135-136 136-137 АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) 137-138 138-139 139-140 140-141 141-142 142-143 АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АВКСЕНТИЙ I († 374), еп. Медиоланский, предшественник свт. Амвросия на кафедре Медиолана (Милана), арианин 144-145 АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ (ок. 420 – ок. 470), прп. (пам. 14 февр.; 28 янв., 12, 15 февр., 15 апр.), отшельник, гимнограф 145-146 146-147 147-148 148-149 АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец) 149-155 АВРААМ [Авраамий] († между 344 и 352), еп. Арбельский [Арвильский], сщмч. (пам. 4, 5, 7 или 8 февр.) 156-157 АВРААМ сирийский священник, представитель семейства византийских переводчиков и дипломатов, отстаивавших интересы империи на Востоке в 1-й пол. VI в. 157-158 158-159 АВРААМ БЕТ-РАББАНСКИЙ (сер. V в. - 569), сирийский богослов и писатель, принадлежавший к несторианской Церкви Востока АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) 159-160 160-161 161-163 163-165 165-166 166-167 167-168 АВРААМИЙ (Венгерский Алексей Иванович; † 1702), инок, один из руководителей раннего урало-сибир. старообрядчества, писатель, владелец б-ки 168-169 169-170 170-171 АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор " Китайского благовестника " 171-172 172-173 АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/vol/i.html

Изд., лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 450, 481; Т. 2. С. 43; Παπαηλιοπολου-Θωτοπολου Ε. Ταμεον νεκδτων βυζαντινν σματικν καννων. Αθναι, 1996. Σ. 166, 494. А. Ю. Никифорова Иконография А. изображается как старец-преподобный с длинной бородой. Представлен: на миниатюре Минология Василия II (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. Р. 399) - с воздетыми в молении руками (орант); на миниатюре Минология (ГИМ. Син. греч. 183. Л. 59, нач. XI в.); во фресках мон-ря Неа-Мони на Хиосе, сер. XI в.; в настенном минологии в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- поясное; в нартексе ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), 1386-1390 гг.,- в рост; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 100, XV в.) - в рост, в правой руке держит крест, левая сложена в жесте приятия благодати. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., описан как старец с остроконечной бородой (Ч. 3. § 13. 66). Иконогр.: Kaster K. S.//LCI. Bd. 5. Sp. 298; MenolBas. Torino, 1907. Tav. 399; Wehofer T. M. Untersuchungen zum Lied des Romanos auf die Wiederkunft des Herrn//SAWW. 1907. Bd. 5. 154. S. 11-15; Тренев Д. К. , Попов Н. Д. Миниатюры греческого менология XI в. 183 Московской Синодальной библиотеки. М., 1911. Табл. IV, 13; Менолог. С. 275, 356; Евсеева. Афонская книга. С. 277. 123; Ерминия ДФ. С. 173. Е. А. Луковникова Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306-373), богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви, прп. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви - суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской - 27 янв.; в Церкви Востока - пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей)) ПАРАСКЕВА (Петка; † не позже нач. XI в.), отшельница, Эпиватская, Новая,Тырновская, Белградская, Сербская, Ясская, прп. (пам. 14 окт.), отшельница, Эпиватская, Новая,Тырновская, Белградская, Сербская, Ясская

http://pravenc.ru/text/62824.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прп. Авксентий Вифинский. Миниатюра из Минология XI в. (ГИМ) [греч. Αξντιος] (ок. 420, Сирия - ок. 470, Вифиния), прп. (пам. 14 февр.; 28 янв., 12, 15 февр., 15 апр.), отшельник, гимнограф. Род. в знатной семье, получил прекрасное образование. Прибыл в К-поль при имп. Феодосии II , служил в придворной гвардии (в 4-й схоле). Ок. 442 г. ушел в один из вифинских мон-рей, где принял постриг, был посвящен во диакона, а затем и во пресвитера. После этого он удалился для уединенного подвига в пещеру на г. Оксия. Согласно житию А., имп. Маркиан вызвал его на Халкид. Собор (451; см. Вселенские Соборы ), где А. обличал приверженцев ересей несторианства и евтихианства , однако в актах Собора его имя отсутствует. А. был тесно связан с мон-рем Руфина во время своего второго пребывания в К-поле. Вновь покинув столицу, А. поселился в пещере Скопа в Вифинии. Впосл. на этом месте был основан мон-рь, освященный во имя А. (см. Авксентия святого гора ). Здесь А. стал аввой для Вифинии; он духовно провидел кончину прп. Симеона Столпника , вскоре после к-рой почил сам. Мощи А. находились в К-поле, о чем свидетельствуют лат. рукопись нач. XII в. (Digb. lat. 112. Fol. 17-28v): «37. В церкви святого Воскресения лежат святой Авксентий, монах и игумен, и святой Маркиан - пресвитер и казначей Великой церкви» (Описание святынь Константинополя в латинской рукописи XII в./Пер. Л. К. Масиеля-Санчеса//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. C. 436-464) и Антоний Новгородский , видевший мощи А. в 1200 г. во время паломничества по святым местам и записавший в «Книге паломник»: «Ту же лежит св. отец Ауксентей» (Книга паломник: Сказание мест святых во Цареграде Антония, архиеп. Новгородского в 1200 г./Под ред. Х. М. Лопарева//ППС. 1899. Вып. 51. С. 1-39, 71-94). Житие А. составлено Симеоном Метафрастом якобы на основании свидетельств, оставленных Георгием, учеником А., позднее переработано Михаилом Пселлом , к-рый приписывает А. собственные биографические черты (Kadan A.//Byz. 1983. Vol. 53. P. 546-556).

http://pravenc.ru/text/62824.html

Алфавитный указатель имен святых, упоминаемых в месяцеслове Список сокращений: ап . – апостол; архиеп . – архиепископ; архим . – архимандрит; блж . – блаженный; блгв . – благоверный; вел . – великий; вмц . – великомученица; вмч . – великомученик; еп . – епископ; имп . – император; митр . – митрополит; мц . – мученица; мч . – мученик; мчч . – мученики; новомуч . – новомученик; патр . – патриарх; Печер . – Киево-Печерских; прав . – праведный; прмц . – преподобномученица; прмч . – преподобномученик; прп . – преподобный; прот . – протоиерей; равноап . – равноапостольный; Ростов . – Ростовских; свт . – святитель; сщмч . – священномученик. Аарон , первосвященник, прав. (20 июля/2 августа) Аввакум , пророк, из 12-ти малых пророков (2/15 декабря) Авенир Индийский , царь (19 ноября/2 декабря) Аверкий Иерапольский , равноап., еп., чудотворец (22 октября/4 ноября) Авив Едесский , диакон, исповедник, сщмч. (15/28 ноября) Авим Маккавей , мч. (1/14 августа) Авксентий Вифинский , отшельник, пресвитер, прп. (14/27 февраля) Авксентий Перцовский , Вологодский, прп. (12/25 июня) Авксентий Севастийский , Аравийский, пресвитер, сщмч. (13/26 декабря) Авкт , мч. (7/20 ноября) Авраамий Болгарский , Владимирский чудотворец, мч. (1/14 апреля; в Неделю о расслабленном) Авраамий Галичский , Чухломской, Городецкий, прп., игумен, ученик прп. Сергия Радонежского (20 июля/2 августа) Аврамий Затворник , Хиданский, пресвитер (29 октября/11 ноября) Аврамий Ростовский , архим., прп. (23 мая/5 июня [Ростов.]; 29 октября/11 ноября) Аврамий Смоленский , прп., архим. (21 августа/3 сентября) Антоном Италийский , еп., сщмч. (12/25 сентября) Агав , ап. от 70-ти, сщмч. (4/17 января ап.]; 8/21 апреля) Агапий Газский , Кесарийский (Палестинский), мч. (15/28 марта) Агапит Печерский , прп., врач безмездный, в Ближних (Антониевых) пещерах (1/14 июня; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Агапия Аквилейская , мц. (16/29 апреля) Агафия Панормская (Палермская), Сицилийская, дева, мц. (5/18 февраля) Агафодор Сардийский , мч. (13/26 октября)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Авксентий Вифинский, Отшельник, прп. - житие Авксентий Вифинский (ок. 420 - ок. 470), иеромонах, отшельник, гимнограф, преподобный. Память 14 февраля. Родился около 420 года в Сирии в знатной семье, получил прекрасное образование. Прибыл в Константинополь при императоре Феодосии II, служил в придворной гвардии (в 4-й схоле). Он был известен как добродетельный, ученый и мудрый человек, и имел дружбу со многими благочестивыми мужами своего времени. Около 442 г. ушел в один из вифинских монастырей, где принял монашество, был посвящен во диакона, а затем и во пресвитера. После этого он удалился для уединенного подвига в пещеру на г. Оксия, недалеко от Халкидона. Гора эта впоследствии названа была Авксентьевой. Место подвигов святого было обнаружено пастухами, искавшими заблудившихся овец. Молва о нем разнеслась, и к нему стали приходить люди за исцелением. Именем Божиим святой Авксентий исцелял множество больных и недужных. Согласно житию, в 451 году святой Авксентий был призван на IV Вселенский Собор в Халкидоне, где и прославился как обличитель Евтихиевой и Несториевой ересей, однако в актах Собора его имя отсутствует. По окончании Собора святой Авксентий снова вернулся в свою уединенную келлию на горе. С его именем связано возникновение женского монастыря Трихинареи (власяница), ставшего предметом его особой заботы. Духовным взором он видел на большом расстоянии кончину святого Симеона Столпника (459). Скончался около 470 года, оставив после себя учеников и устроив многие монастыри в Вифинской области. На месте его подвигов был основан монастырь его имени, а сама Гора святого Авксентия стала один из крупных монашеских центров Вифинии. Мощи преподобного находились в Константинополе, о чем свидетельствуют лат. рукопись нач. XII в. : «37. В церкви святого Воскресения лежат святой Авксентий, монах и игумен, и святой Маркиан - пресвитер и казначей Великой церкви» и Антоний Новгородский, видевший мощи Авксентия в 1200 г. во время паломничества по святым местам и записавший в «Книге паломник»: «Ту же лежит св. отец Ауксентей» .

http://pravicon.com/info-1615

Икона Авксентий Вифинский, Отшельник, прп. - обсуждение в форуме Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте / конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Икона Авксентий Вифинский, Отшельник, прп. - обсуждение в форуме Notice : Undefined variable: what in on line 65 Эта страничка относится к разделу Авксентий Вифинский, Отшельник, прп. Обсуждений этой иконы в нашем форуме не найдено. Для создания новой темы зайдите в форум " Обсуждение икон, опубликованных на сайте " и создайте тему, начинающуюся со строки " [icon-1017] " (в квадратных скобках без кавычек). Внимание!!! Строго запрещается соединять темы форума с этим сайтом вышеуказанным образом, если они попадают в одну из следующих категорий: - Сообщения, связанные с куплей, продажей, оценкой икон, либо иные какие сообщения, нацеленные на получение личной выгоды. - Сообщения, явной или скрытой целью которых является реклама сайтов или какого-то товара. - Сообщения, распространяющие сомнительную неправославную/раскольническую информацию об иконе. Подобные темы будут удаляться без предупреждения вместе с учетными записями наглых пользователей. Если Вы не уверены, что Ваше сообщение в форуме полезно не только Вам, лучше не соединяйте его с этим сайтом указанным образом, но просто создайте тему с обычным заголовком (без квадратных скобок и номера иконы). Примеры тем, которые полезно соединить с сайтом: вопросы об истории иконы, спорные и противоречивые факты; исправление ошибок, замеченных в опубликованном на сайте житии и обновление устаревшей информации; обсуждение различий в иконографии, каноничность иконы и особенности написания, различия в написании; иные подобные темы. В основной раздел " Авксентий Вифинский, Отшельник, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/icon-1017-forum

семейного аскетизма. В V-VI вв. в К-поле существовало по крайней мере 2 жен. обители: мон-рь прп. Матроны, духовно окормлявшийся муж. мон-рем Вассиана и пользовавшийся покровительством столичных знатных дам ( Janin. Grands centres. P. 329), и мон-рь Метанойя (Покаяние) на берегу Босфора, в к-рый имп. Феодора помещала покаявшихся городских блудниц ( Procop. De aedif. 1. 9). Прп. Авксентий Вифинский отшельник. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Р. 329) Прп. Авксентий Вифинский отшельник. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Р. 329) К-польским обычно принято считать не только М. столицы и ее пригородов, но и М. соседней Вифинии , расположенной напротив К-поля на азиатском берегу Босфора. Начиная с V в. в горах Вифинии сформировались 2 крупных монашеских центра: Олимп Вифинский и Авксентия святого гора , относившиеся, как и мон-рь акимитов, к епископии Халкидона. В период наивысшего процветания (VIII-X вв.) здесь было ок. 50 мон-рей. Гора находилась в 12 км к юго-востоку от Халкидона и была названа по имени сир. монаха прп. Авксентия Вифинского († ок. 470), проведшего здесь последние 20 лет жизни. С прп. Авксентием связано возникновение жен. мон-ря Трихинареи, ставшего предметом его особой заботы ( Janin. Grands centres. P. 43-47; Auzépy. 1995). В правление имп. Юстиниана интенсивно шло строительство мон-рей в окрестностях Никомидии, где находились т. н. термы Пифии, излюбленное место отдыха столичной аристократии ( Theoph. Chron. P. 186). Прокопий Кесарийский упоминает также о монастыре в Никее, построенном Юстинианом на собственном участке земли ( Procop. De aedif. 5. 3). История распространения М. на Востоке (III-VIII вв.). Лит.: Weingarten H. Der Ursprung des Mönchtums im nachkonstantinischen Zeitalter//ZKG. 1877. Bd. 1. S. 1-35; Harnack A., von. Die pseudoklementinische Briefe De Virginitate und die Entstehung des Mönchtums//SPAW. 1891. Bd. 21. S. 361-385; он же. Монашество: Его идеалы и его история. СПб., 1908; Holl K.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

27; прор., окт. 17. Острихий (очень твердое дерево, остирикс), муч., нояб. 7. Павел (малый), преп. комел., – обнор., янв. 10; синайск. янв. 14; фивейск. янв. 15; муч., февр. 16, мар. 4 и 10, мая 18, июня 3, июля 16, авг. 17; ап., июня 29; испов. прус., мар. 7, нояб. 6; патр. конст., авг. 30; митр., никейск, сент. 10; простой, окт. 4; ростов. окт. 22; преп., июня 28, дек. 7 и 15; неокес. дек. 23. Павлин (Павлов или маленький), милост., янв. 23; муч., мая 18. Павсикакий (прекращающий зло), преп., мая 13. Павсилип (прекращающий печаль), муч., апр. 8. Паисий (детский), преп., июня 6; велик., июня 19. Пактовий (сохраняющий жизнь) муч., нояб. 3. Палладий (Падлады – богини мудрости), преп., янв. 28, нояб. 27, Памва (настырь всех), пр.-муч., июля 18. Памвон (то же, что Памва), муч. июня 5. Памфилон (из всех родов), муч., мая 17. Памфамир, муч., мая 17. Памфил (всеми любимый друг всех), муч., фев 16, авг. 12. Панкратий или Пагкратий, св.-муч. февр. и июля 9. Пансофий (всемудрый), пр.-муч., янв. 15. Пантелеимон (всемилостивый), вел.-муч., июля 27. Панкарий или Пагкарий (всем владеющий, всесильный), муч., мар. 19. Папа, муч., мар. 16, сент. 14. Пакий (папенька), муч., янв 31, фев. 3, мар. 10, июня и июля 7. Папила (папенька), муч. окт. 13. Парамон (твердый, постоянный), муч., нояб. 29. Пард (барс, но точнее – Павел), отшельн., дек. 15. Паригорий (убеждающий, утешающий), муч., янв. 29. Пармений (твердо стоящий), муч., июля 30. Пармен (твердо стоящий), ап., янв. 4 и июля 28. Парод, (дорога, выход), муч., янв. 22. Парфений (девственник), еп. лампс., февр. 7. Пасикрат (вседержащий), муч., апр. 24. Патапий, преп., дек. 8. Патермуфий, преп., июля 9; муч. сент. 17. Патрикий (Патриций – сенатор и потомок сенатора рим.), преп., мар. 20; еп. прус., мая 19. Патров (отцу последующий), ап., янв. 4, нояб. 5. Патрокл (слава отца), муч., авг. 17. Пафнутий, преп., фев. 15; боров., мая 1; муч., сент. 25. Пахомий, преп. нерехтен., мар. 23; великий, мая 15. Пелий (бегун, боец), муч., сент. 17. Пеон (врач), муч., июня 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

1961 „Возбуждённый многими рассказами о более древних духовных отцах (διηγμασιν ρχαιοτρων πνευματικν πατρων κεντρωθες) я пошёл в самую глубину пустыни“. Historia Eausaica с. VII. Migne P. G. XXXIV, 1020. В таком же значении термин употребляется в Уставе отшельнической жизни, приписываемом неправильно преп. Антонию: „Духовные отцы наши (patres nostri spirituales) утверждают, что пустыня есть самое пригодное место для размышления о смерти“. Migne, P. G. XL, 1077. 1962 Полезно для юных „сообращаться с опытными из духовных отцов (μπειροις πνενματικν πατρων συναναστρφεσϑαι), стараясь быть с ними и пользоваться их руководством“. Ibid. LXV, 1048; р. п. Добротолюбия I, 422. В арабском житии преп. Пахомия рассказывается, что ангел показал ему дела его, чтобы Пахомий „научил им отцов духовных“ (les pères spirituels). Annales du musée Guimet, t. XVII. Monuments pour servir a l’histoire de 1’ Egypte chrétienne au IV-e siècle. Par E. Amélineau. Paris, 1889. p. 368. Пользуясь коптскими и арабскими источниками, мы читали их во французском переводе издателя. 1963 ποκρσεις, διαφορος ποϑσεσιν Βαρσανουτφου κα Ιωννου. Ενετισιν 1816. ποκρ. 252 (рус. пер. изд. Козельской пустыни, отв. 250): „Если же ты и её (душу) предал Богу и духовным отцам твоим (τος πνενματικος σο πατρσιν), то зачем же сомневаешься вверить им маловажное“ (имущество)? То же самое в вопросах преп. Дорофея и ответах ему Варсануфия и Иоанна (р. п. Твор. преп. Дорофея. Μ. 1856, стр. 222). ποκρ. 317: „Скрывающий свои помыслы... исправляется только частым вопрошанием о них отцов духовных (ν τ περωτν περ ατος τος πνευματικος πατρας)“. То же самое в вопросах преп. Дорофея (р. п. его Творений, 271 стр.). ποκρ. 659: „Духовные отцы (ο πν. πατ.) ничего не говорят без цели, но всё на спасение души“. – На вопрос, оставаться на месте или бежать во время гонения, даётся ответ: „спроси духовных отцов (τος πν. πατ.) и как они скажут, так и поступи“ (ποκρ. 710). – В отшельн. уставе, известном с именем преп. Антония, говорится: „Отцов твоих духовных (patres tuos spirituales) люби больше, чем родителей плотских, потому что те заботятся о тебе больше Бога“ Migne. P. G. XL. 1075.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пр. Нил Синайский поясняет таким примером самое начало умного делания. Еще в раю Самим Богом дана умная молитва совершенных. Изначала первым людям было определено «возделывать и хранить» рай. Святой называет райским делом молитву, а хранением – соблюдете себя после молитвы от греховных помыслов. Делать сады вечной жизни значить предаваться Божественной, чистейшей мысли. Это и есть пребывание в сладчайшем видении Бога, т. е. творение благодатной умной молитвы. Оттуда умное делание и получило начало. Святит. Григорий Палама в его слове на Введение во храм Пресв. Богородицы так свидетельствует. Пречистая Дева введенная во Святое Святых и затем всегда пребывая в храме, умною молитвой взошла на крайнюю высоту Боговидения. Уразумев Писание в совершенстве, Она исполнилась безмерного сожаления к роду человеческому, бывшему в преслушании и грехе. Богоотроковица разсматривала – как найти исцеление, равноценное всеобщему страданию грешников. Она нашлась: обратиться всем умом к Богу; этим Она восприняла постоянную молитву, о том, чтоб Бог вновь привлек к Себе безпомощное человечество. Изыскивая пречистым сердцем, Она, как саморукоположенная приходила к Богу сей умной молитвой. Не было ничего из всего существующого лучше Ея и Ей преподается тогда деяние, как высочайшее восхождение к Боговидению. Дав обеты девства, Пречистая собрала весь ум в одно пребывание с Богом, что и есть непрестанная Божественная молитва . Приснодева дала Сама в себе образ жизни по внутреннему человеку. Потому из всех Одна и породила неискусомужно Богочеловека. 110. Имеются ли в Священном Писании тексты, объясняющие состояние души при Умном Делании? " И сказала Мария: величит душе Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей« ( Лk. I, 46–48 ). Многие наставники умного делания, объясняя состояние души при возсылаемой из глубины сердца молитве, приводили свидетельства Писания. Например, Св. Василий Вел. говорил, что мысль о Боге, утвердившаяся в сердце, может быть названа хвалою Бога: «Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих» ( Nc. XXXIII, 2 ). Пр. Симеон Нов. Богосл.: «очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтоб чиста была и внешность их» ( Mф. XXIII, 26 ). Пр. Исаия Отшельн. «Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим» ( Nc. XXXVIII, 4 ). Пр. Исихий: «берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль» ( Bmop. XV, 9 ). Тоже и Церковный Устав, говоря об этой Божественной молитве, приводит изречение: «Бог есть дух: и поклоняющееся Ему должны покланяться в духе и истине» ( Uoah. IV, 24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

  001     002    003