1876 . Петропавловский – Ясногорский, мужской, совсем уничтожен­ный, в гор. Мозыре, Минской губ. Нет сомнения, что он уже существовал в XIV ст., так как в 1401 г. Федор Колодка воин дал монахам 100 пеня­зей с тем, чтобы была построена цер­ковь Петропавловская под горою. Во время казацких войн с поляками разорен. Архим. Николай, “Ист.-стат. опис. Мин. епар.”, 160. 1877 . Печерская, мужская пустынь, совсем уничтоженная, Симбирской губ., Алатырского у., в 4 вер. от села Промзина-Городища, на берегу р. Суры. О ней известно только, что в 1693 г. припи­сана к Нижегород. архиер. дому, а в 1739 г. имела церковь во имя Казанской Божией Матери, монахов 2 да бельцов трудников 4 человека. “Симбир. сборн.”, II, Отд. I, 30 (подробная опись пустыни); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 985, 3. 1878 . Печерский, мужской, ныне село Печерск, губ. и уезда, в 8 вер. от Смоленска, при рч. Язовенке. О нем никаких сведений не со­хранилось, но, по уверению смоленских старожилов, он запустел на их па­мяти и что архимандрит его нередко ездил для служения в Смолен. собор. Следовательно, он существовал в XVIII ст. Не был ли здесь загородный дом Авраамиева м-ря, где временно могли проживать архимандриты? Цебриков, “Смолен. губ.”, 330. 1879 . Печиникский, мужской, со­всем уничтоженный, и ныне сохранилось лишь урочище Печиники, Полтавской губ., Золотоношского у., при рч. Золотоноше. История его неизвестна. “Зап. И. Р. Геогр. Общ.”, 1856 г., XI, 433 (опис. р. Золотоноши). 1880 . Писцовский, женский, ныне село Писцово, Костромской губ., Нерехотского у., в 33 вер. к югу от Нерехты, по дороге в Иваново-Вознесенск, при р. Уводи и рч. Черной. О нем известно только, что существовал около 1711 г. “Памят. кн. Костром. губ. на 1862 г.”, 305. 1881 . Подгаицкий, мужской, ныне село Подгайцы, Волынской губ., Луцкого у., в 3 вер. к юго-вост. от Луцка, на отлогом берегу р. Стыря. Судьба его не­известна, но существовал еще в XIV ст. при кн. Свидригайло и даже гораздо позже. “Временник Общ. ист. и древ.”, 1852 г., XIV, смесь, 18.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В 1764 году монастырь стал самостоятельным. Как и в Троице-Сергиевой лавре, в алатырском монастыре велась работа над духовным просвещением местного населения. Было основано Алатырское русское училище, в котором обучались дети духовенства, готовящиеся принять священный сан. В 1818 году оно было преобразовано в уездное духовное училище. Мирская жизнь монастыря была нарушена пугачёвским бунтом, отряды которого не оставили стороной древний Алатырь и его обитель. Вскоре монастырь постигло новое бедствие: в ночь на 28 сентября 1775 года, во время пожара, начавшегося в городе, в обители тогда сгорела часть построек - два здания братских келий, колокольня с двумя колоколами и новыми часами, а также часть деревянной ограды. Новая славная страница открылась в истории Троицкой обители, когда в 1796 году настоятелем был назначен саровский постриженник - иеромонах Авраамий (Соловьёв). С этого времени начинается возобновление монашеской жизни монастыря. Первым делом настоятель принялся восстанавливать уже совсем обветшавшие храмы. Строились они на средства Государственной казны, кроме этого, деньги собирались всем Алатырским уездом. Сам монастырский комплекс складывался постепенно, один архитектурный стиль органично дополнялся другим. В начале XIX века строится храм Сергия Радонежского, рядом с которым возводятся двухэтажные каменные настоятельские покои, а внизу помещения для братии и послушников. К этим помещениям в 1825 году пристроены двухэтажные монастырские кельи. С 1796 года алатырскому монастырю принадлежала Свято-Духовская мужская пустынь на берегу р. Суры, в которой пребывали иконы сщмч. Антипы Пергамского и вмч. Иоанна Воина. Частицы мощей этих угодников по сей день находятся в Свято-Троицком монастыре. Новый период монастырского расцвета наступил весной 1903 года, когда с далёких Валаамских берегов Ладожского озера прибыл настоятелем игумен Гавриил. Широта взглядов и умение, с которым архимандрит Гавриил решал самые разные вопросы - духовные и хозяйственные. Особенное усердие проявил настоятель в почитании алатырского чудотворца, старца Вассиана, погребённого под Казанским храмом обители.

http://sobory.ru/article/?object=04998

Освятится жертвенник Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в богоспасаемом граде Алатыре, в Троицком Сергиеве приписном монастыре, во храме Пресвятыя Живоначальныя Троицы, при державе благочестивейшия великия Государыни Императрицы Елизаветы Петровны всея России, при наследнике ея внуке Петра Первого благоверном Государе великом князе Петре Федоровиче и при супруге его благоверной Государыне великой княгине Екатерине Алексеевне, и при благоверном Государе великом князе Павле Петровиче, по благословению великого господина Феофана, епископа Нижегородского и Алатырского, при архимандрите Троицко-Сергиевой лавры Афанасии, того же Алатыря архимандритом духовским Виктором, в бытность соборного строителя иеромонаха Иоанна Никольского; в лето от сотворения мира 7262 года, от воплощения же Бога Слова 1754 года, индикта 2 месяца, ноемврия 13 дня, на память иже во святых отца нашего Иоанна архиепископа Константина града Златоустого. Лето благодати 1754 года, ноября 13 дня, освящена оная бысть Троицкая настоящая церковь ». Освящен храм был только во втором этаже, а первый оставался впусте до 1767 года, когда архимандрит монастыря Геннадий, испросив разрешение у епископа Нижегородского Феофана, устроил в нижнем этаже теплую церковь , в честь Богоявления Господня, при чем были пристроены трапеза и колокольня. Старая деревянная церковь , во имя Савватия и Зосимы Соловецких чудотворцев, вместе с деревянною колокольнею, за ветхостью, были разобраны. Иконостас, образа и вся церковная утварь из старой церкви были перенесены во вновь устроенную церковь Богоявления Господня. В 1801 году церковь Богоявления Господня была упразднена, а вместо неё в том же году, при настоятеле архимандрите Авраамии, сооружена отдельная церковь каменная у северной стороны главного храма Св. Троицы, на расстоянии 9 саж., во имя преп. Сергия Радонежского. Храм Св. Троицы в 1805–1808 г. был вновь перестроен и в то же время сооружена отдельно каменная трёхъярусная колокольня изящной архитектуры, имеющая 16 кв.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Желания обеих сторон сошлись вместе: все стали просить другого иеромонаха из Сарова же, старца Авраамия, принять на себя звание архимандрита в Алатырский монастырь, и брат, единственно из повиновения, принял на себя это звание. Видя смиренномудрие старца Серафима, диавол воздвиг на него большое гонение, поднял в его душе мысленную брань и поддерживал борьбу эту с таким натиском и силою, от которых пал некогда великий во отцах Феофил, эконом Аданской церкви (см. Четьи-минеи 23 июля). В тяжком душевном обстоянии старец Серафим обратился к Господу подвигоположнику нашего спасения Иисусу Христа у Пречистой Его Матери, а сам решился усилить свои иноческие труды, чтобы, при помощи свыше, разрушить страшные козни диавола, повергавшие его в уныние. Благословясь, он принял на себя новый высший молитвенный подвиг. В глухом лесу, на половине пути от келлии, к монастырю, лежал необыкновенной величины гранитный камень. Вспомнив о трудном подвиге св. столпников о. Серафим решился принять участие в подвижничестве сего рода. Для сего он восходил, чтобы не быть ни от кого видимым, в ночное время на этот камень для усиления молитвенного подвига. Молился он, обыкновенно, или на ногах, или стоя на коленах, с воздетыми вверх, подобно св. Пахомию, руками, взывая мытаревым гласом: Боже, милостив буди ми грешному. Чтобы уравнять ночные подвиги дневным, о. Серафим и в келлии имел камень. На нем он молился во время дня с утра до вечера, оставляя камень только для отдохновения от изнеможения сил и для подкрепления себя пищей. Такого рода молитвенный подвиг он нес по временам в течении тысячи суток. В наставлениях своих о. Серафим всегда говорил, что «хотя все старание надо иметь о душе, тело же подкреплять для того только, чтобы оно способствовало к подкреплению духа, но если самовольно изнурим свое тело до того, что изнурится и дух, то такое удручение будет безрассудное, хотя бы сие делалось для снискания добродетели». Так светло смотрел о. Серафим на подвижническую жизнь! Так он и действовал! От стояния на камнях, от трудности этого молитвенного подвига тело его очень заметно изменилось, в ногах возобновилась болезнь, которая с этого времени до кончины дней не переставала мучить его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КЛЮЧЕВСКАЯ КАЗАНСКАЯ ПУСТЫНЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Ключевская Казанская пустынь Располагается близ посёлка Тургенева и входящего в его состав села Четвертакова . Из предания, подтверждаемого древней надписью, записанной уставом на деревянной доске и хранящейся в Ключевской церкви, видно, что в роднике или ключе недалеко от села Четвертакова в 1707 году явилась Казанская икона Божией Матери . Населявшая окрестности этого села мордва , пребывавшая в то время в язычестве , видя бывшие от явленной иконы чудотворения, уверовала в истинного Бога и приняла святое крещение. Вскоре было решено основать тут пустынь. Место было удобным: владельческие села Тургенево и Четвертаково располагались на почтовом тракте Саранск - Алатырь , а уездная столица Ардатов - в пяти верстах. Пустынь создавалась как загородный двор Алатырского Свято-Троицкого монастыря , приписанного, в свою очередь, к Троице-Сергиевой Лавре . Уже в 1708 году на ключе, по указу Троицкого монастыря, была построена первая деревянная Казанская церковь. В том же году 29 августа церковь была освящена приходским священником Иоанном. В 1767 году обветшавшую церковь заменили на другую, тоже деревянную. Третий храм, каменный, строился с 1806 года уже не на источнике, а выше его, на холме. Алатырский архимандрит Авраамий, заложивший эту церковь, опирался на местную благотворительность, на приходы Тургенева и Четвертакова. Освящение летней части храма состоялось в 1807 по благословению епископа Казанского Павла (Зернова) . Пустынь скоро стала центром паломничества и внесла свою лепту в христианское просвещение народов Поволжья. В первой половине XIX века почитание явленной Казанской иконы Божией Матери распространилось на соседние уезды. В 1848 году, во время эпидемии холеры, алатырцы потребовали от настоятеля Свято-Троицкого монастыря перенести образ в город, и архимандрит Иезекииль подчинился. Икона с крестным ходом отправилась в Алатырь, её обнесли с крестным ходом вокруг всего города, вскоре после чего болезнь начала стихать. В память об этом знаменательном событии ежегодно 9 августа в Алатыре проводился крестный ход, а в Ключевской пустыни служился благодарственный молебен. По специальному расписанию икону в сопровождении монахов и под охраной полиции носили по домам и отправляли в путешествия по уезду.

http://drevo-info.ru/articles/20299.html

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Троицкий, в городе Алатыре, некогда приписной к Троице-Сергиевой Лавре, ныне 3-го класса. [III, 84; VI, 939.] Строители Евфимий (игум.) 21 февр. 1612. Порфирий (игум.) в апр. 1613. Иоасаф Пестриков , 1618 и 19. Сергий , 1623. Прохор , 3 янв. 1627. Севириан , 1627 и 28. Симон Азарьин , 1631–33. Нифонт Кобылин , 1650. Нил , в апр. 1664. Феодул Рагозин , 1692–94. Вассиан , 1697 и 98. Макарий Дубенский , 1702. Аарон Лихотин , 1720. Феодорит Кайсаров , в дек. 1721. Иоасаф , 1723 и 24. Серапион Лаврентьевский , в июле 1724. Архимандриты Виктор , 1752, 1765 и 66. Геннадий , 1766 и 67, перев. в Нижегородский Благовещенский. Варлаам перев. из Оранского 1767–1770, в дек. – в Нижегородский Благовещенский. Иона , из Оранского, 1773–1780. Авраамий , с 1798 ? 1802–28. Арсений , 1828–34. Герман , 1834–39. Иоанн , 1845. Иезекииль , 1846–53. Авраамий , 1854–69. 2 Алатырского уезда, Низсурского стана, Вознесенской Кирилловой пустыни 317 строит. Серапион † 1685. В 1687 приписана к Желтоводскому. 3 Алатырского уезда, Верхосурского стана, Печерская. Казанской Богородицы, пустынь в 1693 г. приписана к Нижегородскому архиерейскому дому. [V, 553.] 4 Курмышский Рождественский (на посаде), в февр. 1657 г. приписан к патриаршему дому; упразднён. [V, 688.] Игум. Феодосий , 1584. – Иона , 1627–34, в янв. (sic) 1650. – Никандр , в сент. 1652. Строит. Иона , в июле 1655. Игум. Тимофей отставлен 2 февр. 1660. Строит. Иона определён 22 июля 1660, из бывших игум. Угрешских. Игум. Викентий , 1661. Казначей Феодор , в апр. 1667. Игум. Пафнутий , в дек. 1677. Строит. Вассиан , 1682. – Нофтон , в янв. 1699. 5 Спасо-Преображенский, в городе Самаре, в 1648 г. приписан к патриаршему дому, а в 1670 – проч. В 1738 г. упразднён. [VI, 3, 215.] Игум. Феодорит , 1631. Чёрный поп Моисей , 1640, 82 (у Невоструева). Строит. Исаия , 1648 и 44, 47. Игум. Варсонофий , 1646. – Арсений , 1647. – Сергий , в апр. 1661. Строит. Иосиф , 1665, 83. Игум. Иоасаф 1684 перев. из Симбирского Успенского (то ж).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иакова Боров., нового чудотв.); V, 1, 1 (выпись из писцов. книг о церковн. имуществе и недвижим. м-ря, 1582 г.), 13, 5 (жал. ц. грам. 1624 г. м-рю о переписке вновь на государево имя такой же жалов. грамоты, данной в 1617 г.; черный поп Изосима), 53, 29 (цар. грам. 1653 г. о приписке м-ря с вотчинами к Иверскому м-рю), 95, 44 (цар. грам. 1654 г. о том же), 114, 51 (а. грам. 1654 г. Иверскому м-рю на владение во веки бесповоротно вотчинами Борович. Духова м-ря), 139, 57 (отписка 1655 г. казначея Ивер. м-ря Нифонта патр. Никону об отпуске его в Борович. Духов м-рь, куда отпущен и духовный его отец черный поп Изосим), 285, 97 (в 1656 г. Боровицкий м-рь имел 20 крестьян. дворов), 367, 145 (отписка 1662 г. строителя м-ря Арефы к Иверскому архим. о присылке овощей), 518, 190 (грам. патр. Никона 1665 г.; отец Парамона Титова «тою землею поступился Якову чудотв. в Боровицкой м-рь»), 527, 195 (грам. 1665 г. строит. м-ря Арефе о немедленн. высылке в Воскр. м-рь каменьщиков и кирпичников), 824, 324 (благослов. грам. 1673 г. митроп. Иоакима о постр. в м-ре церкви; здесь назван Старым Духовским в отличие от Ново-Духовского, построен. над мощами преп. Иакова в Иверском м-ре), 853, 310 (в 1682 г. строитель м-ря иером. Агапит скончался и на его место послан строитель Мшенской пуст. Никон), 1048, 434 (цар. грам. 1668 г. Иверскому м-рю о возвращ. ему прежних вотчин). 790. Духов, мужской, ныне церковь , Симбирской губ., Алатырского у., в 2 вер. к югу от Алатыря, близ правого берега р. Суры. О нем известно только, что он упразднен в 1764 г. и имел 2 деревянные церкви: во имя св. Духа и Иверской Божией Матери с приделом Иоанна Богослова. В 1740 г. им управлял архим. Авраамий. “Ист. Росс. Иер.», III, 83; IV, 70; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 988. 791. Егломская или Елгомская, а также Ельдомская, мужская пустынь, ныне погост Елгомская Пустынь, Олонецкой губ., Каргопольского у., в 170 верстах к вост.-сев.-вост. от Каргополя, близ границы Шенкурского у., при озере Елгоме, недалеко от устья рч.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Л. 50. Андрониевского архимандрита Симеона – на архиепископию Смоленскую и Дорогобужскую 1681 г. Апреля 9. Л. 65. Кирилло-Белоезерского архимандрит Никиты – на Звенигородскую епископию 1681 г. Ноября 6. Отселе обещания начинаются со слов: (@глетъ избранном имй несколько дальше, чем предыдущие. Л. 77. Флорищевского иеромонаха Илариона – на архиепископию Суздальскую и Юрьевскую 1681 г. Ноября 11. Л. 91. Борисоглебского монастыря архимандрита Сергия – на архиепископию Тверскую и Кашинскую 1682 г. Февр. 5. Л. 105. Покровско-Авраамиевского Городецкого монастыря игумена Леонтия – на Тамбовскую епископию 1682 г. Марта 6. Л. 117. Хутынского монастыря архимандрита Геласия – на архиепископию Устюжскую и Тотемскую 1682 г. Марта 12. 131 . Церкви Св. Славных и всехвальных 12-ти Апостолов, что у Святейшего Патриарха на сенях, иеромонаха Афанасия – на Архиепископию Холмогорскую и Важскую 1682 г. Марта 18. Л. 144. (@бители живоначальны троицы и прпбнаго ца чюдотвоца унежьского мнтр@) игумена Митрофана (святого) на Воронежскую епископию 1682 г. Апреля 2 928 . Л. 154. Андрониевского архимандрита Авраамия на Белоградскую и Обоянскую Митрополию 1684 г. Июля 13. Л. 168. Новоспасского архимандрита Гавриила – на архиепископию Вологодскую и Белоезерскую 1684 г. Сентября 7. Л. 182. Волоколамского архимандрита Александра на архиепископию Устюжскую и Тотемскую 1685 г. Февраля 8. Л. 199. Чудовского архимандрита Адриана – на Митрополию Казанскую и Свияжскую 1686 г. Марта 21. Л. 215. Иеромонаха Павла – на митрополию Нижегородскую и Алатырскую 1686 г. Марта 7. Л. 230. Обители Спаса Нерукотворного Образа архимандрита Авраамия – на Митрополию Рязанскую и Муромскую 1687 г. Января 9. Л. 246. Чудовского архимандрита Евфимия на митрополию Сарскую и Подонскую 1688 г. Августа 12. Л. 261. Спасского в Ярославле монастыря архимандрита Илариона – на митрополию Псковскую и Изборскую 1691 г. Февраля 1 929 . Л. 271. Чудовского архимандрита Иоасафа на митрополию Ростовскую и Ярославскую 1691 г. Июля 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

В твоем же лице пусть духовенство видит не своенравного господина, один грозный вид которого повергает в трепет, а доброго, внимательного наставника, который с отеческой любовью и заботой, а если необходимо — и с мудрой строгостью надзирает за вверенной ему паствой, вразумляя заблудших. Всем нам предстоит еще много потрудиться для развития христианского просвещения, которое не может ограничиваться лишь проповедью с амвона. Различные образовательные проекты, деятельность воскресных школ, катехизическая работа должны стать органичной и неотъемлемой частью приходской жизни. Наша главная задача состоит в том, чтобы воспитать в людях сознательное отношение к своей вере. Твердое знание истин Православия убережет пасомых от суеверий, от ложного понимания церковного учения, будет способствовать их духовному возрастанию, укреплению в добродетели. Не забывай о служении милосердия. Поддержка немощных, страждущих, обездоленных, тех, кто нуждается в заботе, да будет одним из важных направлений епархиальной работы. Должное устроение новообразованной Алатырской епархии потребует от тебя всех твоих сил, способностей и самоотречения. Но не думай, что, опираясь лишь на самого себя, на свои знания, умения, опыт, ты сможешь осуществить задуманное. Возложи твое упование на Бога, в горячей молитве испрашивай у Него все необходимое, и Промыслитель всяческих не посрамит твоей надежды. Итак, на пути к Царствию Небесному, куда тебе надлежит вести клир и паству, будь тверд и мужествен, не бойся и не страшись, ибо Господь Бог Сам пойдет с тобою и не отступит от тебя, и не оставит тебя (см. Втор. 31:6). Он не оставил Свой народ избранный в странствовании к Земле обетованной, не оставит и тебя с твоим народом. С таким напутствием прими видимый знак епископской власти и «жезл сей возьми в руку твою» (Исх. 4:17). А теперь преподай благословение предстоящим людям, принявшим молитвенное соучастие в твоей хиротонии. Аминь. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.)

http://patriarchia.ru/db/text/2627436.ht...

«Каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти» ( Тит. 1:11 ). Другие используют открытых и добродушных людей для приобретения материальных благ, заставляя продавать своё имущество, квартиры, машины и другие материальные ценности. «Ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» ( Рим. 16:18 ). Никакая секта не имеет ни малейшего права вмешиваться в семейную жизнь, тем более разбивать семью. Такой случай произошел в одной Алатырской семье по вине опять же секты. Понятно, почему я не указываю на те лица, которые пострадали в этих религиозных общинах, чтобы не причинить им ещё большей боли и неприятностей. Вспомним всем известный процесс под названием «Глеб Якунин и сектанты против Дворкина». Дворкин Александр Леонидович кандидат богословия, доктор философии, руководитель Информационно-консультативного центра священномученика Иринея, епископа Лионского на судебном заседании в Московском городском суде смело выступил против тоталитарных религиозных общин, которые подали кассационную жалобу на него в суд. Причина этой жалобы вышедшая в свет книга «Десять вопросов навязчивому незнакомцу». В этой книге он учит, как противостоять вербовщикам из тоталитарных сект, как уберечь себя, чтобы не попасть в секту. В итоге после неопровержимых доказательств с его стороны о непосредственной опасности тоталитарных сект для общества и, в частности, для человека суд отверг все жалобы сектантов против Дворкина. И эта была очень важная победа не только для Русской Православной Церкви, но и для всей страны. Значит, мы можем противостоять и бороться с этими лжемиссионерами. Напомню, в сектах жесткий контроль друг за другом. Нет личной жизни, человек должен жить только жизнью своей религиозной общины. В некоторых сектах образуются свои кооперативы, где работают по двенадцать часов в день. Нет должных санитарных условий проживания. Секта контролирует каждый шаг членов своей общины, ведет постоянно психологическую обработку.

http://azbyka.ru/way/doroga-k-bogu-svjas...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010