Μνημης ενεκα ψυχης ημετερας Т. е. „книга эта приготовленная трудомъ моимъ и по жeлahiю (моему) гршнаго въ монахахъ, окаяннаго и непотребнаго Aahaciя, бывшаго архимандрита божественной и царственной обители на гор, по npoзbahiю, св. Авксентия, какъ бы нкоторый даръ пречистой Дв, Матери единаго Бога моего и владыки, положена въ светлую и славнйшую царскую обитель Ватопеда, въ память души нашей“. Год обозначен в этой записи следующим образом: Προσετεει δε δευτερα οκτωβρου Εν ετει εκτω οκτακοσιοςω τω τε εξακισχλοςω ενδεκατης ινδικτ „ Положена втораго октября, въ лто 6806-ое одиннадцатаго индикта“. Гора, на которой находился монастырь св. Авксентия, была в Вифинии близ Халкидона. У Никона он известен под именем монастыря „ въ гор св. Abkcehmiя обоихъ полъ Константина града“. 1 Этому разнообразию состава соответствуют и разные названия, под которыми были известны служебник и требник у древних греческих и славянских писателей. Более употребительное из них есть „Ευχολγιον“, по-славянски „молитвенник“. В описи церковного имущества монастыря Ксилургу (1143 г.) упоминается в числе книг Ευχολγιον χον ςαυρν ργυρουν… (Акты Пантел. монаст. стр. 50). В описи имущества монастыря св. Пантелеймона (1232): οκτηχος δικαννος, ψαλτριον, Ευχολγιον, υαγγλιον, κοντκιον, τριδιον, προφητικν μηναιν, τυπικ, ναγνωστικν πεντηκοστριον (Acta part. IV, p. 56). Тоже название встречается и в завещании игумена Герасима, изданном Монфоконом (Palaeogr. gr., p. 404). Это название перешло и в славянскую терминологию. В синод. уставе XII в. 330 (л. 198) молитву, произносимую священником перед обедом „Господи Боже нашъ heбechый, u жubombopящiй хлбъ“ указывается искать в евхологии. У Никона Черногорца (Такт. сл. 14) молитва разрешительная после исповеди заключается „въ молитвенниц“. Там же, по его словам, находились молитвы крещения и монашеского пострига (сл. 16). В слав. Кормч. 1282 г. (рукоп. Синодальн. библиот. 132) говорится стоитъ новосщныи попъ. оурокъ свои. оу сборно цркви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Προσετεθει δε δευτερα οκτωβρου Εν ετει εκτω οκτακοσιοςω τω τε εξακισχλοςω ενδεκατης ινδικτ «Положена второго октября, в лето 6806-ое одиннадцатого индикта». Гора, на которой находился монастырь св. Авксентия, была в Вифинии близь Халкидона. У Никона он известен под именем монастыря «в горе св. Авксентия обон пол Константина града». 1 Этому разнообразию состава соответствуют и разные названия, под которыми были известны служебник и требник у древних греческих и славянских писателей. Более употребительное из них есть «υχολγιον», по-славянски «молитвенник». В описи церковного имущества монастыря Ксилургу (1143 г.) упоминается в числе книг υχολγιον χον ςαυρν ργυρον... (Акты Пантел. монаст. стр. 50). В описи имущества монастыря св. Пантелеймона (1232): οκτηχος δικαννος, ψαλτριον, Ευχολγιоν, υαγγλιον, κοντκιον, τριδιον, προφητικν, μηναιν, τυπικν, ναγνωστιρκν πεντηκοστριον. (Acta patr. ΙV p. 56). Тоже название встречается и в завещании игумена Герасима, изданном Монфоконом. (Palaeogr. gr. p. 404). Это название перешло и в славянскую терминологию. В синод. уставе XII в. 330 (л. 198) молитву, произносимую священником перед обедом «Господи Боже наш небесный, и животворящий хлеб», указывается искать в евхологии. У Никона Черногорца (Такт. сл. 14) молитва разрешительная после исповеди заключается «в молитвеннице». Там же, «по его словам, находились молитвы крещения и монашеского пострига (сл. 16). В слав. Кормч. 1282 г. (рукоп. Синодальн. библиот. 132) говорится « Егда т стоитъ новосщныи попъ. оурокъ свои. оу сборно цркви. ко же обычаи сть. еппъ т поуща и к пороучуни моу цркви накаавъ дасть м т роукоу свою млтвникъ». В ответах на вопросы Кирика молитвы при крещении и миропомазании «поп в молитвеннице кажет». Ипат. летопись, говоря о пожертвованиях Владимира Васильковича Волынского в построенные им церкви, упоминает: «и молитвенник да». Для знакомства с составом этой служебной книги, замечательно следующее прибавление: списа же и служебник св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Глава X. Вифиния (Олимп, Катавол, Пандим, Мидикий) Петрово ж. Иоанникия. – Саввино ж. Иоанникия. – Ж. Феофана Сигрианского. – Ж. Евстратия. – Ж. Антония Нового и особый отрывок из того же жития. – Ж. Никиты Мидикийского. – Ж. Никифора Мидикийского. После Константинополя ни одна из областей Византийской империи не изобиловала таким количеством иноческих обителей, как вифинская гора Олимп. Языческий, фессалийский, Олимп, как и все языческое, со времен Константина Великого не только потерял ореол святости, – он даже сделался предметом отвращения в глазах христиан. Но христианская религия, уничтожая языческие воспоминания, пеклась о вызове к жизни аналогичных местностей, где бы религиозность (но уже в совершенно христианском духе) могла найти для себя пищу. С перенесением столицы Константин перенес и центр религиозной жизни к своей новой столице. Появился Новый Рим, Византия, Константинополь, появился вифинский Олимп. Святость языческого Олимпа сменилась теперь святостью Олимпа христианского. Последний удерживал свое официальное название Святой горы долгое время, до половины XI столетия, когда официально святою Горою стал именоваться Афон. «Константин Мономах, говорит Н. А. Скабаланович , дал Афону официальное название γιον ρος». 432 Но и после того Олимп Вифинский все же не утратил в народном веровании своего значения. На старых картах область Олимпа до позднего даже времени носила общее название «ερο Τποι». 433 Под именем вифинского Олимпа разумеется целый ряд высоких холмов (из которых один известен по имени – Авксентиев), 434 отстоящих друг от друга на небольшом расстоянии. Эти холмы были усеяны многочисленными обителями. О. болландист Van den Gheyn в 1894 г. тщательно собрал сведения о монастырях; в настоящее время список их может быть несколько дополнен. Вот этот список. 1) τν γαρων, монастырь во имя свв. Космы и Дамиана, 2) ντιδου монастырь, 3) ριστς монастырь, 4) τν Κελλων монастырь, 5) λαιοβμοι (Ильины алтари?) монастырь, 6) Τελου (Hytoteloi) монастырь,

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Тогда святой Константин сказал им: «Христос Бог наш, повелев нам молиться за обидящих нас, сказал также, что большей любви не может показать в этой жизни тот, кто положит душу свою за друзей своих. Поэтому мы терпим обиды, причиняемые каждому из нас лично, но наших друзей и братьев, наше отечество – защищаем, полагая за него, по заповеди Спасителя, души свои». Грех непослушания Когда пустынная обитель преподобного Евфимия обратилась в многолюдную лавру эконом, закупив для монастыря домашних животных, просил одного из братий, по имени Авксентий, принять на себя должность пастуха, находя его более других способным к этому. Авксентий отказался. Пригласив двух пресвитеров, эконом вместе с ними упрашивал Авксентия принять предлагаемую ему должность, но он не послушался и их. Эконом рассказал о непослушании Авксентия преподобному Евфимию. Преподобный, призвав непослушного инока, в присутствии старцев сказал ему: «Послушай нас, чадо, прими предлагаемую тебе службу». Но он отвечал: «Не могу, честный отче, потому что при этой должности я не могу быть в безмолвии и богомыслии и, оставаясь долгое время вне монастыря, могу впасть в грехи». – «Мы будем за тебя молиться Богу, – сказал преподобный Евфимий, – чтобы Он сохранил тебя от всякого зла. Он знает, что ты из угождения Ему служишь рабам Его. Послушай Господа, Который говорит: «не приидох, да послужат Ми, но да послужу им». Но Авксентий остался непреклонным. Тогда преподобный сказал ему: «Чадо! Мы советуем тебе то, что послужило бы тебе на пользу; ты не слушаешься – так увидишь, какие последствия бывают от непослушания». Не успел еще преподобный выговорить это, как Авксентий упал на землю и затрясся. Предстоящие старцы, испугавшись, начали умолять преподобного Евфимия, чтобы он испросил ему прощение от Бога. Преподобный поднял Авксентия и, оградив крестным знамением, исцелил его. Когда же Авксентий пришел в себя, то упал к ногам старца и просил прощения. Тогда преподобный сказал ему: «Послушания Бог требует больше, чем жертвы; ослушание же причиняет смерть». И потом, помолившись о нем, благословил его и сказал: се здрав еси, к тому не согрешай, да не горше ти что будет. Авксентий со всем усердием принялся за пастушескую работу на общую пользу. Мудрый совет

http://azbyka.ru/fiction/nebesnaya-straz...

35 . Как еще могли мы проявить большее послушание, чем последовав примеру Христа, Который по виду став как человек, смирил Себя, быв послушным даже до смерти ( Флп. 2:7–8 ). Он всех освободил послушанием: Как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие ( Рим. 5:19 ). Если Он послушен, то пусть они усвоят пример послушания, которому мы следуем, говоря тем, кто обвиняет нас и возбуждает против нас императора: «Мы платим кесарево кесарю, а Божие – Богу». Подать принадлежит кесарю, этого никто не отрицает, но Церковь принадлежит Богу, и не надо присуждать ее кесарю, ибо право кесаря не может распространяться на храм Божий. 36 . Никто не может отрицать, что я говорю с почтением к императору. Что более почтительно, чем называть императора сыном Церкви? Когда его так называют, имеют в виду не грех, а благодать. Император пребывает внутри Церкви, но не над Церковью ; благой император ищет помощи Церкви, не отвергает ее. Это мы говорим со смирением и утверждаем с постоянством. Но некие люди угрожают нам пожаром, мечом, изгнанием. Мы, рабы Христовы, научились не бояться, а тем, кто не боится, никакой страх не в тягость, ибо написано: Стрелами младенцев стали их удары ( Пс. 63:8 ). 37 . Очевидно, что мы ответили на их вопросы. Теперь я задам им вопрос, который задал Спаситель: Крещение Иоанново с небес было или от человеков ( Лк. 20:4 )? Не могли иудеи Ему ответить. Если иудеи не объяснили крещения Иоаннова, то неужели Авксентий отменил крещение Христово? Ибо это крещение не от людей, но с неба, его принес нам Ангел великого совета ( Ис. 9:5 ), чтобы мы оправдались пред Богом. Так почему же Авксентий считает нужным заново крестить верный народ, уже крещенный во имя Троицы, когда апостол говорит: Один Господь, одна вера, одно крещение ( Еф. 4:5 )? Почему Авксентий называет себя противником людей, а не Христа, хотя презирает волю Бога и осуждает крещение, которое Христос даровал нам во оставление наших грехов? 76 (Maur. 20). О передаче базилики (брат сестре) 360

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

– кающихся. Великое славословие: Κριε, καταφυγ γενθης μιν – Господи, прибежище был еси нам ν γενεα κα γενεα – в род и род. γω επα, Κριε, λησν με – Аз рех: Господи, помилуй мя. ασαι τν ψυχν μου, τι μαρτν σοι. – Исцели душу мою, яко согреших Тебе. Κριε, πρς σε κατφυγα . – Господи, к Тебе прибегох. Поскольку Великое славословие, вероятно, было создано на северо-западе Малой Азии (в Вифинии), целесообразно предположить, что тропари преподобного Авксентия связаны с малоазийской литургической и богословской традицией и по-своему продолжают ее. Это предположение подкрепляет ряд параллелей с Апокалипсисом. Одна из них – отверзение небес (6-й тропарь: «Седящий на Херувимах и небеса отверзший…»); сравним со словами Апокалипсиса: «И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град» (Откр. 11: 19). К тому же с Апокалипсисом связаны эсхатологические мотивы, присутствующие в тропарях, в частности мотив суда (см. 5-й тропарь). Связь с традицией Иоанна Богослова и – шире – с раннехристианской традицией в целом проглядывает и в образе «бедных и нищих, которые хвалят Господа». Эта аллюзия из псалма 73: 21 («πτωχς κα πνης ανσουσιν τ νομ σου» – «бедный и нищий восхвалят Имя Твое») не случайна; в конечном счете она восходит к пророческой традиции самоназвания пророков как ebionim we anawim – «нищих и кротких», бедняков Господних. Эта традиция находит свое выражение в Нагорной проповеди: «Блаженны нищие духом» (Мф. 5: 3), а также в послании Иакова: «Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?» (Иак. 2: 5). В пользу связей с этой традицией свидетельствует проводимое исследователями сопоставление тропарей Авксентия с другими гимнами, восходящими к раннехристианской эпохе и иудео-христианской среде, в частности строфах, содержащихся в папирусе V века Oxyrinchos 1927: Ψλλετε τ Θε μν – Пойте Богу нашему, ανσατε ατν σμα καινν – восхвалите Его в песне новой, τι μεγαλνθη τ ργα ατου – ибо возвеличились дела Его.

http://pravoslavie.ru/50315.html

Послание 56(244). К Авксентию игумену Письмо достоинства твоего мы получили и, сколько можно было нам, прочитали, отбросив похвалы нам, как совершенно недостойным похвальной речи, а скорее достойным обличительного порицания. Ибо кто мы такие, непотребные и недостойные даже того имени, которым называемся? Относительно же мест Писания, о которых ты спрашиваешь, мы весьма удивились, почему нужно изъяснение от нас, несведущих, и притом таких мест, которые изъяснять свойственно одним только богоносным мужам, от которых и осталось изъяснение, в особенности буквальное от Великого и божественного Василия. Итак, взяв толковательную книгу его на Исаию, ты можешь узнать желаемое; притом и меру письма превосходит обсуждение таких предметов, требующих целого сочинения. Ты прибавляешь, что предстоит словопрение с иудеями; оставь этих христоборцев, почтеннейший из отцов, неистовствовать против себя самих. Ибо, если они не внимали наставлениям Самого Христа, Истинного Бога нашего, отвергли наставления апостолов и отвращались от высокого учения вообще всех богоносных мужей, то напрасно было бы нам руководить их или вступать с ними в беседу. «Оставьте их, – сказал Господь, – они – слепые» ( Мф.15:14 ). И пророк говорит: «нечестивым же нет мира, говорит Господь» ( Ис.48:22 ). Ибо кроме того, что мы не получим никакой пользы от такого собеседования, еще и сами можем заразиться ядовитыми речами их, как бы ядом змия. «Бог сокрушит зубы их в устах их: челюсти львов сокрушил Господь» ( Пс.57:7 ). Этого довольно для тебя. А что необходимо нужно нам, чтобы угодить Господу? Как мы избежим сетей диавола? Очевидно, в том случае, если окрылимся духом: «ищите горнего, о горнем помышляйте, где Христос сидит одесную Бога» ( Кол.3:1–2 ), откуда Он и придет «с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне, чтобы дать отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Его» ( 2Фес.1:7–8 ), т.е. иудеям и согласующимся с иудеями как по искажению веры, так и по развращению жизни. Об этом заботься, любезнейший, в этом пребывай, чтобы преуспеяние твое явно было во всем. Павел, великий проповедник истины, заповедует тебе: «Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся» ( Тит.3:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

1) Святые иконы повелевалось почитать за идолов. 2) Все поклоняющиеся святым иконам — преданы были анафеме, при чем анафема провозглашена была на святого Германа, бывшего Константинопольским патриархом раньше еретика Анастасия (беззаконные еретики, сами будучи прокляты, прокляли святого и праведного человека, но Бог благословил его, так что сбылось Писание: Псалом 108:28 — «Они проклинают, а Ты благослови». 3) Повелевалось исповедывать, что не только святые, по смерти своей, не могут помочь нам своим ходатайством, но и Сама Матерь Божия. 4) Запрещалось нарицать святыми Апостолов, мучеников, исповедников, преподобных, и всех угодивших Богу. 5) Сей нечестивый собор, сделавший такие определения, причислялся к первым шести вселенским соборам и повелевалось называть его седьмым вселенским собором. Всякий же, непризнающий того собора, подвергался анафеме, подобно Арию, Несторию, Евтихию и Диоскору На соборе этом важнейшими епископами после патриарха были: Феодосий, епископ Ефесский, Константин — Никомидийский, Наколий — Наколийский, а также Сисиний и Василий. Совершив беззаконное дело, епископы подписали составленные определения, так что исполнились на них слова Писания: «беззаконие вышло из Вавилона от старейшин-судей, которые казались управляющими народом» (Дан. 13:5), и еще: «множество пастухов испортили Мой виноградник, истоптали ногами участок Мой; любимый участок Мой сделали пустою степью» (Иер. 12:10). По окончании соборных совещаний епископы, участвовавшие на соборе, научили народ с веселием торжественно возглашать: «сегодня спасение миру, так как твоими заботами, царь, мы от идолов избавились». Между тем беззаконный царь, Константин Копроним, услыхал о преподобном Стефане, подвизавшемся на Авксентиевой горе. Царю сделались известными и его благочестие и добродетельная жизнь, и то, что он премудр в Священном Писании, и то, что слава о нем распространилась далеко, так что все ставят его на ряду с древними святыми отцами, — наконец, и то, что он ревностный иконопочитатель, поучающий и других поклоняться святым иконам. Узнав все это, Копроним задумал прельстить блаженного Стефана и привести к единомыслию с собою, надеясь, что если он привлечет его на свою сторону, то этим придаст особенную твердость и силу своему зловерию. И вот он призывает одного из своих приближенных патрициев, именем Каллиста, который был первым лицом в государственном совете. Каллист был искусным и красноречивым оратором, и нечестивый царь понадеялся на силу его искусства. Он повелел ему отправиться к преподобному Стефану и возвестить ему царский приказ о том, чтобы преподобный отвергся от иконопочитания и подписался бы под определениями, составленными на беззаконном иконоборческом соборе. При этом царь послал преподобному чрез Каллиста и различные дары, — однако не золото и не серебро (ибо знал, что преподобный в этом не нуждается), а различные овощи, которыми преподобный обычно питался: финики, мигдалы и смоквы

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

26 . Об этом я, братья, в его присутствии и перед вами рассуждал бы еще и еще, но, уверенный в том, что вы знаете свою веру, он бежал от вашего суда и выбрал себе в качестве поверенных четырех или пять язычников, если только ему это удалось. Хотел бы я, чтобы они предстали в общем собрании – не для того чтобы судить о Христе, но чтобы услышать о величии Христа. Однако они уже объявили о поражении Авксентия, чьим словам не верили ни единого дня, несмотря на его красноречие. Есть ли худшее поражение, чем быть побежденным без противника, перед своими судьями? Итак, против Авксентия у нас есть и их приговор. 27 . И за то, что он выбрал язычников, его по праву следует осудить, потому что он забыл апостольские предписания: Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что святые будут судить мир? ( 1Кор. 6:1–2 ). И ниже: Неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными ( 1Кор. 6:5–6 ). Видишь, он выступил против апостольского авторитета. А вы выбирайте, за кем нам следовать как за учителем – за Авксентием или за Павлом. 28 . Но что говорить об апостоле, когда Сам Господь восклицает устами пророка: Послушайте Меня, люди Мои, вы знаете правду и имеете в сердце закон Мой! ( Ис. 51:7 ). Бог говорит: Послушайте Меня, вы знаете правду, – а Авксентий говорит: «Вы не знаете правды». Видите, что с презрением относится к Богу тот, кто отрицает суждение небесного пророчества о вас? Послушайте Меня, люди Мои, – говорит Господь. Он не говорит: «Слушайте, язычники!» – не говорит: «Слушайте, иудеи!» Народ иудейский уже не Божий, потому что он стал народом заблуждения, а тот, кто был народом заблуждения, соделался народом Божьим, потому что уверовал во Христа. Итак, судит тот народ, у которого в сердце закон божественный, а не человеческий, закон, написанный не чернилами, но Духом Бога живого ( 2Кор. 3:3 ), не на хартии начертанный, но в сердце запечатленный, закон благодати, а не крови. Так кто же причиняет вам обиду: тот, кто избирает вас в качестве слушателей по делу, или тот, кто отвергает?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

6 Речь идет об отборе кандидатов на крещение из числа оглашенных; см.: Апостольское Предание святого Ипполита Римского, 20//Богословские труды. Вып. 5. 1970. С. 288; Мюнье Ш. Крещение и общение в Древней Церкви (II–III вв.)//Крещение и общение. Сборник материалов коллоквиума в Шеветоне. М., 1999. С. 35. 7 Римляне были очень консервативны. У них было “инстинктивное уважение” к тому, что предано от предков (mos maiorum); см. Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 2. М., 1994. С. 16. Святитель Амвросий неоднократно подчеркивает древность Символа, составление которого принадлежит самим Апостолам. В своих огласительных беседах святитель Амвросий доказывает древность и превосходство христианских таинств над иудейскими. 9 Эта фраза направлена против учения Аполлинария Лаодикийского, которое впервые было осуждено на Римском соборе 377 года; см. Поснов М. Э. История Христианской Церкви до разделения Церквей 1054 года. Киев, 1991. С. 373. 12 Церк.-слав. перевод: Подобает бо и ересем в вас быти…; Синод. перевод: Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные. — Ред. 13 Предшественник святителя Амвросия по миланской кафедре, полуарианин Авксентий, имел эти слова в своем символе; см. Botte B. Introduction. P. 23. 14 Стенограф, выполняя требование древней церковной дисциплины (disci­plina arcana), записал лишь первые и последние слова членов Символа. 16 Синод. перевод: …а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. — Ред. 17 Синод. перевод: …если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей. — Ред. 19 В древней церковной литературе епископ часто называется “священник” или “первосвященник”, а диакон — “левит”; ср. I Послание к Коринфянам святителя Климента Римского, 40; Святитель Кирилл Иерусалимский. Слова Тайноводственные, 5:2–3.

http://pravmir.ru/oglasitelnyie-poucheni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010