Святая мученица Наталия засвидетельствовала, что воистину воскрес Христос, в честь которого ее назвали в Крещении. И все Наталии чем-то похожи на нее – и в трудной жизни, и в прекрасном имени, и в упорстве, и в неотступности от цели. «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу святых и свои Богу» (Еф.2:19), «причастники Божеского естества» (2Петр.1:4). Одоление. Солнцеворот. Вверх — огонь от небесных поленниц. Рев быка. Через ноздри его — дым и пар духотой и золой. Но свободен, высок и прославлен сразивший его Вифлеемец — Тот, который везде, и все наполняет Собой. Читайте также: Святые мученики Адриан и Наталия Супруги Адриан и Наталия жили в городе Никомидии в Вифинской области Малой Азии. Адриан был язычником и служил чиновником императора Максимиана Галерия (305-311 гг.), гонителя христиан. Наталия была тайная христианка. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 29 мая, 2023 22 мая, 2023 6 июня, 2022 1 июня, 2022 6 мая, 2022 4 апреля, 2022 27 марта, 2022 1 января, 2021 18 декабря, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/1devochka-natasha-much...

Здесь, по-видимому, имеет место ритуал, подобный ритуалу еврейской субботней вечери. Первое благословение над чашей, которой открывалась вечеря, второе над хлебом, который предстоятель вечери преломлял и раздавал сотрапезникам после вкушения пищи; и затем идет молитва благодарения за пищу над евхаристическим хлебом и вином. В начале II века Евхаристия всё еще оставалась вечерей. В такой форме о ней говорится в письме Плиния к Траяну (между 111–113 гг.) о вифинских христианах. Апостолы, исполняя заповедь Спасителя и следуя Его примеру, полнее раскрыли части Евхаристии, соединили совершение ее с некоторыми обрядами для придания этому тайнодействию большей торжественности ( Деян. 2, 42–47; 20, 7–12 ; Иак. 2, 1–9 ; 1Кор. 10, 14–22; 11, 18; 14 гл.) и передали его основанным ими Церквам. Чин этот сохранялся в устном предании. Подробное описание ритуала литургии впервые дано в Апологии святого мученика Иустина Философа (II в.), написанной около 150–155 г. Святой Иустин описывает Евхаристию дважды: во-первых, в связи с таинством Крещения и, во-вторых, когда говорит, как она совершалась при нем в воскресный день: «В так называемый день солнца бывает у нас собрание в одно место всех живущих по городам и селам; при этом читаются памятные записки апостолов или писания пророков, сколько позволяет время. Потом, когда читающий престанет, предстоятель посредством слова делает наставление и увещание подражать слышанному доброму. Затем все вообще встаем и воссылаем молитвы. Когда же окончим молитву, тогда приносятся хлеб, вино и вода и предстоятель также воссылает молитвы и благодарения, сколько он может, а народ подтверждает, говоря: аминь. Затем следует раздаяние каждому и причащение даров, над которыми совершено благодарение, а к неприсутствовавшим они посылаются чрез диаконов. Между тем достаточные и желающие, каждый по своему произволению, дают, что хотят, и собранное складывается у предстоятеля, а он имеет попечение о сиротах и вдовах, о всех нуждающихся вследствие болезни или по другим причинам, о находящихся в узах, о пришедших издалека чужестранцах, – вообще печется о всех находящихся в нужде. В день же именно солнца творим собрание таким образом все вообще потому, что это первый день, в который Бог, изменив мрак и вещество, сотворил мир, и Иисус Христос, Спаситель наш, в тот же день воскрес из мертвых, так как распяли Его накануне дня Кроноса, а после Кроносова дня, так как этот день – солнца, Он явился Своим апостолам и ученикам и научил их тому, что мы представили теперь на ваше усмотрение».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Посмотрите же теперь, с той ли целью и с той ли мыслью у вас употребляют оное осмое правило, с какой оно положено вселенским собором. Оно у вас не служит руководством для церкви, согласно определению Божию, существующей со всей полнотой священства, но составляет основание церкви, лишившейся полноты священства; им вы хотите заменить от Бога положенную в церкви, для существования в ней священства, священную тайну хиротонии. Ибо у вас, кроме приятия священных лиц от ереси, не было бы и священников, и епископов, а также и всех ими священнодействуемых таинств. Итак, у вас изменены цель и значение осмого правила, с какими оно установлено первым вселенским собором. Правило сие поставлено не как основание непрерывному существованию священства в церкви; а вы приняли его именно в таком значении и потому священство вашей церкви стоит не на том основании, на котором от Создателя церкви определено ему существовать в истинной церкви Христовой, то есть не на благодатном совершении таинства хиротонии. Правило сие дано в руководство соборной и апостольской церкви относительно приходящих от ереси и могло быть употребляемо только при полноте церковной власти, при полноте священных чинов: а вы руководитесь им, таковой полноты чинов и власти церковной не имея. Посему, вы хотя и думаете утверждаться в принятии ваших священников и митрополита Амвросия на осмом правиле первого вселенского собора, но совершали сие принятие не по силе этого правила, a по своему своеволию, восхитив не дарованное вам. И не потому только приятие указанных лиц незаконно, что вы, приемлющие, не дарованное восхитили, но и потому что со стороны приходивших к вам священников и митрополита Амвросия, чрез подчинение сему приятию, сделано было великое нарушение осмого правила и прочих правил апостольских и соборных. Поповец сказал : Приходившее к нам священники и митрополит Амвросий оставили ересь и пришли к истине; а принявшие их священники имели право совершить чин присоединения над всяким приходящим от ереси, хотя бы стоял он и в великом духовом сане.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Св. Каллиник родился в Киликии и был воспитан родителями в христианском благочестии. Как истинный ревнитель веры Христовой, он, пришедши в возраст, начал обходить города и селения с проповедью слова Божия и многих обращал к истине. В Галатийском городе Анкире язычники схватили проповедника и представили городскому начальнику, как развратителя народа и проповедника воспрещенного закона. По приказанию градоначальника, святого проповедника били жилами и строгали железными гребнями; наконец, мучитель, видя твердость св. Каллиника, заставил обуть его в железные сапоги с острыми гвоздями и отправил из Анкиры в Ганры. Воины ехали на конях и гнали пред собою св. мученика ударами плетей. На дороге воинов стала мучить жажда, и св. Каллиник молитвою извел из камня воду. Это расположило в пользу мученика воинов, и они, прибывши в Ганры, хотели освободить его, но, страшась наказания, предали начальнику. Св. Каллиник был брошен в разженную печь и там скончался, но тело его не было повреждено пламенем. В котором году претерпел страдания св. Каллиник – неизвестно. Память его совершалась в Константинополе близ Иустиниана Гефира, то есть близ Иустинианова моста, на реке Варвизе и близ Петрия. Один из храмов его восстановлен Василием Македонянином (Четьи-Минеи). Св. Муч. Феодотии и трех чад ее Св. Феодотия пострадала в Вифинии при Диоклитиане (284–305). Первоначально она жила в Никее, но за тем, после смерти мужа, Феодотия с своими тремя малолетними детьми переселилась в Македонию в свое имение. Жизнь св. вдовы проходила в благочестивых подвигах любви христианской: она употребляла имущество на пособие страждущим и на погребение умерших. Язычники схватили св. Феодотию и обвинили в исповедании веры Христовой. Святую заключили в темницу, но так как она была еще молода и красива, то царедворец Левкадий решился сделать ее своею женою. Он освободил Феодотию из темницы и взял к себе. Но св. вдова отказалась от супружества с язычником и была отослана в Никею к проконсулу Вифинскому. Мучитель велел бросить мать вместе с ее детьми в разженную печь, где они и скончались. Император Иустиниан создал храм во имя мученицы Феодотии (Четьи-Минеи в житии св. муч. Анастасии 22 дек.). Св. муч. Серафимы девицы

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Три последние секты некоторые сравнивают с тремя знаменитыми сектами языческой философии: фарисейскую со стоическою, саддукейскую с эпикуровой, ессейскую с пифагоровой. Раскол самарянский, во времена Антиоха Епифана смешавшийся с язычеством, после опять возвратился на прежний путь, и сохранился, несмотря на разрушение храма на горе Гаризин. Алтарь на той же горе оставался местом самарянского Богослужения и тогда, когда Ирод построил в возобновленной Самарии новый храм. Египетский храм Онии подал случай к новому расколу. По крайней мере палестинские иудеи не могли терпеть богослужения египетского. Состояние язычества В язычестве знатнейшие сих времен секты – платоническая, перипатетическая, стоическая и эпикурова, несогласные в собственных мнениях, соглашались в унижении народного суеверия и многобожия. Карнеад, основатель третьей Академии, преподавал такое учение, которое близко было к скептицизму и безбожию. В Риме, куда как будто на смотр собраны были божества побежденных народов, и куда вслед за могуществом переселилось просвещение, Цицерон, в сочинении о естестве богов исследовал мнения своих предшественников о сем предмете, и не сделал ничего более, как разрушил то, что они созидали. Таким образом, свет философии всюду освещал хаос, но не мог преобразовать его. Многие или открыто ругали религию, или держали ее только лицемерно. Оракулы и различные роды священных гаданий постепенно теряли доверие. Между тем с рассеявшимися иудеями рассевались повсюду семена лучшего богопознания; и, как свидетельствует Флавий, по всему Востоку распространилось мнение, что по определению судеб в сие время из Иудеи должны явиться люди, которые покорят свет. Современность народов языческих История народов языческих в сии времена есть почти только история возрастающего владычества римлян. Третьей Пунической войной Сципион разрушил Карфаген. Войной Ахайской Коринф обращен в развалины, а Греция в римскую провинцию. Испанской и Нумантинской утверждено господство римлян над Испаниею. Царства Пергамское и Вифинское достались им по завещанию слабых владетелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Когда Митридат напал на  союзное Риму Вифинское царство, Рим решил вмешаться вооруженной рукой. Находившиеся в Азийской провинции войска, во главе которых стояли наместник провинции Луций Кассий и  посол Маний Аттилий, вступили в боевые действия с Митридатом, который мобилизовал огромную армию, насчитывавшую 250 тысяч пехоты и 40 тысяч всадников, а также мощный флот из 400 боевых судов. В сражении у реки Амнейтона войска вифинского царя Никомеда были разбиты военачальниками Митридата Неоптолемом и Архелаем. Панику в вифинской армии вызвали действия колесниц с косами, рассекавшими на части тела поражаемых вифинцев, которые, по словам Аппиана, были «повержены в ужас, когда они увидали людей, разрезанных пополам и еще дышащих или растерзанных в куски, а их тела повисшими на колесницах… и они в ужасе смешали свои ряды» (Аппиан, цит. изд., с. 310). Лагерь Никомеда был взят, а его оставшиеся войска отступили и затем сражались бок о бок с римлянами – и снова неудачно. В результате Вифиния была захвачена противником, а Никомед, потеряв свое царство, ушел в столицу Азийской првинции Пергам. Не встречая уже заметного сопротивления, Митридат захватил всю Фригию, Ликию и Памфилию, а затем и саму Азийскую провинцию, а также города Ионии: Магнесию, Эфес, Стратоникею. Взяв в плен Мания Аппия, он велел казнить его в Пергаме, приказав влить ему в горло расплавленное золото, в обличение жадности и взяточничества римских провинциальных чиновников. Главным очагом сопротивления Митридату стал союзный римлянам Родосский полис, против которого царь сосредоточил свой флот. На занятых территориях Митридат играл роль защитника местного населения от римского господства: в греческих полисах он восстанавливал самоуправление, отменял долговые недоимки, освобождал их граждан от налогов на ближайшие 5 лет – и в результате снискал поддержку народа. По его тайному приказу в специально назначенный для того день в городах Азии учинено было избиение римлян и италиков, включая их жен, детей и  даже рабов италийского происхождения. Азиатские греки и варвары охотно поучаствовали в этом злодеянии, жертвой которого пало 80 тысяч выходцев из Италии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

1553 ...дары такого рода запрещены. – Несмотря на многочисленные запрещения практика эта держалась. 1554 ...он очень много дал городу и потратил на это почти все свое состояние. – Дед Диона (см. 1489 ), так же как и Пизон, истратил почти все свое состояние на городские нужды; в Дигестах (50, 2, 8) приведено правило, по которому декурионы, истратившие все состояние на родной город, должны получать от него пенсию. 1555 ...это повлекло бы к потере его звания. – Т. е. декуриона, для которого требовался определенный имущественный ценз. Домициан, даря Архиппу имение стоимостью в 100000, обеспечивал ему, видимо, этот ценз (58, 5). 1556 ...заботиться о жителях... не меньше, чем о городских средствах. – О стремлении Траяна охранять интересы частных лиц см. 109. 1557 ...кого цензоры выбирают в буле, не должны платить денег. – Цензоры составляли, по римскому образцу, список членов городского совета. Плата «за честь декурионата» (honorarium decurionatus) была обычной в Италии и Западных провинциях; в Восточных ее заменяли литургии, которые богатые горожане несли в течение всей своей жизни. 1558 ...разрешил... добавить сверх законного числа... – В Прусе и Клавдиополе Нерва и Траян увеличили число членов совета; новые члены платили honorarium, и Плиний считал его уплату обязательной (39.5). Число декурионов в разных городах было разным; в Прусе Нерва увеличил его до ста человек. Величина honorarium в разных городах тоже была различной. 1560 ...во всех городах всем... – Плиний и Траян стояли на разных точках зрения: Плиний хотел указаний общеобязательных; Траян уважал местные обычаи. 1561 Я не могу издать общего распоряжения... – Траян считал невозможной формулировку правила, действительного для каждого города с его разными обстоятельствами. 1563 ...кроме людей, уже состоящих гражданами какого-нибудь вифинского города. – Дион Хрисостом, уроженец и гражданин Прусы, был гражданином в Никомедии и Апамее. Его отец и дед, граждане Прусы, были и гражданами Апамеи. Закон Помпея был действительно забыт.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

И на Вселенском престоле патриархи из монахов заявили себя почтенной просветительной деятельностью. Из представленных раньше сведений видно, что из их общего числа большинство (32) отличались выдающимся образованием, любили науку и просвещение, покровительствовали учёным, заботились о духовном развитии народа, посвящали себя литературно-богословской деятельности. К сожалению, о некоторых патриархах не сохранилось никаких сведений по вопросу об их образовании, а о других имеются сведения неясные и неопределённые. Но с несомненностью можно сказать, что патриархи из монахов, [даже] не выделявшиеся из среды современников своим образованием, отличались выдающимися нравственными доблестями и оказывали на общество громадное влияние своим моральным авторитетом; а с другой стороны, недостаточная их просвещённость имеет относительный смысл, потому что в византийских монастырях образование вообще стояло высоко и расценивалось наряду с уставными иноческими подвигами. Так, о патриархе Антонии II Кавлее (893–901) известно, что он, хотя и не имел систематического образования, был, однако, строгим аскетом и оказывал большое воздействие на паству своими добродетелями, которыми он отличался ещё во время своего подвижничества на Олимпе Вифинском. 244 Патриарх Трифон (928–931), подвижник одного из монастырей на горе Опсикии, был, по сообщению историков, «засвидетельствован в благочестии и святости». 245 И на патриаршем престоле он сиял добродетелью, как яркий светильник. Однако добродетельный предстоятель Византийской церкви был неугоден современному императору Роману Лакапину. Последний, пользуясь несовершеннолетием Константина Порфирородного, законного наследника престола из славной в Византии Македонской династии, сумел захватить в свои руки высшую власть в Империи и, женив Константина на своей дочери и фактически устранив его от управления, составил хитрый план совсем заменить на престоле Македонскую династию фамилией Лакапинов. Одним из путей к полному торжеству этого замысла был захват и патриаршего престола, так как Византийский патриарх имел громадное влияние на утверждение той или другой царствующей династии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Максимин, как тиран, узнав об этом, весьма огорчился, однако же, чтобы не показаться, будто уступает другим и вместе с тем опасаясь утаить повеление (το κελευσθεν) императоров, по необходимости, как бы от собственного лица, написал к подчиненным себе областным начальникам следующую первую в пользу христиан грамоту»; далее приводится приказ Максимина Сабину (Евсевий. Церковная История IX, 9). Повидимому, здесь речь идет о Миланском эдикте, однако место издания не указывается, время точно не определяется (ср. επι τουτοις) и самый текст «совершеннейшего закона» не дается, а путем вывода легко придти к мысли, что упоминаемый здесь закон появился еще в 312 г. В самом деле, в 313-ом г., незадолго до своей смерти, Максимин обнародовал другой закон в пользу христиан, где изданный им рескрипт на имя Сабина он называет «прошлогодним», т. е. появившимся в 312-ом г. (το παρελθοντι ενιαυτω ενομοθετησομεν)… Вот какие неясности у Евсевия.    Лактанций так рассказывает о пребывании правителей в Медиолане. «Константин, покончив с делами в городе Риме, удалился в ближайшую зиму в Медиолан, куда пришел также Ликиний, чтобы получить супругу», т. е. сестру Константина Констанцию (De morte persecutorum XLV, 9). Об издании здесь эдикта не упомянуто у Лактанция ни единым словом. При таком довольно печальном положении исторических данных о Миланском эдикте, не удивительно если, например, исследователь Константиновой эпохи Зеек отрицает подлинность его. По Зееку, документ называемый «Миланским эдиктом» вовсе не есть эдикт, издан не в Милане и не Константином и не устанавливает юридической веротерпимости, которой христиане уже давно пользовались. Зеек имеет в виду указ Галерия 311-го г. и наряду с ним «так называемый Миланский эдикт» считает совершенно излишним. Так называемый Миланский эдикт есть только письмо Ликиния на имя Вифинского презида в отмену тех ограничений, какими затруднил действия эдикта Галерия 311 г. Максимин, а документ Евсевия есть перевод того же письма Ликиния, посланного в Палестину где жил Евсевий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...

671 Это сочинение в VIII томе бенедиктинского издания творений Блаж. Августина. У Миня Patrolog latin. Т. XLII. col. 21–50. 672 Quodvultdeus diaconus. Этот почитатель Августина неоднократно просил его, ut breviter, perstricte et summatim exponat, quae haereses fuerint, sint,– quos errores intulerint, inferant,– quid adversus catholicam Ecclesiam senserint, sentiant,– quae baptismum habeant quaeve non habeant et post quas baptiset nec tamen rebaptiset Ecclesia. Два письма Кводвульт-Дея к Августину по этому случаю и ответы Августина при самом сочинении Августиновом Миня Т. XLII, р. 15–19. Из второго письма Августинова видно между прочим, когда писано Августином это сочинение – вслед за написанием второй части обличений против Юлиана экланского. А так как этот последний труд относится к 427 году, то сочинение о ересях относят к 428. (См. у Миня Admonitio in librum de haeresibus p. 15). Вообще это одно из последних писаний Августиновых. 673 В некоторых кодексах к восьмидесяти восьми сектам, описанным Августином, присоединяются еще три: несторианская, евтихианская и ересь Тимофея вифинского сходная с несторианством. Но это очевидно позднейшая прибавка. О евтихианстве в конце двадцатых годов V столетия во всяком случае Августин не мог писать, и о несторианстве едва ли мог; так как эта ересь тогда только что возникала на востоке, и в северо-западной Африке едва ли могла обращать на себя внимание. См. Миня Т. XLII col. 50, nota 2. 674 Августин, как видно из указанной в 671 примечании переписки его с Кводвульт-Деем, и не задавался целию писать большое сочинение о ересях, а имел в виду лишь breviter , perstricte et summatim изложить сущность еретических учений. Августин в начале вовсе и не имел в виду писать особенное сочинение об этом предмете, а рекомендовал Кводвульт-Дею прочитать сочинения Епифания и Филастрия (1 письмо Кводвульт-Дею); затем по новой просьбе Кводвульт-Дея взявшись за это сочинение, он наскоро составил его между другими большими трудами (2 письмо Кводвульт-Дею).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010