кн. 1619 г.; в Ростове же на посаде Богоявл. м-ра и чуд. Авраамия слободка Спасская, да большой погостев), 29 (переписн. кн. 1678 г.; из-за Богоявл. м-ря и чуд. Авраамия большой погост приписан к Ростову к посаду по промыслу и по близости же: 8 двор.), 31 (в том же году имел двор внутри города); “Русск. истор. Библиот.», III, 34 (празднов. в Москве около 1634 г. день 29 октяб. Авраамию Ростов.; трезвон средний, а поют по уставу с полиелеосом); IV, 850 (Палинодия 1621 г.; 29 октяб. память преп. Авраамия, архим. Богоявленского Ростов., нового чудотворца). 597. АвраамиевГородецкий – Покровский, мужской, заштатный (с 1764 г.), Костромской губ., Чухомского у., в 12 вер. к сев.-зап. от Чухломы, на северном берегу Чухломского оз. Основан в XIV ст. преп. Авраамием, постриженником преп. Сергия, скончавшимся в 1375 г., 20 июля, в каковой день чтится его память, а равно и иконы Божией Матери, называемой Чухломской, которая явилась преподобному, во время его подвигов на берегах Галичского оз. Мощи преп. Авраамия почивают под спудом в малом приделе прор. Илии, откуда проделано малое окно в соборную церковь . В Покровском храме висят вериги преп. Авраамия, а у подножия гористого берега озера стоит часовня с колодцем, ископанным руками преподобного. “Авраамиев Чухломской мон.», брошюра, Кострома, 1859 г.; “Ист. опис. Городец. Авраамиева м-ря в Костром. губ.», сост. Прилуцкий, Спб., 1861 г.; “Ист. Росс. Иер.», III, 748; Ратшин, 159; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 156; “Опис. монаст.», 1817 г., 1; “Словарь ист. о свят.», 7; Крживоболоцкий, “Костром. губ.», 472; “Памят. кн. Костром. губ. на 1862 г.», 351; Ключевский, “Жит. свят.», 276; Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 196, 212, 250; VII, 461 (игум. Протасий, 1551 г.); “Церковно-ист. месяцеслов св. Тр.-Сергиевой лавры», 15; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1856 г., 18 (разреш. постр. колокольню); “Костр. губ. в.», 1854 г, 2 (жизнеопис. Авраамия); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 201, 375; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 866, 13; “Архив ист.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАЛИЧСКАЯ И МАКАРЬЕВСКАЯ ЕПАРХИЯ Костромской митрополии Русской Православной Церкви образована решением Священного Синода от 27 дек. 2016 г. путем выделения из состава Костромской епархии (см. Костромская и Нехретская епархия ). Епархия входит в состав Костромской митрополии , объединяет приходы в административных границах Антроповского, Вохомского, Галичского, Кадыйского, Кологривского, Макарьевского, Мантуровского, Межевского, Нейского, Октябрьского, Островского, Павинского, Парфеньевского, Поназыревского, Пыщугского, Солигаличского, Чухломского, Шарьинского районов Костромской области. Кафедральный город – Галич, кафедральный собор – в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Правящий архиерей – епископ Алексий (Елисеев) . Епархия разделена на благочиннические округа: Галичский, Чухломской, Солигаличский, Нейский, Макарьевский, Мантуровский, Шарьинский, Павинский, Монастырский. При епархиальном управлении работают отделы: миссионерский, по делам молодежи, по социальному и тюремному служению и взаимодействию с Вооруженными силами. В епархии действуют 3 монастыря (1 мужской и 2 женских). При Свято-Покровской Аврамиево- Городецком монастыре действуют братство во имя преподобного Авраамия Городецкого, детский приют для мальчиков-сирот, Свято-Покровское Параскево-Пятницкое сестричество. Епархиальные СМИ включают официальный сайт епархии ( http://galich-eparhia.cerkov.ru). Святыни и крестные ходы Одна из самых почитаемых икон г. Галича – Овиновская икона Божией Матери . Чтимый список ее с 2004 г. находится в Паисиевом Галичском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре . В этой же обители почивают под спудом мощи преподобного Паисия Галичского . В Авраамиевом Городецком в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыре покоятся мощи преподобного Авраамия Галичского , старинный покров с раки преподобного, также на территории этого монастыря находится святой колодец, ископанный преподобным Авраамием.

http://pravenc.ru/text/357526.html

Алтарь освещался тремя узкими окнами, по одному в каждой из его трёх частей. В южной стене четверика, внизу, было два окна, подобных окнам алтаря – с двусторонним рассветом, арочными перемычками, без наличников, – по одному с каждой из сторон портала; окна второго света располагались на трёх сторонах четверика – три на южном, три на западном и одно на северном фасаде, в его крайнем к западу прясле. Эти окна двух типов: круглые по краям и повышенные, с арочной перемычкой в центре фасадов и окна с наличниками в виде плоской широкой четырёхугольной рамки со стрельчатым фронтоном. Над фронтонами и по сторонам их оснований размещались выпуклые ромбы, того же выноса, что и у наличников. Такие же ромбы украшают верхние части лопаток на фасадах четверика. В отличие от угловых лопаток, равношироких по всей высоте, средние из них внизу сужаются посредством двух уступов с каждой из двух сторон. Карниз, раскрепованный под ними, довольно сложен, он включает в себя два яруса поребрика, разделённых гладкими поясками, и венчающую часть из ступенчатых кронштейнов, поддерживающих массивную полку из двух рядов кирпича. Закомары мягкого коробового очертания, близкие к полукругу; средние закомары несколько шире угловых и имеют отличный от них профиль. Из пяти первоначальных глав сохранились две восточные. Они световые и обращены в алтарную часть четверика. Их круглые барабаны украшены плоскими аркатурами со щелевидными окнами между пилястр. Карнизы напоминают карниз четверика, но на северо-восточной главе только один ряд поребрика. Аркатурой на ступенчатых кронштейнах обработана верхняя часть алтарных апсид, над нею располагается пояс таких же кронштейнов, поддерживающих венчающую полку, украшенную сухариками. Входящие углы апсиды отмечены прямоугольного сечения массивными лопатками. Здание имеет фундамент из средней величины валунов, уложенных насухо. Поверх их, но ниже земляной отметки, устроен выравнивающий слой из двух рядов грубо отёсанного белого камня на известковом растворе. Цоколь белокаменный, гладко отёсанный; состоит из нижнего ряда с круто наклонённой плоскостью и полувала между двумя па латками. Поверх полувала идёт один ряд белого камня, выше кладка кирпичная. Размер кирпича четверика и апсиды 29(30)х14(15)х8.

http://sobory.ru/article/?object=05158

Успен.-Сумский-Чернетчинский, I, 552. Успен.-Сученская, Волог. г., II, 942. Успен.-Сяндемская, Олон. г., II, 1215. Успен.-Тихвинский, Новгор. г., I, 485. Успен.-Тихонова, Калуж. г., II, 1221. Успен.-Тобольский, I, 585. Успен.-Трифонов-Вятский, II, 1223. Успен.-Трифонов-Чусовский, Перм. г., II, 1224. Успен.-Тульский, II, 1303. Успен.-Тюменский, II, 832. Успен.-Усманский, I, 536. Успен.-Уфимский, II, 1307. Успен.-Учемская-Кассианова, Яросл. г., II, 861. Успен.-Федосеева, Волог. г., II, 942. Успен.-Феофил., С.-Петер. г., II, 1335. Успен.-Флорищева, Влад. г., II, 1338. Успен.-Цыганешск., Бесс. г., II, 1351. Успен.-Чердынский, II, 1300. Успен.-Чонский, Могил. г., I, 573. Успен.-Шалацкая, Новг. г., II, 1358. Успен.-Шаровкин или Шаров, Калуж. г., I, 576. Устьвымская-Арх., Волог. г., II, 1330. Усть-Киренск.-Троиц., Иркут. г., I, 525. Усть-Кольский-Троиц., II, 1284. Усть-Медведицкий-Преображ.-Спасский, Донск., I, 395. Усть-Недумская, Волог. г., II, 1331. Усть-Нерлинский-Покров., Влад. г., II, 1072. Усть-Павлов.-Рязанский, II, 1285. Усть-Сарапульский, Вят. г., II, 1201. Усть-Узский, Пск. г., II, 779. Устьшехонск.-Троиц.-Крохин., II, 1332. на Устье Борисоглеб.-Ростов., II, 675. Устюженский-Ильин.-Воскрес., II, 828. Устюжская-Филипп.-Знамен.-Сученская, II, 1337. Устюжский-Архангель., II, 623. Устюжский-Иоанно-Предт. или Иванов., II, 840. Устюжский-Преображ.-Спасс., II, 1095. Уфимский-Успен., II, 1307. Уфимский-Христорожд., I, 561. Учемская-Кассианова-Успен., Яросл. г., II, 861. Училищный-Покров.-Москов., II, 1076. Училищный-Покров.-Харьков., I, 381. Училищный – Спасо-Авраамиев-Смоленский, II, 1154. Училищный-Спасский или Заиконоспасский-Московский, II, 802. на Ушне Борисоглебский – Муромский, II, 676. Ф Федосеева-Успен., Волог. г., II, 942. Феодоров. – Богород. – Городецкий- Радиловский, Нижег. г., I, 62. Феодоров.-Владимирский, II, 1333. Феодоров.-Казанский, I, 555. Феодоров.-Переяславский, II, 1334. Феофилова, С.-Петер. г., II, 1335. Ферапонтов.-Успен., Калуж. г., II, 1310. Ферапонтов, Костр. г., II, 1336.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Двенадцать колонн были поставлены по три у каждого из углов четверика. Для этого по периметру четверика возводился цоколь шириной 1,2 метра, на который ставились колонны, четыре из которых располагались по углам, а восемь – по сторонам четверика. Диаметр колонн составлял 80 см, расстояние между ближайшими колоннами – 1,1 метра, удаление от стен колокольни – 25 см. Над нижним четвериком колокольни Спасо-Геннадиева монастыря располагался сохранивший стены первоначальной постройки восьмерик, декоративное убранство фасадов которого кардинально менялось. Из восьми арок звона оставлялись лишь четыре, остальные, располагавшиеся над углами четверика, закладывались кирпичом, фасады декорировали, подобно нижнему ярусу, двенадцать колонн, поставленные по три с каждой из четырех сторон. Три верхних яруса колокольни дошли до нашего времени без существенных изменений, утрачено лишь их завершение. Как видно на старой фотографии, верхний четверик имел четырехгранное куполообразное металлическое покрытие, напоминающее по форме колокол, над которым устанавливалась небольшая главка в форме вазона с восьмиконечным позолоченным крестом над ней. В настоящее время колокольня расположена в угловой юго-западной части Спасо-Геннадиева монастыря, в 35 метрах к юго-западу от соборного храма. Прием постановки колокольни отдельно от соборного храма был широко распространен подобным образом, в частности, решалась звонница Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле, а также колокольни Ипатьевского, Авраамиево-Городецкого монастырей и других. Две самые ранние каменные постройки монастыря возводились не одновременно, первым в середине XVII века был выстроен каменный соборный храм, колокольня же еще более полувека оставалась деревянной. И лишь в петровское время, в 1715 году, она была возведена из кирпича, и стала вторым каменным зданием в монастыре. Насколько можно судить по сохранившимся остаткам, колокольня первоначально была двухъярусной и состояла из нижнего четверика и высокого восьмерика над ним. Над восьмериком возвышалось деревянное шатровое покрытие. Шатровые колокольни, получившие преимущественное распространение в допетровской архитектуре, продолжали, наряду с колокольнями нового типа, строиться и в начале XVIII века. Тяготевшие к допетровским формам декора шатровые колокольни, ставились по преимуществу, рядом с пятиглавыми храмами. В настоящее время каменные стены первоначальной части здания сохранились, но дошли в искаженном позднейшими перестройками и утратами виде. Они сложены из большемерного кирпича размером 31-32х13,5-14х7,8 см. В плане нижний четверик колокольни представляет собой квадрат размером по фасадам 8,8х8,8 метра. Толщина стен его составляет около 1,6 метра. Высота колокольни в настоящее время достигает 37 метров.

http://sobory.ru/article/?object=35976

Кроме груздей в промышленных масштабах собирают лисички (40 рублей за кг), белые и клюкву. Малый бизнес на собирательстве — явление массовое, дело районной важности.  Чухломе повезло с природой, работящими мужиками, но не повезло с названием. Его в свое время обшутили  великие: Ахматова, Бунин, Горький, Даль, Кольцов, Маяковский,  Островский, Салтыков-Щедрин и Чехов. Последний, например, писал: «N казался мне необыкновенно уютным, теплым и красивым, хотя столичному человеку живется в нем так же скучно и неуютно, как в любой Чухломе или Кашире». Современному столичному жителю в Чухломе не то чтобы неуютно, но странно видеть у кинотеатра рукописную афишу: «Скоро! Кинофильм «Весна на Заречной улице».  На другой стороне Чухломского озера, в деревне Ножкино, напротив Авраамиево-Городецкого монастыря есть магазин. Под козырьком магазина прятались от дождя и курили два мужичка. Рядом мотоцикл с коляской, в ней мокнут березовые дрова.  На двери магазина объявление: «Продаю белые грузди». По телефону ответили, что все грузди распроданы. — Езжайте  дальше на север за груздями, — авторитетно заявили мужики.  Еще дальше на север — Солигалич. В Солигаличе есть «танцующий» Ленин и «танцующие» деревянные торговые ряды. Они даже не танцуют, а играют в «море волнуется раз». Есть санаторий имени Бородина: «Лечебные грязи, целебные воды — мы вам предлагаем здоровье природы».   Интернатские дети играют в футбол на фоне Воскресенского монастыря XVII-ro века, который трагически запущен и живописно отражается в реке Костроме. Странно, но эта заброшенность не выглядит депрессивной. Городок гармонично-архаичен, подтверждение тому — ресторан, " застрявший " в 70-х, с медлительными официантками и ценами вроде 63р. 48 коп. Так же гармоничны два мужичка, которые заказали бутылку водки, чтобы обмыть загул жены одного их них. Обмакивая белое яйцо в черную соль, они обнимались и клялись в вечной дружбе. В Солигаличе нет ничего лишнего, даже иномарок почти нет. К сожалению, груздей здесь тоже не оказалось. 

http://foma.ru/belaya-gruzd-chernaya-sol...

Ввиду невозможности восстановить первоначальный вид четверика в его полном объёме и отрешиться от перекрытия и глав XVIII в., мы избрали компромиссный путь, попытавшись в проекте применить четверик в его первозданном виде, с завершением XVII–XVIII вв. (ибо две восточные главы всё же XVII в.). Правда, древние окна второго света были уничтожены при переделке верха и в предлагаемом проектом сочетании никогда не существовали. Но нарушение исторической истины с лихвой окупается возрождением в первоначальном виде основных частей здания – четверика с его уникальными окнами. Исходные данные для составления проекта в утраченных элементах фасада следующие. Нижнее окно на южном фасаде, в его западном прясле, сделано на основе сохранившегося бокового откоса – по аналогии с целым окном, избегнувшим переделки, в восточном прясле. На западном фаса де нижних окон нет, функционально и композиционно они были бы лишними. Из верхних окон четверика нетронутым и доступным исследованию осталось одно – в восточном прясле южного фасада, с круглым отверстием и наличником в виде плоской прямоугольной рамки, её стрельчатым фронтоном, с ромбами по сторонам его основания и двумя ромбами над ним. В других местах окна растёсаны; но в западном прясле того же фасада сохранилась боковая часть такого же наличника и венчающие его ром бы; они позволяют утверждать, что боковые окна были одинаковы. От среднего окна, над южным пор талом, сохранились венчающие и боковые ромбы, фиксирующие основание фронтона. В отличие от боковых окон последние несколько подняты; предполагая, что подоконники всех окон имели общий уровень, получаем арочный проём с наличником того же типа, но уменьшенной высотой фронтона. Такую же картину имеем на западном фасаде, ныне почти уничтоженном, но зафиксированном на фотографии 1949 г. – круглые боковые окна и арочное среднее. Портал западного фасада сделан по аналогии с южным, ибо находился в одинаковых с ним условиях восприятия. По аналогии с нижними окнами четверика запроектированы окна алтарной части. Проект представлен в двух вариантах: с кровлей на начало XIX в. – в виде купола и округлым покрытием апсид, и тесовой кровлей – над четвериком и алтарями. О том, что первоначально кровли, по крайней мере над апсидами, были тесовыми, свидетельствуют гнёзда от брёвен в пазухах конх на восточном фасаде четверика.

http://sobory.ru/article/?object=05158

Ножкино. Покровский Авраамиево-Городецкий монастырь. Часовня Воскресения Христова. Часовня в память рода Лермонтов Карта и ближайшие объекты В 1996 году представители международной ассоциации «Лермонтовское наследие», объединяющей представителей рода Лермонтов-Лермонтовых из различных стран мира, в связи с 400-летием со дня рождения основателя русской ветви этого рода Джорджа Лермонта предложили возвести в монастыре памятную часовню. 1 августа 1996 года архиепископ Александр совершил ее торжественную закладку. Летом 1997 года часовня (автор проекта — проживающий в США член ассоциации М. А. Лермонтов) была возведена, и 21 сентября в присутствии членов ассоциации во главе с ее президентом М.Ю. Лермонтовым архимандрит Никандр совершил ее освящение. Постепенно монастырское кладбище Авраамиево-Городецкой обители, на котором нашли последнее пристанище представители многих костромских дворянсикх родов (Катенины, Черевины, Перелешины, Лермонтовы, князья Шелешпанские), приобрело некоторые мемориально-музейные черты. Ведь если о шотландском " солдате удачи " Георге Лермонте, перешедшем на русскую службу при царе Михаиле Федоровиче и в конце концов упокоившемся на кладбище Авраамиево-Городецкого монастырямало кто знал, то о его великом потомке поэте Михаиле Юрьевиче Лермонтове была наслышана вся Россия. Хотя отец Лермонтова считался тульским дворянином, но до 1791 года родовй усадьбой этой ветви Лермонтовых было Измайлово Чухломского уезда. Можно представить себе, последний путь скольких дворян Лермонтовых лежал именно в Авраамиево-Городецкую обитель. В советское время об этом помнить не желали и монастырское кладбище с надгробиями XVIII-XIX веков попросту уничтожали. Но потомки и исторические наследники тех, кто погребён в обители, с таким подходом к истории не согласились. Среди них были и члены ассоциации " Лермонтовское наследие " , в которую объединились представители рода Лермонтов-Лермонтовых, живущие в самых разных странах мира. Впервые 54 члена этой ассоциации появились в Авраамиево-Городецком монастыре в июле 1991 года. В 1996 году ассоциация предложила возвести в обители памятную ( " лермонтовскую " ) часовню - в ознаменование 400-летия со дня рождения основателя русского рода Лермонтовых Георга (Юрия) Лермонта. И нашли понимание у архиепископа Костромского и Галичского Александра. Проект часовни выполнил проживающий в США М.А. Лермонтов. Летом 1997 года эта часовня была возведена - 21 сентября наместник обители архимандрит Никандр освятил её в присутствии членов ассоциации " Лермонтовское наследие " .

http://sobory.ru/article/?object=15767

Основными святынями обители являются мощи прп. Авраамия, находящиеся под спудом, вскрытия их в советское время не было; крест от его вериг, выставленный в Покровском соборе. Покров от раки преподобного до 1993 г. находился в Успенском храме г. Чухломы, в 1993 г. помещен в А. Г. м. над новой ракой. Чудотворная икона Божией Матери «Умиление» после закрытия обители исчезла. В наст. время особо почитается точная копия с иконы «Умиление», обретенная при восстановлении мон-ря, а также поясной образ прп. Авраамия с иконой «Умиление» в руках. Среди святынь А. Г. м.- частицы мощей свт. Иннокентия (Вениаминова) Иркутского, свт. Гурия Казанского, свт. Никиты Новгородского. Священноархимандритом мон-ря является архиеп. Костромской и Галичский Александр, наместником - архим. Никандр (Анпилогов). К 2000 г. в обители было 40 чел. братии. Ист.: Чухломская писцовая книга 1628-1635 гг.//Материалы для истории г. Чухломы и рода костромичей Июдиных. Красноярск, 1902. Т. 1. С. 124-128; Русский дипломатарий. М., 2000. Вып. 6. С. 27-34. Лит.: Чухломской Авраамиев Городецкий монастырь. Кострома, 1859; Прилуцкий Д. Ф. Историческое описание Городецкого Авраамиева монастыря в Костромской губернии. СПб., 1861; Материалы для истории Костромской епархии: Галичская десятина. Кострома, 1895. Вып. 1. С. 111-117; Сооружение раки преподобного Авраамия в Чухломском Авраамиевом Городецком монастыре, с краткой историей самого монастыря. Кострома, 1896; Тиц А. А. На земле древнего Галича. М., 1971. С. 64-70; Войтюк Т. В. Покровский Городецкий Авраамиев Чухломской монастырь//Костромская старина. 1991. 2. С. 22-25; Преподобный Авраамий Городецкий, Чухломской и Галичский чудотворец, и созданный им Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий монастырь. М., 1996; Гневышев А. В. Землевладение и организация хозяйства костромского Авраамиева Городецкого мон-ря в кон. XVIII - нач. XX в.//ВЦИ. 2009. 3/4 (15/16). С. 319 - 322. Н. А. Зонтиков Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/62892.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРААМИЕВ ГОРОДЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ Авраамиев Городецкий монастырь Авраамиев Городецкий монастырь (Галичской и Макарьевской епархии), в с. Ножкине Чухломского р-на, основан в кон. XIV в. прп. Авраамием Галичским (Чухломским, Городецким) на месте заброшенного «городка» («городца»), на сев. берегу Чухломского оз. Уже при жизни прп. Авраамия в кон. XIV в. в мон-ре насчитывалось ок. 100 насельников. После кончины преподобного (20 июля 1375) обителью управлял игум. Иннокентий, ученик прп. Авраамия, поставленный им в настоятели. Из последующих настоятелей мон-ря выделяется игум. Протасий (сер. XVI в.), автор житий преподобных Павла Обнорского и Авраамия Галичского. В XIV-XV вв. строения обители были деревянными. В 1608 г. «по вере и обещанию» царя Василия Иоанновича Шуйского в мон-ре был заложен первый каменный пятиглавый двухстолпный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы с особым Ильинским приделом над гробницей прп. Авраамия (преставившегося в день прор. Илии). Из-за свержения в 1610 г. царя Василия Шуйского и событий Смутного времени строительство холодного Покровского собора было закончено лишь в 1631 г. В нач. 50-х гг. XVII в. над Св. вратами мон-ря был возведен одноглавый Никольский храм, а во 2-й пол. XVII в.- трехшатровый двухэтажный теплый собор Рождества Христова с приделом прп. Авраамия Галичского (разобран в 60-х гг. XIX в.). В 1764-1768 гг. построена каменная ограда с 4 небольшими башнями по углам. В 1857 г. Ильинский придел над гробницей преподобного был разобран и к Покровскому собору пристроен пятиглавый четырехстолпный собор в честь иконы Божией Матери «Умиление», освященный в 1867 г. В 1-й пол. 70-х гг. XIX в. возведена пятиярусная колокольня в эклектичном стиле. В ансамбль мон-ря вплоть до его закрытия входила деревянная надкладезная часовня на берегу Чухломского оз., поставленная на том месте, где первоначально поселился прп. Авраамий.

http://pravenc.ru/text/62892.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010