304 «Добротолюбие» (греч. φιλοαλα– любовь к прекрасному, возвышенному) – сборник святоотеческих писаний о духовной жизни, первоначально составленный афонским монахом Никодимом Святогорцем (1748–1809) и изданный в Венеции на греческом языке (1782). Почти одновременно с Никодимом прп. Паисий Величковский совместно с двумя помощниками трудился над аналогичным переводом трудов святых отцов, изданным в двух томах на церковнославянском языке Петербургским митрополитом Гавриилом (Петровым) в С.-Петербурге (1793). Трудами прп. Феофана Затворника (Говорова) вышло второе, расширенное издание «Добротолюбия» в пяти томах (СПб., М., 1877–1889). Перевод «Творений аввы Исаака Сирина » на славянский язык прп. Паисий Величковский сделал в 1787 г. в Нямецком монастыре, где они были изданы в 1812 г. Исправленное издание «Творений Исаака Сирина » вышло в Оптиной пустыни в 1854 г. (см.: Святого отца нашего Исаака Сирина , епископа бывшего Ниневийского, слова духовно-подвижнические, переведенные с греческого старцем Паисием Величковским. Козельск, Введенская Оптина пустынь, 1854). 305 Согласно Святогорскому уставу, Святая Гора состоит из 20 Священных Царских Патриарших ставропигиальных монастырей. Все прочие монашеские учреждения – скиты, келлии, каливы (см. примеч. к гл. II, л. 85 об. – ссылка 342), кафизмы (небольшие жилища близ монастырей для уединения подвижников), исихастирии (места безмолвия) с их территориями и пристройками являются неотчуждаемой собственностью какого-то монастыря. Скиты зависят от монастырей, на земле которых они расположены, что определяется заключенными между ними письменными и традиционными канонизмами (актами – внутренним уставом) и Патриаршим сигиллием (указом, грамотой); см. Святогорский устав, ст. 143. Так, Свято-Ильинский скит находится на земле и в зависимости греческого монастыри Пантократора. 306 В печатном издании Дневника после этих слов следует: «До переселения своего на Афонскую гору и поступления в Ильинский скит о. Товия (по его словам) проживал в одном из российских монастырей (Ахтырском, Харьковской губернии) и там заслужил сан иеродиакона.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Также читаем слово святого Ефрема о скончавшихся отцах, разделив его на три части. Псалом 50. Канон святаго обители на 6, и святых на 8. Стихословим же и Господеви поем: Канон святого обители на 6, и святых на 8. Стихословим же Господеви поем: . Глас 8. Глас 8. Песнь 1: Ирмос: Песнь возслем людие: Песнь 1 Ирмос: Песнь вознесем, люди: Вси в песнех духовных, в подвизех просиявшия,/божественныя отцы наша воспоим согласно,/яже изнесе Египет, Фиваида, и Ливия,/всякое место, и град, и страна. Все в песнях духовных/согласно воспоем/в подвиге просиявших божественных отцов наших,/которых произвел Египет, Фиваида, и Ливия,/всякое место, и город, и страна., Радуйся монахом первонаставниче, Антоние преславне,/Аммуне богоносне, Нитрийская славо,/Арсение ангеле, державо безмолвия,/и Аммоне духоносне. Радуйся монахов первоначальник,/Антоний всеславный,/Аммуне богоносный, Нитрии слава,/Арсений – Ангел, сила безмолвия,/и Аммон духоносный. Красуйся воистинну сосуде Божий, Агафоне священнодушне:/Ахилла и Аммон, цветы пустыннии:/Ануве и Алоние, Аммонафа и Анфиме, добродетелей светлии бисери. Веселись, воистинну сосуд Божий,/Агафон священнодушный;/Ахилла и Амой, цветы пустыни,/Анув и Алоний, Амонафа и Анфим,/добродетелей сияющие жемчужины. Светильницы разсуждения нам, пет буди Арис днесь, и Аполлос Великий,/послушания же светы Афре и Акакие,/с сими и Аввакир спросияет, якоже некая денница. Светильники рассуждения/в сей день нами да воспеваются:/Арис и Аполлос Великий;/послушания же светы – Афре и Акакий,/с ними и Аввакир сияет,/как некая утренняя звезда. Гора жительства высокаго явися Авксентий,/страдалец же чистоты Аврамий Великий,/с нимиже Афродисий столп воздержания явися, со Афинодором. Горою жития высокого/явился Авксентий;/подвижником же чистоты – Аврамий великий;/с ними Афродисий столпом воздержания провозглашен,/со Афинодором. Сияет яко звезда на небеси в постницех Аммоний, и божественный Анина:/светится же с сими и великий Антиох,/и Агапит зельный, аще кто иный с сими блистает. Светит на небе как звезда/среди подвижников Аммоний/и божественный Анина;/сияет же с ними и великий Антиох,/Агапит знаменитый и если кто иной/с ними блистает.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/subbota-s...

Скачать epub pdf Житие преподобного отца нашего Авксентия Память 14 февраля В царствование Феодосия Младшего 1379 в Царьграде при дворе царском занимал важную должность один благочестивый муж, сын Адды персянина, по имени Авксентий. Он был всеми почитаем как вельможа, хорошо знающий Божественное Писание, а также и светские науки, и как человек, известный своими добрыми делами. Сей Авксентий был знаком с преподобным Маркианом, который был потом икономом в великой Церкви, знал также и добродетельного монаха Иоанна, который жил при церкви святого Иоанна Предтечи в предместье Царьграда, которое известно было под именем «Евдома», вел дружеские сношения и с другими благочестивыми мужами. Желая подражать их житию, Авксентий оставил суету, славу и волнение сего мира, и стал воином небесного Царя Христа, приняв иноческое пострижение. Сначала он служил Господу в диаконском чине, потом в пресвитерском, и такую сподобился получить власть над бесами, что мог прогонять злых духов из людей, за что и прославляли его все в Царьграде. Но не славы человеческой искал святой Авксентий: она тяжела была ему; стремясь к безмолвному житию, он оставил многолюдный город, отправился в Вифинию и пришел на одну пустынную гору, называемую «Оксия», которая находилась в десяти стадиях от Халкидона. Понравилось ему то место; он взошел на холм и, воздев свои святыя руки, стал там прославлять Бога, говоря: «ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности» ( Пс.4:9 ). И вселился святой на той горе, которая потом по имени его была прозвана «Авксентиевой», под каким названием упоминается гора сие в житии преподобного Стефана, пострадавшего от иконоборцев, который впоследствии жил на сей горе. Жительствуя на сей горе, преподобный Авксентий был найден здесь пастухами; они искали своих заблудившихся овец, которых и разыскали по молитвам преподобного. С того времени и разнеслась молва о святом, так что много людей стало приходить к нему, – одни, чтобы получить телесное исцеление, ибо по молитвам святого выздоравливали от всяких болезней, другие же для пользы душевной. Потом благочестивые люди из окрестных селений, собравшись, построили для преподобного келлию на самой вершине горы. Заключившись в ней, святой через небольшое оконце беседовал с приходящими к нему, поучал добродетели и исцеляя недужных, ибо он был как бы целебный источник, исполненный Божией благодати, так что люди из разных городов приходили к нему, как к безмездному врачу. Однажды к Авксентию пришла из Никомидии жена некоего комита 1380 , потерявшая зрение, и стала молить его:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

383 Анахорет – отшельник, который ради сугубой молитвы и из горячей любви к Богу оставлял общество и жил в отдалении от всех, иногда получая пищу из монастыря или от какого-либо благодетеля. Анахореты известны с конца III в. В начале IV в. около таких отшельников (первоначально в Египте) стали собираться ученики и вести под их руководством аскетический образ жизни. Первыми известными анахоретами были преподобные Павел Фивейский, Онуфрий Великий и Антоний Великий . См.: Сидоров А.И. Древне­христианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998. С. 117–156. 384 Каруля – небольшое поселение, состоящее из нескольких калив, в том числе пещерных, расположенных на одноименной скале высотой около 300 м и шириной около 100 м. Там же устроена небольшая церковь во имя вмч. Георгия Победоносца. До некоторых калив можно добраться только по веревке. Каруля находится в ведении Лавры. По преданию, первым обитателем Карули был кающийся разбойник (X в.). Среди русских иноков, живших в Каруле, был прославленный подвижник, исихаст Феодосии Карульский (†1937), в прошлом профессор КДА, и его ученик старей Никодим (†1984). См.: Письма Святогорца. С. 266–268; Козлов В. Святая гора Афон и судьбы ее русских обитателей/Дипломатический ежегодник, 1990. М., 1992. С. 245; Херувим (Карамбелас), архим. Современные старцы Горы Афон/Пер. с греч. и англ. Л. Васениной. – Платина (Калифорния); М., 1998. 385 Никифор II Фока (912–969), византийский император (963–969), полководец; Иоанн Цимисхий (925–975), византийский император с 969 г., получил престол в результате переворота (убийства Никифора II Фоки). 387 Подробное описание святых мощей в Лавре святого Афанасия см.: Григорович-Барский В.Г. Пешеходца Василия... Ч. 2. С. 523–524. 391 По преданию, келия с церковью свв. Архангелов вне монастыря была выстроена прп. Иоанном Кукузелем в 1332–1341 гг. Шесть дней в неделю он безмолвствовал в своей келии, а на воскресные и праздничные службы приходил в монастырь, где пел на клиросе. Преподобный желал быть погребенным в этой келье. В дальнейшем церковь свв. Архангелов была устроена в двенадцатой башне Лавры св. Афанасия. См.: Порфирий (Успенский) , еп. Первое путешествие. Ч. 1. С. 216–219, 221.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

465 Халиф (араб, «халифа» – заместитель) – духовный и светский глава мусульманской общины, заменяющий посланника Аллаха. 466 Имеется в виду император Лев III Исавр (717–741), см. примеч. к гл. III, л. 29 об. – ссылка 428. 471 Идея о покровительстве Божией Матери певчим выражена в ирмосе: «Твоя песнословцы, Богородице, живый и независтный источниче, лик себе совокупльшия духовно утверди, в божественной Твоей славе венцев славы сподоби» ( Порфирий (Успенский) , еп. Первое путешествие. Ч. 2. С. 23–24). 473 Сложение перстов (церк.-слав. – пальцев) благословляющей десницы Богомладенца на иконе «Попской», отличное от характерного для большинства икон Божией Матери с Младенцем Христом архиерейского (именнословного) перстосложения, носит название певческого ввиду того, что в Византии начальник хора рукой со сложенными таким образом пальцами подавал певчим знак к началу пения (см.: Там же). 475 Мощи святого Симеона Мироточивого в начале XIII в. были перенесены святителем Саввой в Сербию, в Студеницкий монастырь. 477 Первоначально Зограф был основан в царствование Льва Мудрого в 911 г греческим монахом Георгием по прозванию Зограф, который, будучи игуменом почетной обители, подписался под первым Святогорским уставом (972 г.), утвержденным царем Иоанном Цимисхием. Спусти 138 лет после основания монастыря и его запустения в монастыре основались болгарские иноки со своим игуменом Иоанном, перешедшим в него из прежней Селинской обители. Новый Зограф, существующий до сих пор, создан был немного ранее 1253 г. болгарским царем Иоанном Асеня II, овладевшим тогда Афоном. См.: Порфирий (Успенский) , еп. Второе путешествие по Святой горе Афонской архимандрита, ныне епископа, Порфирия Успенского в годы 1858, 1859 и 1861 и описание скитов Афонских. М., 1880. 478 Стефан Душан (Сильный) (1308–1355) из династии Неманичей, король Сербии (1331), царь Сербо-греческого царства (1345). 479 25 марта 1651 г. воевода Василий Лупул передал Зографскому монастырю Добровецкий монастырь, а 30 января 1699 г. господарь Антиох Кантемир II пожаловал Зографу Киприановский Успенский монастырь с богатыми имениями (см.: Там же. С. 257; Зографски Д. Света-гора Зографъ в миналото и днесь. София, 1943; Краткое описание монастырей).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Барабанов Н. Д. «Слово» Феоктиста Студита и распространение исихазма в К-поле в 30-е годы XIV в.//Византийский временник. 1989. Т. 50. С. 139–146. Бармин А. В., Буганов Р. Б. Иоанн XI Векк//ПЭ. 2010. Т. 23. С. 489–492. Беляева E. Г., Масиэль Санчес Л. К. Адрианополь//ПЭ. 2000. Т. 1. С. 325–326. Бернацкий М. М. Иосиф Калофет//ПЭ. 2011. Т. 26. С. 42–43. Буганов Р. Б. Иоанн XII//ПЭ. 2010. Т. 23. С. 492. Вишняк М. А. Личность святителя Афанасия I, патриарха Константинопольского согласно его житию, составленному Феоктистом Студитом. Магистерская диссертация. Московская духовная академия. Сергиев Посад, 2014. Жаворонков П. И. Андроник II Палеолог//ПЭ. 2001. Т. 2. С. 417–418. Жаворонков П. И. Византийская империя. Исторический очерк. II. Время Палеологов//ПЭ. 2004. Т. 8. С. 158–161. Каждан А. П. Рецензия на: The Correspondence of Athanasius I, Patriarch of Constantinople. Letters to the Emperor Andronicus II, Members of the Imperial Family, and Officials/an Edition, Translation and Commentary by A.-M. M. Talbot. Washington, 1975//Византийский временник. 1978. Т. 39 (64). C. 252–255. Крюков А. М. Авксентия святого гора//ПЭ. 2000. Т. 1. С. 147. Макаров Н. А., Гайдуков П. Г., Седов Вл. В., Бейлекчи В. В. Печать Константинопольского патриарха Афанасия из Переславского Спасо-Преображенского Собора//Российская археология. 2015. 4. С. 196–202. Мейендорф И. , протопр. История Церкви и восточно-христианская мистика/сост. и общ. ред. И. В. Мамаладзе. М.: Институт ДИ-ДИК, 2003. Мейендорф И. , протопр. Жизнь и труды святителя Григория Паламы : Введение в изучение/пер. Г. Н. Начинкина под ред. И. П. Медведева и В. М. Лурье. Изд. 2-е, испр. и доп. для русского перевода. СПб.: Византинороссика, 1997. (Subsidia byzantinorossica; т. 2). Острогорский Г. А. История Византийского государства/пер. с нем. М. В. Грацианского, ред. П. В. Кузенкова. М.: Сибирская благозвонница, 2011. Попов И. Н. Афанасий III (II) Синаит//ПЭ. 2002. Т. 4. С. 50. Попов И. Н. Иоанн IV Дука Ласкарь//ПЭ. 2010. Т. 23. С. 595. Попов И. Н. Латрос//ПЭ. 2015. Т. 40. С. 170–174.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Его отец – сербский царь – Стефан Немаль 287 , узнавши об этом, послал своих воинов схватить святого Савву. Воинов здесь прекрасно угостили, они легли спать, а Савва ночью постригся и тайно через окно ушел, бросивши послам свое царское одеяние. Разгневался Стефан Немаль и с жестоким намерением отправился в монастырь, но Бог смягчил его сердце, он сам принял монашество под именем Симеона и почил в одном из монастырей, основанных святым Саввою. Здесь в монастыре в церкви мне показывали даже то окно, через которое ушел святой Савва. Поклонившись останкам мощей святых, мы отправились в фондарик, где по восточному обычаю нам предложили по рюмке мастики, варенья и холодной воды. В этом фондарике я заметил на стенах картину, изображающую вид этого монастыря. Картина в высшей степени аляповатая и не стоила бы такого внимания. Но оказалось, что это картина известного путешественника по Афону. Видно, Барский не имел никакого понятия в живописи, потому что, если бы внизу не было написано: «Вид старого нагорного Руссика на Афоне монастыря. Труд достопамятного русского путешественника Барского» 288 , то никаким образом нельзя бы догадаться, что здесь изображено. От старого Руссика путь лежал в гору; солнце нас уже не так пекло, так как здесь растения несколько роскошнее, и мы ехали в тени. Наконец мы достигли самой вершины горы, откуда открывается прекрасный вид: с одной стороны, безбрежный Архипелаг, с другой стороны, воды залива, ярко освещаемого лучами заходящего солнца, опускающегося за темные рубежи македонских гор. Вершина Афона, освещаемая теперь заходящими лучами солнца, как на ладони; кажется – очень близко, а между тем, по словам проводника, расстояние около шестидесяти верст. Как прекрасен этот шпиль, окутанный как бы поясом – светлыми облаками! Внизу, по бокам [горы] с обеих сторон, виднеются монастыри, а еще более живописные келии, которыми так густо усеяна Святая Гора. Около получаса стояли мы на хребте, любуясь такими прекрасными картинами афонской природы. Спускаемся вниз, и совершенно другая природа – роскошная и пышная растительность, и притом другая: каморневое и каштановое дерево гораздо роскошнее, далее очень много орешника, которого на западной стороне не видно, и еще другие растения, невиданные мною на западной стороне.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Авксентий Вифинский, Отшельник, прп. Описания иконы Авксентий Вифинский, Отшельник, прп. - житие Авксентий Вифинский (ок. 420 - ок. 470), иеромонах, отшельник, гимнограф, преподобный. Память 14 февраля. Родился около 420 года в Сирии в знатной семье, получил прекрасное образование. Прибыл в Константинополь при императоре Феодосии II, служил в придворной гвардии (в 4-й схоле). Он был известен как добродетельный, ученый и мудрый человек, и имел дружбу со многими благочестивыми мужами своего времени. Около 442 г. ушел в один из вифинских монастырей, где принял монашество, был посвящен во диакона, а затем и во пресвитера. После этого он удалился для уединенного подвига в пещеру на г. Оксия, недалеко от Халкидона. Гора эта впоследствии названа была Авксентьевой. Место подвигов святого было обнаружено пастухами, искавшими заблудившихся овец. Молва о нем разнеслась, и к нему стали приходить люди за исцелением. Именем Божиим святой Авксентий исцелял множество больных и недужных. Согласно житию, в 451 году святой Авксентий был призван на IV Вселенский Собор в Халкидоне, где [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. XVII.] Минея - Февраль (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 3337.jpg:   Размер: 497x1200, 0.6 MPix, 114 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (267) , (2) . Описание: [Афон. XV.] Прп. Авксентий. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 3339.jpg:   Размер: 367x1029, 0.38 MPix, 67 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (179) , (1) .

http://pravicon.com/icon-1017

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВКСЕНТИЯ СВЯТОГО ГОРА [греч. λδβλθυοτεΑγιος Αξντιος], в 12 км к юго-востоку от Халкидона, первоначально называвшаяся Скопа, где в визант. время располагалось неск. мон-рей. Получила свое имя от подвизавшегося здесь в уединении прп. Авксентия Вифинского (V в.), примеру к-рого в дальнейшем следовали и др. отшельники. С именем этого святого связано возникновение жен. мон-ря Трихинареи (τς Τριχιναρας, от τριχινς - власяница), ставшего предметом его особой заботы, а к сер. VIII в. здесь образовалась и муж. обитель, основанная прп. Стефаном Новым и освященная в честь св. Авксентия. Оба мон-ря были разрушены в 760 г. по приказу имп. Константина V , а многие из монашествующих, в т. ч. и сам св. Стефан, казнены в К-поле. Сведения о возрождении этого места как монашеского центра относятся уже к XII-XIII вв., когда здесь существовали мон-ри в честь св. Стефана Нового, святых апостолов и 5 святых (см. Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест ). На горе св. Авксентия подвизался буд.Патриарх К-польский Афанасий I (1289-1293; 1303-1309). Ист.: BHG, N 199, 201, 202, 203. Лит.: Pargoire J. , Clugnet L. Mont Saint-Auxence: Étude historique et topographique. Vie de Saint Auxence//BHO. P., 1904. T. 5/6; Janin. Grands centres. P. 43-50. А. М. Крюков Рубрики: Ключевые слова: ВЛАХЕРНЫ район сев.-зап. части К-поля и его пригородов на юж. берегу бухты Золотой Рог; одно из мест особого почитания Пресв. Богородицы

http://pravenc.ru/text/62832.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНДИМИАН (Вендедиан, греч. Βενδιμιανς, Βενδεμιανς; † ок. 512), прп., пустынник Вифинский (пам. 1 февр.). Родом из Мисии (М. Азия), с юности подвизался в обители, основанной прп. Авксентием Вифинским на горе Оксейя (Оксия) близ г. Халкидона. После смерти прп. Авксентия В. устроил себе келью в расселине скалы ниже кельи своего учителя, но, прожив в ней 5 лет, задумал покинуть это суровое место. Однако он был остановлен явившимся ему Господом и прожил там еще 37 лет, прославившись чудесами. В Минологии Василия II есть сведения о том, что В. после смерти учителя подвизался на горе св. Авксентия (см. Авксентия святого гора ), преодолевая искушения от демонов и получив дар исцеления. Предчувствуя скорую кончину, В. сообщил житие прп. Авксентия его биографу. Ист.: BHG, N 272; PG. 117. Col. 289; SynCP. Col. 437; ЖСв. Февр. С. 16. Лит.: Janin. Grands centres. P. 44; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 50-51; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 79. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/150201.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010