брата Христофор и Григорий Максимовичи дети дворян. Они оба, но приказанию преосв. Павла Зернова, приняты в 1810 году. В академию поступали из округов по казанской губернии: казанского, чистопольского, чебоксарского, царевококшайского, свияжского, теттошского, цивильского, ядринского, спасского, козмо-демьянского, мамадышского, лаишевского, – по симбирской губернии: симбирского, сызранского, буинского, алатырского, курмышского, сингилеевского, карсунского, ставропольского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Академическое правление поэтому подначальных поручало для ближайшего за ними насмотра расходчику, или учителю сениору и префекту, на обязанности которых было доносить о поведении подначальных; и по окончании эпитимии аттестовать. Иные подначальные занимались больше пьянством, нежели исполняли послушание в пользу академии; по неделе и более, неизвестно куда, без всякого спроса пропадали из академии. Для укрощения буйства их сажали в пустой покой. Академические чиновники, на которых возложен был надзор за поведением подначальных, и сами наставники и ученики часто жаловались академическому правлению на обиды от буйных подначальных церковников. Подначальные своим поведением, побегами из академии и неявками на академические работы не мало увеличивали и канцелярское академическое делопроизводство. Из-за них у академического правления часто завязывалась и без того тогда сложная переписка с консисториею, съезжим домом, казенной палатой. Под эпитимию посылались иногда с отрешением вовсе от места, иногда с лишением доходов во время эпитимийного срока, иногда с предоставлением половинной части доходов для содержания семейства. Подначальные пользовались в академии казенным продовольствием. Если их было больше 20–25 человек, то допускалась передержка съестных припасов. В ведомостях провизных особою статьею показан расход провизии на подначальных. 5) Изыскание способов к усовершенствованию русских приходских и уездных училищ Состоящие в казанской епархии русские училища, алатырское, симбирское, курмшыское, чебоксарское и карсунское и по внешнему и по внутреннему устройству зависели от академии. Училища не пользовались никаким определенным из казны окладом, а получали на свое содержание из епархиальных источников и от академического правления из неокладной суммы. В силу резолюции пр. Серапиона, последовавшей на докладе академического правления в 1801 г. феврали 21-го дня, назначен был денежный сбор с детей, поступающих в училище, с священнических по одному рублю, диаконских по 50 коп., дьячковских и сирот по 25 коп.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

88 Тому же мнимому, грязному самоуничижению, тому же кощунственному истреблению греха грехом поучал Радаев и свои жертвы. «Сие крайнее безумие своей душе сноровити: ей надо волю давать духу действовати. Лучше дух, что делает самое негодное, нежели мы сами хорошее. С которой, по-видимому, я хуже поступлю, то лучше устоит. Коль велие безумие делают те, которые себя берегут; разве они умнее Бога. Нужно смирить себя, чтобы не хвалиться чистотой своей». 89 Но, может быть, то – предания старины, хотя и не глубокой? Может быть теперь, под влиянием цивилизующих понятий, при смягчении нравов, исчезли уже с лица земли эти безобразия, прикрываемые знаменем нелепых религиозных доктрин? Раскроем страницы современных следственных дел и посмотрим, что в них начертано рукой следователей, которые для некоторых, изведавших глубину падения, заменяли временами как бы отцов духовных, пред которыми они порывисто, со слезами раскаяния, хотели излить свою душу так, что последним большого стоило труда записывать в порядке их показания, отделять субъективные чувства от объективных фактов. Так писал нам один из следователей. Начнем с того, что непосредственно слышали на суде в ноябре прошедшего года в г. Мамадыш из уст той самой хлыстовки, которая ораторствовала, чем мир держится. «И в ваших стихирах, – говорила она, – поется: отложим всякое житейское попечение, тайну образующее». В чем эта тайна, объяснить она не пожелала, а муж ее, по окончании заседания, сказал своему местному священнику: «Ивановский еще в десять раз больше поседеет, а тайны нашей не узнает». Но, откроем некоторые следственные делопроизводства. В 1894 году в Алатырском уезде (Симб. губ.), во время производства следствия о хлыстах, прикосновенных к делу женщин подвергали медицинскому освидетельствованию, по подозрению в оскоплении. Оскопления не оказалось, но все освидетельствованные девицы, далеко уже не молодые, найдены потерявшими чистоту. 90 Между хлыстовками Спасского и Чистопольского уездов Казанской губернии у женщин замечался необычный, испитой цвет лица, при отсутствии деторождений замужними женщинами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010