Если выступить за пределы столицы и взглянуть на положение монашества в провинциальных его пунктах, то можно найти, что и здесь 19 февраля 842 г. было для монахов эрой возрождения. По всему пространству Византийской империи в пользу монашества совершалось движение, аналогичное тому, какое произошло в Константинополе. Всюду восстанавливались старые и строились новые монастыри, наполнялись монахами, и монашеская жизнь принимала прежнее, нормальное течение. Монашество вновь прочно утвердилось в наиболее важных своих пунктах – Афинах, на горах – Олимпе фессалийском, Кимине, Иде и св. Авксентия вифинских, Латре близ Милета, на островах Пропонтиды и Архипелага и особенно в Фессалонике и на горе Олимпе вифинском или вифино-милийском. Фессалоника издревле была одним из главных пунктов монашества. Ее население не без основания пользовалось репутацией «монахолюбивого», а сам город еще и «христолюбивого». 329 У позднейших писателей за многочисленность монастырей Фессалоника получила название второго Афона ( δετερος θως) и малой Византии ( μικρν Βυζντιον). 330 В городе и его окрестностях действительно было очень много обителей. 331 Они окружали его со всех сторон как бы кольцом. Особенно густо была покрыта монастырями прилегающая с северо-востока к Фессалонике гора, а также одна равнина, примыкающая к городу с юга. Эти местности представляли как бы один большой монастырь с бесчисленным множеством монахов и монахинь. 332 Но из монастырей Фессалоники, существовавших в середине IX в., лишь немногие известны по имени. Так, в монастыре Л атома ( το Λατμου) провел свою молодость препод. Иосиф Песнописец, 333 а монастырь св. первомученика Стефана был местом подвигов преп. Феодоры. 334 После торжества Православия число фессалоникийских монастырей стало возрастать. Подвизавшийся в Фессалонике монах Евфимий († 889) основал новый монастырь во имя апостола Андрея на горе Перистера, к востоку от города. Монастырь быстро наполнился иноками, а его окрестности превратились как бы в город: «люди всякого возраста, рода и состояния, отрекаясь сродников, друзей, мира и предпочитая небесные блага земным, охотно приходили сюда и поручали себя духовному руководству и отеческому попечению преподобного Евфимия». Вместе с тем монастырь получал большие материальные пожертвования и быстро обогатился. Скоро окрестности Фессалоники украсились и другим новым монастырем, женским, построенным тем же св. Евфимием для своей сестры. 335

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

351 Гора Афон высотой 2033 м сложена из известняковых пород. Ее вершина представляет собой мраморную пирамиду, которая часто окутана облаками, с сентября по май–июнь покрыта снегом. Подъем на вершину – четыре часа ходу от обители св. Георгия по хорошей дороге. Сама вершина представляет собой площадку в 35–40 м, на которой устроена небольшая церковь в честь Преображения Господня (см.: примеч. к гл. III, л. 7 об. – ссылки 365–366). 355 Речь идет о пещере, где 53 года подвизался прп. Петр Афонский. В печатном издании Дневника дается уточнение: «Пещера, где подвизался святой Петр (X век), даже до сего времени не утратила своего первоначального значения и вида; но с половины нынешнего столетия вход в пещеру заложен камнями, так что внутренность ее можно с трудом рассмотреть через маленькое отверстие. К закрытию входа послужило то, что некоторые подвижники, не укрепившись еще в подвигах, но ревнуя о подражании св. Петру, оставались здесь; но вскоре от холода и сырости у них зубы выпадали, волосы вылезали – они сильно заболевали и умирали, что и заставило лаврское начальство заложить ее вход. Невдали от пещеры находится убогая, но с церковью, келья (келлия прпп. Онуфрия Египетского и Петра Афонского, принадлежащая Иверскому монастырю, основана в XIV в, – Примеч. ред.). Церковь посвящена святому Петру (церковь в честь прпп. Онуфрия Египетского и Петра Афонского. – Примеч.ред.); там теперь спасаются два грека» (Дневник студента. С. 105–106). В начале XX в. в келлии подвизалось около 25 иноков. 357 Предание о посещении Афона Божией Матерью и о ее остановке на месте будущей кельи содержится, в частности, в «Письмах Святогорца», где говорится, что на вершине Афона стоял огромный идол Аполлона и поклонники получали здесь ответы на свои вопросы. Существование капища подтверждается наличием большого числа сохранившихся языческих изваяний. По преданию, идол Аполлона не выдержал присутствия Божией Матери, полетел вниз, разбился вдребезги и утонул в морской бездне. См.: Письма Святогорца, С. 20–21.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

372 Сиромаха (кавиот) – монах, не имеющий собственного жилища и живущий в кавье (пещере, землянке, дупле большого дерева) или у какого-нибудь каливита (см. примеч. к гл. II, л. 85 об. – ссылка 342). Сиромахи занимались мелким ремеслом (в основном вырезали из дерева мелкие предметы), нанимались на работу в монастырях, собирали подаяние или питались дарами природы. К началу XX в. на Афоне только русских кавиотов было около 1000. См.: Спутник русского паломника по Святой горе Афону/Сост. А. Павловс кий. М., 1905. С. 11; Святая гора Афон. М., 1998. С 30. 375 «Святогорская незабудка» – стихотворение «Святогорская незабудка, или неувядаемый цвет Божией Матери» существует в нескольких вариантах (ср.: (Сергий (Веснин), иеросхим.] Стихотворения Святогорца, собранные после его смерти и посвященные любителям и благотворителям Святой горы Афонской. 6-е изд. М., 1882. С. 124–126; Собр. соч. и писем Святогорца. Т. 1, С. 168–169). 377 В печатном издании Дневника после этих слов следует обширное описание дохристианской истории Афона (см.: Дневник студента, С. 112–113). Христианскую историю Афона и его состояние в настоящее время. См.: Краткое описание монастырей. Афон. 379 Соборное служение литургии 12 июля совершалось в скиту по случаю праздника в честь " " Самописанной» иконы Божией Матери. В этот же день праздновалась память двух афонских подвижников прпп. Гавриила и Иоанна Иверских (Х в.). 380 Келья (пещера) св. Афанасия находится на склоне Афона, на пути в Лавру св. Афанасия, которой она принадлежит. По преданию, основатель Лавры любил здесь безмолвствовать после тяжелых монастырских трудов. В начале XX в. в этом месте подвизались два-три инока (см.: Спутник русского паломника. С. 165–166). 381 В печатном издании Дневника после этих слов следует: «Оказывается, что он в пятидесятых годах был и в России – в Петербурге, а также и в моем родном городе – Кишиневе, где и теперь еще живут знакомые его» (Дневник студента. С. 116). 382 Нигилисты – разночинцы 1860–1870-х гг., отрицавшие общественные устои, религию, проповедовавшие материализм и атеизм. Термин получил большое распространение в связи с романом И.С. Тургенева «Отцы и дети», где нигилистом назван герой произведения Е. Базаров. Впоследствии термин «нигилизм» (от лат. nihil – ничто) использовался для характеристики всех революционных сил 1860–1870-х гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

494 Святогорские отцы, не желая принимать унию, отказались поминать императора-униата Михаила VIII во время литургии и послали ему трактат против унии с доказательствами истины Православия. Послание содержало и прямые укоры императору. Тот в ответ направил на Святую Гору миссию, которая состояла из греческих приверженцев латинства во главе с католическим духовенством, предоставив им полную власть ввести на Афоне унию насильственно. Миссия была принята в Лавре св. Афанасия и монастыре Ксенофонт, но столкнулась с оппозицией Протата, монастырей Ватопеда, Ивера и Зографа. Окатоличенные посланцы и папские нунции воздвигли на афонцев гонения: ватопедских монахов повесили, карейский Протат и живших вблизи Карей подвижников изрубили, часть монахов Ивера утопили в море, а часть отправили в Италию; 26 иноков Зографа сожгли заживо в монастырской башне. См.: Путеводитель. Афон, 1913. С. 45. 496 10 октября 1276 г. 22 инока и 4 мирянина заперлись в пирге вместе с иконой Божией Матери, где были сожжены; найденная среди пепелища икона осталась невредимой. В огне погибла монастырская библиотека, содержавшая около 200 книг, и ризница. См.: Святая гора Афон: Фотоальбом. М,, 1998. С. 20, 79. 497 Иеромонах Серафим (Веснин), см. примеч. к гл. II, л. 55 – ссылка 247. Отец Савва – под этим именем упоминается в «Собр. соч. и писем Святогорца» петербургский купец Комаров Семен Максимович, ктитор Пантелеимонова монастыря на Афоне. В сентябре 1846 г. С.М. Комаров прибыл на Афон со сделанным в России иконостасом и с драгоценной утварью для нового храма, освященного 23.11.1846 г. в честь свт. Митрофания Воронежского . 5.12.1846 г. С.М. Комаров принял иноческий постриг с именем Савва, а в дальнейшем – великую схиму с именем Серафим (см.: Письма Святогорца. Ч. 2. С. 288–291; Собр. соч. и писем Святогорца. Т, 1. С, 218–220, Т. 2. С. 103). 500 (Церк.-слав.). – Взяв хлеб квасный (т.е. дрожжевой), а не пресный, как вы беззаконно делаете. 502 (Церк.-слав.). – Окаянный духоборец, не волосы бороды приносят вред, а исходящее из внутреннего тайника лукаваго сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

34. Вследствие твоих вопросов, я узнал, мудрейший господин Стефан, Синайская гора имеет большой монастырь во имя Преображения Христа Спасителя, а в нем следующие маленькие приделы. За алтарем этого храма придел, построенный Св. Еленою, называемый Св. Купиною, ибо там Моисей видел неопалимую Купину. Выходя из этого придела Св. Купины налево другой придел Св. Иакова Персиянина и за ним третий Св. Иоанна Богослова, затем рядом четвертый Константина Великого и Св. Елены, пятый Св. Ирины мученицы. И это находится в храме Преображения великого монастыря Синайской горы. 35. Кругом же в Синайском монастыре, в нартексе направо следующие приделы: первый во имя Св. Безсребренников Косьмы и Дамиана, второй мученика Меркурия, третий Симеона Богоприимца, четвертый Св. Отцов на Синае и в Раифе избиенных, пятый Сорока (мучеников), затем других Сорока за исповедание Христа убитых Арабами, называемыми Влемиями, мощи которых лежат там, и шестой во имя великого Николая Мирликийского. 36. В ограде монастыря следующие приделы. Входя в ворота направо от ограды придел во имя мученика Стефана, второй Михаила Таксиарха, третий Антония Великого , четвертый Иоанна Предтечи, пятый великомученика Димитрия, шестой Златоуста, седьмой Сергия и Вакха, восьмой Св. Анны, матери Богородицы, десятый во имя мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста, одинадцатый Григория Богослова , двенадцатый Богородицы Марии, тринадцатый Василия Великого , четырнадцатый мученика Феодора, пятнадцатый пророчицы Анны, шестнадцатый великого Георгия, семнадцатый Св. апостолов Петра и Павла. 37. Эти 27 находятся внутри, кругом и в ограде, одни из них маленькие, другие побольше. В них служатся последования в праздник каждого в соответствующем приделе, литургия же постоянно в каждом приделе, и монастырь этот лежит на склоне Синайской горы. 38. Поднимаясь из монастыря на гору по дороге находится монастырь Пресвятой Богородицы, приблизительно на разстоянии мили; на пол мили дальше место, где постился 40 дней Илия. Там по близости место Елисея и немного дальше мученицы Марины. Затем направо от дороги, на разстоянии приблизительно полумили, монастырь Предтечи, затем храм Богородицы, прозываемый храм Св. Пояса; там говорят Св. Фома видел Богородицу, возносящуюся на небо после Успения, несомый на облаках из Индии, чтобы сопутствовать погребению и неуспев просил какого-нибудь знака на память, и Богородица бросила свой пояс, и он поднял его. Ради этого чуда был построен храм, также как и остальные приделы построены для прославления какого-нибудь чуда. И за ним церковь мученика Пантелеймона, и еще Анны пророчицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

Преп. Мелании Римляныни. Внучка и подражательница старшей Мелании. Все свое огромное имение она употребила на сооружение церквей и монастырей, на выкуп пленных и другие богоугодные дела. Она путешествовала по Сицилии, в Карфаген, Александрию; соорудила обитель близ горы Елеонской и в ней провела остаток дней своих. Супруг ее блаженный Апиниан разделял с нею труды и подвиги. Скончалась в царствование Феодосия Младшего, в 439 году, обратив ко Христу дядю своего Валузиана, умнейшего и знатнейшего мужа, которого не мог отклонить от язычества сам блаженный Августин . Чет. Минея от Метафраста и Палладиева Лавсаика, гл. 109. (Vita Memaphrasmea latine exstat ар. Surium 31 dec.). Мес. В. Март. P. В службе канон Феофана. Преп. Зотика сиропитатсля. Римлянин, лично знаемый Константину Великому . Переселясь в Византию, принял пресвитерство и посвятил себя на служение больным и убогим. Пролог. Март. Р. Мес. В. Имеет канон на повечерии. Праздники и воспоминания по указанию триоди постной Суббота мясопустная: Память всех, от века усопших, православных христиан, отец и братий наших. Суббота сырная: Память всех преподобных и Богоносных Отец, в подвиге просиявших. В службе, особенно в каноне, творении преп. Феодора Студита (Чет. Минея 9 августа о преп. Псое), именуются: а) подвижники: Аввакир, Египетский инок 6 века, знаменитый терпеливостью. ( Иоанн Лествичник в 29 гл. 4 степени. Пролог 12 марта). Авксентий, «гора жительства высокого», отшельник Вифинский. (14 февр.). Аврамий, «страдалец чистоты». (29 окт.). Агапит. (Агапит был в числе учеников преп. Саввы Освященного. См. Чет. Минея 5 дек. в Житии преп. Саввы. Агапит, «муж свят и совершен в добродетелех», был наставником преп. Евфросинии. 25 сент.). Агафон, «сосуд Божий», скитский отшельник, современник преп. Макария. (2 марта). Акакий, «послушания свет». (7 июля и 29 ноября). Алоний, преп. Египетский, современник преп. Агафона и Пимена Великого , 5 века. (Act SS. iun. I. 397). Аммоний, отшельник Египетский, ученик преп. Памвы (18 июля). По любви к безмолвию, отрекся от епископского сана, несмотря на моление избравшего его народа и патриарха Александрийского. Был весьма сведущ в Писании. Преставился в конце 4 или в начале 5 века. (Socr. IV. 18. Sozom. VI. 29. Fabr. V. 715).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Монах всегда должен быть добрым примером народу - «тако да просветится свет ваш пред человеки». Особенно же теперь большая нужда заботиться Вам, как пастырю, противоборствовать борющимся против поста, потому что сильно уклонились сегодня христиане. Когда устрашением, когда наставлением учить их не нарушать законов святых отцов и церковных соборов, потому что написано: кто не хранит сред и пятков, Четыредесятницу и других определённых постов, да будет отлучён. Потому должны мы, сколько возможно, людей ограничивать, дабы не нарушали Божии законы и не творили дел неподобных; а нарушителей надобно преследовать. Что же касается братий, которые желают поститься не по злому намерению, таким не препятствуй, но, видя, как они подвизаются, радуйся, что такие добродетельные люди есть у тебя на приходе, и считай их своей гордостью. И, если случится у них какая нужда, помоги. Думаю, великое воздаяние будешь иметь за то, что помогаешь таким людям. Смотри, Владыка Святый, ведь всех нас смерть ожидает. Суд нас ожидает, и тогда Бог каждого будет судить с подобным ему. Прости меня, наималейшего, и дерзость мою, ведь я недостоин и рта открыть, чтобы Вам слово сказать; к тому же слыша добрую молву о Вас. Да будут святые молитвы Ваши присно с нами. Аминь. Хаджи-Георгий, Монах Святая Гора Афон, Керасья 15 апреля 1872 года. Духовные предшественники старца Хаджи-Георгия Если у всех нас есть священный долг воспоминать и благодарить наших предков, потому что мы им многим обязаны, то тем более нужно помнить о своих святых духовных предшественниках, которые помогают нам своим дерзновенным предстательством ко Христу! Потому хорошо было бы сказать немного о духовном отце старца Хаджи-Георгия отце Неофите и духовном отце самого отца Неофита старце Авксентии. Отец Неофит Караманлис, когда был ещё ребёнком и жил в Кесарии, слышал о Святой Горе и в детской простоте своей думал, что монахи-пустынники едят, когда услышат с Неба звон колокольчика. И он решил им подражать. Сидел и ждал, когда в девятом часу зазвонит колокольчик, и колокольчик звонил - тогда он садился и ел. Этому правилу он следовал долго, до восемнадцати лет, пока не приехал на Афон и не принял постриг от старца Авксентия в Кавсокаливье, а потом ревностно подвизался восемьдесят восемь лет.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=132...

Афон. Пантелеимоновский монастырь 4–е июля. Не так скоро, как казалось, доехали мы до Афонской горы. Казалось, вот-вот мы у цели. Между тем мы плыли еще часа четыре 237 , покамест наш пароход поравнялся с южной частью Афонской горы; а затем около часа плыли мы, обогнувши южную часть горы и вступивши в Афонский залив, где, собственно, и находится Пантелеимоновский монастырь; так что мы плыли еще около четырех часов, тогда как казалось, что потребуется всего не более получаса времени. Все это время я стоял на палубе, имея пред глазами своими все постепенно приближающуюся гору, окутанную теперь, как бы легким покровом, призрачным туманом. Луна светила полным светом и придавала горе положительно фантастический вид, нечто подобное можно видеть только и панорамах. Вот мы у юго-восточной части горы: скалистые утесы без всякой растительности и зелени круто нависают над морем и вот-вот как бы готовятся от малейшего толчка низринуться в море. Юго-восточный берег слишком уж скалист и мрачен, тогда как южный и западный берега хотя гористы, но все же покрыты различными южными кустарниковыми деревьями. Издали еще заметны светящиеся точки: это кельи спасающихся иноков в ущельях скал или в чаще леса. С приближением к Святой Горе число таких точек увеличивается: как звездами покрыта гора кельями, в которых – как светила – подвизаются святые иноки, пренебрегши всем земным ради вечного спасения. Пароход наш не пристал к берегу – да и вообще все пароходы не пристают сюда, – но остановился на некотором расстоянии в виду Пантелеимоновского монастыря, который заметен был только по довольно большому числу светящихся точек, свидетельствующих о существовании монастыря. Обыкновенно пароходы ходят сюда турецкие в две недели раз и привозят богомольцев. К прибытию парохода из монастырей или скитов высылаются лодки для перевоза богомольцев в монастыри, а Пантелеимоновский монастырь, как богаче других, даже обзавелся для этой цели катером. Но наш пароход – французский, пришел не в срок, и так как из Константинополя настоятель подворья не известил об этом телеграммою настоятеля монастыря, то не было сделано никаких приготовлений к встрече богомольцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

л. 252. Без надписи. Нач. Поведаша нам и се, яко бе рече некый отец велик, именем Козма. Из Патерика. л. 257. То же. Нач. Отца Макариа александрнскаго ученик поведа нам сице, яко некогда, рече ходящим нам в пустыне. л. 262. То же. Нач. Поведа нам некый отец глаголя, ошелник, рече, некый бе благоговеин зело и в пустыне живеше... в Антиноу. л. 265. Главизны отца Макария и прочих святых. См. 756 л. 434. л. 282. Григориа инока и презвитера Слово на всечестное Рождьство пресв. Владычица наша Богородица. Нач. Да предначинаеть настоящему тржеству Давид богоотець. л. 291 об. Слово Григориа епископа росийскаго на славное Взнесение Господа нашего Ис. Христа. Нач. Настоящий праздник исполнение есть смотрениа, еже о роде человечьском сверши единородный Сын Божий. л. 300 об. Григориа архиеп. росийскаго Слово на божественое Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Ис. Христа. Нач. Небеси подобна днесь фаворскаа устроися гора. Сверху надписано: 20 листов Самблакова (т. е. с л. 300 до 321) равно и предыд. двух слов, автор также Григорий Цамблак. См. Оп. Рум. Муз. стр. 700. л. 313. Григориа архиеп. росийскаго Слово на всечестное Успение пресл. Владычиця нашя Богородиця. Нач. Гавриила зрю чиноначалствующа на земли. л. 321. Мес. декабря в 12 деиь, житие св. отца нашего епископа града тримифуньскаго и чюдотворца Спиридона. Списано Феодором епископом града Пафа. Нач. Исперва бе Слово, рече Иоанн евангелист и Богословець. л. 376 об. Мес. декемвриа в 13 день, мучение святыих мученик Евстратиа, Авксентиа, Евгения, Ореста, Мардариа. Нач. Царьствующю Диоклитиану и Макснмиану. л. 410 об. Мес. ноевриа 23-го, житие иже в святыхь отца нашего Амфилохиа, епископа и черноризця иконийскаго. См. 751 л. 311. л. 416 об. Мес. иулиа в 27, мучение св. и слав. великомученика Христова Пантелеимона. Там же л. 318. л. 437. Мес. ианнуариа 18, житие и жителство иже в святых отца нашего и исповедника Афанасиа Великаго , архиеп. александрьскаго. Нач. Инии убо инаа блаженых муж вспоминаниа к добродетелному указанию и рвению да сказують.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

1898. Т. 4. 11. С. 185–211; Милонас П.М. Заметки об архитектуре Афона/Древнерусское искусство: Балканы. Русь. СПб., 1995; Николай, иером. О событиях на Афоне 7–8 мая ст. ст. 1992 г./Мир Божий. М., 1996. 1. С. 10–21; Парфений, инок. Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Св. Земле постриженника Святой Горы Афонской инока Парфения: В 4 ч. Изд. 2-е, испр. М., 1856. Ч. 1–2; Покровская церковь при Академии/БВ. 1892. Т 3. 10. С. 27; 11. С. 202–208; 12. С. 436–439; Порфирий (Успенский) , еп. Второе путешествие; Его же. История Афона: В 3 ч.; Его же. Первое путешествие; По Святой Земле: В помощь паломникам/Авт.-сост. А.Г Парменов, Е.М. Гончарова. М., 1997; Православные русские обители/Сост. П.П. Сойкин, Репр. воспр. изд. 1910 г. (СПб.). – СПб., 1994; Русская Православная Церковь . Монастыри: Энциклопедический справочник/Под общ. ред. архиепископа Бронницкого Тихона; Сост. А. В. Никольский . М., 2001; Святая Гора Афон: Путеводитель=γιον ρος Οδουποριο=Mount Athos: A guide/Сост. текста, авт. карты, живописи на обл. и график 20 монастырей в виде заставок А.А. Точилов. Афон, 1994; Спутник русского паломника; Титов Ф.Н., прот. Краткое историческое описание Киево-Печерской лавры и других святынь и достопримечательностей города Киева. Киев, 1911; Феодосий, иером. История русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря/К свету. М, 2000. 18, С. 5–128; Actes du Prôtaton: [Texte/Album]/Ed. D. Papachryssanthou. Paris, 1975, (Archives d’Atyos). 7. P. 209–215; 8. P. 216–232; Meyer Ph. Die Haupturkunden für die Geschichte der Athosklöster. Leipzig, 1894. S. 215–218. Митрополит Арсений (Стадницкий) Архиепископ Донской и Новочеркасский Афанасий (Пархомович), бывший ректором Кишиневской семинарии в 1875–1883 гг. ЦИА ПСТГУ Преподаватель Кишиневской семинарии Л. С. Мацеевич. Из кн.: Флоровский А.В. Памяти Льва Степановича Мацеевича. Одесса. 1916 Собор Рождества Христова в Кишиневе. Из кн.: Юбилейный сборник Кишинева. 1812–1912 Карта полуострова Афон Авксентий Георгиевич Стадницкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010