и в этом качестве принимал участие в совещаниях в Адрамиттионе, на которых Андроник II пытался восстановить мир в Церкви. Нила «Италийца» следует, вероятно, отождествить с одним из учителей св. Феолипта Филадельфийского, о котором сообщает Никифор Хумн. Вполне возможно, что это монах Нил, «прибывший из Сицилии», о котором рассказывает Пахимер, сообщая по его поводу ценные подробности. Нил учил, что не следует давать милостыню тем, кто уже достаточно богат; Пахимер изображает это учение мерзостью, проповедуемой Нилом «на погибель Ромейской Империи» резкость Пахимера в осуждении вполне разумного учения объясняется контекстом: ученики Нила проникли в 1264 г. в окружение Иоанна Палеолога, который «любил монахов», и остановили его щедроты; несколькими строчками ниже Пахимер замечает, что «в области Меандра» «большие монастыри находились под покровительством деспота». Эти места из Пахимера и другие сведения о Ниле, в частности, о его близости на горе св. Авксентия с Афанасием I, к которому Пахимер также питает немалое отвращение, заставляют нас предположить, что монах–италиец принадлежал к кругу монахов, которые в патриаршество святителя Афанасия проповедовали бедность монастырей. Их сборным местом была гора св. Авксентия; там же начал свою монашескую жизнь первый духовный учитель, обретенный св. Григорием на Афоне, — Никодим, исихаст, принадлежавший к Ватопеду. У нас недостает источников, чтобы еще точнее определить духовную атмосферу, в которой вырос св. Григорий(  ). Не вызывает, однако, сомнения, что монашеская среда, в которую он рано вошел, была в духовном отношении самой живой составной частью византийского общества. Именно ей Церковь была обязана обретением все более возраставшей власти в государстве, слабевшем под ударами внешних врагов и от внутренних раздоров. Она дала Церкви лучших иерархов того времени, и она же позволила византийским христианам накануне падения Империи способствовать широкой реформе богослужения и пробуждению святоотеческой аскетики в славянских странах (главным образом в Болгарии и России); святой патриарх Евфимий Тырновский, святой митрополит Киприан Киевский, великий старец преп.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2446...

Горный массив О. находится на северо-западе Анатолии и простирается от Прусы (ныне Бурса) примерно на 40 км к юго-востоку. Самая высокая точка - гора Олимп (Улудаг), 2543 м над уровнем моря. Крупнейшие реки региона вокруг О.- Риндак (ныне Мустафакемальпаша), протекающий через оз. Аполлониада (ныне Улуабат (Апольонт)), Одрис (ныне Нилюфер), Горгит (ныне, вероятно, Айнесидере). Подножия и склоны О. покрыты кустарниками, сосновыми и буковыми лесами, выше расположены альпийские луга. В визант. период сам О. был мало населен, здесь водились дикие звери, в т. ч. пантеры и медведи. В наст. время на территории массива находится национальный парк Улудаг и горнолыжный курорт. Монастыри О. распределяются по неск. регионам, к-рые делятся на горные (собственно О., Атроа, Дагута и Пандим) и прибрежные (побережье от Сигрианы до Катавола, район Аполлониады и Арганфоний). Монастыри О. были расположены от побережья, до высоты более чем 1 тыс. м над уровнем моря. Все крупные обители находились у подножия горы, близ деревень. Большинство мон-рей были расположены на сев. склонах О. и прилегающем к ним побережье Мраморного м.: от Триглии (ныне Зейтинбагы) до Никеи (ныне Изник) - центра фемы Опсикий; на востоке О. мон-ри неизвестны. В сообщество монастырей О., сформированное во многом благодаря деятельности преподобных Иоанникия, Петра Атройского и Феодора Студита в нач. IX в., входили также обители Атроа, фригийских Дагуты и Пандима, хребта Арганфоний (ныне Саманлы) и побережья Мраморного м., от устья Риндака до Киоса (ныне Гемлик). От этого сообщества следует отличать др. монашеские центры Вифинии: гору Св. Авксентия (ныне Кайышдаг; ранее ошибочно отождествлялась с Айдосом) близ Босфора, а также прилегающие к ней монастыри побережья и лавру на горе Кимин (основана прп. Михаилом Малеином ), расположенные к востоку от р. Сангарий (ныне Сакарья), на границе Вифинии и Пафлагонии ( Belke. 2009). История В древности О. назывался Олимп Мисийский. Геродот писал, что здесь водился страшный вепрь, во время охоты на которого погиб сын лидийского царя Крёза ( Herod. Hist. I 36-43). В рим. время большая часть региона О. находилась на территории пров. Вифиния, проч. части - в Геллеспонте (юго-западная) и во Фригии (южная). С VII в. ее территория вошла в состав фемы Опсикий. На самом О. городов никогда не было, но с находящимися поблизости деревнями мон-ри поддерживали тесные контакты. Как сообщается во 2-й редакции Жития ап. Андрея Первозванного, составленного в IX в. Епифанием Монахом (BHG, N 102), апостол пересек Пандим, Дагуту и О. во время 2-го миссионерского путешествия, по пути из Синаоса в Никею. Возможно, Епифаний в течение нек-рого времени жил на О. (Греч. предания о св. ап. Андрее/Изд. подгот.: А. Ю. Виноградов. СПб., 2005. Т. 1: Жития. С. 39, 298-299. (Б-ка «Христ. Востока»; 3)).

http://pravenc.ru/text/2578317.html

5. Вне храма находится колодезь пророка Моисея, и там он напоил овец. Там есть розовый куст со времени Моисея и, о чудо, братья, Провидением Божиим, сколько монахов находится в то время в монастыре, столько на кусте произрастает роз, ни больше, ни меньше. 6. В ней есть и приделы, где служат: Св. Стефан первомученик, великий Таксиарх, Св. Иоанн Златоуст , великий Димитрий, Св. Иоанн Предтеча, великий Антоний, Св. Сергий и Вакх, великий Николай, пророк Аарон, Св. Иоанн Богослов, Св. Анна, Св. Феодор, Св. Василий, Св. Георгий, Св. Апостолы, Св. пять мучеников: Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест; придел Богородицы наверху в епископии, т.е. в келлиях, где живет архиепископ, и внизу живоносный источник и оттуда одно время вытекает елей. Это находится внутри монастыря, а вне его следующее. 7. Для подъема на святую вершину имеются 6.600 ступеней. Там наверху пророк Моисей беседовал с Богом и принял закон. А на третьей горе храм Пресвятой Богородицы, там где она беседовала с монахами и стала за них поручительницею, потому что у них не было пропитания. И на третьей горе храм пророка Илии и Елисея и Св. Марины. И наверху на Св. вершине храм Спасителя, Преображения, а налево от храма камень, покрывший Моисея, когда он увидел Бога. И перед храмом пещера, где постился Моисей 40 дней. Там и храм Таксиарха, и храм пророка Моисея и Аарона. И на другой горе храм честного Предтечи, храм Иоакима и Анны, храм Св. Пантелеймона и Св. Георгия. И наверху два места подвижничества двух царских сыновей, которые были связаны одною цепью, и цепь находится в усыпальнице; есть и Богородица. 8. Гора Св. Екатерины выше остальных. Там наверху лежали останки ее 300 лет и стерегли их два ангела, и когда снесли они их вниз в кафоликон, о чудо, тело ее отпечатлелось на камне в виде женщины, и церковь ее наверху, где служат отцы. И внизу на горе кафизма Св. Сорока. И там скала, по которой Моисей ударил жезлом и потекли воды и он напоил народ. И там кафизма Св. Апостолов и перед ней кафизма Таута и перед ней Веелфегор, где евреи плавили серебро и золото.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

Щорсы. Церковь Димитрия Солунского. Церковь. Действует.   Престолы: Димитрия Солунского Год постройки:1776. Адрес: Республика Беларусь, Новогрудский р-н, д.Щорсы Координаты: 53.650422, 26.174341 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Настоящая приходская Щорсовская Димитриевская церковь построена в 1776 году вотчинным владельцем Графом Иоакимом Хребтовичем. Зданием каменная, сложена из кирпича, устроена в продолговатом виде с одним открытым куполом и колокольнею во фронтонной части. Кровля шпиалтеровая, окна расположены в один ряд, дверей двое. В техническом отношений церковь прочна и благовидна. Внутренняя площадь заключает в себи вместительности около 45 кв. саж. Устроена со сводами; стены выбелены; пол частью из мраморных плит, а частью кирпичный; к отоплению не приспособлена. В щорсовской церкви имеется древняя храмовая и местночтимая икона Св. Великомученика Димитрия, величиною в 1 аршин 12 вершков, писанная на холсте и украшеная низкопробной серебряной ризой. Кроме того в церкви хранится рукописное евангелие от 1582 г., писанное Богданом Хребтовичем. Колоколов три: в 30, 16 и 12 пудов. Погост церковный обнесен каменною оградой. В церковном архиве метрические книги хранятся с 1759 года, а исповедные списки прихожан с 1833 года, есть и визитные записи с 1682 по 1759 год. Кладбищ в приходе три. В состав прихода входят: Щорсы, Лозки, Остапьево, Болотце, Клинцы, Дольная, Церковная, Ромейки, Косовичи, Слобода, Красковская гора, Пристойная, Повоман, Селище, Остухов, Вирище, Погорье, Комаровичи, Кальчицы, Кулево, Жуки, Понеманье и Занеманье. Прихожан числится мужского пола 2879, а женского 2839 душ; все они крестьянского сословия и занимаются только хлебопашеством. Причт при сей церкви состоит из настоятеля, его помощника и двух псаломщиков. Настоятелем состоит священник Авксентий Кладкевич, рукоположен в 1848 году, помощником настоятеля состоит священник Александр Волочкович, рукоположен в 1865 году. Церковного дохода в год - до 400 рублей. При церкви учреждено церковно-приходское попечительство и в Щорсах имеется штатное народное училище. Грамотных в приходе около 10 %.

http://sobory.ru/article/?object=19561

Император Византийский Зенон царствовал с 474–491 гг. После него вступил на престол Анастасий I, царствовавший с 491–518 гг. Здесь разумеется император Анастасий II (713–715 гг.) Патриарх Герман I, управлял Византийскою церковью с 715–730 г. Это было в 715 г. Разумеется Феодосий III Адрамитен, царствовавший с 715–716 вв. Император Лев III Исаврянин царствовал в 716–741 гг. Исаврянином он назывался потому, что был родом из Исаврии, провинции, расположенной на юге Малой Азии. Лаодикия финикийская была расположена на самом берегу Средиземного моря, несколько южнее Антиохии Сирийской. Аравия — довольно большой полуостров на юге Азии, между Красным или Чермным морем и Персидским заливом. Население Аравии — семитического происхождения и ведет преимущественно кочевой образ жизни. При этом Аравия делится на множество мелких княжеств, в главе которых стоят шейхи. Христианство в Аравию проникло очень рано (как можно заключать из Деян.Ап. 2:11; Гал. 1:17), и предание говорит, что там проповедывали христианство Апостолы Варфоломей, Фаддей, Андрей, Фома и даже Иоанн. Титул патрициев принадлежали первоначально лишь детям сенаторов, которые назывались по-латыни patres. Потом это название стало прилагаться ко всем лицам благородного римского происхождения. Но император Константин сделал титул патриция личным достоинством, которое даровалось высшим чиновниками, но не переходила по наследству. Спафарий — оруженосец, телохранитель царский. Впоследствии наименование спафарий сделалось одним лишь почетным титулом, даваемым лицам военным, — с которым не соединялись обязанности охранения царя. Константинопольский патриарх Анастасий управлял Церковью с 730–753 гг. Выражение мерзость запустения взято из книги Дан.9:27, ср. Мф.24:15; к Анастасию оно приложено для указания его недостоинства быть заместителем святителя Германа. Авксентиева гора находилась против Константинополя, у Никомидийского залива. Это было в 756 г. от Р. Хр. Император Константин V Копроним царствовал с 741–775 г. Разумеется Константинопольский патриарх Константин II, который управлял Византийскою Церковью с 754–766 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

Кипрский автор середины XVI века Флорий Бустрон , повествуя о 300 святых, назвал их " аламаны " (искаженное " алеманы " от нем. Alemannen - одно из средневековых наименований немцев ) и считал, что они жили в эпоху крестовых походов, хотя единственным святым, западное происхождение которого достоверно известно, являлся только рыцарь-крестоносец Иоанн де Монфор. Точка зрения Бустрона была поддержана историком XVI века Этьенном де Лузиньяном. Существует и другое предположение о происхождения термина " аламаны " . В Турции между Сирией и Киликией есть горный хребет Аман, известный как Черная гора , который ответвляется на севере от Таврских гор и врезается к югу от Александретского залива мысом Рас-эль-Ханзир (лат. Promontorium Rhosicum). На Черной горе действовали монастыри и есть версия, что термин " аламанские святые " относятся не к немцам, а к выходцам из Al-Aman - т.е. монахам-черногорцам . Представление об аламанском происхождении 300 святых прочно укрепилось в кипрской агиографической традиции периода османского господства. В число 300 аламанов включались новые имена. Так, в " Хронологической истории острова Кипр " архим. Киприана к аламанам причислены святые Артемон, Сотирих, подвизавшийся близ Палекитро (совр. округ Никосия), Иосиф, Фелфас, Иоанн, Евфрасий и Евтихий, жившие в окрестностях совр. сел. Литродондас (совр. округ Никосия), св. Андроник и св. Фоту ; в службе, напечатанной в Венеции в 1779 году, - прп. Авксентий Чудотворец (пам. кипр. 28 сент.), прп. Кендей (пам. кипр. 6 окт.) и свт. Димитриан, еп. Хитрский (пам. кипр. 6 нояб.); в службе, изданной в 1924 году в Ларнаке, - прп. Аввакум ; в службе, опубликованной в 1936 году в Ларнаке по рукописи из собрания Л. Х. Пиеридиса, - прп. Иона (пам. кипр. 11 окт.); в службе XVIII-XIX веков, вышедшей в свет в 1942 году в Лимасоле, - мученики Ригин и Орест (пам. кипр. 20 авг.) и др. Местное предание относит к числу аламанов братьев Евтихия и Феодора, подвизавшихся близ совр. сел. Нису и в окрестностях Идалиона (ныне Дали), прп. Георгия Аламана и др.

http://drevo-info.ru/articles/13679991.h...

Природа исихастского обновления . Останавливаясь довольно подробно на духовных авторитетах, на которые ссылается, защищая свое учение, св. Григорий Палама , мы хотели главным образом показать, что византийский исихазм XIV в. никоим образом не был течением эзотерической мистики и нездоровой экзальтации. Это было духовное пробуждение, затронувшее все стороны христианской жизни – от внутреннего совершенствования до отношения к таинствам и общественной жизни. Св. Григорий Кипрский в богословии, св. Феолипт в аскетике и екклисиологии, св. Афанасий в практической жизни вдохнули новую жизнь в ветхие и застывшие формы жизни христианского общества Византии. Необходимо отметить, что религиозная жизнь Византии этой эпохи, правда, в ином культурном контексте и особых исторических обстоятельствах, движется по пути, мало отличающемуся от современного ей Запада: наряду с успехами светского гуманизма, так или иначе склоняющегося к язычеству, в среде монашества проявляется очень влиятельное движение духовного пробуждения и христианского максимализма. Оно-то и восторжествует в конце концов на Востоке, и это торжество позволит восточным христианам выжить под турецким игом и долго оставаться чуждым тому великому кризису секуляризации, который на Западе был вызван Возрождением. Выше мы видели, что св. Григорий упоминает имена св. Феолипта и св. Афанасия в связи с применением психосоматического способа молитвы. Действительно, этот способ представлялся большинству его современников естественной частью монашеской аскетики. Каково бы ни было его происхождение, этот способ был известен в очень широких кругах монашества и истолковывался в полном соответствии с духовной традицией Востока; практически один Варлаам Калабрийский нападал на него; в этом Акиндин и более поздние противники учения св. Григория Паламы отреклись от Варлаама. Гора св. Авксентия . Наряду со святыми Феолиптом и Афанасием, св. Григорий Палама упоминает много других имен современных ему монахов, принадлежащих к тому же направлению: Нила, родом из Италии, Селиота, Гавриила, Илию, Афанасия Лепентрина.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Хрисанф, Дария, Клавдий трибун, Илария, Иасон, Мавр, Диодор пресв., Мариан диак. и друг. 19 марта. При Диоклетиане (281–305) и Максим. Геркулии (286–305): Севастиан, защититель церковный, Никострат протоскриниарий, Зоя, Касторий и проч. 18 дек. Сосанна девица и Гавиний пресв. 11 авг. Агния дева, 21 янв. Каллистрат и 49 воинов. 27 сент. Сисиний диакон, Апрониан комментарисий, Папий и Мавр воины и СатурнИн.7 июня. Епихария. 27 сент. Прискилла и Лукина, св. жены. 7 июня. При Максим. Галерии (305–311) и Галерии Максимине (305–313): Артемия, дочь Диоклетиана, Кириак, Смарагд, Ларгий и Крискентиан. 7 июля. Анфиса, в 5 веке. 8 дек. Иуст воИн.14 июля. Ерм, Серапион и Полиен. 18 апг. Преподобные : Алексий, Божий человек, ум. 411. 17 марта. Мелания, ум. 439. 31 дек. Кассиан, ум. ок. 444. 29 февр. Венедикт, ум. 513. 14 марта. Емилиан. 7 марта. Муза, блаж. отроковица. 16 мая. Ринокира, Rhinocorura , в Египте, на границе с Палестиной. Полувий еп., 5 века. 12 мая. Росафа, в Сирии, не вдалеке от Варвалисса. Вакх, муч ок. 303 года. 7 окт. Руфианы, обитель в Халкидоне. Ипатий игумен, ум. ок. 446. 31 марта. Рыльская пустыня, в Болгарии. (Гора Rilo находится близ Софии, древней Сардики). Иоанн преп., 946. 19 окт. Салерн, в Италии, близ Неаполя. Архелая, Фекла и Сусанна, мучч. при Диоклетиане. 6 июня. Самосата, в Сирии, при Евфрате. Евсевий, священномуч. в 379. 22 июня. Роман, Иаков, Филофей, Иперехий, Авив, Иулиан и Паригорий, мучч. 29 янв. Сардиния. Потит отрок, муч. при Антонине. 1 июля. Сарды, в Лидии. Ферапонт еп., муч. при Валериане. 27 мая. Евфимий еп., исповедник, ум. ок. 840. 26 дек. Севастия, в Малой Армении. Аттик, Агапий и другие, мучч. при Декии. 3 ноября. Афиноген, еп. Пидахфои, и десять учеников его, мучч. при Диоклетиане. 16 июля. Иринарх и семь жен, мучч. в 303. 28 ноября. Мученики при Ликинии: Севириан. 9 сент. Четыредесять воинов, ок. 320. 9 марта. Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест. 13 дек. Власий еп., и с ним семь жен и два отрока. 11 февр. Антиох врач, муч. 16 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

И нам, духовным чадам, батюшка впоследствии отдавал себя без жалости и видел своим чадом любого приходящего за духовной помощью человека. Вечная ему память! Старец, который не хотел выглядеть таковым Епископ Нижнетагильский и Невьянский Евгений (Кульберг). Фото: Екатеринбургская епархия      Епископ Нижнетагильский и Невьянский Евгений (Кульберг) : – С отцом Авелем я впервые увиделся в 2005 году, когда приехал в Царский монастырь молодым священником. На службе он, тогда еще – отец Авксентий, подошел и, извиняясь, сказал: «Здравствуйте! Можно я буду тоже с вами служить? Я очень молодой священник. Поэтому вы строго не судите, я мало что знаю». По возрасту он был уже старец, а рукоположен относительно недавно. И кротость, с которой он обратился ко мне, можно сказать, мальчишке, очень расположила к нему. Эта священническая молодость всегда ему соприсутствовала, вплоть до самого дня кончины. Есть такое явление младостарчества, когда молодой человек выдает себя за старца. Тут – наоборот. Отец Авель был действительным старцем, который не хотел выглядеть таковым. Всякая встреча с ним была очень полезна. Десять-пятнадцать минут разговора – о чем бы мы с ним ни разговаривали – несла в себе и легкость общения, и полезность для меня как христианина. Он не стеснялся задавать вопросы, просить совета. И было всегда как в патерике – он подходит и просит: «Благослови», а хочется у него спросить: «Нет, батюшка, ты благослови». И препираешься, пока кто-то не проявит больше смирения. У ворот Свято-Пантелеимонова монастыря, святая гора Афон . Фото: Сергей Горбунов      Когда отец Авель был на Афоне в своей последней поездке, недели две с половиной, я тоже приезжал туда, но на более краткое время. И мы имели возможность и вместе помолиться, и путешествовать в Русский Пантелеимонов монастырь. Он был очень болен, почти не видел. А на Афоне – бегал по дорогам, по горам! Батюшка слабо видел и не очень хорошо ориентировался в пространстве, он всегда ходил с палочкой. Иногда, как слепенький, он лесенку остукивал, иногда в дорожку упирался. Это было связано с болезнью: опухоль головного мозга прижимала зрительные нервы. Иногда они больше зажимались, иногда меньше. Иногда он совсем тяжело ориентировался, а иногда бегал как мальчишка. На Афоне он как раз бегал по дорогам, по горам. Видеть это было очень умилительно.

http://pravoslavie.ru/113211.html

Один очень благоговейный монах говорил мне: – А спросили ли мы Пресвятую Богородицу, хочет ли Она, чтобы мы провели на Святой Горе дороги, нравятся ли Ей машины, приятны ли механизмы и шум, угодна ли регистрация монахов Монашеского Государства как греческих подданных, Хозяйкой, Госпожой и Смотрительницей которого Она является? Может, за всем этим мы забываем Пресвятую Богородицу и Ее обетования о Святой Горе?! Один современный подвижник говорил: – Сегодня много вещества, но нет закваски... У святогорцев есть такое изречение: – Чужого кота и чужого монаха не принимай в свое братство 179 . – Теперь, когда меня рукоположат, на что мне следует обращать особое внимание? – спросил как-то один монах слепого благодатного старца Авксентия Григориата, вся жизнь которого была непрестанным повторением молитвы «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» и акафиста Пресвятой Богородице. – Имей глубокое смирение и избегай соблазнов, – ответил тот. Как-то подвижника монаха Никандра Костамонита спросили: – Почему мы, читая каждый день жития святых и добродетельных монахов, совершая богослужения и творя многие молитвы, не делаемся похожими на преподобных? – Когда лудильщик собирается покрыть слоем олова какое-нибудь медное изделие, он должен сперва поскоблить его, а затем положить в огонь. Если он не удалит слой окислов, то олово не пристанет. Так и мы. Приходим в монастырь, но приносим с собой и ржавчину, которую имели в миру. Поэтому благодать Божия и не может приблизиться к нам, чтобы просветить и освятить нас. Старец Модест Костамонит говорил нам: – Имейте добровольную слепоту. Не замечайте ошибок других. – Отец Гавриил, у меня есть сильное желание прийти и пожить на Святой Горе, – сказал однажды приснопамятному карульскому подвижнику будущий почтенный старец братства келлии Святителя Николая «Буразери» отец Кирилл. – Послушай, что я тебе скажу, – ответил тот.– Хорошо бы тебе прийти. Но поскольку сейчас ты живешь в миру, иди в свой дом, закрой дверь, закрой занавески, постись, молись по четкам, вот тебе и Святая Гора!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010